Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ACTIVITY-BASED COSTING ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ACTIVITY-BASED COSTING ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хапугина Людмила Сергеевна

В статье рассматривается методика формирования информации для целей принятия управленческих решений в сельскохозяйственной организации на основе процессно-ориентированного метода учета и формирования бизнес-модели организации. Наличие единой стратегии управления и раскрытие бизнес-модели в отчетности организации позволят удовлетворить потребности всех видов пользователей информации о деятельности компании. Предлагается использование оценки стоимости компании с точки зрения использования Activity-based costing.This paper presents a method of presentation of information for the purposes of managerial decision making in terms of activity-based accounting method and agriculture company business model generation. Availability of concerted control strategy and disclosure of a business model in organization's reporting will enable to meet demands of all types of users of information on activity of a company. We offer employment of appraisal of a company value in terms of use of Activity-Based Costing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ACTIVITY-BASED COSTING ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 657.862.02

Хапугина Л. С. Khapugina L. S.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ACTIVITY-BASED COSTING ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

EMPLOYMENT OF ACTIVITY-BASED COSTING IN THE PROCESS OF AGRICULTURE COMPANY BUSINESS MODEL GENERATION

Рассматривается методика формирования информации для целей принятия управленческих решений в сельскохозяйственной организации на основе процессно-ориентированного метода учета и формирования бизнес-модели организации. Наличие единой стратегии управления и раскрытие бизнес-модели в отчетности организации позволят удовлетворить потребности всех видов пользователей информации о деятельности компании. Предлагается использование оценки стоимости компании с точки зрения использования Activity-based costing.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная организация, управленческий учет, activity-based management, activity-based costing, бизнес-модель, отчетность.

This paper presents a method of presentation of information for the purposes of managerial decision making in terms of activity-based accounting method and agriculture company business model generation. Availability of concerted control strategy and disclosure of a business model in organization's reporting will enable to meet demands of all types of users of information on activity of a company. We offer employment of appraisal of a company value in terms of use of Activity-Based Costing.

Key words: agriculture, agricultural organization, management accounting, activity-based management, activity-based costing, business model, reporting.

Хапугина Людмила Сергеевна -

ассистент кафедры управленческого учета и контроллинга

Института управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань

Тел.: 8(843) 291-13-63

Е-mail: L9196886553@outlook.com

Khapugina Lyudmila Sergeevna -

Assistant of Management accounting and controlling Department

Institute of management, economy and finance Kazan (Volga Region) federal university Kazan

Tel.: 8(843) 291-13-63

Е-mail: L9196886553@outlook.com

Анализ мировой практики показывает, что в условиях рыночной экономики борьба между участниками рыночных отношений в агропромышленном комплексе разворачивается как за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, так и за способность к разработке и внедрению эффективных нововведений организационного и экономического характера. Исследователи связывают современные источники экономического роста в большей степени с технологиями (39 %), чем с капиталом (34 %) и рабочей силой (27 %), если говорить в целом о российском экономике [6, с. 85]. И применительно к агропромышленному комплексу (далее - АП К) это соотношение факторов остается идентичным. Одним из приоритетных направлений развития хозяйствующих субъектов в АПК является целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению различных инструментов и методов управленческого учета в единой корпоративной информационной системе управления организацией.

Для успешной деятельности каждой организации в конкурентной среде необходима разработка бизнес-модели, которая бы позволила

предприятию понять в полной мере те процессы, благодаря которым ему удается осуществлять приращение стоимости [1, с. 10—21]. Проведенное в 2010 г. группой Economist Intelligence Unit исследование показало, что, по мнению 50 % руководителей, для процветания компании инновационные бизнес-модели важнее, чем инновационные продукты или услуги. Схожие результаты дал проведенный компанией IBM в 2011 г опрос глав корпораций. Почти все респонденты заявили о необходимости корректировки бизнес-моделей с учетом новых условий. В тяжелые экономические времена компании рассматривают бизнес-модели как один из важнейших факторов устойчивости в условиях изменчивой конъюнктуры [8, с. 42]. Однако, по данным исследования Американской ассоциации менеджмента, глобальные компании выделяют на разработку новых бизнес-моделей не больше 10 % общих инвестиций в инновации [7].

