Научная статья на тему 'Социокультурный портрет современного мемуариста (на примере авторов персональных текстов по истории томских деревень ХХ В. )'

Социокультурный портрет современного мемуариста (на примере авторов персональных текстов по истории томских деревень ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SOCIO-CULTURAL PORTRAIT / MEMOIR WRITERS / MEMORIES / HISTORY OF VILLAGES / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончарова Татьяна Александровна, Грошева Галина Васильевна

В работе выявляются основные черты социокультурного портрета автора мемуарных текстов по этнической истории деревень томского региона, создавших свои произведения в последней четверти ХХ начале XXI в. На основе анализа биографических сведений дана характеристика «сельского» мемуариста по следующим параметрам: возраст, место рождения, принадлежность к группе сибирского населения, образование, профессия, наличие «писательского» опыта. Ключевые слова: социокультурный портрет, мемуаристы, воспоминания, история деревень, Томская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural portrait of a modern memoir writer (on the example of authors of personal texts about the history of Tomsk villages in the twentieth century)

The paper reveals the main features of the socio-cultural portrait of a writer of memoirs on the ethnic history of villages in Tomsk region. These writers created their works in the last quarter of the 20th and beginning of the 21st century. Based on the analysis of biographical information, a characteristic of the “rural” memoir writer is given according to the following parameters: age, place of birth, affiliation to the Siberian population, education, profession, and the presence of “writing” experience.

Текст научной работы на тему «Социокультурный портрет современного мемуариста (на примере авторов персональных текстов по истории томских деревень ХХ В. )»

Социокультурный портрет современного мемуариста (на примере авторов персональных текстов по истории томских деревень ХХ в.)

Гончарова Татьяна Александровна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, Томский государственный педагогический университет, gta.76@mail.ru

Грошева Галина Васильевна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, Томский государственный педагогический университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет, кафедра антропологии и этнологии, groshevagv@mail.ru

В работе выявляются основные черты социокультурного портрета автора мемуарных текстов по этнической истории деревень томского региона, создавших свои произведения в последней четверти ХХ - начале XXI в. На основе анализа биографических сведений дана характеристика «сельского» мемуариста по следующим параметрам: возраст, место рождения, принадлежность к группе сибирского населения, образование, профессия, наличие «писательского» опыта. Ключевые слова: социокультурный портрет, мемуаристы, воспоминания, история деревень, Томская область.

Работа выполнена при поддержке РФФИ в рамках проекта «Этническая история томских деревень в ХХ в. сквозь призму персональных текстов местных жителей», № 18-49-700002.

Исследования мемуарных текстов стали неотъемлемой частью современных социальных и гуманитарных наук. Воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий на основе личных впечатлений, становятся ценным материалом для изучения различных аспектов жизни общества в его социально-политическом или культурном измерении. При изучении нарративных текстов специалисты неизбежно обращаются к биографическим сведениям об их авторах. Это обращение, прежде всего, продиктовано необходимостью внутренней критики источника, поиском ответа на вопрос об объективности излагаемых в нем сведений. Однако личность самого мемуариста, как правило, остается малоизученной. Кто он, автор персональных текстов? Каков «социокультурный портрет» современного мемуариста? Кто эти люди из «безмолвствующего большинства», решившие поведать нам о себе, своей семье, деревне?

Изучение персональных текстов как источников по этнической истории томских деревень спровоцировало интерес непосредственно к создателям мемуарных произведений, в которых так тонко отразились разные грани региональной истории. Не претендуя на выявление

комплексного социокультурного портрета мемуариста исследуемой группы текстов, в рамках статьи предполагается дать общую характеристику персоналий по следующим параметрам: возраст, место рождения, принадлежность к группе сибирского населения, образование, профессия, наличие так называемого «писательского» опыта.

В центре внимания оказались жители региона, создавшие свои произведения в последней четверти ХХ -начале XXI в., в которых в той или иной степени содержатся сведения об этнической истории томских деревень. Эти мемуарные тексты условно можно разделить на (автобиографические нарративы, семейные истории и истории сел. Четкую грань провести между ними сложно: за семейной историей часто видна история деревни, а воспоминания о деревне наполнены сведениями об отдельных семьях и автобиографическими сюжетами [1, с. 115].

