Научная статья на тему 'Использование метода Черчмена-Акоффа при реализации процессов менеджмента организации на основе результатов маркетингового исследования'

Использование метода Черчмена-Акоффа при реализации процессов менеджмента организации на основе результатов маркетингового исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / МЕТОД ЧЕРЧМЕНА-АКОФФА / РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клевцов С.М., Клевцова М.Г., Еременко О.В.

В данном исследовании на основе аналитико-статистических методов и приемов принятия управленческих решений проведен анализ рынка кондитерских изделий Центральной России и осуществлена апробация использования метода Черчмена-Акоффа при реализации процессов менеджмента в организации. В частности, подробно проведено исследование позиций на рынке одного из лидеров производства кондитерских изделий АО «КОНТИ-РУС» (Курская область). Авторами с учетом рейтинга быстрорастущих и быстропадающих брендов РФ разработаны стратегии развития организации при реализации процессов менеджмента. Выявлены основные конкуренты на рынке кондитерских изделий в регионе и предложены потенциальные сектора развития для исследуемого предприятия. Проведена оценка рынка на основе изучения объемов продаж и ассортимента предлагаемой продукции. В ходе маркетингового исследования организации, нами выявлено, что рынок кондитерских изделий является высококонкурентным, и это влечет за собой необходимость принятия эффективных управленческих решений при реализации процессов менеджмента. Для повышения эффективности функционирования организации и стабилизации позиций на рынке предложено использовать метод Черчмена-Акоффа при реализации принимаемых управленческих решений и выборе стратегии развития предприятия. Авторами предложены следующие потенциальные стратегии развития: расширение деятельности предприятия за счет выпуска ассортимента продукции не имеющей аналогов на рынке кондитерских изделий; развитие производства в растущих емких ценовых сегментах; переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования. На основе расчета полезности предложенных стратегий с учетом реализации поставленных целей авторами выявлено, что наиболее эффективным является: переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода Черчмена-Акоффа при реализации процессов менеджмента организации на основе результатов маркетингового исследования»

7. Государственный комитет статистики ЛНР URL: http://www.gkslnr.su/

List of sources used

1. Oksanych N.I. The concept of management of economic stability of agricultural organizations // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2007. - No. 10. - P. 6-9.

2. Rudensky R.A. Antipathic management of complex economic systems: models, methods, tools: monograph. - Donets. nat. University Research Institute. econ. dynamics. - Donetsk: South-East, 2009. - 257 р.

3. Bryantseva L.V. Conceptual provisions of the balanced management of the development of processing organizations of the agro-industrial complex // Regional economy: theory and practice. - 2008. - No. 25. - P. 68-72.

4. Chuprov S. Improving the effectiveness of management of enterprise sustainability // Problems of theory and practice of management. - 2009. - No. 4. - P. 114-118.

5. Popov V.I. Trends in the development of the meat industry: expert opinion // The World of Products. - 2009. - 10 (59) - P. 13 - 15.

6. Levchuk N.I., Levchuk O.N. State and problems of development of meat products // Meat Business. - 2007. - No. 3. - P. 38-41.

7. The State Statistics Committee of the Republic of Latvia URL: http://www.gkslnr.su/

УДК 339.4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЧЕРЧМЕНА-АКОФФА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ*

КЛЕВЦОВ С. М.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», klevtsovserg@yandex.ru, +79103131010.

КЛЕВЦОВА М.Г.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет».

ЕРЕМЕНКО О.В.,

кандидат экономических наук, доцент.

