Научная статья на тему 'О проектировании национальной системы квалификаций в области ИКТ'

О проектировании национальной системы квалификаций в области ИКТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / CS-2013 / ПРОЕКТ TUNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тихомиров Василий Васильевич

В статье анализируются подходы к проектированию национальной секторальной рамки квалификаций в области Информатика. Обсуждается возможность использования европейской системы ИКТ компетенций (e-CF), фундаментальные компетенции образовательных стандартов, стандарта CS-2013 и рекомендации проекта TUNING при разработке квалификационных характеристик образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тихомиров Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проектировании национальной системы квалификаций в области ИКТ»

Тихомиров В.В.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

О проектировании национальной системы квалификаций в области ИКТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Результаты обучения, знания, умения, навыки, компетенции, европейская рамка, профессиональные стандарты, CS-2013, проект TUNING.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются подходы к проектированию национальной секторальной рамки квалификаций в области Информатика. Обсуждается возможность использования европейской системы ИКТ компетенций (e-CF), фундаментальные компетенции образовательных стандартов, стандарта CS-2013 и рекомендации проекта TUNING при разработке квалификационных характеристик образовательных программ.

В работе рассматриваются подходы к формированию карты (паспорта) компетенции в сфере ИКТ на основе широко признанных в профессиональном сообществе систем описания характеристик труда ИКТ специалистов, систем международных стандартов ИКТ образования и европейской и национальной рамок квалификаций. С другой стороны, не менее важной является проблема формирования укрупненных компетенций и проектирования соответствующих квалификаций для результатов обучения.

С точки зрения особенностей ИКТ образования важная специфика прорывных ИКТ исследований состоит в появлении новых профессий и трудовых функций. Это приводит к постановке задачи управления знаниями, уравновешивания динамичных узких специализаций с профессиональными и академическими стандартами, для которых характерна определенная инертность. В определенной степени решению этой задачи служит разработка методики построения отраслевой квалификационной рамки в области Информатика, которая осуществляется в рамках проекта INARM. Обсуждению и некоторым особенностям реализации основных методологических принципов проектирования секторальной рамки квалификаций в области Информатика посвящены работы [2] и [3]. Отдельное место в этих работах посвящено методике конструирования карты (паспорта) компетенции. При этом важную роль играет европейская рамка ИКТ-компетенций (см. [4]).

1. Основные подходы к проектированию секторальной рамки

На подготовительном этапе проектирования секторальной рамки квалификаций эксперты изучают существующие системы описания характеристик труда ИКТ специалистов. Каждая из перечисленных ниже систем является источником ценной информации.

• Профессиональные стандарты (ПС) РФ в области ИКТ.

• Результаты обучения из академических образовательных стандартов.

• European e-Competence Framework 3.0 (A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors) [4].

• European ICT Professional Profiles [5].

• ECCE — Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement [6].

• Международные стандарты Computing Curricula CS-2013 [7].

• Система компетенций TUNING в области ИКТ [8].

Остановимся кратко на роли каждой из данных систем при построении рассматриваемой секторальной рамки. Отметим, что подробный анализ ПС РФ в рамках проекта ИНАРМ проведен в работе [3] по изучению трудовых функций и компетенций в области ИКТ, нацеленное на выработку подходов к гармонизации соответствующих ПС РФ с помощью Европейской рамки ИКТ компетенций. Сопоставление понятийного аппарата, терминологии, а также сравнение макета описания трудовых функций ПС ИКТ РФ и компетенций e-CF проводится также в [2]. При этом требования к результатам обучения в ПС ИКТ РФ — это наиболее ценная информация, которая может быть использована в секторальной рамке.

