Научная статья на тему 'Образ сибирской деревни в современных мемуарных текстах жителей Томского региона'

Образ сибирской деревни в современных мемуарных текстах жителей Томского региона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / СИБИРСКИЕ ДЕРЕВНИ / МЕМУАРНЫЙ ТЕКСТ / ВОСПОМИНАНИЯ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / IMAGE / SIBERIAN VILLAGES / MEMOIRS TEXT / MEMOIRS / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончарова Татьяна Александровна

В статье рассматривается образ сибирской деревни, представленный в мемуарных текстах жителей Томского региона, написанных в последней четверти ХХ начале XXI в. Анализ мемуарных текстов позволил выявить следующие ключевые характеристики образа сибирской деревни: восприятие Сибири как родины и наделение ее положительными характеристиками, постоянное пополнение сибирских деревень новым населением (вольными и невольными переселенцами); сибирская деревня предстает как территория позитивного межэтнического взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности; житель сибирской деревни рисуется как трудолюбивый, способный преодолеть любые испытания, отзывчивый на чужую боль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian Village Image in Recent Memoirs of Tomsk Region Residents

The article examines the Siberian village image represented in the memoirs of Tomsk region residents of the last quarter of the XX the beginning of the XXI century. The analysis of the memoirs texts has allowed identifying the following key characteristics of the Siberian village image: highly positive perception of Siberia as a native land, constant growth of rural population (voluntary and forced resettlers). The Siberian village is described as a territory of successful cross-ethnic interaction in different spheres; the Siberian peasant is depicted as an industrious person capable to overcome any ordeal and responsive to others’ suffering.

Текст научной работы на тему «Образ сибирской деревни в современных мемуарных текстах жителей Томского региона»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020A9

Гончарова Татьяна Александровна

Образ сибирской деревни в современных мемуарных текстах жителей Томского региона

В статье рассматривается образ сибирской деревни, представленный в мемуарных текстах жителей Томского региона, написанных в последней четверти ХХ - начале XXI в. Анализ мемуарных текстов позволил выявить следующие ключевые характеристики образа сибирской деревни: восприятие Сибири как родины и наделение ее положительными характеристиками, постоянное пополнение сибирских деревень новым населением (вольными и невольными переселенцами); сибирская деревня предстает как территория позитивного межэтнического взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности; житель сибирской деревни рисуется как трудолюбивый, способный преодолеть любые испытания, отзывчивый на чужую боль.

Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/4/9.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 51-55. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Этнография, этнология и антропология

Ethnography, Ethnology and Anthropology

УДК 93/94; 394 Дата поступления рукописи: 21.02.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript2020A9

В статье рассматривается образ сибирской деревни, представленный в мемуарных текстах жителей Томского региона, написанных в последней четверти ХХ - начале XXI в. Анализ мемуарных текстов позволил выявить следующие ключевые характеристики образа сибирской деревни: восприятие Сибири как родины и наделение ее положительными характеристиками, постоянное пополнение сибирских деревень новым населением (вольными и невольными переселенцами); сибирская деревня предстает как территория позитивного межэтнического взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности; житель сибирской деревни рисуется как трудолюбивый, способный преодолеть любые испытания, отзывчивый на чужую боль.

Ключевые слова и фразы: образ; сибирские деревни; мемуарный текст; воспоминания; Томская область.

Гончарова Татьяна Александровна, к. ист. н., доц.

Томский государственный педагогический университет gta. 76@mail.ru

Образ сибирской деревни в современных мемуарных текстах

жителей Томского региона

Работа выполнена при поддержке РФФИ в рамках проекта «Этническая история томских деревень в ХХ в.

сквозь призму персональных текстов местных жителей», № 18-49-700002.

Важным компонентом региональной и этнической идентичности является образ места, в основе которого лежит целый комплекс взаимосвязанных характеристик: от пространственных до социокультурных. Наиболее емкое определение образа места через терминологию «географического образа» дает Д. Замятин, определяющий его как систему «взаимосвязанных и взаимодействующих знаков, символов, архетипов и стереотипов, ярко, и в то же время достаточно просто характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну). Географический образ есть феномен культуры, характеризующий стадиальное (общий аспект) и уникальное (частный аспект) состояния общества» [7, с. 29].

