Научная статья на тему 'Использование массовых открытых он-лайн курсов в профессонально-ориентированном обучении иностранному языку'

Использование массовых открытых он-лайн курсов в профессонально-ориентированном обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОН-ЛАЙН КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ / ENERGY TRANSITION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBALIZATION AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонорова Л. М., Айтуганова Ж. И.

Данная статья посвящена актуальной теме: использованию новых интерактивных технологий в рамках массовых открытых он-лайн курсов в процессе обучения студентов иностранному языку для профессиональных целей и повышения квалификации преподавателей высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGES TEACHING OF STUDENTS AND ACADEMIC STAFF AT TECHNICAL UNIVERSITIES

This article is devoted to an important topic: using new interactive technologies, such as Massive Open Online Courses (MOOCs) in foreign language teaching to students for professional purposes and for professional development of academic staff at universities.

Текст научной работы на тему «Использование массовых открытых он-лайн курсов в профессонально-ориентированном обучении иностранному языку»

УДК 378:811

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОН - ЛАЙН КУРСОВ В ПРОФЕССОНАЛЬНО -ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Никонорова Л.М.,канд. пед. наук, доцент Айтуганова Ж.И.,канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВО «КГЭУ» Контакты: [email protected]

Данная статья посвящена актуальной теме: использованию новых интерактивных технологий в рамках массовых открытых он-лайн курсов в процессе обучения студентов иностранному языку для профессиональных целей и повышения квалификации преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: массовые открытые он-лайн курсы, энергетический поворот, глобализация и образование.

Интерес к изучению иностранных языков в профессиональных целях постоянно растет. Это можно объяснить тем, что знание одного или нескольких иностранных языков делает возможным:

• быстрый доступ к новой актуальной иноязычной информации по проблемам научных исследований, не дожидаясь перевода на родной язык;

• участие в совместных исследовательских международных проектах и образовательных программах;

• получение грантов, предусматривающих знание иностранного языка;

• участие в стажировках и конференциях за рубежом;

126

• получение знаний в интересующей области в рамках МООК (Массовые открытые он-лайн курсы).

Массовые открытые он-лайн курсы (MOOC - Massiveopenon-linecourses) предоставляют слушателям с различным уровнем подготовки возможность получить новые знания [1 ; 2]. Студенты могут слушать лекции преподавателей ведущих университетов мира, принять участие в обсуждении тем. Для преподавателей вузов предоставляется также хорошая возможность повышения квалификации в своей или в какой-либо другой интересующей сфере знаний. Рабочими языками часто являются английский, немецкий, китайский, русский, французский, испанский. На многих курсах используются английские субтитры.

МООК комбинируют традиционные формы передачи знаний, такие как видео с записью лекций, дополнительный материал (учебные тексты и научные статьи из журналов и книг, фильмы, многочисленные ссылки на важные источники) с интерактивным обучением, участием в форумах для обсуждения различных проблемных вопросов. Обычно курсы длятся от 6 до 8 недель, каждая неделя завершается тестом, а по окончании всего курса студенты могут сдать по желанию экзамен. Тесты и экзамены не являются обязательным условием участия в МООК, если получение сертификата не интересует слушателя. Демократизация знаний была с самого начала появления МООК их основной задачей, но систему классического университетского образования они не заменяют.

Самыми крупными международными образовательными платформами являются на сегодняшний день Coursera - ведущая МООК-платформа из США, edX - обучающая платформа Массачусетского технологического института и Гарвардского университета, iversity -Берлинская платформа. Каждый из нас может найти курсы по своим интересам. На некоторые курсы записываются сотни тысяч слушателей со всего мира и имеют возможность послушать не только ве-

127

дущих специалистов, но и общаться друг с другом, высказывая свое мнение по актуальным проблемам современности.