Назовем авторов наиболее заметных произведений. Уроженцем украинского села Чесноки (Боро-ковка) Асиновского района Томской области А.А. Малиновским была написана семейная история «Быль о родных» [2]. Жительница пос. Тимофеевка Тегульдетского района Томской области Е.Р. Харина, в 1930-е гг. сосланная ребёнком вместе с родителями в Сибирь, сочинила «поэму» о выселении в Сибирь и об обустройстве на новом месте [3]. Стоит отметить, что вышеназванные произведения имеют стихотворную форму. Ф.А. Юбин в своих воспоминаниях описал историю белорусских деревень в Первомайском районе от их основания в начале ХХ в. и до середины 1970-х

гг. [4]. Историю о детстве, деревенской жизни, школьных и студенческих годах поведала о своем «Автобиографическом очерке» Н.М. Бабуль [5]. В сочинении уроженца д. Пристань Каргасокского района Томской области И.К. Голещихина «Нарымские были» повествуется о родословной автора, истории его семьи, о жизни коренного и пришлого населения деревень Нарым-ского края [6]. История родной деревни Вороно-Пашня Асиновского района представлена в воспоминаниях Н.И. Михайлиной [7].

Прежде всего, стоит отметить, что создание социокультурного портрета автора-мемуариста значительно осложняет ограниченность биографических сведений о создателях персональных текстов, в большинстве своем уже ушедших из жизни. О некоторых из них информация не сохранилась ни у родственников, ни в официальных документах. По сути, основную часть данных о таких авторах удалось почерпнуть из самих мемуарных текстов. Для опубликованных произведений характерным является размещение на титульном листе издания кратких биографических сведений, например, таких как дата рождения, ключевые вехи трудовой биографии, общественное и государственное признание в виде наград и званий. Наиболее информативными, в силу жанра, оказались (авто)биографические нарративы. Однако содержащиеся в воспоминаниях биографические данные в полной мере не раскрывают личность мемуариста. Для получения дополнительной информации были проведены интервью с родственниками авторов, привлека-

ц Гп::а 1

лись материалы из средств массовой информации, а также размещенные в социальных группах в сети Интернет. В целом для создания коллективного портрета использовались сведения об авторах более двадцати персональных текстов, однако интересующие данные по каждому из них представлены весьма неравномерно.

Важной характеристикой социокультурного портрета является возраст мемуариста, создававшего свое произведение. Поиск этих сведений затруднен в связи с частым отсутствием информации о дате рождения авторов воспоминаний и времени создания воспоминаний. Несмотря на то, что мемуарный текст от замысла и до последней точки является персональным творчеством автора, он иногда упускает один из важных моментов - датировку своего творения. Проблема с определением времени написания воспоминаний (без авторской датировки) остается при работе, как с неопубликованными, так и с опубликованными текстами. Год публикации произведения, как правило, напрямую не свидетельствует о времени его создания [1, с. 110].

Даже при наличии сведений о дате рождения создателя мемуаров и авторской датировки текста остается только догадываться сколько времени ушло на обдумывание идеи произведения, размышления о его содержании, сборе и записи жизненных наблюдений, без которых невозможно появление столь оригинальных текстов. Так, И.К. Го-лещихин в интервью областной газете отметил, что «всегда был любознательным, подмечал интересное в жизни, прислушивался к лю-

дям, запоминал рассказы окружающих. И уже давно задумал когда-нибудь написать свою книгу» [8, с. 13].

Некоторые тексты стали результатом работы нескольких поколений, и их подготовка заняла не одно десятилетие. Так, воспоминания о роде Фокиных первым начал собирать Н.А. Фокин (1920-2009 гг.). К 1986 г. он составил схему родословной династии Фокиных. После его смерти дело продолжила племянница - В.М. Перебоева. На основе собранных данных она написала семейную историю, опубликованную в 2017 г. на сайте «Сибиряки вольные и невольные» [9].

Можно предположить, что сам процесс написания многих текстов занимал не один год, поскольку объем некоторых произведений весьма значителен - до 200-300 и более страниц [6; 10; 11].

