Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ '

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / социальная политика / государственно-частное партнерство / государственно-публично-частное партнерств / концессионное соглашение / region / social policy / public-private partnership / public-public-private partnerships / concession agreement

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Абесалашвили Маринэ Зауровна, Извекова Ирина Александровна

В статье показано, что решение проблем социального развития любого региона предполагает необходимость привлечения достаточно значительных финансовых ресурсов, не всегда имеющихся в распоряжении органов регионального управления. Решение данной проблемы может быть обеспечено в рамках использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Наиболее перспективной формы использования механизма ГЧП на региональном уровне представляется концессионное соглашении. В качестве одного из инструментов решения наиболее важных социальных проблем региона представляется целесообразным использование механизма государственно-публично-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Абесалашвили Маринэ Зауровна, Извекова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE MECHANISM OF PUBLIC-PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SOCIAL SPHERE

The article shows that solving the problems of social development in any region implies the need to attract sufficiently significant financial resources that are not always available to regional government bodies. The solution to this problem can be provided within the framework of the use of the mechanism of public-private partnership (PPP). The most promising form of using the PPP mechanism at the regional level is a concession agreement. As one of the tools for solving the most important social problems of the region, it seems appropriate to use the mechanism of public-public-private partnership.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ »

УДК 33

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор профессор кафедры менеджмента

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия (e-mail: zahar-e@yndex.ru)

Абесалашвили Маринэ Зауровна, к.ю.н, доцент

заместитель директора по научной работе и дополнительному образованию Кубанского казачьего государственного института пищевой индустрии и бизнеса (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Темрюк, Россия (e-mail : abesala_m@mail.ru) Извекова Ирина Александровна, магистрант Адыгейский государственный университет, г.Майкоп, Россия e-mail: Izvekovaira9@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕР Е

Аннотация: В статье показано, что решение проблем социального развития любого региона предполагает необходимость привлечения достаточно значительных финансовых ресурсов, не всегда имеющихся в распоряжении органов регионального управления. Решение данной проблемы может быть обеспечено в рамках использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Наиболее перспективной формы использования механизма ГЧП на региональном уровне представляется концессионное соглашении. В качестве одного из инструментов решения наиболее важных социальных проблем региона представляется целесообразным использование механизма государственно-публично-частного партнерства.

Ключевые слова: регион, социальная политика, государственно-частное партнерство, государственно-публично-частное партнерств, концессионное соглашение.

Процесс развития региональных социально-экономических систем в современных условиях все в большей степени связан с необходимостью разрешения значительного количества противоречий, тесно связанных между собой, что обусловлено возникновением определенных социальных издержек. Стремление к минимизации этих издержек нашло свое воплощение в рамках концепции устойчивого развития. Особенно важна адаптация механизмов и инструментов организации подобного управления с учетом местных особенностей для целого ряда регионов, развитие которых происходит в условиях необходимости разрешения противоречия между

ускорением темпов экономического развития и необходимостью разрешения комплекса социальных проблем в данном регионе.

Сфера доходов

Сфера занятости

Сфера образования

Сфера здравоохранения

Духовная и культурная сфера

обеспечение стабильных условий для выплаты заработных плат, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан; повышение уровня жизни

• реализация региональных программ развития образования и дополнительного образования; квалифицированная подготовка кадров с последующим трудоустройством; создание новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест

формирование эффективной трехуровневой системы медицинской помощи, повышение ее качества и доступности для населения регионов

• создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов; поддержка и развитие национально-культурной автономии; сохранение исторического наследия русской культуры

создание стабильных условий в трудовой сфере: обеспечение высвобождаемых работников рабочими местами, организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Рисунок 1. Основные сферы реализации региональной социальной

политики [5]

В данном контексте особую значимость приобретает ориентация принимаемых на региональном уровне решений на обеспечение дуалистической направленности реализации стратегий регионального развития, с одной стороны, позволяющих обеспечить удовлетворение потребностей экономического роста, а с другой, - решить имеющиеся социальные проблемы.

Эффективность решения социальных проблем и достижение определенных государством социальных приоритетов зависит, прежде всего, от модели социальной политики. Основные сферы реализации социальной политики на региональном уровне представлены на рисунке 1.

Региональная социальная политика должна базироваться на целостной системе конкретных взаимосвязанных элементов, которые образуют организационно-методологические основы ее формирования и реализации. Важно отметить, что решение проблем социального развития любого региона предполагает необходимость привлечения достаточно значительных финансовых ресурсов, которые далеко не всегда имеются в распоряжении

органов регионального управления. В связи с этим совершенствование данного процесса связано с необходимостью вовлечения в его реализацию, с одной стороны, представителей бизнес-структур, а с другой, - регионального сообщества.