Реферат. В данном исследовании на основе аналитико-статистических методов и приемов принятия управленческих решений проведен анализ рынка кондитерских изделий Центральной России и осуществлена апробация использования метода Черчмена-Акоффа при реализации процессов менеджмента в организации. В частности, подробно проведено исследование позиций на рынке одного из лидеров производства кондитерских изделий АО «КОНТИ-РУС» (Курская область). Авторами с учетом рейтинга быстрорастущих и быстропадающих брендов РФ разработаны стратегии развития организации при реализации процессов менеджмента. Выявлены основные конкуренты на рынке кондитерских изделий в регионе и предложены потенциальные сектора развития для исследуемого предприятия. Проведена оценка рынка на основе изучения объемов продаж и ассортимента предлагаемой продукции. В ходе маркетингового исследования организации, нами выявлено, что рынок кондитерских изделий является высококонкурентным, и это влечет за собой необходимость принятия эффективных управленческих решений при реализации процессов менеджмента. Для повышения эффективности функционирования организации и стабилизации позиций на рынке предложено использовать метод Черчмена-Акоффа при реализации принимаемых управленческих решений и выборе стратегии развития предприятия. Авторами предложены следующие потенциальные стратегии развития: расширение деятельности предприятия за счет выпуска ассортимента продукции не имеющей аналогов на рынке кондитерских изделий; развитие производства в растущих емких ценовых сегментах; переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования. На основе расчета полезности предложенных стратегий с учетом реализации поставленных целей авторами выявлено, что наиболее эффективным является: переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования.

Ключевые слова: менеджмент, метод Черчмена-Акоффа, рынок кондитерских изделий, управленческие решения.

USING OF THE CHURCHMAN-ACOFFIC METHOD IN THE IMPLEMENTATION OF THE MANAGEMENT PROCESSES OF THE ORGANIZATION BASED ON THE RESULTS OF MARKETING RESEARCH

*Исследование выполнено на основе государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.3546.2017/ПЧ «Развитие фундаментальных основ анализа и прогнозирования структурно -динамических параметров региональной экономики на основе интеграции российского и мирового опыта управления территориальным развитием и современных научных доктрин».

KLEVTSOV S.M.,

candidate of economic sciences, associate professor of the chair of economics and management, Kursk institute of cooperation (fili-al) ANO VO "Belgorod University of Cooperation, Economics and Law", klevtsovserg@yandex.ru, +79103131010.

KLEVTSOVA M.G.,

candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the regional economy and management department, FGBOU VO "South-Western State University".

ERЕMENKO O.V.,

candidate of economic sciences, associate professor.

Essay. In this study, analysis of the confectionery market in Central Russia was carried out on the basis of analytical and statistical methods and methods for making managerial decisions and approbation of the use of the Cherchmen-Akoff method in the implementation of management processes in the organization was carried out. In particular, a detailed study of the positions in the market of one of the leaders in the production of confectionery products of JSC "KONTI-RUS" (Kursk region). The authors, taking into account the rating of fast-growing and rapidly falling brands of the Russian Federation, developed strategies for the development of the organization in the implementation of management processes. The main competitors in the confectionery market in the region are identified and potential development sectors for the enterprise are proposed. The market was evaluated based on the study of sales volumes and the range of products offered. During the marketing research of the organization, we found out that the confectionery market is highly competitive, and this entails the need to make effective management decisions when implementing management processes. To improve the efficiency of the organization and stabilize positions in the market, it was suggested to use the Cherchmen-Akoff method when implementing the management decisions and choosing the strategy of the enterprise development. The authors proposed the following potential development strategies: expansion of the company's activities through the production of an assortment of products that have no analogues in the confectionery market; the development of production in the growing capacious price segments; The transition of production into capacious price segments due to changes in price positioning. Based on the calculation of the usefulness of the proposed strategies, taking into account the realization of the set goals, the authors found that the most effective is: the transition of production to capacious price segments due to changes in price positioning.

Key words: management, the method of Cherchmen-Akoff, confectionery market, management decisions.

Введение. В современной экономике особенно актуальным является обоснованное управление процессами в деятельности организации, разработка которых проводится не только на основе эмпирических методов, но и на основе статистико-аналитических методов и методов принятия управленческих решений. Цель исследования состоит в доказательстве целесообразности практического использования метода Черчмена-Акоффа при реализации процесса менеджмента на основе разработки альтернативных стратегий деятельности организации. Одной из основных задач при этом является проведение первичного маркетингового исследования и выявление позиций предприятия на конкурентном рынке. В разные периоды времени маркетинговым исследованием рынков, в том числе и рынка кондитерских изделий, занимались Кондрашова А.С., Удалова И.Б., Кириллова К.В., Мунина М.В., Кунцевич А.А., Долгушина М.А и другие экономисты [2, 4, 5, 6, 7, 9], исследованием особенностей принятия решений при реализации процессов менеджмента в организации также занимаются многие ученые, например, Чжан-Сен А.Ю., Солошенко В.М. [12, 13].

