Научная статья на тему 'Использование методики сопряженных воздействий в тренировочном процессе гандболистов'

Использование методики сопряженных воздействий в тренировочном процессе гандболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНДБОЛИСТЫ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СОПРЯЖЕННЫЙ МЕТОД / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / HANDBALL PLAYERS / SPEED-STRENGTH ABILITIES / TRAINING SESSIONS / ADJOINT METHOD / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / COMPETITIVE ACTIVITY / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбаков Георгий Павлович, Егоров Виктор Юрьевич, Фокин Александр Михайлович

В статье рассматривается вопрос эффективного использования сопряженных воздействий на организм гандболистов в целях совершенствования физической и технико-тактической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбаков Георгий Павлович, Егоров Виктор Юрьевич, Фокин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE TECHNIQUE OF CONJUGATE EFFECTS IN THE TRAINING PROCESS OF HANDBALL PLAYERS

The article deals with the issue of the effective use of conjugate effects on the body of handball players in order to improve physical and technical-tactical training.

Текст научной работы на тему «Использование методики сопряженных воздействий в тренировочном процессе гандболистов»

20. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.

21. Драндров, Г.Л. Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

22. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014

23. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

24. Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Применение бригадных форм работы тренеров в управлении многолетней спортивной подготовкой учащихся детско-юношеских спортивных школ: монография. - Чебоксары, 2014.

25. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.

26. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

27. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

28. Сюськин А.В., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // В сборнике: Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V Международной научной конференция студентов и молодых ученых: в 2 томах. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 153-155.

29. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). - С. 76-80.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Рыбаков Георгий Павлович

Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Виктор Юрьевич Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Фокин Александр Михайлович

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт - Петербург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ

ПРОЦЕССЕ ГАНДБОЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективного использования сопряженных воздействий на организм гандболистов в целях совершенствования физической и технико-тактической подготовки.

Ключевые слова: гандболисты, скоростно-силовые способности, учебно-тренировочные занятия, сопряженный метод, технико-тактическая подготовка, соревновательная деятельность, корреляционный анализ.

Annotation. The article deals with the issue of the effective use of conjugate effects on the body of handball players in order to improve physical and technical-tactical training.

Keywords: handball players, speed-strength abilities, training sessions, adjoint method, technical and tactical training, competitive activity, correlation analysis.

Введение. Одним из основных направлений совершенствования системы тренировочного процесса в гандболе является применение научно обоснованной методики его построения. Процесс тренировки должен строиться на основе принципов теории управления. Поэтому возникает необходимость разработки и применения методов системного подхода к изучению изменений в организме спортсмена с целью рационального контроля его состояния в условиях тренировки (В.К.Бальсевич, 2000) приближенных по интенсивности и нагрузке к экстремальным условиям соревнований [1].

Изложение основного материала статьи. Игра выдвигает перед спортсменами такие требования, как наличие способностей быстро оценить возникшую ситуацию, принять правильное решение, выбрать целесообразный игровой прием, выполнить его рациональным способом с расчетом времени, пространства, дозировки мышечных усилий; быть готовым к переключению на выполнение следующей двигательной задачи. При современном уровне развития гандбола наблюдается тенденция выравнивания уровня специальной подготовленности игроков у сильнейших команд мира [2, 3].

В условиях жесткого противодействия соперников, при непрерывно меняющемся комплексе движущихся объектов (мяч, партнер, противник и т.д.) необходимо быстро и точно выполнять игровые приемы. Ведущее значение в тренировке гандболистов принадлежит средствам комплексного технико-тактического и одновременно психофизиологического характера. Этому способствует широкое использование игрового, соревновательного и сопряженного методов выполнения упражнений [3, 7, 8].

При имеющейся тенденции развития гандбола, выраженной в доминировании высокого темпа перемещений, как мяча, так и гандболистов, с активным противодействием соперника во всех фазах игры,

возникает необходимость развития быстроты броскового движения в сочетании с точностью поражения цели [5, 9, 10].

Из анализа литературы и выступлений команды в годичном цикле мы пришли к выводу, что успешно подготовить команду можно, взяв за основу сопряженный метод развития скоростно-силовых способностей гандболистов. С этой целью мы изготовили набивные мячи весом 700 грамм для отработки техники бросков мяча на дальность и точность [4, 8].

