УДК 373 ББК 74.20 Б-14
Багова Ляна Левовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин, методики их преподавания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mail: bagova5 7@,mail. ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
(рецензирована)
В статье раскрываются отдельные темы, которые выносятся на проектирование; при использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения студентов в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления.
Ключевые слова: компетенции и компетентности, интегративное содержание, процесс интеграции, межпредметные связи, метод проектов, «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир».
Bagova Lyana Levovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines, Methods of Teaching of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail: [email protected]
USING THE PROJECT METHOD IN TRAINING STUDENTS
(reviewed)
The article reveals some topics that are being submitted for design; organizational activity is especially important when using the project methodology, starting with immersion of students in the design and research activities prior to its implementation.
Key words: competences and competences, integrative content, integration process, intersubject links, project method, "Teaching methodology of the integrative course "The World around us".
В последнее время в педагогической науке разрабатывается весьма актуальная проблема дидактики интегративных курсов. Примером интегративного курса в подготовке студентов факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета является курс «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». Предметом изучения данного учебного курса выступает современная естественнонаучная картина мира, как комплекс знаний о природе, представленный в виде основополагающих идей, понятий, моделей и концепций. Поэтому одной из задач мы видим в развитии у студентов - будущих учителей начальных классов - естественнонаучных понятий на основе межпредметных и внутрипредметных связей различных изучаемых в вузовском образовании дисциплин.
Особое внимание в освоении курса «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» уделяется вопросам, связанных с компетентностным подходом к образовательному процессу в вузовском образовании. Это связано с тем, что триада «знания-умения-навыки» недостаточны для описания интегрированного результата образовательного
процесса. Компетенции и компетентности - ведущий критерий подготовленности современного выпускника образовательного учреждения. Компетенция включает в себя знания, умения, навыки личности, способы деятельности, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность. Понятие «компетентность» еще более емкое и значимое, поскольку выражает степень владения человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Поэтому профессиональная компетентность - это не просто совокупность профессиональных знаний и умений, а сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции социально-педагогического опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее готовность учителя к выполнению профессиональной деятельности.
Особенностью курса «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» является его интегративное содержание, так как представляет собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи курса -"взаимосвязь природы, человека, общества" - в ее целостности и с позиции экологической проблематики.
Педагогическое творчество учителя всегда имеет интегративное содержание, так как состоит из ряда взаимосвязанных компонентов. Поэтому и методика изложения курса «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» в вузовском образовании должна носить интегративный характер. При умелом профессионально выстроенном интегративном подходе возможно создание образовательной среды, которая будет давать будущему учителю желание к постоянному творческому развитию и самосовершенствованию.
Основой развития полипрофессионализма будущих специалистов является межпредметная интеграция. Межпредметная интеграция приводит к созданию новой организационной структуры учебного процесса - интегрального естественно-математического и гуманитарного образовательного пространства, что способствует формированию единой научной картины, интеллектуальному развитию личности, а также овладению метапрдметными способами деятельности.
В отечественной науке межпредметнная интеграция основывается на всеобщности и единстве законов природы, на полноте восприятия субъектом окружающего мира. Главной целью образовательного процесса интегративного характера является целостное развитие и саморазвитие личности обучаемого посредством адекватных образовательных технологий. Интегративное обучение дает лучшее всеобъемлющее понимание глобальных взаимосвязей в мире, понимание разнообразия точек зрения, различных ценностей, приводит к осознанию множества перспектив развития. Межпредметная интеграция в вузе способствует развитию системного мышления студентов, на ее основе формируются интегративные качества личности.
Обучение студентов осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи в учебно-воспитательном процессе начальной школы - одна из задач вузовского образования. Поэтому в интегрированном учебном курсе «Методика преподавания
интегративного курса «Окружающий мир» студенты учатся методике их проектирования на основе школьного предмета «Природоведение».
