Научная статья на тему 'Определение конкурентной стратегии на основе анализа диспропорций экономического развития с использованием "воронок отсталости"'

Определение конкурентной стратегии на основе анализа диспропорций экономического развития с использованием "воронок отсталости" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК / ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИСПРОПОРЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕТОДИКА "ВОРОНОК ОТСТАЛОСТИ" / РАНЖИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / HOTEL MARKET / DYNAMIC ANALYSIS / DISPROPORTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT / DIFFERENTIATION OF REGIONS / INNOVATIVE POTENTIAL / COMPETITIVENESS OF TERRITORY / COMPETITION / METHODS OF «BACKWARDNESS FUNNELS» / RANKING OF TERRITORIES / REGIONAL ECONOMY / AND REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созинова Анастасия Андреевна, Лаптев Александр Владимирович

Введение: статья посвящена исследованию конкурентоспособности гостиничного бизнеса на основе анализа диспропорций экономического развития. Исследование является актуальным в связи с тем, что гостиничный бизнес является той отраслью мировой экономики, которая показывает высокие темпы роста. Однако в связи с тем, что динамика роста гостиничного бизнеса дифференцирована, формируются диспропорции экономического развития, что ведет к снижению конкуренции в отрасли. Материалы и методы: основной метод, используемый в работе метод анализа «воронок отсталости», разработанный д.э.н., проф. Попковой Е. Г. Природа «воронок отсталости» объясняется потерей развивающимися странами возможностей для развития системы трансакционных факторов вследствие отставания во времени и необходимости наращения системы реорганизационных факторов для инновационного ответа на воздействие развивающейся внешней среды. Материалы исследования основываются на данных статистических органов РФ. Результаты: анализ позволил сформировать матрицу конкурентных позиций регионов РФ, что дает возможность скорректировать маркетинговую стратегию предприятий гостиничного бизнеса. Обсуждение: в статье сделан вывод о том, что оценка конкурентоспособности по динамическим показателям является наиболее верной, так как учитывает оценку динамики развития предприятий. Так мы можем сделать вывод о развитии предприятии, его положительной или отрицательной направленности. Ведь даже если предприятие обладает высокой конкурентоспособностью, отрицательная динамика развития может привести к необратимым последствиям для предприятия. Заключение: предложенная матрица конкурентных позиций на основе анализа диспропорций экономического развития с использованием метода анализа «воронок отсталости» вносит вклад в развитие основ современной концепции маркетинга. Практическая значимость предложенной авторами матрицы заключается в формировании прикладных основ повышения конкурентоспособности на базе оценки динамики развития предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE COMPETITIVE STRATEGY BASED ON THE ANALYSIS OF DISPROPORTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT WITH USE "BACKWARDNESS FUNNELS"

Introduction: the article is devoted to the study of the competitiveness of the hotel business on the basis of the analysis of the disproportions of economic development. The research is topical due to the fact that the hotel business is that branch of the world economy that shows high growth rates. However, due to the fact that the dynamics of the growth of the hotel business is differentiated, disproportions of economic development are formed, which leads to a reduction in competition in the industry. Materials and methods: the main method used in the work is the method of analyzing «backwardness craters», Doctor of Economic Sciences, prof. E. G. Popkova. The nature of the «backwardness funnels» is explained by the loss by developing countries of opportunities for developing a system of transaction factors due to time lag and the need to build up a system of reorganization factors for an innovative response to the impact of the developing external environment. The research materials are based on the data of the statistical bodies of the Russian Federation. Results: the analysis made it possible to form a matrix of competitive positions in the regions of the Russian Federation, which allows us to adjust the marketing strategy of the hospitality industry. Discussion: the article concludes that the assessment of competitiveness by dynamic indicators is the most accurate, since it takes into account the assessment of the dynamics of enterprise development. So we can draw a conclusion about the development of the enterprise, its positive or negative orientation. After all, even if the enterprise has high competitiveness, the negative dynamics of development can lead to irreversible consequences for the enterprise. The conclusion: the proposed model of increasing competitiveness based on the analysis of disproportions of economic development using the «backwardness gap» analysis method contributes to the development of the foundations of the modern marketing concept. The practical significance of the model proposed by the authors lies in the formation of applied bases for increasing competitiveness on the basis of assessing the dynamics of enterprise development.

Текст научной работы на тему «Определение конкурентной стратегии на основе анализа диспропорций экономического развития с использованием "воронок отсталости"»

11. Dolmatova I. N. Korporativnoe upravlenie na osnove stejkkholderskogo podhoda: opyt nepublichnyh kom-panij [Corporate governance based on stakeholder approach: experience of non-public companies], Upravlencheskie nauki [Management Sciences], 2013. No. 2 (7). pp. 18-26.

12. Petruhina E. V. Stejkkholderskij podhod k upravleniyu razvitiem korporativnyh sistem [Stakeholder approach to management of corporate systems development], Teoreticheskie i prikladnye voprosy ehkonomiki i sfery us-lug [Theoretical and applied issues of Economics and services], 2013. No. 13-2. pp. 90-96.

13. Chumlyakov K. S., Chumlyakova D. V. Opredelenie stepeni vovlecheniya stejkkholderov v realizaciyu stra-tegicheskih celej kompanii [Determination of the degree of involvement of stakeholders in the implementation of the company's strategic goals], Evrazijskijyuridicheskij zhurnal [Eurasian law journal], 2016. No. 12 (103). pp. 108-109.

