УДК 372.831.6 ББК Ч426.38
Н. А. Рейн
Екатеринбург
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МЕТАФОРИЧЕСКОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ
ГСНТИ 14.07.09 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социология; метафорическая деловая игра; метафора; технология интерактивного обучения; лидерство; компетенции.
АННОТАЦИЯ. Обосновываются возможности использования метафорической деловой игры в курсе преподавания социологии. Выявляются специфические особенности технологии построения и проведения игры, предлагается ее типология. В качестве примера приводится разработка модуля для изучения темы «Социология лидерства», использующая подобную игру.
N. A. Rain
Ekaterinburg
USING METAPHORICAL BUSINESS GAMES IN TEACHING SOCIOLOGY
KEY WORDS: sociology; the metaphorical business game; a metaphor; the technology of interactive learning; leadership; competence.
ABSTRACT. The possibility of using MDI in the course of teaching sociology is demonstrated. Specific features of the technology of coining and carrying out of the game are stated, its typology is given. The development of the module to explore the theme «Sociology of Leadership», which uses a similar game, is given as an example.
Одним из эффективных методов технологии интерактивного обучения, используемого в курсе преподавания социологии, является метафорическая деловая игра (МДИ).
МДИ — понятие, введенное в научный оборот Ж. Завьяловой. Оно означает особую разновидность деловой игры, уникальность которой заключается в том, что в качестве сюжета для ее проведения берется метафора (от др.-гр. ^етафора — «перенос», «переносное значение»), т. е. уподобление, образное сближение понятий на основе их переносного значения. Существует множе-
© Рейн Н. А., 20 11
ство дефиниций метафоры, однако базовым для нашей работы является определение, данное А. П. Чудиновым , который в монографии «Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации» [12] рассматривает метафору как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, познает при помощи метафор тот мир, в котором он живет, а также стремится в процессе коммуникативной деятельности преобразовать существующую в сознании адресата
языковую картину мира. В статье «Дискуссия о метафорах в современной зарубежной педагогике» Э. В. Будаев и
А. П. Чудинов справедливо говорят о «...формировании педагогической ме-тафорологии как автономного направления в системе антропологических наук, лежащего на пересечении педагогики, лингвистики, социологии и психологии...» [1. С. 73]. Если принимать во внимание постулат о том, что метафора относится к одним из основных механизмов мышления, то ее влияние должно проявляться в процессе изучения любых дисциплин.
МДИ является синкретичным методом технологии интерактивного обучения, который объединяет приемы сказ-котерапии, игры и арт-терапии. В современной практической психологии и педагогике сформировалось целое направление комплексной концепции сказкотерапии (метафоротерапии) как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед педагогами и психологами [4. С. 13]. Наиболее интересные исследования в этой области принадлежат Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Ю. Капской, Т. Л. Мирончик, Е. Набойкиной, Е. Туник.
Арт-терапия в научно-педагогическом понимании рассматривается как метод развития и изменения личности, группы или коллектива с помощью разных видов и форм искусства и творчества. Техники различных видов арт-терапии являются эффективными инструментами в работе педагога. Каждый педагог по своему усмотрению использует их диагностические либо терапевтические возможности. Однако именно их применение позволяет студентам проявлять творческие способности, креативность, оригинальность мышления, что придает учебному занятию яркость, незабывае-мость, насыщает его динамикой и положительными эмоциями.
Метод игры, составляющий основу МДИ, детально описан в отечественной литературе. Необходимо отметить интересные методологические разработки С. А. Шароновой, Н. Д. Сорокиной,
В. Н. Петрова, Е. М. Куликова,
Э. Ю. Майковой, М. В. Блохиной, Л. Г. Григорьева, использующих данный метод в преподавании социологии. В их трудах дан методический инструментарий ролевых, деловых, командных и прочих игр. Однако в научнометодической литературе, касающейся преподавания социологии в вузе, вопросы сущности, разработки и проведении МДИ практически не освещены.
