Научная статья на тему 'Использование методологии «Tuning» при разработке национальных рамок компетенций в области ИКТ'

Использование методологии «Tuning» при разработке национальных рамок компетенций в области ИКТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / МЕНЕДЖМЕНТ / ЕВРОПЕЙСКИЕ РАМКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИИ / ДЕСКРИПТОРЫ / TUNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузенков Олег Анатольевич, Тихомиров Василий Васильевич

В работе проведен анализ европейских рамок компетенций в области ИКТ. С помощью методологии Tuning на основе проведенных исследований российских и международных образовательных стандартов в области информационных технологий было предложено пополнить европейские рамки компетенциями, позволяющими подчеркнуть фундаментальность национальных стандартов. Предложенный набор компетенций коррелирует с европейскими ИКТ компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кузенков Олег Анатольевич, Тихомиров Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методологии «Tuning» при разработке национальных рамок компетенций в области ИКТ»

Кузенков О.А.1, Тихомиров В.В.2

1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, kuoa7@ uic . nnov. ru 2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, [email protected]

Использование методологии «TUNING» при разработке национальных рамок компетенций в области ИКТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Информатика, менеджмент, европейские рамки, компетенции, квалификации, дескрипторы, Tuning.

АННОТАЦИЯ:

В работе проведен анализ европейских рамок компетенций в области ИКТ. С помощью методологии Tuning на основе проведенных исследований российских и международных образовательных стандартов в области информационных технологий было предложено пополнить европейские рамки компетенциями, позволяющими подчеркнуть

фундаментальность национальных стандартов. Предложенный набор компетенций коррелирует с европейскими ИКТ компетенциями.

1. При разработке национальных квалификационных и компетентностных рамок ИНФОРМАТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ наряду с использованием результатов работы над европейскими рамками компетенций в области ИКТ, целесообразно учитывать весь накопленный к этому времени опыт создания профессиональных и образовательных стандартов как международных, так и отечественных. В частности нельзя игнорировать идеи и достижения, зафиксированные в международном стандарте Computing Curricular 2006 (2013), профессиональные стандарты в области информационных технологий, созданные АПКИТ, федеральные государственные образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемы образовательные стандарты ведущих вузов России по соответствующим образовательным направлениям. Кроме того, весьма полезным является использование методологии проекта TUNING.

Можно отметить, что в перечень предметных групп (SAG - Subject Area Group), сформированных в рамках проекта «TUNING RUSSIA» в числе прочих входили группы ИКТ и «Менеджмент». В эти группах были представлены ведущие вузы России:

• Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова;

• Московская государственная академия управления бизнесом;

• Астраханский государственный университет;

• Московский государственный университет путей сообщения;

• Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского;

• Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого;

• Тверской государственный университет;

• Северо-Кавказский Федеральный Университет;

• Донской государственный технический университет.

В работе групп также принимали участие эксперты европейских вузов - Университета Деусто (Бильбао, Испания) и Колледжа Троицы (Дублин, Ирландия).

2. Ключевую роль в новых стандартах имеет компетентностный подход, который позволяет сформулировать квалификационные требования и цели образования в виде системы компетенций, понятных как студенту, выпускнику, работнику, так и работодателю.

В этом смысле все современные стандарты, построенные на основе компетентностного подхода, будут обладать внутренним логическим единством.

На первом этапе работы участники SAG сформировали список специальных компетенций предметной области. Для ИКТ этот список включал 16 специальных (профессиональных) компетенций. Для характеристики профессиональной деятельности выпускника использовались перечни компетенций ФГОС соответствующих направлений, единая европейская рамка компетенций в области ИКТ, международные и отечественные профессиональные стандарты в этой области.

К ним были добавлены 30 общих (общекультурных) компетенций, общих для всех направлений. После этого были проведены социологические исследования, направленные на выяснение значимости сформулированных компетенций для преподавателей, студентов, выпускников и работодателей в сфере ИКТ. Для оценки привлекались сотрудники ведущих корпораций и предприятий, в частности, занятых в области информационных технологий: Интел, Телека, Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е.Седакова, Федеральный ядерный центр, Нижегородский центр новых информационных технологий и др. Общее количество опрошенных превышало пять тысяч человек. По пятибалльной шкале оценивались значимость компетенции для выпускника или сотрудника фирмы, уровень ее достижимости на современном этапе образования, а также устанавливался рейтинг важнейших компетенций.