Одной из таких тем является изменение климата, последствия этого изменения, а также возможные действия человечества для предотвращения негативных последствий. Немецкая образовательная платформа iversity [3] представляет курс «Klimawandelundsei-neFolgen» (Изменение климата и его последствия) под эгидой WWF (Всемирного Фонда дикой природы) и DKK (Немецкого Климатического Консорциума) при поддержке Фонда имени Роберта Боша (RobertBoschStiftung). Ведущие специалисты в области изучения климата знакомят слушателей с результатами своих исследований с помощью возможностей новых технологий электронного обучения. Впервые курс предлагался студентам, преподавателям и всем желающим в ноябре - декабре 2015 перед началом конференции ООН по проблемам климата в Париже (29 ноября -12 декабря 2015), чтобы проинформировать всех заинтересованных людей о положении дел в этой области.

В течение пяти недель ученые знакомили слушателей с выводами своих исследований по темам:

1. «Климатическая система и изменение климата»;

2. «Модели и сценарии»;

3. «Климат и прошлое»;

4. «Последствия изменения климата»;

5. «Изменения климата и общество».

На многочисленных примерах они показали роль человека в тех изменениях, которые мы все сегодня наблюдаем. В период с 1990 года средняя глобальная температура увеличилась на 0,8 градуса, а уровень моря поднялся на 20 сантиметров. Для смягчения таких изменений предлагается снижение выброса углекислого газа в атмосферу, переориентация на возобновляемые источники энергии и повышение энергоэффективности. Эксперты в области изучения климата рекомендуют всем странам не допустить повышения

128

температуры на Земле более чем на два градуса, желательной целью является 1,5 градуса. В данном случае речь не идет о мнении отдельных ученых, существует специальная международная организация - Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IntergovernmentalPanelonClimateChange, IPCC), которая предоставляет оценку состояния дел в области изменения климата на основе обобщения результатов десятков тысяч научно -технических, социальных и экономических исследований [4].

Как показали результаты Всемирной конференции ООН, 195 делегаций одобрили Парижское соглашение, которое опирается на выводы Межправительственной группы экспертов и которое должно сменить в 2020 Киотский протокол. В новом соглашении указываются те же цифры, что и в заключении ученых. В связи с этим данный документ регулирует меры по снижению выбросов С02 с 2020 года. Государства сами добровольно берут на себя обязательства по защите климата, за выполнением которых будет следить специальная комиссия. В соглашении называется также цифра в 100 миллиардов долларов, которую богатые страны будут выделять ежегодно самым бедным странам для решения проблем, связанных с последствиями изменения климата, начиная с 2020 года. Через пять лет эта сумма подлежит уточнению. Дата подписания Парижского соглашения - в «День Земли», 22 апреля 2016 года в Нью - Йорке, документ вступит в силу при условии его ратификации 55 государствами, производящими более 55% всех вредных эмиссий в мире [5].

В 2016 году Образовательная платформа iversity планирует повторение курса «Изменение климата и его последствия». Для прослушивания лекций и чтения дополнительных материалов от слушателей требуется хорошее знание немецкого языка, не ниже уровня В2, высокий уровень развития критического мышления, умение работать с большим информационным потоком, выделять в текстах основную и второстепенную информацию, делать выводы, формировать и высказывать свои суждения [6].

129

Умение высказывать свои суждения на тематическом форуме, обосновывать их во время общего обсуждения способствует хорошему усвоению изученного материала, развивает навыки общения в иноязычной среде, предоставляет большие возможности для совершенствования владения языком. В конце каждой главы курса слушателям предлагаются различные вопросы, проблемы для совместного обсуждения. Так, например, первая глава «Климатическая система и изменение климата» завершается домашним заданием наблюдать за тем, что происходит вокруг, отметить все, что относится к этой теме и поделиться своими наблюдениями с участниками форума. Сообщения интересные и позволяют ознакомиться с ситуацией в области защиты климата в разных странах, узнать то, о чем не узнаешь из учебников. Наибольшее количество заметок из Германии - понятия «энергетический поворот» (Energiewende), «устойчивая энергетика» (nachhaltigeEnergie) тесно связаны именно с этой страной.

