Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. ФОРМЫ ГЧП. РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP. FORMS OF PPP. RATING OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова К.А.

В статье рассмотрен вопрос использования механизмов государственно-частного партнерства в России. Выделен ряд проблем, препятствующих развитию ГЧП в Российской Федерации. В рамках статьи представлен рейтинг регионов по уровню развития ГЧП, разработанный Центром развития государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the use of mechanisms of state-private partnership in Russia. Highlighted a number of problems hindering the development of PPP in the Russian Federation. The article presents the ranking of regions by PPP development level developed by the Centre for the development of public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

автомобильном транспорте;

- создание надежной системы транспортировки, хранения и распределения импортируемых и экспортируемых продуктов питания, повышение эффективности системы товародвижения;

- создание условий для развития среднего и малого бизнеса в непосредственной близости от центра и повышение занятости населения.

Транспортный потенциал является активной частью социально -экономического потенциала территории.

Транспортный потенциал республики в целом заключается:

- в использовании выгодного транспортно-географического положения республики для формирования и участия в перевозках по международным транспортным коридорам;

- в интегрировании транспортного комплекса республики в систему транзитных грузовых и пассажирских перевозок;

- в обеспечении поступающих в РТ и вывозимых из РТ грузов, а также населения республики в пассажирских межрегиональных перевозках.

Использованные источники:

1. В.Д. Герами, А.В. Колик. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: изд-во Юрайт, - 2014, -508с.

2. Н.А.Троицкая, А.Б.Чубуков. Единая транспортная система- 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», - 2013, - 240с.

УДК 33

Захарова К.А. магистрант 1 курса экономическое отделение Набережночелнинский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г. Набережные Челны АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассмотрен вопрос использования механизмов государственно-частного партнерства в России. Выделен ряд проблем, препятствующих развитию ГЧП в Российской Федерации. В рамках статьи представлен рейтинг регионов по уровню развития ГЧП, разработанный Центром развития государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство. Формы ГЧП. Рейтинг регионов.

Zakharova K.A., 1 undergraduate course, economic Department Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University

Russia, Naberezhnye Chelny ANALYSIS OF THE USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: the article discusses the use of mechanisms of state-private

partnership in Russia. Highlighted a number of problems hindering the development of PPP in the Russian Federation. The article presents the ranking of regions by PPP development level developed by the Centre for the development of public-private partnerships.

Key words: Public-private partnership. Forms ofPPP. Rating of regions.

Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) появился в начале 80-х годов ХХ в. для характеристики особых отношений между государством и частным сектором. Эти отношения складывались и развивались в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Это касалось автомобильных и железных дорог, аэропортов, морских портов, энергетических сетей, коммунального хозяйства, телекоммуникаций, объектов образования, здравоохранения и культуры. Возникновение такого рода отношений стало следствием общего курса на либерализацию и сокращение государственного участия в экономике [1, с.16].

Содержание ГЧП - взаимовыгодное сотрудничество (отношения) государства и частного бизнеса в реализации социально значимых проектов, но реализуется такое сотрудничество в самых различных формах.

В мировой практике существует 2 подхода к определению ГЧП:

1. система отношений государства и бизнеса, которая используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития.

2. конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности [1, с.17].

Формы ГЧП, используемые в мировой практике, довольно разнообразны. В российской практике при проведении работ для государственных (муниципальных) нужд используются следующие формы государственно-частного партнёрства:

1. Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора.

2. Аренда государственного имущества.

3. Участие в капитале.

4. Концессии (концессионные соглашения).

5. Соглашения о разделе продукции.

6. Контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности [2, с.31].

По состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП. При этом более 480 проектов находятся в проработке органов власти и порядка 1000, по экспертным оценкам, структурируются частным партнером для запуска с использованием механизма «частной инициативы».

Среди проектов ГЧП, прошедших стадию принятия решения о реализации:

— федерального уровня - 17 проектов;

— регионального уровня - 238 проектов;

— муниципального уровня - 2191 проект.

Концессия по-прежнему остается основной формой реализации проектов ГЧП в России. 2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения [4].

Таблица 1 - Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры и объема инвестиций_

Сфера инфраструктуры Количество проектов (%) Объем инвестиций (млрд.руб.)

Социальная 11 204

Транспортная 3 845,7

Коммунально-энергетическая 84 417,2

Информационно-коммуникационная 1 46,9

Иные сферы 1 6

2500

2000

1500

1000

500

2183

873

86 131 ■ ■ 1 ® ® 1 1

2013

2014

2015

2016

0

Рисунок 1 - Динамика роста количества проектов ГЧП за период с

2013 по 2016 годы Темпы развития рынка проектов ГЧП в 2016 году по сравнению с 2015 годом в количественном выражении соответствуют прогнозам, сделанным в начале 2016 года экспертами Центра развития ГЧП.

Субъект РФ Позиция Показатель

г. Москва 1 90,1

Московская область 2-3 82,7

Самарская область 2-3 82,7

Новосибирская область 4 72,5

г. Санкт-Петербург 5 70,2

Нижегородская область 5 69,4

Республика Башкортостан 7 67,7

Республика Татарстан 8 66,1

Ленинградская область 9 65,3

Ульяновская область 10-11 63,7

Хабаровский край 10-11 63,7

Владимирская область 12 63,6

Удмуртская Республика 13 62,5

Тамбовская область 14 62,3

Красноярский край 15 58,7

Основные проблемы, препятствующие развитию ГЧП в России:

1. Отсутствие единого законодательно закрепленного определения и подходов к реализации государственно-частного партнерства. Отсутствие понятия специфики государственно-частного партнерства в федеральном законодательстве приводит к различному пониманию и трактовке данной формы экономического взаимодействия участниками процесса, затрудняет его применение, что создает риски признания ряда проектов нелегитимными.

2. Отсутствие возможности получения прав собственности на объекты соглашения о государственно-частном партнерстве частным партнером.

3. Несовершенство бюджетного законодательства. Отсутствует правовой механизм выделения бюджетных ассигнований для исполнения долгосрочных обязательств государственного/муниципального заказчика при реализации комплексного проекта.

Использованные источники:

1. Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапаридзе Р.М. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. М.: Альпина Паблишерз, 2013.

2. Шпакович Д.К., Развитие форм государственно-частного партнерства в Российской экономике// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 1.

3. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2016-2017. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2017.

4. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах РФ. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.