Методика. Понятие бизнес-модели и ее роль в процессе принятия управленческих решений на предприятиях АПК

К сожалению, в науке пока не выработано однозначно верное и наиболее полное определение понятия «бизнес-модель», хотя его определение встречается в работах множе-

в

Экономика

301

ства специалистов и ученых, занимающихся исследованием вопросов стратегического менеджмента и стратегического управленческого

учета [4, с. 454]. Основные подходы к определению понятия бизнес-модели и ее составляющих были рассмотрены нами в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика подходов различных исследователей к определению термина «бизнес-модель»

Страна Исследователь Определение термина «бизнес-модель» Структурные элементы бизнес-модели; аспекты научного рассмотрения

1 2 3 4

США Боссиди Л. Чаран Р. Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде; Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2001. - С. 16. Это процесс живого, основанного на реальности мышления, нацеленного на понимание специфики бизнеса как единого механизма Бизнес-модель является эффективной в том случае, если внешняя среда и финансовые цели компании находятся в гармонии с ее внутренними возможностями, ресурсами

США, Германия Джонсон М., Кристенсен К., Кагерман Х. Обновление бизнес-модели // Harvard Business Review. - Россия. Март 2009. - С. 63-72. Определяют бизнес-модель как совокупность четырех элементов. потребительская ценность продукта, формула прибыли, ключевые ресурсы, ключевые процессы.

Россия Гусаков В. А. Ясная стратегия бизнеса. - М.: Вершина. - 2009. -с. 193-194. Это то, как и за счет чего компания зарабатывает денежные средства. цели и видение компанией своих перспектив; структура и система управления в компании; рынки и продукты компании; корпоративная культура; цепочка создания ценностей внутри компании.

Россия Котельников Ю. В. Новые бизнес-модели для эпохи быстрых перемен, движимых инновациями. -М.: Эксмо. - 2007. - с. 6. Это метод устойчивого ведения бизнеса, который превращает исходные данные — ресурсы,способности компании и инновации — в экономические результаты. Компоненты бизнеса: стратегия бизнеса, экономика и финансы, маркетинг и конкуренция, предпринимательство.

Hambrick D. С. Friedrickson J. W. Are you sure you have a strategy? // The Academy of Management Executive. -2001, November. - №4. -p. 48. В качестве определения бизнес-модели дают список из пяти вопросов,ответы на которые формируют определение и структуру бизнес-модели. Вопросы, раскрывающие определение бизнес-модели: Арена. В какой сфере мы будем задействованы? Канал. Как мы попадем в эту сферу? Конкурентное преимущество. Как мы победим на рынке? Экономическая логика. Как мы получим прибыль? Установка. С какой скоростью мы будем двигаться и с какой последовательностью действовать?

Чесбро Г. Открыте бизнес-модели.1Р-менеджмент; Пер. с англ. В. Н. Егорова. -М: Поколение, 2008. - С. 167. Это полезная общая конструкция, необходимая для того, чтобы состыковать идеи и технологии с их экономическими результатами. Важнейшие функции бизнес-модели: Создание ценности (речь идет о видах деятельности, благодаря которым рождается новый продукт или услуга). Получение прибыли (получение ценности фирмой в результате этих видов деятельности).

Все рассмотренные в таблице 1 подходы к определению бизнес-модели трактуют рассматриваемое понятие как логику ведению бизнеса, методы осуществления бизнеса, а также принципы создания потребительной стоимости. Анализ и обобщение различных определений понятия «бизнес-модель» позволяет сформулировать, на наш взгляд, более точное и емкое определение бизнес-модели, как структурированного описания деятельности компании и

способа приращения ее стоимости. Выделим, по-нашему мнению, основные составляющие бизнес-модели для организации АПК:

1. структура и система управления в компании;

2. рынки и предложенные ценности (продукты, услуги);

3. цепочка создания стоимости:

а) финансовая составляющая цепочки создания стоимости (структура затрат,

структура доходов, структура денежных потоков);

b) хозяйственная составляющая цепочки создания стоимости (механизмы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами);

4. клиенты:

a) каналы продажи продукции и продвижения ее на рынке;

b) целевые группы покупателей;

c) механизмы взаимодействия с покупателями;

5. корпоративная культура.