Европейская рамка ИКТ компетенций (European e-Competence Framework 3.0 [4]) использует структуру упорядочивания компетенций на основе четырех дескрипторов. Первый дескриптор (табл. 1) отвечает за разбиение всего множества компетенций на пять кластеров (обобщенных компетенций), учитывающих устоявшуюся специфику жизненного цикла продукта в области ИКТ: (А) планирование, (В) реализация, (С) эксплуатация, (D) обеспечение, (Е) управление. Второй дескриптор определяет 40 компетенций, которые покрывают все бизнес и рабочие процессы в профессиональной области. Третий дескриптор задает информацию об уровнях образования, соответствующих данной компетенции. Дескриптор 4 содержит набор примеров описания соответствующих данной компетенции знаний (knowledge) и умений (skills). В качестве средства описания знаний и умений в примерах используются глаголы действия «знает/осведомлен/знаком» и «способен», что существенно упрощает процедуру их сопоставления результатам обучения. Краткое описание ИКТ компетенций (фрагмент) представлено в таблице 1, причем каждой компетенции ставится в соответствие ее расширенное (полное) описание с учетом дескриптора 4.

Таблица 1. Фрагмент Европейской рамки ИКТ компетенций (дескрипторы 1-3)

Дескри птор 1 5

облаете й

компете нций

А.

ПЛАНИР ОВАНИЕ

Дескриптор 2: предопределенные ИКТ-компетенции

Дескриптор 3 Профессиональные уровни компетенций ( соответствуют уровням EQF 3-8)

А1. Согласование стратегии

ИС и бизнес-

А2. Управлением уровнем услуг

А3. Бизнес-планирование

А4. Планирование работ или продуктов

А5. Проектирование архитектуры ИС

А6. Проектирование приложений

А7. Анализ новых технологий

А8. Устойчивое развитие

А9. Инновации

е-1 е-2 е-3 е-4

е-5

Поскольку результаты обучения, приведенные в профессиональных ИКТ стандартах, ориентированы на компетенции, то их связь с е-СР можно считать почти однозначной, и, следовательно, при построении секторальной рамки недостающие результаты обучения могут быть пополнены из тех примеров, которые приведены в дескрипторе 4 и в ПС ИКТ РФ.

Важным является анализ систем, описанных в [5] и [6] (см. также [9], [10]). В первом документе группой экспертов СЕН разработаны 23 европейских ИКТ профиля, которые достаточно равномерно отражают сферу ИКТ процессов и являются основой для разработки профессиональных стандартов. Во втором документе разработаны технологии перехода от европейских ИКТ компетенций к результатам обучения. В нем сформулированы 24 результата обучения в инженерном образовании.

В результате работы над проектом ИНАРМ было предложено для каждой (е-СР) компетенции спроектировать паспорт (карту) компетенции с указанием результатов обучения на каждом из трех уровней: уровень 6 (бакалавр), уровень 7 (магистр), уровень 8 (доктор/кандидат наук). Этот подход позволит затем сформулировать квалификационные рамки для всех уровней обучения. Пример результатов этой работы представлен в таблице 2 для компетенции А.1 — паспорт (карта) А1.7.

Компетенция А.1 А.1. Согласование ИС и бизнес-стратегии Уровень 7 ПС РФ е-4 е^- (магистр)

Краткая аннотация компетенции Предвидит долгосрочные перспективы развития бизнеса и определяет инфраструктуру ИС в соответствии с организационной политикой, принимает стратегические решения в отношении развития инфраструктуры ИС, включая стратегию использования ИТ-ресурсов.

ПС ИКТ РФ Руководитель разработки ПО, руководитель проектов в области ИКТ, специалист по информационным системам.

Профили (23 ИКТ-профиля) Руководитель ИТ- подразделения аналитик, архитектор предприятия ИТ-директор, бизнес-

Названия должностей, в рамках которых может быть востребована эта компетенция Руководитель проектов, ведущий руководитель проектов, руководитель группы (отдела) внедрения ИС, начальник отдела разработки

Результаты обучения (разделы согласно ЕССЕ)

Знания (теоретические и фактические): «знает/ осведомлен о/знаком с» Умения (когнитивные и практические): «способен» Отношение (ответственность и автономность): «способен»