В зависимости от выделяемых оснований исследователями различаются несколько видов образа региона, в том числе по воспринимающему этот образ субъекту на внутренний и внешний. Носителями внутреннего образа являются жители данного региона, внешнего - его гости и население других территорий. Внутренний образ ярко представлен в живой речи носителей языка, транслируется через публицистические и художественные тексты, создавая таким образом основания для формирования внешнего образа данной территории [16, с. 145]. Особое место среди источников, отражающих пространственные представления, занимают мемуарные тексты местных жителей. Как отмечают специалисты, естественная письменная речь, «наивное письмо» является проявлением повседневности, проявлением обыденного сознания рядового носителя языка [19, с. 39]. Кроме того, высокая информативность этих источников связана с тем, что в них особую актуальность приобретает концепт Родины. «Наивная художественная литература», как в лирических, так и эпических образцах, очень патриотична [9, с. 28].

В современной гуманитарной науке с развитием микроисторических исследований серьезный интерес стал проявляться к «маленькому человеку», рядовому участнику исторических событий, и, следовательно, к созданным им персональным текстам - мемуарам, автобиографиям, дневникам и т.д. В этой связи обращение к современному мемуарному наследию жителей Томского региона представляется актуальным.

Мемуарные тексты активно используются для изучения образов городов центральной России [5], сибирских городов [1].

В изучении пространственных образов особое место занимает Сибирь. К исследованию различных аспектов этой темы уже обратились отечественные исследователи. Формированию образа Сибири в процессе ее колонизации посвящена статья Е. В. Головневой [4]. М. К. Чуркин в своей работе обращается к проблеме

«ментальных карт» и «воображаемой географии» Сибири, позволяющей увидеть множественные реальности места [21]. Образ Сибири сквозь призму журнальной прессы представлен в работе Н. Н. Родигиной [15] и др.

Однако за обширным понятием «Сибирь» скрывается ряд территориальных составляющих, в том числе сибирский город и сибирская деревня, имеющие свою этнокультурную специфику в отдельных сибирских регионах. В данной работе речь пойдет о сибирских деревнях Томского региона, что придает изучению образа Сибири конкретные территориальные рамки и обусловливает научную новизну исследования.

Цель данной статьи - выявление ключевых черт образа сибирской деревни и ее жителей на основе современных мемуарных текстов жителей Томской области.

Стоит отметить, что о Томском регионе имеется обширная мемуарная литература конца XVII - начала XX в. [20]. Довольно разнообразным является и современное творческое наследие его жителей. Источ-никовую базу работы составили мемуарные тексты, написанные в последней четверти ХХ - начале XXI в., в которых охвачен практически весь ХХ в. В центре внимания оказались населённые пункты из разных районов Томской области. Две книги воспоминаний И. К. Голещихина посвящены д. Пристань Каргасок-ского района Томской области [2; 3]. В центре повествования Г. И. Игнатова находится д. Цыганово Зырянского района [8]. Н. И. Михайлина в своих воспоминаниях ведет речь о д. Вороно-Пашня Асиновского района [12]. История переселенческого поселка Чесноки сквозь призму семейного повествования представлена в произведении А. А. Малиновского «Быль о родных» [11]. В воспоминаниях Н. С. Сутулова описывается деревня Федораевка Шегарского района [17; 18]. Историей родного села поделилась уроженка с. Молчаново Молчановского района Т. Д. Соколова [6].