На наш взгляд, бизнес-модель представляет собой один из факторов приращения стоимости, создаваемой предприятием [2, с 71]. Стоимость создают стратегические важные виды деятельности, использующие материальные, человеческие, технологические и прочие ресурсы. Для выявления источников конкурентного преимущества обычно требуется анализ отдельных видов деятельности. Собственно, конкурентное преимущество предприятия возникает в результате выполнения стратегических видов деятельности лучше конкурентов. Эта идея «цепочки создания стоимости» впервые была предложена в 1985 г. М. Портером [12]. Цепочка создания стоимости, как пишет М. Портер, «разделяет деятельность компании на стратегически важные виды деятельности с целью изучить издержки и существующие и возможные средства дифференциации». Каждое звено цепочки создания стоимости приводит к затратам, создает доходы и использует активы [3, с. 2]. Управленческий персонал, в первую очередь, интересуют операционные затраты [5, с. 12]. Чтобы посчитать эти затраты на каждое звено цепочки ценностей, а также на бизнес-процессы, которые не создают добавленной стоимости, на наш взгляд, целесообразно было бы использовать процессно-ориентированные методы учета (Activity-Based Costing).

Основная часть. Применение методики процессно-ориентированного учета при построении бизнес-модели организации АПК

Элементом методики процессно-ориентированного подхода при построении бизнес-модели организации является финансовая составляющая цепочки создания стоимости (структура затрат, доходов, денежных потоков). Применение методики процессно-ориентированного подхода в описании структуры затрат, структуры доходов, структуры денежных потоков, центров финансовой ответственности, а также применение данной методики к калькулированию стоимости производимого организацией АПК продукта или услуги, на наш взгляд, целесообразно реализовать посредством использования Activity-based costing [10, с. 356]. Мы объясняем это тем, что, во-первых, именно данный метод учета дает возможность наиболее точно производить оценку полной производственной себестоимости в целях принятия эффективных управленческих решений. Во-вторых, данный метод позволяет формировать отчетную информацию не только в разрезе видов деятельности и номенклатурных единиц, но и в разрезе центров доходов, центров расходов, что в свою очередь является инструментом управления отклонениями от бизнес-плана [11, с. 778].

Процессно-ориентированный метод управления бизнесом и процессно-ориентированный метод учета (в данном контексте бухгалтерский учет рассматривается как функция управления) основываются на принципе обобщения информации о бизнесе с точки зрения сбора данной информации от укрупнённых бизнес-процессов до более детализированных, а также о размере использованных ресурсов различных видов на осуществление бизнес-процессов.

Почему процессно-ориентированный подход к управлению эффективен для организации АПК? Аргументируем целесообразность применения процессно-ориентированного метода учета при разработке бизнес-модели организации АПК в таблице 2.

Таблица 2 - Взаимосвязь элементов бизнес-модели с конечным продуктом, бизнес-процессами и ресурсами

Элемент (подэлемент) бизнес-модели Конечный продукт производства (услуга) Бизнес-процессы компании Ресурсы, необходимые для осуществления бизнес-процессов

структура и система управления в компании Структура и система управления в компании, а также затраты на эффективное управление оказывают влияние на создание качественного и рентабельного продукта производства. Структура и система управления в компании выстраивается таким образом, чтобы оказывать эффективное влияние на управляемую систему (в данном случае совокупность бизнес-процессов) Структура и система управления в компании обусловлена особенностями ресурсного обеспечения деятельности фирмы, т.е. в зависимости от того насколько ресурсоемкое (материалоемкое, трудоемкое или фондоемкое)производство зависит внутренняя организация управляющей системы в бизнес-модели.

