Использование механизма государственно-частного партнерства при планировании развития промышленного предприятия*
Leveraging Public-Private Partnerships in the Planning of Industrial Enterprise Development
УДК 658.115.33:005.8
Бабкин Иван Александрович
доцент Высшей школы промышленного менеджмента и экономики Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
Ivan A. Babkin
Institute of Industrial Management, Economics and Trade (Branch of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic university) Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251
Настоящее исследование направлено на изучение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) применительно к промышленной сфере. Цель. Рассмотреть возможность применения механизмов ГЧП при разработке программы развития промышленного предприятия.
Задачи. Автор в исследовании ставит задачу проведения анализа форм и правовых основ реализации проектов на основе механизмов ГЧП и возможности их применения при разработке программы развития промышленного предприятия, работающего в сфере государственного заказа.
Методология. В настоящей работе с помощью общенаучных принципов системного подхода рассмотрены формы и правовые основы реализации проектов на основе механизмов ГЧП.
Результаты. В статье представлены результаты исследования ГЧП в промышленности. Рассмотрены формы и правовые основы реализации проектов на основе механизмов ГЧП. Автором сформулированы направления развития и разработана система планирования развития промышленного предприятия, действующего на рынке государственного заказа, учитывающие использование механизмов ГЧП. Выводы. Использование механизма ГЧП в промышленности имеет большой потенциал, особенно в условиях современной нестабильности экономики и реализации стратегия импортозамещения, и позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в инновационные проекты, повысить эффективность капитальных вложений в промышленность.
Ключевые слова: государство, бизнес, партнерство, проекты, государственно-частное партнерство (ГЧП), государственно-частное партнерство в промышленности, целевая программа, развитие
This study is aimed at examining the mechanisms of public-private partnerships as applied to the industrial sector.
Aim. The study aims to apply the mechanisms of public-private partnerships in the preparation of a program for industrial enterprise development. Tasks. In this study, the author analyzes the forms and legal basis for the implementation of projects based on the mechanisms of public-private partnerships and opportunities for their application in the preparation of a
> <
program for industrial enterprise development working by government order.
Methods. This study uses general scientific principles of systematic analysis to examine the forms and legal basis for the implementation of projects based on the mechanisms of public-private partnerships. Results. This article presents the results of a study on public-private partnerships in an industrial context. The forms and legal basis for the implementation of projects based on the mechanisms of public-private partnerships are examined. The author outlines development directions and develops a system for industrial enterprise planning, working by government order with due consideration to the mechanisms of public-private partnerships. Conclusion. The use of PPP in the industry has great potential, particularly in the context of an unstable modern economy and the implementation of the import substitution strategy. It has the potential to create new jobs, attract investment in innovative projects, and improve the efficiency of capital investment in the industry. Keywords: government, business, partnerships, projects, public-private partnerships, industrial public-private partnerships, target program, development
Российская экономика находится в сложной ситуации, что требует поиска новых возможностей улучшения и оптимизации положения народного хозяйства страны. Особенно актуальным является вопрос развития отечественной промышленности и импортозамещения. Последние политические события показали жесткую зависимость российской экономики от цен на углеводороды и неготовность отечественных производителей к импортозамещению. Отсюда высокая степень зависимости российских отраслей от импорта. В условиях ограниченности бюджетных средств и средств производителей на первый план должно выйти обеспечение производственной и технологической конкурентоспособности отечественных предприятий.
По мнению заместителя министра промышленности и торговли РФ С. А. Цыба, наиболее перспективными отраслями с точки зрения импортозамещения сегодня являются станкостроение, где доля импорта составляет более 90%, электронная промышленность (80-90%), легкая промышленность (70-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), тяжелое машиностроение (60-80%) и машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). В этих и других отраслях импортозамещение возможно лишь при наличии достаточных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, способных предложить качественную продукцию по рыночным ценам. По оценкам Минпромторга, в случае успешно проведенной политики импортозамещения уровень импортозависимости отраслей промышленности можно снизить с 70-90% до уровня 50-60% [1].
* Исследование выполнено в рамках субсидии Правительства Санкт-Петербурга молодым ученым, молодым кандидатам наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Реализация проектов государственно-частного партнерства
> <с
С привлечением внебюджетных средств
V > г *
Концессия (ФЗ № 115) ГЧП в рамках ФЗ № 224 «Квази» ГЧП формы
Региональное ГЧП
ДИСы (ФЗ № 223)
КЖЦ (ФЗ № 44)
Корпоративные формы
За счет бюджетных средств
ФЗ № 44
ФЗ № 223
Госконтракты
Рис. 1. Формы и правовые основы реализации ГЧП-проектов
Таблица 1
Правовые основы государственно-частных партнерств
№ п/п Организационно-правовые формы Правовое регулирование
Формы государственно-частного партнерства (согласно нормативному определению)
1 Концессионное соглашение Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
2 Соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве...»