3. На втором этапе работы было проведено обсуждение результатов опроса и выделены компетенции, обладающие наиболее высокой значимостью для всех заинтересованных сторон. Для ИКТ этот итоговый перечень содержал следующие общие компетенции (нумерация приводится в соответствии с полным списком общих компетенций по проекту TUNING, последовательность компетенций в списке соответствует уровню их

значимости, определенном участниками SAG на основе социологических опросов):

g-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу; g-2. Умение работать в команде; g-6. Способность применять знания на практике; g-9. Способность к самообразованию;

g-22. Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников;

g-26. Знание и понимание предметной области и профессии; g-29. Нацеленность на достижение результата; g-5. Способность разрабатывать и управлять проектами; g-7. Способность общаться на иностранном языке; g-10. Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке.

Вторая часть списка содержала специальные компетенции предметной области. Эта часть списка для ИКТ включала следующие способности:

s-1. Анализировать предметную область, идентифицировать, классифицировать и описывать проблемы; находить методы и подходы к их решению;

s-2. Проектировать ИКТ системы, включая проведение моделирования (формального описания) их структуры и процессов; s-3. Разрабатывать ИКТ системы;

s-4. Развертывать, инсталлировать, интегрировать, вводить в эксплуатацию и обслуживать ИКТ системы и их элементы;

s-5. Гарантировать качество ИКТ систем в соответствии с техническим заданием;

s-6. Развивать и реализовывать новые конкурентоспособные идеи в области ИКТ;

s-8. Анализировать, выбирать и применять методы и средства для обеспечения информационной безопасности;

s-7. Знать спецификации, стандарты, правила и рекомендации в профессиональной области, следовать им, оценивать степень обоснованности их применения;

s-10. Обеспечивать техническую поддержку и обучение пользователей ИКТ систем;

s-11. Применять и развивать фундаментальные и междисциплинарные знания, включая математические и научные принципы, численные методы, средства (включая программное обеспечение в соответствии с профилем подготовки) и нотации для успешного решения проблем.

4. Обзор e-CF 2.0

Таблица 1

десцилюр 1 5 областей е-СР дескриптор £ 36 огределенных ИКТ-ког.летемцм десцилюр л профессиональные котетенцм (е-1 -е-5е-СР, соответствуют уровням ЕОР 3-8)

е-т е-г е-л е-4 е-а

я. 1 шяпнкиь.чпнс

А'1. согласование пси оизнес-стратети

А2. Управлением уровнем услуг

АЗ. Бизнес-планирование

А4. Планирование работ или гродуктов

А5. Проектирование аркитеюуры ИС

А6. Проектирование приложений

А7. Анализ новьк тем-юлогмй

А8. Устойчивое развитие1

В. РЕАЛИЗАЦИЯ

В1. Проектирование и разработка

В2. Интеграция систем

ВЗ.Тестирование

В4. Развертывание решений

В5. Документирование

С. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

С1. Поддержка пользователей

С2. Поддержка изменений

СЗ. Предоставление услуг

С4. Управление проблемами

0. ОБЕСПЕЧЕНИЕ

01. Разработка страте гми информационной безопасности

02. Разработка страте гми обеспечения качества МС

03. Обеспечение подготовки и обучения

04. Обеспечение закупок

05. Разработка коммерчески* предложений

06. Управление каналаи/м продаж

07. Управление продажами

08. Управление контрактами

09. Развитие персонала

010. Управление информацией и знаниями

Е. УПРАВЛЕНИЕ

Е1. Разработка прогнозов

Е2. Управление проектами и портфелями гроектов

ЕЗ. Управление рисками

Е4. Управление взаимоотношениями

Е5. Оптимизация процессов

Е6. Управление качеством ИС

Е7. Управление изменениями

Е8. Управление информационной безопасностью

Е9. Руководство развитием И С

Зарубежная практика формирования компетенций показывает, что наиболее часто применяют 4-6 групп компетенций, с 4-5 компетенциями

внутри каждой группы. Увеличение численного состава компетенций, принимаемых для описания компетентностной модели специалиста, будет усложнять процедуры формирования и применения оценочных средств, адаптированных к компетентностному подходу, в процессе аттестации (сертификации) компетенций специалистов.

