Научная статья на тему 'Современный преподаватель в процессе «Моокизации» образования'

Современный преподаватель в процессе «Моокизации» образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МООК / ВИДЕОЛЕКЦИИ / НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ОНЛАЙН-ПЕДАГОГИКА / MOOC / ONLINE EDUCATIONAL VIDEO / NEW INSTRUCTORS'' COMPETENCES / ONLINE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарьева Ю. А.

В статье рассматриваются проблемы и особенности производства видеолекций MOOC (Massive open online courses), с которыми сталкивается съёмочная команда, а так же компетенции, которые преподаватели приобретают в процессе создания видеоконтента онлайн-курсов (на основе опыта создания МООК Томского государственного университета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарьева Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INSTRUCTOR IN THE PROCESS OF «MOOCIZATION» OF EDUCATION

New era dictates new requirements to man and to his activities. 15-20 years ago soldier university instructor could not imagine that he will lecture for thousands students audience. Nevertheless, with the development of technology it has become possible and normal. Massive open online-courses can make a good instructor on any subject of high school word famous.Actively production massive open online-courses requires from instructors newcompetences what Tomsk State University team was convinced own experience.How to build a process of video production? What kind of problems encountered from the creative team? What is learning and acquires what competence instructor while working while working on the video lectures for their courses?According to the questionnaire survey most demanded element of the course, consider 93% interviewed. So not surprising that process of video lecture production it has a longest and time-consuming process.92Современный преподаватель в процессе «моокизации» образованияVideo production MOOC-lecture consist of 10 stages and for the conduct of each responsible specific specialists from production MOOC-team. Instructure is directly involved in every stage. He very painstakingly develops the content of his lectures, responsible approach to the process of recording and editing, to the accompaniment of the course on the platform. Research conducted among instructors MOOK TSU authors showed that in the process of work over the course teachers acquire new competencies related to the various fields of knowledge and applied disciplines. Instructor who practice of MOOC-education in our view is in a trend the modern education, is in a situation of constant acquisition of new knowledge and skills. He is not just a lecturer, it pedagogical designer and strategist, a leading educational videos with potentially massive audience.Instructors who already now take a place on online-education market is a specialists with a broader set of competencies more than the classic lecturers are. And the lectures who understand also that the new broadcasting technology training material require a different approach to the creation of content and the manner of its delivery, a faculty quite near future, coming up with the times.

Текст научной работы на тему «Современный преподаватель в процессе «Моокизации» образования»

Гуманитарная информатика. 2016. Вып. 10. С. 92-100

УДК 378

DOI: 10.17223/23046082/10/10

СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ «МООКИЗАЦИИ» ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.А. Елизарьева

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

В статье рассматриваются проблемы и особенности производства видеолекций MOOC (Massive open online courses), с которыми сталкивается съёмочная команда, а так же компетенции, которые преподаватели приобретают в процессе создания видеоконтента онлайн-курсов (на основе опыта создания МООК Томского государственного университета).

Ключевые слова: МООК, видеолекции, новые компетенции преподавателей, онлайн-педагогика.

MODERN INSTRUCTOR IN THE PROCESS OF «MOOCIZATION» OF EDUCATION

J.A. Elizaryeva National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

New era dictates new requirements to man and to his activities. 15-20 years ago soldier university instructor could not imagine that he will lecture for thousands students audience. Nevertheless, with the development of technology it has become possible and normal. Massive open online-courses can make a good instructor on any subject of high school word famous.

Actively production massive open online-courses requires from instructors new competences what Tomsk State University team was convinced own experience.

How to build a process of video production? What kind of problems encountered from the creative team? What is learning and acquires what competence instructor while working while working on the video lectures for their courses?

According to the questionnaire survey most demanded element of the course, consider 93% interviewed. So not surprising that process of video lecture production -it has a longest and time-consuming process.

