Научная статья на тему 'Эффективность использования мультимедиа и гипермедиа на занятиях английского языка'

Эффективность использования мультимедиа и гипермедиа на занятиях английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ГИПЕРМЕДИА / ГИПЕРТЕКСТ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамдамова Севара Ойбековна

В статье рассмотрены вопросы использования новых информационных технологий, в частности, средств мультимедиа и гипермедиа в процессе обучения студентов ВУЗов иностранному языку. В статье приводятся определения терминам «мультимедиа», «гипермедиа», «гипертекст», раскрывается взаимосвязь этих понятий, рассматриваются практические примеры использования мультимедийных технологий в обучении, акцентируется внимание на достоинствах интеграции НИТ в образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования мультимедиа и гипермедиа на занятиях английского языка»

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высш. образование сегодня. 2003. № 5.

2. A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. CUP, 2001.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА И ГИПЕРМЕДИА НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Хамдамова С.О.

Хамдамова Севара Ойбековна - преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы использования новых информационных технологий, в частности, средств мультимедиа и гипермедиа в процессе обучения студентов ВУЗов иностранному языку. В статье приводятся определения терминам «мультимедиа», «гипермедиа», «гипертекст», раскрывается взаимосвязь этих понятий, рассматриваются практические примеры использования мультимедийных технологий в обучении, акцентируется внимание на достоинствах интеграции НИТ в образование.

Ключевые слова: мультимедиа, гипермедиа, гипертекст, новые информационные технологии, Интернет; информационные ресурсы.

В настоящее время, обсуждая проблемы высшей школы, все больше внимания уделяют вопросу развития и совершенствования навыков самостоятельной работы студентов. Это обусловлено тем, что процент учебного времени, отведенный на аудиторную работу, уменьшается, а на самостоятельную работу - увеличивается. Это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на качестве образования, поскольку подавляющее большинство абитуриентов оказываются неготовыми к самостоятельной познавательной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию. С другой стороны, не умея работать самостоятельно, студенты перекладывают большую часть нагрузки на преподавателя, которому приходится проводить работу организовывая дополнительные консультации и занятия. Таким образом, преподаватели вузов сталкиваются с необходимостью обучения студентов навыкам самостоятельной работы. На практике очень распространена самостоятельная работа с частичной заданностью. Это такой вид деятельности, когда обучаемому предлагается цель работы и способы ее достижения, но он свободен в выборе последовательности своих действий и методов работы. Таким образом, под гибким руководством студент учится работать самостоятельно. Развить в студенте самостоятельность очень важно, особенно в процессе изучения иностранного языка. По словам Е.И. Пассова, «...языку вообще нельзя обучить, научить, языку можно только научиться» [1]. Очевидно, что при таком подходе, главную роль играет личность студента, его мотивированность, способности и цели. Проблема отсутствия у студентов навыков самостоятельной работы стоит давно, и отрадно отметить, что в настоящее время появилась тенденция к ее успешному разрешению. Если раньше, при получении индивидуального задания ответственному студенту для его выполнения приходилось часами сидеть в библиотеке в поисках необходимого материала, или дома искать информацию, используя в качестве источников большое количество книг, то в наше время поиск

значительно упрощается. Новейшие информационные технологии хоть и сравнительно недавно появились в нашей жизни, но уже прочно заняли свои позиции и продолжают стремительно развиваться. Компьютеризированными оказались практически все сферы жизни, вплоть до здравоохранения и образования. Появилось большое количество компьютерных обучающих программ, тестов, электронных учебников. Массовое освоение сети Интернет расширило спектр информационных ресурсов. Подавляющее количество информационных ресурсов в настоящее время представлено в Интернете на английском языке, и, не зная его, пользователи сети сами ограничивают себя и не могут воспользоваться большим количеством информации. Сталкиваясь с подобными реалиями, студенты понимают, что изучаемый иностранный язык, в частности, английский, играет роль не только средства коммуникации, но и инструмента познания, саморазвития, расширения кругозора и сферы интересов, удовлетворения личных духовных, интеллектуальных и научных интересов и потребностей. Использование технологий мультимедиа качественно влияет на эффективность восприятия материала, что неизменно делает эффективнее обучение в целом. Чтобы дать определение термину «мультимедиа», обратимся к электронной службе тематических толковых словарей Glossary Commander. Итак, «мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства» [2]. Мультимедиа как нельзя лучше отражает одни из простейших и известных

принципов обучения - принципы наглядности и доступности. С точки зрения Д.Э. Френки, мультимедиа, органически сочетая в себе как зрительные, так и слуховые анализаторы средствами текстовой информации, графики, мультипликации, цвета и звука, оказывает благоприятное влияние на учебный процесс [3]. Принцип наглядности также обеспечивают такие мультимедийные средства, как «гипермедиа». Этот термин образован от «мультимедиа» и «гипертекста». Гипертекст позволяет использовать информацию в удобном порядке. Гипертекст - принцип организации информационных массивов, при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных данных [2]. Как уже было отмечено, любая текстовая информация становится более интересной и понятной, если ее сопровождают графические образы или видеоматериалы. Гипермедиа (гиперсреда) - это мультимедиумная (многоканальная) база данных, предъявляющая на экран компьютера не только текстографические узлы как гипертекстовая система, но и фрагменты, состоящие из мультипликации, графических образов, звука, музыки, речи и видеопродукции. Связи в гипермедиа перемещают пользователя в выбранные им узлы. Всемирная Паутина - классический

пример гипермедиа, где интерактивные единицы соседствуют с мультимедийными. Гипермедиа позволяет получать информацию по одной и той же тематике в разных режимах - текстовом, звуковом, видео и др. Преподаватели, активно использующие новейшие информационные технологии, оценили возможности гипермедиа при работе с презентациями занятий. Так, разместив на первом слайде презентации план занятия в виде гипертекста, можно переходить от одного пункта работы к другому. При этом, объясняя грамматические явления, очень удобно пользоваться ссылками на другие полезные материалы. Войдя в нашу жизнь, Интернет все сильнее запутывает нас в своей сети, как в прямом, так и в переносном смысле, снабжая нас избыточной информацией и вовлекая в захватывающий мир графики, звука, аудио-, видео- и текстовых материалов. Чтобы не заблудиться во всем

этом разнообразии, нужно научиться ставить перед собой определенные цели, планировать свои действия и стремиться к достижению поставленных задач.

Список литературы

1. Пассов Е.И. Содержание иноязычного образования как методическая категория // ИЯШ. 2007. № 6. C. 13-23.

2. Служба тематических толковых словарей Glossary Commander. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.glossary.ru/. (дата обращения: 02.06.2018).

3. Френки Д.И. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы при обучении русскому языку иностранцев: Дис.канд.пед.наук / Френки Д.И. СПб., 1994. 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.