ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
А.Л. Мишина
ГОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва
В статье рассматривается необходимость применения основных положений методологии оценки риска для управления качеством атмосферного воздуха. Отмечаются преимущества использования на современном этапе данной методологии, в т. ч. при обосновании расчетных размеров сани-тарно-защитных зон, и основные проблемы, возникающие при выполнении гигиенических исследований по оценке риска.
The article provides an overview of the inhalation risk assessment process and the risk-based decision making framework, including an introduction to tiered approaches to substantiation the sanitary-buffer zones. This methodology has been extensively tested in Russia over the last 10 years. The results of these studies demonstrated advantages of environmental risk regulation for policy makers.
Многие важнейшие виды деятельности, связанные с социально-экономическим развитием, приводят к загрязнению воз-
душного бассейна среды обитания человека. В наибольшей степени это связано с выбросами крупных промышленных предприятий
ИМ № (195) ЗНиСО
27
и увеличением количества автотранспорта в городах.
Поэтому проблема загрязнения атмосферного воздуха продолжает оставаться в числе приоритетных гигиенических проблем, связанных с риском для здоровья населения.
Основным нормативным документом, законодательно закрепившим внедрение методологии оценки риска, стало постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.11.97 № 25 и Главного государственного санитарного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10.11.97 № 03-19/24-3483 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации».
В последующем разработано «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р. 2.1.10.1920—04 (утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 05.03.04), в котором определены область практического применения методологии и требования к проведению работ по оценке риска с учетом международного опыта.
В целом применение методологии оценки риска здоровью в качестве инструмента обоснования эффективных управленческих решений позволяет:
— получать количественные характеристики возможного ущерба здоровью от воздействия факторов среды обитания человека;
— сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффекты воздействия факторов среды обитания человека;
— идентифицировать в конкретных условиях наиболее подверженные неблагоприятному воздействию группы населения, в т. ч. наиболее чувствительные и ранимые;
— разрабатывать механизмы и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;
— определять приоритеты экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на региональном и местном уровнях;
— осуществлять первоочередное регулирование для тех источников и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу здоровью населения;
— устанавливать зоны санитарной охраны и санитарно-защитные зоны и др.
За последнее десятилетие выполнено множество проектов по оценке риска в различных
регионах Российской Федерации. Для решения проблемы унификации использования методологии оценки риска различными организациями и ведомствами создана Система аккредитации органов по оценке риска для здоровья населения, направленная на обеспечение доверия к деятельности объектов аккредитации на основе документального подтверждения и официального признания их компетентности в выполнении работ по оценке риска, в т. ч. взаимного признания полученных результатов.
Анализ структуры гигиенических исследований по оценке риска, выполненных аккредитованными органами за последние годы, показал, что основное количество проводимых работ связано с оценкой не канцерогенного и канцерогенного риска от ингаляционного воздействия химических веществ. Это позволяет сделать вывод о том, что загрязнение атмосферного воздуха является приоритетным среди исследуемых факторов загрязнения окружающей среды в большинстве регионов Российской Федерации.
Следует также отметить, что после выхода новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», установившей требования к обязательному выполнению оценки риска для здоровья населения при обосновании размера санитарно-защитных зон (СЗЗ) для предприятий — источников загрязнения атмосферного воздуха 1—2 классов опасности, увеличилась доля работ по обоснованию оптимальных размеров СЗЗ вокруг промышленных предприятий в общем количестве исследований по оценке аэрогенного риска. Так, в 2006 г. для обоснования расчетных размеров СЗЗ выполнено 39 работ или 36,8 % из 106 исследований, посвященных оценке аэрогенного риска, в 2007 г. — 53 работы или 66,3 % из 80 соответственно.
Активизация исследований в данном направлении в первую очередь связана с тем, что в условиях рыночной экономики использование оценки риска дает ряд ощутимых преимуществ при управлении качеством окружающей среды, в т. ч. атмосферного воздуха, т. к. позволяет на основе анализа соотношения «затраты-эффективность» и «затраты-выгоды» провести экономическую оценку различных вариантов и способов управления риском с целью обоснования наиболее эффективных природоохранных и профилактических мероприятий.
28
ЗНиСО ИМ, №6 (195)
Важной проблемой является использование данных рутинного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха для оценки риска здоровью населения, в т. ч. последующего подтверждения полученных прогнозных концентраций и величин риска натурными измерениями.
В настоящее время данные осуществляемого на территории Российской Федерации государственного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха не могут служить оптимальной основой для достоверной оценки риска для здоровья населения в силу ряда причин, основными из которых являются:
— ограниченное число постов наблюдений, в особенности постов с непрерывным измерением концентраций загрязняющих веществ и их автоматизированной обработкой;
— ограниченное число контролируемых на постах наблюдения веществ и соединений, загрязняющих атмосферный воздух;
— отсутствие в официальных документах, регламентирующих организацию и проведение мониторинга качества атмосферного воздуха, специальных требований к механизму сбора, обработке и обобщению результатов мониторинга, на основе которых представлялось бы возможным выполнить достоверную оценку риска для здоровья населения.