Аналогичную структуру имеет европейская рамка ИКТ компетенций. Она состоит из 5 групп компетенций: A Планирование, B Реализация, C Эксплуатация, D Обеспечение, E Управление (названия групп приведены по официальному переводу Европейской рамки на русский язык). Каждая из этих групп содержит от 4 до 9 детализирующих компетенций. Обзор 36 компетенций e-CF 2.0 представлен в таблице 1.

При этом можно заметить явную корреляцию между перечнем специальных компетенций ИКТ и перечнем групп Европейской рамки компетенций (см. таблицу 2)

5. Сравнение ECF, НРК и TUNING: Способность

Таблица 2

ECF НРК TUNING: Способность

A. PLAN А ПЛАНИРОВАНИЕ -проектировать ИКТ системы, включая проведение моделирования (формального описания) их структуры и процессов

A.1. IS and Business Strategy Alignment A.2. Service Level Management A.3. Business Plan Development A.4. Product or Project Planning A.5. Design Architecture A.6. Application Design A.7. Technology Watching A.8. Sustainable Development А1. Согласование ИС и бизнес-стратегии А2. Управлением уровнем услуг А3. Бизнес-планирование А4. Планирование работ или продуктов А5. Проектирование архитектуры ИС А6. Проектирование приложений А7. Анализ новых технологий А8. Устойчивое развитие1

B. BUILD B. РЕАЛИЗАЦИЯ -разрабатывать ИКТ системы

B.1. Design and Development B.2. Systems Integration B.3. Testing B.4. Solution Deployment B.5. Documentation Production В1. Проектирование и разработка В2. Интеграция систем В3. Тестирование В4. Развертывание решений В5.Документирование

C. RUN С ЭКСПЛУАТАЦИЯ -развертывать, инсталлировать, интегрировать, вводить в эксплуатацию и обслуживать ИКТ

системы и их элементы

C.1. User Support C.2. Change Support C.3. Service Delivery C.4. Problem Management С1. Поддержка пользователей С2. Поддержка изменений С3. Предоставление услуг С4. Управление проблемами

D. ENABLE D. ОБЕСПЕЧЕНИЕ -обеспечивать техническую поддержку и обучение пользователей ИКТ систем;

D.1. Information Security Strategy Development D.2. ICT Quality Strategy Development D.3. Education and Training Provision D.4. Purchasing D.5. Sales Proposal Development D.6. Channel Management D.7. Sales Management D.8. Contract Management D.9. Personnel Development D.10. Information and Knowledge Management D1. Разработка стратегии информац-ной безопасности D2. Разработка стратегии обеспечения качества ИС D3. Обеспечение подготовки и обучения D4. Обеспечение закупок D5. Разработка коммерческих предложений D6. Управление каналами продаж D7. Управление продажами D8. Управление контрактами D9. Развитие персонала D10. Управление информацией и знаниями

E. MANAGEMENT Е. УПРАВЛЕНИЕ -способность управлять проектами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.1. Forecast Development E.2. Project and Portfolio Management E.3. Risk Management E.4. Relationship Management E.5. Process Improvement E.6. ICT Quality Management E.7. Business Change Management E.8. Information Security Management E.9. IT Governance Е1. Разработка прогнозов Е2. Управление проектами и портфелями проектов Е3. Управление рисками Е4. Управление взаимоотношениями Е5. Оптимизация процессов Е6. Управление качеством ИС Е7. Управление изменениями Е8. Управление информации- онной безопасностью Е9. Руководство развитием ИС

6. На третьем этапе проекта TUNING список компетенций был свернут в обобщающие группы - макрокомпетенции и установлены взаимосвязи межу ними. На основе европейских рекомендаций производилось обобщение и укрупнение определений и требований, сформулированных в исходном списке компетенций, в то же время, расширение и глубокая детализация их с учетом конкретных условий применения. Так список ИКТ содержал пять макрокомпетнций.

1. Способность к восприятию, обобщению и анализу информации.

2. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

3. Способность к включению в профессиональное сообщество.

4. Способность понимать, применять и развивать математические знания, основные законы естествознания, знания предметной области (в рамках профессиональной деятельности) и базовые принципы ИТ.

5. Способность разрабатывать, реализовывать и координировать процессы жизненного цикла информационных систем, технологий и программных продуктов.

