Научная статья на тему 'Использование метода проектов для развития ключевых компетенций дизайнеров'

Использование метода проектов для развития ключевых компетенций дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ДИЗАЙНЕР / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ / SCOPE / DESIGNER / THE METHOD OF PROJECTS / DIAGNOSTICS OF SCOPES / THE DEVELOPMENT OF SCOPES / CREATIVE ACTIVITY / INSTRUCTOR / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М.

Даны определения компетенции и компетентности, выделены такие ключевые компетенции дизайнеров, как информационная, организационная, со-циальная, проектная. Предложены индикаторы ключевых компетенций дизай-неров и методы их диагностики и развития. В качестве основного метода раз-вития ключевых компетенций дизайнеров рассмотрен метод проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ar-ticle presents the determination of competency, describes the main competencies of designers as informational, organizational, social, protectoral. The article also offers the indicators of main competencies, the methods of its diagnostics and development. The author offers the method of projects as principal for the development of the main competencies of designers.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов для развития ключевых компетенций дизайнеров»

УДК 378

Л. М. Тухбатуллина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ

Ключевые слова: компетенции, дизайнер, метод проектов, диагностика компетенций, развитие компетенций, творческая деятельность, преподаватель, познавательная деятельность, scope, designer, the method ofprojects, diagnostics of scopes, the development of scopes, creative activity, instructor, cognitive activity

Даны определения компетенции и компетентности, выделены такие ключевые компетенции дизайнеров, как информационная, организационная, социальная, проектная. Предложены индикаторы ключевых компетенций дизайнеров и методы их диагностики и развития. В качестве основного метода развития ключевых компетенций дизайнеров рассмотрен метод проектов. The article presents the determination of competency, describes the main competencies of designers as informational, organizational, social, protectoral. The article also offers the indicators of main competencies, the methods of its diagnostics and development.

The author offers the method of projects as principal for the development of the main competencies of designers.

В эпоху рыночных отношений каждое предприятие ждет от вузов специалистов, готовых сразу же преступить к выполнению производственных задач. Нынче период полураспада знаний составляет 3-5 лет (в зависимости от области знаний), т.е. за этот период знания устаревают на 50%. В связи с этим все более острой становится проблема модернизации учебного процесса, его ориентации на самостоятельное добывание информации, постановку проблем и поиск путей их оптимального решения, умение анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно критически мыслить, способный творчески решать возникающие проблемы. Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно ориентированный по своей природе [1]. Целью работы является выделение ключевых компетенций дизайнеров и предложение метода их развития.

Компетентностный подход не является новым для российского образования. Этот вопрос был ведущим в работах отечественных педагогов И.Я Лернера, В.В.Краевского, П.Г. Щедровицкого и их последователей.

Под компетентностью подразумевается не просто сумма знаний, умений и навыков, но и способ их применения, система личностных ценностей. Компетентности формируются не только в процессе обучения, но и в результате взаимодействия личности и общества.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необходимых, чтоб качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности [2].

Различают такие виды компетенций как ключевые, профессиональные, академические и др. Ключевые компетенции определяют качества, которые приобретаются во всех типах образовательной практики - формальной, неформальной, информальной, - и имеют явно надпредметный характер.

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информационного общества. Информационная компетентность многопланова, т.е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и действовать в них [1].

Сегодня особую значимость приобретает работа в команде. То важно и для дизайнера. Для достижения своих целей он должен работать в тесном контакте с конструктором, технологом, маркетологом, экономистом. В связи с этим в содержание ключевых компетенций необходимо добавить и социальную, отвечающую за умение профессионально сотрудничать с другими людьми, создавать команды, способные сплоченно идти к достижению общих целей.

Необходимость развития у дизайнера способности видеть проблему целиком, генерировать идеи, выбирать оптимальные пути решения, конструировать и получать готовые изделия диктуют необходимость введения проектной компетенции (табл. 1).

Организационная компетенция предполагает способность дизайнера планировать, следить за выполнением решений, анализировать результаты.

Ключевые компетенции дизайнеров составляют:

- информационная;

- организационная;

- социальная;

- проектная.