Особенности восприятия территории местными жителями обусловлены многочисленными факторами: причинами переселения в Сибирь, успешностью адаптации на новом месте, культурными установками и этническими традициями. Следует подчеркнуть, что авторы рассматриваемых мемуаров являются местными жителями и ведут речь о малой родине, в образе которой акцентируется внимание на ее положительных характеристиках. Кроме того, авторы, по имеющимся данным, являются потомками добровольных переселенцев разных периодов, а значит негативного опыта, связанного с насильственным переселением в Сибирь, в их семейном багаже нет. Конечно, воспроизведённый на страницах изучаемых мемуаров социально-культурный контекст может отличаться от представленного, например, в воспоминаниях бывших ссыльных или депортированных, но это один из образов, бытующих среди местного населения. Сегодня специалисты обращают внимание на «возможность увидеть множественные реальности места» [21, с. 84].

Уже с первых страниц рассматриваемых мемуаров вырисовывается образ милой сибирской деревеньки. «Иродилась я 26 февраля 1949 года в селе, родном и сердцу милом, селе Вороно-Пашня» [12, с. 4]. «Но есть на Томской земле небольшой клочок земли, невероятно притягательный моему сердцу. В милой глуши, недалеко от п. Батурино Асиновского района в шестидесятые годы прошлого века была жива деревенька с магическим названием "Тунгусский бор"» [13]. «Не хотелось расставаться со своей милой, благодатной, чистой родиной. В этой деревне я родился, прожил до восемнадцати лет, многому научился» [3, с. 4].

В повествованиях жителей Томского региона можно выделить два типа сибирских деревень: старожильческую и переселенческую. Для жителей старожильческих поселений характерным является акцентирование внимания на длительности проживания их предков в Сибири: «... интересная личность мой дед Сергей. Родился в 1886 году в семье казака Чернова Ивана, осевшего на Вороно-Пашенских землях с незапамятных времен» [12, с. 39]; «Мой дед, Крымский Иван Афанасьевич, родился в деревне Костарево в девятнадцатом веке» [2, с. 3]. При описании переселенческой деревни, как правило, подчеркивается роль предков в ее основании. «Мои дедушка и бабушка по отцовской линии, Макуха Павел и Матрена, в 1897 году одними из первых приехали в Сибирь из д. Сохачи Черниговской губернии. Им определили место в Елгайской волости Томского уезда Томской губернии. Ныне это Кожевниковский район Томской области. Для освоения земель и строительства им отвели место в глухой тайге на левом берегу р. Бакса, в 10-12 км от села Елгай. <... > Так мои предки стали основателями деревни Новоуспенки Елгайской волости, ныне - Кожевниковского района» [10]. В стихотворном произведении А. А. Малиновского есть такие строки: «И здесь в лесах глухой Сибири / как на кусочке Украины / обосновались ходоки Ковальчу- / ки и Ратнюки село назвали / Чесноки» [11, с. 43].

В первой половине ХХ в. переселенческий дух в сибирской деревне был весьма заметен: «На гулянках рассказывали, как кто и где жил до советской власти, как попали в Сибирь» [14, с. 117].

На страницах нарративов создается образ сибирской деревни, в состав населения которой постоянно включаются новые жители. Учитывая возраст авторов и время создания текстов, в центре их внимания оказались депортированные и более поздние переселенцы. Сюжет о прибытии нового населения повсеместно встречается в персональных текстах. Так, в повествовании Ф. А. Юбина содержатся сведения о поселении в 1946-1947 гг. нескольких депортированных семей из Латвии, Литвы и Молдавии в Ломовицке, Петровске, Константиновке Первомайского района [22, с. 160], а И. К. Голещихин описывает прибытие в 1949 г. в д. Пристань Колпашевского района более десяти семей латышей [2, с. 188].

Важной составляющей образа сибирских деревень является многонациональный состав ее населения. Указание этнической принадлежности встречается при описании семьи, родственников: «Дед Владимир, мордвин по национальности... а сосед Давыд, украинец» [18, с. 15]. «Бабушка моя Мария Максимовна... беленькая звонкоголосая хохлушечка...» [12, с. 19]. По национальности могли определяться и участники различных бытовых ситуаций: «Аля Шельгорн, с которой мы гребли (на веслах в лодке. - Прим. автора), совсем недавно сидела со мной за одной партой в школе. Она была из семьи сосланных в 1941 году с Волги