Исходя из цели, сформулированы частные задачи исследования: анализ динамики производства крупного предприятия кондитерского рынка; анализ структуры рынка кондитерских изделий в РФ; разработка стратегий развития организации при проведении процессов менеджмента с использованием метода Черчмена-Акоффа для крупного предприятия кондитерской отрасли.

Материал и методика исследования. В работе с помощью методов научного познания, экономико-математического моделирования, статистического анализа, метода Черчмена-Акоффа предложены стратегии

развития организации при реализации процессов менеджмента. Данное исследование основано на сборе данных о продаже товаров в торговых точках с целью определения доли на рынке, динамики объемов продаж, дистрибуции, розничных цен и других показателей.

Результаты исследования. На первом этапе в результате анализа нами выявлены основные «игроки» на рынке кондитерских изделий в регионе Центрально-Черноземного экономического района, такими «игроками» являются следующие фирмы-производители: АО «КОНТИ-РУС» «Объединенные кондитеры», «Кондитерский Дом Восток», «Славянка». Оценка проведена на основе исследования объемов продаж и ассортимента предлагаемой продукции (таблица 1).

Нами в таблице 1 проанализирована динамика изменений объемов реализации продукции ведущих предприятий кондитерской промышленности. Большинство исследуемых предприятий входит в список 10 лидеров по объему реализации продукции в пищевой промышленности по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», поэтому в дальнейшем с определенной долей условности объем реализации анализируемых предприятий примем как основную долю реализации в кондитерской промышленности. На основе анализа таблицы 1 можно сделать вывод о незначительном падении темпов роста объемов реализации продукции АО «КОНТИ-РУС» до 98,79 % и увеличении темпов роста объемов реализации остальных предприятий-конкурентов [10, 11].

Нами проведено исследование уровня монопольной власти на рынке кондитерской промышленности. Оценка проведена по трем основным показателям: индекс концентрации, индекс Герфиндаля-Гиршмана, индекс энтропии Теиля (таблица 2).

Таблица 1 - Объем реализации продукции ведущими предприятиями кондитерской промышленности

В миллионах рублей

Название предприятия 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2015 г.

Объединенные кондитеры 47621,1 61127,7 63383,6 103,69

Кондитерский Дом Восток - 80938,9 95315,9 117,76

Марс 80364,0 93951,0 102581,0 109,19

Нестле Россия 97452,0 120462,0 141109,0 117,14

Ферреро Руссия 38417,5 33623,2 38417,5 114,26

Конти-Рус 12007 11862,4 11719,3 98,79

Славянка Торг - 16946,1 20314,6 119,88

Невский Кондитер СПб 2659,8 5377,8 6350,7 118,09

Источник: составлено авторами на основании https://raexpert.ru/rankingtable/top_companies/2017/main; https://abireg.ru/top100/; https://e-ecolog.ru/buh/2015/4629046141

Таблица 2 - Анализ концентрации продавцов на рынке кондитерской промышленности

Название Объем Доля Доля Данные для расчета

предприятия реализации производства производства, % индекса энтропии Теиля

2016 г., млн. руб. 1Л1 1П 1П q

Объединенные кондитеры 63383,6 0,13 13,23 7,56 2,02 0,27

Кондитерский Дом Восток 95315,9 0,20 19,89 5,03 1,61 0,32

Марс 102581,0 0,21 21,41 4,67 1,54 0,33

Нестле Россия 141109,0 0,29 29,45 3,40 1,22 0,36

Ферреро Руссия 38417,5 0,08 8,02 12,47 2,52 0,20

Конти-Рус 11719,3 0,02 2,45 40,89 3,71 0,09

Славянка Торг 20314,6 0,04 4,24 23,59 3,16 0,13

Невский Кондитер СПб 6350,7 0,01 1,33 75,45 4,32 0,06

Итого 479191,6 1,76

Индекс концентрации 3-х CR3 70% по данному показателю рынок находится на гра-

крупнейших продавцов нице между умеренно концентрированным и высококонцентрированном рынке

Индекс Герфиндаля-Гиршмана HHI 1986 рынок умеренно концентрированный, но значения близки к высококонцентрированному

Индекс энтропии Теиля E 1,76 значение энтропии небольшое, следовательно уровень концентрации на рынке относительно

высокий

Источник: рассчитано авторами на основании данных таблицы 1

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок кондитерских изделий относится к умеренно концентрированным рынкам со склонностью перехода к высококонцентрированному рынку. Данный аспект необходимо учитывать при реализации процессов менеджмента в организации [1, 8].

