Научная статья на тему 'Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта'

Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / МОДЕЛЬ РОМБА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / "DIAMOND" MODEL / EDUCATION AND KNOWLEDGE-CREATION CLUSTER / COMPETITIVENESS OF EDUCATION INSTITUTIONS / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Ксения Сергеевна

Образование является одной из наиболее прибыльных статей экспорта многих развитых государств. При этом конкурентоспособные образовательные услуги формируются в рамках кластеров, возникающих вследствие наличия комплекса условий и факторов, которые можно проанализировать на основе модели «ромба». Результаты такого анализа могут быть использованы в рамках разработки и реализации кластерной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности российских образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CLUSTER APPROACH TO IMPROVE COMPETITIVENESS OF EDUCATION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE

Education is one of the most lucrative exports of many developed countries. In this competitive educational services shall be formed within the clusters arising from the presence of complex conditions and factors that can be analyzed based on the model of «diamond». The results of this analysis can be used in the design and implementation of cluster policy, aimed at improving the competitiveness of Russian educational institutions.

Текст научной работы на тему «Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта»

15. Экономика переходного периода. Очерки посткомунистической России. Экономический рост 2000-2007. / Под ред. Е.Гайдара, А. Радыгина, К.Рогова. М., 2008. С. 335.

16. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики по-сткомунистической России. Экономический рост 2000-2007. / Под ред. Е. Гайдара, А Радыгина, К. Рогова. М., 2008. С. 315-316.

17. Тамбовцев В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М., 1993. С. 46-47.

18. Корсун В. А. Системное управление инновационной деятельностью персонала как ресурс конкурентоспособности предприятия. М., 2007. С. 58; Анд-рущак Г., Кузьминов Я., Фрумин И. Сценарии воздействия экономического кризиса на систему образования в России. М., 2009. С. 6.

19. Россия в цифрах. Статистический сборник. 2009. С. 183.

20. Тамбовцев В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М., 1993. С. 47.

21. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. - 2008. - №7. - С. 129-140.

22. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. - 2008. - №7. - С. 129-140.

УДК 37.072

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Соколова Ксения Сергеевна,

менеджер Российско-американского центра образования и исследований, аспирант кафедры мировой экономики Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия sokolovaks@gmail. com

Образование является одной из наиболее прибыльных статей экспорта многих развитых государств. При этом конкурентоспособные образовательные услуги формируются в рамках кластеров, возникающих вследствие наличия комплекса условий и факторов, которые можно проанализировать на основе модели «ромба». Результаты такого анализа могут быть использованы в рамках разработки и реализации кластерной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности российских образовательных учреждений.

Ключевые слова: образовательный кластер, конкурентоспособность учебных заведений, модель ромба, кластерная политика.

USE OF CLUSTER APPROACH TO IMPROVE COMPETITIVENESS OF EDUCATION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE

Sokolova Ksenia,

manager of Rusian-American Center for Educaion and Research, postgraduate student of the World Economy chair Astrakhan State University, Astrakhan, Russia sokolovaks@gmail. com

Education is one of the most lucrative exports of many developed countries. In this competitive educational services shall be formed within the clusters arising from the presence of complex conditions and factors that can be analyzed based on the model of «diamond». The results of this analysis can be used in the design and implementation of cluster policy, aimed at improving the competitiveness of Russian educational institutions.

Keywords: education and knowledge-creation cluster, competitiveness of education institutions, "diamond" model, cluster policy.

В последние десятилетия образование подвержено серьезным изменением исторического масштаба. В первую очередь это выражается в том, что образовательные услуги превратились в конкурентный торгуемый продукт. Причиной этому, помимо таких факторов как глобализация, либерализация торговли услугами, упрощение миграционных норм, повсеместное распространение английского языка как мирового, послужили развитие Болонского процесса в высшем образовании, принятие Лиссабонской стратегии странами ЕС и повсеместное распространение программ непрерывного и дистанционного (e-learning) образования. Последствиями этих процессов можно считать увеличение давления на высшие учебные заведения и выпускников со стороны работодателей и корпоративного сектора, что частично приводит к повышению эффективности, реструктуризации образовательной системы, появлению новых инновационных подходов к образованию, увеличению гибкости.

Все более и более возрастает конкуренция за профессионалов и социальное пространство, занимаемое сегодня высшими учебными заведениями, как со стороны корпоративного образования и тренинговых центров, так и со стороны других образовательных секторов. Некоторые элементы интернационализации также усиливают процессы глобальной конкуренции среди университетов.