рынки и предложенные ценности(продукты, услуги); Конечный продукт производится исходя из потребностей внешней среды, рыночной ситуации; что в последствие оказывает влияние на описание данного элемента бизнес-модели

цепочка создания стоимости: Х Х Х

I^cctuhk АПК

Экономика

303

Продолжение

Элемент (подэлемент) бизнес-модели Конечный продукт производства (услуга) Бизнес-процессы компании Ресурсы, необходимые для осуществления бизнес-процессов

финансовая составляющая цепочки создания стоимости (структура затрат, структура доходов, структура денежных потоков); Структура затрат, структура доходов, структура денежных потоков зависит от отраслевых особенностей производимого продукта. Бизнес-процессы определяют наиболее подробную и качественную детализацию структуры затрат, структуры доходов, структуры денежных потоков и.т.д. Ресурсы,используемые в деятельности компании также определяют наиболее подробную и качественную детализацию структуры затрат, структуры доходов, структуры денежных потоков и.т.д.

хозяйственная составляющая цепочки создания стоимости (механизмы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами); Механизмы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами обусловлены внешними рыночными факторами и потребностями рынка покупателей. Механизмы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами являются составной частью всей системы бизнес-процессов. Механизмы взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, прочими контрагентами обусловлены движением ресурсов на входе и на выходе компании относительно внешней экономической среды.

клиенты: Х Х Х

каналы продажи продукции и продвижения ее на рынке; Каналы продажи продукции и продвижения ее на рынке есть результат анализа потребностей рынка покупателей и удовлетворения данных потребностей. Каналы продажи продукции и продвижения ее на рынке являются составной частью всей системы бизнес-процессов. Каналы продажи продукции и продвижения ее на рынке анализируются с точки зрения затрачиваемых ресурсов на производство продукта.

целевые группы покупателей; Целевые группы покупателей могут быть выделены в зависимости от их потребностей в потреблении того или иного вида продукта производства. Целевые группы покупателей отражаются в классификации бизнес-процессов компании, а также центров финансовой ответственности. Целевые группы покупателей анализируются с точки зрения затрачиваемых ресурсов на производство продукта

механизмы взаимодействия с покупателями; Механизмы взаимодействия с покупателями могут быть описаны в бизнес-модели по каждому виду производимой продукции либо их группам. Механизмы взаимодействия с покупателями отражаются в классификации бизнес-процессов компании, а также центров финансовой ответственности. Механизмы взаимодействия с покупателями анализируются с точки зрения затрачиваемых ресурсов на производство продукта.

корпоративная культура. Корпоративная культура является совокупностью моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде, потребностям рынка покупателей.

Таким образом, в таблице 2 нами обоснована целесообразность применения методики процессно-ориентированного подхода при построении бизнес-модели организации АПК. Рассмотрим наиболее подробно такой элемент бизнес-модели как финансовая составляющая (структура затрат, структура доходов, структура денежных потоков) используя за базовый метод управленческого учета Activity-based costing. Принципы данного метода отражают сбор информации о бизнесе с точки зрения совокупности всех бизнес-процессов компании. Что в свою очередь позволяет аналитику формировать управленческую отчетность в разрезе видов деятельности и бизнес-процессов для последующего принятия менеджером эффективных управленческих решений.

При использовании Activity-based costing формы управленческой отчетности [9, c. 6-9], составляемые в той или иной компании, во-первых, отражают информационные потребности менеджмента организации, во-вторых, отражают специфику вида экономической деятельности и совокупности бизнес-процессов компании. Цель менеджмента коммерческой организации является получение чистой прибыли и, как следствие, увеличение стоимости самой компании [13, c. 18]. Стоимость компании - это совокупность всех дисконтированных денежных потоков, которые организации может генерировать в будущем путем осуществления бизнес-процессов.

Таким образом, мы можем утверждать, что существует непосредственная зависимость

между бизнес-моделью организации и ее рыночной стоимостью.

Заключение

Нами предлагается оценить стоимость компании с точки зрения использования Activity-based costing, применяя такой аналитический показатель как «Price-to-book value» (P / B). Это коэффициент, у которого в числителе - капитализация компании, в знаменателе - балансовая стоимость компании, или собственный (акционерный) капитал (1). Низкая (менее 1) оценка стоимости компании может объясняться недостаточной эффективностью её деятельности. Также отметим, что при оценке фирмы с помощью данного коэффициента необходимо также принимать во внимание такие факторы как финансовая устойчивость, рентабельность, перспективы роста и другие.

