Научная статья на тему 'Применение методов поиска идей и решений творческих задач в системе образования для достижения целей устойчивого развития'

Применение методов поиска идей и решений творческих задач в системе образования для достижения целей устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1353
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ПОИСКА РЕШЕНИЙ / МЕТОДЫ НАПРАВЛЕННОГО ПОИСКА РЕШЕНИЙ / МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION SYSTEM / METHODS OF SYSTEMATIC SEARCH FOR SOLUTIONS / METHODS TO FIND SOLUTIONS / METHODS OF PSYCHOLOGICAL ACTIVATION CREATIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарашкина Татьяна Петровна

В статье отражены основные цели концепции устойчивого развития, одной из которых выступает формирование инновационной и конкурентоспособной экономики, ведущей к процветанию стран Европейского союза и России, в частности. Важной составляющей конкурентоспособности любой страны является современное образование, в том числе и образовательный процесс, включающий в себя освоение и использование передовых методов. В качестве таких методов предлагаются методы творческого поиска решений, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи и успешно трудиться в динамично развивающемся обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF METHODS OF BRAINSTORMING AND CREATIVE PROBLEM SOLVING IN EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article describes the main objectives of sustainable development, one of which acts formation of innovative and competitive economy, leading to the prosperity of the countries of the European Union and Russia in particular. An important component of the competitiveness of any country is a modern education, including educational process, including development and use of best practices. As these methods are offered creative methods of finding solutions aimed at the training of competitive specialists able to generate and develop new ideas and to work successfully in a dynamic society.

Текст научной работы на тему «Применение методов поиска идей и решений творческих задач в системе образования для достижения целей устойчивого развития»

УДК: 378.141 ББК: У 49

Шарашкина Т.П.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПОИСКА ИДЕЙ И РЕШЕНИЙ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

Sharashkina T.P.

APPLICATION OF METHODS OF BRAINSTORMING AND CREATIVE

PROBLEM SOLVING IN EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Ключевые слова: концепция устойчивого развития, система образования, методы систематизированного поиска решений, методы направленного поиска решений, методы психологической активизации творчества.

Keywords: sustainable development, education system, methods of systematic search for solutions, methods to find solutions, methods of psychological activation creativity.

Аннотация: в статье отражены основные цели концепции устойчивого развития, одной из которых выступает формирование инновационной и конкурентоспособной экономики, ведущей к процветанию стран Европейского союза и России, в частности. Важной составляющей конкурентоспособности любой страны является современное образование, в том числе и образовательный процесс, включающий в себя освоение и использование передовых методов. В качестве таких методов предлагаются методы творческого поиска решений, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи и успешно трудиться в динамично развивающемся обществе.

Abstract: the article describes the main objectives of sustainable development, one of which acts formation of innovative and competitive economy, leading to the prosperity of the countries of the European Union and Russia in particular. An important component of the competitiveness of any country is a modern education, including educational process, including development and use of best practices. As these methods are offered creative methods of finding solutions aimed at the training of competitive specialists able to generate and develop new ideas and to work successfully in a dynamic society.

В настоящее время мир находится в процессе глубоких и динамичных перемен. Процессы глобализации воздействуют на международные отношения, активизируя их и придавая взаимозависимости государств всеохватывающий и универсальный характер. Однако ни один регион мира, даже такой мощный, как Западная Европа, не может рассматриваться иначе, как в теснейшей связи с другими регионами и развитием всей мировой политической и экономической системы. Более того, состояние окружающей среды и экологическая безопасность стран Европейского Союза, их политическая позиция во многом опираются на взаимоотношения с другими европейским странами и зависят от

них. К таким странам относится и Россия, которая сама, будучи частью Европы и мостом между Западной Европой и Азией, глубоко заинтересована в интенсивном взаимодействии со всеми европейскими государствами и Европейским Союзом, в частности.

Безусловно, каждому государству присущ свой индивидуальный комплекс экологических, политических и экономических характеристик, а каждому региону - специфический набор индивидуальных проблем в этих областях и механизмов их решения. Поэтому необходимо менять принципы и стандарты отношения и в политике, и экономике, а также общественные критерии качества оценки воздей-

ствия человека на окружающую природную среду. Эти функции становятся приоритетными для международного сообщества [2].

Именно это отражено в концепции устойчивого развития Европейского союза. Исходя из этого, она имеет следующие цели:

1. Защита окружающей среды, т.е. предотвращение и сокращение загрязнения окружающей среды и продвижения устойчивого потребления и производства.