Таким образом, большинство университетов в своих стратегиях пытаются разрешить следующие ключевые задачи:

- расширение доступа к образовательным возможностям;

- повышение качества обучения;

- сокращение издержек на высшее образование.

При этом в настоящее время в мире в качестве ключевого инструмента повышения конкурентоспособности отраслей и регионов, развития инновационного потенциала и экономики страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе рассматривается кластерная политика. Объясняется это тем, что большинство конкурентоспособных продуктов - товаров и услуг (в том числе образовательных)

- формируется в рамках кластеров2. При наличии все возрастающего числа фактов3, подтверждающих, что кластеры оказывают положительное воздействие на уровень регионального развития, все больше расширяется интерес к разработке кластерной политики, нацеленной на развитие кластеров и увеличение экономических выгод от их существования.

Для целей данной статьи определим кластерную политику как совместные, целенаправленные действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластера и повышения эффективности деятельности всех его элементов [2].

В соответствии с данными различных международных исследований вузы также являются производителями конкурентоспособного экспортного продукта в рамках образовательных кластеров. Наиболее конкурентоспособными образовательными кластерами в мире являются именно кластеры, сосредоточенные на территории различных американских штатов. По данным Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, реализующего проект кластерного картирования на территории США, ведущие образовательные кластеры находятся в таких американских штатах, как Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс, Пенсильвания, Нью-Джерси и т.д. [3].

В соответствии с исследованиями Европейской кластерной обсерватории, на территории европейских государств, входящих в ЕС, функционируют 69 образовательных кластеров, имеющих различный уровень инновационного развития, объемов экспорта, заработной платы и т.д. К наиболее развитым относятся образовательные кластеры на территории таких европейских городов, как Оксфорд, Варшава, Амстердам, Лондон, Париж и т.д. [4].

По данным Канадского института конкурентоспособности и благосостояния, ведущие образовательные кластеры Канады располагаются в провинциях Онтарио и Квебек [5].

В то же время в последние годы все активнее начинают формироваться и развиваться образовательные кластеры, расположенные на территории ряда развивающихся стран (ОАЭ, Сингапур, Китай, Иордания), благосостояние и конкурентоспособность экономик которых растут значительно более быстрыми темпами.

Таким образом, учитывая результаты международных исследований, свидетельствующих о создании конкурентоспособных образовательных услуг в рамках образовательных кластеров, представляется целесообразным рассмотрение основных предпосылок и факторов формирования и развития подобных кластеров с целью проведения в дальнейшем анализа возможности внедрения кластерной

2 Кластер - группа географически локализованных взаимосвязанных компаний - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и, что самое главное, усиливающих свои конкурентные преимущества [1].

3 В настоящее время существует множество исследований, свидетельствующих о положительной корреляции между наличием кластеров и более высоким уровне экономического развития территорий. Среди наиболее крупных проектов можно выделить Canadian Cluster Data, European Cluster Observatory, International Cluster Competitiveness Project, U. S. Cluster Mapping Project.

политики для развития образовательных кластеров на территории российских регионов и, соответственно, повышения конкурентоспособности российских образовательных учреждений.

При этом необходимо четко определиться с понятием образовательного кластера. Большинство российских исследователей, изучающих вопросы развития образовательных кластеров и рассматривающих их в качестве инструмента повышения конкурентоспособности российского образования, понимают под образовательным кластером объединение вуза и предприятий определенной отрасли для подготовки кадров и проведения практикоориентированных исследований для этой отрасли4. Несомненно, что предлагаемая ими модель повысит эффективность деятельности всех участников и приведет к повышению их конкурентоспособности. Однако данная модель не является образовательным кластером. В этом случае возможно говорить либо о развитии отраслевого кластера, элементом которого выступает учебное заведение, либо о формировании сетевой структуры, объединяющей отдельные предприятия и вуз.

Необходимо четко понимать, что образовательный кластер представляет собой группу учебных заведений, локализованных на одной территории, формирующих в качестве конечного продукта образовательную услугу, конкурирующих и взаимодействующих между собой и имеющих вокруг поставщиков необходимых факторов производства, оборудования, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, при этом усиливающих конкурентные преимущества друг друга (Схема образовательного кластера представлена на рисунке.) Как и большинство конкурентоспособных кластеров, образовательные кластеры возникают естественным путем в силу наличия и взаимодействия существенного количества факторов.

На протяжении последних десятилетий исследователи выдвигали различные теории и модели, объясняющие предпосылки и условия формирования кластеров в различных странах5.

