Научная статья на тему 'Условия успешной интеграции мобильных устройств в учебный процесс'

Условия успешной интеграции мобильных устройств в учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Светлана Владимировна

Данная статья посвящена методическим проблемам мобильного обучения: условиям успешной интеграции мобильных устройств в учебный процесс, целесообразности и способам их применения в обучении, типологии мобильных приложений и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия успешной интеграции мобильных устройств в учебный процесс»

Титова С.В.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ

[email protected]

Условия успешной интеграции мобильных устройств в

учебный процесс

Аннотация

Данная статья посвящена методическим проблемам мобильного обучения: условиям успешной интеграции мобильных устройств в учебный процесс, целесообразности и способам их применения в обучении, типологии мобильных приложений и др.

"The introduction of changes and innovations should be gradual, well supported and well integrated with the rest of the course to allow teachers and learners to make effective use of the new technologies and tools."

Commas-Quinn A. 3

Сегодня можно констатировать тот факт, что мобильные устройства, как средства обучения, доступны большинству обучающихся в мире, в частности, в РФ4. Широкое распространение мобильных устройств подтверждает выдвинутую на Втором Всемирном Мобильном Конгрессе, который прошел в Барселоне в марте этого года, идею о том, что в наше время развитие функций и приложений начинается от мобильных устройств, а не от стационарных компьютеров, как это было ещё несколько лет назад.5 Именно поэтому еще в декабре 2010 Институт информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО опубликовал программный документ "Мобильное обучение для качественного образования и социального включения"6, в котором говорится, что педагоги уже не могут не обращать внимание на очевидный факт фантастической популярности мобильных средств связи среди молодежи, именно поэтому следует проанализировать, как данные виды связи могут способствовать оптимизации преподавания иностранных языков. Однако, необходимо

3 Commas-Quinn A. Learning to teach online or learning to become an online teacher// ReCALL, vol. 23(3), 2011. Cambridge University Press, 2011.

4 Число мобильных устройств в России по подсчетам TNS - 237,7 мил, а население составляет 139 мил человек, безлимитный мобильный Интернет широко используются в Японии, США, вводится в Европе и РФ

5Coulling T. Ultrabook and pad launches will dominate CES news. Canalys, 2012. URL: http://www.canalys.com/newsroom/ultrabook-and-pad-launches-will-dominate-ces-news

6 Kukulska-Hulme A. Mobile learning for quality education and social inclusion. UNESCO IITI. М., 2010.

помнить, что неструктурированное использование мобильных устройств в обучении грозит неизбежными трудностями, с которыми уже сегодня сталкиваются преподаватели. Систематическое и методически продуманное внедрение мобильных устройств в учебный процесс, наоборот, раскрывает широкие возможности модернизации традиционной базы языковых и речевых заданий.

К сожалению, процесс интеграции этих средств связи в учебный процесс идет в нашей стране не так активно и плодотворно, как во многих других зарубежных странах. Существует большое количество проектов в области мобильного обучения7, посвященных как практическим, так и теоретическим аспектам этой проблемы. Исследования, проведенные в рамках этих проектов, позволяют выяснить, что вкладывается в понятие мобильное обучение, какие изменения возникают в структурных звеньях педагогической системы обучения иностранным языкам, а именно: концепции, цели, содержании обучения, средствах обучения, видах и формах учебной деятельности, каковы дидактические функции и свойства мобильных средств связи, условия их интеграции в учебный процесс и т.д.

На сегодняшний момент в зарубежной педагогической литературе существует несколько трактовок и определений мобильного обучения, основывающихся или на технологических особенностях мобильных устройств, или на дидактических возможностях, которые предоставляются этими технологиями.

Согласно проекту MoLeNet8, мобильное обучение - это использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных, доступных всегда технологий, для облегчения, поддержки, оптимизации и расширения процессов обучения и изучения. В этом определении ключевыми являются слова доступные всегда и имеющие выход в Интернет.

Мобильное обучение - это деятельность, осуществляемая регулярно посредством компактных, портативных мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию9.

Мобильное обучение - это возможность получать или предоставлять учебную информацию любого формата на персональные мобильные устройства10.