14. Ivashkovskaya I. V. Stejkkholderskij podhod k upravleniyu, orientirovannomu na prirashchenie stoimosti kompanii [Stakeholder approach to management focused on the company's value increment], Korporativnye finansy [Corporate Finance], 2012. Vol. 6. No. 1 (21). pp. 14-23.

15. Batov A. A. Otsenka rezul'tativnosti promyshlennoj korporacii na osnove pokazatelej upravlencheskogo ucheta [Performance evaluation of an industrial Corporation on the basis of management accounting indicators. Ph. D. (Economy) thesis], Izhevsk. GOU VPO «Izhevskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet», 2005. 25 p.

16. Tereshchenko N. V., Yashin N. S. Model' kompleksnoj otsenki rezul'tativnosti SMK [QMS integrated performance assessment model], Metody menedzhmenta kachestva [Quality management methods], 2006. No. 4. pp. 12-17.

Submitted 31.07.2018; revised 28.08.2018.

About the authors:

Plakhin Andrey Evgen'evich, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair of management,

Deputy Director of the Institute of Management and Information Technology

Address: Ural State University of Economics, 620144, Russia, Ekaterinburg, 8th March Street, 62

E-mail: apla@usue.ru

Spin-code: 8127-8588

Author have read and approved the final manuscript.

08.00.05 УДК 332.12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИСПРОПОРЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «ВОРОНОК ОТСТАЛОСТИ»

© 2018

Анастасия Андреевна Созинова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Вятский государственный университет, Киров (Россия) Александр Владимирович Лаптев, аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг»

Вятский государственный университет, Киров (Россия)

Аннотация

Введение: статья посвящена исследованию конкурентоспособности гостиничного бизнеса на основе анализа диспропорций экономического развития. Исследование является актуальным в связи с тем, что гостиничный бизнес является той отраслью мировой экономики, которая показывает высокие темпы роста. Однако в связи с тем, что динамика роста гостиничного бизнеса дифференцирована, формируются диспропорции экономического развития, что ведет к снижению конкуренции в отрасли.

Материалы и методы: основной метод, используемый в работе - метод анализа «воронок отсталости», разработанный д.э.н., проф. Попковой Е. Г. Природа «воронок отсталости» объясняется потерей развивающимися странами возможностей для развития системы трансакционных факторов вследствие отставания во времени и необходимости наращения системы реорганизационных факторов для инновационного ответа на воздействие развивающейся внешней среды. Материалы исследования основываются на данных статистических органов РФ.

Результаты: анализ позволил сформировать матрицу конкурентных позиций регионов РФ, что дает возможность скорректировать маркетинговую стратегию предприятий гостиничного бизнеса.

108

Обсуждение: в статье сделан вывод о том, что оценка конкурентоспособности по динамическим показателям является наиболее верной, так как учитывает оценку динамики развития предприятий. Так мы можем сделать вывод о развитии предприятии, его положительной или отрицательной направленности. Ведь даже если предприятие обладает высокой конкурентоспособностью, отрицательная динамика развития может привести к необратимым последствиям для предприятия.

Заключение: предложенная матрица конкурентных позиций на основе анализа диспропорций экономического развития с использованием метода анализа «воронок отсталости» вносит вклад в развитие основ современной концепции маркетинга. Практическая значимость предложенной авторами матрицы заключается в формировании прикладных основ повышения конкурентоспособности на базе оценки динамики развития предприятий. Ключевые слова: гостиничный рынок, динамический анализ, диспропорции экономического развития, дифференциация регионов, инновационный потенциал, конкурентоспособность территории, конкуренция, методика «воронок отсталости», ранжирование территорий, региональная экономика, региональное развитие.

Для цитирования: Созинова А. А., Лаптев А. В. Определение конкурентной стратегии на основе анализа диспропорций экономического развития с использованием «воронок отсталости» // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 108-119.

DETERMINING THE COMPETITIVE STRATEGY BASED ON THE ANALYSIS OF DISPROPORTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT WITH USE «BACKWARDNESS FUNNELS»

© 2018

Anastasia Andreevna Sozinova, Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor of the chair «Management and marketing» Vyatka state University, Kirov (Russia) Alexander Vladimirovich Laptev, post-graduate student of the chair «Management and marketing»

Vyatka state University, Kirov (Russia)

Abstract

Introduction: the article is devoted to the study of the competitiveness of the hotel business on the basis of the analysis of the disproportions of economic development. The research is topical due to the fact that the hotel business is that branch of the world economy that shows high growth rates. However, due to the fact that the dynamics of the growth of the hotel business is differentiated, disproportions of economic development are formed, which leads to a reduction in competition in the industry.

Materials and methods: the main method used in the work is the method of analyzing «backwardness craters», Doctor of Economic Sciences, prof. E. G. Popkova. The nature of the «backwardness funnels» is explained by the loss by developing countries of opportunities for developing a system of transaction factors due to time lag and the need to build up a system of reorganization factors for an innovative response to the impact of the developing external environment. The research materials are based on the data of the statistical bodies of the Russian Federation. Results: the analysis made it possible to form a matrix of competitive positions in the regions of the Russian Federation, which allows us to adjust the marketing strategy of the hospitality industry.

Discussion: the article concludes that the assessment of competitiveness by dynamic indicators is the most accurate, since it takes into account the assessment of the dynamics of enterprise development. So we can draw a conclusion about the development of the enterprise, its positive or negative orientation. After all, even if the enterprise has high competitiveness, the negative dynamics of development can lead to irreversible consequences for the enterprise. The conclusion: the proposed model of increasing competitiveness based on the analysis of disproportions of economic development using the «backwardness gap» analysis method contributes to the development of the foundations of the modern marketing concept. The practical significance of the model proposed by the authors lies in the formation of applied bases for increasing competitiveness on the basis of assessing the dynamics of enterprise development. Key words: hotel market, dynamic analysis, disproportions of economic development, differentiation of regions, innovative potential, competitiveness of territory, competition, methods of «backwardness funnels», ranking of territories, regional economy, and regional development.