4 В частности, такой подход прослеживается в исследованиях Юрьева В.М., Чвановой М.С. и др. См. [6].

5 Более подробно см. [7].

Родственные и поддерживающие отрасли

Научно-исследовательские институты

Совместные образовательные проекты

Отраслевые ассоциации

Здравоохранение

Рестораны, кафе, гостиницы, развлекательные и спортивные центры

Малые инновационные компании

Корпоративный сектор: компании в области высоких технологий, электронного бизнеса и консалтинга,

ИКТ, медицины и фармацевтики, СМИ, банковской и финансовой сферы, компании в области HR

Косвенные покупатели (компании и государство)

Прямые покупатели: население/физ лица, в т.ч. иностранные студенты

Ключевые компании

ВУЗы (Университеты, институты, академии)

Тренинговые центры | Центры проф. подготовки | Центры бизнес-образования | I Языковые школы

I Центры оценки персонала

E-learning

ала

ч:

Бизнес-среда

Органы государственной власти Министерство образования и науки

Правовые услуги

— Банковские и финансовые услуги

— Маркетинговые, PR услуги

— Миграционные службы

Транспортные компании

Надзорные органы

^щ^^ш^ат^ыные Поставщики Поставщики Производители Поставщики

среднеспециальные, сервисных услуг, оборудования, оборудования, оборудования

пр°фесси°нальные учебной литературы мебели и т.д. мебели и т.д. для лабораторий

учебные заведения - ---(занятия и исследования)

Рис. Схема образовательного кластера

Представляется, что наиболее всеобъемлющей и удобной для проведения оценки факторов успешного возникновения и развития кластеров, проведения сопоставительного анализа их конкурентных преимуществ и, соответственно, определения путей повышения их эффективности является так называемая модель «ромба», предложенная в работах профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера. Для более глубокого понимания возможности использования данной модели при оценке уровня развития, потенциала и недостатков образовательных кластеров на территории российских регионов представляется целесообразным ее применении при проведении сравнительного анализа международного опыта формирования и развития образовательных кластеров на территории штата Нью-Джерси (США), кластера, функционирующего в канадской провинции Онтарио (Канада), а также кластера, развивающегося на территории эмирата Дубай (ОАЭ). Данный выбор предопределен лидирующим положением первых двух кластеров в глобальном образовательном пространстве, а также специфическими особенностями их развития, выбор же Дубая обусловлен тем фактом, что предпосылки экономического развития данной территории близки к российским условиям.

Образовательный кластер в Нью-Джерси зародился в 1746 году, когда по указу короля Георга II «для обучения молодежи языкам, искусству и наукам» был создан Принстонский университет. В настоящее время ключевыми учебными институтами кластера являются Mercer County Community College, Middlesex County Community College, New Jersey Medical and Dental University, Princton University,

Rider University, Rutgers University, the College of New Jersy, Thomas A. Edison Community College. Они располагаются на территории таких округов как Мерсер и Мидлсэкс. В учебных заведениях кластера обучаются 73600 студентов очного обучения, обучающихся на бакалаврских программах, и 14300 студентов, обучающихся на магистерских программах. На ключевые университеты кластера приходится 56 патентов США в год. Показатель патентования на исследования в сумме 1 миллион долларов - 0.10 [8].

Образовательный кластер в Онтарио располагается на юго-западе провинции и охватывает территорию таких регионов, как Китченер, Ватерлоо, Гуэлф, Гамильтон, Лондон. Возникновение кластера относят к 1847 году, когда правительство Онтарио приобрело 500 акров для создания Сельскохозяйственной школы Онтарио. В настоящее время в рамках кластера насчитывается около 110000 студентов очного обучения, обучающихся на бакалаврских программах, и 11400 студентов, обучающихся на магистерских программах. На ключевые университеты кластера приходится 12 патентов США6 в год. Показатель патентования на исследования в сумме 1 миллион долларов - 0.04. К ключевым учебным заведениям кластера относятся Conestoga College, Fanshawe College, McMaster University, Mohawk College, Wilfrid Laurier University, Waterloo University, University of Guelph, University of Western Ontario [8].