В значительной степени решение данной проблемы может быть обеспечено в рамках использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), являющего собой перспективный инструмент реализации политики органов региональной власти в области решения социальных проблем территориального развития.

В рамках широкой трактовки сущности данного понятия оно используется в рамках обозначения достаточно разнообразных форм взаимодействия органов власти и бизнес-структур. В более узком смысле под ним понимается модельный подход, используемый в рамках реализации инвестиционных проектов, чаще всего инфраструктурного плана, позволяющий на взаимовыгодной основе объединить усилия государства и бизнеса.

В нашей стране большее распространение присуще трактовке содержательной стороны ГЧП в указанном выше более «узком» смысле рассматриваемого понятия. В зарубежной практике имеет место выделение разнообразных форм подобного партнерства, что, в частности, проявилось в одновременном использовании терминов: государственно-частное и частно-государственное партнерство (ЧГП). При этом, несмотря на то, что эти понятия зачастую употребляются в качестве синонимов, их отграничивает друг от друга закрепление за одной из сторон права собственности на объект партнерства. Если в случае с ГЧП в качестве данного объекта выступает государственная собственность, то при реализации формата ЧГП объектом является частная собственность. Следовательно, если собственником на объект партнерства выступает государство, то это государственно-частное партнерство, а в противоположенном случае оно принимает форму частно-государственного.

Отметим, что, с точки зрения О.В. Иванова и его соавторов, в любом из рассмотренных случаев в качестве объектов партнерства выступают инфраструктурные объекты и связанные с их функционированием услуги, а сторонами являются публичный и частный партнеры [2], причем партнерство носит договорную форму, отличающуюся долгосрочным характером взаимодействия данных сторон.

Развитие понятийного аппарата в отношении рассматриваемой категории позволяет большинству специалистов, занимающихся проблематикой государственно-частного партнерства, указать на наличие двух важнейших отличительных черт, присущих любой из форм ГЧП. Первой из этих черт определяется исполнение частным партнером инвестиционной функции, тогда как второй - направленность произведенных инвестиций на развитие общественно значимых объектов, которые в дальнейшем используются в целях удовлетворения социальных потребностей [1].

Принципиальный механизм организации взаимодействия государственного и частного партнеров в рамках реализации процедуры ГЧП может быть представлен в следующем виде (рисунок 2).

Рисунок 2 - Механизм организации взаимодействия государственного и частного партнеров в рамках реализации проектов на принципах ГЧП [6]

Важнейшая роль использования процедур ГЧП состоит в поддержке обоюдовыгодного взаимодействия власти и бизнес-структур в процессе реализации проектов, имеющих особую значимость ключевых социальных проблем территориального развития. В значительной степени это является не только залогом обеспечения эффективного социального развития, но и важнейшим фактором поддержания региональной устойчивости в целом.

Что касается наиболее перспективной формы использования механизма ГЧП на региональном уровне, то представляется, что им является заключение концессионного соглашения. В частности, в статье 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве их объектов прямо предусмотрены объекты социальной сферы.

В рамках реализации подобного подхода социально значимые инфраструктурные объекты, заказчиком которых выступают органы территориального управления, возводятся и в дальнейшем развиваются силами управляющей компании, контрольный пакет акций которой находится у региональных властей. Таким образом, именно они оказывает ключевое

влияние на реализацию проекта в контексте достижения его целевых ориентиров (рисунок 3).

Рисунок 3 - Механизм реализации проектов социальной направленности на принципах государственно-частного партнерства в рамках концессионного подхода

Отметим, что именно концессионная форма получила наибольшее распространение при реализации ГЧП-проектов социальной направленности. Так, из 420 подобных проектов, реализованных в 2018 году, на условиях концессии претворялись в жизнь 192 из них [3].

Крайне важным при этом является обеспечение в процессе реализации ГЧП-проектов учета интересов широкого круга заинтересованных сторон, представляющих региональное сообщество.

Перспективным инструментом решения указанной проблемы является задействование особой форма партнерства, объединяющей органы территориального управления, представителей частного бизнеса, реализующих конкретный проект социального профиля, и общественные структуры, в частности, объединяющие представителей определенных социальных групп, заинтересованных и нуждающихся в получении услуг, которые предоставляет возводимый и впоследствии функционирующий социальный объект.

Именно по этой причине в качестве одного из инструментов решения важных социальных проблем региона представляется целесообразным ис-

пользование механизма государственно-публично-частного партнерства, завоевывающего все большую популярность во многих зарубежных странах.