группа бизнес-процессов, которые в иерархической структуре бизнес-процессов объединены по признаку отнесения их к определенному конечному продукту производства.

P / B

Qs * Ps P / E E / B ROE

, (2)

P / B

Qs * Ps

' B

(1)

где: Qs - количество акций компании в обращении, Ps - рыночная стоимость одной акции компании,

В - собственный (акционерный) капитал, который может быть определен как разница между активами компании и ее обязательствами.

Декомпозируем в формуле (2) и числитель, и знаменатель показателя Р/ В на чистую прибыль компании (Е), которая, как уже было сказано ранее, является целью деятельности менеджеров сельскохозяйственной организации. Также следует отметить, что чистая прибыль организации может раскрываться в управленческой отчетности как в целом, так и по отдельным бизнес-направлениям. Под бизнес-направлением в данном случае нами понимается укрупненная

B B / E E / P где E- чистая прибыль компании,

ROE - рентабельность собственного капитала, r - требуемая доходность бизнеса (рыночная ставка).

Отношение E / P (соотношение чистой прибыли к стоимости компании) представляет собой ставку доходности (в процентах годовых), которую должен получать инвестор в виде чистой прибыли. Данная ставка обозначается в формуле (2) как r. Так, r - это требуемая рыночная доходность от вложений в компанию.

Соотношение E / B отражает, сколько было получено чистой прибыли на одну денежную единицу собственного капитала, иными словами - это эффективность (рентабельность) собственного капитала - ROE (return on equity).

Оценивая показатель P / B, мы может сделать вывод, что ROE - это ставка, под которую в компании работают средства акционеров (рентабельность собственного капитала), а r - рыночная ставка доходности. Коэффициент P / B отображает эффективность работы средств акционеров по сравнению с рыночной доходностью, которую может получить инвестор.

Анализируя формулу (2) мы видим, что показатель чистой прибыли не влияет на конечное значение коэффициента P / B, однако изменение показателя P / B можно оценить через изменения его числителя, равного ROE. Рассмотрим коэффициент ROE и факторное влияние на него по формуле Дюпона (3).

ROE — — * — * — — Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов * Финансовый леверидж (3),

V A B

где V- выручка от реализации (в целом либо по бизнес-направлению), A - активы компании.

Это трехфакторная модель, которая отражает влияние на конечный показатель рентабельности собственного капитала отдельных факторов, связанный с бизнес-направлениями. Чтобы оценить влияние одного из факторов на изменение рентабельности собственного капитала, достаточно взять изменение этого фактора и умножить его на базовые значения двух других факторов. Так оценивая влияние факторов по бизнес-направлениям на показатель рентабельности собственного капитала мы видим взаимосвязь между результатами деятельности бизнес-направлений и изменением стоимости компании.

Выводы

Ценность применения метода учета Activity- based costing при расчете показателя P / B состоит в том, что составляемая управленческая отчетностьвразрезевидовдеятельностиибизнес-процессов содержит в себе информацию, необ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ходимую для расчета показателя ROE и его факторов по отдельно взятым бизнес-направлениям. Так, нами продемонстрирована на примере показателя P / B возможность анализировать изменения как в целом рыночной стоимости компании, так и ее отдельных бизнес-направлений деятельности сельскохозяйственной организации.

В условиях применения метода учета Activity-based costing при разработки бизнес-модели появляется возможность анализировать результаты деятельности компании не только в целом, но и также:

а) анализировать результаты деятельности компании по отдельно взятым бизнес-направлениям;

б) определять неэффективные бизнес-направления;

в) осуществлять прогнозирование экономических результатов планируемых ко внедрению бизнес-направлений.

в

Экономика

305

Литература

1. Боева Н. А., Назарова А. И. Построение бизнес-моделей с помощью проведения инновационного аудита для малых и средних предприятий // Научные исследования в образовании. 2013. № 2. С. 10-21.

2. Каспина Р. П Бухгалтерская отчетность -важный инструмент корпоративного управления // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. 2004. № 2. С. 71-75.

3. Каспина Р. П, Хапугина Л. С. Применение процессно-ориентированного подхода в управленческом учете при формировании бизнес-модели организации // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 39 (285). С. 2-8.