Деревня знаний в Дубае как основу образовательного кластера появилась в 2002 году в рамках правительство Дубая инициативе по развитию «общества знаний», согласно которой планировалось создание нескольких кластеров, действующих по принципу свободных экономических зон. Формирование Деревни знаний Дубая посредством привлечения международных академических институтов было направлено на создание условий для «удержания» в регионе молодежи, которая ранее предпочитала обучение за рубежом. Кроме того, наличие Деревни знаний гарантировало постоянный приток квалифицированных выпускников. И, наконец, она была задумана как инкубатор для НИОКР в целях формирования условий для развития предпринимательства [9]. В настоящее время в Международном академическом городе насчитывается 31 учебное заведение, которые предлагают программы, варьирующиеся по продолжительности от одного года до четырех лет в различных областях. В этих учебных заведениях обучаются более чем 12500 студентов. Ожидается, что к 2015 году академический город будет насчитывать 40000 студентов [10]. В кластере присутствуют более 450 компаний, включая профессиональные учебные центры, языковые центры, НИИ. Кластер также включает «пионеров» в области электронного обучения и университеты, ведущие подготовку онлайн [11].

В соответствии с выбранной для анализа моделью «ромба» все факторы, способствующие развитию кластеров, были объединены в четыре группы [12]:

1) факторные условия.

Первый фактор или группа факторов - это то, что экономисты называют факторами производства.7 При проведении факторного анализа нельзя делать вы-

6 По данным на 2001 год. Canadian Cluster Data, www.competeprosper.ca

7 Это не что иное, как компоненты, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли, т.е. применительно к образовательному кластеру, необходимыми для функционирования учебных заведений, являющихся ключевыми элементами данного кластера. Факторы можно

воды только на основе наличия фактора и его объема. Необходимо четко представлять, насколько эффективно он используется, и какие технологии привлекаются.

2) условия спроса.

Второй фактор, который оказывает существенное влияние на развитие конкурентоспособного кластера и который часто не принимается во внимание, как таковой, теми, кто занимается реализацией государственной политики - это необходимость наличия внутреннего спроса.8

3) родственные и поддерживающие отрасли.

Возможность извлечения выгоды из высокого спроса может быть сильно затруднена отсутствием необходимых родственных и поддерживающих отраслей (предприятий). Важность наличия местных поставщиков или родственных предприятий объясняется несколькими причинами:

- более низкие издержки производства (экономия на транспортных расходах, логистике);

- обмен информацией, идеями ведет к активизации инноваций и повышению производительности.

4) стратегия фирмы, ее структура и конкуренты

Одной из очевидных эмпирических находок исследования М. Портера явилась взаимосвязь между сильным соперничеством на внутреннем рынке и созданием и поддержанием высокой конкурентоспособности в отрасли.

Само по себе большое число конкурентов на внутреннем рынке - недостаточное условие для того, чтобы обеспечить успех. Если между ними не происходит острой борьбы на основе уникальных стратегий, то преимущества такой конкуренции сводятся на нет. Более того, нация должна иметь и другие преимущества в «ромбе», иначе достижение успеха маловероятно.

Говоря о влиянии различных факторов, хотелось бы подчеркнуть, что «ромб» - это система, компоненты которой взаимодействуют, взаимно дополняются и взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные [12]. Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в таких отраслях, как образование, нужно иметь преимущества во всех составных частях «ромба».

разбить на несколько больших групп - людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы и инфраструктура.

8 Конкурентоспособность растёт за счёт спроса, вследствие необходимости двигаться дальше, развиваться, усовершенствоваться, за счёт проникновения на рынок, за счёт покупателей, которым нужны новые свойства. Общая точка зрения большей части тех, кто занимается реализацией государственной политики, о конкурентоспособности заключается в приоритетности предложения товара. При этом, когда мы говорим о спросе, речь идет не только и не столько о его объеме, сколько о его качественных характеристиках. Говоря о наличии спроса, мы говорим о наличии раннего, острого, требовательного и явного (очевидного) спроса, при этом готового воспринимать предлагаемый товар.

Именно такую картину можно при анализе конкурентных преимуществ образовательных кластеров Нью-Джерси, Онтарио и Дубая.9 Не вдаваясь в рамках данной статьи в подробный анализ, можно отметить, что одним из преимуществ образовательного кластера Нью-Джерси является его местоположение вблизи Нью-Йорка и Филадельфии. Образовательный кластер Онтарио также обладает этим преимуществом, поскольку располагается недалеко от Торонто. Необходимо также выделить географическое положение Дубая в самом центре Ближнего Востока при наличии хорошо развитых путей сообщения.