При этом нужно отметить, что доля АО «КОНТИ-РУС» на рынке кондитерских изделий составляет 2,45 %, к ближайшим конкурентам можно отнести «Славянку», «Нестле Россия» и «Ферреро Руссия».

Для сравнения цен, в связи с большим разнообразием ассортимента выпускаемой продукции на рынке кондитерских изделий осуществлена сегментация рынка по фактору «цена» на примере ассортиментной группы «весовые конфеты» (таблица

3).

На основе анализа данных таблицы 3 в ретроспективном периоде можно сделать вывод, что основным источником роста для АО «КОНТИ-РУС» может стать сегмент «до 200 руб. /кг»: данный сегмент находится в фазе роста и занимает на рынке 13 %, в то время как в портфеле АО «КОНТИ-РУС» его доля составляет только 3 %. Другим растущим сегментом является сегмент «200-300 руб. /кг», в нем АО «КОНТИ-РУС» в

настоящее время уже реализует свой потенциал поскольку наблюдается рост удельного веса продукции.

Ассортимент АО «КОНТИ-РУС» сконцентрирован в одном ценовом секторе, но обладает невысоким уровнем эффективности в отличие от ближайших конкурентов. На фоне более быстрого, чем у конкурентов, роста цен АО «КОНТИ-РУС» можно рекомендовать проведение ценовых акций в рамках каналов сбыта продукции.

Нами выявлены потенциальные сектора развития для исследуемого предприятия:

- помадные конфеты в ценовом секторе «до 200 руб./кг», необходимо увеличение выпуска таких конфет как «Дивная ночь», а также запуск новинок: конфет со сгущенным молоком и «Пломбирчик»;

- в ценовом сегменте «300-400 руб./кг», ближе к нижней границе, необходимо развитие производства батончиков и запуск новых изделий на рынок;

- необходимо сфокусироваться на новинках производства (конфеты «Тими», «Ананасовые», «Бразилика») в ценовом сегменте «до 200-400 руб/кг».

При проведении исследования авторами проведен статистический анализ динамики продаж весовых конфет ведущими предприятиями рынка кондитерских изделий (рисунок 1).

Источник: составлено авторами на основе данных https://raexpert.ru/rankingtable/top_companies/2017/main; https://abireg.ru/top100/; https://e-ecolog.ru/buh/2015/4629046141

Рисунок 1 - Динамика реализации продукции ведущими предприятиями кондитерской отрасли

Ценовой сегмент Доля, %

2015 г. 2016 г.

до 200 руб./кг 10,3 13,3

«КОНТИ-РУС» 3,1 3,1

200-300 руб. /кг 39,4 40,0

«КОНТИ-РУС» 54,8 57,1

300-400 руб. /кг 29,6 27,7

«КОНТИ-РУС» 31,4 31,9

400-500 руб. /кг 9,5 9,1

«КОНТИ-РУС» 9,7 7,6

более 500 руб. /кг 11,2 9,9

«КОНТИ-РУС» 1,0 0,3

(ий итог 100,0 100,0

Источник: составлено авторами на основе данных АО «КОНТИ-РУС»; www.gks.ru

На основе данных рисунка 1 можно сделать вывод, что максимальный объем реализации наблюдается у предприятия Нестле Россия, который также растет в 2016 году, второе место занимает компания Марс, Кондитер-Рус находится на предпоследнем месте по объемам реализации продукции на анализируемом рынке.

На основе аналогичного подхода нами проведен анализ реализации АО «КОНТИ-РУС» в разрезе различных брендов. В результате анализа реализации весовых конфет по брендам (внутри портфеля АО «КОН-ТИ-РУС») получено графическое представление (рисунок 2).