Договорные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства
3 Контракт жизненного цикла Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4 Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора Гражданский кодекс РФ, федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», региональные правовые акты
5 Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя в интересах юридического лица с государственным участием (ДИС) Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупках соответствующих юридических лиц
Корпоративные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства
6 Создание СПК с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры Бюджетный кодекс РФ (ст. 80)
Важную роль в модернизации и развитии предприятий, в разработке планов содействия импортозаме-щению играет формирование новых механизмов и мер государственной поддержки. Государственная поддержка развития предприятий может осуществляться через выделение средств в форме субсидирования и софинансирования исследований.
Важную роль в поддержке отечественных предприятий играет вступивший в действие 1 января 2016 г. федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является популярной и быстро развивающейся формой
взаимодействия частных инвесторов и государства, предполагает полное разделение рисков между ними. При реализации проектов на основе ГЧП инвестор получает следующие преимущества:
• возможность выхода в сектор общественных услуг, на которые существует устойчивый спрос;
• участие в проектах, которые без государственного партнерства не были бы привлекательны для частных инвестиций.
Необходимость использования механизма ГЧП для развития промышленных предприятий обозначена в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и, в частности, в подпрограммах:
• «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса»;
Г Государственные программы и федеральные (региональные) целевые программы^)
План продаж
Механизмы государственно-частного партнерства
Инновационное развитие предприятия
Стратегический план развития предприятия
Тактический план развития предприятия
ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
УГ
А
и
Государственный заказ Заказы хозяйствующих субъектов Потребительский спрос
Производственные возможности предприятия
А V
Целевая программа развития (модернизации) предприятия
> <
Рис. 2. Структура системы планирования развития промышленного предприятия
• «Тяжелое машиностроение»;
• «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение»;
• «Индустриальные парки».
Привлечение внебюджетных средств для развития отраслей/кластеров промышленности может быть организовано на основе общности интересов государства и бизнеса, совпадения направлений научно-технологического развития предприятия и государства.
Как уже было сказано выше, основной формой сочетания государственных и частных интересов при организации инновационной деятельности в промышленности должно стать ГЧП. Создание ГЧП предполагает, что инициатором сотрудничества является государство, которое приглашает частных инвесторов принять участие в реализации общественно значимых проектов. В основе партнерских инициатив государства должны лежать долгосрочные цели и задачи, его обязательства перед обществом.
Преимущества ГЧП обеспечиваются не только возможностью привлечения внебюджетных финансовых ресурсов, но и максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из участников проекта и совокупным сокращением рисков. Госу-
дарство, вступая в союз с бизнесом, как правило, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и действенную, чем традиционная бюрократия, систему управления проектом, а бизнес — определенный набор гарантий и преференций [2; 3].
Модели и структура ГЧП разнообразны. При этом существуют некоторые характерные черты, позволяющие выделить ГЧП в самостоятельную экономическую категорию.
К основным целям государства в инновационно-промышленной сфере можно отнести:
• повышение эффективности управления государственным имуществом в области науки и инноваций;
• организацию систематического отбора результатов фундаментальной науки, полученных по приоритетным направлениям развития науки и техники в России, и преобразование их в прикладные результаты;
• повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на инновационное развитие промышленности;
• привлечение внебюджетного финансирования на развитие промышленности по направлениям, важ-
Механизмы государственно-частного партнерства
Государство
Направления развития промышленного предприяти
Бизнес
Разработка научными организациями новых образцов промышленной продукции, создание условий для ее производства и внедрения
Совершенствование научными организациями промышленного оборудования, машин и механизмов
Совершенствование научными организациями промышленного оборудования, машин и механизмов
Обеспечение воспроизводства интеллектуального потенциала
Государство разрабатывает стратегию и целевые программы
Продукция
Государство финансирует из бюджета научные разработки и частично финансирует их внедрение через механизм целевых программ, лизинга, кредитования
Техника
Государство финансирует из бюджета научные организации и осуществляет льготное кредитование производителей на приобретение отечественного оборудования
Кадры
Государство создает условия для развития кадрового потенциала
Организационное
Прогнозирование, стратегическое планирование, механизмы финансовой поддержки, правовое регулирование, формирование кластеров
Технология
Государство финансирует из бюджета отраслевые научные организации и разрабатывает механизмы компенсации расходов при производстве инновационной продукции
Модернизация существующей и выпуск новой продукции, освоение новых рынков
Внедрение
усовершенствованного оборудования
Внедрение
усовершенствованного оборудования
Совершенствование структуры кадров, внедрение системы переподготовки кадров
Бизнес участвует в разработке и реализации целевых программ, внедряет принципиально новые системы управления
Рис. 3. Направления развития промышленного предприятия
ным для создания конкурентоспособной продукции и технологий.
