Научная статья на тему 'Использование мемуаров в рамках преподавания региональной истории в школе'

Использование мемуаров в рамках преподавания региональной истории в школе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная история / учебно-методический комплекс / хрестоматия / мемуары / Томская область / Regional History / educational and methodical complex / anthology / memoirs / Tomsk region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Александровна Гончарова

Рассматриваются возможности использования мемуарных текстов жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Выявляются преимущества привлечения сборника воспоминаний томичей «Я вам, родные, излагаю быль» в образовательный процесс в школе. Показана информативность представленных в нем мемуаров в изучении отдельных тем по истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Татьяна Александровна Гончарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using memoirs in teaching Regional History at school

The problems of teaching regional history at school are actively discussed by the pedagogical and scientific community. The article focuses on the possibilities of using memoir texts of residents of the Tomsk region in teaching regional history. The general characteristics of the situation concerning the educational and methodological support of teaching regional history are presented. It is emphasized that a full study of regional history is impossible without referring to the level of the oblast, acting as a link with local history. Considering that there are currently no educational and methodological materials on the history of the Tomsk region, emphasis is placed on historical sources that can be included in the anthology or collection of documents that are an obligatory part of the educational and methodological complex. The collection “I am telling you, my dear ones, a true story” is being considered, in which the memoirs of residents of the Tomsk region are published. The characteristic of the narratives contained in it is given. The advantages of involving the collection into the educational process at school are revealed. The appeal to the collection will help the teacher to demonstrate one of the leading features of modern historical science – interest in the “little man”, which arose in connection with the development of microhistoric approaches in historical research, to show the potential and uniqueness of family archives. It will allow schoolchildren to more seriously comprehend the diversity of the historical and cultural heritage of the Tomsk region. The informative value of the memoirs presented in the collection will be useful in the study of the following sections on the history of Russia: “The Russian Empire in the XIX – early XX centuries” (themes “The Ethno-cultural image of the Empire”, “National-religious features”), “Soviet society in the 1920s-30s” (themes “The USSR in 1929–1941: “Stalinist Socialism”, “Cultural space”), “The Great Patriotic War. 1941–1945”, “The apogee and crisis of the Soviet system. 1945–1991” (theme “Late Stalinism” (1945–1953)).

Текст научной работы на тему «Использование мемуаров в рамках преподавания региональной истории в школе»

Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 2 (54). С. 45-52 Pedagogical Review. 2024, vol 2 (54), pp. 45-52

Научная статья УДК 372. 8

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2024-2-45-52

Использование мемуаров в рамках преподавания региональной истории в школе

Татьяна Александровна Гончарова1

1 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, gta.76@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются возможности использования мемуарных текстов жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Выявляются преимущества привлечения сборника воспоминаний томичей «Я вам, родные, излагаю быль» в образовательный процесс в школе. Показана информативность представленных в нем мемуаров в изучении отдельных тем по истории.

Ключевые слова: региональная история, учебно-методический комплекс, хрестоматия, мемуары, Томская область

Для цитирования: Гончарова Т. А. Использование мемуаров в рамках преподавания региональной истории в школе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 45-52. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-45-52

Original article

Using memoirs in teaching Regional History at school

TatyanaA. Goncharova1

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation, gta.76@mail.ru

Abstract

The problems of teaching regional history at school are actively discussed by the pedagogical and scientific community. The article focuses on the possibilities of using memoir texts of residents of the Tomsk region in teaching regional history. The general characteristics of the situation concerning the educational and methodological support of teaching regional history are presented. It is emphasized that a full study of regional history is impossible without referring to the level of the oblast, acting as a link with local history. Considering that there are currently no educational and methodological materials on the history of the Tomsk region, emphasis is placed on historical sources that can be included in the anthology or collection of documents that are an obligatory part of the educational and methodological complex. The collection "I am telling you, my dear ones, a true story" is being considered, in which the memoirs of residents of the Tomsk region are published. The characteristic of the narratives contained in it is given. The advantages of involving the collection into the educational process at school are revealed. The appeal to the collection will help the teacher to demonstrate one of the leading features of modern historical science - interest in the "little man", which arose in connection with the development of microhistoric approaches in historical research, to show the potential and uniqueness of family archives. It will allow schoolchildren to more seriously comprehend the diversity of the historical and cultural heritage of the Tomsk region. The informative value of the memoirs presented in the collection will be useful in the study of the following sections on the history of Russia: "The Russian Empire in the XIX - early XX centuries" (themes "The Ethno-cultural image of the Empire", "National-religious features"), "Soviet society in the 1920s-30s" (themes "The USSR in 1929-1941: "Stalinist Socialism", "Cultural space"), "The Great Patriotic War. 1941-1945", "The apogee and crisis of the Soviet system. 1945-1991" (theme "Late Stalinism" (1945-1953)).