Для совершенствования скоростно-силовых способностей гандболистов нами были разработаны три режима работы с утяжеленным мячом.

Режим «А»: упражнения без мяча - специальные перемещения гандболистов приставными шагами (имитация защитных действий) вдоль площади ворот от 6 до 9-метровой линии с изменением направления и скорости перемещения. На режим «А» отводилось 20 мин - 10 мин в подготовительной части занятия после стандартной разминки и 10 мин в основной части занятия перед выполнением программных заданий.

Режим «В»: упражнения с мячом (набивными мячами) - передачи мяча различными способами левой и правой рукой на различные расстояния. На режим «В» отводилось 30 мин в основной части занятия. Включение упражнений с набивными мячами большого веса проводилось после выполнения специальных упражнений с мячом. Упражнения с набивными мячами малого веса чередовались с упражнениями с мячом.

Режим «С»: игровой - серии игровых упражнений, моделирующих игру. Игры на одни ворота по заданию. Двусторонняя игра, предусматривала введение вариативных мер воздействия: ограничение времени владения мячом. На режим «С» отводилось 40 мин в основной части занятия (3x10 мин с отдыхом по 3 мин). Игры на одни ворота и двусторонние игры проводились в конце основной части занятия после выполнения программных упражнений по технико-тактической подготовке.

Для того, чтобы у спортсменов не вырабатывался стойкий стереотип на тяжелый снаряд, а использовался только следовой эффект при передаче, мы варьировали между собой набивной мяч 700 грамм и гандбольный мяч.

Проблема формирования готовности спортсмена к участию в соревнованиях занимает центральное место в общей системе спортивной подготовки.

Анализ результатов соревновательной деятельности гандболистов команды «ВИФК» показал, что в сезоне 2017-2018 г. количество бросков за игру в среднем на первом этапе соревнований составило 45, а в конце сезона количество бросков в игре возросло до 54. У высоквалифицированных гандболистов участвующих в Чемпионате России, этот показатель составил 49 бросков, в международных состязаниях - 62 [6, 8].

Результативность бросков команды «ВИФК» вначале сезона соответствовала 45%, на заключительном этапе этот показатель составил 55%. Результативность бросков команд участвующих в Чемпионатах мира составила: в предварительных играх 61,1%, в полуфинальных играх 64,7% и в финальных играх 45,0%, на Олимпийских играх - 50% [6, 8].

Результативность 7-метровых бросков команды «ВИФК» на первом этапе соответствовала 69%, но к концу сезона этот показатель улучшился и составлял 79%. На Чемпионатах мира результативность 7-метровых бросков составила в предварительных играх 76,2%, в полуфинале - 75,4%, в игре за третье место -83,3%, в игре за первое место - 53,3% [6, 8].

Можно отметить, что на всех этапах сезона 2017-2018 г. практически по всем показателям атакующих действий гандболистов команды «ВИФК» произошли улучшения. На каждом рассматриваемом этапе постепенно увеличивалось количество бросков, выполняемых гандболистами в игре, при этом повышалась точность и результативность бросков.

Проведенный нами корреляционный анализ показал наличие положительных взаимосвязей между некоторыми показателями скоростно-силовой и технической подготовленности гандболистов.

В начале сезона было выявлено сильных взаимосвязей - 6, средних - 1, слабых - 20 (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема взаимосвязей между показателями скоростно-силовой и технической подготовленности в начале сезона

XI - дальность броска набивного мяча 1 кг двумя руками из положения сидя Х2 - дальность броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой Х3 - дальность броска гандбольного мяча ведущей рукой

Х4 - дальность отскока мяча при броске в мишень с короткой дистанции, характеризующая силу броска Х5 - дальность отскока мяча при броске в мишень со средней дистанции, характеризующая силу броска Х6 - точность броска мяча с короткой дистанции Х7 - точность броска мяча со средней дистанции Х8 - максимальная сила мышц кисти ведущей руки Х9 - показатель статической силы мышц кисти ведущей руки Х10 - показатель преодоления процесса утомления при статических нагрузках Х11- показатель мышечной выносливости при статических нагрузках Х12, Х13 - динамическая сила мышц кисти правой и левой руки Сильный характер взаимосвязи наблюдался между:

- дальностью броска набивного мяча 1 кг двумя руками из положения, сидя (Х1) броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой (Х2) при г=0,866;

- дальностью броска набивного мяча 1 кг двумя руками из положения, сидя (Х1) броска гандбольного мяча ведущей рукой (Х3) при г=0,779;

- дальностью броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой (Х2) и дальностью броска гандбольного мяча ведущей рукой (Х3) при г=0,723;

- показателем статической силы мышц ведущей руки (Х9) с показателем процесса утомления при статических нагрузках (Х10) при г=0,861, с показателем мышечной выносливости при статических нагрузках (Х11) при г=0,939;

- показателем преодоления процесса утомления при статических нагрузках (Х10) с показателем мышечной выносливости при статических нагрузках (Х11) при г=0,852.

Средний характер взаимосвязи был выявлен между:

- точностью броска мяча со средней дистанции (Х7) и динамической силой мышц кисти правой и левой руки (Х12, Х13) при г=0,605).

Слабый характер взаимосвязи был выявлен между показателями:

- дальностью броска набивного мяча 1 кг двумя руками из положения, сидя (Х1): с точностью броска со средней дистанции (Х7) при г=0,528, с максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) при г=0,395, с динамической силой мышц кисти правой и левой руки (Х12) при г=0,471 и (Х13) г=0,347;

- дальностью броска набивного мяча 700 грамм ведущей руки (Х2): с максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) при г=0,498, с показателем статической силы мышц кисти ведущей руки (Х9) при г=0,427, с показателем преодоления процесса утомления при статических нагрузках (Х10) при г=0,139 и с динамической силой мышц кисти правой руки (Х12) при г=0,420;

- дальностью броска гандбольного мяча ведущей рукой (Х3): с дальностью отскока мяча при броске в мишень со средней дистанции (Х5) при г=0,429, с точностью броска со средней дистанции (Х7) при г=0,347, с максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) при г=0,462, с динамической силой мышц кисти правой и левой руки (Х12) при г=0,574 и (Х13) при г=0,326;

- дальностью отскока мяча при броске в мишень, с короткой дистанции (Х4) с дальностью отскока мяча при броске в мишень со средней дистанции (Х5) при г=0,587;

- дальностью отскока мяча при броске в мишень со средней дистанции (Х5) с максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) при г=0,544;

- точностью броска мяча с короткой дистанции (Х6): с точностью броска мяча со средней дистанции (Х7) при г=0,583 и динамической силой мышц кисти правой и левой руки (Х12) при г=0,426 и (Х13) при г=0,459;

- точностью броска мяча со средней дистанции (Х7) с динамической силой мышц кисти правой руки (Х12) при г=0,572 и левой руки (Х13) при г=0,489.

В конце сезона (рисунок 2) количество сильных взаимосвязей увеличилось с 6 до 11, средних - с 1 до 5, слабых - уменьшилось с 20 до 12.

Х2

Х5

XI з —-----------

-—-

- - - Х7

-----

""-Н х7

- сильный характер взаимосвязи

- средний характер взаимосвязи

---------- слабый характер взаимосвязи

Рисунок 2. Схема взаимосвязей между показателями скоростно-силовой и технической подготовленности в конце сезона

и дальностью и дальностью

Сохранились сильные взаимосвязи между:

- дальностью броска набивного мяча 1 кг двумя руками из положения сидя (Х1): с дальностью броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой (Х2) при г=0,914 и с дальностью броска гандбольного мяча ведущей рукой (Х3) при г=0,743;

- показателем статической силы мышц кисти ведущей руки (Х9): с показателем преодоления процесса утомления при статических нагрузках (Х10) при г=0,867 и показателем мышечной выносливости при статических нагрузках (Х11) при г=0,948;

- показателем преодоления процесса утомления при статических нагрузках (Х10) с показателями мышечной выносливости при статических нагрузках(Х11) при г=0,819.

Из сильных взаимосвязей в разряд средних перешел показатель между дальностью броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой (Х2) с дальностью броска гандбольного мяча ведущей рукой (Х3) при г=0,682.