Одним из действенных методов обучения и развития ключевых компетенций дизайнеров является метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым подходом в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в этой области. Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории - к практике - соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения

Метод проектов находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько:

- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

181

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать информацию;

- факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Таблица 1 - Индикаторы ключевых компетенций дизайнеров и методы их диагностики и развития

№ Показатели Методы диагностики Методы развития

1 2 3 4

1. Информационная компетенция

1.1 Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютерных сетей) Тестирование Учебные задания. Консультации

1.2 Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию Тестирование Учебные задания. Консультации

1.3 Способность установить точность и актуальность информации Анализ деятельности. Наблюдение Учебные задания. Консультации. Метод проектов

1.4 Умение извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и эффективно использовать Анализ деятельности. Наблюдение Учебные задания. Консультации. Метод проектов. Самообразование

1.5 Владение основами аналитической переработки информации Метод исследовательских заданий Учебные задания. Консультации. Метод проектов. Самообразование

1.6 Умение работать с различной информацией Тестирование Учебные задания. Консультации

1.7 Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области Тестирование Консультации. Метод проектов

2. Социальная компетенция

2.1 Умение приспосабливать личный стиль к развитию отношений с коллегами Ролевые игры. Тестирование Ролевые игры. Метод проектов

2.2 Умение замечать и отдавать должное вкладам других людей в команду Ролевые игры. Наблюдение Использование педа-гогико - психологических технологий

2.3 Установление и поддержка контактов с людьми, от которых зависит собственная работа Анализ деятельности. Наблюдение Ролевые игры. Метод проектов. Использование педагогико -психологических технологий

Окончание табл. 1

1 2 3 4

2.4 Умение делиться опытом и информацией с коллегами Анализ деятельности. Наблюдение Ролевые игры. Использование педаго-гико - психологических технологий

2.5 Поиск и реализация возможностей личного развития Анализ деятельности. Наблюдение Использование педа-гогико - психологических технологий

3. Проектная компетенция

3.1 Активное участие в мероприятиях по генерированию идей Эвристические задания Метод проектов.

3.2 Активное восприятие и развитие идей, в том числе и выдвинутых другими Эвристические задания Учебные задания. Метод проектов.

3.3 Продвижение опережающих идей Эвристические задания Метод проектов.

3.4 Умение анализировать и выбирать оптимальные варианты решения проблем Анализ деятельности. Ролевые игры. Метод проектов.

4. Организационная компетенция

4.1 Определение ясных целей, их пересмотр и адаптация в случае изменения обстоятельств Анализ деятельности. Наблюдение Метод эвристических заданий. Консультации

4.2 Определение корректных критериев успеха и оценки Анализ деятельности. Учебные задания. Метод проектов.

4.3 Анализ и освещение вероятных обстоятельств при достижении целей Эвристические задания Учебные задания. Метод проектов.

4.4 Разработка планов работы исходя из целей Анализ деятельности. Наблюдение Консультации. Метод проектов

4.5 Выстраивание вариантов альтернативных действий на случай возникновения непредвиденных ситуаций Эвристические задания Ролевые игры. Метод проектов

4.6 Ответственность за выполнение обязательств Анализ деятельности. Наблюдение Использование педа-гогико - психологических технологий

Основными требованиями к использованию метода проектов, которые удовлетворяют цели формирования проектной и других ключевых компетенций, являются следующие:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, изменение антропометрических данных детей с возрастом и возможность создания одежды-трансформера и др.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, выпуск газеты, альманаха с результатами исследования и др.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования эвристических методов);

- выдвижение гипотез решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдения и др.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты и др.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творчества, а также предполагает самостоятельность в принятии решений, ответственность и самодисциплину. Для этого чрезвычайно важно вызвать у студентов личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. Этому способствует выбор проблемы. Она должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для студентов. Для ее решения необходимо использовать знания, как имеющиеся, так и новые, которые еще предстоит приобрести. Выбор тематики проекта может быть различным в различных ситуациях. Он может быть продиктован учебной программой или предложен самими студентами.

Особенностью использования междисциплинарных проектов является развитие у студентов самостоятельной творческой деятельности. Поэтому, при изучении той или иной темы, преподаватель должен уметь стимулировать учащихся на поиск проблем, их самостоятельную постановку, корректируя их размышления. Затем учащимся предлагается самостоятельно, детально разработать проблему, педагог лишь корректирует ее. Роль преподавателя заключается в том, чтоб подсказать новые источники информации или направить мысли студентов в нужную сторону для самостоятельно поиска, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи. Это позволяет студентам самостоятельно мыслить. Учащиеся должны самостоятельно, совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из различных областей знаний, получить реальный результат, оформить тем или иным образом и обязательно презентовать проект.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению традиционной доминирующей позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменятся и психологический климат в учебной аудитории, т.к. преподавателю приходится переориентировать свою учебно - воспитательную работу на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов. Недаром технологии проектного обучения относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде

всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни постиндустриального общества.

Литература

1. Войнова, Н.А. Особенности формирования информационной компетентности студента вуза / Н.А. Войнова, А.В Войнов //Инновации в образовании. - 2004. - №4. - С.111-117.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской //Народное образование. - 2003. - №2. - С.78-84.

© Л. М. Тухбатуллина - асп. каф. теории и методики высшего профессионального образования Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.