7 См. например, проекты The Mobile Learning Network Project (Великобритания), Hist (Норвегия) http://www.histproject.no/. Среда мобильного обучения Mobile Learning Environment Project (The MoLE) (США), Мобильные технологии в обучении через всю жизнь Mobile Technologies in Lifelong Learning: best practices (MOTILL) (Европейский Союз)

8 www.molenet.org.uk

9 eLearning Guild. Mobile Learning: What it is, why it matters, and how to incorporate it into your learning strategy. (2008) URL: http://www.m-learning.org/knowledge-centre/whatismlearning

10 MOBL21 http://Mobl21.com

Д. Келли11 отмечает также, что мобильные устройства рождают новые формы подачи учебного материала и заданий - учебных микроблогов, новостных лент Twitter, курскастов.

Таким образом, определение мобильный характеризует прежде всего три основные составляющие педагогического процесса - доступ к средствам обучения, формы реализации учебной интеракции и формы подачи учебного материала и заданий. Обучающийся сегодня может иметь мгновенный доступ к учебным материалам и программам, учебным ресурсам, выполнять задания, общаться с педагогом в любое время и в любом месте. Мобильные устройства обеспечивают следующие виды общения: голосовое, SMS, электронная почта, видеосвязь, социальные сети (Twitter, Facebook и тд), т.е. они предоставляют возможность написать, показать и рассказать. Эти изменения как нельзя лучше соответствуют идее обучения через всю жизнь (life-long education) или современной компетентностно-ориентированной концепции образования, в которой акцент делается на обучение умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике.

Особое внимание хотелось бы обратить на определение идеолога мобильного обучения - Дж. Тракслера12, который утверждает, что мобильное обучение меняет полностью процесс обучения, поскольку мобильные устройства модифицируют не только формы подачи материала и доступа к нему, но и способствуют созданию новых форм познания и менталитета. Обучение становится своевременным, достаточным и персонализированным ("just-in-time, just enough, and just-for-me"). Данные характеристики мобильного обучения контрастируют с характеристиками дистанционного обучения, в которым на первое место выходят такие дидактические принципы, как мультимедийность, структурированность или модульность, интерактивность. Если сравнивать мобильное и дистанционное обучение с точки зрения доступности, доступа, места обучения и т.д., то контраст налицо:_

Дистанционное обучение Мобильное обучение

Доступность тех. устройств Частичная Массовая

Доступ к информации Быстрый Мгновенный

Место обучения Вне класса (дома) Где угодно

Обратная связь с Плановая Мгновенная

11 Kelly D. Lessons Learned from the MLeamConf 2011 Backchannel. URL: http://www.learningsolutionsmag.com/authors/349/david-kelly

12 Traxler J. Current State of Mobile Learning //Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. 2009. URL: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155

Вероятно, именно поэтому многие исследователи считают, что мобильное обучение - это новая форма обучения13. Но если дистанционное обучение и смешанное обучение часто противопоставляются традиционной форме обучения, то мобильное обучение, не являясь новой формой обучения, подразумевает оправданное по сути, оптимальное по объему, сбалансированное осуществление определенных заданий при помощи мобильных устройств. На современном этапе развития мобильного обучения даже мобильные приложения, содержащие полный комплект материалов курса, в большинстве случаев предназначены не столько для самостоятельного прохождения, сколько для обеспечения удобного доступа к информации в рамках традиционного обучения. Мобильные устройства перенесли работу посредством ИКТ из личного кабинета в любое удобное для пользователя место, в том числе вернули изучение иностранного языка в традиционный, но усовершенствованный языковой класс. Примером успешного внедрения мобильных приложений в традиционный процесс обучения служит опыт норвежского проекта HiST14. Руководители этого международного проекта говорят о необходимости частичной трансформации традиционного обучения в соответствии с требующимися для последующей профессиональной деятельности обучающихся навыками.

Таким образом, можно утверждать, что в то время как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают развитие дистанционного и смешанного обучения, мобильные технологии гармонично интегрируются в традиционное обучение. Стационарные компьютеры отрывают обучающихся от преподавателя и в некоторых случаях претендуют на вытеснение преподавателя из учебного процесса. В английском языке даже появился термин tethered course (привязанный к стационарному компьютеру курс - перевод авт.) как своего рода противопоставление учебному мобильному курсу (mobile course). Компактные мобильные устройства дополняют традиционные учебно-методические комплексы новыми форматами интерактивных заданий, которые могут успешно осуществляться как в рамках традиционных занятий на уроке, так и при автономной работе дома.

