Научная статья на тему 'Использование малых форм туризма для повышения уровня теоретической подготовки детей школьного возраста по общеобразовательным дисциплинам'

Использование малых форм туризма для повышения уровня теоретической подготовки детей школьного возраста по общеобразовательным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ПРОГУЛКА / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / TOURISM / SMALL FORMS OF TOURISM / TOURIST WALK / SCHOOL AGE / THEORETICAL PREPARATION / GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емтыль Т.Х., Якимова Л.А.

Туризм во все времена рассматривался как средство активного отдыха, позволяющее восстановить работоспособность, повысить уровень физического развития. Однако такие формы туризма, как походы выходного дня, туристские прогулки и экскурсии, способны в полной мере выполнять познавательную функцию, необходимую в повышении умственной работоспособности занимающихся. Малые формы пешеходного туризма возможны для применения в образовательном процессе школы с целью изучения учебного материала по дисциплинам теоретического плана. Внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы малых форм туризма позволит обеспечить преемственность физического воспитания с умственным, а также создаст возможность для повышения качества усвоения теоретических знаний по предмету. Целью настоящей работы явилось изучение особенностей применения малых форм туризма для повышения уровня теоретической подготовки детей школьного возраста по общеобразовательным дисциплинам. Анализ и синтез научно-методической литературы позволили изучить особенности проведения туристских прогулок с детьми школьного возраста, изучить дидактический материал по дисциплинам биология и география. В результате чего были отобраны наиболее целесообразные в этом возрасте маршруты туристских прогулок и разработана экспериментальная методика проведения пешеходных форм туризма с целью освоения теоретических знаний по биологии и географии, определены группы испытуемых. Также было осуществлено экспериментальное обучение основам знаний по географии и биологии в ходе туристских прогулок, которое показало статистически достоверные различия повышения уровня теоретической подготовки по биологии и географии у учеников школы, обучающихся в экспериментальной группе. Полученные данные свидетельствуют о состоятельности методики проведения малых форм туризма в образовательном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SMALL FORMS OF TOURISM FOR IMPROVEMENT OF THEORETICAL PREPARATION LEVEL OF GENERAL EDUCATIONAL DISCIPLINES AMONG SCHOOL-AGED CHILDREN

Tourism has always been considered as a mean of active recreation, allowing to restore working capacity, to increase the level of physical development. However, such forms of tourism as weekend hikes, tourist walks and excursions are able to fully perform the cognitive function which is necessary for improvement of mental performance of students. Therefore, small forms of hiking are possible for the use in a school educational process for studying educational material on the disciplines of a theoretical character. The implementation of small forms of tourism in the educational process of a general education school will allow to provide continuity of physical education with mental one and it also will create an opportunity for improvement of mastering quality of theoretical knowledge of a subject. In this regard, the aim of this work was to study the features of the use of small forms of tourism to improve the level of theoretical preparation of school-age children ongeneral subjects. The analysis and synthesis of the scientific and methodical literature allowed to study the features of tourist walks with school-age children, to study didactic material on the disciplines biology and geography. As a result, the most appropriate routes of tourist walks for this age have been selected and the experimental method of organization of hiking tourism forms have been developed in order to master theoretical knowledge in biology and geography, the test groups have been identified, the experimental education of the basics of geographical and biological knowledge during the tourist walks have been conducted. The results of the latter showed statistically significant differences in the improvement of the level of theoretical knowled gein biology and geography of school students enrolled in the experimental group. This indicates the consistency of the methodology of small forms of tourism in the educational school process.

Текст научной работы на тему «Использование малых форм туризма для повышения уровня теоретической подготовки детей школьного возраста по общеобразовательным дисциплинам»

УДК 796.51-053.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ТУРИЗМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Т.Х. Емтыль, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,

Л.А. Якимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: Lusia.ya@mail.ru.

Туризм во все времена рассматривался как средство активного отдыха, позволяющее восстановить работоспособность, повысить уровень физического развития. Однако такие формы туризма, как походы выходного дня, туристские прогулки и экскурсии, способны в полной мере выполнять познавательную функцию, необходимую в повышении умственной работоспособности занимающихся. Малые формы пешеходного туризма возможны для применения в образовательном процессе школы с целью изучения учебного материала по дисциплинам теоретического плана. Внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы малых форм туризма позволит обеспечить преемственность физического воспитания с умственным, а также создаст возможность для повышения качества усвоения теоретических знаний по предмету.

