Научная статья на тему 'Применение методологии оценки риска для здоровья населения от вредных факторов окружающей среды в практической деятельности управления Роспотребнадзора'

Применение методологии оценки риска для здоровья населения от вредных факторов окружающей среды в практической деятельности управления Роспотребнадзора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
374
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / METHODOLOGY FOR ASSESSING HEALTH RISK / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ADVERSE ENVIRONMENTAL FACTORS / ОЦЕНКА РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / RISK ASSESSMENT / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / SOCIAL AND HYGIENIC MONITORING / PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреева Е.Е., Иваненко А.В., Силиверстов Владимир Анатольевич, Судакова Е.В.

В статье показаны основные проблемы применения методологии оценки риска в работе Управления Роспотребнадзора. Установлены приоритетные задачи по усовершенствованию методологии оценки риска, решение которых в совокупности обеспечит не только достоверность и объективность полученных результатов, но и поможет в конечном итоге гармонизировать оценку риска в нашей стране с ведущими мировыми системами в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреева Е.Е., Иваненко А.В., Силиверстов Владимир Анатольевич, Судакова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of methodology for the assessment of risk for public health from harmful environmental factors in the practice activity of the Office of Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the city of Moscow

The article shows the main problems of application of risk assessment methodology in the work of the Office of Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the city of Moscow. There are established priorities on the improvement of the risk assessment methodology, the solution of which as a whole will ensure not only the integrity and objectivity of the results, but also help, eventually, to harmonize risk assessment in our country with the world's leading systems in this area.

Текст научной работы на тему «Применение методологии оценки риска для здоровья населения от вредных факторов окружающей среды в практической деятельности управления Роспотребнадзора»

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-219-222

Review article

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.7:001.8

Андреева Е.Е.1, Иваненко А.В.2, Силиверстов В.А.2, Судакова Е.В.2

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

'Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, г. Москва; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва

В статье показаны основные проблемы применения методологии оценки риска в работе Управления Роспо-требнадзора. Установлены приоритетные задачи по усовершенствованию методологии оценки риска, решение которых в совокупности обеспечит не только достоверность и объективность полученных результатов, но и поможет в конечном итоге гармонизировать оценку риска в нашей стране с ведущими мировыми системами в этой области.

Ключевые слова: методология оценки риска для здоровья населения; неблагоприятные факторы окружающей среды; оценка риска для здоровья населения; социально-гигиенический мониторинг.

Для цитирования: Андреева Е.Е., Иваненко А.В., Силиверстов В.А., Судакова Е.В. Применение методологии оценки риска для здоровья населения от вредных факторов окружающей среды в практической деятельности Управления Роспотребнадзора. Гигиена и санитария. 2016; 95 (2): 219-222. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-219-222

Andreeva E.E., Ivanenko A.V., Siliverstov V.A., Sudakova E.V.

APPLICATION OF METHODOLOGY FOR THE ASSESSMENT OF RISK FOR PUBLIC HEALTH FROM HARMFUL ENVIRONMENTAL FACTORS IN THE PRACTICE ACTIVITY OF THE OFFICE OF SERVICE FOR SUPERVISION OF CONSUMER RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELFARE

1Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the city ofMoscow, Moscow, 129626, Russian Federation; 2Center of Hygiene and Epidemiology in the city of Moscow, Moscow, 129626, Russian Federation

The article shows the main problems of application of risk assessment methodology in the work of the Office of Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the city of Moscow. There are established priorities on the improvement of the risk assessment methodology, the solution of which as a whole will ensure not only the integrity and objectivity of the results, but also help, eventually, to harmonize risk assessment in our country with the world's leading systems in this area.

Keywords: methodology for assessing health risk; adverse environmental factors; risk assessment; public health; social and hygienic monitoring.

For citation: Andreeva E.E., Ivanenko A.V., Siliverstov V.A., Sudakova E.V.Application of methodology for the assessment of risk for public health from harmful environmental factors in the practice activity of the Office of Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the city of Moscow. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(2): 219-222. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-219-222

For correspondence: Vladimir A. Siliverstov - MD, PhD, communal hygiene physician, E-mail: asorbas@mail.ru Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding. The study had no sponsorship.