Как ни парадоксально это звучит, но сегодня языковой класс не нуждается в компьютерном оборудовании, поскольку все обучающиеся имеют различные мобильные устройства, которые могут быть эффективно использованы для оптимизации процесса преподавания. В сложившихся объективных условиях основная задача, которая стоит перед

13Подробнее см. статью Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. Вестник Московского университета. Cерия XIX. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1.

14HiST Mobile Project 2011-2015. URL: http://www.histproiect.no/node/256

преподавателями, заключается в разработке и внедрении методик организованного и систематичного применения мобильных устройств в учебных целях. Эта задача также обусловлена необходимостью мотивировать обучающихся целенаправленным и результативным использованием привычных для них инструментов (функций и приложений мобильных устройств) и потребностью минимизировать вред, наносимый их беспорядочным применением в учебном процессе.

Существуют различные способы применения мобильных устройств в учебном процессе, они зависят от того:

• где они используются - при автономной работе обучающихся и при работе в аудитории/классе;

• насколько часто планируется их применение - курс, полностью построенный на мобильных технологиях, или их единичная интеграция в учебный процесс;

• будет ли только использоваться готовый мобильный контент (pull content), или он будет совместно создаваться (push content);

• будут применяться личные мобильные устройства обучающихся или это будут устройства, предоставляемые учебным заведением.15 Сегодня уже можно говорить о сложившейся типологии мобильных

приложений и инструментов:

• справочные приложения и инструменты (словари, энциклопедии, переводчики);

• коммуникативные инструменты (инструменты Google, социальные сети, блоги);

• инструменты для создания мобильных онлайн упражнений (www.mobilestudy.org;http://www.bloom-eten.org/content/view/7/7/lang,english/16);

• приложения для осуществления обратной связи с обучающимися (Student Response Systems (SRS)17, mobile quizzes&polls).

Таким образом, несомненными преимуществами использования мобильных устройств и технологий являются:

• мгновенный доступ к аутентичным учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;

• постоянная обратная связь с преподавателем и учебным сообществом;

• учет индивидуальных особенностей студента - диагностика проблем, индивидуальный темп обучения и т.д.;

• повышение мотивации обучаемых за счет использования знакомых технических средств и виртуального окружения;

15Hockley N. http://www.emoderationskills.com

16Мобильные приложения и ресурсы см. на http://titova.ffl.msu.ru

17Подробнее о Student Response System см. HiST Mobile Project 2011-2015. URL: http://www.histproiect.no/node/256

• организация автономного обучения;

• создание персонализированного профессионально ориентированного обучающего пространство ученика/студента;

• развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни.

Как известно, одним из основополагающих условий успешного применения любого технического средства обучения является выявление готовности участников учебного процесса к использованию данных средств. Готовность в данном случае предполагает доступность мобильных устройств, наличие информационно-коммуникационной компетенции участников учебного процесса или определенных навыков и умений использования мобильных устройств, психологическую готовность участников процесса, наличие доступа к мобильному Интернету. Для выявления готовности обучающихся к внедрению мобильных технологий на факультете иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в период с сентября 2011 г. по март 2012 г. в рамках проекта Мобильные устройства в преподавании иностранных языков: теория и практика http://titova.ffl.msu.ru/for-teachers/our-project.html было проведено исследование, в котором приняло участие 230 студентов II-IV курсов.

Анкета-опросник по данному исследованию состоит из двух частей. Первая часть посвящена выявлению оптимального мобильного устройства, которое может быть использовано в учебном процессе, вторая часть фокусируется на возможностях применении мобильных приложений и функций мобильных устройств в процессе изучения иностранных языков18.

Результаты анкетирования показали, что 85% обучающихся имеют смартфон, при этом из 15% обучающихся, имеющих телефоны, 99% также обладают другими более продвинутыми мобильными устройствами -плеером, планшетным компьютером или нетбуком. 95,6% обучающихся имеют ноутбуки или планшетные компьютеры. Эти данные убедительно демонстрируют полную техническую готовность обучающихся к применению мобильных устройств в учебном процессе, то есть практически исключается возможность выпадения кого-то из работы из-за отсутствия необходимых устройств.

