Беляева Е.Б.
система социальных ценностей БИЗНЕСА ДЛЯ инновационных КОмПАНИЙ
Деятельность компаний и фирм, занимающихся инновационной деятельностью, обычно строится на создании отдельных групп сотрудников с высокой степенью автономности и разнообразным профессиональным составом, что обеспечивает исследовательским разработкам адекватный уровень независимости. Внутри таких групп создается творческая атмосфера, ускоряющая эффективность исследований.
Разработка инноваций - повседневная работа исследователя, новатора-практика, - тесно связана с особым мышлением, изобретательностью, базирующихся на различных подходах: морфологический анализ и синтез; метод контрольных вопросов; матричное структурирование; синектический метод; метод фокальных объектов; метод инверсии; метод «мозгового штурма»; метод свободных ассоциаций; алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ); использование информационных технологий и баз данных.
Охарактеризуем кратко каждый из методов. Сущность морфологического анализа и синтеза состоит в том, что проводится структурный (морфологический) анализ объекта: выбираются несколько его составных частей (элементов) и для каждой из них находятся альтернативные решения. Далее проводится синтез: анализируются все возможные сочетания признаков, так как каждая комбинация представляет собой потенциальное решение. Применение метода морфологического анализа наиболее эффективно при решении конструкторских задач общего плана (проектирование новых машин, поиск новых компоновочных решений).
Метод контрольных вопросов (анализ характеристик) основывается на использовании перечня вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме.
Матричное структурирование проблем представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки - рыночным атрибутам этих товаров, записанных в виде вопросов. Таковых, как: Какое применение может найти данный товар? Где его можно использовать? На какой сегмент ранка он рассчитан? Ответы по каждому товару заносятся в соответствующие разделы матрицы.
Техника синектики основана на аналогиях, помогающих членам группы взглянуть на проблему по-новому. Выделяются четыре вида аналогий:
- прямые - проведение прямого сравнения между объектами или процесса-
ми, обладающими некоторыми общими характеристиками. Природа, в том числе растительный и животный мир, художественная литература дают много аналогов для научного и инженерного творчества;
- личные (метод ассоциаций) - «вхождение в образ». В процессе генерирования идей может оказаться полезным поставить себя на место конструируемой машины, узла, детали и представить возможное поведение (состояние) в этих условиях (так, на съемках фильма «Планета обезьян» участники съемочной группы по утрам «входили в образ» одного из животных: передвигались, бегали, «принимали пищу» и т.п.);
- символические, основанные на выражении проблемы в символах или образах, воображении наиболее оптимального решения, независимо от того, насколько невозможным оно окажется, а затем адаптации его к реальности (например, для шлифовального круга символической аналогией будет «точная шероховатость»);
- фантастические - в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи, или какие-нибудь фантастические средства (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т.д.).
Метод фокальных объектов заключается в том, что свойства одних объектов переносятся на другие. Для поиска слов - объектов переноса - обычно пользуются книгами и словарями.
Метод инверсии означает противоположный обычному взгляд на проблему и ее решение. Сопряженные узлы мысленно меняются местами: то, что внутри, ставят наружу, «вверх дном», «вывернутым наизнанку».
Метод «мозгового штурма», созданный американским психологом А.Ос-борном, представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками. В основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека нужно вырвать его из привычной обстановки и поместить в необычные условия, например сделать участником игры или дискуссии с элементами игры. Данный метод не устраняет беспорядочных поисков, но он отражает важный механизм взаимодействия и развития идей: участник штурма А высказал первую идею, которую тут же видоизменил участник В, в результате возникла вторая идея. Теперь А видит свою идею иначе, что позволяет продолжить ее развитие и таким образом образуется цепь идей.Наиболее широко этот метод применяется для создания новых продуктов, особенно потребительских товаров, а также при разработке новых предложений по рекламе. «Мозговой штурм» может совмещаться с другими методами, например с методом синектики.
Метод свободных ассоциаций - один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при выработке совершенно нового взгляда на проблему. На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) используется в работе многих НИИ, КБ, предприятий, и представляет собой эвристическую программу, позволяющую путем последовательных операций шаг за шагом приходить к наиболее эффективному решению задачи без перебора всех возможных вариантов. В процессе разработки новой техники конструкторам приходится иметь дело с «балансировкой» многих взаимосвязанных технических параметров, определяющих основные и вспомогательные характеристики изделий (грузоподъемность, собственная масса, скорость и т.д.). Попытки улучшить значения одних параметров часто приводят к ухудшению других.АРИЗ базируется на системном подходе, основу которого составляет специальная программа (алгоритм). Цель - выявление в технической системе недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия. При этом реализуется стратегия логического направленного поиска.Выявляя и устраняя технические противоречия методом проб и ошибок, инженеры вынуждены перебирать множество вариантов. Задачи могут быть решены на уровнях разного порядка: на уровне первого порядка (число проб не превышает 10) и даже на уровне второго порядка (число проб до 100) возможно нахождение патентоспособных решений. Однако на уровне более высокого порядка, когда требуется провести до 10 тыс. и даже до 100 тыс. проб, решение технической задачи связано с большими затратами средств и времени. АРИЗ позволяет перевести задачу уровня высокого порядка в задачу первого уровня, решаемую перебором нескольких вариантов. Алгоритм содержит концентрированную информацию, списки типовых приемов и таблицы их применения, схемы развития технических систем, таблицы применения различного рода явлений и т.д. Эти таблицы послужили обобщением коллективного изобретательского опыта, так как построены на основе анализа 40 тыс. патентов и авторских свидетельств.