Проект, реализуемый на основе механизма ГЧП, должен удовлетворять следующим признакам:
• направлен на создание или реконструкцию объекта инфраструктуры;
• частный партнер не только проектирует и/или создает объект, но и в обязательном порядке осуществляет его эксплуатацию и/или техническое обслуживание;
• частный партнер полностью или частично за счет собственных и привлеченных средств финансирует проект;
• возврат инвестиций частного партнера осуществляется за счет оказания услуг с использованием объекта и/или его технического обслуживания, которое оплачивается потребителями (населением) и/или за счет платежей из бюджета;
• проект должен носить долгосрочный характер. На основе проведенного анализа литературы [2-7
и др.] мы выделяем следующие формы и правовые основы реализации ГЧП-проектов (рис. 1, табл. 1).
Важными инструментами развития отраслей и конкретных предприятий являются приоритетные национальные проекты и программы в форме федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ, федеральных адресных целевых программ. Актуальным вопросом финансового обеспечения является формирование эффективного механизма осуществления этих программ. Одним из альтернативных
способов финансирования государственных целевых программ является консолидация финансовых ресурсов государства и частного сектора посредством механизмов ГЧП.
Использование этих механизмов может быть заложено в комплексную целевую программу развития предприятия. Последняя является интегрирующим инструментом, объединяющим цели, задачи, мероприятия, исполнителей, ресурсы и сроки реализации.
Нами разработана структура системы планирования развития промышленного предприятия, действующего на рынке государственного заказа, учитывающая использование механизмов ГЧП (рис. 2).
В целях исполнения федеральных целевых программ развития применяются следующие механизмы ГЧП:
• софинансирование инновационных разработок частными венчурными компаниями и органами исполнительной власти;
• привлечение венчурного бизнеса и независимых управляющих компаний.
Инновационное развитие промышленного предприятия должно осуществляться по нескольким направлениям (рис. 3):
• совершенствование продукции;
• технологическая модернизация;
• техническая модернизация;
• развитие кадрового потенциала;
• организационное развитие.
В условиях нестабильной экономики и реализации стратегии импортозамещения использование
механизма ГЧП в промышленности позволяет создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в инновационные проекты и добиться повышения эффективности капитальных вложений. Переход к модели ГЧП позволил бы улучшить экономическую ситуацию на промышленном предприятии за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития.
Литература
1. Воронина Ю. Лекарство от зависимости // Российская бизнес-газета. № 959 (30). 2014. 5 августа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ 2014/08/05/ЕатезИеше.Мт1.
2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.
3. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 287 с.
4. Гладов А. В., Исупов А. М., Мартышкин А. С. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы // Бюллетень Самарского государственного университета. 2008. № 7. С. 36-55.
5. Мещеров А. В. Государственно-частное партнерство: теория, методология, практика // Экономические науки. 2015. № 123. С. 16-18.
6. Мочальников В. Н., Анохина М. Е. Теория и практика государственно-частного партнерства. М.: Экономика, 2013. 606 с.
7. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика) / Под ред. В. Г. Варнавского, А. Г. Зельднера, В. Н. Мочальникова, С. Н. Сильвестрова. М.: Анкил, 2015. 252 с.
8. Бабкин А. В., Чистякова О. В. Развитие инновационного предпринимательства в России: понятие, динамика, проблемы, направления развития // Экономическое возрождение России. 2014. № 4 (42). С. 157-170.
9. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М.: НПФ «Экспертный институт», 2010. 32 с.
10. Белицкая А. В. Перспективы развития законодательства о государственно-частном партнерстве // Хозяйство и право. 2010. № 6. С. 110-114.
11. Бабкин А. В., Мошков А. А., Новиков А. О. Анализ методов и моделей оценки инновационного потенциала промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. 2012. № 4 (151). С. 84-90.
