Development of educaton
Ильин С. В. Пт S. V.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Ильина Л. А. Шпа L. А.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и экономическая безопасность», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК: 338.242:330.837
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дисциплина «экономическая теория» преподается бакалаврам в технических вузах по ФГОС-3+, ФГОС-3++ на 1-м, 2-м курсах. То, что такая сложная дисциплина осваивается так рано, существенно осложняет процесс обучения. Данный предмет для бакалавров новый, в школьном курсе практически не изучается, т.к. он предусматривает факультатив или изучается в малых объемах в предмете «обществознание».
Следует преподавать «экономическую теорию» с учетом выбора специальности, профессии, чтобы она была более понятна и доступна, при этом не стоит забывать об использовании межпредметных связей. Применение статистических данных в работе помогает выявить экономические явления, процессы, проблемы. Нужно использовать новейшие статистические факты, чтобы охарактеризовать происходящие экономические явления на данный момент времени. Применение фактической информации при преподавании дисциплины позволяет наполнить ее живым содержанием.
Цель работы — установить особенности преподавания дисциплины «экономическая теория» бакалаврам технических специальностей. Объект исследования — процесс формирования экономических компетенций у бакалавров технического вуза. Методы исследования: общетеоретические — сравнение, анализ, систематизация, синтез, аналогия, обобщение, оценивание; эмпирические — изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анализ документов и литературных источников, интервьюирование; прогностическо-верификационные — публикационный метод, обсуждение в форме научно-методических семинаров и конференций.
В статье проанализирована методика преподавания «экономической теории» в разделе «микроэкономика» по техническим специальностям в темах «Предмет и метод экономической науки», «Основные закономерности экономической организации общества», «Анализ спроса и предложения товаров», «Издержки производства и доходы фирмы», «Совершенная и несовершенная конкуренция»,«Факторные доходыв рыночной экономике», «Распределение доходов. Общее равновесие и благосостояние». При преподавании дисциплины «экономическая теория» студентам технических специальностей темы, категории, законы раскрыты, используя примеры из функционирования ТЭК, нефтехимической и химической промыш-
Развитие образования
ленности, мирового рынка нефти, экономических возможностей безотходных технологий, топливно-энергетических ресурсов мира и РФ, экономического влияния загрязнения природной среды нефтеперерабатывающей, химической промышленностью, рынка бензина, деятельности международного картеля ОПЕК, деятельности естественного монополиста «Газпром», мирового рынка газа и т.д.
Материалы статьи могут быть применены в практике преподавания экономических дисциплин.
Ключевые слова: технические специальности, преподавание экономической теории, раздел микроэкономики, раскрытие тем экономической теории, изучение экономических категорий, мировой рынок нефти и газа.
USE OF MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROGRAMS OF PROFESSIONAL EDUCATION
The discipline «economic theory» is taught to first and second year bachelor students at technical universities according to FSES-3+, FSES-3++. The fact that such a complex discipline is mastered so early, significantly complicates the educational process. This subject is considered to be a new one for bachelor students since the school curriculum does not provide for its study: this subject is studied as an optional course or as a small part of social science. It is necessary to teach «economic theory» taking into account the choice of specialty and profession in order to make it more understandable and accessible, while not forgetting the use of intersubject connections. The use of statistics in the work helps to identify economic phenomena, processes, problems. It is necessary to use the latest statistical facts to characterize the current economic phenomena at the moment. The use of factual information in the teaching of the discipline allows to fill it with living content.
The aim of the work is to establish the peculiarities of teaching the discipline «economic the-ory» to bachelors of technical specialties. The object of the study is a process of economic competence development of technical university's bachelors. Research methods include general theoretical methods — comparison, analysis, systematization, synthesis, analogy, generalization, evaluation; empirical methods — study and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation, conversation, poll, testing, analysis of documents and literary sources, interviewing; predictive and verification methods — publication method, the discussion in the form of scientific and methodological seminars and conferences.