Высокопрофессиональные кадры (преподаватели и исследователи) выступают в качестве основного фактора развития (подготовки) конкурентоспособных программ и привлечения финансирования под исследования. Колледжи и университеты в качестве основного фактора производства используют преподавательский состав. При этом все представленные кластеры имеют широкий выбор поставщиков материалов и услуг, работающих в рамках кластера.

Для ключевых компаний рассматриваемых образовательных кластеров в качестве родственных и поддерживающих отраслей можно выделить компании в области высоких технологий, электронного бизнеса и консалтинга, ИКТ, медицины и фармацевтики, СМИ, банковской и финансовой сферы, компании в области управления человеческими ресурсами - большинство из них широко представлены на территории регионов анализируемых кластеров. Кроме того, для развития образовательного кластера крайне важной представляется существующая связь учебных заведений с корпоративным миром, она ведет к максимизации производства знаний обществом, быстрому доступу к информации, к инновациям и т.д.

При этом более высокой конкурентоспособности данных кластеров препятствуют некоторые проблемы.

В частности, несмотря на значительный интерес со стороны студентов в отношении совместных программ, учебные заведения Нью-Джерси пока не смогли разработать и внедрить программы такого рода. Кроме того, сложные иммиграционные законы затрудняют школам кластеров Нью-Джерси и Онтарио процесс приема на работу иностранных преподавателей, а правительственное регулирование и контроль над установлением стоимости обучения ограничивает свободу действий для университетов. И, наконец, большая доля студентов Нью-Джерси учится в университетах за пределами штата (58%) по причинам более высоких цен на получение образования в штате. Учебным заведениям кластера необходимо найти пути привлечения местных студентов.

Подводя итог анализу основных условий развития образовательного кластера Дубая, также представляется возможным сделать ряд выводов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- к началу реализации проекта по созданию образовательного кластера в Дубае уровень развития ромба можно охарактеризовать как достаточно низкий;

- наиболее развитыми факторами на тот момент выступали факторные условия и внутренний спрос; при этом можно отметить положительную динамику обоих детерминантов - расширение «развитых специализированных факторов», образующих более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие факторы, и повышение качества спроса;

9 Более подробный анализ элементов «ромба» см. [9, 13].

538

- полное отсутствие на начальном этапе формирования кластера академических институтов, соответственно отсутствие конкуренции;

- положительную и существенную роль правительства в формировании ромба и создании условий для развития кластера [14].

Решение обозначенных и многих других проблем описанных кластеров может осуществляться за счет реализации кластерно-ориентированного подхода. В рамках данного подхода возможно говорить о:

- совместных программах как эффективном механизме перелива знаний в родственные отрасли;

- расширении совместных программ между университетами для объединения ресурсов;

- снижении зависимости от государственного финансирования посредством расширения партнерства с промышленными предприятиями;

- совместных проектах маркетингового продвижения на иностранные рынки.

Завершая исследование, прежде всего необходимо отметить определенное отличие представленной модели формирования и развития кластера в развивающейся стране от западных моделей. Суть последнего сводится к тому, что в большинстве западных стран, независимо от того, какие структуры занимаются реализацией кластерной политики - бизнес или государство - эта политика по большей части направлена на развитие уже существующих кластеров. Подход, используемый в Дубае и ряде других стран Ближнего Востока, демонстрирует ситуацию «создания кластера с нуля». При этом речь не идет о формировании государством новых ключевых и родственных компаний в рамках кластера. Государство не создает сами предприятия и не вынуждает собственных бизнесменов заниматься тем или иным бизнесом, который кажется «правильным» государственной власти. Оно предоставляет максимально благоприятные условия для тех, кто уже конкурентен в мире и может быть заинтересован в расширении своей деятельности. Государство «достраивает» ромб и кластер, т.е. направляет свои усилия на улучшение условий в рамках отдельных элементов ромба. Плюс государство формирует пласт квалифицированной рабочей силы и научных кадров, которые впоследствии могут создавать собственные учебные заведения.

Успех подхода, возможно, объясняется особенностями рассматриваемой страны, среди которых можно назвать наличие финансовых ресурсов, отсутствие коррупции, дисциплину и подчинение власти, небольшую территорию.

Проведенное исследование и сделанные выводы не подразумевают рекомендации повсеместного «создания кластеров с нуля»10. Речь идет лишь о необходимости четкого понимания условий и особенностей различных стран при формировании кластерной политики, а также эффективного использования существующих ресурсов, выражающегося в финансировании инфраструктуры, создании благоприятной бизнес-среды и развитии сопутствующих кластеров на территории региона.

