КОНЦЕПТ
Москаленко Е. В., Морскова В. Ф. Сущность и структура интеграции образовательного пространства дисциплин психолого-педагогического блока // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - ART 14165. - 0,4 п. л.
научно-методический электронный журнал эл^ф™^ ^ " Г°С' реГ'
АШ 14165 УДК 371.132
Москаленко Елена Владимировна, учитель биологии ГБПОУ СПО КК «Славянский электротехнологический техникум», магистрант, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Морскова Вера Фёдоровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани
Сущность и структура интеграции образовательного пространства дисциплин психолого-педагогического блока
Аннотация. В статье рассматривается блок психолого-педагогических дисциплин в профессиональной подготовке как единое целое и органическая часть в системе педагогического образования. Он ориентирован на личностное становление и развитие студентов, на их профессиональное самоопределение и предполагает последовательное и целесообразное усложнение образовательных задач на каждом этапе профессиональной подготовки. Рассматривается результат межпредметной интеграции общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний и способов деятельности, который является целостным осознанием, пониманием и переживанием целей и смысла педагогической деятельности как человеко-созидательной и методологической готовности к ее осуществлению. Ключевые слова: интегративное образовательное пространство, интегративный подход, тезаурусный подход, межпредметные связи, профессиональная подготовка, анализ, синтез, образование. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Психолого-педагогические дисциплины призваны обеспечить утверждение студентов в избранной профессии, способствовать активному самопознанию, выявлению и раскрытию творческих возможностей личности, вооружению будущего учителя современными психолого-педагогическими теориями, перспективными инновационными методами обучения, педагогическими информационными технологиями. Содержательная интеграция дисциплин психолого-педагогического цикла предполагает создание соответствующего научно-дидактического комплекса, обеспечивающего условия для их вариативного, самостоятельного усвоения. Однако знание, включенное в содержание психолого-педагогических дисциплин, в основном рассматривается как некоторая вещная структурная форма. Она должна быть передана студентам и усвоена ими в готовом виде. Но дать все психолого-педагогические знания, которые могут понадобиться при осуществлении профессиональной деятельности, невозможно. Во-первых, ввиду их экспоненциального роста, а во-вторых, из-за быстрого изменения характера и содержания педагогического труда. Студент не может неограниченно накапливать знания, их включение в психолого-да-гогическое содержание должно быть компенсировано наличием интегративного содержания. Известно, что в учебных целях существующая в высшей педагогической школе предметная система обучения расчленяет единство и целостность предстоящей профессиональной деятельности.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Москаленко Е. В., Морскова В. Ф. Сущность и структура интеграции образовательного пространства дисциплин психолого-педагогического блока // Кон_ _ цепт. - 2014. - № 06 (июнь). - АКТ 14165. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал эл^ф™^ ^ " Г°С' реГ'
АШ 14165 УДК 371.132
Интегративные психолого-педагогические знания начинаются на элементарном
уровне, проявляясь в процессе формирования научных понятий и их систем. При этом
устанавливаются связи и зависимости между фактами, выступающими основой
отделения существенных от несущественных, случайных признаков, проникновения в
суть изучаемых предметов, процессов выхода на обобщение знаний и широкий перенос
их в новые ситуации сначала учебной деятельности, затем в профессиональную
деятельность. Схематично основные этапы образования понятий можно представить
как интеграцию последовательных процессов: ощущение - восприятие -
представление - понятие. Формирование каждого из этих звеньев имеет интегративную
природу. Постепенно в сознании студентов формируются простейшие интегративные
системы понятий, взаимосвязи между ними в виде законов, а позднее на базе законов и
новых понятий более сложная система интегративных понятий - теории. На основе
теории делается выход к практике, готовится база интеграции со смежными
дисциплинами - реализация межпредметных связей. Необходимо определить уровень
связей, которые следует устанавливать между теоретическими знаниями студентов.