Учитывая вышесказанное, рассуждения о возрасте авторов-мемуаристов приобретают некоторую условность. Тем не менее, попытаемся исходя из сведений о дате рождения и времени появления произведений определить их возраст. Согласно имеющимся данным, Е.Р. Харина создала свое произведение в 65-66 лет. Примерно в таком же возрасте появились мемуары у Ф.А. Юбина (за 65 лет), В.А. Веретено (66 лет), Н. Михайлиной (67 лет). Ближе к 70-ми годам написали воспоминания Р.М. Винокурова (68 лет) и В.И. Макуха (69 лет). Перешагнув 70-летний рубеж, взялись за перо В.К. Михалева (примерно 71 год), С.Х. Ситдикова (72 года), Н.М. Бабуль (72 года). В более зрелом возрасте доверили свои воспоминания бумаге А.А. Селевич (75 лет), И.К. Голещихин (76 лет),

А.В. Подсевных - (76 лет), Г.И. Игнатов (77 лет), Н.С. Сутулов (77 лет).

Как отмечают специалисты, ме-муаротворческие интенции прежде всего связаны с возрастными особенностями. Как правило, преобладание ориентации на прошлое характерно для пожилого возраста (в среднем, старше 60 лет). Связано это не только с объективными процессами старения, но и с переносом акцента в деятельности личности на сохранение достигнутого. Пожилой человек обращён в прошлое, прожитое приобретает для него абсолютную значимость, процесс воспоминаний становится ценным сам по себе [См.: 12, с. 302].

Особое ощущение возраста в период написания мемуаров передают и сами авторы. «А теперь дедами стали» [2, с. 23] - подчеркнул свой возраст в семейном повествовании А.А. Малиновский (сведений о времени создания его текста пока обнаружить не удалось). Возможно, выход на пенсию и появление свободного времени подтолкнули многих авторов взяться за написание воспоминаний, поделиться тем, что обдумывалось долгие годы.

За редким исключением рассматриваемые персоналии являлись уроженцами томских деревень. У большинства их них вся жизнь была связана с малой родиной, или, по крайней мере, с близлежащими населенными пунктами. Основная часть покинувших родную деревню переехала в Томск и Се-верск, хотя среди новых мест жительства встречается и Москва.

Вне зависимости от жанра произведения авторы считают необходимым указать, к какой группе сибир-

ского населения по времени переселения они сами или их семья относятся - старожилам, переселенцам, спецпоселенцам. Иногда социальный статус или этническая принадлежность подчеркивались уже в названии нарративов: «Мои предки - вольные сибиряки» [13], «Судьбы белорусских семей Ярошевичей и Попко в Томской области» [14]. Причастность к старожильческой среде часто обозначается особой укорененностью в Сибири. Так, Н. Михай-лина вспоминает своего деда, «осевшего на Вороно-Пашенских землях с незапамятных времен» [7, с. 39]. Для потомков пореформенных переселенцев характерно указание на места выхода предков и их этническую принадлежность. Довольно типично выглядит такой пример: «Мои дедушка и бабушка по отцовской линии, Макуха Павел и Матрена, в 1897 году одними из первых приехали в Сибирь из д. Сохачи Черниговской губернии» [13].

Стоит отметить, что среди авторов, родившихся в 1910-1920-е гг., встречаются жители однонациональных поселений, довольно распространённых в тот период в границах современной Томской области. Они выросли в среде бытования элементов традиционной культуры, национального языка, имели возможность посещать национальные школы. Так, А.А. Малиновский был уроженцем украинского села Чесноки (Бороковка) Асиновского района, а его родители были первопоселенцами. В 1930 г. там была открыта школа с преподаванием на украинском языке. Жителями белорусских деревень Ломовицк-I и Пет-ровск Первомайского района являлись Н.М. Бабуль, А.А. Селевич,

Ф.А. Юбин. В 1920-е гг. в этих деревнях действовали школы с преподаванием на белорусском языке.

Среди создателей исследуемых мемуарных текстов двое являются потомками спецпоселенцев. Как отмечалось выше, в начале 1930-х гг. в 8-летнем возрасте Е.Р. Харина с родителями была сослана в Сибирь в спецпоселок Тимофеевка. В.А. Веретено (1949 г.) родился в спецпоселке Захарково (Первомайский район) в семье спецпоселенца из Молдавии и мордвинки - спецпоселенки из Красноярского края, также сосланных в начале 1930-х гг.