Знания и понимание I: Инженерный анализ II, Управленческие навыки

математический, функциональный и системный анализ; методы оптимизации; исследование операций; методы прогнозирования; архитектура, устройство и функционирование вычислительных систем; современные стандарты информационного взаимодействия систем; основы менеджмента; системы хранения и анализа баз данных; информационная безопасность и защита информации; операционные системы и сети ЭВМ. Знания и понимание IV: стратегией информационной безопасности организации; возможными угрозами нарушения информационной безопасности; внешними и внутренними тенденциями и факторами, оказывающими III: определять и анализировать долгосрочные интересы пользователей/заказчик ов; анализировать будущее развитие технологий и бизнес-процессов; Инженерное проектирование I , II: участвовать в разработке и развитии стратегии бизнеса; разрабатывать и оценивать стратегии проектирования информационной системы; обосновывать, анализировать и оценивать принимаемые проектные решения; Исследования I , II: участвовать в разработке и развитии ИТ-стратегий и политик; планировать, организовывать, контролировать работы на всех этапах жизненного цикла информационных систем; Управленческие навыки IV: проводить маркетинговый анализ и обоснованный выбор средств и методов автоматизации производственных процессов; Персональные характеристики I: использовать технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии; Персональные

влияние на развитие предприятия; возможностями и потенциалом релевантных бизнес-моделей; компонентами аппаратного обеспечения, инструментами и архитектурами аппаратных платформ; бизнес-целями и задачами предприятия;

моделями и стратегиями по выбору поставщиков услуг.

Инженерная практика I: обосновывать, анализировать и

оценивать принимаемые проектные решения; разъяснять и

представлять проекты/разработки заказчикам; производить и оценивать результаты тестирования с учетом спецификации.

характеристики II: регулярно изучать

проблемы пользователей, определяя решения и оценивая возможные побочные эффекты; Персональные характеристики V: действовать творчески и осуществлять поиск возможностей для

непрерывного совершенствования процесса оказания услуг посредством анализа основных процессов. Трудовая функция (из е-СР): осуществляет

стратегическое руководство ИС с применением лидерства в целях достижения соглашений и

обеспечения

обязательств со стороны

руководства

предприятия.

В первом столбце таблицы 2 (дескриптор «Знания и понимание I») рекомендуется использовать предложенные базовые (фундаментальные) знания, которые необходимы для развития когнитивных навыков (в соответствии с методологией TUNING — в российском варианте). В этой связи отметим, что методология TUNING, позволившая европейским университетам успешно включиться в деятельность по созданию единых образовательных уровней, согласованных требований к структуре программ, выработке общих подходов к сравнению и оценке результатов обучения, стала своего рода дорожной картой Болонского процесса. Разработанная в рамках проекта «Настройка образовательных программ в европейских вузах» методология сегодня вышла за рамки ЕС и приобрела международное значение в качестве универсального инструмента модернизации учебных планов в контексте достижения профессиональных компетенций. Предложенный в проекте список ИКТ компетенций содержал пять макро-компетенций:

• способность к восприятию, обобщению и анализу информации;

• способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

• способность к включению в профессиональное сообщество;

• способность понимать, применять и развивать математические

знания, основные законы естествознания, знания предметной области (в рамках профессиональной деятельности) и базовые принципы ИКТ;

• способность разрабатывать, реализовывать и координировать процессы жизненного цикла информационных систем, технологий и программных продуктов.

Данный перечень макро-компетенций неплохо согласуется с принципами, рекомендуемыми международным стандартом Computing Curricula CS 2013 [7]. Этот стандарт выделяет пять качественно различных сфер деятельности в области ИКТ: Computer Science; Software Engineering; Information Systems; Information Technology; Computer Engineering. При этом четвертая из сформированных макро-компетенций в наибольшей степени отражает требования деятельности в сфере Computer Science, пятая — в сфере Information Systems. Кроме того, новые версии стандарта особое внимание уделяют способности к саморазвитию и самообразованию, формулируя ее как отдельное основополагающее требование. Этому соответствует вторая макро-компетенция. Две другие макро-компетенции в большей степени касаются личностных качеств выпускника и связаны с общими (общекультурными) требованиями.