Video production MOOC-lecture consist of 10 stages and for the conduct of each responsible specific specialists from production MOOC-team. Instructure is directly involved in every stage. He very painstakingly develops the content of his lectures, responsible approach to the process of recording and editing, to the accompaniment of the course on the platform. Research conducted among instructors MOOK TSU authors showed that in the process of work over the course teachers acquire new competencies related to the various fields of knowledge and applied disciplines. Instructor who practice of MOOC-education in our view is in a trend the modern education, is in a situation of constant acquisition of new knowledge and skills. He is not just a lecturer, it - pedagogical designer and strategist, a leading educational videos with potentially massive audience.

Instructors who already now take a place on online-education market - is a specialists with a broader set of competencies more than the classic lecturers are. And the lectures who understand also that the new broadcasting technology training material require a different approach to the creation of content and the manner of its delivery, -a faculty quite near future, coming up with the times.

Key words: MOOC, online educational video, new instructors' competences, online pedagogy.

Массовые открытые онлайн-курсы могут сделать хорошего преподавателя по русскому языку, географии, русской литературе или программированию знаменитым на весь мир. Сооснователь платформы Coursera в интервью газете РБК назвала преподавателей МООК «рок-звездами» [1]. Кстати, на одной только платформе Coursera свои МООК представляют 142 университета, на курсах которых обучаются ежемесячно 15 миллионов слушателей [2]. На платформе EDX, ее главном конкуренте, 96 университетов предлагают слушателям курсы, на которых обучаются 23 миллиона слушателей [3].

Совершенно очевидно, что МООК будут занимать отдельное почетное место в образовательной системе будущего, строительство которой началось около 5 лет назад, когда курсы Стенфордского университета по искусственному интеллекту привлекли более 160 слушателей со всего мира и попали в заголовки СМИ.

Компетенции будущего

В 2011 г. Apollolnstitute опубликовали обзор FutureWorkSkills 2020, в котором выделил 10 новых «навыков будущего», имеющих кросс-дисциплинарный (междисциплинарный) характер: способности к созданию смыслов (для себя и других), социальный интеллект (умение распознавать состояние, эмоции, чувства других людей, и соот-

ветственно, адаптировать свои действия), адаптивное мышление (способность мыслить за рамками норм и правил, понимать альтернативные варианты логики), взаимодействие с людьми разных культур, вычислительное мышление (способность переводить множество информации в абстрактные категории, связанные причинно-след-ственными связями), новая грамотность (в медиа-пространстве; способность критично оценивать и исследовать контент медиа-пространства), междис-циплинарность (способность осваивать и понимать концепты из смежных областей), «дизайнерское мышление», управление умственной нагрузкой, виртуальное взаимодействие (способность продуктивно работать, вовлекать в работу других, демонстрировать присутствие в виртуальной команде) [4]. Это компетенции, которыми, по мнению ApolloInstitute, должен будет обладать каждый человек.

Но уже сейчас активное производство массовых открытых онлайн-курсов требует от преподавателей новых компетенций, в этом команда Национального исследовательского Томского государственного университета по производству МООК убедилась на собственном опыте. На данный момент университетом разработано и запущено на трех платформах (Coursera, Лекториум, iversity) 15 онлайн-курсов, суммарная аудитория которых составляет около 50 тыс. слушателей из 80 стран. В производстве МООК ТГУ приняли участие 27 преподавателей-авторов, включая лауреата Нобелевской премии мира [5]. Их первые опыты в создании онлайн-курса показали производственной команде, что новый формат действительно требует от преподавателя приобретения новых компетенций. Какие это компетенции и на каких этапах создания МООК потребность в них выявляется, мы бы хотели подробно рассмотреть в этой статье. В частности, мы предлагаем рассмотреть процесс производства видеоматерилов курса и обратить внимание на то:

• Как выстраивается процесс видеопроизводства?

• С какими проблемами сталкивается творческая команда?

• Чему учится и какие компетенции приобретает преподаватель курса за время работы над видеолекциями для своего МООК?

Видеолекция как авторское произведение

Согласно результатам анкетирования слушателей МООК ТГУ самым востребованным элементом онлайн-курса 93% опрошенных счи-

тают видеолекцию [5]. Поэтому неудивительно, что процесс производства видеолекций - самый продолжительный и трудоёмкий из всех видов работ.

