Научная статья на тему 'Использование лекций с заранее запланированными ошибками при обучении студентов младших курсов'

Использование лекций с заранее запланированными ошибками при обучении студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДәРіС / ОқЫТУДЫң ИННОВАЦИЯЛЫқ әДіСТЕРі / ИНТЕРАКТИВТі ОқЫТУ әДіСТЕРі / LECTURE / INNOVATIVE TEACHING METHODS / INTERACTIVE TEACHING METHODS / PROBLEM-BASED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечепуренко Е.В., Карлова Э.К., Шарипов К.О.

Использование интерактивных методов обучения обусловлено необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Правильная организация занятий является важным инструментом в повышении качества обучения. В статье рассматривается одна из форм инноваций в образовании лекции с преднамеренными ошибками при обучении студентов младших курсов. Проанализированы характерные особенности их применения, выявлены достоинства метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечепуренко Е.В., Карлова Э.К., Шарипов К.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF LECTURES WITH DELIBERATE ERRORS AS A FRESHMEN TEACHING METHOD

Using interactive training methods need to improve quality of specialist training. Proper organization of training is important tool for improving the quality of education. The article examines lecture with deliberate mistakes as a freshmen teaching method. It determined main application features and advantages.

Текст научной работы на тему «Использование лекций с заранее запланированными ошибками при обучении студентов младших курсов»

Вестник КазНМУ №3-2017

399

При сравнении балла кафедры с итоговым баллом видно, что они совпадают в 64,4% случаев, итоговый балл завышен в 35% случаев из-за высоких баллов по хирургии, в 1 случае

- по нашей кафедре.

Проведен сравнительный анализ успеваемости в группах с применением интерактивных методов и без них. В группах 5 курса 046-(1,2к), 047-(1,2к), 049-(1,2к), 052-(1,2к), 054-(1,2к), 055-(1,2к), 060-(1,2р), 062-(1,2р, 061-(1,2р), 070-(1,2р), 071-(1,2р), 079-(1,2р), 080-(1,2р), 075-(1,2р), 076-(1,2р), 077-(1,2р), 078-(1,2р), 081-(1,2р) все показатели успеваемости были выше на 10-15 баллов выше, чем в группах 011-(1,2к), 012-(1,2к), 009-(1,2к), 072-(1,2р). Выводы:

- Элективная дисциплина на 5 курсе «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней

(интегрированный)», специальность: 051301 «Общая медицина», состоялась, так как все студенты были аттестованы.

- Отмечен сниженный качественный показатель в русскоязычных группах (74) по всем итоговым показателям, в тоже время в подгруппах, занимающихся на государственном языке, он составил 100.

- Применение инновационных методов на практических занятиях способствует лучшему восприятию и усвоению учебного материала.

- Применение инновационных методов позволило снизить колебание баллов (рейтинга допуска кафедры, тестирования и ОСКЭ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аканов А.А., Ахметов В.И. Абирова М.А. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. - Вып. 1.- Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. - 2010.-Ч.3. Методы и формы обучения.-72 с.

2 Мухин Н.А., Моисеев В.С., Мартынов А.И. Внутренние болезни: учебник: в 2 т.+ СД. - 2-е изд. - М., 2008. - Т.1. - 672 с., Т.2. - 592 с.

3 Классификация болезней. Симптомы и лечение: учебное пособие по англ. яз. для студ. мед. вузов / Л. Ю. Берзегова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 320 с.

4 Чучалин А.Г., Бобков Е.В. Основы клинической диагностики: руководство + СД.- 2-е изд. перер. и доп.- М.: Издательство: Гэотар-Медиа, 2008. - 583 с.

