Научная статья на тему 'Использование мобильных приложений в обучении иностранному языку на неязыковых факультетах'

Использование мобильных приложений в обучении иностранному языку на неязыковых факультетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Н. И.

Статья посвящена проблеме обучения студентов неязыковых факультетов английскому языку посредством мобильных приложений. Преимущества и недостатки использования современных приложений, а также сложности, с которыми могут столкнуться преподаватели в ходе обучения, освещаются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мобильных приложений в обучении иностранному языку на неязыковых факультетах»

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

©2019 Н. И. Герасимова

канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: gernata06@mail. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена проблеме обучения студентов неязыковых факультетов английскому языку посредством мобильных приложений. Преимущества и недостатки использования современных приложений, а также сложности, с которыми могут столкнуться преподаватели в ходе обучения, освещаются в данной статье.

Ключевые слова: изучение языка, мобильные приложения, современные технологии, профессиональная подготовка.

В настоящее время неоспоримой признана роль иностранного языка в формировании, сохранении и укреплении конкурентоспособности человека на рынке труда. Соответственно, успешная профессиональная карьера не представляется возможной без знания иностранного языка, готовности осваивать новые технологии, решать новые профессиональные задачи, адаптироваться к новым условиям труда.

Все требования к профессионалу должны быть подкреплены таким умением, как владение и поиск информации. Ведь именно это залог успеха в наше время. Скорость роста глобального общения в Интернете набирает силу, придавая знанию английского языка особую важность. Ежедневно глобальную сеть используют примерно 50 миллионов человек в 152 странах мира. Этот бесценный источник информации является не просто быстрым способом узнать мир, но и очень полезным и эффективным средством изучения иностранного языка. Ведь, согласно «ESL Market Statistics», примерно один миллион человек во всем мире использует мировую глобальную сеть Интернет с целью обучения английскому языку [Kenneth Beare].

Появляется большое количество не только специальных программ, но и приложений, и игр, использование которых на занятиях в учебном заведении будет способствовать лучшему усвоению языка. Работая со смартфоном и параллельно используя иностранный язык, студенты овладевают навыками, необходимыми для того, чтобы считаться полноценными представителями XXI века.

Преподавателю лишь только остается стать уверенным пользователем смартфона, изучить приложения и другие его функции, которые можно использовать как дополнительные средства обучения, а также адаптировать под нужды своего предмета и изучаемой темы.

Предлагаем рассмотреть приложения для смартфонов, которые можно использовать на занятиях английского языка в неязыковом вузе, опираясь на учебное пособие для бакалавров «Essential English», разработанное коллективом преподавателей кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Курского государственного университета.

В содержание первого модуля входит изучение новой лексики по теме «My home is my castle». Приложения, такие как «Interior Design» и подобные, могут быть использованы как средство изучения слов по данной теме в рамках внеурочной

деятельности или как средство создания своего проекта. Студенты выступают в качестве дизайнеров интерьера, создают комнату своей мечты, занимаются отделкой и расстановкой мебели, при этом узнают названия комнат, предметов и интерьера на английском языке. Подобные креативные задания могут выполняться как индивидуально, так и в парах и мини-группах. Результатом работы являются 3D-обзор комнаты и устная презентация. В таком задании английский язык выступает средством, а не объектом изучения, студенты развивают творческое и критическое мышление.

Некоторые уроки второго модуля знакомят обучающихся с новыми видами продуктов питания и посвящены приготовлению различных блюд. Огромный выбор на любой вкус и содержание, например: «Your restaurant», «Make burgers», «Pizza-maker» -это приложения и игры, которые могут стать очередным нестандартным средством обучения. Изучив название ингредиентов, а также кулинарных действий с помощью приложения, студенты могут предложить свой уникальный рецепт или записать кулинарную передачу с помощью того же смартфона на английском языке, а результатом станет презентация на занятии.

Третий модуль посвящен здоровому образу жизни и спорту. Существующая мода на ЗОЖ, правильное питание и занятия спортом нашла отражение и в большом количестве приложений, помогающих освоить английский язык, таких как «Keeping fit», «My FitnessPal» или «Sports Tracker». Представленные приложения являются бесплатными, отвечают требованиям современности и помогают скорейшему овладению английским языком, кроме того, мотивируют к дальнейшим познаниям в области иностранного языка, к здоровому образу жизни.

Четвертый модуль базового курса посвящен образованию, а именно высшему образованию как в России, так и за рубежом. И вновь Google Play и AppStore предлагают множество приложений и игр по этой теме. «Khan Academy» доходчиво объясняет сложные вопросы по многим предметам, в том числе по английскому языку. Представлено большое количество видеоматериалов, тестов по подготовке к сдаче международных экзаменов и т.д. «Studying abroad» дает полную информацию об образовании за границей и предлагает ознакомиться с широким выбором видеоматериала, посвященного различным вопросам и проблемам в данной отрасли. Как получить учебную визу, где найти бесплатные учебные заведения за рубежом, аспекты обучения в разных странах и, конечно же форум с реальными обучающимися за рубежом. Одним из необходимых навыков является написание электронного письма. В этом также помогает форум данного приложения [Buck, T. Sir Ken Robinson 2013].