Метод проектов (технология проектов) - это одна из технологий в обучении, которая представляет собой совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией результатов. Во-первых, проектная работа в большей степени является групповой, нежели индивидуальной: каждый участник - студент, магистрант, аспирант, преподаватель - обязательно вступает в деловые отношения. Во-вторых, проект, осуществляемый творческой группой, бывает, как правило, более смелым по замыслу, в нем ярче обозначены не только образовательно-воспитательные, научные, но и социальные цели.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие и самореализацию студентов. Применение метода предполагает соблюдение важного условия - желания обучающихся участвовать в проекте, в чём необходимо уверить их, так как инициатором, как правило, чаще выступает преподаватель. Пробудив интерес к проекту, нужно убедить участников серьёзно взяться за работу, подчёркивая, что успех будет зависеть от вклада каждого. Считаем, что начало погружения в проект (формулирование темы и проблемы) можно обозначить как начальный этап творчества.
В условиях возросшего практицизма обучающихся бывает сложно найти желающих взяться за проект со всей ответственностью, поэтому важен подбор коллектива единомышленников. Только после этого можно надеяться, что участие в проекте станет той формой сотрудничества, в которой отразятся особенности профессионального общения, характеризующегося взаимопомощью, когда каждый делится своими результатами, обсуждает разные точки зрения, умеет отстоять свою. Только такие действия участников опосредуют их взаимодействие с познаваемым содержанием обучения; как подчеркивают исследователи-практики, активное "сближение" с предметом познания обусловлено активностью общения, обсуждения, выработки коллективного решения.
Несомненным достоинством данного метода является свободная творческая деятельность студентов, повышение интереса к изучению интегративного курса, а главное -получение студентами удовлетворения от выполненной работы. Студенты учатся самостоятельно планировать время, требуемое для подготовки проекта в установленный срок, распределять функции и объём заданий между членами группы, выполняющих проект. Работа над проектами формирует у студентов умение публично выступать, проводя презентацию проекта, развивает чувство ответственности за результат, они приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают умения собрать и проанализировать информацию, делать обобщения.
Сложным моментом для преподавателя как организатора учебного процесса является то, что для успешного выполнения проекта в установленные сроки от студентов требуется достаточно высокий уровень самодисциплины и ответственности. Поэтому одной из основных задач преподавателя становится стимулирование студентов к напряжённой творческой работе.
Таким образом, использование метода проектов позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов и, следовательно, предоставляет им дополнительные возможности для личностного и профессионального развития. Учебная дисциплина «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов - будущих учителей начальных классов, помогает добиться более высоких результатов обучения и обучает их осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи в учебно -воспитательном процессе начальной школы, а также способствует осознанию студентами важности изучения учебных дисциплин и роли научного знания в профессиональном и личностном развитии.
Литература:
1. Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников. Москва: Просвещение, 2008. 128 с.
2. Верниенко Л.В., Кузьменко Е.С. Межпредметная интеграция как основа развития полипрофессионализма будущих специалистов // Современные проблемы образования и воспитания молодежи: сборник материалов XVII международной научно-практической конференции. Махачкала: Апробация, 2014. С. 72-73.
3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. Москва: Педагогика, 1981. 160 с.
4. Руднянская Е.И. Интегрированные уроки. Волгоград: Учитель, 2005. 70 с.
5. Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе. Москва; Волгоград: Глобус; Панорама, 2008. 240 с.
Literature:
1. Belyankova N.M. An integrated approach in teaching junior schoolchildren. Moscow: Education, 2008. 128 p.
2. Vernienko L.V., Kuzmenko E.S. Intersubject integration as a basis for the development of poly-professionalism of future specialists // Modern problems of education and upbringing of youth: a collection of materials of the XVII international scientific and practical conference. Makhachkala: Approbation, 2014. P. 72-73.
3. Zverev I.D., Maximova V.N. Inter-subject links in a modern school. Moscow: Pedagogy, 1981. 160 p.
4. Rudnyanskaya E.I. Integrated lessons. Volgograd: Teacher, 2005. 70 p.
5. Umnova M.S. Non-standard lessons in an elementary school. Moscow; Volgograd: Globus; Panorama, 2008. 240p.