Сильный характер взаимосвязей вновь образовался между следующими показателями:

- дальностью броска набивного мяча 1 кг двумя руками из положения, сидя (Х1) с максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) при г=0,702;

- дальностью броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой (Х2) с максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) при г=0,705;

- дальностью отскока мяча при броске в мишень с короткой дистанции (Х4): с дальностью отскока мяча при броске в мишень со средней дистанции (Х5) при г=0,776 и точностью броска мяча с короткой дистанции (Х6) при г=0,712;

- дальностью отскока мяча при броске в мишень, со средней дистанции (Х5) с точностью броска мяча с короткой дистанции (Х6) при г=0,725;

- точностью броска мяча с короткой дистанции (Х6) с точностью броска мяча со средней дистанции (Х7) при г=0,872.

Средний характер взаимосвязей вновь образовался между следующими показателями:

- дальностью броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой (Х2) с дальностью броска гандбольного мяча ведущей рукой (Х3) при г=0,682;

- дальностью броска гандбольного мяча ведущей рукой (Х3): с максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) при г=0,649 и с динамической силой мышц кисти правой руки (Х12) при г=0,611;

- дальностью отскока мяча при броске в мишень, с короткой дистанции (Х4) с точностью броска мяча со средней дистанции (Х7) при г=0,618;

- дальностью отскока мяча при броске в мишень, со средней дистанции (Х5) с точностью броска мяча со средней дистанции (Х7) при г=0,674.

Сохранились прежние слабые взаимосвязи между показателями (рис. 2): Х1 с Х12 и Х13; Х2 с Х12 и Х13; Х3 с Х13; Х6 с Х12 и Х13; Х7 с Х13; Х11 с Х13.

Слабый характер взаимосвязей вновь был получен между следующими показателями:

- дальностью броска набивного мяча 700 грамм ведущей рукой (Х2 с динамической силой мышц кисти левой руки (Х13) при г=0,444);

- дальностью отскока мяча при броске в мишень с короткой дистанции (Х4) с динамической силой мышц кисти правой руки (Х12) при г=0,499;

- дальностью отскока мяча при броске в мишень со средней дистанции (Х5) с динамической силой мышц кисти правой руки (Х12) при г=0,416;

- точностью броска мяча со средней дистанции (Х7) с динамической силой мышц кисти левой руки (Х13) при г=0,454;

- максимальной силой мышц кисти ведущей руки (Х8) с динамической силой мышц кисти правой руки (Х12) при г=0,546.

После проведенного анализа игрового сезона было отмечено, что при повышении уровня скоростно-силовой и технической подготовленности гандболистов общее количество положительных взаимосвязей увеличилось. Появилась корреляционная взаимосвязь между точностью и силой броска.

Выводы:

1. Анализ литературы свидетельствует о недостаточной разработанности вопросов научного обоснования развития скоростно-силовых способностей гандболистов.

2. Доказана эффективность выделения трех режимов тренировочной работы, предполагающих чередование утяжеленного (700 грамм) и гандбольного мячей с изменением продолжительности и интенсивности нагрузки, пауз для отдыха, а также расстояний между партнерами.

3. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между эффективностью формирования двигательного навыка в выполнении бросковых движений с высоким уровнем развития специальной скоростно-силовой подготовленности гандболистов, которая по пространственно-временным и динамическим характеристикам согласуется с броском и приводит к повышению точности движений.

4. Использование методики сопряженных воздействий в тренировочном процессе и увеличения объема скоростно-силовой подготовки гандболистов позволило увеличить результативность атакующих действий и повысить качество соревновательной деятельности.

5. Качество соревновательной деятельности гандболистов оценивалось по показателям эффективности атакующих действий гандболистов команды «ВИФК». При относительно одинаковом количестве выполненных за игру бросков по воротам число точных бросков возросло с 18% до 22%; результативность 7-метровых бросков в сезоне возросла с 69 до 79%.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -С. 84-86, 184.

2. Гандбол: Учебное пособие / Под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 107 с.

3. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсменов / Сборник статей / Под общ. ред. В.В.Кузнецова. - М., 1971. - С. 12-15.

4. Рыбаков Г.П., Абу Аллан Е.В. Некоторые характеристики скоростного двигательного действия как индикатор одаренности гандболистов при отборе: Спортивные игры: настоящее и будущее // Материалы

международной конференции, посвященной 70-летию кафедры спортивных игр СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2004. - С. 159-162.