Здесь можно воспользоваться работами Ю. А. Самарина по классификации ассоциаций
[1]. Он подразделяет ассоциации, возникающие в процессе учения, на такие виды:
локальные (образованные в пределах данных фактов), частносистемные
(образующиеся на материале данной темы), внутрисистемные (образованные между
разными разделами некоторого курса), межсистемные (связи между материалом
различных учебных предметов). В практике усвоения психолого-педагогического
содержания следует шире использовать анализ цепочки ассоциаций с целью
выяснения вопросов о том, на какой ступени профессиональной подготовки нарушена
преемственность образования систем связей, допущены ошибки, их вероятностные
причины и способы предупреждения, каковы наиболее оптимальные пути и способы
установления требуемых ассоциаций и их систем. Некоторые молодые специалисты
слабо используют тот багаж знаний, умений и навыков, которые они приобрели в
процессе профессиональной подготовки. Это происходит потому, что студентов учат
решать частные задачи, требующие знаний и применения закономерностей той
дисциплины, которую они изучают в данный период. Профессиональная же
деятельность требует умения использовать знания, полученные при изучении
различных дисциплин. Интеграция в педагогике не должна вестись искусственно. Так,
интеграция и унификация содержания психолого-педагогической подготовки должны
осуществляться на единой технологической основе - «учебно-воспитательного
процесса в школе»: 1) выявить и сделать зримой для студентов объективную
необходимость получаемых ими интегративных знаний для выполнения
профессиональной деятельности; 2) дать ее научные основы; 3) обеспечить
преемственность между циклами психолого-педагогических дисциплин; 4) показать
практическую реализацию психолого-педагогических знаний; 5) органически соединить
как в содержании психолого-педагогического блока в целом, так и в отдельных учебных
предметах качественно разнородные знания, показав, что они отражают различные
стороны одного и того же образовательного процесса; 6) перейти от абстрактно-научных
к конкретно-профессиональным знаниям. Направленность и последовательность
движения интегративного процесса находит выражение в ряде звеньев: 1) определение
целей; 2) выявление объектов и компонентов интеграции; 3) выделение интегративного
ядра; 4) установление новых связей и опосредований между объектами и компонентами
интеграции; 5) апробация вновь образуемой системы. Так, целями интеграции могут
быть: экономия времени, ликвидация дублирования, осуществление связи теории с
гч
КОНЦЕПТ
Москаленко Е. В., Морскова В. Ф. Сущность и структура интеграции образовательного пространства дисциплин психолого-педагогического блока // Кон_ _ цепт. - 2014. - № 06 (июнь). - АКТ 14165. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал ^ " Г°С' реГ'
АШ 14165 УДК 371.132
практикой, обеспечение профессиональной направленности фундаментальных
дисциплин и т. д. Следующий этап тесно связан с целями и состоит в отборе и
генерализации объектов интеграции, т. е. процесс педагогической интеграции должен
быть таким, чтобы могли быть осуществлены интегративные связи. В каждом из
предметных блоков необходимо определить стержневую дисциплину, теоретический
подход, пронизывающий все компоненты. В гуманитарной подготовке такой
дисциплиной может быть философия. Важным шагом в педагогической интеграции
является выбор системообразующего фактора интеграции [2]. Системообразующим
фактором интеграции психолого-педагогического содержания является
антропологический подход, отражающий психолого-педагогическую сущность
современной гуманистической образовательной парадигмы, ядром которой выступает
взаимообогащающий диалог субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика.
Содержательность, единство и завершенность базового психолого-педагогического
знания достигается рассмотрением субъекта образования, т. е. человека, его
сущностных биопсихосоциокультурных качеств, реальных процессов становления,
образования личности, протекающих в недрах традиционных и новых образовательных
систем, обладающих собственными технологиями [3]. Ведущие идеи учебной
дисциплины развиваются как на основе внутрипредметных интегративных связей, так и
на основе межпредметных интегративных связей. Например, ведущая идея такой
важной темы в педагогике, как «Формы организации целостного педагогического
процесса», это идея «Урок как основная форма организации учебной работы».
В процессе моделирования интегративных связей необходимо учитывать, что выделяют три уровня интегративного процесса: первый уровень - интеграция по «точкам», без согласования на общей логико-содержательной основе; второй уровень -интеграция по «тематическим линиям» - взаимосвязь разнородных элементов согласована внутри- и межпредметно на общей логико-содержательной основе; третий уровень - синтез целостного образования - взаимосвязь элементов создает новообразования, взаимодействующие с различными звеньями учебно-воспитательного процесса на правах самостоятельного содержания. Мы остановимся на интеграции по тематическим линиям, учитывая, что внутритематические интегративные связи, обогащенные межпредметными и внутрипредметными связями, становятся качественно иными: более широкими, глубокими и мобильными, более обобщенными. Вместе с тем они конкретизируют частные вопросы учебной темы, раздела с позиции различных психологических и педагогических знаний. Усваивая содержание учебных тем с интегративными обогащениями, студенты осваивают на интеллектуальном уровне интегративную практику, так как, осуществляя интегративные связи педагогики с психологией в их органическом единстве с внутрипредметными связями на уровне ведущих идей и ведущих положений учебной темы, удается обеспечить гармонию аналитического и синтетического рассмотрения учебного материала. При таком подходе любая учебная тема курса педагогики может выступать в качестве мобильного дидактического звена в иерархии: мелкомасштабные структурные образования (отдельные факты и явления) - частные вопросы темы - учебная тема - учебный предмет - крупномасштабные структурные образования (совокупность дисциплин психолого-педагогического блока, изучаемых на межпредметной основе). Любая учебная тема курса педагогики, изучаемая на межпредметном уровне, представляет собой открытую дидактическую систему с интенсивным обменом информацией на основе разноуровневых интегративных процессов. Следовательно, моделирование интегративных связей педагогически целесообразно осуществлять на тематическом
«VI О /V»
КОНЦЕПТ
Москаленко Е. В., Морскова В. Ф. Сущность и структура интеграции образовательного пространства дисциплин психолого-педагогического блока // Кон_ _ цепт. - 2014. - № 06 (июнь). - АКТ 14165. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал эл^ф™^ ^ " Г°С' реГ'
АШ 14165 УДК 371.132
уровне. Чтобы создать дидактическую модель интегративных связей, в учебной теме
необходимо осуществить логический анализ содержания (образовательных стандартов,
программ, учебников) взаимодействующих дисциплин. Уже в процессе моделирования
интегративных связей и в дальнейшем, в процессе усвоения студентами интегративных
знаний, необходимо опираться на паспортные характеристики интегративных процессов.