немцев» [3, с. 6]. Из мемуаров можно узнать, что в одном из сел Первомайского района после войны «Мельником работал литовец Жигайтис Франц Францевич, кузнецом латыш Германис Жан» [22, с. 161]. Среди детских воспоминаний местной жительницы, например, сохранилось такое: «В маленькой пекарне женщины-литовки пекли большие буханки ржаного чуда. Вкус и запах этого хлеба ощущаю до сих пор» [13]. Воспоминания о с. Молчаново Т. Д. Соколова сопроводила краткой характеристикой жителей, где среди прочих сведений имеется указание национальности: «Анастасов, еврей. Жена-Прасковья, русская. Дети: Галина, Владимир. Хозяин занимался торговлей. У них был сепаратор, к ним все ходили заполойские сепарировать молоко. Жена принимала всех. Люди за услугу платили. В хозяйстве было много гусей»; «Прещепов Алексей Петрович. Белорус. Жена Клавдия-цыганка, она очень хорошо пела, гадала на картах. Без нее в Заполое свадьбы не проводились, ее любили, приглашали. Держали они корову, кур, была одна лошадь. Бедняки» и т.д. [6].

Чувствуется, что для авторов воспоминаний указание этнической принадлежности является важной деталью повествования, штрихом к чьему-либо портрету. Они осознают и подчеркивают этническое многообразие сибирской деревни.

Неотъемлемой чертой этнокультурного образа сибирской деревни является ее соседство с поселениями коренных народов. «Недалеко от Парабели стояла остяцкая деревня Ласкино с многовековой историей остяцкого рода. Почти вся деревня носила фамилию Саиспаевы» [2, с. 10]. Рассказывая о переселении предков на территорию современного Первомайского района, Н. В. Попелыгин подчеркивает, что там проживало коренное население: «В основном коренные жители - эвенки, раньше их называли остяки или тунгусы» [14, с. 115]. В воспоминаниях авторов можно встретить описание традиционного хозяйства коренных жителей: «Про остяков дед говорил, что они корм для скота готовили в сентябре - октябре. Косили и складывали в копны, стога не делали. Дрова у них были длинные. Концы дров подгорят, они их подвинут. Любили курить трубки и мужчины, и женщины. Пушнину у них забирали купцы, часто меняли на водку. Ели они сырую рыбу, зимой мерзлую и называли "чушь ". Летом остяки собирали дары природы: ягоды, орехи» [6].

В мемуарных текстах отражен длительный опыт взаимодействия разных народов в ходе заселения Сибири. Сибирская деревня на страницах сельских нарративов рисуется местом дружбы и межэтнического добрососедства. Н. С. Сутулов, описывая в воспоминаниях обустройство в Сибири своего деда в 1920-е гг., отмечает: «Хорошо помог сосед Давыд, столярных дел мастер, с которым дед был в большой дружбе, хотя совершенно разные по характеру люди. Дед Владимир, мордвин по национальности, молчалив, немногословен, спокоен, уравновешен, а дед Давыд, украинец, любил поговорить. Но это не мешало им быть друзьями» [18, с. 15]. Встречаются описания взаимодействия с коренными народами. Про рядом проживавших остяков И. К. Го-лещихин пишет: «Бывали у меня с ними встречи, которые надолго сохранил в памяти. Всегда восхищался я характером этих детей природы» [2, с. 10].

По персональным текстам сельских жителей региона прослеживаются сюжеты, характеризующие межэтническое взаимодействие в сфере хозяйственной деятельности. Так, описывая в своих воспоминаниях проживавших по соседству эвенков, Н. В. Попелыгин отмечал: «Народ очень честный, гостеприимный, помогли в питании и научили, как надо добывать зверя, птицу, ловить рыбу» [14, с. 115]. И сами сельские жители делились своим опытом с вновь прибывающими в Сибирь переселенцами вне зависимости от их этнической принадлежности. «Мы, коренные жители по доброте душевной учили латышей всем приемам охоты, рыбалки, изготовления ловушек и прочим хитростям таежной сибирской жизни» [2, с. 190].