Видеопроизводство МООК-лекций в ТГУ состоит из 10 этапов: работы над сценариями лекций курса, составлении графика записи лекций, разработки фирменного стиля курса, организации съёмок, самих съёмок, чернового монтажа, корректуры, внесения правок в черновой вариант видеолекций, чистового монтажа, «упаковки» курса (или постпродакшн).

За проведение каждого из этапов отвечают конкретные специалисты из команды МООК: менеджер, методист, режиссёр-редактор, режиссёр монтажа, видеооператор. Преподаватель принимает непосредственное участие в каждом из этапов. Он не просто лектор, который начитывает на камеру курс лекций, читаемый в университете на протяжении 20 лет. Для того чтобы этот курс стал массовым, «ушёл в онлайн», преподавателю необходимо посмотреть на материал под другим углом: «высушить воду» в текстах, вынести в дополнительные материалы или сослаться на первоисточники того, что сознательный, способный к самообучению слушатель способен прочесть и понять самостоятельно. Кроме того, преподавателю необходимо вывести на первый план свои уникальные наработки и исследования, найти свой авторский и привлекательный для большой аудитории способ подачи материала, подумать над визуальным рядом лекции. И это работа только со сценариями лекций!

Почему преподавателю необходимо уделять особое внимание содержанию лекций? Потому что нет причин полагать, что слушатель онлайн-курса не смог бы найти необходимую информацию по интересующей его теме в других источниках, на просторах сети Интернет или в библиотеке. В 2011 г. (всего 5 лет назад) «общий мировой объем сгенерированных человечеством данных составил более 1,8 зетта-байт (1,8 трлн Гб), что в 57 раз больше, чем песчинок на всех пляжах Земли» [3]. Нет, он обращается к опыту профессионального исследователя конкретной темы, конкретного предмета, он хочет услышать его специфическую речь, узнать о новых исследованиях из «первых рук», он хочет доверить авторитету преподавателя, который попал на мировую онлайн-платформу, определение траекторию, логики движения в изучении темы. Преподаватель отмечает основное, обрисовывает контуры предмета, создаёт вокруг него интригу и заинтересо-

вывает слушателя; он даёт ему в руки инструменты для продолжения изучения, исследования предмета, для применения знаний на практике, отсылает к дополнительным источникам информации. Преподаватель «ведёт» слушателя, увлекая его ёмким повествованием, с одной точки опоры на другую. И для того, чтобы каждая видеолекция «цепляла» и звала слушателя вслед за логикой преподавателя, ему необходимо тщательно продумывать структуру каждой лекции, её драматургию. Поэтому на практике часто во время записи лекции преподаватель улучшает её, дополняет или убирает лишнее, находит подходящие метафоры и примеры в момент вдохновения, ведь нет предела совершенству.

В кадре главное - остаться собой

Преподаватель, начавший работу над созданием МООК, имеет слабое представление о процессе видеопроизводства. В первый раз перед ним встаёт множество вопросов: Где записывать лекции? Как работать с камерой? Как хорошо выглядеть и звучать в кадре? Что такое «эффект говорящей головы» или «Гитлер-стайл»? - всё это приходится постигать на практике с помощью организующих процесс специалистов, приобщаясь к их профессиональному и личному опыту.

Главное, что хочет получить режиссёр МООК от преподавателя на съёмке лекции, - это естественность. Важно сохранить, «законсервировать» преподавателя на видео таким, какой он есть, с его неповторимым стилем ведения лекции, не зажатым, не претендующим на роль ведущего программы новостей, но и не повторяющим свои ежедневные полуторачасовые лекции. Преподаватель вместе с режиссёром отрабатывают звучание своей речи (темп, ритм, голос), положение в пространстве кадра, взаимодействие с камерой. Сложно «говорить в пустоту», ведь если не понимать, что за объективом камеры стоят тысячи слушателей, можно потерять их внимание уже на этапе записи лекции. Просто произнося текст - смысл его донести очень сложно. Здесь всё имеет значение: мимика, эмоции, жесты, интонации. Видеолекция - это не «сказка на ночь» с экрана телевизора. Именно в МООК лекция - это разговор преподавателя с заинтересованным слушателем о том, что интересно им обоим; на видео фиксируется позиция преподавателя, ответная реакция же слушателей проявляется на форуме курса, и это следует помнить преподавателю, когда он бросает первый взгляд в объектив, перед записью лекции.