Целью настоящей работы явилось изучение особенностей применения малых форм туризма для повышения уровня теоретической подготовки детей школьного возраста по общеобразовательным дисциплинам. Анализ и синтез научно-методической литературы позволили изучить особенности проведения туристских прогулок с детьми школьного возраста, изучить дидактический материал по дисциплинам - биология и география. В результате чего были отобраны наиболее целесообразные в этом возрасте маршруты туристских прогулок и разработана экспериментальная методика про-

ведения пешеходных форм туризма с целью освоения теоретических знаний по биологии и географии, определены группы испытуемых.

Также было осуществлено экспериментальное обучение основам знаний по географии и биологии в ходе туристских прогулок, которое показало статистически достоверные различия повышения уровня теоретической подготовки по биологии и географии у учеников школы, обучающихся в экспериментальной группе. Полученные данные свидетельствуют о состоятельности методики проведения малых форм туризма в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: туризм, малые формы туризма, туристская прогулка, школьный возраст, теоретическая подготовка, общеобразовательные дисциплины.

Для цитирования: Емтыль Т.Х., Якимова Л.А. Использование малых форм туризма для повышения уровня теоретической подготовки детей школьного возраста по общеобразовательным дисциплинам // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 76-81.

For citation: Emtyl T., Yakimova L. Implementation of small forms of tourism for improvement of theoretical preparation level of general educational disciplines among school-aged children. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 76-81 (in Russian).

Введение. За последние годы количество людей, занимающихся туризмом, возросло. По статистическим данным Федерального агентства по туризму РФ, среднегодовой прирост увлечений разнообразными видами туризма составляет больше 8%, среди них и занятия малыми формами туризма, такими как пешеходные экскурсии и походы выходного дня [7, 8]. За время существования этой отрасли накоплен богатый опыт для применения туризма в воспитании подрастающего поколения. Здесь преследуются разнообразные цели: физическое развитие, умственное и трудовое воспитание, формирование личностных и морально-волевых качеств подрастающего поколения. Однако не все школы рассматривают туризм в системе всестороннего воспитания школьников. Занимая школьников пешим туризмом, мы можем решить ряд вопросов, касающихся обучения и воспитания детей этого возраста. В частности обеспечить преемственность процесса познания через соединение двигательной активности и получения теоретических знаний по предметам общеобразовательной школы. К примеру, такие учебные дисциплины, как биология и география, как правило, преподаются в аудиториях, где принцип наглядности реализуется посредством наглядных пособий, кино- и видеосредств. Вместе с тем использование малых форм туризма - прогулок, экскурсий, походов выходного дня - в педагогическом процессе может способствовать повышению качества обучения по вышеобозначенным дисциплинам. Предполагается, что проведение пешеходных экскурсий и походов выходного дня с выполнением методических заданий по общеобразовательным дисциплинам позволит не только повысить уровень двигательной активности школьников, но и сформировать необходимый объем теоретической подготовки по географии и биологии, а также повысить интерес к теоретическим занятиям. Исходя из представленной гипотезы объектом исследования был обозначен учебно-воспитательный процесс детей школьного возраста. Предмет исследования - формирование теоретических знаний учащихся средних классов по биологии и географии в процессе занятий малыми формами туризма.

Целью исследования явилось изучение особенностей применения малых форм туризма для повышения уровня теоретической подготовки детей школьного возраста по общеобразовательным дисциплинам (на примере занятий по географии и биологии).

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

Изучить особенности проведения малых форм туризма с детьми школьного возраста.

Разработать информационный материал по общеобразовательным дисциплинам (географии и биологии) и применить его на занятиях малыми формами туризма с детьми школьного возраста.

Выявить уровень теоретических знаний по общеобразовательным дисциплинам у детей школьного возраста, полученных в процессе занятий малыми формами туризма.

Методы и организация исследования. В проведении исследования и получении результатов использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, экспертная оценка уровня знаний, тестирование уровня теоретических знаний по географии и биологии, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 6-х классов МБОУ СОШ № 24 аула Шенджий Республики Адыгея (в количестве 30 человек).

Обсуждение результатов. Преследуя цель и частные задачи исследования, мы изучили особенности проведения малых форм туризма для детей младшего школьного возраста в литературных источниках. И выяснили, что это прогулки, экскурсии, выездные занятия кружков, туры выходного дня, туристические походы, которые осуществляются по заранее продуманному маршруту и могут быть однодневными или многодневными [1, 2, 4, 5, 6]. Тем не менее все эти мероприятия направлены в основном на активный отдых и повышение двигательной активности школьников без связи с преемственностью с образовательным процессом. В учебно-методической литературе лишь некоторые авторы предлагают познавательные уроки на природе [5]. В связи с этим следующим шагом нашего исследования было синтезирование учебного материала по общеобразовательным дисциплинам, в частности биологии и географии, в одну из малых форм туризма и апробирование предложенной методики на практике общеобразовательной школы. Для этого участники эксперимента были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную по 15 человек в каждой. Для определения уровня их исходной теоретической подготовки были заданы вопросы из тем школьной программы, представленных ниже:

Дисциплина «Биология» - темы: строение мха, изучение строения плодовых тел шляпочных грибов, строение спороносящего папоротника, строение хвои и шишек хвойных.

