Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МИКРООТКРЫТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МИКРООТКРЫТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД МИКРООТКРЫТИЙ / МИКРОООТКРЫТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А., Федулова Я.А.

В статье освещена роль агробизнес-образования в подготовке высококвалифицированных кадров АПК. Дана характеристика инновационному методу обучения - методу микрооткрытий, раскрыта специфика его реализации в области агробизнес-образования, приведены примеры использовании в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE MICRO-DISCOVERY METHOD IN THE IMPLEMENTATION OF THE FIELD OF AGRIBUSINESS EDUCATION

The article highlights the role of agribusiness education in the training of highly qualified agricultural personnel. The characteristic of the innovative method of teaching - the method of micro-discoveries is given, the specifics of its implementation in the field of agribusiness education are revealed, examples of its use in the educational process are given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МИКРООТКРЫТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МИКРООТКРЫТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Наталия Викторовна Кузнецова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

K-natali2008@yandex.ru Юлия Александровна Федулова кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

yulia_fed@mail .т Яна Алексеевна Федулова

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье освещена роль агробизнес-образования в подготовке высококвалифицированных кадров АПК. Дана характеристика инновационному методу обучения - методу микрооткрытий, раскрыта специфика его реализации в области агробизнес-образования, приведены примеры использовании в образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательный процесс, агробизнес-образование, метод микрооткрытий, микроооткрытие.

Современное сельскохозяйственное производство является важной частью национальной экономики страны. В его основе лежит межотраслевая производственная кооперация, которая связывает сельское хозяйство с рядом отраслей экономики, что и составляет современный агропромышленный комплекс. АПК занимает особое место в жизни государства, поскольку обеспечивает население страны продовольствием, оказывая, тем самым, влияние на уровень народного благосостояния. Тамбовская область, обладая значительным природно-ресурсным потенциалом для развития АПК, является важнейшим звеном Центрально-Черноземного региона в обеспечении продовольственной безопасности России. В связи с этим необходимо разрабатывать новые технологии, которые позволят добиться максимальной производительности агропромышленного комплекса [5].

Эффективное развитие агробизнеса невозможно без профессиональных кадров, подготовку которых обеспечивают образовательные организации разного уровня. В настоящее время в школах Тамбовской области реализуется программа непрерывного агробизнес-образования, направленного на формирование у молодежи активной природосообразной жизненной позиции, предприимчивости, практичности, предпринимательской компетентности [2].

Агробизнес-образование представляет собой взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, направленный на интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое, профессиональное развитие обучающихся на основе таких общечеловеческих ценностей, как человек, природы, труд и творчество [3]. Ведущими векторами современного агробизнес-образования являются:

- развитие единой агробизнес-образовательной среды;

- модернизация образования и внедрение инновационных методов и технологий подготовки обучающихся;

- актуализация подходов к организации профориентационной работы;

- обеспечение психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников;

- реализация трудовой подготовки обучающихся, охватывающей различные виды сельскохозяйственной деятельности;

- совершенствование профессиональных компетенций педагогов.

Писк новых подходов, методов и технологий, обеспечивающий высокое качество подготовки обучающихся, является приоритетной задачей педагогов, работающих в системе агробизнес-образования. Интересным методом обучения, позволяющим решить многие теоретические вопросы, является метод микрооткрытий, предложенный педагогом-новатором Е.С. Синицыным.

Под микрооткрытием в агробизнес-образовании понимается результат, который достигнут, обнаружен, раскрыт, установлен обучающимися в ходе самостоятельного микроисследования. Метод микрооткрытий успешно сочетает в себе самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность обучающийся, эффективно развивает у них логику и рациональность, критическое и творческое мышление, познавательную самостоятельность и индивидуальные способности.

Метод микрооткрытий относится к инновационным современным методам обучения, реализующим личностно-ориентированный подход [4]. Основу его составляет эвристическая беседа, т.е. взаимосвязанная серия вопросов и ответов, результатом которой становится решение целостной, новой для обучающихся проблемы. Трудность вопросов строго дозируется и формулируется с учетом принципа от простого к сложному, а каждый последующий вопрос является логическим продолжением предыдущего. Таким образом, формирование новых знаний происходит в виде маленьких открытий, сделанных самими обучающимися [1].