Received 23 July 2015 Accepted 17 November 2015

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. заложены основные стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития, в том числе высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, безопасность граждан и общества. При этом именно методология оценки риска способна концептуально решить задачи по улучшению не только санитарно-эпидемиологического состояния населении, но и в целом по повышению уровня жизни населения РФ [1]. Однако на данном этапе практической деятельности Управления Роспотребнадзора по городу Москве существует целый комплекс проблем в осуществлении методологии оценки риска для здоровья населения на практике, которая прежде всего связана с несовершенством законодательной базы Российской Федерации в этом вопросе, что в результате отражается на государственном финансировании работ в области оценки риска.

Отдельной проблемой оценки риска для здоровья населения от вредных факторов окружающей среды в работе Управ-

Для корреспонденции: Силиверстов Владимир Анатольевич, канд. мед. наук, врач по коммунальной гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»; 129626, Москва, E-mail: asorbas@mail.ru.

ления Роспотребнадзора по городу Москве является несовершенство построения структуры социально-гигиенического мониторинга (СГМ), а также недостаточность знаний персонала в области математической статистики, теории вероятностей, системного анализа и других отраслей науки.

Нельзя также не отметить достаточно большой комплекс вопросов, связанных с гармонизацией и интеграцией различных нормативных и методических документов, а также нормативной базы (референтных доз и концентраций) ведущих стран мира в области анализа риска для здоровья населения с научными разработками методологии оценки риска в Российской Федерации.

Материалом исследования послужил обзор литературы существующей проблематики в области оценки риска для здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также многолетний опыт работы санитарно-эпидемиологической службы в области решения задач СГМ на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», что позволило определить целый ряд перспективных проблем, решение которых приведет к усовершенствованию методологии анализа риска в Российской Федерации.

Оптимальная система государственного управления Российской Федерации основана на прогнозировании различных аспектов его развития в различных сферах деятельности, в

гиена и санитария. 2016; 95(2)

РР1: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-219-222_

Обзорная статья

том числе и в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. При этом одним из основных перспективных инструментов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является построение концептуальной модели оценки риска здоровью населения от вредных факторов окружающей среды.

Целый комплекс исследований по оценке и управлению рисками в РФ определил основные принципы и методологические подходы в этом направлении, которые в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы отражены прежде всего в Руководстве по оценке риска [2-4].

Несмотря на то, что в РФ юридически закреплен термин «профессиональный риск», который в целом подразумевает вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору, основной Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», используемый в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы, до сих пор не претерпел изменений и гармонизации со смежными законами, регулирующими отношения в области возникновения рисков здоровью населения [5-8].

Отсутствие изменений в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по оценке и управлению рисками для здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей среды не только противоречит основным стратегическим и экономическим концепциям развития РФ, но и не дает возможности санитарно-эпидемиологической службе в полной мере осуществлять задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, используя основные принципы гигиенического подхода в виде профилактической медицины к возможным, вероятностным возникновениям функциональных (патологических) отклонений в организме человека [1, 9, 10]. Кроме того, финансирование и материально-техническое обеспечение органов и организаций Роспотребнадзора определяется формированием государственного задания на выполнение государственных услуг (работ), при этом отсутствие в профилирующем законодательном акте вопросов, связанных с оценкой рисков для здоровья населения, автоматически исключает возможность данной работы в рамках государственного задания и, соответственно, возможность ее бюджетного финансирования [11]. Поэтому на данный момент оценка риска для здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей среды осуществляется сотрудниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», как правило, по договорным работам, а информация о рисках предоставляется в виде годовых отчетов по базе данных СГМ. Следует также заметить, что в деятельности Роспотребнадзора расчетные параметры риска здоровью населения не являются индикаторными показателями, так как они напрямую связаны с государственными заданиями и отражают состояние объектов надзора, соответствующего или несоответствующего действующим нормам и правилам, которые, в свою очередь, подтверждаются в виде определенной доли нестандартных проб объектов среды обитания.

Однако, несмотря на всю сложность регулирования вопросов оценки риска здоровью населения в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологической службой предпринимаются самостоятельные меры по внедрению подзаконных актов и методических пособий для возможности осуществления методологии оценки риска в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы [12].