Отметим, что перечень макрокомпетенций согласуется с принципами, рекомендуемыми международным стандартом Computing Curricular. Этот стандарт выделяет пять качественно различных сфер деятельности в области ИКТ:

1. Computer science;

2. Software engineering;

3. Information systems;

4. Information technology;

5. Computer engineering.

При этом четвертая из сформированных макрокомпетенций в наибольшей степени отражает требования деятельности в сфере Computer science, пятая макрокомпетенция - в сфере Information systems. Кроме того, новые версии стандарта особое внимание уделяют способности к саморазвитию и самообразованию, формулируя ее как отдельное основополагающее требование. Этому соответствует вторая макрокомпетенция. Две другие макрокомпетенции в большей степени касаются личностных качеств выпускника и связаны с общими (общекультурными) требованиями.

Для каждой компетенции разрабатывалась карта компетенции. Методология TUNING для составления карты компетенции предлагает ее описание через набор индикаторов, которые показывают конкретные качественные аспекты освоения указанной компетенции. Кроме этого определяются несколько уровней освоения компетенции. На каждом уровне количественная степень освоения каждого индикатора характеризуется дескрипторами. Чаще всего для построения карты компетенции используются пять индикаторов, два-три уровня мастерства и пять дескрипторов.

7. Для определения уровней и дескрипторов использовались следующие таблицы значений.

Таблица 3. Уровни

Уровни Значения

1 Уровень технической грамотности Уровень низшего исполнительского звена.

2 Уровень понимания концепций и способности их использования Уровень менеджера среднего звена.

3 Уровень углубленного детального владения (уровень эксперта). Уровень менеджера высшего звена.

Дескрипторы

Дескрипторы Качественное описание Количественн ая оценка

1 Данный уровень компетенции полностью не освоен. Полное отсутствие владения материалом; 0 - 20%

2 Степень освоения данного уровня компетенции недостаточна для достижения основных целей обучения; допускаются значительные ошибки. 20 - 50 %

3 Минимальная допустимая степень освоения данного уровня компетенции, необходимая для достижения основных целей обучения. Могут допускаться ошибки, не имеющие решающего значения для освоения данного уровня. владение минимальным материалом, необходимым по данному предмету, с рядом ошибок, способность решения основных задач. 50 - 70 %

4 Данный уровень компетенции в целом освоен. Достаточное владение основным материалом с некоторыми погрешностями, способность решения широкого круга стандартных задач 70 - 90 %

5 Уровень компетенции освоен полностью. Освоение осуществлено выше обязательных требований, демонстрируются качества, связанные с проявлением данного уровня компетенции в широком диапазоне. Проявляется связь со сфоримрованностью других компетенций. Свободное владение основным и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей. Умение решать дополнительные задачи повышенной сложности. 90 - 100%

Обратим внимание, что на той же самой основе строится и Европейская рамка компетенций: для каждой компетенции создается карта, которая позволяет четко идентифицировать ее содержание, конкретизирует круг требований этой компетенции. При построении карты компетенции используются уровни и дескрипторы (которые в методологии ТЮНИНГ идентичны индикаторам - качественным показателям). В Европейской рамке все компетенции приведены к пяти уровням так, что каждая

компетенция определяется для двух - четырех уровней освоения. При этом выполняется основное логическое требование - четко прослеживается качественное возрастание требований при переходе от низшего уровня к высшему.

8. Фундаментальность.

Следует отметить, что один из дескрипторов Европейской рамки относится к определению знаний, необходимых для освоения данной компетенции. В карте каждой компетенции прописываются соответствующие ей знания по уровням освоения. Но при этом выделяются только узкопрофессиональные знания. Российская традиция образования предполагает, что специалисты высокого уровня своей профессиональной работе опираются не только на жестко профилизированные знания, но и на широкий круг фундаментальных знаний. Фундаментальность составляет специфическую выигрышную особенность российского образования. Если обратиться к профессиональным стандартам в области информационных технологий, созданных российскими экспертами АПКИТ, то можно заметить, что в перечне профессиональных требований, предъявляемых к разным категориям специалистов, присутствуют не только конкретные знания профессиональной области, но и фундаментальные знания, необходимые для успешного выполнения должностных обязанностей. В частности, в этом стандарте встречаются требования знаний следующих фундаментальных предметов:

• Численные методы;

• Дискретная математика;

• Теория графов;

• Математический анализ;

• Функциональный анализ;

• Методы принятия решений;

• Основы статистики;

• Операционные системы;

• Теория баз данных;

• Основы математического моделирования;

• Русский язык и культура речи;

• Английский язык на техническом уровне;

• Основы конфликтологии и психологии;

• Теория управления;

• Теория системного анализа и др.

