Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / METHODS OF GENERATING IDEAS / INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касьянова Т.А., Смолина Е.С.

Рассмотрены различные методы генерирования идей и их использование при создании инноваций на промышленных предприятиях. Выделеныих достоинства и недостатки. Выявлены основные проблемы использования методов генерирования идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF METHODS OF GENERATION OF THE IDEAS DURING CREATION OF INNOVATIONS AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES OF ROCKET-SPACE INDUSTRY

Various methods of generating ideas and their use in creating innovations in industrial enterprises are considered. Their advantages and disadvantages are highlighted. The main problems of using the methods of generating ideas are revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Секция ««Инновационная деятельность промышленных предприятий»

УДК 65.01

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Т. А. Касьянова, Е. С. Смолина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: ribakovaes@mail.ru

Рассмотрены различные методы генерирования идей и их использование при создании инноваций на промышленных предприятиях. Выделеныих достоинства и недостатки. Выявлены основные проблемы использования методов генерирования идей.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, методы генерирования идей, промышленные предприятия.

USE OF METHODS OF GENERATION OF THE IDEAS DURING CREATION OF INNOVATIONS AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES OF ROCKET-SPACE INDUSTRY

T. A. Kasianova, E. S. Smolina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ribakovaes@mail.ru

Various methods of generating ideas and their use in creating innovations in industrial enterprises are considered. Their advantages and disadvantages are highlighted. The main problems of using the methods of generating ideas are revealed.

Keywords: innovation, innovative activity, methods of generating ideas, industrial enterprises.

В современных рыночных условиях экономики инновации выступают одним из главных факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития промышленных предприятий ракетно-космической промышленности (РКП). Инновационная деятельность должна присутствовать на любом производственном предприятии. Это объясняется тем, что без современных технологий, увеличения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции предприятие не сможет повысить свою конкурентоспособность на рынке. Для поддержания конкурентоспособности предприятия необходимо, чтобы инновационная деятельность былане-прерывным процессом, а не разовым мероприятием.

В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций лежит на плечах руководителей промышленных предприятий. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

Инновация - это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Кроме того, это также развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

В инновационной деятельности применяются различные методы принятия решений. Так как одним из главных условий успеха создания инноваций, является креативность, или творческое мышление, поэтому необходимо, прежде всего, использовать творческие методы принятия решений, а именно методы генерирования идей. Эти методы, по нашему мнению, позволят извлечь реальную пользу из творческого потенциала сотрудников предприятий. С помощью них творческий потенциал трансформируется в инновационные решения, которые способны обеспечить преимущество организации перед конкурентами.

Некоторые методы принятия решения наиболее результативны, когда проблема носит чисто технический, аналитический характер. Ими предпочитают пользоваться специалисты, которым необходимо логическое обоснование принятого решения. Другие методы применимы для изобретателей новых продуктов, берущих на себя риск за нестандартную идею. Наиболее интересные результаты приносит комбинирование различных методов генерирования идей [2].

В настоящее время существуют различные методы генерирования идей, например, такие, как: морфологический анализ и синтез; метод контрольных вопросов; матричное структурирование; метод синектики; метод фокальных объектов; метод инверсии; метод «мозгового штурма»; метод свободных ассоциаций; алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и др. [1; 3].

Так, наиболее полезным при создании новой продукции или услуги, по нашему мнению, является метод фокальных объектов. Метод отличается простотой и большими возможностями поиска новых идей. В нем используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным [4].

Также при создании инновации будет полезенметод «мозгового штурма». Перед отобранной группой (несколькими группами) специалистов (обычно в группу включают 5-6 и более лиц) ставится задача - предложить идею инновации, которая может быть разработанной, изготовленной и выведенной на рынок конкретным предприятием. При этом запрещается критика идей, к рассмотрению принимаются даже самые «бредовые» идеи. Мозговая атака требует от каждого из участников солидного опыта в конкретной области деятельности. Однако практика показывает, что новички также могут предлагать довольно интересные идеи, которые можно реализовать. Созданные идеи, в дальнейшем служат основой для поиска наилучшего решения [1].

В последнее время стал популярен и другой метод - синектика, эффективность которой давно доказана на практике. Особенностью этого метода является возможность задействования различных приемов, совокупность которых расширяет границы поиска оригинальных решений. На практике данный метод реализуется на основе принципов аналогии. То есть для решения поставленной задачи перенимается опыт из другой сферы, в которой уже была разрешена схожая проблема [5].

Новые возможности при создании инноваций открывают человеко-машинные системы на базе информационных технологий. Несомненный интерес представляет алгоритм решения изобретательских задач, разработанный Г. С. Альтшуллером, который рассматривает технические системы в их диалектическом развитии и совершенствовании. Это эвристическая программа, позволяющая путем последовательных операций, шаг за шагом, приходить к наиболее эффективному решению задачи без перебора всех возможных вариантов. АРИЗ постоянно совершенствуется и требует уточнения и пополнения информационного фонда. Этот метод позволяет работать с задачами, в которых можно выделить прототип и указать его недостатки [6].

Таким образом, можно выделить следующие достоинства использования методов генерирования идей:

- активизация творческое мышление;

- повышение эффективности работы в группе;

- избавление, шаблонного мышления, пассивности, что наиболее актуально при создании инноваций;

-универсальность и простота использования;

- их проведение не требует специального оборудования и условий.

Методы генерирования идей обладают рядом недостатков:

- уход от реальной проблемы;

- трудно найти по-настоящему практичный вариант;

Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»

- наиболее опытные и активные участники могут начать претендовать на лидерство и стараться продвигать свои идеи, как наиболее продуктивные.

При использовании методов генерирования идей на промышленных предприятиях можно столкнуться со следующими проблемами: недостаточные квалификация и эрудиция сотрудников, боязнь критики со стороны руководства, чрезмерно сжатые сроки работ, отсутствие знаний у руководителей методологии науки и методов творческой работы, нежелание руководителей рисковать и тратить время на использование этих методов, стремление руководства указать научным работникам и конструкторам пути решения проблем, недоверие к оригинальным решениям со стороны руководства, неумение руководства выявлять и поощрять творческие решения и т. д. Поэтому на промышленных предприятиях вышестоящему руководству для использования методов генерирования идей, необходимо: поощрять их использование, создавать атмосферу для творческой работы и повышать квалификацию у своих сотрудников.

Таким образом, в настоящее время с развитием науки и научного подхода креативность при разработке инноваций возрастает. Использование методов генерирования идей поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных повысить эффективность инновационной деятельности на промышленных предприятиях.

Библиографические ссылки

1. Бовин А. А., Чередникова Л. Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организации : учеб. пособие. М. : Омега-Л, 2015. 415 с.

2. Морозов А. В. Управленческая психология : учебник. М. : Академ. проект ; Фонд «Мир», 2008. 288 с.

3. Алътшужер Г. С. Алгоритм изобретения. М. : Моск. раб., 1973. 296 с.

4. Кратко о методе фокальных объектов [Электронный ресурс]. URL: https://www.trizland. ги/1:п2Ьа/агйс1е8/207(дата обращения: 05.04.2018).

5. Что это за метод - синектика? Назначение и суть [Электронный ресурс]. URL: http://fb. ru/artic1e/230542/chto-eto-za-metod---sinektika-naznachenie-i-sut (дата обращения: 03.04.2018).

6. Карпунин М. Г., Кузьмин A. M., Шалденков С. В. Функционально-стоимостной анализ в инженерной деятельности. М. : Информэлектро, 1990. 75 с.

© Касьянова Т. А., Смолина Е. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.