Методика преподавания языка
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Т. С. Брыжина
В данной статье представлены результаты исследования особенностей использования новых коммуникативных медиа, в частности мультимедийных средств для обучения английскому языку студентов технических вузов. Анализируются преимущества мультимедийных средств по сравнению с традиционными. В качестве примера рассматривается мультимедийная обучающая программа по теме «Промышленная экология».
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, мультимедийная обучающая программа, обучение иностранным языкам.
В настоящий момент система высшего образования в России подвергается ряду кардинальных изменений, которые связаны с появлением и развитием новых информационных технологий. Использование новых коммуникативных медиа в учебном процессе обеспечивает повышение информативной емкости содержания учебного занятия, т.к. способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; сокращает время, позволяет усваивать больший объем знаний; концентрирует внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий; позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными); формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы [2. С. 3].
Применение медиа в профессиональном обучении студентов связано со следующими значимыми их функциями:
- моделирование изучаемых процессов;
- показ рассматриваемых событий, явлений и процессов в динамике их ретроспективного и перспективного интерпретирования;
- компьютерная визуализация и отражение на большом экране недоступных непосредственному восприятию процессов и явлений;
159
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
- интерактивное управление рассматриваемыми процессами, смоделированными на экране (виртуальное участие обучаемых в анализируемом процессе или явлении);
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения (регулирование информационной насыщенности проводимого занятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);
- осуществление текущего и итогового контроля над познавательной деятельностью студентов с установлением обратной связи;
- обеспечение свободного доступа к глобальным и локальным информационным сетям;
- эмоциональность и выразительность транслируемой учебной информации;
- демонстрация изучаемых процессов и явлений достаточно большой учебной аудитории;
- усиление мотивации обучения [5].
Современные информационные технологии требуют от высших учебных заведений внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Внедрение информационных технологий в учебный процесс вуза переходит на новый этап - внедрение новых мультимедийных учебных материалов [7].
По мнению Н. Ю. Хлызовой, мультимедиа «представляет собой универсальное средство, т.к. может одновременно выступать средством обучения, которое делает учебный процесс эффективным, интересным и доступным, средством медиаобразования, формирующим медиакомпетентность студентов, формирующим умения отбирать, оценивать и самостоятельно создавать сообщения, а также средством развития психологических процессов, таких как память, внимание, воображение, восприятие, логическое мышление» [8. С. 285-286].
Мультимедийные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента [3].
160
Методика преподавания языка
В мультимедийных обучающих программах по английскому языку можно использовать разнообразные методические приёмы, которые позволяют проводить ознакомление, тренировку и контроль.
Вопросно-ответные задания относятся к разновидности упражнений стимул-реакция. Взаимодействие включает множественный выбор и «открытый ответ», при которых обучаемый вводит свой ответ через клавиатуру. Задания подобного типа успешно используются при закреплении грамматики, словаря, а также для проведения контроля.
Конструирование текста. На экране появляется текст, затем предлагаются различные упражнения по его восстановлению: расстановка знаков препинания; расстановка абзацев текста в правильном порядке; восстановление слов, обозначенных в тексте точками (обучаемый может вводить слова, соревнуясь с компьютером или с партнёром). С помощью упражнений данного типа можно системно разобрать структуру текста на всех уровнях: морфемы, слова, словосочетания, предложения, текст из единиц разной сложности.
Работа над произношением. Программы для работы над произношением выполняют несколько функций: звуковоспроизведение, повтор, выведение на экран спектрограммы, показ на экране артикуляции органов речи и объяснение как правильно произносить звук. Эффективность подобных систем связана с визуальными возможностями компьютера как мультимедийного средства, а также с использованием специальных экспертных систем, основанных на компьютерных методах анализа и обработки естественного языка.
Диктант. В данных упражнениях студенту предлагается ввести через клавиатуру прозвучавшее слово, словосочетание или предложение. Используя функции управления звуком, студент может прослушать данное слово, словосочетание или предложение несколько раз. После ввода, ответ можно сравнить с правильным вариантом [4].
В качестве примера рассмотрим мультимедийную обучающую программу, созданную преподавателями кафедры иностранных языков Волгоградского государственного технического университета по теме «Промышленная экология». Данная программа представляет собой компьютерный обучающий модуль, состоящий из нескольких блоков: Introducing the Topic; Reading and Writing File; Video File; Listening and Speaking File; Grammar File; Challenge. Цель блока Introducing the Topic - презентация общей темы урока. Например, во втором уроке вводится тема «Загрязнение окружающей среды», ключевые термины и слова и выражения. Главная задача раз-
161
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
дела Reading and Writing File - тренировка различных видов чтения, таких как просмотровое, ознакомительное, изучающее. В разделе Video File тренируются разнообразные навыки: аудитивные, навыки перевода, отработка вокабуляра и т.д. Раздел Listening and Speaking File дает студентам возможность совершенствовать свои навыки аудирования и произношения, а также специфические грамматические навыки по построению фраз и предложений, используя указанные лексические единицы. Раздел Grammar File содержит необходимый справочный материал по грамматическим темам, изучаемым в конкретном уроке. Для того, чтобы избежать возможных проблем, связанных с пониманием грамматических терминов, правила грамматики даны на русском языке. В каждом уроке также содержится раздел с заданиями повышенной сложности, выполнение которых позволит студентам оценить их прогресс в совершенствовании английского языка по теме «Промышленная экология».