The article analyzes the methods of teaching «economic theory» in the section of «microeconomics» for students of technical specialties via the following topics: «Subject and method of economic science», «Basic laws of economic organization of society», «Analysis of supply and demand», «Production costs and revenues of the company», «Perfect and imperfect competition», «Factor income in the market economy», «Income distribution. Overall balance and well-being». During the teaching process of the discipline «economic theory» for students of technical specialties, topics, categories, laws are discussed using examples of fuel and energy sector's operation, petrochemical and chemical industry, global oil market, economic opportunities non-waste technologies, fuel and energy resources of the world and the Russian Federation, the economic impact of pollution of the natural environment, chemical industry, gasoline market, the activities of the international OPEC cartel, the activities of the natural monopolist «Gazprom», global gas market, etc.
The materials of the article can be applied in the practice of teaching economic disciplines.
Key words: technical specialties, teaching of economic theory, section of microeconomics, discussion of economic theory, study of economic categories, global oil and gas market.
В настоящее время уровень образованности населения в Российской Федерации выше, чем в странах с сопоставимой величиной подушевых денежных доходов. Из
доклада Global Human Capital 2017 следует, что Россия находится на 4-ом месте в мировом рейтинге по индикатору «объем человеческого капитала», на 42-м по такой характе-
-137
Development of educaton
ристике, как «фактическое использование навыков в трудовой деятельности и включенность в непрерывное образование» и лишь на 89-м месте по весьма значимому для социально-экономического развития нашей страны показателю «доступность квалифицированных работников» [1].
Наблюдающийся сегодня кадровый «дефицит», со стороны спроса, характеризуется неукомплектованностью персоналом компаний по отдельным профессионально-квалификационным группам, со стороны предложения, — несоответствием компе-тентностной модели соискателей рабочих мест на рынке труда современным требованиям работодателей и структуре рабочих мест.
Значительное влияние на ситуацию оказывает сложившаяся в последние годы практика подготовки квалифицированных кадров системой высшего образования, которая в соответствии с новым законодательством перешла на двухуровневую подготовку, завершающуюся присвоением академических степеней (бакалавр и магистр), а не профессиональных квалификаций.
Всеобщая подготовка бакалавров, не прошедших обучение по профессиональным образовательным программам, формирует потребность в разработке постоянно обновляемых актуализированных образовательных программ профессиональной переподготовки в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) в целях трудоустройства и эффективной адаптации к запросам работодателей, прежде всего, выпускников высшей школы [2].
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ДПО предоставляется в рамках реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) [3].
Основной целью программы повышения квалификации является формирование более высокого уровня имеющихся компетенций или получение новых, востребованных в
рамках осуществляемой профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка в системе ДПО имеет целью получение новых компетенций, необходимых для выполнения иного вида профессиональной деятельности, освоения новой квалификации.
Принято считать, что основной потребитель услуг ДПО — взрослые слушатели с определенным багажом знаний и опытом работы по специальности, которые осознанно и целенаправленно выбирают образовательные программы в соответствии с собственными потребностями или потребностями работодателя. Это справедливо в части реализации программ повышения квалификации.
Однако руководители компаний при подборе кадров из числа выпускников и молодых специалистов все чаще сталкиваются с рядом проблем, связанных с системой подготовки квалифицированной рабочей силы в образовательных организациях, в частности в вузах. Среди основных можно выделить следующие:
1. Образовательные организации высшего образования в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в основном перешли на подготовку по бакалаврским и магистерским направлениям (профилям). Данный вид подготовки, особенно бакалавров, подразумевает освоение широкого спектра базовых знаний (компетенций), но они не в полной мере направлены на формирование профессиональных квалификаций.
2. Образовательные программы (учебные планы) бакалаврских направлений являются базовыми для весьма широкого круга профессий (инженерных, экономических, ^ и пр.), однако в них необходимые для квалифицированной профессиональной деятельности на конкретных рабочих местах дисциплины либо вообще отсутствуют, либо объем и уровень их преподавания недостаточен.
3. Образовательные программы (учебные планы) и система подготовки по бакалаврским направлениям не содержат достаточ-
ного количества производственных практик (по видам и продолжительности), обеспечивающих закрепление знаний в рамках учебно-практической деятельности.
Поэтому работодатели при приеме на работу выпускников и молодых специалистов вынуждены выдвигать в качестве одного из условий трудоустройства наличие стажа работы по профилю полученного образования. В противном случае, обладающие финансовыми возможностями предприятия, организации и учреждения направляют принятых на работу выпускников на специальные курсы по программам профессиональной переподготовки, где они более глубоко осваивают необходимые для последующей профессиональной деятельности дисциплины, закрепляют компетенции, овладевают навыками практической работы.
