Научная статья на тему 'Использование маркетинговых компетенций предприятием индустрии гостеприимства как критерий профессионализма'

Использование маркетинговых компетенций предприятием индустрии гостеприимства как критерий профессионализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Ольга Васильевна, Тюфякова Екатерина Сергеевна

В статье отмечается, что одна из основных целей стратегии индустрии гостеприимства является достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечивают устойчивое функционирование и развитие индустрии гостеприимства в обозримой перспективе. В настоящее время растущее значение маркетинга приводит к глубоким организационным изменениям, призванным повысить инвестиционный потенциал индустрии гостеприимства и эффективность организаций, способность к удовлетворению спроса. Новые организационные принципы активно продвигают маркетинговые компетенции, что повышает эффективность работы любого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фокина Ольга Васильевна, Тюфякова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование маркетинговых компетенций предприятием индустрии гостеприимства как критерий профессионализма»

УДК 332

Фокина Ольга Васильевна

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Вятского государственного университета 1982nastya1982@mail.ru

Тюфякова Екатерина Сергеевна

старший лаборант кафедры менеджмента и маркетинга Вятского государственного университета 1982nastya1982@mail.ru

Использование

МАРКЕТИНГОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЕМ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Ol’ga V. Fokina

candidate of economic Sciences, associate professor, Head of the Department of management and marketing,

Vyatka State University 1982nastya1982@mail.ru

Ekaterina S. Tyufyakova

senior laboratory assistant at the Department of management and marketing, Vyatka state university 1982nastya1982@mail.ru

The use of

MARKETING COMPETENCIES

by the hospitality industry enterprise as a criterion of

PROFESSIONALISM

Аннотация. В статье отмечается, что одна из основных целей стратегии индустрии гостеприимства является достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечивают устойчивое функционирование и развитие индустрии гостеприимства в обозримой перспективе. В настоящее время растущее значение маркетинга приводит к глубоким организационным изменениям, призванным повысить инвестиционный потенциал индустрии гостеприимства и эффективность организаций, способность к удовлетворению спроса. Новые организационные принципы активно продвигают маркетинговые компетенции, что повышает эффективность работы любого предприятия.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые компетенции, менеджмент, индустрия гостеприимства, маркетинговые технологии, маркетинговый инструментарий.

Annotation. One of the main goals of the strategy of the hospitality industry is achieving long-term competitive advantages that ensure sustainable functioning and development of the hospitality industry in the foreseeable future. Currently, the growing importance of marketing leads to the deep organizational changes designed to improve investment potential of the hospitality industry and the effectiveness of organizations, the ability to meet the demand. New organizational principles actively promote marketing competence that increases the efficiency of any enterprise.

Keywords: marketing, marketing compe-

tence, management, hospitality industry, marketing techniques, marketing tools.

Реализация маркетингового подхода в работе предприятий индустрии туризма в современных геополитических условиях предполагает наличие новых видов профессиональных действий и, соответственно, новой компетентности руководителей и специалистов по общению с клиентами. Это заставляет иначе взглянуть на структуру профессиональной компетентности специалиста индустрии гостеприимства и рассмотреть в качестве главного элемента маркетинговую компетентность.

Исследуем понятие маркетинговой компетентности как элемента профессиональной компетентности, отметив теоретические категории - компетентность, профессионализм, профессиональ-

ная компетентность.

Профессионализм, с точки зрения исследователя А.К. Марковой, определяет его понятие как не только достижение высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и обязательное наличие психологических компонентов, таких как отношение сотрудника к труду, состояние его психических качеств. Чтобы качественно оценить профессионализм сотрудника, необходимо определить, из каких ценностных ориентаций исходит человек.

Основной элемент профессионализма - это профессиональная компетентность. Современные научные исследования не дают четкого понимания,

171

что такое компетентность и компетенция. Определим понятия компетенция и компетентность. Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу процессов и методов, заданное требование к специалисту индустрии гостеприимства. А вот компетентность - это личностное отношение к деятельности в заданной сфере.

Профессиональная компетенция - это сущностный элемент профессионализма, основанный на системе специальных знаний сотрудника, практических навыков и умений, указывающих о готовности и способности к успешному осуществлению профессиональной деятельности.

Если изучить маркетинговую компетенцию, то определим ее как системное явление, сущность которого состоит в системном понимании маркетингового инструментария, позволяющего эффективно вырабатывать маркетинговую функцию любого предприятия.

Именно маркетинговая функция - один из основных элементов конкурентоспособности предприятия. Маркетолог обязан на себя взять функции планирования, организации и контроля. Эффективный маркетинг реализовывает совокупность действий всего коллектива предприятия.

Маркетинговую компетентность руководителя нам необходимо рассматривать как владение руководителем необходимыми профессиональными знаниями, умениями и владениями в маркетинге как особенность личности, как способность и возможность ведения успешной деятельности предприятия индустрии гостеприимства. Принятие принципов маркетинга у предприятий индустрии гостеприимства в качестве

основных принципов деятельности предприятия.

Наличие маркетинговой компетентности позволяет эффективно выполнять деятельность по разработке и реализации стратегии развития предприятия индустрии гостеприимства в современных условиях экономического кризиса.

В системе маркетинговой компетентности выделяются несколько элементов: организационно-

управленческий (способность управлять маркетингом во внутренней среде предприятия), предпринимательско-исследовательский (взаимодействие с рынком), информационно-аналитический (исследование рынка, сбор и анализ информации).