Необходимо отметить, что с помощью современных мультимедийных технологий появилась возможность расширить спектр представления учебного материала по сравнению с традиционными. К примеру, наличие сетевого компьютерного терминала позволяет: осуществлять поиск справочного материала в локальной и глобальной сети; находить самую последнюю информацию из различных областей знаний; организовывать интерактивное общение с носителями языка; визуализировать учебный материал различными способами; создавать собственные презентации на иностранном языке с использованием разнообразных средств.
Помимо этого, важно отметить смещение фокуса обучения с группового на индивидуальное, которое характеризуется дифференцированным личностно-ориентированным подходом, позволяющим снять психологические трудности обучения. Таким образом, в учебном процессе происходит перераспределение функций студента и преподавателя. Так, при традиционном подходе преподавателю принадлежит ведущая роль, которая состоит в информировании и контроле, студент же пассивно усваивает преподаваемые знания с их последующим воспроизведением. В процессе переориентации на интерактивное обучение оба участника учебного процесса являются практически равноправными. Преподаватель становится помощни-ком-консультантом, а студент получает возможность взять на себя ответственность за приобретение знаний и, следовательно, занимает активную познавательную позицию.
162
Методика преподавания языка
В этих условиях неизбежно происходит пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличивается доля самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, на смену традиционному уроку с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения приходит урок интерактивный, в котором увеличен объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Следует также отметить, что использование новейших технологий предоставляет как преподавателю, так и студенту ряд преимуществ:
1) возможность сочетания образного и логического способов освоения информации;
2) активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности;
3) интерактивное взаимодействие, позволяющее, в определенных пределах, управлять представлением информации, индивидуально менять настройки;
4) возможность создания виртуальной среды, максимально приближенной к естественным условиям;
5) визуализация сложных схем, внутренних процессов и явлений при использовании трехмерной компьютерной анимации; привлечение видеофрагментов и обширного иллюстративного материала; это превращает учебу в увлекательный процесс и способствует повышению мотивации студентов;
6) гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации;
7) становясь активным участником учебного процесса, в котором используются мультимедийные технологии (сетевые технологии, электронные пособия и др.), студент из объекта становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем, что развивает самостоятельность и творчество в его учебной деятельности [7].
Мультимедийные технологии обучения все больше становятся неотъемлемой частью учебного процесса в системе высшего образования. Однако применение новейших медийных средств и технологий для обучения студентов иностранному языку связано с рядом противоречий:
1. Высокий уровень развития компьютерных технологий, используемых в обучении иностранным языкам, не соответствует низкому уровню применения данных технологий в реальном учебном процессе отдельных вузов. Кроме того, данный вопрос недостаточно разработан и освещен в специальной литературе.
163
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
2. Учебный процесс в вузе необходимо оптимизировать с помощью высокоэффективных средств обучения иностранным языкам. Однако содержание многих мультимедийных обучающих программ не соответствует Государственному образовательному стандарту по иностранным языкам для высших учебных заведений.
3. Процесс перехода от традиционных форм обучения к новым инновационным проходит медленно и неравномерно, старые формы существуют одновременно с появлением, становлением и развитием новых форм обучения, построенных на применении мультимедийных технологий обучения [1].
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что использование мультимедийных программ не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но разнообразное использование мультимедийных средств позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и повысить мотивацию студентов, стимулировать дальнейшее самостоятельное изучение английского языка [6].
Включение современных информационных технологий в образовательный процесс несомненно способствует повышению качества образования. Тем не менее, следует признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности вузов остается еще достаточно низким. В настоящее время внедрение информационных технологий и сети Интернет в учебный процесс общеобразовательных школ и вузов происходит в ограниченном объеме и не всегда адекватно соответствует рабочим планам и программам. Несомненно, именно высшая школа должна сыграть главную роль в развитии информационных образовательных технологий. Наиболее важными задачами являются: развитие разнообразных форм дистанционного обучения и создание электронных библиотек и образовательных баз данных, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов. В этом случае вузы могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.
Список литературы Spisok literatury
1. Гребенщикова, В. Ю. Исполь- 1. Grebenwikova, V. Ju.
зование компьютерных техноло- Ispol'zovanie komp'juternyh
164
Методика преподавания языка
гии в преподавании английского языка / В.Ю. Гребенщикова. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bytic.ru/cue99M/be-pl09xmg.html, (дата обращения: 11.03.2010).
2. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов специальности «Социальная педагогика» [Текст] / Сост. В.В. Мантуленко. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. - 36 с.
3. Моисеев, А. П. Комплексный
подход к использованию технических средств обучения на занятиях по практике устной и письменной речи / А.П. Моисеев. [Электронный ресурс]. -URL: http://pn.pglu.ru/index.ph
p?module=subjects&func=printp age&pageid=2151&scope=page, (дата обращения: 21.05.2008).
4. Попова, Г. С. Роль компьютера в обучении английскому языку / Г. С. Попова [Электронный ресурс]. - URL: http://ito.su/2003/ II/2/II-2-1785.html, (дата обращения: 21.05.2008).
5. Протопопова, В. В. Методологические аспекты интеграции высшего профессионального образования и современных информационных технологий / В. В. Протопопова // Вестник Самарского Муниципального Института Управления. - 2010. - №1(12) [Электронный ресурс]. - URL:
tehnologij v prepodavanii anglijsk-ogo jazyka / V.Ju. Grebenwikova. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.bytic.ru/cue99M/be-pl09xmg.html, (data obrawenija: 11.03.2010).
2. Ispol'zovanie mul'timedijnyh
sredstv v uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: uchebnoe poso-
bie dlja studentov special'nosti «Social'naja pedagogika» [Tekst] / Sost. V.V. Mantulenko. - Samara: Izd-vo «Univers grupp», 2006. -36 s.
3. Moiseev, A. P. Komplek-snyj podhod k ispol'zovaniju tehnicheskih sredstv obuchenija na zanjatijah po praktike ustnoj i pis'mennoj rechi / A.P. Moiseev. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://pn.pglu.ru/index.php?modu le=subjects&func=printpage&pag eid=2151&scope=page, (data ob-rawenija: 21.05.2008).
4. Popova, G. S. Rol' komp'jutera
v obuchenii anglijskomu jazyku /
G. S. Popova [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://ito.su/2003/II/2/
II-2-1785.html, (data obrawenija:
21.05.2008).
5. Protopopova, V. V. Metodologicheskie aspekty inte-gracii vysshego professional'nogo obrazovanija i sovremennyh in-formacionnyh tehnologij / V. V. Protopopova // Vestnik Samarsk-ogo Municipal'nogo Instituta Up-ravlenija. - 2010. - №1(12) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://
165
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
http://www.sagmu.ru/vestnik/ catalog/nomer12/ru/21.pdf, (дата обращения: 13.12.2011).
6. Стародубцев, В. А. Компьютерный мультимедийный комплекс сопровождения курса Концепции современного естествознания / В.А. Стародубцев // Информационный технологии в образовании. Сб. трудов. Часть III. - М.: МИФИ, 2002. -С.66-67. [Электронный ресурс].
- URL: http://ito.edu.ru/2002/II/1/ II-1-1075.html, (дата обращения:
03.10.2009).
7. Сумина, Г. А. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе вуза / Г.А. Сумина, Н.Ю. Ушакова // Научный журнал «Успехи современного естествознания».
- 2007. - №5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rae.ru/ use/pdf/2007/5/34.pdf, (дата обращения: 14.12.2011).
8. Хлызова, Н. Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку [Текст] / Н. Ю. Хлызова // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т. А. Стефановская.
- Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ. образования, 2008. - С.275-286.
www.sagmu.ru/vestnik/catalog/ nomer12/ru/21.pdf, (data ob-rawenija: 13.12.2011).
6. Starodubcev, V. A. Komp'juternyj mul'timedijnyj kompleks soprovozhdenija kursa Koncepcii sovremennogo est-estvoznanija / V.A. Starodubcev // Informacionnyj tehnologii v obrazovanii. Sb. trudov. Chast'
III. - M.: MIFI, 2002. - S.66-67. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://ito.edu.ru/2002/II/1/II-1-1075.html, (data obrawenija:
03.10.2009).
7. Sumina, G. A. Ispol'zovanie mul'timedijnyh tehnologij v uchebnom processe vuza / G.A. Sumina, N.Ju. Ushakova // Nauchnyj zhurnal «Uspehi sovremennogo estestvoznani-ja». - 2007. - №5 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.rae. ru/use/pdf/2007/5/34.pdf, (data obrawenija: 14.12.2011).
8. Hlyzova, N. Ju. Mul'timedia i ih vozmozhnosti v organiza-cii processa obuchenija studen-tov anglijskomu jazyku [Tekst] / N. Ju. Hlyzova // Pedagogiches-kaja teorija, jeksperiment, praktika / Red. T. A. Stefanovskaja. - Irkutsk: Izd-vo Irkut. In-ta povysh. kvalif. rabot. obrazovanija, 2008. - S.275-286.
166