10 Автор данной статьи является сторонником кластерной политики, подразумевающей как можно меньшее вмешательство государства и более активную роль бизнеса в реализации кластерных инициатив для повышения эффективности деятельности собственных компаний в рамках уже существующих кластеров.

Представляется, что дальнейшее выявление предпосылок возникновения и условий успешного развития образовательных кластеров (сформировавшихся естественным образом), являющихся наиболее конкурентоспособными на глобальном образовательном пространстве, анализ программ по реализации целенаправленной кластерной политики для повышения эффективности образовательных кластеров в различных странах мира и формирование на его основе перечня ключевых факторов успеха, выявление на территории Российской Федерации образовательных кластеров, имеющих экспортный потенциал могут стать основой для реализации кластерных инициатив в целях повышения конкурентоспособности системы образования на территории РФ.

Литература

1. Porter M. On Competition: Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Government, and Institutions / Michael E. Porter. - Boston: Harvard Business School Press, 2008. - 544 p.

2. Корчагина Н.А. Кластерная политика - технология повышения эффективности управления компаниями: монография [Текст] / Н.А. Корчагина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 117 с.

3. U.S. Cluster Mapping Project [Electronic Resource]. - URL: http://www.isc.hbs.edu (дата обращения: 29.10.10).

4. European Cluster Observatory Database [Electronic Resource]. - URL: www.clusterobservatory.eu (дата обращения: 29.10.10).

5. Canadian Cluster Data [Electronic Resource]. - URL: www.competeprosper.ca (дата обращения: 29.10.10).

6. Юрьев, В.М., Чванова, М.С., Передков, В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера / В.М. Юрьев, М.С. Чванова, В.М. Передков // Вестник ТГУ, 2007. - Выпуск № 5 (49). - С. 7 - 12.

7. Cortright J. Making sense of clusters: regional competitiveness and economic development. The Brookings Institution Metropolitan Policy Program. [Electronic Resource] // Impresa, 2006, March. - 66 p. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL:http://www.brookings.edu/metro/pubs/20060313_Clusters.pdf (дата обращения: 28.10.10).

8. Корчагина Н.А. Образовательные кластеры как основа повышения конкурентоспособности учебных заведений [текст] / Н.А. Корчагина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». - Научно-технический журнал «Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии», 2009. - № 3 (7). - С. 78-84.

9. Abdulla Al Karam. Knowledge Village: Establishing a global destination for education in Dubai [Electronic Resource] / Al Karam A.; Dubai, UAE, 10 November 2004. - 12 p. System Requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://www.britishcouncil.org/goingglobal-session-2-1225-thursday-tne-abdulla-al-karam-paper.pdf, free access (дата обращения: 28.10.10).

10. Dubai Academic City (DAC) : official website [Electronic Resource] / Access mode: http://www.diacedu.ae/page.php/about-diac, free access. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 29.10.10).

11. Dubai Knowledge Village : official website [Electronic Resource] / Access mode: http://www.kv.ae/, free access. - Заглавие с экрана. - Яз. Англ (дата обращения: 29.10.10).

12. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. / Michael E. Porter. - N.Y.: The Free Press, 1990. - Palgrave Tenth Edition, 1998

- 855 p.

13. Корчагина Н.А., Соколова К.С. Оценка эффективности использования кластерной политики в целях модернизации системы образования: опыт Дубая / Н.А. Корчагина, К.С. Соколова // Приоритеты и интересы современного общества [Текст] : материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 12-13 апр. 2010 г.) / под. ред. Г. Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 507 с. - С. 127-132.

14. Kamli A. K. Dubai Knowledge Economy 2003-2008 [Electronic resource] / Abdul Kader Kamli; MADAR Research Group, Dubai, UAE, October 2004. - 66 p. System requirements: Adobe Acrobat Reader. Access mode: http://ae.zawya.com/researchreports/madar/DKE-I.pdf, free access. Заглавие с экрана.

- Яз. англ. (дата обращения: 29.10.10).

УДК 338.24

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОРТФЕЛЯ

Томашевская Юлия Николаевна,

ассистент факультета мировой экономики и управления, лаборант-исследователь Лаборатории конкурентоспособности и кластерных инициатив Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия ylia_tom @mail. т

В статье приводится анализ применяемого в зарубежной практике методического аппарата оценки уровня и этапа развития существующих кластеров и их важности для экономики региона или страны. Предлагается метод, наиболее перспективный для применения в российских регионах.

Ключевые слова: кластер, кластерная оценка, метод, жизненный цикл кластера, коэффициент локализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.