For citation: Sozinova A. A., Laptev A. V. Determining the competitive strategy based on the analysis of disproportions of economic development with use «backwardness fUnnels» // Bulletin NGIEI. 2018. № 8 (87). P. 108-119.

Введение

Многие регионы России сталкиваются с проблемой диспропорций экономического развития [1, с. 106]. Особенно отчетливо это проявляется в сфере гостиничного бизнеса, являющейся одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, на которую приходится 6 % мирового валового национального продукта, 11 % мировых потребительских расходов, каждое 16-е рабочее место и 5 % от всех налоговых поступлений [2].

Данная проблема проявляется в том, что одни регионы развиваются быстрее других и этот аспект позволяет работающим в рамках конкретного региона предприятиям гостиничного бизнеса достичь более выгодного положения на рынке и в экономике региона и, следовательно, прочно удерживать свои сильные позиции. Другие регионы попадают сразу в проигрышное положение, не имея возможности оказывать существенное влияние на происходящие в стране процессы и достигать уровня экономического развития регионов-лидеров. Так, чрезмерная дифференциация регионов приводит к снижению конкуренции на региональных рынках гостиничного бизнеса, в результате чего вместо ожидаемого экономического развития может произойти стагнация или даже спад.

«Воронки отсталости» - это универсальный механизм динамического анализа, который позволяет решать различные задачи исследования экономического развития на различных уровнях. Использование данного инструмента возможно для решения следующих задач:

1) диагностики качества экономического развития гостиничного бизнеса любых территорий (в рамках исследования это будут субъекты федерации);

2) определение направления эволюции экономической системы гостиничного бизнеса и перспектив ее функционирования в условиях конкуренции;

3) ранжирование территорий (субъектов федерации) по уровню экономического развития гостиничного бизнеса;

4) в качестве инструмента диагностики качественных переходов в экономике гостиничного бизнеса территорий (субъектов федерации).

Управление развитием гостиничного бизнеса регионов с использованием инструментария «воронок отсталости» - положительный тренд в условиях современных экономических обстоятельств.

Для преодоления «воронок отсталости» в рамках проекта предлагается разработать методический подход по обеспечению сбалансированного

регионального экономического развития на основе выхода из «воронок отсталости» регионов в сфере гостиничного бизнеса. Данный подход, вероятнее всего, станет основой повышения конкурентоспособности территории (субъекта федерации), развития его инновационного потенциала, достижения темпов устойчивого экономического развития, модернизации и независимости территории (субъекта федерации).

Цель исследования состоит в разработке методических и практических рекомендаций по формированию нового качества экономического развития на основе выхода из «воронок отсталости» регионов в сфере гостиничного бизнеса.

В соответствии с указанной целью были определены основные задачи исследования:

1. Выявить особенности экономического развития гостиничного бизнеса современной России.

2. Адаптировать методические основы применения методики «воронок отсталости» к анализу проблем и перспектив экономического развития гостиничного бизнеса.

3. Изучить диспропорции экономического развития гостиничного бизнеса субъектов РФ с помощью анализа «воронок отсталости».

Стоит отметить, что в России начинается публикация работ, которые освещают проблемы выхода из «воронок отсталости» регионов, однако количество данных научных работ по-прежнему довольно незначительно и непрерывное развитие региональных предприятий и экономики в целом вызывает необходимость дальнейшей теоретической проработки данной тематики. Также стоит отметить, что отсутствие сформированного механизма обеспечения выхода из «воронок отсталости» ограничивает возможности сбалансированного экономического развития гостиничного бизнеса регионов.

Таким образом, вопросы выхода из «воронок отсталости» являются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения, что способствовало выбору темы данного исследования.

Материалы и методы

Основы анализа диспропорций экономического развития были заложены рядом современных ученых [3; 4; 5; 6; 7]. В соответствии с современной теорией менеджмента различия в темпах экономического развития объясняются объективными причинами и являются одной из характеристик, присущих бизнес-системам [8].

На основании проведенного анализа исследований методических подходов к анализу диспропорций экономического развития гостиничного рынка можно сделать вывод, что в работах ученых

заложены фундаментальные основы анализа экономического развития. Однако аспекты практического использования данных методик анализа применительно к гостиничному рынку не развиты в науке, что обуславливает необходимость дальнейших исследований.

В данной работе используется методика анализа «воронок отсталости», основы которой проработаны д.э.н., проф. Е. Г. Попковой [9].

Поляризация глобальной экономики привела к образованию «воронок отсталости», которые представляют собой систему пространственно-временных кругов развития, по которым осуществляют движение страны, преодолевая различного рода барьеры в попытках занять собственную нишу в мировой экономике [9]. «Воронки отсталости» возникают под давлением экономического роста развитых стран, которые тем самым создают для себя условия господства как экономического, так и политического. При этом рассмотрение феномена

«воронок отсталости» возможно не только на уровне государств, но и на уровне регионов даже в разрезе отдельных отраслей экономики.

Механизм затягивания в «воронку отсталости» представлен на рисунке 1. Природа «воронок отсталости» объясняется потерей развивающимися странами возможностей для развития системы тран-сакционных факторов вследствие отставания во времени и необходимости наращения системы реорганизационных факторов для инновационного ответа на воздействие развивающейся внешней среды.