На страницах семейных историй встречаются примеры межэтнических браков. Так, бабушка Н. С. Су-тулова была полькой, и она запомнилась автору такой: «Бабушка Варвара читала много книг, как на русском, так и польском языке, постоянно переписывалась со своими родственниками и подругами, которые жили в Польше, на полученные письма давала очень большие пространные ответы, рассказывая о своей жизни в Сибири» [18, с. 17-18]. А женой его сына стала «башкирочка Розаиля, которая стала ему верной спутницей жизни» [17, с. 30].

Проявлением межкультурного диалога в сибирской деревне можно назвать совместные культурные мероприятия. И. К. Голещихин, например, в своих воспоминаниях поведал о вечере, организованном одним из депортированных латышей: «Не вечерка, как у нас говорилось, а вот так необычно - "бал". На вечер собрались местные ребятишки, звучала скрипка, аккордеон, мандолина, звучали латышские мелодии. Были танцы, скромное угощение. <... > Необыкновенное чувство радости охватило наши детские души» [2, с. 191-192]. В. К. Михалева упоминает вечера с литовскими танцами: «Усатый гармонист с баяном в руках, как мог, старался разнообразить свой репертуар. Сначала пары чинно кружились в вальсе. Затем наступало время литовских танцев. Очень четко помню один из них... » [13].

Однако стоит отметить, что при преобладающем большинстве встречающихся в повествованиях положительных характеристик представителей иноэтничных групп населения встречаются и отрицательные. Довольно стереотипно выглядит сюжет про цыган, которые «не держали скота, кроме лошадей», воровали, совершали преступления: «Они поймали, избили... задушили» одну из жительниц [8, с. 95]. Еще один пример связан с взаимоотношениями пореформенных переселенцев и коренных народов. «Жили в нем сибиряки, которых называли карагасы. К переселенцам они относились с неприязнью и враждебностью» [10].

Образ сибирской деревни на страницах воспоминаний дополняется характерными чертами ее жителей. Так, лакмусовой бумажкой для сибирского социума и проявления внутренних качеств сибиряков стало прибытие в регион в военные и послевоенные годы депортированных. Строки воспоминаний местных жителей о вынужденных переселенцах наполнены сочувствием: «Это им пришлось в нечеловеческих условиях корчевать лес, рыть землянки, строить бараки, а затем с утра до вечера работать на лесоповале. Но тем не менее эти

люди мужественно переносили все тяготы бытия: работали, создавали семьи, рожали детей» [13]. Описываются и примеры милосердия сибиряков: «В дет. дом везли уже военных сирот, среди которых были и немцы. Очень несладко было ребятишкам с немецкими фамилиями, били их сверстники. Дедово сердце опять не выдержало, забрал он домой троих, а дома своих девять ртов, он десятый» [12, с. 40-41].

Еще одна черта жителя сибирской деревни, без которой вряд ли было возможно адаптироваться к суровым сибирским условиям, - трудолюбие. «Это село славилось исконными чалдонами, людом трудолюбивым и отчаянным», - пишет И. К. Голещихин о жителях старинного села Казальцево, расположенного в ста километрах от Парабели [2, с. 20]. Описывая своего прадеда, обосновавшегося в с. Цыганово Асиновского района в 1840-е гг., Г. И. Игнатов отмечал: «Наум Игнатьевич был хорошим столяром и плотником, владел семью ремеслами. Был жаден в работе, и в любое время года у него находилось много дел» [8, с. 23]. Образ трудолюбивого крестьянина-переселенца из Украины представлен в поэтическом произведении А. А. Малиновского: «Отец все умел делать сам / он не страдал без дел от скуки / стекольщик плотник и маляр / он мастер редкий на все руки». При этом автор подчеркивает, что «таких в Сибирь прибыло много / "хохлов" - потомков кабзаря» [11, с. 43].

