Научная статья на тему 'Использование международного опыта кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного среднего профессионального образования'

Использование международного опыта кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васенин Евгений Ильич

В статье приводятся нормативные предпосылки, обуславливающие создание высококонкурентной институциональной среды в сфере профессионального образования России, и предлагаются инструменты решения этой задачи. Обосновывается необходимость использования международного опыта кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного среднего профессионального образования. В частности, перечня факторов успеха и особенностей, разработанных М. Портером, и реализованных в образовательных кластерах США, Канады, Европы, ОАЭ и других странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васенин Евгений Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование международного опыта кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного среднего профессионального образования»

_СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА_

УДК 378+37.0

Васенин Евгений Ильич

Кандидат педагогических наук, директор Пермского государственного автотранспортного колледжа, avtokolledzh@mail.ru, Пермь

использование международного опыта кластерной политики в целях повышения

конкурентоспособности отечественного

среднего профессионального образования

Аннотация. В статье приводятся нормативные предпосылки, обуславливающие создание высококонкурентной институциональной среды в сфере профессионального образования России, и предлагаются инструменты решения этой задачи. Обосновывается необходимость использования международного опыта кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного среднего профессионального образования. В частности, перечня факторов успеха и особенностей, разработанных М. Портером, и реализованных в образовательных кластерах США, Канады, Европы, ОАЭ и других странах мира.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, конкуренция, международный опыт, кластерная политика, образовательный кластер.

Vasenin Eugene Ilyich

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Perm State Auto-Transport College, golubeva-v56@mail.ru, Russia, Perm

the use of international experience of cluster policy in order to increase the competitiveness of secondary vocational education

Abstract. The article is devoted to the assumptions that lead to creation of highly competitive institutional field in the sphere of vocational education in Russia and ways of solving the problem are offered. It is motivated to use international experience to increase the competitive position of native secondary vocational education, for example, the list of achievements and features that were devised by M. Porter and applied in educational clusters of the USA, Canada, Europe, Dubai and many other counties.

Keywords: secondary vocational education, competition, international experience, cluster policy, educational cluster.

В последние десятилетия отечественное среднее профессиональное образование подвергалось серьезным изменением исторического масштаба. В том числе, благодаря постоянному потоку информации и гармонизации образовательных политик, распространению глобальной практики обмена лучшим опытом в сфере образования, поскольку образовательные реформы в различных странах основаны на схожих предпосылках, ценностях и характеристиках.

Учитывая современные международные тенденции, в Российской Федерации под-

готовлен ряд нормативных документов, определяющих направления модернизации профессионального образования в целом и среднего профессионального образования в частности, связанные с формированием ее конкурентной среды и конкуренцией учреждений образования. Так, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2], «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года» [4], обуславливают создание высококонкурентной институаци-

ональной среды профессионального образования России и развитие конкурентоспособности учреждений профессионального образования всех уровней.

Особо острый характер это приобретает в свете вхождения России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и подписания Генерального соглашения ВТО по торговле товарами и услугами (ГАТС). В соответствии с этим соглашением образование включено в перечень услуг, подлежащих торговле и регулируемых соответствующими правилами. В первую очередь это выражается в том, что образовательные услуги превратились в конкурентный торгуемый продукт [1; 6].

В связи с этим, обостряется противоречие между подходами к решению современных проблем модернизации отечественного среднего профессионального образования. Один подход - традиционный, который базируется на понимании среднего профессионального образования как общественного блага, на сотрудничестве и партнерских отношениях между образовательными учреждениями. Другой подход - революционный, который базируется на свободной торговле образовательными услугами, конкуренции между поставщиками этих услуг.

Очевидно, что будущее - за интеграцией этих двух подходов в новой российской образовательной практике, за привнесение в среднее профессиональное образование инновационных компонентов и средств конкуренции, зарекомендовавших себя за рубежом, при сохранении лучших традиций отечественной профессиональной школы.