Единственным выходом из «воронки отсталости» является не догоняющее развитие, а образование новых кругов развития на основе нового инновационного цикла, что и является характерной чертой нового качества экономического развития.

Адаптированная авторами для объекта настоящего исследования модель расчета «воронок отсталости» представлена в таблице 1.

Рис. 1. Механизм затягивания в «воронку отсталости» [9] Fig. 1. The mechanism of tightening in «backwardness funnels»

Таблица 1. Модель расчета «воронок отсталости» регионов в гостиничной отрасли (по абсолютным показателям)

Table 1. Calculation model of «backwardness funnels» of regions in hotel branch (on absolute measures)

Наименование региона / Q0 t0 D0 Q1 t1 D1 S

Name of the region

R1 R2

Rn

Источник: [8]

В таблице: Rn - наименование региона (территории); Q0, Q1 - объем номерного фонда (число мест, вместимость) предприятий гостиничной отрасли рассматриваемого региона в базисный и отчетный года соответственно; Ш, и - год, когда объем номерного фонда предприятий гостиничной отрасли рассматриваемого региона (из предыдущего столбца) совпадает с объемом номерного фонда развитого региона в базисный и отчетный года соответственно; D0, D1 - глубина «воронки отсталости» в базисный и отчетный года соответственно, определяемая как разница между рассматриваемым годом и годом, когда объем номерного фонда предприятий гостиничной отрасли рассматриваемого региона совпадает с объемом номерного фонда развитого региона; S - скорость затягивания в «воронку отсталости», лет за 1 год.

S = - D0) : ^ (1)

где t - число лет в рассматриваемом периоде.

Статическим показателем измерения «воронки отсталости» является ее глубина ф), которая может быть определена для каждого периода времени (года).

Динамическим показателем измерения «воронки отсталости» является скорость затягивания в нее региона-аутсайдера, которая рассчитывается с помощью нахождения разницы между глубиной «воронки» в текущем и предыдущем периоде, поделенной на промежуток времени между ними. Экономический смысл глубины «воронки отсталости» заключается в количестве лет, на которые территория отстает за рассматриваемые интервалы времени, а скорость «засасывания» показывает, насколько данное отставание увеличивается за один год.

Динамическая природа «воронок отсталости» характеризуется возникновением периодических «пульсирующих» изменений в скорости отставания, а именно: в отдельные периоды времени скорость отставания возрастает, в другие - наблюдается уменьшение, что может быть вызвано возникновением позитивных условий для использования имеющихся ресурсов.

Результаты

На основе построенной теоретической модели может быть проведен расчет «воронок отсталости» субъектов Российской Федерации. В качестве региона-эталона в данной работе выбран город федерального значения Москва, поскольку он представлен наибольшим по сравнению со всеми остальными регионами страны объемом услуг гостиниц и по нему имеется наибольшая статистическая информа-

ция по объему номерного фонда. Расчет «воронок отсталости» представлен за период 2015-2016 гг. (таблица 2). Допущением расчета при оценке глубины «воронок отсталости» в случае попадания показателя вместимости номерного фонда рассматриваемого региона в период между двумя последовательными годами региона-лидера является отнесение показателя к более позднему году (показатели вместимости приведены на конец периодов).

Как видно из таблицы 2, все регионы Российской Федерации, за исключением Республики Крым, в 2015 году опережающей Москву на 1 год, а в 2016 году имеющей нулевую глубину отставания, и Краснодарского края, значительно опережающего Москву, вследствие чего расчет «воронок отсталости» по данному региону невозможен, при анализе показателей в их абсолютном выражении значительно отстают от Москвы (глубина «воронок отсталости» от 24 лет и более). Московская область -отстающий в оба периода не так значительно (1 и 2 года соответственно).

При этом скорость затягивания в «воронки отсталости» только у 4 регионов отрицательна, что является положительной тенденцией в экономическом развитии гостиничных отраслей данных регионов, у 13 регионов скорость равна нулю, что является неплохим показателем, свидетельствующим об отсутствии усугубления отсталости данных регионов, то скорость затягивания остальных регионов положительна, что характеризует углубление «воронок отсталости» данных территорий, в итоге приводя к стагнации их гостиничной отрасли. Резкое углубление «воронок отсталости» связано с неблагоприятными условиями для экономического роста, которые возникли в результате внедрения санкций и падения курса рубля [14; 15; 16]. Зависимость гостиничной отрасли от европейских поставщиков оборудования, комплектующих, а также расходных материалов наглядно просматривается в ухудшении отрасли в целом [17; 18; 19]. Преодоление «воронок отсталости» возможно на основе разработанной матрицы стратегических позиций регионов на рынке гостиничных услуг (раздел 4 данной работы).

Повышение уровня конкурентоспособности российской экономики на основе выхода из «воронок отсталости» регионов в сфере гостиничного бизнеса возможно [20; 21], исходя из разработанных типовых стратегий, определяемых на основе построенной матрицы стратегических позиций на рынке гостиничных услуг.