2. Фундаментальные знания в методике построения секторальной рамки квалификаций

Один из дескрипторов Европейской рамки e-CF относится к определению знаний, необходимых для освоения данной компетенции. В карте каждой компетенции прописываются соответствующие ей знания по уровням освоения. Но при этом выделяются только узкопрофессиональные знания. Российская традиция образования предполагает, что специалисты высокого уровня в своей профессиональной работе опираются не только на жестко профилированные знания, но и на широкий круг фундаментальных знаний. Фундаментальность составляет специфическую выигрышную особенность российского образования.

Если обратиться к профессиональным стандартам в области информационных технологий, созданных российскими экспертами АПКИТ, то можно заметить, что в перечне профессиональных требований, предъявляемых к разным категориям специалистов, присутствуют не только конкретные знания профессиональной области, но и фундаментальные знания, необходимые для успешного выполнения должностных обязанностей. В частности, в этом стандарте встречаются требования знаний следующих фундаментальных предметов: численные методы, дискретная математика, теория графов, математический анализ, функциональный анализ, основы статистики, операционные системы, теория баз данных, основы математического моделирования, теория управления, теория системного анализа, русский язык и культура речи, английский язык на техническом уровне, основы конфликтологии и

психологии, и др. Очевидно, что при разработке национальной секторальной рамки следует учесть этот опыт и соответствующие требования российского профессионального сообщества в сфере ИКТ.

Для сферы ИКТ итоговый перечень компетенций разделен на общие компетенции и специальные (профессиональные) компетенции в предметной области. Общие ИКТ — компетенции имеют вид:

• способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу;

• умение работать в команде;

• способность применять знания на практике;

• способность к самообразованию;

• способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников;

• знание и понимание предметной области и профессии;

• нацеленность на достижение результата;

• способность разрабатывать и управлять проектами;

• способность общаться на иностранном языке;

• способность к общению в устной и письменной форме на родном языке.

Специальные компетенции в области ИКТ формулируются в терминах «способности»:

• анализировать предметную область, идентифицировать, классифицировать и описывать проблемы; находить методы и подходы к их решению;

• проектировать ИКТ системы, включая проведение моделирования (формального описания) их структуры и процессов;

• разрабатывать ИКТ системы;

• развертывать, инсталлировать, интегрировать, вводить в эксплуатацию и обслуживать ИКТ системы и их элементы;

• гарантировать качество ИКТ систем в соответствии с техническим заданием;

• развивать и реализовывать новые конкурентоспособные идеи в области ИКТ;

• знать спецификации, стандарты, правила и рекомендации в профессиональной области, следовать им, оценивать степень обоснованности их применения;

• анализировать, выбирать и применять методы и средства для обеспечения информационной безопасности; Обеспечивать техническую поддержку и обучение пользователей ИКТ систем;

• применять и развивать фундаментальные и междисциплинарные знания, включая математические и научные принципы, численные методы, средства(включая программное обеспечение в соответствии с профилем подготовки) и нотации для успешного решения проблем.

В рамках проекта ИНАРМ предлагается дополнить систему компетенций e-CF фундаментальными компетенциями

естественнонаучных и математических дисциплин. В результате построена матрица соответствия этих компетенций системе ИКТ компетенций e-CF. В таблице 3 приведен пример построения соответствия компетенций e-CF (группа А. Планирование) и фундаментальных знаний методологии TUNING. Дескриптор 3 содержит информацию об уровнях освоения. В дескрипторе 4 рамки компетенций (e-CF) добавлены компетенции фундаментальных знаний.

Таблица 3. Пример матрицы соответствия фундаментальных знаний рамке e-CF

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деск рипт ор 1 e-CF Дескриптор 2 ИКТ-компетенци и Дескриптор 4 Знания Дескриптор 3 профессиональные уровни компетенций (e-1 — e-5 — e-CF, соответствуют уровням EQF 3-8)

TUNING e-1 e-2 e-3 e-4 e-5

Фундаментальные знания EQ F 3 EQ F 4,5 EQ F 6 EQ F 7 EQ F 8

A. ПЛА НИР ОВА НИЕ А1. Согласовани е ИС и бизнес-стратегии Основы менеджмента; основы экономики; математическое моделирование; системный анализ; методы оптимизации; исследование операций; программная инженерия; основы кибернетики;