Программы профессиональной переподготовки, согласно Российскому законодательству, базируются на существующих квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и федеральных государственных образовательных стандартах высшего (среднего профессионального) образования к результатам освоения образовательных программ [3].
Как правило, такие программы реализуются преимущественно на базе образовательных организаций, имеющих высококвалифицированные научно-педагогические кадры и отвечающих современным требованиям информационного и материально-технического обеспечения.
Поскольку дополнительная подготовка специалистов для профессиональной деятельности требует все более значительных материально-финансовых и временных ресурсов, подобные заказы поступают в основном от крупных, финансово достаточных компаний, имеющих потребность в ежегодном значительном притоке работников и способных оплачивать обучение групп не менее 15 человек по долгосрочным контрактам. Таких компаний в настоящее время не так уж много.
Остальным же предприятиям, с разовыми и количественно небольшими запросами в проведении обучения, образовательные орга-
Развитие образования
низации, реализующие программы ДПО, вынуждены отказывать ввиду экономиче-ской нецелесообразности такой деятельности.
Однако при более глубоком исследовании данной проблемы реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для некрупных предприятий и фирм оправдана хотя бы потому, что их значительное большинство, и именно они являются основной массой работодателей, в том числе для выпускников образовательных организаций.
В настоящее время сфера ДПО, являясь одним из важнейших элементов системы образования, может функционировать с использованием различных организационно-правовых форм. Весь комплекс программ, предлагаемых организациями ДПО, условно можно рассматривать как программы полностью и (или) частично реализуемые за счет государственных средств и чисто коммерческие программы. При этом следует отметить, что структуры ДПО осуществляют свою деятельность на принципах самофинансировании. В этой связи выбор квалифицированного оператора по переподготовке и повышению квалификации кадров часто становится для работодателя вопросом его финансовых возможностей.
В то же время сфера ДПО обладает существенным потенциалом с точки зрения привлечения внебюджетных источников финансирования, поскольку не только учебные заведения стремятся получить доступ к ресурсам компаний, но и многие предприятия заинтересованы в помощи образовательным организациям при создании инфраструктуры системы переподготовки и повышения квалификации кадров. В первую очередь, это объекты для реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и муни-ципально-частного партнерства (МЧП), которые могут представлять собой либо самостоятельные структуры, либо структурные подразделения образовательных организаций. Рассмотрим возможности ГЧП (МЧП) применительно к последнему случаю.
На рисунке 1 проиллюстрирована принципиальная многофункциональная схема реа-
Development of education
лизации проекта ГЧП (МЧП) по созданию в образовательной организации Учебного центра профессиональной подготовки (УЦПП).
Представленная схема альянса государственного (муниципального) соучредителя и субъекта частного сектора не что иное, как интерпретация одной из принципиальных схем при организации проектов ГЧП (МЧП) на основе инвестиционного соглашения [4].
Принципиальная схема взаимодействия соучредителей в качестве базовой формы предусматривает использование модели кооперации, так как конкретные предоставляемые услуги (в части перечня и объёмов) первоначально не могут быть достаточно четко выделены и определены.
Государственным соучредителем в предлагаемой системе партнерства выступает организация, осуществляющая образовательную деятельность. Она распоряжается собственностью и функционирует в рамках полномочий, выделяемых основным соучреди-
телем — ведомственным органом государственного (муниципального) управления (ОГМУ). Поэтому решение о реализации проекта ГЧП (МЧП) и основные положения соучредительного соглашения (договора) в обязательном порядке подлежат согласованию с ведомственным ОГМУ, за ним же закрепляется функция общего контроля над деятельностью УЦПП и уровнем качества предоставляемых образовательных услуг.
Законодательной основой разработки нормативно-правовых положений проекта ГЧП является Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].