Следующий модуль знакомит обучающихся с проблемами защиты окружающей среды и экологии. Есть ряд приложений, например «My Mobile Zoo», связанных с созданием своего зоопарка. Используя их, недостаточно проявить креативность и создать что-то красивое и необычное. Тут уже требуется грамотно распорядиться своими виртуальными ресурсами, чтобы мобильный зоопарк был интересен виртуальным посетителям и окупался. Создание своего зоопарка требует установления определённых правил поведения посетителей. Обучающиеся могут разработать свод собственных правил, используя модальные глаголы must / mustn't, а также отработать употребление конструкции to be going to, описывая свои планы и намерения.

Еще один способ использовать смартфон на уроке английского - находить перевод незнакомых слов. Не секрет, что находить слова в электронном словаре гораздо быстрее и удобнее. Существует несколько бесплатных приложений-словарей, не требующих подключения к Интернету. Они ничем не отличаются от бумажного словаря, тоже выдают словарную статью с коннотациями. Проверить себя на знание произношения слова можно также при помощи электронного словаря. Зачастую обучающиеся не обращаются к подобным ресурсам и используют программу-

переводчик от Google. К сожалению, качество перевода не всегда хорошее, но ограничить обучающихся в возможности пользоваться современными средствами нереально, а вот научить использовать их во благо и разумно вполне возможно. Используя интернет-переводчик, необходимо продемонстрировать студентам, что электронный переводчик допускает ошибки, - можно на примере перевода одного и того же предложения при помощи переводчика сначала на русский, а потом и английский язык. Очень часто возникают ошибки и расхождения в грамматическом времени, что должно заставить обучающихся впредь задуматься о возможности использования такого перевода. В качестве альтернативы переводчику Google Яндекс-переводчик показывает не только первое значение слова, но и полноценную словарную статью. Преподаватель может научить пользоваться именно ею. Если перевод отдельного слова не прояснил картину, можно порекомендовать переводить словосочетаниями и, в крайнем случае, предложениями. Главное - наглядно показать, что автоматический перевод приводит к ошибкам. Однако использование электронного переводчика с перекрестными ссылками может даже увлечь обучающегося, стимулировать его на лингвистическое исследование.

В век технологических открытий и достижений информационный рынок обучающих иностранным языкам приложений наполнен. Сегодня предлагается огромное количество программ, рассчитанных на обучающихся с разным уровнем знаний. Это и видеоуроки от носителей, грамматические и лексические игры, тесты и многое другое. В соответствии с ФГОС перед преподавателями стоит задача учета индивидуальных особенностей обучающихся и индивидуализации обучения. Некоторые поступающие в университет имют достаточно хорошие базовые знания, в то время как преподавателю подчас приходится уделять больше времени на отработку и закрепление материала с теми студентами, которые не так быстро справляются с задачами. Вот тут и появляется возможность поиграть в мобильный телефон на занятии как награда за темп и качество своей работы. Естественно, эта игра будет связана с решением языковых задач. Безусловно, при правильном подходе использование различных приложений для смартфонов имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков.

• Интернет - это огромная сокровищница аутентичных материалов по иностранному языку. Любой желающий может почерпнуть необходимую информацию в соответствии со своими интересами.

• Получая доступ к огромному разнообразию аутентичного материала о зарубежных странах, их культурах, студенты начинают интересоваться жизнью за рубежом, что дает им возможность узнавать о жизни молодежи по всему миру, а также принимать в ней активное участие.

• Используя возможности глобальной сети, в данном случае обучающие приложения, студенты по-другому начинают понимать необходимость изучения языка. Иностранный язык не просто становится для них предметом, а предлагает удивительные возможности общения с другими культурами. Общение и сотрудничество со сверстниками из других стран делают процесс изучения языка еще более увлекательным.

• Психологическим аспектом полезности Интернета является следующий: суть Интернета состоит в общении, он предлагает такие возможности, которые трудно получить на традиционных занятиях по иностранному языку. Язык, используемый во Всемирной сети, является настоящим языком, современным, а не адаптированным под учебники.

• Благодаря применению и использованию на занятиях по английскому языку современных информационных технологий изменяется темп, также ход работы.

Процесс обучения смещается с традиционного, где ведущую роль занимает преподаватель, к тому, в котором центром процесса становится студент.

• Студенты перестают считать процесс обучения скучным и однообразным, в связи с чем повышается мотивация к изучению иностранного языка.

• Один из самых важных навыков, которые развиваются при работе с интернет-технологиями, - критическое мышление [https://conference.osu.rU/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf].

Однако необходимо отметить, что существуют и определенные недостатки. Основными проблемами интеграции мобильных приложений, в частности в образовательный процесс, являются следующие.