А2. Управление уровнем услуг Основы менеджмента; основы маркетинга; программная инженерия; численные методы; оптимальное управление

А3. Бизнес-планировани е Основы менеджмента; основы экономики; методы оптимизации; теория игр и исследование операций;

А4. Планирован ие работ или продуктов Основы создания ИС, математическое моделирование, формальная логика, математический, функциональный и системный анализ, методы оптимизации, исследование операций, программная инженерия

А5. Проектирова ние архитектуры ИС Программная инженерия, формальная логика, основы кибернетики; основы архитектуры вычислительных систем;

А6. Программная инженерия,

Проектирова ние приложений математическое моделирование, системный анализ, методы оптимизации, исследование операций

A.7. Анализ новых технологий Математический, функциональный и системный анализ; физика; методы оптимизации; исследование операций; методы оптимального управления; вероятностные методы;

A.8. Устойчивое развитие Математическое моделирование; физика; математический, функциональный и системный анализ, методы оптимизации, исследование операций; вероятностные методы;

3. Рекомендации стандарта CS 2013 для проектирования образовательных программ и рамок квалификаций

В области ИКТ образования широкое признание получил стандарт CS-2013 [7], что делает его необходимым для изучения при проектировании «Результатов образования» для разработки примерных образовательных программ (ПООП), именно в разделе (профессиональная) квалификационная характеристика выпускника. Этот документ позволит сформулировать результаты обучения выпускника и расположить их по уровням обучения с учетом предложенных выше. При этом очевидно не исключается возможность установить их соответствие паспортам компетенций системы e-CF.

Ниже мы рассмотрим рекомендации по изучению объема знаний из стандарта CS 2013 и его роли в проектировании квалификационных рамок для образовательных программ в области Информатика. Свод знаний CS-2013 организован в виде набора из 18 областей знаний — Knowledge Areas (КА), представленных ниже.

1. Дискретные структуры. 11. Языки программирования

2. Основы программирования. 12. Социальные и профессиональные

3. Алгоритмы и сложность вопросы

4. Архитектура и организация 13. Информационное обеспечение и

5. Вычислительные науки безопасность

6. Сети и коммуникации. 14. Операционные системы.

7. Взаимодействие человека и 15. Ориентированная на платформу компьютера. разработка.

8. Графика и визуальный компьютинг. 16. Основы разработки программного

9. Интеллектуальные системы. обеспечения

10. Информационный менеджмент 17. Программная инженерия

18. Основы систем.

Области знаний подразделяются на модули, которые определяют два базовых уровня образовательного ядра с указанием числа часов, выделенных на обязательное изучение программы. Отдельные модули составляют факультативы. Каждый модуль более подробно раскрывается на разделы, а для каждого раздела формулируются отдельные темы.

В стандарте сформулированы рекомендации для разработки профессиональных квалификационных характеристик выпускника. Выпускники программ по информатике должны иметь фундаментальную компетентность в областях, которые описываются в Своде знаний. Ожидаемые характеристики выпускников компьютерных наук включают следующие краткие положения.

• Техническое понимание информатики (мастерство в компьютерных науках в соответствии с ядром Объема знаний).

• Знакомство с общими темами и принципами (абстракция, сложность, эволюционные изменения, ресурс, безопасность и параллелизм, и др.).

• Признание взаимосвязи между теорией и практикой.

• Перспектива на системном уровне (умение думать на нескольких уровнях детализации и абстракции).

• Навыки решения проблем (умения применять знания), проектный опыт (например, реальный проект разработки программного обеспечения).

• Приверженность пожизненного обучения (изучение нескольких языков программирования, инструменты, парадигмы и технологии, а также фундаментальные основополагающие принципы во всем их образовании).

• Приверженность профессиональной ответственности (признание социальных, юридических, этических, правовых и культурных вопросов).

• Общение и организационные навыки (способность делать эффективные презентации, управлять своим собственным обучением и развитием).