Уровень образования у рассматриваемых авторов-мемуаристов варьирует от 7 классов школьного обучения до высшего образования и наличия кандидатской степени.

Трудовые биографии авторов персональных текстов весьма разнообразны. Приведём несколько наглядных примеров.

Представителем сельской интеллигенции являлся Ф.А. Юбин (1914-1987 гг.). Всю свою жизнь он посвятил педагогической деятельности. Долгие годы работал учителем, а потом и директором школ в д. Петровск, с. Зимовское, с. Ломовицк I Первомайского района Томской области.

А.А. Малиновский (1919-? гг.) после окончания школы Александр Андреевич учился в Асино и Томске. Работал учителем в Казанке, примерно в середине 1940-х гг. уехал в Москву.

А.А. Селевич (1919-? гг.) до войны окончил бухгалтерскую школу в Новосибирске. Всю жизнь проработал ревизором в Райпо-требсоюзе с. Первомайское Первомайского района Томской области.

Достойный трудовой путь прошла Е.Р. Харина (1925-1995 гг.). Окончила 7 классов школы. Работала счетоводом в д. Красная горка, заведующей почтовым отделением в пос. Покровский Яр, д. Четь-Конторка Тегульдетского района.

Среди авторов встречаются специалисты сельского хозяйства (агрономы, зоотехники, ветврачи, инженеры-механики и др.). Так, Н.М. Бабуль (1928-2014 гг.) в 1948 г. окончила Томский зооветтехникум, в 1953 г. - Новосибирский сельскохозяйственный институт. После окончания института работала в Новосибирской области, потом вернулась на родину в Первомайский район. В 1976 г. была назначена главным зоотехником управления сельского хозяйства Первомайского района.

Некоторые авторы прошли все этапы колхозной жизни от рядовых работников до руководящего состава. С разнорабочего начал свой трудовой путь в колхозе Г.И. Игнатов (1928-2011 гг.), в 1945 г. стал председателем сельского совета д. Цыганово Асиновского района. Позже он работал в лесной промышленности. До ухода на пенсию в 1989 г. был председателем райкома профсоюзов.

Н.С. Сутулов (1931 г.) окончил 7 классов школы, работал бухгалтером в колхозе им. Сталина Федораев-ского сельского совета, инструктором Шегарского райкома КПСС, секретарем парткома колхоза, управляющим Михайловской фермы совхоза «Россия». Был главным зоотехником колхоза «Гигант», председателем колхоза им. 50-летия Октября. В 1969 г. заочно окончил Омский сельскохозяйственный институт.

В.А. Веретено (1949 г.) родился в пос. Захарково Первомайского района Томской области. В 1969 г. окончил Томский машиностроительный техникум и получил специальность техник-технолог холодной обработки металлов. В 1972 г. переехал в Новосибирск, где 17 лет проработал на заводе им. Чкалова, прошел путь от мастера до начальника крупного цеха. В 1989 г. одержал победу на выборах директора швейной фабрики «Северянка». Окончил Высшую школу управления им. Шверника. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата технических наук.

Среди тех, кто покинул малую родину и перебрался в город встречаются работники общепита, торговли, коммунальных служб, управленцы.

Осмысление социокультурных характеристик коллективного портрета сельского мемуариста невозможно без обращения к так называемому «писательскому» опыту. Большинство из рассматриваемых авторов написали по одному произведению. Однако есть и исключения. Из-под пера И.К. Голещихина буквально одна за другой вышли две книги воспоминаний: в 2015 г. -«Нарымские были», в 2017 г. - «Это было недавно». Н.С. Сутулов является автором нескольких произведений: «Воспоминание», «Судьба», «Они сражались за Родину», «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего» [15].

Богатый писательский опыт у рассматриваемых в статье создателей мемуарных текстов скорее исключение. Так, например, автором воспоминаний о селе Цыганово Зырянского района является Г.И. Игнатов - биограф писателя Георгия

Маркова, - много лет занимавшийся краеведением. На его счету более 250 заметок, краеведческих статей, очерков о жизни и творчестве писателей и художников [16].