Нами выявлено, что увеличиваются продажи таких продуктов как «Живинка», «Золотая Лилия» и «Суфле Люкс», которые являются уникальными продуктами для рынка кондитерских изделий и лидерами в своих подкатегориях. Важными особенностями потребления кондитерских изделий являются импульсивность и ярко выраженный эмоциональный характер покупки.

В ходе проведенного анализа авторами также выявлены ТОП-10 самых быстрорастущих и быстропадающих брендов на рынке весовых конфет РФ (таблицы 4-5).

По данным таблицы 4 можно говорить о том, что конфеты «Живинка» и «Золотая Лилия» производства АО «КОНТИ-РУС» входят в ТОП 10 самых быстрорастущих брендов РФ и занимают в нем 4 и 5 место.

Первые три места занимают конфеты «Темная Ночь» (производитель ООО «Невский кондитер» г. Пенза), «35» (производитель ЗАО «Эссен Продакшин АГ» г. Самара) и «Райские Облака» (производитель ООО «Сладкий орешек» г. Москва). Однако наблюдаются и негативные тенденции развития предприятия, например конфеты АО «КОНТИ-РУС» «Тими» и «Ум-ка-Конти» входят в ТОП быстропадающих брендов из-за высокой цены, так рекомендованная розничная цена розничных продаж для суфлейных конфет «Тими» составляет 467 руб., однако сегмент суфлейных конфет в ценовом секторе «400-500 руб.» составляет всего 10 % в данной категории (и 40 % в ценовом сегменте «300400руб.»). Из-за попадание в столь узкий сегмент происходит снижение спроса на конфеты «Тими».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами на основе данных АО «КОНТИ-РУС»

Рисунок 2 - Динамика структуры реализации кондитерских изделий в разрезе отдельных брендов (внутри портфеля АО «КОНТИ-РУС») за 2014-2016 гг.

Таблица 4 - ТОП-9 быстрорастущих брендов РФ (фрагмент таблицы)

Наименование вида продукции Структура реализации, 2015 г., % Структура реализации, 2016 г., % Изменение 2016 г. от 2015 г., % Взвешенная дистрибуция 2015 г. Взвешенная дистрибуция 2016 г.

Тёмная ночь 0,4 1,8 1,4 31 38

35 0,4 1,1 0,7 12 30

Райские облака 0,0 0,6 0,6 - 41

Живинка (продукция АО «КОНТИ-РУС») 0,9 1,4 0,5 47 56

Золотая лилия (продукция АО «КОНТИ-РУС») 0,8 1,2 0,4 54 75

Задорная пчёлка 0,3 0,7 0,4 19 26

Bounty 0,0 0,3 0,3 4 31

Чио Рио 1,0 1,4 0,3 50 43

Крокант 0,7 1,1 0,3 54 56

Источник: составлено авторами на основе проведения экспертного опроса

Таблица 5 - ТОП -10 быстропадающих брендов РФ (фрагмент таблицы)

Наименование тонн тонн 2016 г., % Изменение, % Взвешенная Взвешенная

вида продукции 2015 г., % дистрибуция 2015 г. дистрибуция 2016 г.

Аленка 1,8 1,2 -0,6 77 72

Бешеная пчёлка 1,3 0,8 -0,5 46 28

Умка-Конти (продукция АО «КОНТИ-РУС») 1,2 0,7 -0,5 43 36

Морские 0,7 0,3 -0,4 45 21

Джелли 0,6 0,3 -0,3 25 16

Timi (продукция АО «КОНТИ-РУС») 1,0 0,7 -0,3 40 57

Ласточка 1,4 1,1 -0,3 73 73

Взвешенная дистрибуция - показатель, отражающий долю продукта в валовом объеме продаж товарной группы

Источник: составлено авторами на основе проведения экспертного опроса

Весь ассортимент АО «КОНТИ-РУС», который имеет аналоги на рынке (прежде всего, категория помадных конфет как самая конкурентная) показывает падение продаж за анализируемый период.

В ходе маркетингового исследования АО «КОНТИ-РУС» в разрезе рынка кондитерских изделий, нами выявлено, что конкуренция на рынке носит достаточно «жесткий» характер, и это влечет за собой необходимость принятия эффективных управленческих решений.