Дисциплина «География» - темы: литосфера и рельеф Земли, атмосфера и климат Земли, географическая оболочка, мировой океан - главная часть гидросферы.

Знания школьников оценивались по следующей схеме: «+» - это полный ответ на вопросы, «0» - это неполный ответ на вопросы, «-» - это отсутствие знаний по данным вопросам (результаты в таблице 1).

По результатам предварительного контроля можно судить об однородности испытуемых, а большинство неполных ответов свидетельствует об уровне теоретических знаний по биологии и географии ниже среднего.

Для повышения знаний учащихся общеобразовательной школы по биологии и географии нами была проведена следующая экспериментальная работа. В виду недостаточности методических материалов по подобным занятиям в литературе мы основывались на

Таблица 1

Результаты предварительной оценки теоретических знаний школьников по дисциплинам «Биология» и «География»

БИОЛОГИЯ

——Участники

' ——................ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Вопрос

Контрольная группа

1. Какое строение имеет мох? + 0 0 0 0 0 + 0 0 0 0 + 0 0 0

2.Как различают грибы по виду? + 0 0 - 0 -

З.Чем отличается папоротник от мха? - 0 0 0 0 0 - 0 0 0 + 0 0 0 0

4. Какие виды хвойных растений вы знаете? - 0 0 0 0 0 + 0 + 0 - - 0 + -

«+» 8 полных ответов, что составляет 13,3% от общего числа ответов;

«-» 17 неправильных ответов, что составляет 28,3% от общего числа ответов;

«0» 35 неполных ответов, что составляет 58,4 % от общего числа ответов.

Экспериментальная группа

1. Какое строение имеет мох? + + - 0 0 0 + 0 0 0 0 0 0 0 0

2.Как различают грибы по виду? + - - - - - - + - - 0 0 - 0 -

3.Чем отличается папоротник от мха? - 0 0 0 0 0 - + 0 - + 0 - 0 0

4. Какие виды хвойных растений вы знаете? + 0 0 - 0 0 - 0 + 0 - - 0 + 0

«+» 10 полных ответов, что составляет 16,7% от общего числа ответов;

«-» 19 неправильных ответов, что составляет 31,7 % от общего числа ответов;

«0» 31 неполный ответ, что составляет 51,6 % от общего числа ответов.

ГЕОГРАФИЯ

Участники Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Контрольная группа

1.Что такое рельеф Земли? + + 0 0 + 0 + 0 0 0 0 + 0 0 -

2.Что такое атмосфера? 0 - + - + - 0 0 0 0 0 0 - 0 -

3.Что такое природная зональность? 0 - 0 0 0 0 - 0 0 0 + 0 + 0 0

4. Какие океаны мира вы знаете? - 0 0 0 - 0 + 0 + 0 + - 0 - -

«+» 11 полных ответов, что составляет 18,3% от общего числа ответов; «-» 13 неправильных ответов, что составляет 21,7% от общего числа ответов; «0» 37 неполных ответов, что составляет 60 % от общего числа ответов.

Экспериментальная группа

1.Что такое рельеф Земли? + + 0 0 + 0 + 0 0 0 0 + 0 0 -

2.Что такое атмосфера? + - + - + - 0 + 0 0 0 + - 0 -

3.Что такое природная зональность? 0 - 0 0 0 0 - 0 0 0 0 0 - - 0

4. Какие океаны мира вы знаете? 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 - - 0 - -

«+» 10 полных ответов, что составляет 16,7% от общего числа ответов; «-» 14 неправильных ответов, что составляет 23,3 % от общего числа ответов; «0» 36 неполных ответов, что составляет 60 % от общего числа ответов.

методике Д.А. Матыцына (1997), согласно которой мы составили маршруты туристских прогулок и походов выходного дня, учитывая возраст 6-х классов:

Чистяковская роща г. Краснодара. Здесь представлены 4 станции.

Станция 1. Географическое положение г. Краснодара. Положение города относительно р. Кубань и ее притоков, Черного и Азовского морей, Кавказских гор. Площадь и население Краснодара. Краткая историческая справка о его основании и этапах развития.