Поэтому сегодня основным для оценки реальных уровней экспозиции и риска здоровью населения остается моделирование рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, позволяющее идентифицировать весь путь воздействия от источников выбросов до мест проживания населения на основе расчетов прогнозируемых концентраций для конкретных метеоусловий изучаемой территории и предоставлять результаты в пространственном и временном разрезе путем определения значений среднегодовых, среднесуточных и максимальных концентраций за год.
Одной из главных проблем унификации компонентов существующей методологии оценки риска остается вопрос утверждения и использования единой программы моделирования рассеивания атмосферных загрязнителей.
К числу современных компьютерных моделей, позволяющих рассчитать концентрации длительного осреднения (год или более), которые наиболее широко используются в настоящее время в России при решении задачи оценки хронического риска, относятся модель 18С3, разработанная в США, и модели, основанные
на «Методических указаниях по расчету осред-ненных за длительный период концентраций выбрасываемых в атмосферу вредных веществ» (г. Санкт-Петербург, ГГО им. А.И. Воейкова, 2005), в частности, программа «Эколог 3.0» с модулем «Эколог-средние». Выбор одной конкретной модели затруднен тем, что при организованной в настоящее время системе мониторинга загрязнения атмосферного воздуха не представляется возможным подтвердить эффективность той или иной программы на основе достоверной сравнительной оценки расчетных концентраций, полученных в результате использования определенной математической модели, с данными фактического мониторинга, главным образом, принимая во внимание малое число натурных замеров.
Включение методологии оценки риска в качестве обязательного элемента в систему государственного социально-гигиенического мониторинга уже позволило в ряде субъектов Российской Федерации оптимизировать лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха, дополнив на основе ранжирования загрязнителей по степени опасности перечень контролируемых приоритетных веществ, значительно уменьшить число постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии Роспотреб-надзора, работающих по сокращенной программе, и увеличить количество исследований на постах.
Резюмируя вышеизложенное, одной из приоритетных задач представляется дальнейшее совершенствование системы мониторинга качества атмосферного воздуха, которое позволит использовать полученные фактические концентрации для целей гигиенических исследований по оценке риска здоровью населения и реализовывать на их основе эффективные управленческие решения.
Еще одним из основных и наиболее существенных вопросов полноценного использования методологии оценки риска для управления качеством атмосферного воздуха является решение вопроса официального утверждения используемых в методологии оценки риска значений референтных концентраций, а также гармонизация отечественных нормативов с зарубежными.
Особенно актуальным представляется решение данной проблемы при необходимости последующего подтверждения данными натурных измерений расчетной границы СЗЗ, установленной ранее на основе оценки риска.
Для снятия основных проблемных вопросов, накопившихся с учетом более чем десятилетней практики применения методологии оценки риска в различных регионах Российской Федерации, принято решение о подготовке нового издания Руководства по оценке риска. В соответствии с приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.03.09 № 314 утвержден состав рабочей группы, в которую вошли ведущие специалисты НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН, Российской медицинской академии последипломного образования, Роспотребнадзора, в т. ч. ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора и Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпред-приятий Роспотребнадзора, Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, а также Пермского НИКИ детской экопатологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авалиани С.Л., РевичБ.А., Захаров В.М. Региональная экологическая политика. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды. М.: ЦЭПР, 2001,- 76 с.
2. ОншценкоГ.Г, Новиков С.М.,РахманинЮА, Авалиани С.Л., Буштуева К.А. Основы оценки риска для здоровья населения при
воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду /Под ред. Ю.А. Рахманина, ГГ. Онищенко. М.: НИИ ЭЧ и ГОС, 2002,- 408 с.
3. Мониторинг качества атмосферного воздуха для оценки воздействия на здоровье человека //Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия. 2002. № 85. 293 с.
4. Новиков С.М., Скворцова Н.С., Шашина ТА. Современные проблемы оценки рисков и ущербов здоровью от воздействия факторов окружающей среды //Материалы Пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Мин-здравсоцразвития Российской Федерации по проблеме: «Современные проблемы гигиены города, методология и пути решения». М., 2006,— 394 с.
5. Анализ работы аккредитованных органов по оценке риска для здоровья населения в 2006 г.: Информационное письмо. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2006,— 13 с.
6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2007 г.: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2008,— 397 с.
7. Avaliani S.L. Experience on Risk Assessment in Environment and Health in the Russian Federation — Book of Abstracts «Science for Policy, Policy for Science: Bridging the Gap» //International Public Health Symposium on Environment and Health Research. Madrid, Spain, 20-22 October, 2008. P. 48-49.