Для преодоления сложившейся ситуации нами предложено использовать метод Черчмена-Акоффа при реализации управленческих мероприятий в деятельности организации. При реализации данного метода в качестве целей нами предлагается выделить следующие:

• ввести на рынок новинки в фасованном формате;

• увеличить ассортимент в сегменте помадные конфеты до 200 руб./кг;

• повысить эффективность ассортимента, оптимизировать портфель производства;

Таблица 6 - Ранжирование критериев (целей) по степени их важности

Критерий (цель) Ранг Оценка

VI ввести на рынок новинки в фасованном формате 1 1

V2 увеличить ассортимент в ценовом сегменте помадные до 200 руб. 2 0,8

Vз повысить уровень продаж 3 0,7

V4 повысить эффективность ассортимента, оптимизировать портфель 4 0,6

V5 повысить рентабельность 5 0,5

V6 создать представительство на внешнем рынке 6 0,3

Сумма (V,), £ VI 3,8

Источник: составлено авторами

Таблица 7 - Технология проведения сравнения на основе метода Черчмена-Акоффа

Сравнение Конечная оценка

1< 0,8 + 0,7 + 0,6 + 0,5 + 0,3 = 2,9 1

1< 0,8 + 0,7 + 0,6 + 0,5 = 2,6

1< 0,8 + 0,7 + 0,6 = 2,1

1< 0,8 + 0,7 = 1,5

0,8 < 0,7 + 0,6 + 0,5 + 0,3 = 2,1

0,8 < 0,7 + 0,6 + 0,5 = 1,8

0,8 < 0,7 + 0,6 = 1,3 0,8

0,7 < 0,6 + 0,5 + 0,3 =1,4

0,7 < 0,6 + 0,5 = 1,1 0,7

0,6 < 0,5 + 0,3 = 0,8

0,6 > 0,5 0,6

0,5 > 0,3 0,5

0,3 0,3

Источник: составлено авторами

Таблица 8 - Оценка полезности стратегий развития организации при реализации процесса менеджмента

Наименование цели Нормированное значение, V Уточненная оценка^' Наименование стратегии (вес, Ь)

ЬА ЬВ ЬС

Ввести на рынок новинки в фасованном формате V! = 1 / 3,8 0,26 1 0,7 0,8

Увеличить ассортимент в ценовом сегменте помадные до 200 руб. V2'= 0,8 / 3,8 0,21 0,7 1 0,9

повысить уровень продаж V3'= 0,7 / 3,8 0,18 0,9 0,8 0,7

повысить эффективность ассортимента, оптимизировать портфель V4'= 0,6 / 3,8 0,16 0,8 0,7 1

повысить рентабельность V5' = 0,5 / 3,8 0,13 0,6 0,7 0,7

создать представительство на внешнем рынке V6' = 0,3 / 3,8 0,08 0,4 0,4 0,4

Полезность стратегий развития П=Л ■ . Ь 0.80 80 % 0.76 76 % 0.81 81 %

Источник: составлено авторами

• повысить уровень продаж;

• повысить рентабельность продаж;

• создать представительство на внешнем рынке.

Также авторами разработаны стратегии развития

организации при реализации процессов менеджмента:

- А - расширение деятельности предприятия за счет выпуска ассортимента продукции не имеющей аналогов на рынке кондитерских изделий;

- В - развитие производства в растущих емких ценовых сегментах, в частности в эконом - сегменте;

- С - переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования.

Тип используемых процедур экспертизы зависит от задачи оценивания. К наиболее употребительным процедурам экспертных измерений относятся: ранжирование; парное сравнивание; множественные сравнения; непосредственная оценка; Черчмена-Акоффа; метод Тер-стоуна; метод фон Неймана-Моргенштерна и другие.

Предложенные цели неравнозначны, поэтому для их оценки нами применен метод сравнительной предпочтительности Черчмена - Акоффа. Этот метод относится к числу наиболее популярных при оценке альтернатив. В нем предполагается последовательная корректировка оценок, указанных экспертами. Цели (критерии) по степени их важности представлены в таблице 6. Критерии на данном этапе исследования не должны носить конкретизированного характера согласно используемой методике Черчмена-Акоффа. При дальнейшей более детальной проработке мероприятий управленческий персонал может проводить углубленные расчеты.