Данный инструмент в мировой практике получил наименование Public Social Private Partnership (PSPP), а в качестве его ключевых характеристик определены два момента - наличие социально важной цели реализации проекта и участие в качестве полноправной стороны партнерства общественных структур [4].

Создание подобной формы партнерства государства и бизнеса с включением в него в качестве равноправной стороны представителей заинтересованных общественных структур предоставляет возможность повышения продуктивности использования механизма ГЧП, выражаемой в обеспечении его социальной ответственности, которая обозначается в рамках т.н. «трехстороннего стратегического контракта».

В рамках подобного контракта, сторонами которого выступают органы регионального управления, бизнес-структуры, занимающиеся реализацией проекта, а также общественные структуры, представляющие интересы местного сообщества, производится согласование между указанными сторонами конечных целей и сроков реализуемого проекта и формирование комплекса мероприятий, ориентированных на их достижение; Также в его рамках оговариваются обязательства и ответственность сторон, формы и способы их непосредственного участия в процессе реализации ГЧП-проекта и устанавливаются способы разрешения потенциально возможных спорных ситуаций.

Таким образом, можно констатировать, что на подобной основе формируется принципиально новый инструмент партнерства заинтересованных сторон процесса решения социальных проблем, ориентированный на повышение эффективности обеспечения устойчивого развития региона.

Использование механизма государственно-публично-частного партнерства является одним из наиболее перспективных направлений разрешения ключевых проблем, возникающих в сфере социального развития региона, обеспечивая не только привлечение частных источников финансирования, но и реализацию интересов групп населения, в наибольшей степени заинтересованных в эффективном и доступном функционировании возводимых в регионе объектов социальной инфраструктуры.

Список литературы

1. Александровская Л.А. Государственно-частное партнерство как механизм обеспечения развития региональной мелиоративной сферы // Вестник Ростовского Государственного Экономического Университета (РИНХ). - 2021, № 2.

2. Иванов О.В., Селезнев П.Л., Галкин А.А. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России. - М.: МГИМО-Университет, 2018.

3. Медянцева С.Г., Кавкаева Н.В., Кавкаева О.Н. Проекты государственно-частного партнёрства в социальной сфере Российской Федерации // Вопросы регулирования экономики. - 2018, № 4.

4. Патрунина К.А. Инструменты и новые формы государственно-частного партнерства на пути реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса: облигации социального воздействия, социальное инвестирование, государственно-общественно-частное партнерство // Государственно-частное партнерство. - 2017, № 2.

5. Хатков М.А. Социальная политика в системе социально-экономического развития региона / Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. - Майкоп: Электронные издательские технологии, 2019.

6. Шкред В.Н., Мурзин А.Д. Анализ организационного и финансового механизма государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации // Sochi Journal of Economy. - 2020, № 1.

7. Сущность социальной политики и ее демографической компоненты/ Захарова Е.Н., Авраменко Е.П., Авраменко А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 2 (44). С. 110117.

8. Реализация динамического подхода к оценке эффективности органов местного самоуправления/ Захарова Е.Н., Кардава Е.Е., Аванесова Р.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 2 (44). С. 117-123.

9. Основные особенности аутсорсинга как инструмента организационного управления/ Захарова Е.Н., Чистова М.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 32-37.

10. О системной природе муниципальных образований/ Захарова Е.Н., Ковалева И.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 2 (52). С. 58-64.

11. Преимущества и проблемы механизма профессионального управления многоквартирными домами/ Захарова Е.Н., Абесалашвили М.З., Кардава Е.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 4 (54). С. 22-29.

Zakharova Elena Nikolaevna, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Adygea State University, Maykop, Russia (e-mail: zahar-e@yndex.ru)

Abesalashvili Marina Zaurovna, Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Director for Research and Additional Education of the Kuban Cossack State Institute of Food Industry and Business (branch) Moscow State University

of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack

University)" in Temryuk, Temryuk, Russia

(e-mail: abesala_m@mail.ru)

Izvekova Irina Aleksandrovna, Master's student,

Adygea State University, Maykop

e-mail: Izvekovaira9@gmail.com

USING THE MECHANISM OF PUBLIC-PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SOCIAL SPHERE

Abstract: The article shows that solving the problems of social development in any region implies the need to attract sufficiently significant financial resources that are not always available to regional government bodies. The solution to this problem can be provided within the framework of the use of the mechanism of public-private partnership (PPP). The most promising form of using the PPP mechanism at the regional level is a concession agreement. As one of the tools for solving the most important social problems of the region, it seems appropriate to use the mechanism of public-public-private partnership. Keywords: region, social policy, public-private partnership, public-public-private partnerships, concession agreement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.