Таблица 2. Расчет «воронок отсталости» гостиничного бизнеса для регионов (фрагмент) Table 2. Calculation of «backwardness funnels» of hotel business for regions (fragment)

№ п/п

Регион/ Region

Вместимость гостиниц региона в 2015, мест / Capacity of hotels of the region in 2015, places

(Q0)

Год сов- Глубина Вмести- Скорость

падения «воронки мость Год Глубина затягивания

показателя отстало- гостиниц совпадения «воронки в «воронку

в 2015 сти» в региона показателя отстало- отсталости»

с лидером 2015,лет в 2016, в 2016 сти» в 2016/2015, лет

/ Year of / Depth мест / с лидером / 2016, лет/ за 1 год /

coinci- of Capacity Year of Depth of «a Tightening

dence «a back- of hotels coincidence backward- speed in

of an wardness of the of an indica- ness «a backwardness

indicator in funnel» region tor in 2016 funnel» funnel»

2015 with in 2015, in 2016, with the in 2016, 2016/2015,

the leader years places leader (t1) years (D1) years for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(t0) (D0) (Q1) 1 year (S)

Краснодарский край / Krasnodar Krai г. Москва (эталон) / Moscow (standard) Республика Крым / Republic of Crimea

307 020

104 459

166 823

2 016

-1

333 224

176 013

162 323

2 016

Нижегородская 13 область / Nizhny Novgorod Region

33 105

1 985

30

31 535

1 985

31

Кировская 38 область / Kirov region

9 670

1 951

64

10 732

1 952

64

84

511

234

< 1 940

< 1 940

> 75

> 75

Республика Ингушетия / Republic of Ingushetia Ненецкий АО / 85 Nenets Autonomous Okrug

Источник: рассчитано авторами с использованием [13].

Матрица стратегических позиций на рынке гостиничных услуг строится на основе расчета глубины и скорости затягивания территорий в «воронки отсталости» (таблица 3).

Конкурентная позиция аутсайдера соответствует высокому значению уровня глубины «воронки отсталости» с одновременно высокой скоростью затягивания в нее. Опасное положение с высокой вероятностью дальнейшего усугубления положения. Развитие и выход из «воронок отста-

435

265

< 1 940

< 1 940

> 76

> 76

> 1

> 1

лости» возможен исключительно на основе колоссальных инвестиций в развитие гостиничной сферы региона, увеличения инвестиционной привлекательности для зарубежных и национальных инвесторов (в том числе гостиничных сетей), рассмотрения возможности внедрения льготных налоговых режимов и прочих мер, способных серьезно повлиять на развитие сфер гостеприимства и туризма, а также обязательно смежных отраслей экономики.

1

2

3

0

1

1

0

Таблица 3. Матрица конкурентных позиций регионов на рынке гостиничных услуг Table 3. A matrix of competitive positions of regions in the market of hotel

Скорость затягивания в «воронки отсталости» / Tightening speed in «backwardness funnels»

высокая / high средняя / middle низкая / low

Глубина «воронки отсталости» /

Depth of «backwardness funnel»

Высокая / high

Средняя/ middle

Низкая / low

конкурентная позиция аутсайдера / competitive position of the outsider

быстро ухудшающаяся конкурентная позиция / the fast-worsening competitive position ухудшающаяся конкурентная позиция / the worsening competitive position

быстро ухудшающаяся конкурентная позиция / the fast-worsening competitive position ухудшающаяся конкурентная позиция / the worsening competitive position стабилизирующаяся конкурентная позиция / the stabilized competitive position

ухудшающаяся конкурентная позиция / the worsening competitive position

стабилизирующаяся конкурентная позиция / the stabilized competitive position улучшающаяся конкурентная позиция / the improving competitive position

Источник: составлено авторами.

Быстроухудшающаяся конкурентная позиция возможна при высоком уровне глубины «воронки отсталости» и средней скорости затягивания в нее или средней глубине и высокой скорости затягивания. Требует высоких инвестиций в развитие гостиничной отрасли региона, региональной инфраструктуры в связке с развитием сопутствующих отраслей экономики. Рост необходимо удерживать не ниже среднерыночного уровня.

Ухудшающаяся конкурентная позиция. Развитие должно опираться на инвестирование в проекты, способные значительно улучшить будущее положение территории. Например, это могут быть проекты по проведению международных мероприятий в регионе, которые «подтягивают» развитие инфраструктуры, сферы гостеприимства и многих смежных отраслей. Рост гостиничного рынка региона должен поддерживаться на уровне выше среднего или высоком уровне.

Стабилизирующаяся конкурентная позиция. Избежание риска будущего попадания в «воронку отсталости» стоит рассматривать с точки зрения планирования поэтапной программы по устойчивому развитию гостиничного рынка региона на долгосрочной перспективе, предполагающей комплексное развитие различных отраслей экономики регио-

на, прямо или косвенно влияющих на сферу гостеприимства.

Улучшающаяся конкурентная позиция соответствует низкому значению уровня глубины «воронки отсталости» и низкой скоростью затягивания в нее. Развитие и поиск путей будущего непопадания в «воронку отсталости» должно происходить путем дальнейшей разработки инноваций на гостиничном рынке. Необходимо удерживать рост равным или превышающим средний рост по гостиничному рынку страны.

Проведем анализ конкурентных позиций регионов на рынке гостиничных услуг (таблица 4).

Анализ показал, что позицию аутсайдера по состоянию на 2016 год имеют 5 % регионов (Ленинградская область, Республика Хакасия, г. Севастополь, Республика Адыгея). Для выхода из «воронок отсталости» требуется значительная инвестиционная активность со стороны региональных администраций и бизнес-сообщества. Более 89 % регионов имеют быстроухудшающуюся и ухудшающуюся стратегические позиции и только 3 % - стабилизирующуюся позицию, что говорит о стагнации гостиничного рынка и необходимости разработки пакета стратегических решений на основе возможных типовых стратегических рекомендаций.