Технология проведенного сравнения оценок по методу Черчмена-Акоффа представлена в таблице 7.

На следующем этапе нами проведено нормирование полученных результатов на основе формулы: V- Vi/ £ Vi. А также рассмотрены три стратегии развития предприятия - А, В, С и проведена экспертная оценка их важности (определены веса) (таблица 8).

На основе расчета полезности стратегий развития с учетом реализации поставленных целей авторами выявлено, что наиболее эффективной является стратегия С - переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования. Однако остальные стратегии также обладают высоким потенциалом эффективности и могут быть использованы при реализации проактивных методов управления.

Выводы. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- основные конкуренты на рынке кондитерских изделий в Центрально-Черноземном экономическом районе: «КОНТИ-РУС», «Объединенные кондитеры», «Кондитерский Дом Восток», «Славянка»;

- большинство исследуемых предприятий входит в список 10 лидеров по объему реализации продукции в

пищевой промышленности по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»;

- анализ концентрации продавцов на рынке кондитерской промышленности по Индекс концентрации 3-х крупнейших продавцов, Индекс Герфиндаля-Гиршмана, Индекс энтропии Теиля позволяет сделать вывод, что рынок кондитерских изделий относится к умеренно концентрированным рынкам со склонностью перехода к высококонцентрированному рынку. Данный аспект необходимо учитывать при реализации процессов менеджмента в организации;

- ассортимент АО «КОНТИ-РУС» сконцентрирован в одном ценовом секторе, но низко эффективен, в отличие от ближайших конкурентов, соответственно выявлены потенциальные сектора развития для исследуемого предприятия;

- выявлены ТОП 10 самых быстрорастущих и быс-тропадающих брендов на рынке весовых конфет РФ;

- для преодоления негативной сложившейся ситуации нами предложено использовать метод Черчмена-Акоффа при реализации управленческих мероприятий в деятельности организации;

- разработаны стратегии развития организации при реализации процессов менеджмента: А - расширение деятельности предприятия за счет выпуска ассортимента продукции не имеющей аналогов на рынке кондитерских изделий; В - развитие производства в растущих емких ценовых сегментах, в частности в эконом - сегменте; С - переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования.

- на основе расчета полезности стратегий развития с учетом реализации поставленных целей выявлено, что наиболее эффективной является стратегия «Переход производства в емкие ценовые сегменты за счет изменения ценового позиционирования».

Список использованных источников

1. Клевцова М.Г., Клевцов С.М. Оценка портфельной стратегии предприятия «слияние-поглощение» в условиях конкурентного рынка // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 2 (54). - С. 309-313.

2. Клевцов С.М. Компаративный анализ методов воспроизводства материальных активов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 4 (48). - С. 361-366.

3. Согачева О.В., Варфоломеев А.Г. Разработка перспективных направлений деятельности на основе анализа стратегических возможностей организации // Перспективы науки. - 2013. - № 12 (51). - С. 95-98.

4. Формы стратегического партнерства: модели взаимодействия в регионе / Ю.В. Вертакова, О.О. Ватутина, И.В. Андросова и др. - Курск, 2013.

5. Долгушина М.А. Стратегический менеджмент, как основа управления организацией // Экономика и социум. -2015. - № 6-2 (19). - С. 751-756.

6. Кондрашова А.С. Маркетинговое исследование рынка кондитерских изделий в России // Экономика и социум.- 2014. - № 3-2 (12). - С. 216-219.

7. Кузнецова Т.Е. Современные подходы к разработке и реализации программ стимулирования сбыта предприятий // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 3 (26). - С. 214-220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мунина М.В. SWOT-анализ: анализ факторов внутренней и внешней среды и оценка их по силе воздействия на организацию // Научное обозрение. - 2014. - № 9-1. - С. 223-226.

9. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования // Экономика и предпринимательство. -2015. - № 8-1 (61-1). - С. 942-944.

10. Шулепов В.И., Акцораева Н.Г. Методические подходы к проведению маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. - 2008. - № 1. - С. 48-56.