12. Бабкин А. В., Ноговицына О. С. Научно-методологические аспекты оценки эффективности инновационной инфраструктуры промышленного комплекса региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 1 (139). С. 56-61.
13. Валитов Ш. М., Мальгин В. А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. М.: Экономика, 2009. 207 с.
14. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: Сборник нормативных актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 994 с.
15. Евсеева О. А., Бабкин А. В. Формирование методики оценки эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 6 (98). С. 79-85.
16. Импортозамещение: проекты и инструменты // Торгово-промышленные ведомости: Издание Торгово-промышленной палаты РФ. 2016: [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/ < 6372.html. ^
17. Касьянова А. К. Государственно-частное партнер- 2 ство как эффективная система поддержки инноваций: ^ [Электронный ресурс]. Режим доступа: ь^^ппсшь. ш ^о/2011/09/08/государственно-частное-партнерство-2. ш
18. Королева А. И., Бабкин И. А. Элементы государственно- ^ частного партнерства как механизма инновационного к развития экономики // Научно-технические ведомости х СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 1 (163). С. 31-38. ^
19. Кузьмина С. Н., Бабкин И. А. Принципы и модели госу- т дарственно-частного партнерства в промышленности и 2 научно-инновационной сфере // Вестник Забайкальского > государственного университета. 2015. № 12 (127). < С. 110-120. ^
20. Михеев О. Л. Финансовые и правовые проблемы част- ^ но-государственного партнерства. М.: Анкил, 2008. о-56 с. 5=
21. Пайсон Д. Б. Государственно-частное партнерство как ^ институт развития в области космической деятельно- ^ сти: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы о государственного и муниципального управления. 2009. н-№ 3. С. 17-34.
22. Тимошенко В. С. Политика импортозамещения в России: от слов к делу: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.rU/article/630000/#ixzz3zIB5y6Wi.
23. Глухов В. В, Балашова Е. С. Выявление резервов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия на основе управления ключевыми компетенциями // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 3 (221). С. 192-197.
24. Егоров Н. Е., Бабкин И. А. Концептуальная модель подготовки специалистов в рамках государственно-частного партнерства и концепции тройной спирали // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 6 (233). С. 216-221.
References
1. Voronina Yu. The drug against dependence. Rossiyskaya Biznes-gazeta, August 05, 2014, no. 959 (30). Available at: https://rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html. (in Russ.).
2. Varnavskiy V. G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: nekotorye voprosy teorii i praktiki [Public-private partnership: Some questions of the theory and practice]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2011, no. 9, pp. 41-50.
3. Varnavskiy V. G., Klimenko A. V., Korolev V. A. et al. Gosu-darstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika [Public-private partnership: Theory and practice]. Moscow, HSE Publ., 2010. 287 p.
4. Gladov A. V., Martyshkin S. A., Prokhorov D. V., Tarasov A. V., Tyukavkin N. M., Tslaf V.M., Isupov A.M. Zarubezhnyy opyt realizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: ob-shchaya kharakteristika i organizatsionno-institutsional'nye osnovy [Foreign experience in the implementation of public-private partnership: General characteristics, organizational and institutional framework]. VestnikSamarskogo gosudarst-vennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2008, no. 7 (66), pp. 36-55.
5. Meshcherov A. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya, metodologiya, praktika [Public-private partnership: Theory, methodology, practice]. Ekonomicheskie nauki, 2015, no. 123, pp. 16-18.
6. Mochal'nikov V. N., Anokhina M. E. Teoriya i praktika go-sudarstvenno-chastnogo partnerstva [Theory and practice of public-private partnership]. Moscow, Ekonomika Publ., 2013. 606 p.
7. Varnavskiy V. G. et al (eds). Osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (teoriya, metodologiya, praktika) [Fundamentals of public-private partnership (theory, methodology, practice)]. Moscow, Ankil Publ., 2015. 252 p.
8. Babkin A. V., Chistyakova O. V. Razvitie innovatsionnogo predprinimatel'stva v Rossii: ponyatie, dinamika, problemy, napravleniya razvitiya [The development of innovative busi-
< ness in Russia: Concept, dynamics, problems, development ^ trends]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2014, no. 4 5 (42), pp. 157-170.