Энергетический поворот означает не только поворот в энергетике, но и изменение мышления и действий, направленных на экономию энергии и других материальных и нематериальных ресурсов, что хорошо видно в сообщениях участников на форуме. Они предлагают: думать экологично, экономично и социально; экономить электричество и воду; использовать в доме энергосберегающую технику, устанавливать на крышах солнечные батареи; выбирать поставщиков экологически чистого тока; пользоваться лестницей вместо лифта; утеплять дома специальными материалами; пользоваться велосипедом или общественным транспортом вместо автомобиля; ходить по возможности пешком; пересесть на электромобиль; использовать каршеринг; сократить или компенсировать полеты на самолете (компенсация с помощью передачи средств на реализацию экологических проектов); отдыхать рядом с местом проживания; использовать региональные продукты вместо экзотических; выращивать сельскохозяйственную продукцию в го-

130

роде; по возможности отказываться от мяса; делать меньше покупок, меньше потреблять; избегать и сократить отходы; не использовать одноразовые пакеты и упаковки; чинить вещи вместо того, чтобы их выбрасывать. Советов и идей очень много, подробнее с ними можно ознакомиться на сайте международной организации, работающей в области исследования и сохранения окружающей среды WWF [7].

В других главах предлагается дать ответы возможным оппонентам, например: «Климат всегда менялся. Люди не имеют никакого отношения к изменению климата» (глава 3); «Изменение климата не так уж и плохо. Природа как-нибудь приспособится» (глава 4). Ответы должны быть аргументированы на основе изученного материала и собственного опыта.

Совместная работа на международном форуме, обсуждение проблемы знакомит слушателей с носителями языка и их образом мышления, с реалиями жизни в других странах, формирует умение четко и ясно излагать свою точку зрения на иностранном языке, прислушиваться к мнению других людей и находить совместное решение проблемы, развивает навыки критического мышления, анализа информации из различных источников. Прохождение и завершение всего обучающего курса предполагает умение работать самостоятельно и вносит свой вклад в совершенствование этого умения. Все эти знания и умения пригодятся слушателям в их профессиональной деятельности.

Источники

1. Лебедева М.Б. Массовые открытые он-лайн курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. Санкт-Петербург: ИПООВРАО, 2015. №1(42). С. 105-108.

2. Bremer, Claudia (2013): Massive Open Online Courses, In: Thomas Knaus / Olga Engel (Hrsg.): fraMediale - digitaleMedien in Bildungseinrichtungen [Band 3]. München: kopaed, S. 30 48 / http://www.bremer.cx/paper58/Beitrag_Bremer_framediale2012.pdf

3. https://iversity.org

4. http://www.ipcc.ch

131

5. Текст проекта соглашения, принятого в Париже 12 декабря 2015 г. [Режим доступа]: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/pyc/109r.pdf

6. Никонорова Л.М., Сидорова Д.Г. Развитие критического мышления у студентов высшей школы через обучение пониманию иноязычного текста. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. №12(42): в 3 -х ч. 4.III.C. 129-132.

7. Seiaktiv - Tippsaus den Challenges des MOOC/ http://www.wwf.de/aktiv-werden/bildungsarbeit-lehrerservice/mooc-online-vorlesung/eure-tipps-und-ideen/

USING MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGES TEACHING OF STUDENTS AND ACADEMIC STAFF AT

TECHNICAL UNIVERSITIES Nikonorova L.M., Aytuganova J.I.

This article is devoted to an important topic: using new interactive technologies, such as Massive Open Online Courses (MOOCs) in foreign language teaching to students for professional purposes and for professional development of academic staff at universities. Keywords: Massive open online courses, energy transition, globalization and education.

Дата поступления 12.02.2016.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.