4. Каспина Р. П, Хапугина Л. С. Интегрированная система учета в условиях процессно-ориентированного управления деятельностью коммерческого предприятия // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 18 апр. 2013 г. / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Е. М. Сорокиной. - Иркутск: Изд-во БПУЭП,

2013. - 454 с.

5. Костюкова Е. И., Башкатова Т. А. Организационно-методические основы функционирования системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 36. С. 12-17.

6. Коршунов И. А., Трифилова А. А. Современный менеджмент инноваций // Инновации. 2008. № 2. С. 85.

7. Маркова В. Д. Бизнес-модель: сущность и инновационная составляющая // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». - 2010. - № 2. [Электронный ресурс] URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3072#ftn1 (дата обращения 08.07.2013)

8. ХапугинаЛ.С.Процессно-ориентированный учет затрат как способ управления накладными расходами в холдинговых структурах // Академический журнал «Интеллект. Инновации. Инвестиции». - 2012. - № 5 (1). C. 42-46.

9. Шнейдман Л. З. Оценка структуры корпоративной отчетности в России // Бухгалтерский учет. - № 11. - 2012. - С. 6-9.

10. Kaspina, R. G., L. S. Khapugina and E. A. Zakirov, 2014. Employment of activity-based costing in the process of company business model generation. Life Science Journal, 11 (8): 356-359.

11. Kaspina, R. G., L. S. Khapugina and E. A. Zakirov,

2014. Interrelation of Company's Business Model Structure and Information Disclosed in Management Reporting. Life Science Journal, 11 (12): 778-780.

12. Porter M. E., Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance (New York: Free Press, 1985).

13. Shneidman L. Z., Ulyanova V. V. The audit market in 2012 // Auditor. - № 8 (222). - 2013. - P. 18-25.

References

1. Boeva N.A., Nazarov A.I. Building of business models through innovation audit of small and medium-sized enterprises // Scientific research in education. 2013. № 2. pp 10-21.

2. Kaspina R.G. Financial Statements - an important tool for corporate governance // Bulletin of the Kazan State Technical University. Tupolev. 2004. № 2. pp 71-75.

3. Kaspina R.G., Khapugin L.S. Application process-oriented approach to management accounting in the formation of the business model of the organization // International accounting. -

2013. - № 39 (285). S. 2-8.

4. Kaspina R.G., Khapugin L.S. integrated accounting system in a process-oriented management of the business enterprise // Current state and prospects of development of accounting, economic analysis and audit: Proceedings of Intern. scientific and practical. Conf., Irkutsk, April 18. 2013 / under scientific. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. EM Sorokina. - Irkutsk: Izd BSUEL, 2013. -454 p.

5. Kostyukova E.I, Bashkatova T.A. Organizational and methodological foundations of the system of management accounting // International accounting. - 2011. - № 36. C. 12-17.

6. Korshunov I.A., Trifilova A.A. Modern management innovation // Innovations. 2008. № 2. S. 85.

7. Markov V.D. business model: the nature and innovative component // Eurasian international scientific and analytical journal "Problems of modern economy." - 2010. - № 2. [electronic resource] URL: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=3072#ftn1 (date accessed 07/08/2013)

8. Khapugin L.S. process-oriented cost accounting as a way to control overhead costs in holding structures // academic journal "Intelligence. Innovation. Investment. "- 2012. - № 5 (1). C. 4246.

9. Schneidman L.Z rank structure of corporate reporting in Russia // Accounting. - № 11. - 2012. - S. 6-9.

10. Kaspina, R. G., LS Khapugina and EA Zakirov,

2014. Employment of activity-based costing in the process of company business model generation. Life Science Journal, 11 (8): 356-359.

11. Kaspina, RG, LS Khapugina and EA Zakirov, 2014. Interrelation of Company's Business Model Structure and Information Disclosed in Management Reporting. Life Science Journal, 11 (12): 778-780.

12. Porter ME, Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance (New York: Free Press, 1985).

13. Shneidman L. Z., Ulyanova V. V. The audit market in 2012 // Auditor. - № 8 (222). - 2013. - P. 18-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.