Для ответа на поставленный вопрос или проблему обучающемуся необходимо мобилизовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, активизировать мыслительные процессы. Так, в ходе решения поставленной задачи обучающиеся тщательно продумывает план своей поисковой деятельности, формулируют гипотезы, устанавливают причинно-следственные

связи между явлениями или процессами, применяют имеющиеся знания в новой нестандартной ситуации. А выбор обучающимся целесообразного решения тесно связан с уровнем владения различными способами мышления, развития навыков самостоятельной поисковой и исследовательской работы. При успешном ответе на трудный вопрос, ученик испытывает радость от самостоятельного маленького открытия, повышая, тем самым, эмоциональность урока и эффективность процесса запоминания.

Следует отметить, если учителю удается найти рациональный ход беседы, охватывающий необходимый объем учебного материала, то качество полученных знаний будет довольно высоким. При этом большую роль играет личная мотивация обучающихся, которая концентрирует внимание ученика на изучаемом вопросе, активирует процесс мышления, создает условия для получения новых знаний.

При изучении вопросов агробизнеса необходимо подготовить обучающегося к совершению своего микроооткрытия: создать соответствующий предметный и визуальный ряд, подобрать эпиграф и т.д. В процессе последующего процесса познания восприятие может перейти в наблюдение, создающее предпосылки для развития наблюдательности. Только наблюдательный человек сможет увидеть малозаметные признаки, установить неявные закономерности, вывести правильные выводы и умозаключения, найти рациональные решения. Например, в процессе наблюдения за агрометеорологическими явлениями, их влиянием на состояние сельскохозяйственных растений, обучающиеся могут предложить наиболее приемлемые способы защиты сельскохозяйственных угодий от агрометеорологических опасных природных явлений, т.е. совершить свое микрооткрытие. Метод микрооткрытий может быть использован при решении вопросов о возможных способах снабжения населения страны безопасными пищевыми продуктами; о методах предупреждения попадания на рынок некачественного продовольствия, несущего опасность массового заболевания

людей; об эффективных приемах защиты окружающей среды от различных видов ксенобиотиков.

Использование метода микрооткрытий в реализации агробизнес-образования способствует не только отработке мыслительных навыков, но и всех видов внешней речи. Включение обучающихся в диалог активизирует умения критического осмысления содержания речи, раскрывает потенциальные способности личности, способствует глубокому пониманию изучаемых вопросов, решает проблемы межличностного взаимодействия. Самостоятельное выступление с докладом, сообщением позволяет отработать навыки монологической речи, а выразительная речь учителя захватывает внимание обучающихся и создает атмосферу эмоционального сопереживания.

Метод микрооткрытий играет важную роль в организации агробизнес-образования, отвечает основным положениям дидактики и несет значительный интегративный потенциал.

Список литературы:

1. Ветрова С.А. Использование метода микрооткрытий при обучении географии // Приволжский научный вестник. Ижевск. 2014. № 2(30). С. 150155. EDN QBUXZA.

2. Бордаченко Н.С., Миронов А.Г. Непрерывное агробизнес-образование как условие развития АПК // Научно-практические аспекты развития АПК. Красноярск. 2020. С. 162-166. EDN KAKNAL.

3. Карпачева Т.В., Кузнецова Н.В. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в системе непрерывного агробизнес-образования // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета. Мичуринск. 2016. С. 98-101. EDN ZCACNR.

4. Свешникова З.В., Кузнецова Н.В. Использование технологий личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 48.

5. Симбирских Е.С., Шеманаева Г.Н., Илларионова, О.П. Технологии агробизнес-образования в системе непрерывной подготовки кадров АПК // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». М.; 2014. № 1(61). С. 148-152. EDN TEFYLL.

UDC 372.8

USING THE MICRO-DISCOVERY METHOD IN THE IMPLEMENTATION OF THE FIELD OF AGRIBUSINESS EDUCATION

Natalia V. Kuznetsova

candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

K-natali2008@yandex.ru Yulia A. Fedulova candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

yulia_fed@mail .ru Yana A. Fedulova

student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article highlights the role of agribusiness education in the training of highly qualified agricultural personnel. The characteristic of the innovative method of teaching - the method of micro-discoveries is given, the specifics of its implementation in the field of agribusiness education are revealed, examples of its use in the educational process are given.

Key words: educational process, agribusiness education, micro-discovery method, micro-discovery.

Статья поступила в редакцию 30.09.2022; одобрена после рецензирования 10.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 30.09.2022; approved after reviewing 10.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.