© Т. А. Гончарова, 2024

Keywords: Regional History, educational and methodical complex, anthology, memoirs, Tomsk region

For citation: Goncharova T. A. Ispol'zovaniye memuarov v ramkakh prepodavaniya regional'noy istorii v shkole [Using memoirs in teaching Regional History at school]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 2 (54), pp. 45-52. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-45-52

Дискуссии о месте и роли региональной истории в системе школьного исторического образования России ведутся не одно десятилетие. В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории отмечено, что курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села) [1, с. 5]. Однако включение в образовательный процесс регионального компонента сопряжено с различными проблемами, среди которых организационная неопределенность, недостаточность нормативных документов по этому вопросу [2, с. 23], а также сложности с учебно-методическим обеспечением.

На отсутствие учебников по региональной истории обращают внимание специалисты из разных регионов. Так, актуальным остается вопрос о создании учебника по истории курского края. Те издания, которыми пользуются в школах, ни по содержанию, ни по методическому аппарату, ни по санитарным требованиям не могут удовлетворить ученика, учителя и родителей [3, с. 4]. Возможность внедрения в образовательный школьный процесс истории Нижневартовского района серьезно ограничена фактическим отсутствием учебной литературы, а также отсутствием разработанных методических рекомендаций, образовательных программ [4, с. 106].

Однако в ряде российских регионов уже имеется успешный опыт реализации регионального компонента на основе созданных учебно-методических комплексов. Первой в стране 2015 г. на базе кафедры Саратовского областного института развития образования была создана электронная версия учебного пособия «История Саратовского Поволжья» [5]. Коллективом оренбургских историков-исследователей и педагогов-методистов в рамках федерального научно-образовательного проекта «История России через историю регионов» была подготовлена «История Оренбургского края» [6]. В 2020 г. вышел учебно-методический комплекс «История Ставрополья», включающий учебники, примерную образовательную программу учебного курса «История Ставрополья» [7, с. 119120]. Для Сибирского региона первым модулем инновационного учебно-методического комплекса «История», который должен обеспечить реализацию регионального компонента исторического образования, стало учебное пособие для школьников «История Сибири», написанное коллективом авторов Новосибирского государственного педагогического университета под редакцией В. А. Зверева и О. М. Хлытиной, профессорами кафедры отечественной истории института истории, гуманитарного и социального образования [8].

Однако полноценное изучение региональной истории невозможно без обращения к уровню области, выступающего в качестве связующего звена с локальной историей, где в центре внимания оказывается родной город, село. К сожалению, к настоящему времени отсутствуют учебно-методические материалы по истории Томской области. В рамках данного исследования хотелось бы обратить внимание на исторические источники, которые могут быть полезными при составлении хрестоматии или сборника документов, которые являются обязательной частью УМК [1, с. 7].

Изучение региональной истории требует привлечения различных по происхождению, типу и содержанию документальных материалов, всесторонне освещающих исторические процессы. Должное место среди них необходимо отвести мемуарам, в данном случае воспоминаниям, написанным жителями изучаемого региона. Не ставя масштабную задачу выявления всего круга подобных источников, хотелось бы обратиться к конкретному сборнику, документы из которого, как представляется, могут стать ценным материалом при изучении отдельных периодов в истории Том-

ской области. Речь идет о сборнике «Я вам, родные, излагаю быль» [9], подготовленном и опубликованном при финансовой поддержке РФФИ в 2019 г. в рамках научного проекта «Этническая история томских деревень в ХХ в. сквозь призму персональных текстов местных жителей» (№ 18-49-700002).