• Осознание широкого применения вычислительной техники (понимание всего спектра возможностей доступных вычислений, использование информационных систем в своей деятельности).

• Оценка предметно-ориентированных знаний (возможность общаться и учиться у экспертов из разных областей на протяжении всей карьеры).

В стандарте CS 2013 сформулированы результаты обучения для каждого модуля из 18 областей знаний. Эти данные, например, для области «Программная инженерия» в обобщенном виде содержат следующие положения.

1. Демонстрировать владение знаниями и навыками в области программной инженерии, а также иметь профессиональные качества, необходимые для начала работы в качестве инженера по программному обеспечению.

2. В процессе работы над программными продуктами быть способными эффективно решать поставленные перед ними задачи как

индивидуально, так и в команде.

3. Разрешать противоречия в стоящих перед проектом целях, находя приемлемые компромиссы в рамках существующих ограничений (стоимость, время, знания, существующие системы и организации и т.п.).

4. Проектировать решения в одной или более предметных областях, используя подходы программной инженерии, балансирующие этические, общественные, юридические и экономические интересы различных заинтересованных сторон.

5. Демонстрировать понимание и способность к применению распространенных теорий, моделей и методов, которые обеспечивают современную базу для идентификации и анализа проблем, проектирования, разработки, реализации, аттестации и документирования программного обеспечения.

6. Демонстрировать понимание важности и способность к ведению переговоров, способность результативно работать, осуществлять руководство и эффективно общаться с заинтересованными лицами в типичных для разработки программного обеспечения ситуациях.

7. Изучать новые модели, методы и технологии по мере их появления, а также осознавать необходимость постоянного профессионального роста и др.

Для проектирования квалификационных рамок представляется необходимым сформулировать (обобщенные) «Результаты обучения» (содержащиеся в модулях) или трудовые функции и расположить их по уровням:

• Уровень 5 — среднее образование и первые два года обучения в балакавриате;

• Уровень 6 — результаты обучения бакалавра (4 года);

• Уровень 7 — результаты обучения в магистратуре (2 года);

• Уровень 8 — результаты обучения в аспирантуре (3 года).

В таблице 4 (фрагментарно) представлены модули для трех областей знаний: 1. Дискретные структуры; 2. Сети и коммуникации; 3. Интеллектуальные системы и возможный вариант их группировки по образовательным уровням.

Для формулировки результатов обучения в указанных модулях предложено использовать три уровня мастерства, определяемые следующим образом.

1. Знакомство: Студент понимает основные концепции, дает ответ на вопрос "Что вы знаете об этом? "

2. Использование: Студент может использовать или применить концепцию при выполнении конкретного анализа. Это дает ответ на вопрос "Что вы знаете о том, как это сделать?"

3. Оценка: обоснование выбора конкретного подхода для решения

проблемы.

Таблица 4. Пример группировки результатов обучения из CS 2013 по _образовател ьн ым уровням

1. Дискретные структуры; 2. Сети и коммуникации 3. Интеллектуальные системы

Уровни 5-6 DS.01/ Функции отношений и множества DS.02/ Основы логики DS.03/ Техника доказательств ^.01/Введение N^02/ Сетевые приложения; N^03/ Надежная доставка данных ^.04/Маршрутизаци и и пересылки; ^.01/Фундаментальные проблемы ^.02/0сновные стратегии поиска ^.03/Рассуждения, основанные на знаниях ^.04/Расширенный поиск

Уровень 7 DS.04/Основы комбинаторики DS.05/ Графы и деревья DS.06/ Дискретная вероятность N^05/ Локальные сети N^06/ Распределение ресурсов N^07/ Мобильность ^.06/Углубленные рассуждения ^.07/ Агенты ^.08/ Обработка естественного языка ^.09/Машинное обучение

Уровень 8. N^08/ Социальные сети; N^09/Мультимедийн ые технологии ^.10/ Системы планирования IS.11/ Робототехника ^.12/ Восприятие и компьютерное зрение