Выделение маркетинговой компетентности как отдельного элемента профессиональной компетентности является критерием постоянного развития профессионализма. Специалисты индустрии гостеприимства за счет сведений по теории маркетинга, маркетинговым исследованиям, маркетинг-менеджменту, теории менеджмента, психологии будут повышать свой профессиональный уровень, необходимый для работы на рассматриваемом рынке в текущей сложной экономической ситуации. Маркетинговые умения как особенная способность специалиста применять полученные маркетинговые знания в реализации маркетингового подхода к управлению предприятием индустрии гостеприимства позволяют повысить эффективность управления предприятием. Наличие маркетинговых знаний и умений у сотрудников определяет технологичность маркетинговой деятельности.

Представим в виде таблицы сущностные характеристики маркетинговой компетентности предприятия индустрии гостеприимства.

Элементы Маркетинговая компетентность руководителя предприятия индустрии гостеприимства Маркетинговая компетентность специалиста предприятия индустрии гостеприимства

Сущность обладания маркетинговой компетентностью Способность осуществлять маркетинговую деятельность; управлять маркетинговой деятельностью организации; формировать готовность коллектива к маркетинговой деятельности. Способность осуществлять маркетинговую деятельность предприятия индустрии гостеприимства, применение маркетинговых технологий в профессиональной деятельности.

Организационно-управленческий компонент Планирование, организация, координация, мотивация и контроль маркетинговой деятельности предприятия индустрии гостеприимства. Формирование маркетинговой компетентности коллектива и самоменеджмент в становлении собственной маркетинговой компетентности. Формирование организационной культуры, принимающей принципы маркетинга в качестве базовых. Саморазвитие и повышение квалификации в сфере маркетинга. Принятие организационной культуры, основанной на принципах маркетинга.

Предпринимательскоисследовательский компонент Исследование рынка услуг индустрии гостеприимства, потребностей потребителей услуг индустрии гостеприимства, поиск новых решений на основе возможностей рыночной ситуации, создание внутренней среды, способной реализовать инновационные стратегии развития. Разработка своих, региональных туристических программ на основе анализа спроса и анализа конкурентов, оценка степени удовлетворенности потребителей. Использование возможностей внешней и внутренней среды для формирования новых туристических программ и продуктов.

Информационно-аналитический компонент Формирование маркетинговой информационной системы, анализ и прогнозирование результатов деятельности предприятия индустрии гостеприимства, реализация информационно-коммуникационной политики. Информационное взаимодействие с участниками процесса индустрии гостеприимства.

172

В основе ценностных ориентиров предприятия индустрии гостеприимства становится определение личности потребителя и его нужд в качестве приоритета принятия решений и в разработке стратегии развития предприятия. Именно ценностные ориентиры определяют стратегический вектор развития. Нравственные аспекты развития сотрудника как личности определяют возможность строить работу с клиентами на основе следующих принципов: открытость, доверие, взаимодействие, сотрудничество. Личностные качества предпола-

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие. 2-е изд, перераб. и доп. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

2. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности госслужащих (Теория, методология, технология). М., 1999.

3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 224 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

5. Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. 4-е изд. М. : Айрис-пресс, 2008. 480 с.

6. Райс Э. Маркетинговые войны / Э. Райс, Дж. Траут СПб. Питер, 2006. 256 с.

7. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования. М. : «ИНЭК», 2007. 327 с.

8. Созинова А.А. Использование психологии цвета для эффективного бизнес-маркетинга // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014 г. № 1 С. 113-118. 9

9. Созинова А.А. Особенности поведения потребителей рынка депрессивного региона (на примере рынка услуг) / А.А. Созинова, Е.В. Мурашкина // Всероссийская ежегодная научнопрактическая конференция «Общество, наука, Инновации» (НПК - 2013). Сб.материалов, 15-26 апреля 2013 г. Вят. гос. ун-т. Киров, 2013. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). (Факультет экономики и менеджмента. Секция «Актуальные вопросы менеджмента». Статья № 13).

гают наличие коммуникационных умений, способность к организации взаимодействия с партнерами, наличие авторитета лидера. Деловые профессиональные качества позволяют эффективно реализовывать маркетинговый потенциал при реализации стратегии развития предприятия индустрии гостеприимства. Данный вид умений обеспечивает способность личности к саморазвитию ее маркетинговой компетентности как фактор повышения профессионализма сотрудника индустрии гостеприимства.

Literature:

1. Zeer E.F. Psychology of professions : manual. 2nd edition, revised. and add. M. : Academic Project; Ekaterinburg: Business book, 2003. 336 р.

2. Kirichenko A.V. Acmeological impact in professional work of civil servants (Theory, methodology, technology). M., 1999.

3. Klimov E.A. The image of the world in diverse professions. M., 1995. 224 p.

4. Markov A.K. Psychology of professionalism. M. : International Humanitarian Fund «Knowledge», 1996. 312 p.

5. Raizberg B.A. Dictionary of modern economic terms / B.A. Raizberg, L.S. Lozovskii. 4th ed. M. : Airis Press, 2008. 480 p.

6. Rice E. Marketing Warfare / E. Rice, J. Trout. SPb. : Peter, 2006. 256 p.

7. Khutorskoi A.V. Competencies in education: experience design. M. : «INEC», 2007. 327 p.

8. Sozinova A.A. The use of color psychology for effective business marketing // Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2014. № 1. Р. 113118.

9. Sozinova A.A. Features of consumer behavior of depressive region market (for example, services market) / A.A. Sozinova, E.V. Murashkina // Russia annual scientific conference «Society, Science, Innovation» (NPK - 2013). Proceedings, 15-26 April 2013 / Vyatka State. Univ. Kirov, 2013. (CD-ROM). (Faculty of Economics and Management. Section «Actual issues of management» Article № 13).

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.