Очевидно, что при разработке национальной рамки следует учесть этот опыт и соответствующие требования российских предпринимателей.

Проиллюстрируем построение карты компетенции на примере общекультурной компетенции g-1. «Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу». Для нее были выделены три индикатора

1. Способность к анализу систем и ситуаций;

2. Способность использовать процедуры логического вывода;

3. Способность к синтезу модели и решения проблемной ситуации;

4. Также определены три уровня освоения компетенции;

5. Использование элементарных логических процедур для понимания конкретной системы или ситуации;

6. Владение техническими средствами поддержки анализа и синтеза;

7. Использование логического анализа реальной ситуации или случая, чтобы найти оптимальное решение и генерировать новые идеи.

На каждом уровне индикаторы получали соответствующую конкретизацию:

1 уровень:

• анализ реальной системы или ситуации для выделения главных составных частей и определяющих факторов;

• использование элементарных процедур логического вывода;

• установление взаимосвязей между составными частями и факторами конкретной системы или ситуации.

2 уровень:

• владение основными техническими средствами анализа и применение их в анализе конкретных ситуаций и случаев;

• владение основными законами формальной логики;

• владение приемами математического и компьютерного моделирования для синтеза моделей реальных систем.

3 уровень

• владение приемами системного анализа;

• использование логических процедур для получения новых знаний;

• использование моделей реальных систем для синтеза оптимальных решений в проблемных ситуациях.

Степень освоения компетенции на каждом уровне по каждому индикатору оценивалась с помощью пяти дескрипторов. Например, для индикатора первого уровня «Анализ реальной системы или ситуации для выделения главных составных частей и определяющих факторов» система дескрипторов имеет следующий вид.

1. Не выделяет главные составные части и определяющие факторы конкретной системы или ситуации.

2. Ошибается в выделении главных составных частей и определяющих факторов конкретной системы или ситуации.

3. Корректно выделяет все определяющие факторы и составные части конкретной системы или ситуации.

4. Классифицирует главные факторы и составные части конкретной системы или ситуации по степени значимости.

5. Сопоставляет анализ конкретной системы с анализом аналогичных систем, использует предыдущий опыт для анализа конкретной системы.

Построенная система дескрипторов закладывается в основу создания оценочных материалов для контроля освоения каждой компетенции.

Но основе проведенного анализа можно сформулировать некоторые рекомендации, которые целесообразно учитывать при разработке национальной (отраслевой) рамки.

1. Осуществлять разработку, опираясь на опыт Европейской рамки копметенций в области ИКТ, международного стандарта Computing Curricular, профессиональных российских стандартов АПКИТ, используя методологию TUNING.

2. В дескриптор, описывающий знания для данной компетенции, включать не только узкопрофессиональные знания, но и фундаментальные, необходимые для совершенного освоения данной компетенции (по примеру стандарта АПКИТ).

Литература

1. Адаптация и внедрение Европейской рамки ИКТ-компетенций в России // Качество образования. 2011. №9. С. 36-39.

2. Соглашение рабочей группы CEN. Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0. Часть 1. Общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии. М., 2011. (http://www.ecompetences.eu//site/objecte/download/6197_rusCWA162341Part12010.pdf) С. 1036.

3. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. - М., 2008. С. 13-44.

4. Competence-based learning. Bilbao, 2008. С. 15-30.

5. Tuning educational structures in Europe. Bilbao, 2010. С. 5-16.

6. Гергель В.П., Гугина Е.В., Кузенков О.А. Разработка образовательного стандарта Нижегородского госуниверситета по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии»// Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. докладов V Международной научно-практической конференции 8-10 ноября 2010 г.. М., 2010. С. 51-60.

7. Гугина Е.В., Кузенков О.А. Использование методологии проекта TUNING при разработке образовательных стандартов Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского//Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями профессионального образования: мониторинг вузов и колледжей. Материалы семинара-совещания для руководящих работников учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа. Саратов. Издательство Саратовского университета, 2012. С. 222-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.