УДК 378:811
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОН - ЛАЙН КУРСОВ В ПРОФЕССОНАЛЬНО -ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Никонорова Л.М.,канд. пед. наук, доцент Айтуганова Ж.И.,канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «КГЭУ» Контакты: [email protected]
Данная статья посвящена актуальной теме: использованию новых интерактивных технологий в рамках массовых открытых он-лайн курсов в процессе обучения студентов иностранному языку для профессиональных целей и повышения квалификации преподавателей высшей школы.
Ключевые слова: массовые открытые он-лайн курсы, энергетический поворот, глобализация и образование.
Интерес к изучению иностранных языков в профессиональных целях постоянно растет. Это можно объяснить тем, что знание одного или нескольких иностранных языков делает возможным:
• быстрый доступ к новой актуальной иноязычной информации по проблемам научных исследований, не дожидаясь перевода на родной язык;
• участие в совместных исследовательских международных проектах и образовательных программах;
• получение грантов, предусматривающих знание иностранного языка;
• участие в стажировках и конференциях за рубежом;
126
• получение знаний в интересующей области в рамках МООК (Массовые открытые он-лайн курсы).
Массовые открытые он-лайн курсы (MOOC - Massiveopenon-linecourses) предоставляют слушателям с различным уровнем подготовки возможность получить новые знания [1 ; 2]. Студенты могут слушать лекции преподавателей ведущих университетов мира, принять участие в обсуждении тем. Для преподавателей вузов предоставляется также хорошая возможность повышения квалификации в своей или в какой-либо другой интересующей сфере знаний. Рабочими языками часто являются английский, немецкий, китайский, русский, французский, испанский. На многих курсах используются английские субтитры.
МООК комбинируют традиционные формы передачи знаний, такие как видео с записью лекций, дополнительный материал (учебные тексты и научные статьи из журналов и книг, фильмы, многочисленные ссылки на важные источники) с интерактивным обучением, участием в форумах для обсуждения различных проблемных вопросов. Обычно курсы длятся от 6 до 8 недель, каждая неделя завершается тестом, а по окончании всего курса студенты могут сдать по желанию экзамен. Тесты и экзамены не являются обязательным условием участия в МООК, если получение сертификата не интересует слушателя. Демократизация знаний была с самого начала появления МООК их основной задачей, но систему классического университетского образования они не заменяют.
Самыми крупными международными образовательными платформами являются на сегодняшний день Coursera - ведущая МООК-платформа из США, edX - обучающая платформа Массачусетского технологического института и Гарвардского университета, iversity -Берлинская платформа. Каждый из нас может найти курсы по своим интересам. На некоторые курсы записываются сотни тысяч слушателей со всего мира и имеют возможность послушать не только ве-
127
дущих специалистов, но и общаться друг с другом, высказывая свое мнение по актуальным проблемам современности.
Одной из таких тем является изменение климата, последствия этого изменения, а также возможные действия человечества для предотвращения негативных последствий. Немецкая образовательная платформа iversity [3] представляет курс «Klimawandelundsei-neFolgen» (Изменение климата и его последствия) под эгидой WWF (Всемирного Фонда дикой природы) и DKK (Немецкого Климатического Консорциума) при поддержке Фонда имени Роберта Боша (RobertBoschStiftung). Ведущие специалисты в области изучения климата знакомят слушателей с результатами своих исследований с помощью возможностей новых технологий электронного обучения. Впервые курс предлагался студентам, преподавателям и всем желающим в ноябре - декабре 2015 перед началом конференции ООН по проблемам климата в Париже (29 ноября -12 декабря 2015), чтобы проинформировать всех заинтересованных людей о положении дел в этой области.
В течение пяти недель ученые знакомили слушателей с выводами своих исследований по темам:
1. «Климатическая система и изменение климата»;
2. «Модели и сценарии»;
3. «Климат и прошлое»;
4. «Последствия изменения климата»;
5. «Изменения климата и общество».
На многочисленных примерах они показали роль человека в тех изменениях, которые мы все сегодня наблюдаем. В период с 1990 года средняя глобальная температура увеличилась на 0,8 градуса, а уровень моря поднялся на 20 сантиметров. Для смягчения таких изменений предлагается снижение выброса углекислого газа в атмосферу, переориентация на возобновляемые источники энергии и повышение энергоэффективности. Эксперты в области изучения климата рекомендуют всем странам не допустить повышения
128
температуры на Земле более чем на два градуса, желательной целью является 1,5 градуса. В данном случае речь не идет о мнении отдельных ученых, существует специальная международная организация - Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IntergovernmentalPanelonClimateChange, IPCC), которая предоставляет оценку состояния дел в области изменения климата на основе обобщения результатов десятков тысяч научно -технических, социальных и экономических исследований [4].
Как показали результаты Всемирной конференции ООН, 195 делегаций одобрили Парижское соглашение, которое опирается на выводы Межправительственной группы экспертов и которое должно сменить в 2020 Киотский протокол. В новом соглашении указываются те же цифры, что и в заключении ученых. В связи с этим данный документ регулирует меры по снижению выбросов С02 с 2020 года. Государства сами добровольно берут на себя обязательства по защите климата, за выполнением которых будет следить специальная комиссия. В соглашении называется также цифра в 100 миллиардов долларов, которую богатые страны будут выделять ежегодно самым бедным странам для решения проблем, связанных с последствиями изменения климата, начиная с 2020 года. Через пять лет эта сумма подлежит уточнению. Дата подписания Парижского соглашения - в «День Земли», 22 апреля 2016 года в Нью - Йорке, документ вступит в силу при условии его ратификации 55 государствами, производящими более 55% всех вредных эмиссий в мире [5].