Нельзя не отметить существенный вклад санитарно-эпидемиологической службы в развитие СГМ в части санитарно-эпидемиологических оценок и выявления неблагоприятных факторов, которые оказывают наиболее значимое влияние на анализ медико-демографических показателей РФ. Именно СГМ был призван аккумулировать информацию, обеспечивающую установление причинно-следственных связей между здоровьем населения РФ и неблагоприятными факторами

окружающей среды, а также выполнять ряд глубоких наукоемких аналитических задач в интересах лиц, принимающих решения на различных уровнях государственности. На данный момент постановлением Правительства Российской Федерации в СГМ включены задачи по выявлению причинно-следственных связей на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, требующие наличия релевантной исходной информации и адекватного научно-методического подхода, при этом методология оценки риска здоровью населения по своим принципам и методам и логической структуре полностью соответствует назначению СГМ [13].

В исследованиях санитарно-эпидемиологической службы использование данных СГМ для оценки риска связано с изучением воздействия химического фактора на население и заключается в установлении вероятности возникновения канцерогенного и неканцерогенного риска. В качестве неблагоприятных факторов окружающей среды для формирования базы данных СГМ выбраны показатели, загрязняющие атмосферный воздух, водные объекты, почвы, продукты питания. Несмотря на существующую возможность проведения оценки риска для здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей среды с использованием базы данных СГМ, следует отметить, что применение методологии оценки риска здоровью населения сотрудниками санитарно-эпидемиологической службы проводится не в полной мере. Прежде всего это связано с необходимостью построения концептуальной гипотетической модели цели исследования и вероятностным обоснованием причинно-следственных связей в построении теоретического обоснования исследования, что, несомненно, является областью научно-исследовательских работ, разработка которых на данном этапе научно-технического прогресса не связана с практической деятельностью санитарно-эпидемиологической службы. В результате оценка риска здоровью населения сводится лишь к применению заложенных формул в методологии оценки риска и использовании референтных доз и концентраций вместо полномасштабных научно-обоснованных исследований, что в комплексе показывает необходимость тесной интеграции в этом вопросе между профильными научно-исследовательскими институтами и санитарно-эпидемиологической службой.

Специалисты санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие расчетные значения оценки риска здоровью населения, как правило, имеют гуманитарное образование. Отсутствие профильного образования в области математической статистики, теории вероятности, системного анализа и других смежных разделов различных отраслей знаний ведет к неправильному пониманию важнейших компонентов методологии оценки риска. К примеру, важно понимать и учитывать в статистических исследованиях репрезентативность выборки, математическую стандартизацию, правильное усреднение показателей, доверительные интервалы и т. п., что в конечном итоге может привести к искажению результатов и поставить под сомнение достоверность проведенных исследований.

База данных СГМ основана на показателях и химических веществах, имеющих наибольшую изученность на протяжении нескольких десятков лет, без учета новых достижений науки в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и медицины. Еще в 1967 г. советскими учеными было предложено на первом этапе токсикологических исследований проводить сбор сведений в литературе об опасности того или иного химического вещества, что, по сути, похоже на этап идентификации опасности в методологии оценки риска здоровью населения [14].

Отсутствие этапа идентификации опасности в методологии оценки риска здоровью населения в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы, а также построение базы данных СГМ без учета технологии производства объекта исследований и трансформации химических соединений приводит к неправильному построению перечня анализируемых веществ для оценки риска и как следствие- к неверному выбору приоритетных индикаторных показателей для исследований.

Другой немаловажной проблемой в обеспечении данных СГМ являются точки контроля и посты наблюдений, которые жестко фиксированы в определенных местах города для набора фактических данных с возможностью последующей их обработки для установления среднегодовых значений. Однако в подобных случаях возникает достаточно серьезное упущение по установлению причинно-следственных связей объекта, оказывающего неблагоприятное воздействие на окружающую среду, при определении точек (постов) наблюдений за неблагоприятными факторами окружающей среды. Выбор точек контроля для целей СГМ, как правило, связан с их привязкой ко всей территории города, тогда как в методологии оценки риска требуется привязка к предполагаемому объекту, вызывающему загрязнение. В данном случае, если точки (посты) наблюдений привязаны только к территории города, достаточно проблематично выявить объект, вызывающий загрязнение окружающей среды. Поэтому методология оценки риска изначально выстраивает гипотезу о необходимости исследований конкретного объекта с последующим построением точек (постов) наблюдений объекта с достаточным количеством исследований для доказательства причастности объекта к тому или иному загрязнению.