Однако опыт краеведческой работы, увлечение поэзией, в более скромных масштабах по сравнению с творческой деятельностью Г.И Игнатова, встречается и у других авторов. Долгие годы изучением родной деревни Ломовицк занимался А.А. Селевич. Его усилиями была составлена карта расположения ло-мовицких хуторов, а также «Списки исчезнувших деревень Первомайского района». Все эти материалы хранятся в Первомайском районном краеведческом музее [17, с. 134]. Как вспоминают родственники, он обладал отличной памятью, по натуре был хорошим рассказчиком [18].

Занятие поэзией стало неотъемлемой частью жизни Н. Михайли-ной, написавшей воспоминания о родном селе Вороно-Пашня Аси-новского района Томской области. В предисловии к своей книге она поделилась: «Вышла замуж, родила сына и дочь, и ... писала стихи. Работала, служила людям, и ... писала стихи. Ушла на пенсию: дом, муж, дети, внуки, собаки, кошка. Много друзей, любимых друзей, сестры, родственников много - всех люблю, и ... пишу стихи. (...) А недавно попробовала себя и в прозе - что получилось, почитаете, сами рассудите» [7, с. 5-6.].

Известно, что некоторые авторы не посвящали своих близких в процесс написания. Так, сын Е.Р. Хари-ной, Василий Иванович Харин вспоминает: «Написала, а потом говорит: "Почитайте!". Втихаря писала» [18]. В других случаях родственники

ц Гп::а 1

знали о создании мемуарных текстов. Брат А.А. Селевича, Виктор Антонович Селевич рассказал, что тот делился с ним написанным, читал ему [18].

Для некоторых авторов создание персонального текста стало продолжением общественной работы по сохранению памяти о своих предках и малой родине. Так, усилиями уроженца пос. Захарково В.А. Веретено в память о родителях и всех жителях деревни в 2012 г. был установлен поклонный крест. Массивный пятиметровый крест с надписью: «Спаси и сохрани» стоит на въезде в пос. Улу-Юл, а второй -у пос. Захарково. В 2013 г. был установлен и памятный камень с надписью «Эта дорога когда-то вела в поселок Захарково, основанный спецпереселенцами в 1930 г. Путник, остановись! Вспомни тех, кто когда-то родился, жил, учился, работал в поселке Захарково. Поклонись их памяти!». В 2015 г. появился документальный фильм о пос. Захарково, а затем и книга «Жили были в Захарково» [19].

Осмысление так называемого «писательского опыта» у рассматриваемых авторов показывает, насколько разными были причины, побудившие людей поведать историю своей жизни, семьи, родной деревни. Для мемуаристов, которые были свидетелями трагических событий, например, раскулачивания и выселения, воспоминания о травматическом опыте - это способ преодоления его последствий, связанный с социальной, поколенческой идентичностью [20, с. 26]. Для сельской интеллигенции советского периода написание мемуаров можно считать своего рода продолжением их просветительской деятельности

на селе. Для людей, занимающихся краеведческой работой, творчеством, общественной деятельностью, создание персонального текста стало новым этапом их личной самореализации.

Итак, мы видим сколь сложна и многогранна личность авторов, оставивших воспоминания об истории томских деревень ХХ в. Все они являются уроженцами и жителями тех мест, о которых ведут повествование. Мемуарные тексты были написаны ими в уже пожилом возрасте.

Среди создателей мемуарных текстов - представители различных переселенческих потоков (потомки старожилов, пореформенных переселенцев и дети спецпоселенцев). Очевидно, что мотивы, взявшихся за перо сельских мемуаристов разнятся в зависимости от истории «вхождения» их семьи в сибирский социум. Для детей спецпоселенцев написание воспоминаний может трактоваться как опыт преодоления прошлого.

Авторы воспоминаний - это люди с разной трудовой биографией: рядовые работники, сельская интеллигенция, советская сельская номенклатура. Некоторые из них, долгие годы отдавшие работе, заслужили высокое общественное признание, государственные

награды и почетные звания. В творческом багаже основной части авторов один мемуарный текст, хотя некоторые из них до написания воспоминаний могли активно заниматься краеведческой работой и творческой деятельностью.

Поиск биографических данных об авторах мемуарных текстов по истории томских деревень еще раз показал, что сведения о конкретных

людях могут потеряться. Однако созданные ими произведения становятся не только частью семейного наследия, но и источником формирования и поддержания коллективной культурно-исторической памяти населения томского региона.