Ввиду того что в МДИ задействован широкий спектр инструментов, ее использование в качестве метода требует от педагога навыка в проведении подобных игр. В то же время педагоги, использующие этот метод, знают, каким огромным эвристическим потенциалом он обладает. Хорошим дополнением к МДИ, но и одновременно самостоятельным методом является построение метафорической когнитивной карты. Мы используем в преподавательской деятельности разработанный нами методический инструментарий МДИ для изучения таких дидактических единиц в рамках курса социологии, как: личность как социальная система (социальный статус и статусный набор, социальная роль, ролевые требования и ожидания); малая социальная группа, семья (групповая динамика на примере семьи, ролевая структура семьи, типология и жизненный цикл семьи); социология пола и возраста (гендерное неравенство, социальные функции и роли полов, гендерная идентичность);
социология конфликта (структура социального конфликта, типология конфликта, диагностика и управление конфликтом); социология лидерства (определения природы лидерства, типажей лидеров, развитие лидерских качеств у студентов).
Использование МДИ в курсе преподавания социологии обладает рядом преимуществ перед другими методами интерактивного обучения.
МДИ обеспечивает наглядность любого логического содержания. Яркость и красочность метафор позволя-
ют создать гораздо более запечатлевающийся и понятный образ у студентов, чем «голые» логические схемы и построения. Использование метафорических моделей способствует осмыслению сущности изучаемых явлений. Особенно важна роль метафоры в описании абстрактных понятий. Как показали специальные эксперименты, использование метафор способствует пониманию студентами абстрактных концептов в большей степени, чем буквальные описания [2. С. 73].
Метафора позволяет создать некую модель мира и уяснить взаимосвязи между его элементами, а также является мощным средством формирования необходимого миропонимания, позволяющего студенту изменять существующую у них картину мира, получать представления о подвергшемся метафоризации объекте. Метафора позволяет вовлечь в процесс понимания и осознания не только сознание, но и бессознательное человека. В каждой метафоре присутствуют квазилогиче-ские связи, имеющие свои корни как в коллективном, так и в индивидуальном бессознательном. Вовлечение бессознательных содержаний не только делает понимание более полным и глубоким, но обогащает и усиливает его за счет вовлечения эмоций и интуиции [3. С. 10]. Метафорическое осмысление — это средство изменить точку зрения на предмет или явление, способное поменять привычную перспективу и выявить новый уровень и фокус восприятия. МДИ позволяет активизировать творческие способности студентов, снимать блоки и стереотипы, переключать внимание с видения преград на видение возможностей решения проблемы [5. С. 13]. Метафора обращается к значимым ценностям человека и оказывает влияние на них. Метафорическое словоупотребление отражает аксиологическую суть явлений действительности.
МДИ помогает эмоционально переживать действительность. Яркость, сюжетность и образность метафоры представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности студентов в процесс постижения и усвоения
знаний или навыков. Когда студенты включаются в образ, они становятся его частью, проявляют любопытство к содержанию и форме метафоры.
Несмотря на кажущуюся простоту данного метода, выделяют, тем не менее, разные виды МДИ.
Комплексная метафорическая игра. Направлена на более глубокое и полное понимание и структурирование сложных понятий, фундаментальных систем, теоретических построений. С ее помощью можно выработать внутреннюю систему ценностей и установок по какому-либо предмету, чтобы, основываясь на личной позиции, каждый участник мог находить свои авторские способы применения полученных знаний.
Динамическая метафорическая игра. Помогает более ярко и наглядно раскрыть специфику изучаемого процесса, методики или технологии, заострить внимание на наиболее значимых моментах, выстроить систему принятия решений в контрольных точках и вехах изучаемого процесса. Этот тип игры предполагает построение метафорической карты.
В динамической карте используется метафора пути, которая является одной из наиболее сильных метафор в российской культуре. Метафорическая карта включает такие элементы, как контрольные точки, точки принятия решений, ловушки, обходные пути, отвлекающие элементы, параметры маршрута.
Актуальная метафорическая игра. Предназначена для многосторонней и тонкой проработки наиболее значимых и типичных ситуаций, позволяет найти неожиданные творческие способы разрешения проблемных ситуаций [3. С. 63].
Несмотря на то что существует множество готовых разработок, каждый педагог для изучения конкретной темы может провести МДИ по собственному оптимальному сценарию. В качестве примера приведем алгоритм создания и проведения МДИ при изучении темы «Социология лидерства».
Цель игры — обобщение теоретических знаний по теме, формирование у студентов навыков лидерского поведения.
1. Формулировка проблемы — выявление сущности лидерства как социокультурного феномена.