Сборник содержит четыре мемуарных текста жителей Томской области, ранее неопубликованных и недоступных широкой общественности. В него включен «Автобиографический очерк», написанный жительницей с. Первомайского Томской области Ниной Матвеевной Бабуль. Оригинал рукописи в виде 20-страничного машинописного текста был лично передан автором в муниципальный архив Первомайского района Томской области. Среди нарративов представлена семейная история в стихах «Быль о родных», автором которой является уроженец села Бороковка (Чесноки) Асиновского района Александр Андреевич Малиновский. Школьная тетрадь с текстом А. А. Малиновского долгие годы хранилась в семейном архиве его племянницы Т. М. Потрошковой (г. Асино). В сборнике содержится еще одно стихотворное произведение, созданное жительницей с. Тегульдет Томской области Екатериной Романовной Хариной. Оригинал воспоминаний находится в архиве ее сына - В. И. Хари-на (с. Тегульдет). Также в сборник включены воспоминания жителя с. Первомайское Флегонта Афанасьевича Юбина, оригинал которых хранится в Первомайском районном краеведческом музее.

Использование сборника «Я вам, родные, излагаю быль» в образовательном процессе целесообразно по ряду причин. Прежде всего стоит обратить внимание, что в нем собраны мемуары рядовых жителей Томской области. Обращение к этим текстам поможет учителю продемонстрировать одну из ведущих черт современной исторической науки - интерес к «маленькому человеку», возникшему в связи с развитием микроисторических подходов в исторических исследованиях. О каждом авторе в сборнике содержится биографическая информация с указанием места рождения и проживания, сведений о профессии и месте работы, что позволит сделать изучаемый материал более личностным, обеспечит более глубокое воздействие на обучающихся.

Также обращение к мемуарам земляков позволит школьникам более серьезно осмыслить многообразие историко-культурного наследия томского региона. Возможность понять, что оно создается на разных уровнях, в том числе и простыми людьми. Кроме того, привлечение этого сборника в образовательный процесс дает возможность продемонстрировать потенциал и уникальность семейных архивов, поскольку именно в таких архивах и были обнаружены два мемуарных текста. Как отмечают специалисты, реконструкция и понимание особенностей места и сообщества людей данной местности наиболее наглядно и емко реализуется через изучение и демонстрацию повседневной жизни судеб «обычных людей» путем изучения личных архивов земляков [10, с. 102].

Техническое оформление текстов в сборнике соответствует современной тенденции повышения роли визуализации в образовательном процессе. Зримый образ, становясь одной из самых популярных форм подачи информации в последние десятилетия, приобретает значение полноценной информационной единицы [11, с. 108]. В сборнике содержатся фотографии обложек оригиналов, страницы из текстов, а также фотографии авторов мемуаров.

При использовании предложенных источников на уроках истории следует обратить внимание на следующие моменты. В сборнике тексты опубликованы в аутентичном виде, т. е. полностью сохранены авторский стиль, орфография и пунктуация, что потребует какого-то корректного пояснения со стороны учителя. Кроме того, возможно понадобится составление глоссария, учитывая содержащиеся в текстах термины и понятия, бытовавшие в описываемый период.

Предлагаемый сборник может быть использован учителем для самостоятельного анализа как с целью дальнейшего изложения материала, так и для работы учеников непосредственно с источниками.

Теперь попытаемся обозначить возможности использования рассматриваемых документов при изучении конкретных тем. В представленных мемуарах охвачен период с конца XIX в. до примерно последней четверти ХХ в., что делает их востребованными в рамках 1У-УШ разделов. Начнем с

раздела IV «Российская империя в XIX - начале ХХ в.». В нем содержится тема «Этнокультурный облик империи», в рамках которой рассматриваются отдельные регионы, в том числе и Сибирь. Приступая к ее изучению, прежде всего стоит обратить внимание, что значительное усиление этнического многообразия в регионе произошло в пореформенный период. Именно тогда в Сибири, и в границах Томской области в том числе, сформировались многочисленные диаспоры, которыми были образованы однонациональные поселения.