Литература

1. Гончарова Т.А. Грошева Г.В. Персональные тексты жителей деревень Томской области последней четверти ХХ - начала XXI в. в дискурсе этнической истории: общая характеристика и систематизация // Вопросы национальных и федеративных отношений. Выпуск 2(47). 2019. Том 9. С. 107-119.

2. Малиновский А.А. Быль о родных // Личный архив Т.А. Гончаровой. 24 с.

3. Харина Е.Р. [Без названия] // Семейный архив В.И. Харина. 12 л.

4. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны и педагогического труда Юбина Флегонта Афанасьевича // Первомайский районный краеведческий музей. [б.н.]. 157 с.

5. Бабуль Н.М. Автобиографический очерк // Муниципальный архив администрации Первомайского района Томской области. Ф. 91. Оп. 1. Д 3. 20 л.

6. Голещихин И.К. «Нарымские были». -Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2015. 274 с.

7. Михайлина Н. Дорога домой: книжка о родном селе Вороно-Пашня. Томск: [б.и.], 2016. 60 с.

8. Чайковская О. Написать свою судьбу. // Губернские новости. 2016. № 1 (125). С. 13.

9. Фокин Н.А., Перебоева В.М. О роде Фокиных. 2017 [Электронный ресурс] // Сибиряки вольные и не-

вольные: сайт мемориального проекта. - URL: https://сибиряки.он-лайн/documents/fokiny/ (дата обращения: 18.10.2018).

10.Веретено В.А. Жили были в Захарково. Новосибирск: Приобские ведомости, 2015. 352 с.

11.Селевич А.А. Марьянины внуки: биографическая повесть. Томск: [б.и.], 2003. 338 с.

12. Казакова Е.А. Некоторые аспекты внутренней критики источников мемуарного характера в биографических исследованиях // Документ в системе социальных коммуникаций: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Томск, 25-26 октября 2007 г.). Томск: Томский государственный университет, 2008. С. 301-305.

13.Макуха В.И. Мои предки -вольные сибиряки. 2015 [Электронный ресурс] // Сибиряки вольные и невольные: сайт мемориального проекта. - URL: https://сибиряки.он-лайн/documents/moi-predki-volnye-sibiryaki/ (дата обращения: 15.12.2019)

14.Чураева В. Судьбы белорусских семей Ярошевичей и Попко в Томской области. 2016 [Электронный ресурс] // Сибиряки вольные и невольные: сайт мемориального проекта. - URL: https://сибиряки.он-лайн/documents/sudby-belorusskih-semej-yaroshevichej-i-popko-v-tomskoj-oblasti/ (дата обращения 18.10.2018).

15.«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего...» [Электронный ресурс] // Новости. Шегарская межпоселенческая централизованная библиотечная система. - URL: https://sheg-

biblio.tom.muzkult.ru/news/17456935 (дата обращения: 22.12.2019).

16. Игнатов Г.И. Далекое и близкое. Очерки. Воспоминания. Асино: ОАО «Издательство Асиновское», 2005. 223 с.

17.Савченко Е.Ю. Фонды муниципальных и музейных архивов для изучения белорусов Томской области / Е. Ю. Савченко // IV Всероссийский фестиваль науки: XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». 21-25 апреля 2014 г.: в 5 т. Томск: Издательство ТГПУ, 2014. Т. IV : История. Философия. Культурология. Социальные науки. Ч. 1: История. Культурология. С. 131-135.

18. Полевые материалы Г.В. Гро-шевой, 2019 г.

19. Василий Веретено: «Тот, кто забывает историю, не имеет будущего» [Электронный ресурс] // Освоение заброшенных деревень. Общее дело. - URL: https://vk.com/wall-78559590_95297 (дата обращения: 22.12.2019).

20. Разумова И.А. Семейный фактор интеграции исторической общности спецпереселенцев // Труды Кольского научного центра РАН. 2018. С. 14-28.