Вопросы всей группе (для фасилитации): Опишите ситуации из вашей жизни, когда вам приходилось проявлять лидерские качества, что вы при этом чувствовали?
Какие функции выполняет лидер в социальной группе?
Охарактеризуйте личностные черты, необходимые лидеру.
Какие существуют типы лидерских стилей? Лидерами рождаются или становятся?
2. Выделение субъектов действия, концентрация внимания на их отношениях, мотивах, интересах, желаниях. С одной стороны, это социальная группа, которая принимает решение о выборе лидера, а с другой — члены социальной группы, претендующие на данную роль.
3. Выбор фрейма. Подбор примера по аналогии из сказки, притчи, легенды, в которой главные герои были бы связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами, желаниями. Для данной темы подходит сцена выбора вожака стаи из сказки Р. Киплига «Маугли».
4. Определение количества команд и их названий. Количество команд должно быть равно количеству субъектов проблемы. В данной игре формируются 4 команды: «Свободная стая», «Маугли», «Шер Хан», «Акелла».
5. Формулировка задания для каждой команды. Задание формулируется по аналогии с заданной проблемой. Команда «Свободная стая» должна сформулировать и записать условия, при которых она выберет одного из претендентов на лидерство своим вожаком. Команды — претенденты на лидерство: «Маугли», «Шер Хан», «Акелла» — должны подготовить убедительное выступление перед «Свободной стаей», содержащее аргументацию, почему именно кого-либо их стая должна избрать вожаком. Выступление, начинающееся со слов «О, свободная стая...», осуществляется одним из представителей команды.
6. Подготовка вопросов для анализа игры. Вопросы претендентам на лидерство:
Расскажите о своих ощущениях после игры.
Если бы игру повторили в точности, то, что бы вы изменили бы в своем поведении?
Какие ваши сильные стороны (ресурсы) помогали в достижении цели?
Опишите, что вы увидели в реакции «Свободной стаи» на те или иные свои действия (если студент не наблюдал за реакцией, концентрировался только на себе, следует озву-
чить те паттерны поведения студентов, которые наблюдал преподаватель, и вернуть вопрос). Каким поведением спровоцированы описанные реакции?
По какой причине некоторые ваши аргументы «работали», другие — нет?
Вопросы «Свободной стае»:
Обоснуйте ваш выбор.
Соответствовали ли аргументы выступающих выдвинутым вами условиям?
Как хотелось реагировать на те или иные действия претендентов?
Что нужно было сделать претендентам, чтобы завоевать ваше расположение?
Вопросы наблюдателям (невыступавшим
членам команд):
Какие выводы можно сделать после наблюдения за процессом выступления претендентов на лидерство перед «Свободной стаей»?
Как эти выводы можно использовать в вашей дальнейшей профессиональной деятельности?
7. Подготовка мини-лекции по следующим аспектам:
Лидерство основышается на объективных потребностях сложно организованных систем, к которым относится прежде всего потребность в самоорганизации, упорядочении отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Феномен лидерства заключается, с одной стороны, в способности человека к выражению групповых интересов, способности принять на себя ответственность за всех, с другой стороны, в признании средой лидера в качестве носителя активности и соответствующих ожиданий.
Теории лидерства: теория черт, ситуационная концепция, реляционные теории, синтетические теории.
Функции лидера: интегративная, коммуникативная, конструктивная, инновационная.
Характеристика стилей лидерства (по М. Херманн): «пожарный»,
«служитель» «знаменосец», «торговец».
Паттерны поведения лидера. Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь. При сравнении себя с другими не допускать большого раз-
рыва. Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие. Знать свои права и уметь их отстаивать. Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь. Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством. Верить в себя и свои возможности. Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься. Не компенсировать неуверенность агрессией. Уметь выступать публично. Нести ответственность за тех, кто «идет за тобой».
При проведении практического занятия с использованием МДИ необходимо грамотное выстраивание его логической структуры. Наиболее эффективным в этом отношении является имитация классического модуля тренинга. Рассмотрим это на том же примере (см. табл.)