С.А. Краснова, Б.Ш. Тукешева

К,азац улттыцмедициналъщуниверситетi С.Д. Асфендияров атындагы, № 1 ImKi аурулар кафедрасы цосалцы пэндер курстармен

ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1СПЕН 5 КУРС БАКАЛАВРИАТЫНДА «1ШК1 АУРУЛАР ПЭН1НДЕ АЖЫРТАУ ДИАГНОСТИКАСЫ» БОЙЫНША

ЖУРПЗГЛЕТШ ЭЛЕКТИВТ1К САБАЦТАРДЫН, САРАПТАМАСЫ

ТYЙiн: ¥сынган ма;алада Краснова С.А. мен Тукешева Б.Ш. «1шга аурулар пэнде ажырту диагностикасы» элективтш пэшнен бтм алган 5 курс студеннттершщ улгер1м нэтижелер1 керсетшген. Сараптама бойынша барлы; студенттердщ улгер1м1 оц нэтижел1 болды, ол орта керсетгаш 3,33 В+ балл болды. Б1ра; сонымен б1рге тесттер мен ОККЕ-нщ багалары хирургиялы; пэндер кафедралы; багалармен сэйкестМ 2 жэне 3 баллга темен болды. ТYЙiндi свздер: ¡шга аурулар, элективтш пэн, тэжирибиелш машьщтану, емтихан.

S. Krasnova. B.Tukecheva

Asfendiyarov Kazakh National medical university Department of internal diseases №1 with the course of contiguous disciplines

ANALYSIS OF CONDUCTING ELECTRONIC TRAINING (INTEGRATED) WITH THE ADOPTION OF INTERACTIVE METHODS ON THE DISCIPLINE "DIFFERENTIAL DIAGNOSIS IN THE CLINIC OF INTERNAL DISEASES" ON BACHELORATE (5 COURSE)

Resume: The results of conducting practical classes on the elective discipline "Differential diagnosis in the clinic of internal diseases", in conjunction with the Department of Surgical Diseases for 5th year students on the specialty "general medicine" at the Department of Internal Medicine No. 1 with a course of adjacent disciplines. The analysis showed that the students received positive results, namely 3.33 V +, at the same time there was a discrepancy between the score for testing and the OSBO department for 2 or even 3 points. Keywords: internal diseases, elective discipline, practical skills, examination.

УДК: 378. 147-322

Е.В. Нечепуренко, Э.К. Карлова, К.О. Шарипов

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Кафедра биологической химии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Использование интерактивных методов обучения обусловлено необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Правильная организация занятий является важным инструментом в повышении качества обучения. В статье рассматривается одна из форм инноваций в образовании - лекции с преднамеренными ошибками - при обучении студентов младших курсов. Проанализированы характерные особенности их применения, выявлены достоинства метода. Ключевые слова: лекция, инновационные методы обучения, интерактивные методы обучения, проблемное обучение.

Актуальность темы. Лекция это логически стройное, большого количества студентов. Кроме того, лекция

систематически последовательное и ясное изложение того позволяет излагать материал последовательно,

или иного научного вопроса [1]. Лекция всегда являлась систематично, в ретроспективе. Но классический вариант

одной из основных форм преподавания в ВУЗе. Она лекций является в общем-то пассивным методом для

несомненно имеет свои преимущества, например, студентов, они не могут удерживать внимание на предмете

экономична по времени благодаря одновременному охвату достаточно долгое время, и, как следствие, усваивается

400

Вестник КазНМУ №3-2017

только небольшая часть преподаваемого материала. Для того, чтобы качественно повысить уровень восприятия лекционного материала студентами, методистами предлагается использовать различные современные варианты лекций - преблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции-визуализации и пр.

Целью работы является исследование одного из современных лекционных методов, который может применяться при обучении студентов начальных курсов -лекция с заранее запланированными ошибками. Этот тип лекций значительно повышает интерес студентов и стимулирует их контролировать в течение лекции предлагаемую преподавателем информацию в поисках ошибки.

Лекции с преднамеренными ошибками имеют свои особенности. Прежде всего, они требуют тщательной подготовки не только от преподавателя (что в общем-то естественно), но и от студентов. Поэтому эта лекция должна быть объявлена заранее, не менее чем за две недели. Студенты должны быть проинформированы и о теме лекции, и о методике ее проведения, и должны получить список литературы, рекомендуемой для подготовки к ней. В конце лекции обязательно должен быть проведен разбор ошибок и анализ замечаний слушателей. При подготовке лекции преподаватель должен выполнять следующие требования [2]: ошибки не должны быть явными, может быть, их нужно будет как-то «замаскировать»; они должны затрагивать наиболее типичные случаи и не касаться малозначимых деталей; число ошибок должно быть заранее оговорено и не должно быть слишком большим.