Таблица 4. Матрица конкурентных позиций регионов России на рынке гостиничных услуг в 2015-2016 годах

Table 4. Matrix of competitive positions of Russian regions in the market of hotel services in 2015-2016

Скорость затягивания в «воронки отсталости» / Tightening speed in «backwardness funnels», 2015/2016

высокая / high (> 4)

средняя / middle (1-3)

низкая / low (< 0)

Глубина «воронки отсталости» / / Depth of «backward-ness funnel», 2016

Ленинградская область, Республика Хакасия, Высо- г. Севастополь,

кая / Республика Адыгея /

high Leningrad Region,

(> 26) Republic of Khakassia, Sevastopol, Republic of Adygea

Средняя / middle (11-25)

Низкая / low (0-10)

Источник: составлено авторами.

Республика Татарстан,

Приморский край, Свердловская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Нижегородская область (и еще 54 региона) / Republic of Tatarstan, Primorsky Krai, Sverdlovsk region, Samara region, Republic of Bashkortostan, Nizhny Novgorod Region (and 54 regions)

Республика Крым, Московская область / Republic of Crimea, Moscow region

Новосибирская область, Тверская область, Ярославская область, Тюменская область, Хабаровский край, Тульская область, Астраханская область, Кировская область, Рязанская область, Пензенская область, Белгородская область, Костромская область,

Курская область, Карачаево-Черкесская

Республика, Сахалинская область, Камчатский край / Novosibirsk region, Tver region, Yaroslavl region, Tyumen region, Khabarovsk Krai,

Tula region, Astrakhan region, Kirov region, Ryazan region, Penza region, Belgorod region, Kostroma region,

Kursk region, Karachay-Cherkess Republic, Sakhalin region, Kamchatka Krai

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg

Заключение

Проведенное в рамках данной работы исследование позволило сделать теоретические выводы и практические рекомендации по исследованию диспропорций экономического развития гостиничного бизнеса с помощью анализа «воронок отсталости».

В ходе работы были достигнуты следующие запланированные результаты:

1. Выявлены особенности и проблемы экономического развития гостиничного бизнеса современной экономики России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Адаптированы методические основы применения методики «воронок отсталости» к анализу

проблем и перспектив экономического развития регионов России в сфере гостиничного бизнеса.

3. Изучены диспропорции экономического развития гостиничного бизнеса субъектов РФ с помощью анализа «воронок отсталости», в том числе определена дифференциация уровня экономического развития гостиничного бизнеса субъектов РФ, проведен анализ глубины и скорости затягивания в «воронки отсталости» субъектов РФ в гостиничном бизнесе.

4. Разработана матрица конкурентных позиций на рынке гостиничных услуг на основе анализа «воронок отсталости» и предложены типовые стратегии выхода из «воронок отсталости» регионов в сфере гостиничного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Созинова А. А. Методические основы исследования диспропорций экономического развития региональных предприятий с помощью анализа «воронок отсталости» // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 5. № 8. С. 106-110.

2. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirknig.su/knigi/guman_nauki/3170-strany-i-regiony-mira-ekonomiko-politicheskiy-spravochnik.html (дата обращения: 08 апреля 2018 г.).

3. Caporale G. M., Spagnolo N. Stock market, economic growth and EU accession: Evidence from three CEECs // International Journal of Monetary Economics and Finance. 2012. № 5 (2). P. 183-191.

4. Scott A. J. A World in Emergence: Cities and Regions in the 21st Century. Cheltenham: Edward Elgar Publishers. 2012. P.183.

5. Agumbayeva A. Low carbon development of Kazakhstan's energy sector for sustainable economic growth // Вестник университета Туран. 2016. № 4 (72). С. 85-92.

6. Беглова Е. И. Миграция, бедность и экономические диспропорции регионального развития в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (110). С. 285-287.

7. Филиппова А. В. Диспропорции экономического развития регионов и региональная конкурентоспособность // В сб.: Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей. Сб. науч. трудов XV межд. науч.-практ. конф. 2010. С. 263-254.

8. Куприянов Ю. В. От модели организации к модели бизнес-системы (исторические предпосылки рождения бизнес-систем) // В сб.: Управление развитием регионов евразийского пространства: состояние, проблемы, перспективы. Материалы III межд. науч.-практ. конф. 2014. С. 103-106.

9. Попкова Е. Г. Новое качество экономического роста в условиях глобализации // Волг ГТУ. Волгоград : РПК «Политехник». 2005. C. 180.

10. Калинин П. А., Кочетков М. Н., Созинова А. А. Реорганизация предпринимательских структур в системе управления инновациями на основе концепции маркетинга // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 6. № 12. С. 43-50.

11. Kuchukova N., Turarbekov M., Agumbayeva A. Influence of fiscal and monetary policy of Kazakhstan on modernization and economic growth in the conditions of globalization // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Т. 7. № 5. С. 1086-1095.

12. Созинова А. А. Современные технологии реорганизации предпринимательских структур // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 13 (192). С. 89-93.

13. Число мест в коллективных средствах размещения. Государственная статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/31583 (дата обращения 15 января 2018 г.).

14. Popkova E. G., Tinyakova V. I. New quality of economic growth at the present stage of development of the world economy // World Applied Sciences Journal. 2013. 24 (5). P. 617-622.

15. Popkova E. G. Use of methodology of «underdevelopment whirpools» with analysis of problems and perspectives of economic growth Asian countries // Journal of entrepreneurship in emerging economies. 2017. V. 9. № 1. P.97-107.

16. Dudukalov E. V., Rodionova N. D., Sivakova Y. E., Vyugova E., Cheryomushkina I. V., Popkova E. G. Global innovational networks: sense and development of global economy // Contemporary Economics. 2016. Т. 10. № 4. P.299-310.