Среди таких инновационных компонентов и средств в настоящее время в мире рассматривается кластерная политика.

Для целей данной статьи определим кластерную политику как «совместные, целенаправленные действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и иных институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластера и повышения эффективности деятельности всех его элементов» [3, с. 18].

Также определимся с дефиницией «образовательный кластер». Большинство российских исследователей, изучающих вопросы развития образовательных кластеров и рассматривающих их в качестве инструмен-

та повышения конкурентоспособности российского профессионального образования, понимают под дефиницией объединения учебных заведений и предприятий определенной отрасли для подготовки кадров и проведения практико-ориентированных исследований для этой отрасли.

Однако данная формулировка, на наш взгляд, не является абсолютно корректной и полной. Она описывает скорее дефиницию «отраслевого кластера», элементом которого выступает учебное заведение, либо «сетевую структуру», объединяющую отдельные предприятия и учреждение профессионального образования.

Опираясь на научную позицию К. С. Соколовой [5, с. 534], мы даем иное определение данной дефиниции в контексте нашего исследования. «Образовательный кластер» представляет собой «группу учреждений среднего профессионального образования, локализованных на одной территории, формирующих в качестве конечного продукта образовательную услугу, конкурирующих и взаимодействующих между собой и имеющих вокруг поставщиков необходимых факторов производства, оборудования, специализированных услуг, инфраструктуры, при этом усиливающих конкурентные преимущества друг друга».

Учитывая результаты международных исследований, свидетельствующих о создании конкурентоспособных образовательных услуг в рамках образовательных кластеров, представляется целесообразным рассмотрение основных предпосылок и факторов формирования и развития подобных кластеров за рубежом. Анализ и их учет будет способствовать внедрению кластерной политики для развития образовательных кластеров на территории российских регионов и, соответственно, повышению конкурентоспособности российских образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Как известно, наиболее конкурентоспособными образовательными кластерами в мире являются кластеры США. По данным «Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса» ведущие мировые образовательные кластеры находятся в таких американских штатах, как Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс, Пен-

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

сильвания, Нью-Джерси [5].

В соответствии с исследованиями «Европейской кластерной обсерватории» на территории европейских государств функционируют 69 образовательных кластеров, имеющих различный уровень развития. К наиболее развитым среди них можно отнести образовательные кластеры на территории Оксфорда, Варшавы, Амстердама, Лондона и Парижа.

По данным «Канадского института конкурентоспособности и благосостояния» ведущие образовательные кластеры Канады располагаются в провинциях Онтарио и Квебек [9].

В то же время в последние годы все активнее начинают формироваться и развиваться образовательные кластеры, расположенные на территории ряда развивающихся стран (ОАЭ, Сингапур, Китай, Иордания).

На протяжении последних десятилетий исследователи выдвигали различные теории и модели, объясняющие предпосылки и условия формирования кластеров в этих странах.

Представляется, что наиболее всеобъемлющей и удобной для проведения оценки факторов успешного возникновения и развития кластеров, проведения сопоставительного анализа их конкурентных преимуществ и, соответственно, определения путей повышения их эффективности является так называемая модель «ромба», предложенная в работах профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера. В соответствии с этой моделью все факторы, способствующие развитию образовательных кластеров, были объединены в четыре группы [7]:

Факторные условия (или факторы производства). Важно подчеркнуть, что при проведении факторного анализа нельзя делать выводы только на основе наличия или отсутствия фактора и его объема. Необходимо четко представлять, насколько эффективно он используется и какие технологии привлекаются.

Условия спроса (или наличие спроса), которые оказывают существенное влияние на развитие конкурентоспособного кластера и которые часто не принимаются во внимание, теми, кто занимается реализацией государственной политики.