Изучение образа сибирской деревни сквозь призму мемуарных текстов жителей Томского региона позволило сделать следующие выводы. Несмотря на переселенческий характер формирования населения, Сибирь воспринимается как родина и наделяется положительными характеристиками. Ключевыми чертами сибирской деревни являются постоянное прибытие нового населения (вольных и невольных переселенцев) и его этническое многообразие, формируемое как за счет соседства с поселениями коренных народов, так и этнических депортаций. В целом на страницах воспоминаний предстает образ сибирской деревни как территории позитивного межэтнического взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности: от хозяйственной до культурной. В мемуарах местных жителей Томского региона представлен образ трудолюбивого сибиряка, способного преодолеть любые испытания, отзывчивого на чужую боль.

Безусловно, образ деревень Томского региона в воспоминаниях местных жителей является лишь одним из локальных образов Сибири (обусловленный его территориальными и хронологическими рамками, а также принадлежностью авторов мемуаров к вольным переселенцам), но он существенно дополняет и конкретизирует наши представления о Сибирском регионе и его жителях в целом.

Список источников

1. Бакулина С. Д. Сибирская действительность в источниках мемуарного характера // Вестник Омского университета. 2012. № 1. С. 305-308.

2. Голещихин И. К. Нарымские были. Томск: Иван Федоров, 2015. 274 с.

3. Голещихин И. К. Это было недавно... Изд-е 2-е. Томск: Иван Федоров, 2017. 212 с.

4. Головнева Е. В. Формирование образа Сибири в процессе ее колонизации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4. С. 211-220.

5. Гусева Т. М. Мемуары как источник по созданию историко-культурного образа уездных городов второй половины XIX в. (на примере городов Пензенской губернии) // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 15 (196). История. Вып. 40. С. 162-167.

6. Доровенчик Е. И. Воспоминания Таисьи Дмитриевны Соколовой [Электронный ресурс] // Сибиряки вольные и невольные: сайт мемориального проекта. URL: https://сибиряки.онлайн/documents/vospommamya-taisi-dmitrievny-sokolovoj/ (дата обращения: 18.12.2019).

7. Замятин Д. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 26-50.

8. Игнатов Г. И. Далекое и близкое. Очерки. Воспоминания. Асино: Издательство Асиновское, 2005. 223 с.

9. Лурье М. Л. О феномене «наивного» сочинительства // «Наивная литература»: исследования и тексты / сост. С. Ю. Неклюдов. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 15-28.

10. Макуха В. И. Мои предки - вольные сибиряки [Электронный ресурс] // Сибиряки вольные и невольные: сайт мемориального проекта. URL: https://сибиряки.онлайн/documents/moi-predki-volnye-sibiryaki/ (дата обращения: 10.11.2019).

11. Малиновский А. А. Быль о родных // Я вам, родные, излагаю быль...: сборник мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т. А. Гончарова, Г. В. Грошева. Томск: Издательство ЦНТИ, 2019. С. 41-65.

12. Михайлина Н. Дорога домой: книжка о родном селе Вороно-Пашня. Томск, 2016. 60 с.

13. Михалева В. К. Деревня Тунгусский бор [Электронный ресурс] // Сибиряки вольные и невольные: сайт мемориального проекта. URL: https://xn--90anbaj9ad0j.xn--80aseMb/documents/derevnya-tungusskij-bor/ (дата обращения: 10.09.2019).

14. Попелыгин Н. В. Записки крестьянина // Как мы жили: воспоминания и устные свидетельства томских крестьян / публ. Н. М. Дмитриенко, Г. В. Шипилиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2014. С. 114-122.

15. Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала ХХ века. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2006. 328 с.

16. Сироткина Т. А. Образ региона в текстах воспоминаний (некоторые составляющие региональной концептосферы) // Язык как материал словесности: XXII научные чтения (г. Москва, 26 октября 2019 г.) / под общ. ред. Т. Е. Никольской, Ю. М. Папяна. Казань: Бук, 2019. С. 144-153.

17. Сутулов Н. С. Воспоминания. Томск: Красное знамя, 2006. 35 с.

18. Сутулов Н. С. Судьба. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. 116 с.

