Научная статья на тему 'Использование личностно ориентированного подхода при проектировании содержания массовых открытых онлайн курсов'

Использование личностно ориентированного подхода при проектировании содержания массовых открытых онлайн курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ASSESSMENT / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухин Сергей Александрович

В последнее время все более популярными становятся массовые открытые онлайн курсы. Вопросы проектирования самих массовых открытых онлайн курсов, как и подходы к оценке подобных курсов остаются дискуссионными. Конечно, массовые открытые онлайн курсы достаточно разнообразны для того, чтобы говорить о едином подходе к их проектированию. Однако следует выделить ряд основных принципов и подходов, которые могут быть использованы не только для выработки единых подходов к мониторингу качества данных курсов, но и как определенные вехи в проектировании самого содержания Интернет курсов. Одним из таких подходов является личностно ориентированный подход, использование которого подразумевает, помимо остального, использования рефлексии как механизма оценки своей учебной деятельности. Для реализации личностно ориентированного подхода в статье предлагается использование ряда методик, включение которых не только сделает процесс обучения на онлайн-курсе более осознанным, но и позволит авторам-разработчикам электронного курса использовать их для критической оценки контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF LEARNER-FOCUSED APPROACH WHEN DESIGNING OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES

Recently become increasingly popular massive open online courses. Design issues themselves massive open online courses as approaches to the assessment of such courses remains debatable. Of course, massive open online courses are diverse enough to talk about a unified approach to their design. However, you should identify a number of basic principles and approaches that can be used not only for the development of common approaches to monitoring the quality of these courses, but also how certain milestones in designing the content of the online courses. One of them is learner-focused approach, which implies, among other things, the use of reflection as a mechanism for assessing its training activities. For the realization of learner-focused approach, the article suggests a number of methods, the inclusion of which will not only make the learning process in the online course more aware, but will also allow the authors-developers of electronic course use them for critical evaluation of content.

Текст научной работы на тему «Использование личностно ориентированного подхода при проектировании содержания массовых открытых онлайн курсов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-19 УДК 37.011.33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ

Золотухин С.А.

В последнее время все более популярными становятся массовые открытые онлайн курсы. Вопросы проектирования самих массовых открытых онлайн курсов, как и подходы к оценке подобных курсов остаются дискуссионными. Конечно, массовые открытые онлайн курсы достаточно разнообразны для того, чтобы говорить о едином подходе к их проектированию. Однако следует выделить ряд основных принципов и подходов, которые могут быть использованы не только для выработки единых подходов к мониторингу качества данных курсов, но и как определенные вехи в проектировании самого содержания Интернет курсов. Одним из таких подходов является личностно ориентированный подход, использование которого подразумевает, помимо остального, использования рефлексии как механизма оценки своей учебной деятельности. Для реализации личностно ориентированного подхода в статье предлагается использование ряда методик, включение которых не только сделает процесс обучения на онлайн-курсе более осознанным, но и позволит авторам-разработчикам электронного курса использовать их для критической оценки контента.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы; информатизация образования; педагогическое оценивание.

THE USE OF LEARNER-FOCUSED APPROACH WHEN DESIGNING OF MASSIVE

OPEN ONLINE COURSES

Zolotukhin S.A.

Recently become increasingly popular massive open online courses. Design issues themselves massive open online courses as approaches to the assessment of such courses remains debatable. Of course, massive open online courses are diverse enough to talk about a unified

approach to their design. However, you should identify a number of basic principles and approaches that can be used not only for the development of common approaches to monitoring the quality of these courses, but also how certain milestones in designing the content of the online courses. One of them is learner-focused approach, which implies, among other things, the use of reflection as a mechanism for assessing its training activities. For the realization of learner-focused approach, the article suggests a number of methods, the inclusion of which will not only make the learning process in the online course more aware, but will also allow the authors-developers of electronic course use them for critical evaluation of content. Keywords: massive open online courses; assessment; informatization of education.

Массовые открытые онлайн курсы (MOOC, от англ. massive open online course) один из самых значительных трендов современного образования [2]. MOOC - особый вид Интернет-обучения, построенный по принципам открытого обучения, предполагающих широкую свободу при поступлении (зачислении) на MOOC, обучение с любого уровня, обучение, свободное для выбора условий обучения, направленное на саморазвитие обучающегося и ряда других. Возникновение термина, как и самой философии MOOC, приписывают канадским коннективи-стам под руководством Джорджа Сименса [4]. В целом MOOC направлен на привлечение всех заинтересованных лиц для расширения границ своей образовательной практики.

В настоящее время MOOC обособился в качестве двух основных своих направлений: кон-нективиский MOOC (cMOOC) и станфордский (коммерческий) MOOC (xMOOC). В работе [1] подробно рассмотрены характеристики cMOOC:

• опора на свободно распространяемое программное обеспечение Веб 2.0;

• основной учебный контент обучающиеся самостоятельно агрегируют из открытых источников;

• преподаватель выполняет роль организатора и фасилитатора обучения;

• обучающиеся берут на себя большую ответственность за собственное обучение и его контроль.