17. Шматько Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство. М. : Март, 2005. 346 с.

18. ЛяпинаИ. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. М. : «Академия». 2005. C. 208.

19. Лаптев А. В., Созинова А. А. Построение конкурентной карты российского рынка гостиничных услуг // В сб.: Экономика города в период структурных преобразований: теория, методология, практика. Материалы IV межд. науч.-практ. конф. Под ред. Ю. С. Руденко, М. Я. Парфеновой, Л. Г. Руденко. 2017. С. 176-183.

20. Попкова Е. Г., Кузлаева И. М., Позднякова У. А. Настоящее и будущее экономического развития: глобальный аспект // В сб.: Глобализационные процессы в условиях современности: профессиональный взгляд межвузовский сборник научных трудов по итогам I-II Всероссийских электронных научно-практических конференций, проводимых I Российским порталом электронных конференции. под редакцией Е. Г. Попкова. 2015. С. 51-53.

21. Попкова Е. Г., Бешанова Ю. М. Факторы, влияющие на устойчивое развитие предпринимательских структур // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 8470. С. 51.

Дата поступления статьи в редакцию 25.07.2018, принята к публикации 17.08.2018.

Информация об авторах: Созинова Анастасия Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»

Адрес: Вятский государтсвенный университет, 610000, Россия, Киров, ул. Московская, 36 E-mail: 1982nastya1982@mail.ru Spin-код: 4490-6770

Лаптев Александр Владимирович, аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг» Адрес: Вятский государтсвенный университет, 610000, Россия, Киров, ул. Московская, 36 E-mail: avlaptev43@ya.ru Spin-код: 1421-3766

Заявленный вклад авторов:

Созинова Анастасия Андреевна: научное руководство, общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи.

Лаптев Александр Владимирович: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Sozinova A. A. Metodicheskie osnovy issledovaniya disproporcij ekonomicheskogo razvitiya regional'nyh predpriyatij s pomoshch'yu analiza «voronok otstalosti» [Methodical bases of a research of disproportions of economic development of the regional enterprises by means of the analysis «a backwardness funnels»], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economy and management: problems, decisions], 2017, Vol. 5, No. 8, pp. 106-110.

2. Strany i regiony mira: ekonomiko-politicheskij spravochnik [Countries and regions of the world: economic and political guide], In A. S. Bulatova (ed.). [Elektronniy resurs]. Available at: http://mirknig.su/knigi/ gu-man_nauki/3170-strany-i-regiony-mira-ekonomiko-politicheskiy-spravochnik.html (accessed 08.04.2018).

3. Caporale G. M., Spagnolo N. Stock market, economic growth and EU accession: Evidence from three CEECs. International Journal of Monetary Economics and Finance. 2012, No. 5 (2), pp. 183-191.

4. Scott A. J. A World in Emergence: Cities and Regions in the 21st Century, Cheltenham. Edward Elgar Publishers. 2012,183 p.

5. Agumbayeva A. Low carbon development of Kazakhstan's energy sector for sustainable economic growth, Vestnik universiteta Turan [The Bulletin of Turan University], 2016. No. 4 (72). pp. 85-92.

6. Beglova E. I. Migraciya, bednost' i ekonomicheskie disproporcii regional'nogo razvitiya v Rossijskoj Federa-cii [Migration, poverty and economic disparities of regional development in the Russian Federation], Evrazijskij yuri-dicheskij zhurnal [The Euroasian legal magazine], 2017, No. 7 (110), pp. 285-287.

7. Filippova A. V. Disproporcii ekonomicheskogo razvitiya regionov i regional'naya konkurentosposobnost' [Disproportions of economic development of region and regional competitiveness], V sb.: Integraciya ehkonomiki v sistemu mirohozyajstvennyh svyazej. Sb. Nauch .trudov XV mezhd. nauch.-prakt. konf. [Integration of economy into the system of world economic communications. Collection ofproceedings XV of inter konf.], 2010, pp. 263-254.

8. Kupriyanov Yu. V. Ot modeli organizacii k modeli biznes-sistemy (istoricheskie predposylki rozhdeniya biznes-sistem) [From model of the organization to business system model (historical prerequisites of the birth of business systems)] V sb.: Upravlenie razvitiem regionov evrazijskogo prostranstva: sostoyanie, problemy, perspektivy. Materialy III mezhd. nauch.-prakt. konf. [Management of development of regions of the Euroasian space: state, problems, prospects. Inter. konf.], 2014, pp. 103-106.

9. Popkova E. G. Novoe kachestvo ekonomicheskogo rosta v usloviyah globalizacii [New quality of economic growth in the conditions of globalization], Volg GTU [Volg GTU], Volgograd: RPK «Politekhnik», 2005, pp. 180.

10. Kalinin P. A., Kochetkov M. N., Sozinova A. A. Reorganizaciya predprinimatel'skih struktur v sisteme upravleniya innovaciyami na osnove koncepcii marketinga [Reorganization of enterprise structures in a control system of innovations on the basis of the concept of marketing], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economy and management: problems, decisions], 2017, Vol. 6, No. 12, pp. 43-50.

11. Kuchukova N., Turarbekov M., Agumbayeva A. Influence of fiscal and monetary policy of Kazakhstan on modernization and economic growth in the conditions of globalization, Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. No. 5. pp. 1086-1095.

12. Sozinova A. A. Sovremennye tekhnologii reorganizacii predprinimatel'skih struktur [Modern technologies of reorganization of enterprise structures] Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [News of the Volgograd state technical university], 2016, No. 13 (192), pp. 89-93.