В 2016 году Образовательная платформа iversity планирует повторение курса «Изменение климата и его последствия». Для прослушивания лекций и чтения дополнительных материалов от слушателей требуется хорошее знание немецкого языка, не ниже уровня В2, высокий уровень развития критического мышления, умение работать с большим информационным потоком, выделять в текстах основную и второстепенную информацию, делать выводы, формировать и высказывать свои суждения [6].
129
Умение высказывать свои суждения на тематическом форуме, обосновывать их во время общего обсуждения способствует хорошему усвоению изученного материала, развивает навыки общения в иноязычной среде, предоставляет большие возможности для совершенствования владения языком. В конце каждой главы курса слушателям предлагаются различные вопросы, проблемы для совместного обсуждения. Так, например, первая глава «Климатическая система и изменение климата» завершается домашним заданием наблюдать за тем, что происходит вокруг, отметить все, что относится к этой теме и поделиться своими наблюдениями с участниками форума. Сообщения интересные и позволяют ознакомиться с ситуацией в области защиты климата в разных странах, узнать то, о чем не узнаешь из учебников. Наибольшее количество заметок из Германии - понятия «энергетический поворот» (Energiewende), «устойчивая энергетика» (nachhaltigeEnergie) тесно связаны именно с этой страной.
Энергетический поворот означает не только поворот в энергетике, но и изменение мышления и действий, направленных на экономию энергии и других материальных и нематериальных ресурсов, что хорошо видно в сообщениях участников на форуме. Они предлагают: думать экологично, экономично и социально; экономить электричество и воду; использовать в доме энергосберегающую технику, устанавливать на крышах солнечные батареи; выбирать поставщиков экологически чистого тока; пользоваться лестницей вместо лифта; утеплять дома специальными материалами; пользоваться велосипедом или общественным транспортом вместо автомобиля; ходить по возможности пешком; пересесть на электромобиль; использовать каршеринг; сократить или компенсировать полеты на самолете (компенсация с помощью передачи средств на реализацию экологических проектов); отдыхать рядом с местом проживания; использовать региональные продукты вместо экзотических; выращивать сельскохозяйственную продукцию в го-
130
роде; по возможности отказываться от мяса; делать меньше покупок, меньше потреблять; избегать и сократить отходы; не использовать одноразовые пакеты и упаковки; чинить вещи вместо того, чтобы их выбрасывать. Советов и идей очень много, подробнее с ними можно ознакомиться на сайте международной организации, работающей в области исследования и сохранения окружающей среды WWF [7].
В других главах предлагается дать ответы возможным оппонентам, например: «Климат всегда менялся. Люди не имеют никакого отношения к изменению климата» (глава 3); «Изменение климата не так уж и плохо. Природа как-нибудь приспособится» (глава 4). Ответы должны быть аргументированы на основе изученного материала и собственного опыта.
Совместная работа на международном форуме, обсуждение проблемы знакомит слушателей с носителями языка и их образом мышления, с реалиями жизни в других странах, формирует умение четко и ясно излагать свою точку зрения на иностранном языке, прислушиваться к мнению других людей и находить совместное решение проблемы, развивает навыки критического мышления, анализа информации из различных источников. Прохождение и завершение всего обучающего курса предполагает умение работать самостоятельно и вносит свой вклад в совершенствование этого умения. Все эти знания и умения пригодятся слушателям в их профессиональной деятельности.
Источники
1. Лебедева М.Б. Массовые открытые он-лайн курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. Санкт-Петербург: ИПООВРАО, 2015. №1(42). С. 105-108.
2. Bremer, Claudia (2013): Massive Open Online Courses, In: Thomas Knaus / Olga Engel (Hrsg.): fraMediale - digitaleMedien in Bildungseinrichtungen [Band 3]. München: kopaed, S. 30 48 / http://www.bremer.cx/paper58/Beitrag_Bremer_framediale2012.pdf
3. https://iversity.org
4. http://www.ipcc.ch
131
5. Текст проекта соглашения, принятого в Париже 12 декабря 2015 г. [Режим доступа]: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/pyc/109r.pdf
6. Никонорова Л.М., Сидорова Д.Г. Развитие критического мышления у студентов высшей школы через обучение пониманию иноязычного текста. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. №12(42): в 3 -х ч. 4.III.C. 129-132.
7. Seiaktiv - Tippsaus den Challenges des MOOC/ http://www.wwf.de/aktiv-werden/bildungsarbeit-lehrerservice/mooc-online-vorlesung/eure-tipps-und-ideen/
USING MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGES TEACHING OF STUDENTS AND ACADEMIC STAFF AT
TECHNICAL UNIVERSITIES Nikonorova L.M., Aytuganova J.I.
This article is devoted to an important topic: using new interactive technologies, such as Massive Open Online Courses (MOOCs) in foreign language teaching to students for professional purposes and for professional development of academic staff at universities. Keywords: Massive open online courses, energy transition, globalization and education.
Дата поступления 12.02.2016.
132