В этой связи обращение к мемуарам детей пореформенных переселенцев, которые являлись уроженцами и жителями национальных деревень, является весьма важным. Родители Ф. А. Юбина были среди первооснователей белорусского села Ломовицк Первомайского района Томской области. Сам он родился в соседней деревне Петровск, также являющейся белорусской. Стоит отметить, что в его воспоминаниях история трех близ расположенных белорусских поселений - Ломовицк, Петровск и Константиновка, образованных пореформенными переселенцами в 1900 г. Родители А. А. Малиновского - выходцы из Украины - были основателями украинского села Бороковка (Чесноки) Асиновского района Томской области. Александр Андреевич родился и провел в ней детские и юношеские годы.

Прежде всего в своих воспоминаниях Ф. А. Юбин и А. А. Малиновский уделили внимание причинам переселения в Сибирь. Как пишет Ф. А. Юбин, «многие крестьяне в белорусских губерниях дальше жить не могли. Все земли пригодные для обработки находились в руках помещиков» [9, с. 95]. У А. А. Малиновского по этому поводу такие строки: «... Гнали крестьян с / Украины Столыпин и голод» [9, с. 41].

Про основание родного села А. А. Малиновский поэтично написал: «И здесь в лесах глухой Сибири / как на кусочке Украины / обосновались ходоки Ковальчу-/ки и Ратнюки село назвали / Чесноки» [9, с. 43].

У Ф. А. Юбина сюжет об основании белорусских деревень занимает не одну страницу. В нем содержатся подробные сведения о местах выхода, фамилии первых переселенцев. В воспоминаниях большое внимание уделяется описанию хозяйственно-бытового обустройства на новом месте, рассказывается об обработке земли, охоте и сборе дикоросов, ремеслах, обработке льна и ткачестве, описывается внутренний интерьер домов [9, с. 96-101].

Материалы этнографического плана, касающиеся хозяйственной жизни, ремесел, быта жителей рассматриваемых белорусских поселений в 1930-40-е гг. встречаются в воспоминаниях Н. М. Бабуль, родившейся на хуторе близ деревни Ломовицк. Например, автор описывает русскую печь «огромных размеров, где можно было разместиться на лежанке 2-м взрослым, а детей - так целая куча» [9, с. 14-15].

В воспоминаниях содержится интересный материал к теме «Национально-религиозные особенности» в рамках этого же IV раздела. Стоит отметить, что в вышеупомянутых деревнях Первомайского района Томской области проживали белорусы-католики. В воспоминаниях Ф. А. Юбина имеется сюжет о религиозной жизни населения этих деревень, в котором речь идет о строительстве костела в Ломовицке, совершении в нем богослужения. Как описывает автор, ксендз приезжал из села Андреевки по большим праздникам, таким как Рождество, Пасха и Троица. В костел на молитвы съезжались все верующие-католики; «там же происходили все обряды: венчание молодоженов, крестили детей и нередко уже взрослых, исповедовались о своих совершенных грехах при жизни, а в небольшие религиозные праздники устраивал молитвы и другие обряды местный помощник ксендза» [9, с. 104-105].

Сведения о религиозной жизни жителей д. Ломовицк встречаются и в воспоминаниях Н. М. Бабуль. Она, например, пишет, что «школа располагалась в доме, в котором жил ксёндз. В нашей деревне преобладали белорусские поляки-католики и поэтому был костёл» [9, с. 15-16].

Далее обратимся к разделу VI «Советское общество в 1920-30-е гг.» В теме «СССР в 19291941 гг.: "сталинский социализм"» содержится тема «Раскулачивание», при раскрытии которого це-