Таким образом, без должного усовершенствования образования сотрудников в области системного подхода к анализу риска, с одной стороны, и принципиально нового построения информационной платформы СГМ, с другой стороны, в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы сложно обеспечивать адекватную оценку риска здоровью населения от вредных факторов окружающей среды на базе СГМ. Кроме того, очевидна необходимость интеграции в вопросах оценки риска здоровью населения профильных научно-исследовательских институтов и органов и организаций Роспотребнадзора. Также информационное обеспечение СГМ должно осуществлять возможность необходимой передачи данных по исследованиям вредных компонентов окружающей среды между заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации для осуществления задач в области оценки риска здоровью населения.

Отдельный вопрос, оказывающий существенное влияние на методологические основы оценки и управления рисками, особенно при попытках их гармонизации, касается терминологической идентификации понятий и определений. Следует отметить, что до настоящего времени не существует единого понятия «риска», используются разнообразные термины, такие как «вероятность событий», нанесенный «вред (ущерб)» и т. п. [15].

Серьезного внимания заслуживают вопросы, связанные с интеграцией нормативов и методов, разработанных ведущими странами мира в области методологии оценки риска, с законодательной базой Российской Федерации. В частности, США уже к 2000-м гг. была сформирована методология анализа риска, основанная на принципах научной обоснованности и этапности выполнения определенных процедур, а также разделения оценки и управления рисками, что отражено в законодательной базе Агентства по охране окружающей среды США [17]. Параллельно с этим разрабатываются документы по оценке риска здоровью населения Всемирной организацией здравоохранения [16, 20, 21]. Также активно в этом направлении происходит работа в Европейском союзе с разработкой ряда законодательных и методических подходов к оценке риска здоровью населения [18, 19].

Заключение

Таким образом, в качестве основных перспективных направлений развития методологии анализа риска здоровью населения целесообразно выделять следующие:

- усовершенствование законодательной базы в области методологии оценки риска здоровью населения в Российской Федерации;

- развитие фундаментальных положений, на которых базируется методология оценки риска здоровью населения;

- усовершенствование образования сотрудников, обеспе-

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(2)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-219-222

Review article

чивающих на практике реализацию методологии оценки риска;

- развитие методов и методик по развитию социально-гигиенического мониторинга в области оценки риска здоровью населения;

- усовершенствование информационных платформ по социально-гигиеническому мониторингу и оценке риска здоровью населения;

- гармонизация документов, терминологии и элементов (компонентов) оценки риска.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература (пп. 17-21 см. References)

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1662-р, от 17 ноября 2008 г. М.; 2008.

2. Оценка риска для здоровья. Опыт применения методологии оценки риска в России. Обоснование приоритетности природоохранных мероприятий в Самарской области на основе эффективности затрат по снижению риска для здоровья населения. М.: Консультативный центр по оценке риска; 1999.

3. Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А., Авилиани С.Л. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М.: НИИ ЭЧ и ГОС; 2002.

4. Р 2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М.; 2004.

5. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года. М.; 1998.

6. Федеральный Закон «Трудовой кодекс РФ» № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. М.; 2001.

7. Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. М.; 2002.

8. Федеральный Закон «О радиационной безопасности населения» № З-ФЗ от 09 января 1996 года. М.; 1996.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Экологическая доктрина Российской Федерации» № 1225-р от 31 августа 2002 года. М.; 2002.

10. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утвержденные Президентом 30 апреля 2012 года. М.; 2012.

11. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания» № 671 от 02 сентября 2010 года. М.; 2010.

12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. М.; 2003.

13. Постановление Правительства Российской Федерации «Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга» № 60 от 2 февраля 2006 года. М.; 2006.

14. Заугольников С.Д., Лойт А.О., Иваницкий А.М. К вопросу о классификации токсических веществ. В кн.: Общие вопросы промышленной токсикологии. М.; 1967: 46-9.

15. Орлов А.И., Пугач О.В. Подходы к общей теории риска. В кн.: Управление большими системами: сборник трудов. Выпуск 40. M.; 2012: 49-82.