Закономерность интегративного подхода определяется поиском нового качества образования. Качество рассматривается как «интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить» [4]. Удовлетворенность запросов отдельной личности и общества в целом определяется уровнем целостности личностного и профессионального становления человека.
Система методологических оснований позволяет процесс становления раскрыть в его интегративной сущности, то есть «внутренней основе, содержании, смысле» (С. И. Ожегов), как диалектическое единство профессионального и личностного, мотивационного и деятельностного, потребностного и ценностного, теоретического и практического, объективного и субъективного, сознательного и бессознательного, логического и образного, рационального и иррационального, духовного и душевного. Условие осуществления выявленной сущности профессионально-личностного становления - интегративно организованный образовательный процесс.
Студент вступает во взаимодействие с целенаправленным и интегративно организованным образовательным процессом, создающим условия для творческой самореализации человека в профессии. Единство профессионального развития специалиста, формирования его профессиональной компетентности и становления его индивидуально-личностных качеств предполагает интеграцию, резонансное совмещение стремлений и возможностей студента в его идеальном и реальном представлении о призвании педагога.
Концепция интегративного подхода направлена на преодоление разрыва между знающим и умеющим студентом, отличником и специалистом. Противоречие между характером учебной деятельности в университете и характером педагогической деятельности на практике можно преодолеть путем реализации концепции интегративного подхода [5].
Аргументация закономерности интегративного подхода и построение его оснований дают возможность определить цель интегративного подхода. Она заключается в обеспечении непрерывности и целостности профессионально-личностного становления в течение всех лет обучения. Поэтому сущностью интегративного подхода, его внутренней основой и содержанием является целостность интегративно организованного образовательного процесса в университете в единстве его направлений: межпредметной, внутрипредметной, межличностной и внутриличностной интеграции. Именно их взаимодействие и обеспечивает целостность профессионально-личностному становлению студентов. Мы опирались на идею о том, что наиболее продуктивная и напряженная жизнь культуры (дополним - и науки) проходит на границах ее отдельных областей, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике. «Интеграция всех сфер сознания есть категориальный императив интеграции всех областей науки и искусства, происходит не слияние, а взаимодействие, взаимопоглощение разных областей науки в интересах совместного решения комплексных проблем обучения, воспитания и развития, каждая из которых изучается специальной научной дисциплиной лишь в каком-либо одном аспекте» [6].
ГУ
КОНЦЕПТ
Москаленко Е. В., Морскова В. Ф. Сущность и структура интеграции образовательного пространства дисциплин психолого-педагогического блока // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - ART 14165. - 0,4 п. л.
научно-методический электронный журнал ^VKÄS htm' " ^ Р6Г'
ART 14165 УДК 371.132
Межпредметная интеграция ориентирует преподавание в высшей школе на реализацию стратегической цели - формирование у студентов интегрального стиля педагогического мышления для ориентировки в образовательном пространстве и успешного решения комплексных профессиональных задач. Интегративной целевой задачей каждой дисциплины является обеспечение реального вклада учебного курса в становление интегрального стиля профессионального мышления, в формирование готовности выпускника университета к педагогической деятельности как профессиональной. Интегративный подход к содержанию образования формирует у студентов умение востребовать и использовать научное содержание всех дисциплин в качестве методологического, теоретического и технологического средства разрешения междисциплинарных профессиональных задач, которые ставятся перед студентом педагогической практикой [7].
Интеграция психолого-педагогических знаний со знанием специальной дидактики дает новое качество профессионально-личностного становления, проявляющееся в методологической компетентности будущего педагога - в осмысленности, системности, технологичности его подхода к решению профессиональных проблем.