11. Кунцевич, А.А. Маркетинговое исследование и анализ рынка кондитерских изделий (наборы шоколадных конфет): обзор, структура, сегментация рынка // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и молодых ученых Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева: материалы научно-практической конференции, 2009. - С. 237-239.

12. Чжан-Сен А.Ю., Пархомчук М.А. Современная система взглядов на эффективное управление // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 9. - С. 7-9.

13. Солошенко В.М., Головин А.А. Технология принятия управленческого решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - Т. 4. - № 4. - С. 29-32.

List of sources used

1. Klevtsova M.G., Klevtsov S.M. Evaluation of the portfolio strategy of the enterprise "merger-absorption" in a competitive market // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2015. - No. 2 (54). - P. 309313.

2. Klevtsov S.M. A comparative Analysis of Methods of Reproduction of Material Assets // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2013. - No. 4 (48). - P. 361-366.

3. Sogacheva O.V., Varfolomeev A.G. Development of perspective directions of activity on the basis of analysis of strategic capabilities of the organization // Prospects of science. - 2013. - No. 12 (51). - P. 95-98.

4. Forms of strategic partnership: models of interaction in the region / Yu.V. Vertakova, O.O. Vatutina, I.V. Androsova and others - Kursk, 2013.

5. Dolgushina M.A. Strategic management, as a basis for management of the organization // Economics and society. -2015. - No. 6-2 (19). - P. 751-756.

6. Kondrashova A.S. Market research of the confectionery market in Russia // Economics and society .- 2014. - № 3-2 (12). - P. 216-219.

7. Kuznetsova Т.Е. Modern approaches to the development and implementation of programs to stimulate the sale of enterprises // Bulletin of the Volzhsky University. V.N. Tatishchev. - 2012. - No. 3 (26). - P. 214-220.

8. Munina M.V. SWOT-analysis: analysis of factors of internal and external environment and their assessment of the impact of the organization on the organization // Scientific review. - 2014. - No. 9-1. - P. 223-226.

9. Udalova I.B., Kirillova K.V. Modern marketing research: concept, basic classifications, traditional marketing research and online research // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No. 8-1 (61-1). - P. 942-944.

10. Shulepov V.I., Aktsoraeva N.G. Methodical approaches to marketing research of the confectionery market // Bulletin of the Volga State Technological University. Series: Economics and Management. - 2008. - No. 1. - P. 48-56.

11. Kuntsevich, A.A. Marketing research and analysis of the confectionery market (sets of chocolates): overview, structure, segmentation of the market // Collected scientific works of the faculty and young scientists of Ryazan State Agrotechnological University. P.A. Kostycheva: materials of the scientific and practical conference, 2009. - P. 237-239.

12. Zhang-Sen A.Yu., Parkhomchuk M.A. Modern system of views on effective management // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2013. - No. 9. - P. 7-9.

13. Soloshenko V.M., Golovin A.A. Technology of making managerial decisions // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2010. - T. 4. - No. 4. - P. 29-32.

УДК 332.33 (470.323)

КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МАЛАХОВА С.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических дисциплин ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: mals46@mail.ru, 8-910-215-46-16.

МАЛАХОВ А.В.,

кандидат экономических наук, декан заочного факультета ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: mal46@mail.ru, 8-910-215-46-02.

АСЕЕВА А.А.,

кандидат экономических наук, профессор кафедры финансовых дисциплин ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: aseeva-a@mail.ru, 8-910-318-20-24.

Реферат. В изучении факторов и определения приоритетов государственного управления земельными ресурсами региона важную роль может сыграть один из методов статистико-экономического анализа - корреляционно-регрессионный анализ.

В исследованиях нами рассматривалась возможность группировки (кластеризации) территории Курской области. В основу группировки был положен коэффициент экономической эффективности управления земельными ресурсами. Это позволило определить административные районы, которые исходя из данных государственного кадастрового учета, контроля и мониторинга земель более эффективно распоряжаются имеющимися у них земельными ресурсами. В качестве критерия эффективности была использована информация о начислении и сборе земельного налога в разрезе муниципальных районов Курской области.

В ходе априорного анализа и исходя из теоретических положений о факторах государственного кадастрового учета, контроля и мониторинга земель которые могут оказать влияние на начисление и сбор земельного налога и на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.