Станция 2. История возникновения парка. Его первоначальная планировка и площадь. Истребление насаждений в период Великой Отечественной войны. Восстановление посадок и превращение их в парковую зону.

Станция 3. Основные породы деревьев и кустарников в парке (первоначально и в настоящее время). Ландшафтный дизайн парка.

Станция 4. Рассказ об экологическом состоянии парков, скверов и других зеленых насаждений города. Рациональное природопользование и правильное экологическое поведение.

Ботанический сад им. И.С. Косенко. Здесь маршрут был разделен на 5 станций.

Станция 1. Знакомство. Объяснение порядка движения и схемы маршрута.

Станция 2. Правила поведения в городских парках. Правила наблюдения за природными явлениями. Правила записи за состоянием растительного и животного мира.

Станция 3. Историческая справка о возникновении и развитии дендрария. Дата закладки - 1959 год. Основатель парка - профессор И.С. Косенко. Первые посадки и закладка питомника, научные эксперименты. Основная цель создания дендрария - собрать коллекцию флоры Северо-Западного Кавказа. В настоящее время фонд коллекции составляет более 1160 видов растений.

Станция 4. Работа дендрария в разные времена года. Наблюдения за ростом растений и деревьев. Коллекция экзотов. Представители фауны.

Станция 5. Географическое положение парка. Ландшафтный дизайн парка.

На протяжении 2-х четвертей мы проводили 2 раза в неделю одночасовые туристские прогулки со школьниками 6-х классов экспериментал ьной группы по Чистяковской роще и Ботаническому саду им. И.С. Косенко г. Краснодара по вышеупомянутым маршрутам. Контрольная группа получала знания по биологии и географии с помощью традиционных методов. В конце экспериментального исследования мы изучили уровень теоретических знаний по биологии и географии

Таблица 2

Результаты итогового контроля теоретических знаний школьников 6-х классов по дисциплинам

«Биология» и «География»

БИОЛОГИЯ

Результаты итогового опроса в экспериментальной группе Результаты итогового опроса в контрольной группе Достоверность изменения показателей успеваемости между контрольной и экспериментальной группами (и-критерий Манна-Уитни)

Уровень знаний Количество оценок % Уровень знаний Количество оценок %

высокий 9 60 высокий 2 13,3 и-критерий = 39; р<0,05

средний 5 33,3 средний 4 26,7

ниже среднего 1 6,7 ниже среднего 8 53,3

низкий - низкий 1 6,7

ГЕОГРАФИЯ

Результаты итогового опроса в экспериментальной группе Результаты итогового опроса в контрольной группе Достоверность изменения показателей успеваемости между контрольной и экспериментальной группами (и-критерий Манна-Уитни)

Уровень знаний Количество оценок % Уровень знаний Количество оценок %

высокий 10 60 высокий 5 33,3 и-критерий = 62,5; р<0,05

средний 5 33,3 средний 5 33,3

ниже среднего - 6,7 ниже среднего 2 13,4

низкий - низкий 3 -

и в экспериментальной, и в контрольной группах с помощью проведения итоговых тестов, в которых было по 10 итоговых вопросов по биологии и по географии. Оценка происходила следующим образом: 100-90% правильных ответов - высокий уровень, 89-70% - средний, 69-50% - ниже среднего, ниже 49% - низкий. Опрос показал, что в экспериментальной группе 9 человек по биологии показали отличный уровень знаний, 5 человек - средний и 1 человек - низкий. В контрольной же группе результаты итогового тестирования сложились следующим образом: на высоком уровне оказались 2 человека, на среднем - 4 человека, на низком - 8 человек и ниже среднего - 1 человек (таблица 2). Улучшение качества знаний в экспериментальной группе по высокому уровню составило 46,6%, по среднему - на 6,6%.

Результаты опроса по географии: в экспериментальной группе 10 человек ответили на вопросы теста по высшему уровню и 5 человек - по среднему. Объем географических знаний у учащихся контрольной группы оказался ниже: на высоком уровне - 5 человек, на среднем - 5 человек, на низком - 8 человек и ниже среднего - 1 человек (таблица 2). Как видно, у экспериментальной группы наблюдается повышение качества знаний и по географии: по высокому уровню увеличение на 26,7%, по сравнению с учениками из контрольной группы.

Вышеобозначенные показатели свидетельствуют о положительном воздействии малых форм туризма на формирование теоретических знаний по биологии и географии у школьников. По наибольшему количеству учеников, показавших высокий и средний уровень знаний в экспериментальной группе, мы можем судить об улучшении качества их обучения по дисциплинам - «Биология» и «География». Достоверность различий между показателями контрольного среза в экспериментальной и контрольной группах была рассчитана с помощью и-критерия Манна-Уитни [3], и она подтверждает эффективность предлагаемой методики преподавания общеобразовательных дисциплин с применением малых форм туризма для детей школьного возраста (таблица 2).