13. Chislo mest v kollektivnyh sredstvah razmeshcheniya. Gosudarstvennaya statistika [Elektronniy resurs]. Available at: https://fedstat.ru/indicator/31583 (accessed 15.01.2018).

14. Popkova E. G., Tinyakova V. I. New quality of economic growth at the present stage of development of the world economy. World Applied Sciences Journal. 2013, No. 24 (5), pp. 617-622.

15. Popkova E. G. Use of methodology of «underdevelopment whirpools» with analysis of problems and perspectives of economic growth Asian countries. Journal of entrepreneurship in emerging economies. 2017, Vol. 9, No. 1, pp. 97-107.

16. Dudukalov E. V., Rodionova N. D., Sivakova Y. E., Vyugova E., Cheryomushkina I. V., Popkova E. G. Global innovational networks: sense and development of global economy. Contemporary Economics. 2016, Vol. 10, No. 4, pp. 299-310.

17. Shmatko L. P. Turizm i gostinichnoe hozyajstvo [Tourism and hotel economy], Moscfow: Publ. Mart, 2005,

346 p.

18. Lyapina I. Yu. Organizaciya i tekhnologiya gostinichnogo obsluzhivaniya [Organization and technology of hotel service]. Moscow: Publ. «Akademiya», 2005, 208 p.

19. Laptev A. V., Sozinova A. A. Postroenie konkurentnoj karty rossijskogo rynka gostinichnyh uslug [Creation of the competitive card of the Russian market of hotel services], Vsb.: Ekonomika goroda v period strukturnyh preo-brazovanij: teoriya, metodologiya, praktika. Materialy IVmezhd. nauch.-prakt. konf. [City economy during structural transformations: theory, methodology, practice. Inter. konf.], In Yu. S. Rudenko, M. Ya. Parfenovoj, L. G. Rudenko (ed.) 2017, pp. 176-183.

20. Popkova E. G., Kuzlayeva I. M., Pozdnyakova U. A. Nastoyashchee i budushchee ehkonomicheskogo razvitiya: global'nyj aspekt [Present and future of economic development: global aspect], Vsb.: Globalizacionnye processy v usloviyah sovremennosti: professional'nyj vzglyad mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudovpo itogam I-II Vserossijs-kih elektronnyh nauchno-prakticheskih konferencij, provodimyh I Rossijskim portalom elektronnyh konferencii. [Globalization processes in the conditions of the present: a professional look the interuniversity collection of scientific works following the results of the I-II All-Russian electronic scientific and practical conferences held by the I Russian portal electronic conferences], In E. G. Popkova (ed.), 2015, pp. 51-53.

21. Popkova E. G., Beshanova Yu. M. Faktory, vliyayushchie na ustojchivoe razvitie predprinimatel'skih struktur [The factors influencing sustainable development of enterprise structures], Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya [Modern economy: problems and decisions], 2015, No. 8470, pp. 51.

Submitted 25.07.2018; revised 17.08.2018.

About the authors: Anastasia A. Sozinova, Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor of the chair of management and marketing Address: Vyatka state university, 610000, Russia, Kirov, Moskovskaya Str., 36 E-mail: 1982nastya1982@mail.ru. Spin-code: 4490-6770

Alexander V. Laptev, graduate student of the chair of management and marketing Address: Vyatka state university, 610000, Russia, Kirov, Moskovskaya Str., 36 E-mail: avlaptev43@ya.ru Spin-code: 1421-3766

Contribution of the authors:

Anastasia A. Sozinova: scientific management, general project management, analysis and addition of the text of article. Alexander V. Laptev: collecting and processing of materials, preparation of the original version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

08.00.05 УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ

© 2018

Анатолий Евгеньевич Шамин, д.э.н., профессор, ректор Жанна Владимировна Касимова, проректор по учебной работе Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: миссией большинства региональных вузов является повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей экономики муниципальных образований через подготовку инновационно-ориентированных выпускников, обладающих актуальным перечнем профессиональных компетенций. Материалы и методы: выявлены современные тенденции развития региональных образовательных организаций высшего образования. Представлен анализ их социально-экономического развития, финансово-хозяйственной деятельности и научно-педагогического потенциала.

Результаты: одной из важных составляющих социально-экономического развития муниципальных образований можно считать то, что образовательная организация высшего образования является важной бюджетообразующей единицей для муниципальных районов малых и средних городов, в которых она расположена, основным налогом, который она платит, является налог на доходы физических лиц (работников вуза), который поступает в районный и городской бюджет. Кроме того весомую часть составляют расходы студентов на их проживание в городе, транспорт, приобретение продуктов питания, получение прочих услуг и др., что также опосредованно пополняет местный бюджет, стимулирует развитие розничного товарооборота, способствует росту малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах средних и малых городов. Обсуждение: перед региональными образовательными организациями высшего образования ставятся стратегические цели развития в регионе перспективных проектов подготовки специалистов нового уровня, внедрения инновационных и модернизированных технологий в производство на сельских территориях. Высокий уровень социально-экономического развития малого города напрямую зависит от наличия в нем образовательной организации.

Заключение: таким образом, региональный вуз является одним из ключевых элементов развития не только отдельного субъекта Российской Федерации, но и муниципальных образований.

Ключевые слова: малый город, муниципальные образования, образовательная среда, образовательный процесс, региональная экономика, региональный вуз, сельские территории, субъект РФ, тенденции развития, эффективность.

Для цитирования: Шамин А. Е., Касимова Ж. В. Особенности предоставления образования в региональных вузах // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 119-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.