3. Глушенко А.А., Иванцов В.В., Клово АТ., Радомская М.В. Измерение и оценка качества образования. - М.: Изд-во «Международная Педагогическая Академия», 2003. - 237 с.
4. Клопченко В.С., Мирошниченко С.П., Таран В.А. Методология и теория процессов развития (часть II). - М.: Изд-во «МПА-ПРЕСС», 2005. - 194 с.
УДК 681.3.066:378.1
В.Н. Василовская
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ИНТЕНСИФИКАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Компьютеризация образовательного процесса получила распространение и применение во всем мире и успешно практикуется во всех ведущих ВУЗах. Все большее внимание уделяется изучению и использованию новейших компьютерных разработок для изучения различных учебных дисциплин, в том числе и иностран-
.
возможности, как студентов, так и преподавателей. Но, в то же время, поток информации настолько огромен, что необходимо умело в нем лавировать и извлекать , .
Из года в год поток информационных материалов растет, что ведет к увеличению учебной нагрузки студентов. С другой же стороны, количество часов, выделяемых на аудиторные занятия, заметно уменьшается. Эти факторы определяют повышенное внимание к требованиям, предъявляемым к самостоятельной работе студентов.
Актуальная в последнее время индивидуализация обучения направлена на то, чтобы процесс обучения стал личностно-ориентированным, то есть соответствовал интересам и потребностям будущих специалистов. Но, в разрез с этим, уменьшение аудиторной нагрузки снижает возможность реализации субъект-субъектного
.
компьютера и мультимедийных технологий.
Самостоятельная работа является одной из важнейших форм обучения в ВУЗе - обязательной составляющей учебной, научной и исследовательской дея.
профессиональной подготовки будущих специалистов. К сожалению, практика , -, -мя, выделять главное, самостоятельно принимать решения и делать выводы. В такой ситуации преподаватель должен научить студентов работать самостоятельно, , , -- , заинтересованность в ее самостоятельном решении.
, -тельной работы (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, ПЛ. Пидкасистый, С.Ф.Шатилов и др.), показал, что в методической литературе нет единого определения термину «самостоятельная работа». Все исследователи трактуют это понятие по-своему, но все сходятся в едином мнении, что самостоятельная работа представляет собой
активную целенаправленную деятельность, осуществляемую без явного жесткого .
По определению ИЛ. Зимней «Самостоятельная работа - это организуемая самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе опосредованного системного гибкого управления со стороны преподавателя» [1].
Самостоятельная работа должна восприниматься студентами как деятельность, способствующая саморазвитию личности, ее самосовершенствованию. Для достижения цели, важно понимать, что высокая мотивация определяет успех, та,
не противоречить интересам обучаемых, а идти с ними в одном направлении, вовлекая студентов в мир грамотности и познания.
Компьютеры широко используются в образовательном процессе. Программное обеспечение значительно влияет на качественные изменения в системе образования, в том числе и в изучении иностранного языка. Компьютеры являются неза-
, , . времени при использовании компьютерных программ настолько значительна, что появляется множество возможностей для реализации огромного числа идей и пла-, , -тии их лучших личностных характеристик. С помощью компьютера, в полной ме-, , изучения иностранного языка. Объем информации, находящейся в памяти компью-, . , -дически обновлять информацию, заменяя устаревшие, потерявшие актуальность , . -.
Без мультимедиа уже невозможно представить практически ни одну сферу деятельности. «Мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, , , , -вождение» [2]. Кроме энциклопедий мультимедийными приложениями являются интерактивные курсы обучения, тренажеры, игры, Интернет-приложения и многое другое. Компьютер же является основным аппаратным средством мультимедиа.
Открытый доступ к сети Интернет еще больше увеличивает возможности , . электронным учебникам, справочникам, словарям, иностранным газетам и журналам и т.д. Используя сеть, не составляет труда находить новые аутентичные тек, . интересны и близки студентам, они охотно работают с ними, читают и обсуждают их. Таким образом, совершенствуются навыки чтения, понимания прочитанного, перевода и говорения.
При обучении аудированию также целесообразно пользоваться электронными текстами. Во-первых, воспроизводятся они, как правило, носителями языка и в реальных жизненных ситуациях, будь то разговор двух коллег или радиопередача, -,
определенного блока упражнений. У студентов не возникает претензий к объек-.
Возможности компьютерных программ и Интернет в частности, благотворно влияют на совершенствование навыков письма. С помощью чатов, форумов, ICQ
можно вести переговоры в режиме реального времени с людьми, находящимися за сотни тысяч километров. Переписка с иноязычными друзьями способствует обогащению словарного запаса, закреплению лексических единиц, улучшает способности мыслить и излагать мысли на иностранном языке.
Г оворя о достоинствах Интернет, компьютеров, программного обеспечения и других средств мультимедиа, важно отметить, что они полезны в качестве помощников, но не могут заменить самого преподавателя. Компьютер лишен эмоций, программы могут лишь имитировать живое общение. Каким бы совершенным не был программный продукт, только преподаватель может скорректировать и правильно подобрать программу обучения, учитывая индивидуальные особенности и , .
Для успешного изучения иностранного языка необходимы систематические занятия. Работа с преподавателем должна обязательно сочетаться с не менее серьезной работой за пределами аудитории, то есть самостоятельным, автономным обучением. Технологии мультимедиа позволяют в значительной мере интенсифицировать самостоятельную работу при изучении иностранного языка. Трудно представить себе более терпеливого преподавателя, чем компьютер. Только машина может бесконечно много раз, не выходя из себя, объяснять одно и то же, постоянно исправлять одни и те же ошибки, оставаться беспристрастной.