Отличительной же характеристикой xMOOC называется [1]:

• реализуется на базе специального программного обеспечения, разработанного сторонними разработчиками или крупными университетами;

• более академическое представление контента (как правило видеоконтента);

• более академические роли обучающихся и преподавателей (инструкторов).

Помимо положительных аспектов движения MOOC, таких как:

• доступность;

• широкое привлечение студентов;

• реализация принципов непрерывного обучения.

На сегодняшний момент мы констатируем определенные противоречия, связанных с неустоявшейся философией MOOC, отсутствием индивидуального подхода, высокой стоимости разработки MOOC и ряд других. Помимо указанных выше проблем, недостаточно разработанными остаются вопросы проектирования содержания и оценки курсов MOOC.

По нашему мнению, проектирование содержания оценки влияет на проектирование учебного содержания MOOC. Другими словами, на этапе проектирования содержания MOOC необходимо предусмотреть специфические виды и формы оценки онлайн-курса и включить их в структуру электронного курса. К сожалению, функционал MOOC (особенно xMOOC) зачастую не позволяет использовать диагностические средства как части контента MOOC. Однако для этих целей можно использовать целый ряд инструментальных средств, часть из которых можно внедрять непосредственно в электронный курс посредством html-кода, другая часть будет доступна через переходы по гиперссылокам.

Так, например, анкеты и опросники могут быть построены на базе Google Drive. В системе Moodle есть дополнительный плагин questionnaire, который позволяет создавать анкеты различного вида сложности. Кроме того, существуют и специальные сайты, предназначенные для проведения оценивания. Одним из таких сайтов является сайт Calibrated Peer Review или CPR (http://cpr.molsci.ucla.edu/Home.aspx), который позволяет преподавателям использовать уже готовые задания для оценки тех или иных параметров, или создавать свои наборы опросников самооценки, опросников, построенных с использованием метода экспертной оценки и т.д. Использование веб-сайтов или инструментов требует некоторых временных затрат для создания анкет, но экономит и упрощает процедуру оценки и обработки результатов оценивания.

Возвращаясь непосредственно к проектированию оценки как части общего контента MOOC следует особо отметить личностно ориентированный характер подобной оценки. Личностно ориентированный характер вытекает из того, что в интернет-среде расширение прав и возможностей обучающихся приводит к повышению ответственности студента к своей учебной онлайн деятельности, такой как:

• обсуждения;

• участие в совместной деятельности;

• рефлексия как важная часть самооценки.

Рефлексия, которая должна быть включена в онлайн-курсе служит основой для личностно ориентированной направленности оценки электронного курса. Преподаватель моделирует условия для осуществления самоанализа студента, которые должны учитываться при проектировании и разработки онлайн курса. Студентам предлагается проанализировать свой прогресс в обучении, по крайней мере, два раза: в середине реализации курса и конце.

В очных занятиях преподаватель может потратить несколько последних минут учебного времени, чтобы просить студентов ответить на следующие два вопроса:

• Что было самым важным из того, чему вы научились в ходе данного занятия?

• Какие вопросы остались без ответа?

В MOOC эти вопросы могут быть представлены в конце каждой неделе изучения онлайн курса или в конце каждого блока. Кроме указанных выше вопросов, рефлексию можно дополнить включив следующий пункт: «Каков был Ваш собственный вклад в реализации учебного процесса на этой неделе?»

Другим средством, с помощью которого можно проводить постоянную самооценку, является предложенная С. Бруфилдом (S. Brookfield) [3] критическая оценка курса (CIQ он англ. CriticalIncident Questionnaire). CIQ состоит из пяти вопросов и предназначена для использования на традиционных очных занятиях. Однако данный опросник может быть адаптирован для использования и в оценивании онлайн-курса. В этом случаи CIQ включает следующие вопросы:

1. В какие моменты реализации онлайн курса Вы больше всего чувствовали заинтересованность?

2. В какие моменты реализации онлайн курса Вы максимально дистанцировались от происходящего?

3. Какие учебные действия, предпринимаемые преподавателем или студентом, показались Вам наиболее полезными и важными?

4. Какие учебные действия, предпринимаемые преподавателем или студентом, вызывали у Вас недоумение или замешательство?

5. Что в онлайн курсе запомнилось Вам больше всего на этой неделе?

Еще одним средством, с помощью которого может быть проведена оценка и самооценка учебной деятельности в процессе реализации MOOC - это самооценка студентами своих учебных достижений (SALG от англ. Student Assessment of Learning Gains, http://www.salgsite.org).

Данный опросник был разработан в университете Висконсина группой преподавателей, обеспокоенных оценкой того, насколько хорошо обучающиеся воспринимали и понимали учебный материал, представленный в курсе. В настоящее время опросник используется преподавателями различных дисциплин для оценки учебных элементов собственных онлайн курсов. Элементы опросника могут быть изменены в соответствии с содержанием курса, обеспечивая гибкий подход к оцениванию процесса обучения через осуществление самооценки студентов.

SALG включает следующие рубрики, являющиеся основой для самоанализа:

1. Общая оценка содержания курса.