Родственные и поддерживающие отрасли. Возможность извлечения выгоды из вы-

сокого спроса может быть сильно затруднена отсутствием необходимых родственных и поддерживающих отраслей (предприятий). Важность наличия местных поставщиков или родственных предприятий объясняется несколькими причинами:

- более низкие издержки производства (экономия на транспортных расходах, логистике);

- обмен информацией, идеями ведет к активизации инноваций и повышению производительности.

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты. Одной из очевидных эмпирических находок исследования М. Портера явилась взаимосвязь между сильным соперничеством на внутреннем рынке и созданием и поддержанием высокой конкурентоспособности в отрасли. Само по себе большое число конкурентов на внутреннем рынке -недостаточное условие для того, чтобы обеспечить успех. Если между ними не происходит острой борьбы на основе уникальных стратегий, то преимущества такой конкуренции сводятся на нет. Более того, нация должна иметь и другие преимущества в «ромбе», иначе достижение успеха маловероятно.

Говоря о влиянии различных факторов, хотелось бы подчеркнуть, что «ромб» - это система, компоненты которой взаимодействуют, взаимно дополняются и взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные.

Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в таких отраслях, как профессиональное образование, нужно иметь преимущества во всех составных частях «ромба».

Именно такая картина наблюдается при анализе конкурентных преимуществ образовательных кластеров Нью-Джерси, Онтарио и Дубая [6].

Необходимо подчеркнуть отличие модели формирования и развития образовательного кластера в развивающейся стране от моделей, имеющих место в США, Канаде и Европейском Союзе. Оно сводится к тому, что в большинстве западных стран, независимо

от того, какие структуры занимаются реализацией кластерной политики - бизнес или государство, эта политика по большей части направлена на развитие уже существующих кластеров.

Подход, используемый в развивающихся странах, демонстрирует ситуацию «создания кластера с нуля». При этом речь не идет о формировании государством новых ключевых и родственных организаций (компаний, учреждений) в рамках кластера. Оно предоставляет максимально благоприятные условия для тех, кто уже конкурентоспособен в сфере профессионального образования и в сфере бизнеса и заинтересован в расширении своей профессиональной деятельности. Государство «достраивает ромб» и кластер, направляя свои усилия на улучшение условий в рамках отдельных элементов «ромба».

Необходим учет национальных особенностями страны, среди которых можно назвать ментальность, дисциплинированность персонала, соблюдение законности, размер территории, финансовые ресурсы и другое.

Последний акцент в статье не подразумевает рекомендации повсеместного «создания кластеров с нуля» в Российской Федерации. Речь идет лишь о необходимости четкого понимания условий и особенностей различных стран при формировании кластерной политики. И прежде всего то, что образовательные кластеры возникают естественным путем в силу наличия и взаимодействия существенного количества факторов, а не в силу иного.

Дальнейшее выявление предпосылок образовательных кластеров, анализ программ реализации целенаправленной кластерной политики по повышению эффективности образовательных кластеров, а также форми-

рование перечня ключевых факторов успеха кластерной политики в различных странах мира могут стать основой для реализации кластерных инициатив в целях повышения конкурентоспособности и в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.

Библиографический список

1. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н. Отраслевое профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов - международников в транспортном вузе //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 137-140.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация», 2008. - 35 с.

3. Корчагина Н. А. Кластерная политика -технология повышения эффективности управления компаниями: монография. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 117 с.

4. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года. - М.: МО РФ. - 2000. - 15 с.

5. Соколова К. С. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта // Современные исследования социальных проблем. - 2010. -№ 4.1 (04). - С. 531-541.

6. Цигулёва О. В. Современное состояние негосударственного образования в странах Азии и Латинской Америки // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №3. - С. 140 -144.

7. U. S. Cluster Mapping Project [Electronic Resource]. - URL: http://www.isc.hbs.edu.

8. Canadian Cluster Data [Electronic Resource]. - URL: www.competeprosper.ca.

9. Abdulla Al Karam. Knowledge Village: Establishing a global destination for education in Dubai // Education, Dubai, UAE. - 2004. - № 10, November. - 12 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.