2. Социальная справедливость и сплоченность - продвижение демократического, сплоченного, здорового, безопасного и справедливого общества, построенного на принципах уважения основных прав и культурного разнообразия, что создает равные возможности и борется с дискриминацией во всех ее формах.

3. Экономическое процветание -продвижение процветающей, инновационной, богатой знаниями, конкурентоспособной и экологически эффективной экономики.

4. Соблюдение международных обязательств странами Европейского союза -поощрение создания демократических институтов по всему миру, построенных на основе безопасности и свободы; активное продвижение устойчивого развития во всем мире и страхование внутренней и внешней политики Европейского союза, которая согласуются с глобальным устойчивым развитием [8].

Для этого необходимы структурные изменения, новые решения, которые приведут к новым возможностям.

На наш взгляд, наиболее важной целью является формирование инновационной, конкурентоспособной экономики, ведущей к процветанию стран Европейского союза и России, в частности.

Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохра-

Шарашкина Т.П.

нения - 6%, науки - 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Преобладающим фактором конкурентоспособности страны, в случае ее инновационного типа, является способность создания инновационных продуктов и услуг, с использованием наиболее передовых технологий. В связи с этим, одним из важнейших сохраняющихся у России конкурентных преимуществ с точки зрения инновационного развития выступает человеческий капитал, на развитие которого оказывает влияние уровень образования.

Современное образование играет важную роль в устойчивом развитии стран, регионов и мирового сообщества в целом. Устойчивое развитие требует кардинального изменения в мышлении, культуре и подходах к реализации. Ключевую роль в таких преобразованиях должно играть образование [5].

Охват всего населения базовым образованием, одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям -все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы. В то же время, ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество [6].

Так, одной из проблем является снижение качества образования на всех уровнях - от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского.

В связи с этим необходима перестройка системы образования в целом и образовательного процесса, в частности. Этому способствует следующее:

Во-первых, возрастает количество заказчиков: это - государство, частные предприятия и отдельные личности.

Во-вторых, возрастают требования к качеству подготовки специалиста, осуществляется переход от знаниевой оценки уровня подготовки к компетентностной, рассматриваемой как способность личности к адаптации в быстро изменяющихся условиях.

В-третьих, остро ощущается потребность в повышении степени готовности выпускника работать в условиях глобализации, вести конкурентную борьбу за рабочие места со специалистами, подготовленными зарубежными вузами.

Одним из важнейших требований современного этапа развития образования в высших учебных заведениях является развитие научно-исследовательской деятельности студента. Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи. Молодой специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации.

Решение данной проблемы предполагает освоение и использование методов поиска новых идей и приобретение знаний и навыков решения творческих задач.

Все эти методы заслуживают пристального внимания, т.к. проходили проверку практикой в течение длительного времени. Основное, что требуется от них, это, в конечном счете, выбрать стратегию решения задачи и ее реализации на высоком изобретательском и экономически эффективном уровне.

Выделяют следующие методы: методы направленного поиска решений; методы систематизированного поиска решений; методы психологической активации творчества.

Сократить или исключить переборы вариантов, повысить эффективность полу-

чаемых решений призваны методы направленного поиска - алгоритмические методы, к которым относятся: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ); законы развития технических систем (ЗРТС); алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ); метод эвристических приемов и др.

Теория решения изобретательских задач получила признание не только в России, но и во всем мире. Основной постулат ТРИЗ заключается в том, что «технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач» [1].

Возможности ТРИЗ гораздо шире известных методов решения задач, большинство из которых расширяет поле поиска возможных решений (систематическое в случае морфологического анализа и несистематическое при использовании мозговой атаки, синектики и др.) Однако ТРИЗ обладает и недостатками.

Достоинства и недостатки теории решения изобретательских задач приведены в таблице 1 [7].

В 1976 году под руководством А.И. Половинкина разработан эвристический алгоритм поиска технических решений в виде линейной последовательности предписаний, предназначенных для обработки информации и принятия решения. Он должен стать основой для автоматизации поискового проектирования и конструирования путем построения полностью алгоритмизированного метода. Однако в связи с отсутствием правил синтеза частных алгоритмов, а также обобщенных информационных массивов метод в представленном виде не получил широкого развития. Но уже в 1978 году результаты работ по автоматизации поискового проектирования и конструирования (компьютеризация инженерного и технического творчества) широко обсуждались и нашли поддержку на первой всесоюзной конференции «Автоматизация поискового проектирования» в Йошкар-Оле [4].

Методы систематизированного поиска, позволяющие упорядочить перебор ва-

Шарашкина Т.П.