Межпредметные связи дополняются дидактическим синтезом, включающим не только интеграцию содержания, но и процессуальный синтез, интеграцию методик обучения. Обязательным моментом в характере взаимосвязи концепций методов обучения в дидактике и предметных методиках должна быть не трансляция, а трансформация, потому что взгляд на методику как на рецептурную науку ошибочен. Интегративный подход как теоретико-методологическая стратегия преобразования образовательного процесса в университете включает междисциплинарные взаимосвязи в максимальную степень их единства [8].
Таким образом, итогом последовательного вхождения педагогического мышления в проблему интеграции как одну из фундаментальных проблем современного образования является представление об интегративном результате межпредметной интеграции - интеграции на уровне идей, принципов, методов, подходов, источников профессионально-личностного становления. Этот процесс связан с выбором гуманистических смыслоопределяющих ценностей в контексте педагогической культуры и формированием профессионально-педагогического мировоззрения как системы взглядов на свою профессию и призвание к ней. Межпредметная интеграция находит свое продолжение во внутрипредметной интеграции и опирается на нее. Внутрипредметная интеграция основывается на понимании учебного предмета как дифференцированной и интегрированной системы. Установление смысловых, содержательных, структурных и технологических связей между разделами и темами учебного предмета дает возможность организовать его изучение как открытой новым связям системы.
Ссылки на источники
1. Бездухов В. П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. - Самара, 1992.
2. Земляная Т. Б., Павлычева О. Н. Терминоведение: основные понятия и концепты // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 1. - URL: http://www.paedagogia.ru/2010/38-01/101 -zemlyanayapavlicheva
3. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусный подход: исходные положения // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» - 2008. - № 9. Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/.
4. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1984.
PU г м
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14165 УДК 371.132
Москаленко Е. В., Морскова В. Ф. Сущность и структура интеграции образовательного пространства дисциплин психолого-педагогического блока // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - ART 14165. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept ru/2014/14165. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
5.
6.
7.
8.
772304
120142
Колесникова И. А. Интегративные основы современной педагогики // Интегративные процессы в сфере гуманитарного знания. Академия гуманитарных наук. Гуманитарий: ежегодник. - СПб., 1995. - № 1. - С. 107-118 Там же.
Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике. - URL: http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/.
Белкин А. С, Симина С. Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования. - Шадринск, 1999.
Elena Moskalenko, issn 2304-120Х
Biology teachers, Master student, Kuban State University (branch in Slavyansk-on-Kuban), Slavyansk-on-Kuban [email protected] Vera Morskova,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of general and vocational pedagogy, Kuban State University (branch in Slavyansk-on-Kuban), Slavyansk-on-Kuban
The nature and structure of integration of educational space of psychology-pedagogical unit Abstract. The authors discusses the unit of psychological and pedagogical disciplines in professional training as a whole and as an organic part in the system of pedagogical education. The unit is focused on personal formation and development of students, their professional self-determination and it implies consistent and appropriate complication of educational tasks at each stage of training. The authors discusses the results of interdisciplinary integration of cultural, psychological and pedagogical and special knowledge and methods of activity, which is a holistic awareness, understanding and experience of goals and sense of pedagogical activity as methodological willingness to its implementation. Key words: integrative educational space, integrative approach, thesaurus approach, interdisciplinary relations, vocational training, analysis, synthesis, education. References
1. Bezduhov, V.P. (1992) Teoreticheskie problemy stanovlenija gumanisticheskogo stilja pedagogicheskoj dejatel'nosti budushhego uchitelja, Samara (in Russiаn).
Zemljanaja, T.B., Pavlycheva, O.N. (2010) "Terminovedenie: osnovnye ponjatija i koncepty", Zhurnal nauchno-pedagogicheskoj informacii, № 1. Available at: http://www.paedagogia.ru/2010/38-01/101-zemlyanayapavlicheva (in Russiаn).
Lukov, Val.A., Lukov, Vl.A. (2008) "Tezaurusnyj podhod: ishodnye polozhenija", Informacionnyj gumani-tarnyj portal "Znanie. Ponimanie. Umenie", № 9. Kompleksnye issledovanija: tezaurusnyj analiz mirovoj kul'tury. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/ (in Russiаn).
Abdullina, O.A. (1984) Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagog-icheskogo obrazovanija, Moscow (in Russiаn).
Kolesnikova, I.A. (1995) "Integrativnye osnovy sovremennoj pedagogiki", Integrativnye processy v sfere gumanitarnogo znanija. Akademija gumanitarnyh nauk. Gumanitarij: Ezhegodnik, № 1, St. Petersburg, pp. 107-118 (in Russiаn). Ibid.
Arnol'd, I.V. Osnovy nauchnyh issledovanij v lingvistike. Available at: http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/ (in Russiаn).
Belkin, A.S, Simina, S.N. (1999) Professiograficheskij monitoring podgotovki specialista v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija, Shadrinsk (in Russiаn).
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014206