Кроме того, в настоящее время в процессе создания инноваций широко используются электронные информационные технологии и базы данных. Развитие компьютерной сферы и Интернета создают новые возможности для генерирования идей, т.к. колоссальное количество известных технических решений, предложений, гипотез и т.д., из которого нужно выбрать лучшее для данного случая, стимулируют творческий процесс исследователя, конструктора и способствуют появлению новых идей, которые затем могут превратиться в новые продукты.
Повышение продуктивности творческого мышления, инновационной деятельности новаторов становится одной из основных проблем современной теории и практики. И здесь не обойтись без эффективно реализуемой на инновационных предприятиях системы социальных ценностей бизнеса, под которыми понимаются фундаментальные правила фирм (организаций) и неукоснительная твердость их выполнения. Система социальных ценностей любого предприятия сводится к следующим положениям: какую философию исповедует компания; какие общие цели ставит и что делает для персонала и общества в целом; чем может гордиться каждый работник фирмы; кто создает специальную среду, стимулирующую творчество работников, новаторство и нововведения.
Как уже упоминалось в статье ранее, люди, занимающиеся инновациями, инноваторы-практики, обладают специфическим уровнем мышления, особенным складом ума и высоким уровнем культуры. Развитие, рост в этой сфере происходят лишь там, где для них создался соответствующий мотив или имеются действенные стимулы, а также где воплощается соответствующая инновационной деятельности система социальных ценностей бизнеса [1].
Система социальных ценностей бизнеса для инновационной компании
Элементы ценностей Основы ценностей Носитель ценностей
Микрокультура Максимальная самостоятельность персонала Фундаментальные убеждения лидера Ориентация на личный успех Навыки, умения, опыт Менеджмент высшего и среднего уровня
Чувство высокой цели Нововведения,энтузиазм Влюбленность в продукт, услугу, компанию Оптимизм и гордость за работу Высший уровень исполнения Максимальное служение науке Все исследователи, ученые, научные сотрудники, новаторы-практики
Неосязаемые и осязаемые преимущества товара Доверие к людям Внутренняя трансформация компании Способность к риску Адаптация к рынку Менеджмент высшего звена
Языкуправле-ния Неформальное общение с персоналом Убеждение и доверие Весь менеджмент
Целевыеуста-новки Общность целей (работ, исследований, дел) Убежденность в успехе Самоотдача и самоконтроль Социальная защита и безопасность людей Все исследователи, ученые, научные сотрудники, новаторы-практики
Стимулирующая среда Дух новаторства Истории, легенды, рассказы о проекте и компании Уважительное отношение к человеку Терпимость к неудачам Менеджмент высшего и с реднего уровня
Для поддержания эффективной инновационной деятельности руководству соответствующих научных и научно-практических структур необходима, прежде всего, ориентация на человека, состоящая в следующем:
- взыскательное уважение и доверие к новатору;
- поддержание традиции успеха и достоинства исследователя;
- стремление сделать исследователей преуспевающими и давать им возможность проявить себя в полной мере;
- стимулирование личных достижений;
- формирование чувства единения фирмы и работника;
- культивирование убеждения у всех исследователей, что компания и работник - это большая семья;
- создание хороших условий для высокопроизводительной работы.
В инновационных компаниях, на предприятиях и научно-производственных структурах должен присутствовать пусть не главный, но значимый личный мотив для мощного рывка. Одним из таких мотивов должно быть удовлетворение стремления работника быть лучшим, быть впереди, и обладать (пусть даже формальным, протокольным) правом на уважение [2]. Это может быть воплощено в жизнь через награждение исследователя, новатора-практика повышенными служебными привилегиями на основании текущих результатов работы.
Также весьма перспективный для инноваций подход, ставящий «во главу угла» общественное признание. Человек является социальным существом, предназначенным и стремящимся быть признанным, востребованным какой-либо общностью людей, следовательно, личная самооценка работника, в значительной степени определяется не только деньгами, а отношением к нему других работников, - членов коллектива, в который он входит через ряд коммуникаций, формальных и неформальных [2].
Отдельной строкой в грамотном управлении исследователями находится доверие. Исследование многолетней практики крупных мировых компаний [3] показывает, что подавляющее большинство творческих людей оправдывают доверие руководителей, творят «чудеса», работают с удовольствием и видят смысл своей жизни в процветании инновационной компании или научно-исследовательской организации.
литература
1. Беляева, Е.В. Проблемы развития инноваций в России: мотивационный аспект: научная статья / Е.В. Беляева // Гуманизация образования. - 2014. - № 4. - С. 75-79.
2. Беляева, Е.В. Стимулирование инновационной деятельности в современных условиях: научная статья / Е.В. Беляева // Управление и экономика в XXI веке. - 2015. - № 5. - С. 71-75.
3. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретические аспекты процесса управления устойчивым развитием предпринимательской организации // Гуманизация образования. - 2015. - № 1. - С. 56-62.