16. ВОЗ. Оценка риска для организма человека, создаваемых химическими веществами: обоснование ориентировочных величин для установления предельно-допустимых уровней экспозиции по показателям влияния на состояние здоровья. Гигиенические критерии качества окружающей среды 170. Женева: МПХБ/ВОЗ; 1995.

гиена и санитария. 2016; 95(2)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-219-222_

Обзорная статья

References

1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by the Federal Government № 1662-p, on November 17, 2008. Moscow; 2008. (in Russian)

2. Health Risk Assessment. Experience in the use of risk assessment methodology in Russia. Justification of priority environmental protection measures in the Samara region on the basis of cost-effectiveness to reduce the risk to public health. Moscow: The Advisory Centre for risk assessment; 1999. (in Russian)

3. Onishchenko G.G., Novikov S.M., Rakhmanin Yu.A., Aviliani S.L. A Framework for Assessing Health Risk when Exposed to Chemicals that Pollute the Environment [Osnovy otsenki riska dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdeystvii khimicheskikh veshchestv, zagryaznyayushchikh okruzhayushchuyu sredu]. Moscow: NII ECh i GOS; 2002. (in Russian)

4. R 2.1.10.1920-04. Guidelines for assessment of health risk when exposed to chemicals that pollute the environment. Moscow; 2004. (in Russian)

5. Federal law "On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases" № 125-FZ dated July 24, 1998. Moscow; 1998. (in Russian)

6. Federal Law "Labor Code of the Russian Federation" № 197-FZ dated December 30, 2001. Moscow; 2001. (in Russian)

7. Federal Law "On Technical Regulation" № 184-FZ of December 27, 2002. Moscow; 2002. (in Russian)

8. Federal Law "On Radiation Safety" № 3-FZ dated January 9, 1996. Moscow; 1996. (in Russian)

9. Order of the Government of the Russian Federation "Ecological Doctrine of the Russian Federation" № 1225-r of 31 August 2002. Moscow; 2002. (in Russian)

10. Principles of state policy in the field of environmental development of Russia for the period up to 2030, approved by the President on 30 April 2012. Moscow; 2012. (in Russian)

11. Resolution of the Government of the Russian Federation "On the order of formation of state order for federal budget and state institutions and the financial support of the state order" № 671 from September 2, 2010. Moscow; 2010. (in Russian)

12. SanPiN 2.2.1/2.1.1.1200-03. Sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, structures and other objects. Moscow; 2003. (in Russian)

13. Government Decree "Regulations on the socio-hygienic monitoring" № 60 from February 2, 2006. Moscow; 2006. (in Russian)

14. Zaugol'nikov S.D., Loyt A.O., Ivanitskiy A.M. On the classification of toxic substances. In: General Questions Industrial Toxicology [Obshchie voprosy promyshlennoy toksikologii]. Moscow; 1967: 46-9. (in Russian)

15. Orlov A.I., Pugach O.V. Approaches to the general theory of risk. In: Managing Large Systems: the Collection of Works. Issue 40. [Upravlenie bol'shimi sistemami: sbornik trudov. Vypusk 40]. Moscow; 2012: 49-82. (in Russian)

16. WHO. Assessment of risk to human health, posed by chemicals: study of indicative values for establishing maximum permissible levels of exposure in terms of health effects. Hygienic criteria of environmental quality 170. Geneva: IPCS/WHO; 1995. (in Russian)

17. US EPA. Risk characterization handbook U.S. Environmental Protection Agency EPA 100-B-00-002 December, 2000. USA; 2000.

18. EC, 2002a. Regulation (EC) No 178/2002 of The European Parliament and of the Council of 28 January 2002 laying down the general principles and requirements of food law, establishing the European Food Safety Authority and laying down procedures in matters of food safety. Strasbourg; 2002.

19. EFSA. Use of the benchmark dose approach in risk assessment. Guidance of the Scientific Committee. EFSA Scientific Committee. The EFSA Journal. 2009; 1150: 1-72.

20. FAO/WHO. Procedure for recommending maximum Residue limits - residues of veterinary drugs in food. JECFA, FAO/WHO. Rome; 2012.

21. FAO. Genetically modified organism. Glossary of biotechnology for food and agriculture: a revised and augmented edition of the glossary of biotechnology and genetic engineering. Rome: FAO; 2001.

Поступила 23.07.15 Принята к печати 17.11.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.