Приведенный пример МДИ позволяет не только обобщать теоретические знания, но и формировать личностные
и общекультурные компетенции студентов: лидерство, стремление к успеху, умение работать в команде, способность генерировать идеи и пр. В целом у студентов повышается интерес к работе над курсом социологии. Большинство из них активно включаются в ход семинарского занятия, быстрее осваивают социологическую аналитику, у них снимается психологическое напряжение, сокращается социальная дистанция между преподавателем и группой. У студентов вырабатывается привычка мыслить и действовать в экстремальной ситуации, брать инициативу на себя, емко и четко выражать свои мысли. Они подготавливаются к конкурентной борьбе на рынке труда, психологически адаптируются к состязательности, вырабатывают навыки творческих действий при освоении социальной действительности, оригинальное мышление и поведение.
Таблица
Структура модуля занятия при изучении темы «Социология лидерства»
Метод Время Метод и его задача
Принятие правил 3 мин Честность, искренность и открытость. «Я»-коммуникации. Активное участие. Взаимное участие и взаимопомощь. Снятие «погон». Участники игры не несут ответственности за свои персонажи. Задача — создание зоны безопасности для студентов и преподавателя
Психогимнастика 5 мин Взаимодействия между студентами, направленные на активизацию психических функций, модификацию межличностного взаимодействия. Разминка должна обязательно быть «мостиком» к теме. Задача — разогрев группы
Фасилитация 10 мин Задача — структурированный сбор мнений по теме, в ходе которого студенты отвечают на вышеуказанные вопросы
МДИ 40 мин Максимальное погружение студентов в атмосферу сказки через просмотр соответствующего видеокейса. Выдача письменных инструкций командам. Презентации команд. Задача — формирование навыка поведения лидера
Обсуждение игры 10 мин Проводится в соответствии с вопросами, приведенными выше. Задача — теоретический анализ игры
Мини-лекция 10 мин Задача — интерпретация хода игры на базе теоретических знаний. Перемежая язык сказки с реальностью, педагог добивается того, чтобы вся группа видела параллели между сказочной ситуацией и научной теорией. В итоге преподаватель предлагает общее понятие лидера, лидерства, разделяемого всей группой, и делает главные выводы по теме
Обратная связь 10 мин Студенты безоценочно делятся своими ощущениями от участия в игре. Задача — выравнивание эмоционального состояния студентов, озвучивание ими «личностных находок и открытий», касающихся темы лидерства
Деролинг 2—3 мин Задача — возвращение студентов из их ролей в обычную жизненную ситуацию. Выход из игрового пространства психологически очень важен. Если не акцентировать внимание студентов на том, что игра состоялась и закончилась, что они свободны от ролей, то могут возникнуть нежелательные последствия: «зацикливание» на ролях, срыв на занятиях по другим дисциплинам, связанный с «голодом» игрового общения
ЛИТЕРАТУРА
1. БУДАЕВ Э. В., ЧУДИНОВ А. П. Дискуссия о метафорах в современной зарубежной педагогике // Педагогическое образование. 2007. № 1.
2. БУДАЕВ Э. В., ЧУДИНОВ А. П. Метафора в педагогическом дискурсе : современные зарубежные исследования // Политическая лингвистика. 2007. № 1 (21).
3. ДМИТРИЕВ Д. Семь инструментов успеха в работе бизнес-тренера. СПб. : Речь, 2008.
4. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000.
5. Метафорическая деловая игра : практ. пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб. : Речь, 2010.
6. ТРЕНИНГ по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб. : Речь, 2006.
7. ИННОВАЦИОННЫЕ образовательные технологии и методы в преподавании социологии (круглый стол) // Социологические исследования. 2001. № 1.
8. КАПСКАЯ А. Ю., МИРОНЧИК Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб. : Речь, 2006.
9. МАЙКОВА Э. Ю., БЛОХИНА М. В., ГРИГОРЬЕВ Л. Г. Проблемы активного обучения социологии // Социологические исследования. 2009. № 10.
10. ПЕТРОВ В. Н., КУЛИКОВ Е. М. Игровые формы семинарских занятий // Социологические исследования. 2010. № 6.
11. СОРОКИНА Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социологические исследования. 2005. №8.
12. ЧУДИНОВ А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации : монография. Екатеринбург, 2003. URL: // http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-03a.htm.
13. ШАРОНОВА С. А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии // Социологические исследования. 2004. № 2.
14. ШАРОНОВА С. А. Игровые ситуации в преподавании социологии. // Социологические исследования. 2003. №2.
Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. Л. Я. Рубина