Волшебство монтажа

Следом за съёмочным процессом преподаватель принимает участие в процессе монтажа. Имея в памяти свежие воспоминания со съёмок, он отсматривает черновые варианты лекций, вносит правки и предложения для режиссёра монтажа по улучшению визуального ряда. Важно понимать, что слушатель, на которого ориентирован курс, достаточно искушён в знакомстве с видеопродукцией разного рода и не стоит стараться его удивить. Нагромождение сложной графики и множества эффектов может отвлечь слушателя от основного содержания лекции. Преподаватель, не считающий себя достаточно умелым в донесении смысла до слушателя, будет это компенсировать с помощью видеографики. Но преподаватель, привлекающий к себе внимание с первого слова, не станет прятаться за визуальными образами, он будет использовать их как инструмент дополнения смысла. Если на этапе съёмки лекций был задействован тематический реквизит или съёмки были «натурными», то рекомендуется использование минимальной графики.

Во время монтажа у преподавателя есть возможность скорректировать свою лекцию с помощью режиссера монтажа. На этом этапе у него появляется увлеченный слушатель, который первым увидит ошибки и неточности, лишние куски информации и многое другое. Режиссер монтажа обратит внимание преподавателя на нюансы, упущенные на стадии сценария и видеозаписи и предложит пути решения проблем с помощью графики, нарезки и редактирования видео. На глазах преподавателя его лекция в белой студии приобретает краски и образы, разворачивает новую картину реальности, например органической химии, перед слушателем. В этом заключается «волшебство монтажа».

Кроме того, в процессе первичного отсмотра и корректуры лекций преподаватель видит на экране компьютера уже воплощение своей идеи, живую «картинку», видит себя со стороны и оценивает свою манеру подачи материала и содержание лекции уже с позиции слушателя. Сразу представляется кадр из студенческой жизни, когда студент во время лекции «скучного» преподавателя ворчит: «Попробовали бы вы себя сами послушать и не уснуть, Иван Иванович...». И вот Иван Иванович действительно пробует, возникает ситуация рефлек-

сии и пересмотра собственных способов подачи материала, идет работа над повышением своего профессионализма.

Новые компетенции

Чтобы узнать, с какими сложностями авторам пришлось столкнуться во время работы над созданием МООК, мы провели анонимное анкетирование преподавателей, принимавших участие в разработках он-лайн-курсов ТГУ. В исследовании приняли участие 24 преподавателя, участвовавших в процессе разработки. Среди основных были названы проблемы, связанные непосредственно с видеопроизводством: «неопределённость процесса на начальных этапах» и «сложность работы перед камерой». Также в проведённом нами исследовании мы просили отметить из предложенного списка компетенций те, которые преподаватели приобрели или развили в процессе производства МООК. К таким компетенциям 76,5% опрошенных отнесли «способность к участию в качестве автора проекта, сценариста и ведущего аудиовизуального произведения»; 52,9% - «способность к созданию своего творческого авторского продукта в новом для себя жанре», 58,8% опрошенных - «способность к творческому сотрудничеству с творческим коллективом». Кроме того, были выбраны такие компетенции, как «способность создавать произведения в различной стилистике и различных жанрах» (37,3%), «владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе коммуникации, использование ораторских приёмов» (23,5%); «способность прогнозировать воздействие снятого произведения на зрителя» (17,6%). Таким образом, мы видим, как возникающие на начальной стадии видеопроизводства проблемы решаются в процессе приобретения на практике новых для его участников кросс-дисциплинарных компетенций.