^ 9. Bar'ery razvitiya mekhanizma GChP v Rossii [Barriers to the development of PPP mechanism in Russia]. Moscow, lu Research and Educational Foundation "Expert Institute"
Publ., 2010. 32 p. K 10. Belitskaya A. Perspektivy razvitiya zakonodatel'stva o gos-^ udarstvenno-chastnom partnerstve [Prospects for the de-uj velopment of public-private partnership legislation]. Kho-□d zyaystvo i pravo, 2010, no. 6, pp. 110-114. £ 11. Babkin A. V., Moshkov A. A., Novikov A. O. Analiz meto> dov i modeley otsenki innovatsionnogo potentsiala pro-
< myshlennogo klastera [Analysis of methods and models of estimation of innovative potential of industrial clusters].
^ Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo cl gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Seriya x Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical gazette of K St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Economic ^ science], 2012, no. 4 (151), pp. 84-90. o 12. Babkin A. V., Nogovitsyna O. S. Nauchno-metodologicheskie aspekty otsenki effektivnosti innovatsionnoy infrastruktury promyshlennogo kompleksa regiona [Scientific and methodological aspects of the evaluation of the effectiveness of the region's industrial complex innovation infrastructure]. ]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Seriya Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Economic science], 2012, no. 1 (139), pp. 56-61.
13. Valitov Sh. M., Mal'gin V. A. Vzaimodeystvie vlasti i biznesa: sushchnost', novye formy i tendentsii, sotsial'naya otvetst-vennost' [The interaction between business and government: The essence, the new forms and trends, social responsibility]. Moscow, Ekonomika Publ., 2009. 207 p.
14. Vozmozhnosti federal'nykh investitsiy cherez GChP: Sbornik normativnykh aktov po GChP v Rossiyskoy Federatsii [Opportunities of federal investments through PPP: Collection of regulations on PPP in the Russian Federation]. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2009. 994 p.
15. Evseeva O. A., Babkin A. V. Formirovanie metodiki otsenki effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki malykh i sred-nikh predpriyatiy [Formation of the methodology for assessing the effectiveness of state support for small and medium enterprisesj. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [News of Irkutsk State Academy of Economics], 2014, no. 6 (98), pp. 79-84.
16. Import substitution: Projects and tools. Torgovo-promysh-lennye vedomosti, November 23, 2015. Available at: http:// www.tpp-inform.ru/analytic_journal/6372.html. Accessed September 28, 2016. (in Russ.).
17. Kas'yanova A.K. Public-private partnerships as an effective support system for innovation. Available at: http://innclub.
info/2011/09/08/rocyaapcTBeHHO-HacTHoe-napTHepcTBO-2. (in Russ.).
18. Koroleva A. I., Babkin I. A. Elementy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva kak mekhanizma innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Elements of public-private partnerships as a mechanism of innovation development of economy]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Seriya Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Economic science], 2013, no. 1-1 (163), pp. 31-38.
19. Kuz'mina S. N., Babkin I. A. Printsipy i modeli gosudarst-venno-chastnogo partnerstva v promyshlennosti i nauchno-innovatsionnoy sfere [Principles and models of public-private partnerships in the industry and scientific-innovation sphere]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Trans-Baikal State University], 2015, no. 12 (127), pp. 110-120.
20. Mikheev O. L. Finansovye i pravovye problemy chastno-gosu-darstvennogo partnerstva [Financial and legal problems of the public-private partnership]. Moscow, Ankil Publ., 2008. 56 p.
21. Payson D. B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak institut razvitiya v oblasti kosmicheskoy deyatel'nosti: zarubezh-nyy opyt i rossiyskie plany [Public-private partnership as a development institution in the field of space activities: International experience and Russian plans]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, 2009, no. 3, pp. 17-34.
22. Timoshenko V. Policy of import substitution in Russia: From words to deeds. Garant.ru. 2015. Available at: http://www. garant.ru/article/630000/#ixzz3zIB5y6Wi. (in Russ.).
23. Glukhov V. V., Balashova E. S. Vyyavlenie rezervov povy-sheniya effektivnosti deyatel'nosti promyshlennogo predpri-yatiya na osnove upravleniya klyuchevymi kompetentsiyami [Revealing of reserves of increase of efficiency of the enterprise industrial activity on the basis of core competencies management]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Seriya Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Economic science], 2015, no. 3 (221), pp. 192-197.
24. Egorov N. E., Babkin I. A. Kontseptual'naya model' podgo-tovki spetsialistov v ramkakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i kontseptsii troynoy spirali [Conceptual model of training specialists in the framework of public-private partnerships and the concept of the triple helix]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Seriya Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical gazette of St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Economic science], 2015, no. 6 (233), pp. 216-221.