риантов и увеличивающие их число, основаны на использовании различных аналитических подходов - системного, функционального, их сочетания с приемами борьбы с психологической инерцией (напри-

мер, фундаментальный метод проектирования Э. Мэтчетта). К этой группе методов относятся морфологический анализ, метод контрольных вопросов и др.

Таблица 1 - Достоинства и недостатки теории решения изобретательских задач

Достоинства Недостатки

1. Выработка диалектического мышления. 2. Снижение психологического барьера. 3. Развитие творческого воображения. 4. Использование сильных типовых приемов разрешения противоречий. 5. Выявление закономерностей развития техники. 6. Овладение системой стандартных решений и многочисленных физических, химических, геометрических и биологических эффектов. 7. Стратегия формирования творческой личности. 1. Трудности в освоении метода. 2. Необходимость постоянного тренинга. 3. Отсутствие постановки задачи. 4. Получение идеи без доведения до конструктивного решения. 5. Недостаточная эффективность в решении некоторого класса задач (химических, схемотехнических и др.)

Морфологический анализ представляет собой метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Метод морфологического анализа создан в 30-е годы ХХ века швейцарским астрофизиком Ф. Цвики. Его цель заключается в создании условия, расширяющего область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

Сущность морфологического анализа заключается в следующем: с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы необходимо постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией [3, 4]. Для анализа необходимо: - выбрать объект и точно сформулировать проблему (задачу);

- определить основные функции (характеристики) объекта;

- перечислить возможные варианты осуществления каждой функции (характеристики);

- оценить все имеющиеся варианты частных решений на основе определенных критериев (например, веса, затрат, качества и т.д.);

- выбрать оптимальный вариант решения проблемы, представляющий собой набор значений различных частных решений для каждой функции.

В результате морфологического анализа получаем большое число вариантов возможных решений.

Рассматриваемый метод обладает рядом преимуществ. Однако можно выделить и некоторые его недостатки. Основные достоинства и недостатки морфологического анализа представлены в таблице 2

[7].

Таблица 2 - Достоинства и недостатки морфологического анализа

Достоинства Недостатки

1. Легко осваивается. 2. Дает очень большое число идей и вариантов решения проблемы. 3. Эффективен для систем с небольшим числом комбинаций. 1. Чрезмерно большое число возможных вариантов исполнения снижает долю осмысленных сочетаний. 2. Отсутствие правил отбора и критериев оценки перспективности и эффективности вариантов реализации решения. 3. Большая трудоемкость метода, особенно оценки полученных идей.

Синектика

Облегчить работу лать». Благодаря этому по алгоритму ре- преодолевается психоло-шения изобрета- пическая инерция. форси-тельских залач. руегся работа воображения. При этом моделирование маленькими чело-внаш осуществляется, опираясь на объективные законы и закономерности __развития систем_

Направить спонтанную активность мозга и нервной системы на исследование и преобразование заланной проблемы

Методологические особенности метода заключаются в объединении

ПОДХОДОВ МОЗГСЕОЙ ЗТЭКИ.

завершающейся формулировкой проблемы («как она понята'/ после чего начинается собственно решение залзчи с использованием приемов аналогии Синектака позволяет выити за рамки какого-то конкретного образа мыслей (лействия) и значительно расширяет лиапа-зон поиска нсвых идей за счет представления цзи-вычнстс непривычны:.: и. наоборот, непривычнсго-привычныы. Процессом управляет цэофессио-

Продолжение таблицы 3

человечков так. чтобы они действ ое али. не еызые конфликта (т.е. изобразить то. что требуется по условиям задачи); - перейти от подели с маленькими человечками к конкретном}" решению.

- Создать группу синепики из специалистов разных цэофессии кш ночных лисшшлин. отличающихся гибкостью мышления. широким диапазоном знании и практического опыта;

- прел оставить группе возможность попрактиковаться в использовании аналогии. Следует помнить, что каждому типу аналогии присуши свои правша поиска.

- перелэтъ группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и преюставигь ей необходимое время дтя их решения;

- процесс решения начинают с уяснения и уточнения залачи. В процессе обсуждения начальную формулировку за-

- Выход на неграли-ционные решения.

Длительный срок освоения приемов синек-тики;

- большая продолжительность решения проблемы;

негативное (разрушающее) влияние на нервную систему.

Картельный совет

Мжямтдп ис-ПОЛЬЗОВаГЬ ОПЫТ, знания и фантазию всех без исключения участников совещания для решения проблемы.

Строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлении от «ншпа» до «напитана':': от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит от умения руководителя создать спокойную деловую обстановка, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы

Продолжение таблицы 3

иии зашептав гирлянды синонимов с затененный гирлянд ассоциаций;

- рассмотреть полеченные сочетания. стараясь найти рациональные варианты идей решения задачи. В случае необходимости продолжить генерирование вторичных гирлянд ассоциации;

- опенитъ и выбрать наиболее рациональные варианты идей с точки зрения реализации; -выбрать оптимальный вариант.

- Объявить участникам очередность выступлений;

- четкое формулирование проблемы и преставление ее в форме, наиболее удобной для участников;

- заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап - '(выдвижение идеи»);

- отобрать 2-3 идеи для проработки;

- критика отобранных идей (зтап - «Критика идей»);

- зашита и развитие идеи, подвергнутых критике (зтап -«Зашита идеи»);

-выбор руководителем тех-

- Легкость освоения и простота в обращении;

незначительные затраты времени на проведение;

- наиболее эффективен при решении организационных проблем. а также технических задач невысокого уровня сложности.

- Решение только простых задач;

- нет гарантии нахождения сильных идей.

C«1

я

I I

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«I

w sa -

b

& ю 3 с

я

8 § g § a p

g rj & л-ен S

И uá i

'g s

á

gß g ö g M и i г

О S Я I о о Я о H g »

з g з

я â С S

й 5 и g 55

RII II Ii

2 и й

al

fi*

Окончание таблицы 3

к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и '(включить* богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

Конференция идей Освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения пройпшы. Хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и «всезнаек». Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель - равный сраи равных, но который обязан обеспечить продвижение к пели, поддерживая непринужденную обстановку. - Подготовка (подбор участников. предварительный подбор фактического материала, определение места и времени работы. формулирование проблемы, предварительная проработка рассматриваемых вопросов); проведение конференции (ознакомление участников с правилами совместной работы. фиксирование выдвинутых идей, дискуссия, поддержка оригинальных идей); - подведение итогов (после окончания конференции каждый участник дорабатывает полеченные идеи, полеченные материалы передаются на зкс-пергизу специалистам, оценками и ранжирование результатов экспертами, разработка рекомендаций). - Легкость освоения и простота е обращении; - Результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки. - Нет гарантии нахождения сильных идей.

¿Г »

«

г; а

а £

В целом методы систематизированного поиска решения наиболее ярко выражают суть технологии решения творческих задач. Однако область применения этих методов ограничена. Их трудно использовать при решении сложных технических задач, они не гарантируют получение оптимального решения, так как нет критериев оценки полученного результата.

Группа методов психологической активизации творчества повышает эффективность перебора вариантов и активизирует процесс выдвижения новых идей и поиск решения. В числе таких методов выделяют следующие: мозговая атака (мозговой штурм), метод моделирования маленькими человечками, синектика; метод гирлянд, случайностей и ассоциации; корабельный совет; приемы аналогий; конференции идей.

Характеристика вышеперечисленных методов психологической активизации творчества, а именно цель данных мето-

Шарашкина Т.П.

дов, их сущность, план действий, необходимый при использовании того или иного метода, а также достоинства и недостатки, представлена в таблице 3 [7].

Таким образом, рассмотренные методы могут использоваться при постановке задач, сборе, обработке и анализе информации, поиске и генерировании идей. А учитывая тот факт, что в настоящее время в странах Европейского союза и в России, в частности, необходимым является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи, творчески мыслить, адаптироваться и успешно трудиться в динамично развивающемся обществе, использование методов творческого поиска решений является наиболее актуальным.

Данные предложения будут способствовать достижению одной из указанных выше целей стратегии устойчивого развития - экономическому процветанию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. - 209 с.

2. Гусев, А.А. Экологическая политика европейского союза в контексте устойчивого развития: автореф. дис. ... докт.. пол. наук / А.А. Гусев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii/politika/58/_- Загл. с экрана.

3. Кузьмина, Е.А. Методы поиска новых идей и решений / Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. - 2003. - №1. - С. 22-27.

4. Половинкин, А.И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Машиностроение, 1998. - 368 с.

5. Салимова, Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: тенденции и перспективы / Т.А. Салимова // Образование через всю жизнь для устойчивого развития: Матер. Междунар. конф. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014 . - С. 10-17.

6. Филиппова, И.В. Основные тенденции и стратегия инновационного развития образования: модернизация подходов, методов, инструментов управления: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Пермь, 2013. - С. 115-120.

7. Шарашкина, Т.П. Средства и методы управления качеством: учеб. пособие / Т.П. Шарашкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 134 с.

8. A European union strategy for sustainable development [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hamburg.de/contentblob/201608/data/eu-strategie.pdf - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.