5. Вертаков Н.А. Рыбаков Г.П., Определение взаимосвязи между показателями скоростно-силовой подготовленности гандболисток и точностью броска мяча в ворота. // Сборник научных статей / под ред. А. Н. Дитятина. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 75-78.

6. Игнатьева В.Я. Портнов Ю.М. Гандбол: Учебник для физкультурных вузов. - М.: ФОН, 1996. -С. 208-229.

7. Рыбаков, Г.П. Использование сопряженного метода развития скоростно-силовых способностей и техники броска по воротам у гандболисток-студенток старших разрядов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Рыбаков Георгий Павлович. - СПб., 2004. - 23 с.

8. Рыбаков Г.П., Егоров В.Ю., Фокин А.М. Развитие скоростно-силовых способностей гандболистов 18-20 летнего возраста. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА. 2017. № 56-3. С. 168-176.

9. Рыбаков Г.П., Егоров В.Ю., Фокин А.М., Любченко А.А. Оценка соревновательной деятельности гандбольного вратаря. // Сборник научных и методических статей. Инклюзия в образовании и физической культуре. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 130-134.

10. Рыбаков Г.П., Егоров В.Ю., Фокин А.М. Эффективность действия гандбольного вратаря при отражении семиметрового броска. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА. 2016. № 53-11. С. 59-65.

Педагогика

УДК 371

заведующая кафедрой рекламы и издательского дела,

доктор филологических наук, профессор Савченко Любовь Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы новых стандартов в подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью. Описывается опыт преподавания направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»; определен перечень необходимых качеств и приобретенных знаний в системе вузовской подготовки для будущего специалиста по рекламе и связям с общественностью; выяснены особенности педагогического процесса.

Ключевые слова: подготовка специалистов; реклама; связи с общественностью; традиции PR-образования; требования к специалистам.

Annotation. The article deals with the issues of new standards in the training of specialists in advertising and public relations. The article describes the experience of teaching the direction of training "Advertising and public relations" the list of necessary qualities and acquired knowledge in the system of University training for the future specialist in advertising and public relations; clarified the features of the pedagogical process.

Keywords: training of specialists; advertising; public relations; traditions of PR education; traditions of advertising education.

Введение. Подготовка высококвалифицированных специалистов остается одним из важнейших вопросов современности. На сегодня в современном высшем образовании рассматриваются уже известные методики обучения, но также происходит поиск новых методов и подходов для подготовки студентов. Специалисты, которые занимаются и интересуются проблемами воспитания молодых кадров, создают и обеспечивают рациональные условия для подготовки профессионалов. Существует множество отраслей профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых методы преподавания являются сформированными. В противовес, существуют специальности, в рамках которых вопрос подготовки специалистов остается открытым. В частности, специальность «Реклама и связи с общественностью». Отечественной наукой накоплен еще небольшой опыт подготовки специалистов по этой специальности. Следует отметить, что отдельного внимания требует дальнейшее изучение особенностей педагогического процесса, который является составляющей эффективной подготовки будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью. Именно поэтому данная статья является необходимой и важной.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является формирование нового видения образовательных стандартов в подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью в системе высшего образования; определение перечня качеств, необходимых для специалиста по рекламе и PR.

Изложение основного материала статьи. Личностное развитие будущих специалистов невозможно без четко сформулированных педагогических особенностей, которые обеспечивают личностную ориентированность образовательного процесса. Повышение качества профессионального образования бесспорно - одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования. Значимость непрерывного профессионального образования в течение всей активной жизнедеятельности человека в контексте самообразования была отмечена еще в 1990-е годы В. Г. Кинелевим на Международном конгрессе «университеты на пороге XXI века» и международном симпозиуме ЮНЕСКО «фундаментальное естественное и гуманитарное университетское образование», рассматриваемое нами как предпосылка реализации основных направлений в системе высшего образования [9, с. 10]. Необходимо отметить, что среди основных критериев, которым должна отвечать оптимальная система высшего образования, ученые-педагоги руководствуются понятием «самообразование личности». Главной задачей является воспитание мобильности образовательного процесса [3]. Также приоритетным, в свете преобразований, является организация и планирование учебного процесса. На первое место выдвигаются: методическая работа кафедр, организация самостоятельной работы студентов и формы контроля их знаний. Особое значение относим к ответственной самостоятельной работе студентов [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.