В состав необходимых и достаточных функций образовательной организации при создании и реализации проекта ГЧП (МЧП) могут входить следующие [6]:
Рисунок 1. Принципиальная многофункциональная схема реализации проекта ГЧП (МЧП) по созданию УЦПП в образовательной организации
— согласование основных концептуальных положений учредительного соглашения проекта с ведомственным ОГМУ;
— конкретизация и согласование основных положений учредительного соглашения с потенциальным представителем частного бизнеса (инвестором), регулирующих правовую и финансовую основу взаимоотношений партнеров, различного рода риски и ответственность;
— разработка принципов формирования и распределения дохода между участниками партнерства;
— установление и юридическое оформление системы гарантий всех участников при реализации образовательной деятельности;
— разработка положений, условий и порядка проведения процедуры выбора субъекта частного сектора (инвестора) — соучредителя проекта;
— обозначение основных целевых функций, определение организационно-правовой формы и системы работы оператора проекта ГЧП (МЧП) — Учебного центра профессиональной подготовки;
— оснащение материально-технической базы проекта ГЧП (МЧП) помещениями, учебным и коммуникационным оборудованием и пр.;
— обеспечение квалифицированным научно-педагогическим персоналом для осуществления преподавательской деятельности, подготовки образовательных программ, учебно-методических комплексов и др.;
— текущий контроль над деятельностью УЦПП и контроль качества предоставляемых образовательных услуг.
В соответствии со статьей 7 закона № 224-ФЗ, вся материально-техническая база (имущество), передаваемая оператору проекта ГЧП (МЧП) в рамках осуществляемой деятельности, не может перейти в его собственность. Данное положение является гарантией сохранения временно передаваемой собственности за государственным соучредителем.
В число основных функций субъекта частного сектора (инвестора) при реализации проекта ГЧП (МЧП) следует включить:
Развитие образования
— инвестирование в подготовку и реализацию проекта ГЧП (МЧП) собственных или заемных средств (с использованием финансирующего лица);
— определение и согласование с государственным (муниципальным) соучредителем и образовательной организацией цены предоставляемой образовательной услуги;
— участие в распределении дохода, получаемого от деятельности УЦПП (оплата установленных фиксированных платежей и текущих расходов, перераспределение возможной прибыли (дохода) среди соучредителей проекта).
Субъект частного сектора главной целью ставит максимизацию прибыли, поэтому в области коммерческих интересов между партнерами проекта уместен торг о возможном распределении дохода (прибыли), различного рода рисков, возникающих в процессе деятельности оператора проекта, а также о перечне закрепляемых за партнёрами полномочий и условиях их использования. При этом реализация проекта на базе закона № 224-ФЗ предполагает возможность сохранения права собственности на созданные частным инвестором материальные объекты (в отличие от концессионных проектов), что делает проект ГЧП (МЧП) более привлекательным для частного бизнеса.
В перечне функций оператора проекта (УЦПП) необходимо выделить:
— формирование информационной базы на основе сбора и обобщения клиентских запросов и заявок от потенциальных работодателей на специалистов нужной квалификации и с определенными практическими навыками;
— поиск и работа с контингентом выпускников образовательных организаций и обучающимися (прелиминаринг) для профессиональной подготовки или переподготовки, заключение договоров;
— согласование с заказчиками количественных и качественных параметров образовательной услуги по профессиональной подготовке в рамках программ ДПО, калькуляция стоимости обучения;
Development of educaton
— комплектование слушателей по группам с максимально однородной (приближённой) структурой учебных планов;
— выявление возможностей использования и внедрения дистанционных форм обучения по определённым направлениям профессиональной переподготовки.
Использование механизма ГЧП (МЧП) позволяет значительно сократить издержки на предоставление услуги дополнительного профессионального образования, что делает подготовку кадров экономически целесообразной даже при заключении разовых договоров. Это достигается за счёт унификации планов учебного процесса, организации комплексной работы по привлечению потенциального контингента, оптимизационного подхода к комплектованию групп обучающихся.
Обеспечение доступности услуг ДПО особенно актуально для выпускников высшей школы, поскольку охват программами переподготовки молодежи с высшим образованием в возрасте до 25 лет остается сравнительно высоким. Это свидетельствует о потребности предприятий в специальных адаптационных программах для полноценного вхождения молодых работников в трудовые коллективы [1].