Заключение. Таким образом, выведенные общие показатели усвоения учебного материала по биологии и географии позволяют увидеть преимущество методики проведения школьных уроков по биологии и географии с использованием малых форм туризма. Уровень теоретической подготовки школьников экспериментальной группы по биологии и географии в несколько раз превзошел уровень подготовки учеников, обучавшихся по традиционным методикам. Занятия в природной зоне также значительно повышают интерес к учебным предметам. Предложенные маршруты могут служить образцом для разработки учебных маршрутов в других регионах. Аналогичный подход к преподаванию отдельных тем учебной дисциплины пригоден не только для биологии и географии, но для других общеобразовательных дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. - СПб.: Герда, 2009. - 448 с.

2. Дубровина М. Забытая история // Юный краевед. -2018. - №7-8. - С. 25.

3. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.

4. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани. - Краснодар, 2012. - 60 с.

5. Матыцын Д.А. Туристские прогулки и походы выходных дней. - Краснодар, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Якимова Л.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 72 с.

7. https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ statisticheskie-dannye-po-rf-2018/

8. http://www.doni/org/stat. Статистика туризма.

IMPLEMENTATION OF SMALL FORMS OF TOURISM FOR IMPROVEMENT OF THEORETICAL PREPARATION LEVEL OF GENERAL EDUCATIONAL DISCIPLINES AMONG SCHOOL-AGED CHILDREN

^ Emtyl, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Theory, History and Methods of Physical Education Department,

L. Yakimova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Theory,

History and Methods of Physical Education Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: Russia, 350015, Krasnodar, Budennogo str.,161,

e-mail:Lusia.ya@mail.ru.

Tourism has always been considered as a mean of active recreation, allowing to restore working capacity, to increase the level of physical development. However, such forms of tourism as weekend hikes, tourist walks and excursions are able to fully perform the cognitive function which is necessary for improvement of mental performance of students. Therefore, small forms of hiking are possible for the use in a school educational process for studying educational material on the disciplines of a theoretical character. The implementation of small forms of tourism in the educational process of a general education school will allow to provide continuity of physical education with mental one and it also will create an opportunity for improvement of mastering quality of theoretical knowledge of a subject. In this regard, the aim of this work was to study the features of the use of small forms of tourism to improve the level of theoretical preparation of school-age children ongeneral subjects. The analysis and synthesis of the scientific and methodical literature allowed to study the features of tourist walks with school-age children, to study didactic material on the disciplines - biology and geography.

As a result, the most appropriate routes of tourist walks for this age have been selected and the experimental method of organization of hiking tourism forms have been developed in order to master theoretical knowledge in biology and geography, the test groups have been identified, the experimental education of the basics of geographical and biological knowledge during the tourist walks have been conducted. The results of the latter showed statistically significant differences in the improvement of the level of theoretical knowled gein biology and geography of school students enrolled in the experimental group. This indicates the consistency of the methodology of small forms of tourism in the educational school process.

Keywords: tourism, small forms of tourism, tourist walk, school age, theoretical preparation, general education.

References:

1. Birzhakov M.B. Vvedenie v turizm: Uchebnik [Introduction to tourism]. SPb, Gerda, 2009, 448 p.

2. Dubrovina M. Forgotten history. YUnyj kraeved [Young local historian], 2018, no 7-8, pp. 25 (in Russian).

3. Zhelezniak Iu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metod-icheskoi deiatel'nosti v fizicheskoikul'ture i sporte [Fundamentals of scientific-methodological activity in physical culture and sport]. Moscow, Academiia, 2013, 288 p.

4. Koveshnikov V.N. Puteshestviya po krasavice Kubani [Travel along the beautiful Kuban]. Krasnodar, 2012, 60 p.

5. Matycyn D.A. Turistskie progulki i pohody vyhodnyh dnej [Tourist walks and hikes of days off]. Krasnodar, 1997.

6. Yakimova L.A. Teoriya i metodika fízicheskoj kul'tury i sporta [Theory and methodology of physical culture and sports: educational and methodical manual]. Krasnodar, 2017, 72 p.

7. Available at:https://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018. (20 oktober 2018) (in Russian).

8. Available at: http://www.doni / org / stat. Tourism statistics. (20 April 2017) (in Russian).

Поступила / Received 15.10.2018 Принята в печать / Accepted 07.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.