77% опрошенных студентов используют свои ноутбуки и/или планшетные компьютеры вне дома. Из чего можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития и распространения техники сводится до минимума необходимость дорогостоящей компьютеризации классов для внедрения ИКТ в учебный процесс. Противники использования смартфонов в обучении могут интегрировать в традиционные занятия более удобные мобильные устройства с большими экранами.

18Титова С.В., Авраменко А.П. Анкетирование «Мобильные устройства в обучении». Москва, 2012. URL: http://titova.ffl.msu.ru/for-students-ml-survey.html

Итак, первая половина вопросов анкеты раскрыла безоговорочную подготовленность обучающихся к внедрению мобильных устройств в традиционный учебный процесс. Более того, подобная подготовленность делает необходимость использования мобильных устройств неизбежной для минимизации вреда от их беспорядочного применения, ведущего к нарушениям дисциплины в учебном процессе.

Вторая часть анкетирования была направлена на выявление функций мобильных устройств, которые, согласно опросу, 95,6% обучающихся используют в учебном процессе самостоятельно. При этом 80% опрошенных ежедневно применяют мобильные устройства в обучении, что свидетельствует о необходимости контроля за этим видом деятельности обучающих со стороны преподавателей. Таким образом, меняется сама постановка вопроса: речь идет не о необходимости внедрения мобильных устройств в обучение, а о разработке методики применения мобильных устройств, которые уже повсеместно используются обучающимися самостоятельно в учебном процессе, однако достаточно стихийно и не всегда продуманно. Результаты проведенного исследования статистически подтверждают идею об актуальности применения мобильных устройств и их внедрения в традиционный курс иностранного языка.

Суммируя то, что было сказано выше, хочется еще раз отметить высокий дидактический потенциал мобильных устройств и технологий, которые помогут при условии их грамотной интеграции перейти к новой образовательной модели высшей школы. Мобильное обучение, основывающееся на принципе управляемого интерактивного самообучения19, поможет преодолеть деструктивное влияние ИКТ на познавательную и социальную деятельность человека. Имеется в виду практика повсеместного скачивания готовых статей и рефератов из сети для выполнения заданий, игнорирование правил авторского права, использование любых мобильных устройств в качестве шпаргалки, постоянная передача SMS сообщений во время учебного процесса, интернет-аддикция к социальным сетям и компьютерным играм на мобильных телефонах и т.д. Современный преподаватель сегодня в силах превратить мобильные устройства и технологии из угрозы для обучения в помощь и поддержку.

Литература

1. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании // Школьные технологии. 2010. № 4.

2. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник Московского университета. Серия XIX. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1.

19Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании // Школьные технологии. 2010. № 4.

3. Титова С.В., Авраменко А.П. Анкетирование «Мобильные устройства в обучении». Москва, 2012. URL: http://titova.ffl.msu.ru/for-students-ml-survey.html

4. Commas-Quinn A. Learning to teach online or learning to become an online teacher// ReCALL, vol. 23(3), 2011. Cambridge University Press, 2011.

5. Coulling T. Ultrabook and pad launches will dominate CES news. Canalys, 2012. URL: http://www.canalys.com/newsroom/ultrabook-and-pad-launches-will-dominate-ces-news

6. eLearning Guild. Mobile Learning: What it is, why it matters, and how to incorporate it into your learning strategy. (2008) URL: http://www.m-learning.org/knowledge-centre/whatismlearning

7. HiST Mobile Project 2011-2015. URL: http://www.histproject.no/node/256 Hockley N. http://www.emoderationskills.com

8. Kelly D. Lessons Learned from the MLearnConf 2011 Backchannel. URL: http://www.learningsolutionsmag.com/authors/349/david-kelly

9. Kukulska-Hulme A. Mobile learning for quality education and social inclusion. UNESCO IITI, Мoscow, 2010.

10. Mobile Learning in Foreign Language Teaching http://titova.ffl.msu.ru/

11. Traxler J. Current State of Mobile Learning //Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. 2009. URL: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.