Динамизм современных технологий требует создания самых современных условий для поступательного развития всех уровней системы образования. Однако в настоящее время существующие формы реализации программ ДПО затрагивают всего около 20 % работающего населения страны. Среднестатистический российский работник повышает свою квалификацию раз в пять лет, а с учетом международного опыта этот показатель должен быть в 2-3 раза выше [7].
В странах Европы, в США, Канаде взаимодействие образовательных организаций
Список литературы
1. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры / И.А. Коршунов, К.С. Кужелева, Б.А. Грачев, К.А. Сергеев;
дополнительного образования и бизнеса в рамках ГЧП (МЧП) началось наиболее активно в 80-е годы прошлого столетия. Ежегодно в мировой экономике на основе таких партнерств в систему дополнительного образования привлекается более 7,8 млрд долларов [8].
Сегодня сферу ДПО необходимо рассматривать как фактор ускоренного развития кадрового потенциала страны, однако отраслевые запросы к ней по-прежнему носят инертный характер, что ведет к отставанию самой системы от современных требований к модернизации и превращению в эффективный инструмент повышения конкурентоспособности российской экономики.
Вывод
Функционально структуры дополнительного профессионального образования заполняют пространство между базовой системой образования и сферой практической деятельности и направлены на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей специалистов, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям производственной деятельности.
Проблема формирования новых механизмов управления сферой ДПО сохраняет свою актуальность: охват дополнительным профессиональным образованием различных категорий работников растет, но уровень привлечения негосударственных ресурсов остается невысоким.
Услуги сферы дополнительного профессионального образования могут принести выгоду от интеграции ресурсов государства и бизнеса при создании условий для внедрения механизмов ГЧП (МЧП) в рамках подготовки и переобучения молодых специалистов в целях обеспечения кадровых потребностей отраслей экономики.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 44 с.
2. Дополнительное профессиональное образование России — итоги реформ / Бюл-
летень о сфере образования. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2017. Декабрь (№ 14). 28 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (дата обращения: 15.10.2018).
4. Ильин С.В., Ильина Л.А.Особенности реализации приоритетных направлений проектов ГЧП (МЧП) // Актуальные вопросы управления в социальных и экономических системах: сб. науч. тр. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2017. С. 63-68.
5. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660 (дата обращения: 15.10.2018).
6. Ильин С.В., Ильина Л.А. Организация дополнительного профессионального образования с использованием механизма государственно-частного партнёрства // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: матер. VII Всеросс. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием: в 2 ч. Ч. II. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. С. 67-72.
7. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.
8. Государственно-частное партнерство — экономический инструмент повышения доступности дополнительного образования / Бюллетень о сфере образования. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2015. Декабрь (№ 6). 28 с.
References
1. Education and adult éducation: popular programs, age and industry structure / I.A. Korshunov, K.S. Kuzheleva, B.A. Grachev, K.A. Sergeev; National Research University
Развитие образования
«Higher School of Economics», Institute of Education. M.: NRU HSE, 2018. 44 p.
2. Additional professional education in Russia — the results of the reforms / Bulletin on the field of education. Analytical Center at the Government of the Russian Federation. 2017. December (No. 14). 28 p.
3. Federal law «On education in Russian Federation» of 29.12.2012 № 273-FL (the last version). URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_140174 (accessed: 15.10.2018).
4. Ilyin S.V., Ilyina L.A. Features of the implementation of priority areas of PPP projects (MPP) // Actual problems of management in social and economic systems: Collection of scientific papers. Ufa: Institute for social and economic research of USC of RAS, 2017. P. 63-68.
5. Federal Law «On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» of 13.07.2015 No. 224-ФЗ (last revised). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660 (accessed: 15.10.2018).
6. Ilyin S.V., Ilyina L.A. Organization of additional professional education using the mechanism of public-private partnership // Innovative technologies for managing the socioeconomic development of Russian regions: Proceedings of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation: in 2 p. P. II. Ufa: Institute for social and economic re-search of USC of RAS, 2015. P. 67-72.
7. Medvedev DA. Russia-2024: Strategy of social and economic devel-opment // Voprosy Ekonomiki. 2018. № 10. P. 5-28.
8. Public-private partnership — an economic tool to increase the availability of additional education / Bulletin on the field of education. Analytical Center for the Government of the Russian Federation. 2015. December (No. 6). 28 p.