лесообразно обратиться к воспоминаниям спецпоселенцев. В начале 1930-х гг. Е. Р. Харина, будучи 8-летним ребенком, вместе с родителями была выслана из Башкирии в Сибирь, в Томскую область. В своей, как она назвала «поэме», автор пишет о выселении в Сибирь: «Вот тридцать третий год настал, / Когда нас растрепали: / Сначала отобрали все, / Потом уже сослали» [9, с. 70]. Несмотря на юный возраст, автор в полной мере ощутил драматичность ситуации: «Я помню всё, как наяву, / ведь 8 лет тогда мне было, / Как на подводах нас везли, / Хоть сердце детское, а тоже ныло» [9, с. 70]. В повествовании содержится описание полной драматизма дороги: «А иногда состав стоял побольше часу, / Как хоронили маму иль дитя, / Тогда все отдыхали, оплакуя несчастных, И чистым майским воздухом дыша» [9, с. 71], трудностей и лишений в местах спецпоселения: «Почти всю весну нас держали / В вонючих томских лагерях, / Больные люди умирали / Их хоронили где попало / И на полях и на лугах» [9, с. 73], «А люди бедные! Куда же им деваться. / Землянки строить взялися они, / И как кроты в сырую землю стали зарываться, / Об этом раньше подумать даже не могли» [9, с. 77]. На страницах своих воспоминай автор показала разные стороны жизни поселка спецпоселенцев Тимофеевка, одного из многих, расположенных на территории Томской области.

В этом же разделе представлена тема «Культурное пространство», в которой содержится вопрос «От обязательного начального образования - к массовой средней школе». Приступая к его рассмотрению, стоит остановиться на сюжете о национальных школах, созданных в 1920-1930-е гг. в рамках политики коренизации и непродолжительное время существовавших в Сибири. Сведения о них слабо сохранились в архивах, что делает свидетельства очевидцев еще более ценными.

Ф. А. Юбин в своих воспоминаниях обращается к белорусским школам, существовавшим в Первомайском районе. Он пишет, что первая школа в Петровске, где преподавание шло на белорусском языке, была открыта в 1925 г. В сюжете, посвященном школам, содержатся фамилии учителей, описываются материальные трудности и школьные успехи. В нем даже приведены стихи на белорусском языке [9, с. 111-113]. Свое повествование он доводит до закрытия школ: «В 1935 г. в Петровской семилетней школе состоялся первый выпуск седьмого класса. Однако вскоре преподавание белорусского языка в школе было отменено» [9, с. 131].

В «Были о родных» содержатся сведения о национальной школе, открытой в селе Чесноки в 1930 г., где преподавание шло на двух языках - украинском и русском. Именно в этой школе получил начальное образование А. А. Малиновский. В одном из сюжетов своего нарратива он так вспоминает свои школьные годы: «Повх был первый мой учитель - / Добрый человек / Дал он мне азы науки / - не забуду век. / «Не цурайся своей мовы» - /- читал Повх букварь. / тетрадь зошитом зовется, / Лютынем январь» [9, с. 52-53].

Обращу внимание, что при рассмотрении вопроса «От обязательного начального образования - к массовой средней школе» воспоминания Ф. А. Юбина являются весьма информативными. Он прошел путь от учителя начальных классов до заведующего Петровской начальной школы (с 1940 г.), а затем, закончив заочно в 1940 г. педучилище в г. Томске и пройдя всю войну, занимал должность директора Петровской семилетней школы (с 1946 г.), Зимовской семилетней школы (с 1949 г.) и Ломовицкой № 1 семилетней школы (с 1953 г.). Ушел на пенсию в 1974 г. Удостоен звания «Ветеран педагогического труда» [9, с. 92]. Истории этих школ он посвятил не одну страницу своих воспоминаний. Приведу небольшой отрывок про Петровскую семилетнюю школу, построенную в 1932 г.: «Первые два года школа имела мало учебно-наглядных пособий, не хватало тетрадей, на классной доске писали комками белой глины. Учащиеся писали на разной оберточной бумаге, газетах, чернила делали из различных красок, по математике решали задачи на грифельных досках. Но это были трудности первые годы. После школа имела в достаточном количестве учебно-наглядных пособий» [9, с. 130-131].

Сведения, относящиеся к разделу VII «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.», в рассматриваемых мемуарах немногочисленны. А. Ф. Юбин поделился воспоминаниями о воскресном дне

22 июня 1941 г., когда он с другом возвращался с охоты: «...на улице не оказалось ни одного человека. Куда же подевались люди, где они? С трудом открыли окно, переоделись и вышли на улицу. На улице встретили старушку, которая шла и плакала, утирала слезу платком. Мы спросили: «Чего бабушка плачешь?» Она отвечает: «Как же, детки, не плакать, на нас немцы напали» [9, с. 134]. Уже на следующий день он вместе с другими односельчанами был отправлен на фронт и вернулся домой в 1945 г. В мемуарах А. Ф. Юбин представил подробные списки погибших и вернувшихся с фронта жителей рассматриваемых деревень [9, с. 148-150].