Возможно ли приобретение этих и других новых компетенций преподавателями для ведения образовательной деятельности вне про-

1 В список вошли компетенции, указанные в требованиях освоения образовательных программ ФГОС высшего профессионального образования по 13 направлениям подготовки магистров: «Журналистика», «Телевидение», «Менеджмент», «Драматургия», «Режиссура театрализированных представлений и праздников», «Конфликтология», «Культурология», «Филология», «Издательское дело», «Прикладная этика», «Психология», «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

цесса видеопроизводвста МООК? Практика Томского государственного университета показывает, что на данном этапе развития образовательных технологий преподаватели получают эти компетенции в результате работы над онлайн-курсами или в других проектах подобного рода. Подготовить почву для развития и приобретения новых навыков можно. Дважды в год ТГУ проводит образовательное событие для преподавателей под названием «Сибирская школа МООК», где сотрудников университетов знакомят с тем, что такое МООК, как проходит процесс разработки курса от идеи до сопровождения на он-лайн-платформе, просят выполнять практические задания по педагогическому дизайну курса и работе перед камерой. В качестве лекторов на Школе выступают представители российских образовательных моок-платформ, команда разработчиков МООК ТГУ и преподаватели университета, имеющие собственный опыт в создании онлайн-курсов. Такие мероприятия помогают погрузиться в тему, понять, что преподавателя ожидает в процессе работы, но необходимые компетенции он сможет приобрести только на практике.

Задел на будущее

Преподаватель, занимающийся МООК-обучением, создающий он-лайн-курсы, на наш взгляд, находится в «тренде» современных образовательных тенденций, в ситуации постоянного получения новых знаний и навыков. Он уже не просто лектор, он - педагогический дизайнер и стратег, ведущий образовательного видео с потенциально массовой зрительской аудиторией.

В 2014 г. Центр образовательных разработок «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) разработали проект по созданию «Атласа новых профессий». В нём 2,5 тыс. экспертов из разных отраслей и компаний ответили на вопросы о том, как будет выглядеть их сфера деятельности через десять лет и какие профессии в ней будут востребованы или перестанут быть необходимыми. По мнению авторов «Атласа», в скором времени может исчезнуть профессия классического лектора [6]. Это станет следствием конкуренции, которую создают преподаватели лучших вузов мира, выпуская свои онлайн-курсы.

Преподаватели, уже сейчас занимающие места на рынке онлайн-образования, - это специалисты с более широким набором компетен-

ций, нежели классические лекторы. А преподаватели, понимающие, что новые технологии трансляции учебного материала требуют иного подхода к созданию контента и манере его подачи, - это преподаватели уже совсем недалёкого будущего, идущего в ногу со временем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабицкий А. Курсы для миллиардов [Электронный ресурс] // РБК. № 173 (2190) (2309). 2015. 23 сент. URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2015/09/23/ 56bc9aff9a7947299f72bb1b (дата обращения: 17.03.2016).

2. COURSERA. Наши партнеры [Электронный ресурс]. URL: https://ru.cour-sera.org/about/partners (дата обращения: 27.04.2016).

3. EDXBLOG. Four years later and edX learners have accomplished so much // APR 25. 2016 [Электронный ресурс]. URL:http://blog.edx.org/edx-celebrates-4-years?track=blog(дата обращения: 27.04.2016).

4. Future Work Skills 2020 [Электронный ресурс] // 2011. Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute. URL: http://www.iftf.org/up-loads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf.

5. MOOCs ТГУ [Электронный ресурс]. Томск, 2016. URL: http://mooc.tsu.ru/ru/ (дата обращения: 12.04.2016).

6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/ (дата обращения: 12.04.2016).

7. Mozhaeva G. Massive Open Online Courses: The New Vector in Classical University Education [Электронный ресурс] // ERPA 2015 International Congress on Education. Athens-Greece, 04-07 June, 2015. Books of abstracts. P. 62. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2015/best_practices_EL_20-26.pdf.

8. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования [Электронный ресурс] // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2(58). С. 56-65. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2015/ mooc_vector.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.