19. Сухотерина Т. П. Речевой жанр «Народные мемуары» в повседневной коммуникации // Язык и культура: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. Г. Проскурина. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. С. 38-42.

20. Томск и томская земля в мемуарах и путевых записках конца XVII - начала XX в.: аннотированная библиография / науч. ред. Н. М. Дмитриенко. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012. 36 с.

21. Чуркин М. К. Сибирь в «воображаемой географии»: к вопросу о современном научно-исследовательском дискурсе // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 2 (2). С. 81-85.

22. Юбин Ф. А. Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны и педагогического труда Юбина Флегонта Афанасьевича // Я вам, родные, излагаю быль...: сборник мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т. А. Гончарова, Г. В. Грошева. Томск: Издательство ЦНТИ, 2019. С. 94-194.

Siberian Village Image in Recent Memoirs of Tomsk Region Residents

Goncharova Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in History, Associate Professor Tomsk State Pedagogical University gta. 76@mail.ru

The article examines the Siberian village image represented in the memoirs of Tomsk region residents of the last quarter of the XX - the beginning of the XXI century. The analysis of the memoirs texts has allowed identifying the following key characteristics of the Siberian village image: highly positive perception of Siberia as a native land, constant growth of rural population (voluntary and forced resettlers). The Siberian village is described as a territory of successful cross-ethnic interaction in different spheres; the Siberian peasant is depicted as an industrious person capable to overcome any ordeal and responsive to others' suffering.

Key words and phrases: image; Siberian villages; memoirs text; memoirs; Tomsk region.

УДК 93/94; 394.014; 316.48 Дата поступления рукописи: 26.02.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript2020A10

В статье впервые представлен анализ исследования новых возможностей этнологического мониторинга. Показан опыт проведения мониторинга применительно к студенческой среде в контексте выявления проблем идентичности и этнокультурного сознания. Результаты продемонстрировали суждения студентов о вопросах этничности, знании родного языка и функционировании этнической культуры. Представлены характеристика идентичности и культурные практики, свойственные студенчеству. Сделан вывод о том, что этнологический мониторинг позволяет осуществление анализа текущего состояния студенчества и воспроизводит потенциальные сценарии межэтнических и межкультурных коммуникаций.

Ключевые слова и фразы: этнологический мониторинг; межэтнические коммуникации; студенчество; идентичность; этничность; культурные практики; традиционная культура.

Медведев Владислав Валентинович, к. ист. н.

Сургутский государственный педагогический университет vlad.etno@mail.ru

Идентичности студенчества регионального университета: опыт этнологического мониторинга

Преобразования традиционной культуры этнических групп, проживающих на территории современной России, хронологически взаимосвязаны с рубежом Х1Х-ХХ столетий и далее с периодом установления советской власти. В первом случае трансформации приходят в традиционный образ жизни и мировоззрение в результате проникновения городского уклада как следствия трудовой деятельности части сельского населения в промышленных центрах и интеграции сельчан в городское пространство. Одежда, предметы повседневности, домашняя мебель всё в большей степени подвергаются унификации, тем самым нивелируя этническую специфику и отличия. Во втором случае следует рассматривать создание советского общества, подразумевающего «советизацию» традиции и культуры конкретных этнических групп. Данный процесс продемонстрирован в сознании и культурных практиках, отражением чего служат антропонимы, ойконимы поселений, песенное и устное творчество, материализованная культура и сферы жизнедеятельности [3; 8, с. 187-188].

Традиционная культура, естественно, не исчезла и продолжила своё функционирование и на рубеже столетий, и в советский период. Традиции, уклад и культурные практики представлены по настоящее время. Но при этом следует понимать, что мы имеем дело с иными проявлениями и формами культуры, являющимися своеобразными наследниками традиции, уже подвергшимися значительной трансформации и продолжающими испытывать влияние современности.

Актуальность работы определена востребованностью в нашем обществе знаний и компетентности в вопросах, отражающих уровень этничности, формы и типы этнической идентичности, отношение к этнической культуре, в том числе среди студенческой молодёжи как наиболее динамично развивающейся категории социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.