А. А. Малиновский поведал читателям о совершенно удивительном факте из истории его семьи, связанном с войной. Все его братья, ушедшие на фронт, вернулись домой живыми: «Пять войну прошли с боями / Из братьев из шести, все вернулись / Вам такое нигде не найти / Не зря маме все твердили / - „Это чудо" Ну и дела! / Ты наверно своих деток / Всех в рубашке родила» [9, с. 56].

В сборнике представлен материал и к VIII разделу «Апогей и кризис советской системы. 19451991 гг.». В частности, к теме «Поздний сталинизм» (1945-1953 гг.), в рамках которой обсуждаются вопросы влияния последствий войны на советскую систему и общество. Ф. А. Юбин в своих воспоминаниях уделил внимание трудностям послевоенной сибирской деревни: «В колхозе „Червонная зорька" д. Петровск осталось после войны 5 старых лошадей и несколько рабочих бычков. <...> Пахали землю в основном на бычках женщины и подростки, в деревне не было ни одного работоспособного мужчины, кроме стариков и подростков. <...> Собирали на огородах различные съедобные травы, сушили, толкли в ступках и эту травяную муку примешивали к хлебной муке» [9, с. 150-151].

В рамках данного исследовании приведены лишь краткие отрывки из рассматриваемых воспоминаний. Обращение к полнотекстовым документам позволит в большей мере погрузиться в атмосферу разных эпох, почувствовать сопричастность к событиям, происходившим в родных местах.

Как мы видим, требуется дальнейшая работа по обеспечению учебно-методическими материалами курса региональной истории. Представляется, что мемуарные тексты из сборника «Я вам, родные, излагаю быль» являются информативными при изучении следующих разделов по истории России: «Российская империя в XIX - начале ХХ в.» (темы «Этнокультурный облик империи», «Национально-религиозные особенности»), «Советское общество в 1920-30-е гг.» (темы «СССР в 1929-1941 гг.: "сталинский социализм"», «Культурное пространство»), «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.» (тема «Поздний сталинизм» (1945-1953 гг.)) и могут стать материалами для хрестоматии по истории Томской области.

Список источников

1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://www. kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf (дата обращения: 5.03.2023).

2. Маслова Н. Н., Нидерман И. А. Методические подходы к преподаванию региональной истории в современной школе // Преподавание истории в школе. 2021. № 7. С. 21-26.

3. Юровчик С. А. Изучение региональной истории в условиях реализации концепции нового УМК по истории отечества // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 2-4.

4. Актуальные проблемы преподавания истории в различных типах образовательных организаций. Ч. 8 / отв. ред. Л. В. Алексеева. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021. 134 с.

5. Петрович В. Г. Региональная история: быть или не быть? // Преподавание истории в школе. 2016. Вып. 7. С. 26-29. URL: http://pish.ru/blog/archives/4340 (дата обращения: 20.03.2023).

6. История Оренбургского края: инновационный учебно-методический комплекс «История». Модуль 5.4: учебное пособие / отв. ред. С. В. Любичанковский. М.: Интеграция: Образование и Наука, 2019. 253 с.

7. Масюкова Н. Г. Преподавание региональной истории в Ставропольском крае // Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации: сб. материалов VII Всерос. научно-практ. конф. (г. Ставрополь, 26 апреля - 15 мая 2021 года). Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. С. 118-121.

8. Инновационный учебно-методический комплекс «История»: учебное пособие для образовательных учреждений РФ: модуль 5.1: история Сибири: история России через историю регионов / отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. 218 с.

9. «Я вам, родные, излагаю быль...»: сб. мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т. А. Гончарова, Г. В. Грошева. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2019. 196 с.

10. Короткова М. В. «Новое краеведение» как современное направление развития музейной педагогики XXI века // Наука и школа. 2018. № 1. С. 100-103.