2. Развитие общеучебных навыков при работе с курсом.

3. Оценка влияния курса на отношение к данному предмету.

4. Общая оценка интеграции обучения.

5. Оценка курса в целом.

6. Оценка учебной деятельности.

7. Оценка качества педагогических измерений.

8. Оценка ресурсов курса.

9. Оценка качества информационной насыщенности учебных материалов.

10. Оценка поддержки индивидуального стиля обучения.

Первые пять рубрик (общая оценка содержания курса, развитие общеучебных навыков при работе с курсом, оценка влияния курса на отношение к данному предмету, общая оценка интеграции обучения, оценка курса в целом) имеют следующую шкалу оценки:

• нет достижений,

• незначительные достижения,

• незначительное развитие достижений,

• хорошие развитие достижений,

• наилучшее развитие достижений,

• неприменимо.

Другие пять рубрик (оценка учебной деятельности, оценка качества педагогических измерений, оценка ресурсов курса, оценка качества информационной насыщенности учебных материалов, оценка поддержки индивидуального стиля обучения) имеют другую шкалу оценивания:

• не помогло,

• немного помогло,

• помогло умеренно,

• помогло сильно,

• помогло очень сильно,

• не применимо.

Последний или два последних элементов каждой рубрики в SALG предполагает свободное конструирование ответа.

Как известно, MOOC смещает ответственность за свое собственное обучение в сторону студента. Именно обещающийся ставит перед собой цели обучения, формулирует стратегии достижения поставленных целей, а также контролирует и корректирует процесс обучения. Подобный феномен получил название саморегулируемого обучения, под которым понимается процесс и результат интеракций всех участников педагогического процесса (в том числе и обучающегося с самим собой) в ходе которого средствами самоменеджмента формулируются цели, задачи и направления обучения с целью развития самости обучающегося.

Поэтому в содержание MOOC следует включить вопросы развития навыков саморегулируемого обучения. Использование диагностики развития саморегулируемого обучения позволит обучающимся акцентировать внимание на собственной образовательной деятельности и усилить эффект от прохождения курса MOOC.

Для диагностики развития навыков саморегулируемого обучения можно использовать разработанный Л. Бернард-Брак (Lucy Barnard-Brak) и ее коллегами Онлайн-опросник развития саморегулируемого обучения (OSLQ от англ. Online Self-regulated Learning Questionnaire). Опросник доступен в Интернете как самостоятельный инструмент, что облегчает его использование. OSLQ построен на основе метода семантической дифференциации Осгуда и состоит из 24 утверждений, степень достоверности которых необходимо оценить по 5 бальной шкале.

Таким образом, при проектировании содержания MOOC следуют включить элементы рефлексии. По крайней мере, рефлексия должна содержать оценку студентов их участия в учебной деятельности и оценку их участия в совместной деятельности. Обращение к рефлексии обучающихся не только позволяет им оценивать свою деятельность, но и дает преподавателю важную оценку разработанного им курса, которая может быть включена в общую итоговую оценку курса. Кроме того, применение подобных инструментов позволяет взглянуть преподавателю-разработчику MOOC на свой курс «со стороны», критически осмыслить его содержание и тем самым улучшить качество онлайн-курса.

Список литературы

1. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия. - Екатеренбург: Изд. дом «Ажур», 2015. №4 (56). С. 97-103.

2. Конанчук Д., Волков А. Эпоха гринфилда, в образовании [электронный ресурс]. - М.: Центр обр. разработок Московской шк. упр. СКОЛКОВО (SEDeC), 2003. 52 с. http://bit. ly/1JOkpMb

3. Brookfield, S. D. (1995). Becoming a Critically Reflective Teacher. - San Francisco: Jossey-Bass.

4. Cormier D, Siemens G: Through the open door: open courses as research, learning, and engagement. EDUCAUSE Review; 2010; 45(4): 30-9.

References

1. Zolotukhin S.A. Preimushchestva i nedostatki massovykh otkrytykh onlayn-kursov. Diskussiya. - Ekaterenburg: Izd. dom «Azhur», no. №4 (56) (2015). Pp. 97-103.

2. Konanchuk D., Volkov A. Epokhagrinfilda, v obrazovanii. - M.: Tsentr obr. razrabotok Moskovs-koy shk. upr. SKOLKOVO (SEDeC), 2003. 52 p. http://bit.ly/1JOkpMb

3. Brookfield, S.D. (1995). Becoming a Critically Reflective Teacher. - San Francisco: Jossey-Bass.

4. Cormier D, Siemens G: Through the open door: open courses as research, learning, and engagement. EDUCAUSEReview; 2010; 45(4): 30-9.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Золотухин Сергей Александрович, доцент кафедры Непрерывного профессионального образования, кандидат педагогических наук Курский государственный университет ул. Радищева, г. Курск, 305000, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8870-7883

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zolotykhin Sergey Alexsandrovich, docent of the chair of Lifethrough Professionals Education, Ph.D. in Pedagogical Science Kursk State University, 33, Raditcheva street, Kursk, 305000, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.