Нами предлагается модификация этого метода, а именно -работа студентов по выявлению ошибок двумя-трямя группами, что вносит еще и элемент конкуренции и дополнительно заинтересовывает студентов. Еще один вариант проведения подобных лекций - с нахожденмием ошибок и комментариев к ним не в конце лекции, как это делается традиционно, а прямо по ходу лекции. Но опыт показывает, что он имеет свои ограничения - для этого не подходит слишком многочисленный поток студентов, особенно если он очень активный, или же недисциплинированный. Однако для небольшого (до 50 человек) количества студентов этот метод проведения лекции с преднамеренными ошибками показывает хорошие результаты.

Кроме того, можно предложить студентам проанализировать найденные ошибки в письменной форме, например, заполнив выданные заранее таблицы, и использовать их для проверки самостоятельной подготовки стулента к лекции с выставлением балла за эту работу. Этот метод проведения лекции предъявляет особенно высокие требования к преподавателю, так как студенты могут фиксировать не только заранее запланированные преподавателем ошибки, но и непроизвольные недочеты преподавателя в его речи или поведении. Вывод. Таким образом, лекции с заранее запланированными ошибками имеют несомненные достоинства, являются интерактивным методом обучения, в достаточной степени вовлекающим в процесс обучения и заинтересовывающим студентов, и, следовательно могут быть успешно использованы при обучении студентов в ВУЗах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 А.К.Мынбаева, З.М.Садвакасова. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы: 2010.- 341 с.

2 Онищенко М.В. Лекция с запланированными ошибками в структуре учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления в коммерческих организациях» // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 42-44.

Е.В. Нечепуренко, Э.К. Карлова, К.О. Шарипов

С.Ж. Асфендияров атындагы Казац ¥лттъщ медицина университетi, Биологиялыцхимия кафедрасы

Т0МЕНП КУРС СТУДЕНТТЕР1Н ОКЫТУ БАРЫСЫНДА АЛДЫН-АЛА ЖОСПАРЛАЖАН КАТЕЛЕР1 БАР ДЭР1СТЕРД1 ЦОЛДАНУ

tywh: Ок;ытудыц интерактивт эдктерш к;олдану — бэсекеге к;абшетт1 бшшт маман даярлауга непзделген. Ок;ыту сапасын арттырудыц мацызды тэсшдершщ б!р! - саба;ты журпзуд дурыс уйымдастыра бшу. Ма;алада бШм берудщ инновациялык; эдстершщ б1р! - алдын-ала жоспарланган ;ателер1 бар дэрктерд теменп курс студенттерш окытуда колдану жайлы к;арастырылган. Оларды колданудыц ерекшелштер талданып, эдктщ артык;шылык;тары аньщталган. ТYЙiндi свздер: дэрк, ок;ытудыц инновациялык; эдстерь интерактивт о;ыту эдстерь

E.V. Nechepurenko, E.K.Karlova, K.O. Sharipov

Asfendiyarov Kazakh National medical university, Department of Biological Chemistry

APPLICATION OF LECTURES WITH DELIBERATE ERRORS AS A FRESHMEN TEACHING METHOD

Resume: Using interactive training methods need to improve quality of specialist training. Proper organization of training is important tool for improving the quality of education. The article examines lecture with deliberate mistakes as a freshmen teaching method. It determined main application features and advantages.

Keywords: lecture, innovative teaching methods, interactive teaching methods, problem-based teaching.

УДК:378.147-322+61:808.03

О.Я. Сулейменова, А.А. Садыкова, С.Х. Сагантаева

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы, Казахстан

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В

МЕДВУЗЕ

Языковая компетенция является неотъемлемым элементом подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных медицинских специалистов, так как в современном обществе всё большее распространение получают идеи поликультурного образования. Владение государственным и русским языком является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности врача в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.