Научная статья на тему 'ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ'

ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / БИОЛОГИЯ / ХЕНОМЕЛЕС / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Федулова Ю.А., Федулова Я.А.

В статье приведен пример использования плодовой культуры - хеномелеса во внеурочной работе по биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Федулова Ю.А., Федулова Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN BIOLOGY

The article gives an example of the use of a fruit crop - chaenomeles in extracurricular work in biology.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ»

УДК 634:37.01

ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ

Юлия Александровна Федулова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

УиНа_Ееё@та11. ги Яна Алексеевна Федулова

студент

уапа^еёи1оуа_03@таИ .ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье приведен пример использования плодовой культуры - хеномелеса во внеурочной работе по биологии.

Ключевые слова: внеурочная работа, биология, хеномелес, биологические особенности, школьники.

Опытническая работа - важное условие развития личности обучающихся, поскольку формирует у них компетенции, определённые ФГОС как обязательные для выпускников школы. Успех этой деятельности зачастую связан с выбором объекта исследования, целей и задач, которые ставятся перед школьниками, а также методов проведения исследований, соответствующих не только целям исследования, но и возрастным особенностям обучающихся. Одним из интересных направлений исследований в школьном плодовом питомнике является изучение растений. Оно интересно по многим причинам: широте научного поиска, участию широкого круга школьников; разным формам организации опытнической работы; теоретической и практической значимости результатов исследования, их актуальности для производителей посадочного материала. Для исследований по биологии можно привлекать школьников разного возраста. Для пятого класса интересны работы с весами, линейкой, а для десятого класса - уже более сложные исследования, например химический состав плодов.

Целью нашего исследования явилось изучение биологических особенностей хеномелеса с обучающимися 6 - 9 классов общеобразовательной средней школы.

Хеномелес - нетрадиционная плодовая культура, представитель семейства Розоцветные, относительно недавно интродуцированная в нашу страну. Отличие данного растения еще и в высокой декоративности цветков и плодов [1].

Для изучения возможно брать гибридные формы хеномелеса, а можно проводить сравнение морфо-биологических особенностей сортов данной культуры.

Работа с учащимися 5-6 класса заключается в наблюдении за фенологией растения, изучением формы листьев, окраской венчика, размером и формой плодов. Изучение фенологии может проводиться в течение вегетационного периода (апрель-сентябрь), где школьники изучат время распускания листьев,

цветение, завязывание плодов, созревание плодов в зависимости от гибридной формы или сорта.

У хеномелеса, в зависимости от гибридной формы, листья простые различной формы (продолговатая, яйцевидная, яйцевидно-продолговатая и др.) и окраски (от светло-зеленого до темно-зеленого). Встречаются также формы с красноватой окраской. Школьникам можно дать задание на измерение длины листьев, зарисовки формы листа, края листа и т.д. У большинства форм хеномелеса листья с прилистниками, хотя встречаются гибридные экземпляры, где могут быть ветки с прилистниками и без них [2].

Цветки бывают разного цвета (белого, бело-розового, оранжевого, красного, малинового) и имеют разную махровость, но обычно преобладает оранжевый цвет.

Плоды хеномелеса очень разнообразны по форме. Они бывают: округлые, овальные, удлиненно-грушевидные, яйцевидно-ребристые и др. Масса плодов зависит от погодных условий и увеличивается по мере созревания плодов. Средняя масса плодов СИаепоте1в8 в Тамбовской области колеблется в пределах 20-80 г. Окраска плодов - у большинства форм желтая.

С обучающимися 8-9 класса можно проводить более подробные исследования цветка, химический состав плодов. Цветки у данной культуры собраны в соцветие по 5 штук, диаметром до 3,3 см, хотя встречаются экземпляры с более крупными цветами. Декоративность цветку придают ярко-желтые тычинки, которых, в зависимости от формы, бывает от 24 до 29 штук. Также со школьниками можно провести анализ длины пестика к длине тычинок. Нами было отмечено, что встречаются формы с длинным пестиком и короткими тычинками, с коротким пестиком и длинными тычинками, а также о пестиком и тычинками одинаковой длины [2].

Одним из ценных качеств, отличающих данную культуру является высокое содержание пектинов и витамина С. В мякоти плодов обнаружены каротиноиды, витамины группы В, макро- и микроэлементы: калий, кальций, натрий, магний, фосфор, железо, марганец, алюминий, а также медь, цинк,

молибден и бор. Вяжущий вкус плодам придают полимерные формы фенольных веществ, а сильный аромат связан с наличием терпенов, кетонов, альдегидов и эфирных масел, обладающих фитонцидными свойствами [3].

Ценными в плодах хеномелеса являются, не только витамины, но и биологически активные вещества - полифенолы: лейкоантоцианы, катехины, флавонолы (40 мг%), а также органические кислоты (яблочная, лимонная, хинная, янтарная, винная, кофейная, фурамовая, малоновая, хлорогеновая), сахара и пектины [3].

По результатам наших исследований можно сделать вывод, что опытническая работа в школе по целям исследования и по использованным методам соответствовать возрастным особенностям школьников. Изучение сортов и гибридных форм хеномелеса можно рекомендовать для использования в опытнической деятельности школьников 5 - 9 классов.

Список литературы:

1. Федулова Ю.А., Шиковец Т.А. Японская айва - новая плодовая культура в садах России // Современное садоводство. 2016. № 4(20). С. 25-29. EDN XEHFAP.

2. Федулова Ю.А. Хозяйственно-биологическая оценка сортов и форм хеномелеса в условиях Центрально-Черноземного региона России: дисс... на канд. с.-х. наук. Мичуринск - наукоград, 2009. 265 с. EDN QEPNKB.

3. Куклина А. Г., Комар-Темная Л. Д., Федулова Ю. А. Оценка новых российских сортов хеномелеса (Chaenomeles Lindl.) // Бюллетень Главного ботанического сада. 2020. № 1. С. 46-56. DOI 10.25791/BBGRAN.01.2020.1037. - EDN YHJILB.

UDC 634:37.01

EXPERIMENTAL WORK AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN BIOLOGY

Yulia A. Fedulova

candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

Yulia_Fed@mail .ru Yana A. Fedulova student

yana.fedulova_03@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article gives an example of the use of a fruit crop -chaenomeles in extracurricular work in biology.

Keywords: extracurricular work, biology, chaenomeles, biological characteristics, schoolchildren.

Статья поступила в редакцию 30.09.2022; одобрена после рецензирования 10.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 30.09.2022; approved after reviewing 10.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.