Socio-cultural portrait of a modern memoir writer (on the example of authors of personal texts about the history of Tomsk villages in the twentieth century) Goncharova T.A., Grosheva G.V. Tomsk State Pedagogical University The paper reveals the main features of the socio-cultural portrait of a writer of memoirs on the ethnic history of villages in Tomsk region. These writers created their works in the last quarter of the 20th and beginning of the 21st century. Based on the analysis of biographical information, a characteristic of the "rural" memoir writer is given according to the following parameters: age, place of birth, affiliation to the Siberian population,

education, profession, and the presence of "writing" experience. Keywords: socio-cultural portrait, memoir writers, memories, history of villages, Tomsk region. References

1. Goncharova T.A. Grosheva G.V. Personal texts of residents of the villages of the Tomsk region of the last quarter of the XX -beginning of the XXI century. in the discourse of ethnic history: a general description and systematization // Questions of national and federal relations. Issue 2 (47). 2019.Vol. 9.P. 107-119.

2. Malinovsky A.A. The Story of Relatives // T.A.

Personal Archive Goncharova. 24 sec

3. Harina E.R. [Untitled] // V.I. Family Archive

Harina. 12 l

4. Memoirs of a veteran of the Great Patriotic

War and pedagogical work of Yubin Flegont Afanasevich // Pervomaisky Regional Museum of Local Lore. [bn]. 157 p.

5. Babul N.M. Autobiographical essay // Municipal archive of the administration of Pervomaisky district of Tomsk region. F. 91. Op. 1. D 3. 20 liters.

6. Goleshikhin I.K. "Narymsky were." -Tomsk:

Ivan Fedorov Publishing House, 2015.274 p.

7. Mikhaylina N. The way home: a book about

the native village of Vorono Pashnya. Tomsk: [b.i.], 2016. 60 p.

8. Tchaikovsky O. Write your fate ... // Provincial

news. 2016. No. 1 (125). S. 13.

9. Fokin N.A., Pereboeva V.M. About the Fokins.

2017 [Electronic resource] // Siberians free and involuntary: site of the memorial project. - URL: https:

//sibiryaki.online/documents/fokiny/ (accessed: 10/18/2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Vereteno V.A. We lived in Zakharkovo. Novosibirsk: Priobskie Vedomosti, 2015.352 s.

11. Selevich A.A. Marjan grandchildren: a biographical story. Tomsk: [b.i.], 2003.338 s.

12. Kazakova E.A. Some aspects of internal criticism of memoir-based sources in biographical research // Document in the system of social communications: Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Tomsk, October 25-26, 2007). Tomsk: Tomsk State University, 2008.S. 301-305.

13. Makukha V.I. My ancestors are free Siberians. 2015 [Electronic resource] // Siberians free and involuntary: site of the memorial project. - URL: https:

//sibiryaki.online/documents/moi-predki-volnye-sibiryaki/ (accessed: 12/15/2019)

14. Churaev V. The fate of the Belarusian families of Yaroshevichi and Popko in the Tomsk region. 2016 [Electronic resource] // Siberians free and involuntary: site of the memorial project. - URL: https: //sibiryaki.online/documents/sudby-belorusskih-semej-yaroshevichej-i-popko-v-tomskoj-oblasti/ (accessed 10/18/2018).

15. "The past, stored in memory, is part of the present ..." [Electronic resource] // News. Shegar inter-settlement centralized library system. - URL: https://sheg-biblio.tom.muzkult.ru/news/17456935 (accessed: 12/22/2019).

16. Ignatov G.I. Far and near. Essays. Memories. Asino: Asinovskoye Publishing House OJSC, 2005.223 s.

17. Savchenko E.Yu. Funds of municipal and museum archives for the study of Belarusians of the Tomsk Region / E. Yu. Savchenko // IV All-Russian Festival of Science: XVIII International Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists "Science and Education". April 21-25, 2014: in 5 volumes. Tomsk: Publishing House of TSPU, 2014. T. IV: History. Philosophy. Culturology. Social sciencies. Part 1: History. Culturology. S. 131-135.

18. Field materials G.V. Grosheva, 2019

19. Vasily Vereteno: "He who forgets history has no future" [Electronic resource] // Development of abandoned villages. Common cause. - URL: https://vk.com/wall-78559590_95297 (accessed: 12/22/2019).

20. Razumova I.A. Family factor of integration of the historical community of special settlers // Transactions of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2018.S. 14-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.