1. Отсутствие доступа к интернет-технологиям. К данной категории также относятся различные виды ограничений: отсутствие необходимого оборудования, технической поддержки и т.д.

2. Отсутствие у преподавателей навыков владения информационными технологиями. Преподаватель должен не только обладать навыками работы в определенной программе, но и уметь использовать современные гаджеты в процессе обучения. Необходимо освоить методику интегрированного обучения, что позволит развить как концептуальные, так и процессуальные знания относительно технологии образовательного цикла, потому что овладение навыками информационных технологий происходит параллельно профессиональному развитию. Данная проблема наблюдается в связи с тем, что большинство курсов по обучению работе с информационными технологиями включают просто усвоение необходимых знаний о том, как работает та или иная программа [http://iyazyki.prosv.ru/2017/02/close-your-books/].

Таким образом, потребность в преподавателях нового поколения, которые готовы и способны применять образовательные информационные технологии и инновационные методы как часть процесса обучения, подразумевает реструктуризацию всей системы образования. Одним из решений проблемы могут стать курсы повышения квалификации преподавателей, направленные на обучение использованию современных гаджетов, смартфонов и т.д. в процессе обучения иностранным языкам [Мороз 2013: 49-51].

3. Отсутствие у студентов необходимых навыков работы с информационными технологиями, а именно с приложениями смартфонов. В связи с тем что большинство студентов владеют определенными навыками, необходимо убедиться, что имеющихся знаний достаточно для данного вида деятельности, поиска нужной информации, установления необходимых контактов, решения различных языковых задач в рамках имеющихся когнитивных навыков, так как уже имеющиеся навыки сводятся к играм, просмотрам клипов и видеороликов либо простому общению в чате.

4. Нежелательные результаты поиска информации в сети Интернет. В связи с тем, что одной из главных целей использования глобальной сети является поиск информации, необходимо быть готовым к тому, что очень часто можно натолкнуться на источник нецензурированных данных, и студенты, находясь в поиске нужной им информации, могут найти непроверенные, ложные данные. Поэтому для преподавателя очень важно произвести поиск необходимой информации в Интернете, перед тем как дать студентам то или иное проектное задание. Еще одним возможным решением является предварительная подготовка студентов в плане развития навыков критического мышления. Большую роль здесь играет преподаватель, который должен обучить студентов отделять важную и относящуюся к делу информацию от отвлекающей [Терминасова 2000: 168].

Современные компьютерные технологии не стоят на месте. Сегодня многие инновационные компании в сфере высоких технологий разрабатывают приложения с

дополненной реальностью. Дополненная реальность (augmented reality, AR) — среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств: планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним [http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost}. Система образования стремится идти в ногу со временем, а значит, с этим направлением тоже вскоре столкнется. Используя смартфон или очки виртуальной реальности, обучающиеся вскоре смогут встретиться с героями учебников и оказаться в «реальной» ситуации общения. Безусловно, преподаватель иностранных языков прекрасно понимает, что овладеть языком, преодолеть языковой барьер, понять речевые тонкости можно только оказавшись в языковой среде с носителем языка. Такая возможность есть далеко не у всех, тем более ее нет в рамках традиционного занятия. Современная технология дополненной реальности вскоре поможет решить и эту проблему.

На сегодняшний день, к сожалению, большое количество преподавателей не обладают достаточными навыками работы с информационными технологиями, что сильно отдаляет их от студентов, мир которых непосредственно связан с Интернетом и его безграничными возможностями, что в свою очередь, несомненно, является большим препятствием на пути к образованию будущего. Следовательно, преподаватель должен сам ознакомиться с предложениями рынка мобильных приложений, отслеживать выход новых программ, и следовательно, понять, как их можно адаптировать под существующую программу и конкретные темы, и тогда каждое занятие будет действительно казаться современным, а мотивация обучающихся будет на самом высоком уровне. Сегодняшний мир предлагает много возможностей, и подобно тому как любая область науки и техники стремится к развитию, образование, являясь их основой, должно быть модернизировано в первую очередь.

Библиографический список

Мороз В.В. Визуализация как средство развития креативности студентов университета // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов XXI Всеросс. науч.-практич. конф. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. С. 49-54.

Романцова Г.В. Недостатки и преимущества использования информационных технологий при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf (дата обращения: 12.07.2019).

Терминасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с.

Что такое дополненная реальность? AR Next [Электронный ресурс]. URL: http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost (дата обращения: 12.07.2019).

Kenneth Beare, 'ESL Market Statistics'. URL:

http://esl.about.com/od/englishlearningresources/f/f_eslmarket.htm (дата обращения: 12.07.2019).

Buck, T. Sir Ken Robinson: Innovation Is Essential to Higher Education [Электронный ресурс] // EdTech : Focus on Higher Education. 2013. URL: http://www.edtechmagazine.com/higher/article/2013/10/sir-kenrobinson-innovation-essential-higher-ed (дата обращения: 12.07.2019).

http://iyazyki.prosv.ru/2017/02/close-your-books/ (дата обращения: 12.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.