11. Аранова С. В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 107-115.

References

1. Kontseptsiya novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoy istorii [The concept of a new educational and methodological complex on national history] (in Russian). URL: http://www.kommersant.ru/ docs/2013/standart.pdf (accessed 05 March 2023).

2. Maslova N. N., Niederman I. A. Metodicheskiye podkhody k prepodavaniyu regional'noy istorii v sovremennoy shkole [Methodological approaches to teaching regional history in a modern school]. Prepodavaniye istorii v shkole, 2021, no. 7, pp. 21-26 (in Russian).

3. Yurovchik S. A. Izucheniye regional'noy istorii v usloviyakh realizatsii kontseptsii novogo UMK po istorii otechestva [Study of regional history in the context of the implementation of the concept of a new CMO on the history of the Fatherland]. Pedagogicheskiypoisk, 2018, no. 5, pp. 2-4 (in Russian).

4. Aktual'nyeproblemyprepodavaniya istorii v razlichnyh tipakh obrazovatel'nykh organizatsiy [Actual problems of teaching history in various types of educational organizations]. Part 8. Ed. prof. L. V. Alekseeva. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk State University Publ., 2021. 134 p. (in Russian).

5. Petrovich V. G. Regional'naya istoriya: byt' ili ne byt'? [Regional history: to be or not to be?]. Prepodavaniye istorii v shkole, 2016, vol. 7, pp. 26-29 (in Russian). URL: http://pish.ru/blog/archives/4340 (accessed 20 March 2023).

6. Istoriya Orenburgskogo kraya: innovatsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks «Istoriya». Modul' 5.4: uchebnoye posobiye [History of the Orenburg Region: innovative educational and methodological Quality of modern education: traditions, innovations, implementation experience complex "History". Module 5.4: textbook]. Ed. S. V Lyubichankovsky. Moscow, Integratsiya: Obrazovaniye i Nauka Publ., 2019. 253 p. (in Russian).

7. Masyukova N. G. Prepodavaniye regional'noy istorii v Stavropol'skom kraye [Teaching regional history in Stavropol Krai]. Kachestvo sovremennogo obrazovaniya: traditsii, innovatsii, opytrealizatsii: sbornikmaterialov VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The quality of modern education: traditions, innovations, implementation experience: Collection of materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference]. Stavropol, SKIRO PC and PRO Publ., 2021. P. 118-121 (in Russian).

8. Innovatsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks «Istoriya»: uchebnoye posobiye dlya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy RF: modul' 5.1: istoriya Sibiri: istoriya Rossii cherez istoriyu regionov [Innovative educational and methodical complex "History": textbook for educational institutions of the Russian Federation: module 5.1: the history of Siberia: the history of Russia through the history of regions]. Eds V. A. Zverev, O. M. Khlytina. Moscow, Integratsiya: Obrazovaniye i Nauka Publ., 2015. 218 p. (in Russian).

9. «Ya vam, rodnye, izlagayu byl'...: sbornikmemuarnykh tekstov zhiteley Tomskoy oblasti ["I will tell you, my dear ones, the past ...: a collection of memoir texts of the Tomsk region residents]. Comp. T. A. Goncharova, G. V. Grosheva. Tomsk, Central Scientific and Technical Publishing House, 2019, 196 p. (in Russian).

10. Korotkova M. V. «Novoye kraevedeniye» kak sovremennoye napravleniye razvitiya muzeynoy pedagogiki XXI veka ["New local history" as a modern direction of development of the XXI century museum pedagogy]. Nauka i shkola - Science and School, 2018, no. 1, pp. 100-103 (in Russian).

11. Aranova S. V. Kul'turologicheskaya tendentsiya vizualizatsii uchebnoy informatsii v shkol'nom obuchenii [Cultural tendency of visualization of educational information in school education]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena - Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2019, no. 193, pp. 107-115 (in Russian).

Информация об авторе

Гончарова Т. А., кандидат исторических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Information about the author

Goncharova T. A., Candidate of Historical Sciences, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Статья поступила в редакцию 28.04.2023; принята к публикации 21.02.2024 The article was submitted 28.04.2023; accepted for publication 21.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.