4. Использование образовательных стандартов

Важным источником информации по наполнению паспорта компетенции в области ИКТ являются разрабатываемые с участием ведущих вузов России образовательные стандарты. Например, в собственном образовательном стандарте МГУ для направления «Системное программирование и компьютерные науки» (уровень магистра) предложены следующие специализированные компетенции:

• способность понимать и применять на практике основные знания об устройстве и функционировании компьютеров и компьютерных систем для решения конкретных физико-математических и научно-практических задач;

• способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат, владеть языком и современными средствами теории и методологии решения задач оптимизации (дискретных и непрерывных), знать и применять на практике основные понятия, факты и методы дискретной оптимизации;

• способность использовать математически средства исследования практической приемлемости конкретных алгоритмов, способность к анализу алгоритмов, применению в профессиональной деятельности

современных языков программирования и методов обработки данных;

• способность применять методы математической логики и логического программирования для решения задач в профессиональной и научно-исследовательской деятельности;

• способность к созданию распределенных систем, используя принципы построения, механизмы и алгоритмы синхронизации процессов при доступе к разделяемой памяти и общей файловой системе, способность оценивать время работы различных алгоритмов, используемых в распределенных системах и время выполнения операции для заданной модели памяти и при заданных параметрах сети;

• способность разрабатывать компиляторы, основанная на применении теории формальных языков, теории автоматов, теории графов, а также их практическое использование при создании конкретных приложений.

В этих (и других) компетенциях отражается накопленный многолетний опыт академического сообщества по подготовке высококвалифицированных кадров как для профессиональной сферы и области ИКТ, так и для образовательной среды.

В заключение отметим, что в данной работе (наряду с [2] и [3]) намечены основные методологические принципы проектирования секторальной рамки квалификаций в области Информатика с применением различных подходов, учитывающих сложившиеся особенности национальной и европейской систем образования и традиций профессиональных стандартов. Вместе с тем, очевидно, что практическая реализация этих принципов предполагает привлечение определенных материальных ресурсов и достаточного количества

высокопрофессиональных экспертов, как из академической среды, так и из профессионального сообщества.

Литература

1. Дорожная карта «Развитие отрасли информационных технологий». [Электронный ресурс]: http://government.ru/media/files/41d4b29db7c74fb9ad46.pdf.

2. Вольпян Н.С., Тихомиров В.В. О проектирования секторальной рамки квалификаций в области «Информатика» [в печати, Вестник РГУУ].

3. Харитонова И.Ю., Сергеев С.Ф. Анализ профессиональных стандартов Российской Федерации в области ИКТ как подготовительный этап построения секторальной рамки квалификаций «Информатика-менеджмент» [в печати, Вестник РГУУ].

4. European e-Competence Framework 3.0 (A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors). [Электронный ресурс]: http://www.ecompetences.eu/wp-content/uploads/2014/02/European-e-Competence-Framework-3.0_CEN_CWA_16234-1_2014.pdf.

5. European ICT Professional Profiles (CWA 16458) ICS 35.020 — May 2012. [Электронный ресурс]: ftp://ftp.cen.eu/CEN/Sectors/List/ICT/CWAs/CWA%2016458.pdf.

6. ECCE — Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement Project. [Электронный ресурс]: http://www.ecceobs.eu.

7. CS 2013 [Электронный ресурс]: http://www.acm.org/education/CS2013-final-report.pdf .

8. Кузенков О.А., Тихомиров В.В. Использование методологии «TUNING» при разработке национальных рамок компетенций в области ИКТ // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А.Сухомлина. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2013. С. 77-87.

9. Вольпян Н.С. Европейская система ИКТ-профилей. Методические аспекты создания и использования /Н. С. Вольпян // Качество. Инновации. Образование, 2013, № 6.-С.51-60.

10. Вольпян Н.С. Европейский опыт реализации политики развития ИКТ-компетенций. Европейская рамка ИКТ-компетенций / Н.С. Вольпян. — М.: Softline, 2011. — 118 с.

11. Вольпян Н.С., Разгулин А.В., Тихомиров В.В. Об особенностях проектирования национальной системы компетенций и квалификаций в области ИКТ [в печати, Вестник РГУУ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.