Самостоятельная работа студентов, работающих с компьютерами, высоко эффективна и результативна. Не все студенты способны раскрыть свой потенциал в условиях аудитории. Это обусловлено целым рядом причин: страхом перед не, , -ректным произношением или неумением мгновенно выразить свои мысли не то что на иностранном, а даже на родном языке и т.д. Зато, работая с компьютером, студенты не испытывают никакого дискомфорта и давления, проходит чувство , , , умеет корить за оплошности, она просто на них указывает, а в случаях правильных ответов поощряет обучаемых порцией новых заданий.
Выполнение электронных заданий дисциплинирует студентов, такой вид работы требует от них максимальной точности и аккуратности. Компьютер оповещает пользователя о каждой сделанной им ошибке. Это преподавателю можно говорить о том, что это только описка, а имелось в виду совсем другое, машина же беспристрастна. Если на какое-то задание отводится определенный лимит времени, обучаемый не сможет продолжить работу с материалом по истечении срока, компьютеру невозможно объяснить, что ручка поломалась или бумага закончилась, поэтому придется собраться с мыслями и закончить выполнение задания всрок.
Система гипертекста и гиперссылок широко используется в системе мультимедиа и значительно облегчает работу. Г ипертекст - это текст, который включает в себя ссылки на ряд других текстов. Приведем пример, применительно к изучению .
, , , -мени Present Simple, мы обязательно столкнемся с правилами построения разного . -дусмотрено в данном разделе грамматики, но обратиться к нему всегда можно, если разработчик программы использовал систему гипертекста и указал ссылку на этот материал. В таком случае, просто щелкнув клавишей «мыши» мы перенесемся в нужный нам раздел грамматики, не потеряв при этом связь с изучаемым или по. ,
текст, но и картинка, и схема, видео, звуковая дорожка. Работая с электронным
, , -ность написания, но и услышать правильное произношение лексической единицы. Работая с диалогами, электронные учебники позволяют увидеть их текстовое воплощение, а так же зачастую есть возможность услышать их в исполнении носите, -мощью видео-ролика или фрагмента фильма. Такой стиль работы также успешно мотивирует студентов к изучению нового материала. Гиперссылки позволяют не перегружать изучаемый материал ненужными данными, но всегда есть возможность обратиться к ним при возникшей необходимости.
Система гипертекста и гиперссылок несомненно оптимизируют работу на , , перенос материалов с информационных носителей на бумагу бессмысленной и сложной, потому что в этом случае может быть утеряна значительная часть нуж-, . информационных технологий настолько велик, что бумага зачастую вытесняется электронными носителями. Так, например, используя интерактивные доски, можно посредством подключения к ней ноутбука вывести на экран всю необходимую информацию и с помощью гиперссылок перемещаться по ней в нужном направлении и нужными темпами.
Компьютер не навязывает студенту нежелательные для него условия работы. Студент сам может выбирать уровень сложности материала, форму его изложения, скорость воспроизведения, время, продолжительность и место проведения занятий, а также другие нюансы работы с иноязычным материалом. Таким образом, индивидуализируется процесс самостоятельной работы, процесс обучения становится личностно-ориентированным.
Одним из ярких примеров использования мультимедиа для интенсификации самостоятельной работы при изучении иностранного языка является дистанцион-. -нии иностранных языков. Без использования мультимедийных средств дистанционное образование потеряло бы свою эффективность. Само слово «дистанционное» говорит о том, что обучение происходит за пределами аудитории. Но, в то же время, методы работы приближены не к заочному, а к дневному обучению. Происходит регулярное он-лайн общение между преподавателем и студентом, проводятся интерактивные конференции, форумы, на которых можно обсудить интересующие проблемы. Таким образом, дистанционное обучение, с одной стороны, является , ,
. -ными рамками, может самостоятельно выбирать режим работы [3].
Возможности применения мультимедийных технологий и Интернета, к сожа-,
языку. Огромный резерв этих технологий должен найти реализацию в профессиональной подготовке специалистов в качестве средства организации самостоятельной работы студентов и их автономного обучения:
1. , -альному общению с носителями языка и культуры, что способствует интенсивному развитию коммуникативных навыков студента и активизации словарного запаса.
2. , воздействует на результативность самостоятельной работы студентов и стимулирует автономную деятельность.
3. Разрушение культурных стереотипов и способность создать свое мнение о культуре, традициях, людях, живущих в других социо-куль^рных условиях, путем непосредственного живого общения.
4. Участие в международных веб-проектах, конференциях и т.д.
5. Развитие навыков самостоятельной деятельности при работе с большим
.
6. Доступ к электронным энциклопедиям, библиотекам, словарям, различным
.
7. Безлимитность пространственного и временного поиска информации.
8. Возможность получения дистанционного образования или обучения на дистанционных курсах [4].
В заключении можно сделать вывод, что мультимедиа в значительной степени способствует интенсификации самостоятельной работы при изучении ино,
мотивации к обучению студентов. Все новое всегда притягательно, а информационные технологии не стоят на месте, изменяются, совершенствуются и становятся все более доступными. Способствуя развитию самостоятельности студентов, мультимедийные технологии помогают пре.одавателям подготовить студентов к новой
,
обоснованные самостоятельные решения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зим няя И А. Психология обучения ино странным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
2. Служба тематических толковых словарей Glossary Commander http://www.glossarv.ru/.
3. Назаренко А.Л., Дунарцыренова. Дистанционное обучение иностранным языкам: прин-
, // , .19. -
ная коммуникация. - 2005, №1. - С. 71-75.
4. . . -
//
научно-методического симпозиума. Часть1. Лемпертовские чтения - X. - Пятигорск, 2008, - С. 88-94.