Научная статья на тему 'Использование кыргызских подвижных игр для развития физической подготовленности учащихся'

Использование кыргызских подвижных игр для развития физической подготовленности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2400
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дениз Арык

В научной статье рассматриваются отобранные подвижные игры («жоолук таштамай» подбрасывание платка; «оромпой тебүү» выталкивание соперника из круга, прыгая на одной ноге; «урмай топ» попадание мячиком в цель; «уйчу» пастух; «ак чөөлмөк» белый челнок; «качмай топ» лапта), как очень эмоциональные, являющиеся простыми в обучении и организации активно влияющие на физическую подготовленность учащихся. Отобранные подвижные игры кыргызского народа рассматриваются также как деятельность осмысленная, направленная на достижение конкретных двигательных задач, согласованная с коллективными действиями. Тестирования, педагогический эксперимент и математическая статистика подтвердили наши предположения о том, что отобранные подвижные игры вполне могут быть использованы в школьной практике физвоспитания. В отличие от спортивных игр и других физических упражнений, которые требуют много времени для их практического овладения (техники, тактики и др.) отобранные подвижные игры кыргызского народа оказались весьма полезными, практически востребованными и не требующими особых материальных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кыргызских подвижных игр для развития физической подготовленности учащихся»

и равенство людей разных сословий - вот идеальные черты, свойственные национальной жизни. Пушкинский текст резонирует с фильмом - экранизацией режиссера А.Сахарова (сценарий А. Житинского), который уместно показать иностранцам. Авторы фильма дополняют сжатое повествование выразительными кинематографическими приемами. Широко раскрывается один из ведущих ментальных концептов «русское застолье»: одинаково хлебосольны и радушны и дворяне, и крестьяне. Примирение Берестова и Муромского в повести передано у Пушкина одной фразой «Соседи, завтракая, разговорились довольно дружелюбно» В фильме эта ситуация превращена в любопытный диалог «англомана» и «патриота», которые на самом деле близки друг другу своей русской «закваской». Оба умело управляют своими имениями, любят труд, родную землю, берегут тепло семейного очага. Застольная беседа помещиков о самодельных напитках («наливках», «настойках», смешном для иностранного слуха «ерофееиче») показывает, что «вино» может отражать и традиционные для русских гостеприимство, душевность, искренность.

Повесть «Капитанская дочка» посвящена поиску национальной общности, которая зиждется на близости православно-христианского миропонимания дворян и крестьянства. Здесь воплощена «заветная мысль Пушкина о России как большой семье, где отец Бог, а все - братья», отмечает В. В.Шапошникова [3]. В произведении часто встречаются родственные наименования: матушка, батюшка, брат. Студенты выявляют семантические смыслы выражений со словом «Бог»: независимость события от человека («... опять дал бог свидеться»), помощь высших сил («... бог не оставит»), указание пути («.куда бог укажет») и др. Эти выражения не несут отчетливой религиозной направленности, но указывают ценностный вектор русского миропонимания.

Обобщая, скажем, что работа по определению смыслового поля выражения « Пушкин - наше все» позволяет учащимся углубить свои представления о русском национальном характере и понять ключевую роль Пушкина в формировании той ветви русской литературы XIX века, которую определяют как онтологический реализм - изображение действительности с христианской точки зрения на мир и человека. Список использованной литературы

1. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине [Электронный ресурс] Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-050-.htm (дата обращения 17.11.2015)

2. Григорьев A. A. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев A.A. Апология почвенничества / Составление и комментарии А. В. Белова . - М.: Институт русской цивилизации, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0510.shtml (дата обращения 17.11.2015)

3. Шапошникова В.В. Слово «Бог» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pushkinopen.ru/texts/view/32 (дата обращения 17.11.2015)

© Артамонова В.В., 2016

УДК: 372.879.6

Дениз Арык

Аспирант физического воспитания Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта, Бишкек, Кыргыз Республика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЫРГЫЗСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В научной статье рассматриваются отобранные подвижные игры («жоолук таштамай» - подбрасывание платка; «оромпой тебуу» - выталкивание соперника из круга, прыгая на одной ноге; «урмай топ» - попадание

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

мячиком в цель; «уйчу» - пастух; «ак чеелмек» - белый челнок; «качмай топ» - лапта), как очень эмоциональные, являющиеся простыми в обучении и организации активно влияющие на физическую подготовленность учащихся.

Отобранные подвижные игры кыргызского народа рассматриваются также как деятельность осмысленная, направленная на достижение конкретных двигательных задач, согласованная с коллективными действиями.

Тестирования, педагогический эксперимент и математическая статистика подтвердили наши предположения о том, что отобранные подвижные игры вполне могут быть использованы в школьной практике физвоспитания. В отличие от спортивных игр и других физических упражнений, которые требуют много времени для их практического овладения (техники, тактики и др.) отобранные подвижные игры кыргызского народа оказались весьма полезными, практически востребованными и не требующими особых материальных затрат.

Ключевые слова

Подвижные игры, тестирование, физическая подготовленность, педагогический эксперимент,

Актуальность темы: В период независимости является актуальным исследование влияния подвижных игр кыргызского народа на развитие физической подготовленности учащихся. Именно изучение особенностей кыргызских подвижных игр по литературным источникам выявило актуальность исследования данной проблемы.

Новизна исследования заключается в том, чтобы использовать богатое наследие предков в сфере физического воспитания, которая располагает замечательными возможностями для физической подготовленности учащейся молодежи.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться педагогами, тренерами и учителями физической культуры в практической деятельности общеобразовательных школ, училищ и техникумов по использованию богатого наследия предков, отобранных кыргызских народных подвижных игр в физической подготовке учащейся молодежи. Причем, экспериментально доказана эффективность использования отобранных подвижных игр, кыргызского народа для совершенствования физической подготовленности молодежи.

Целью исследования является - выявить влияние специально подобранных кыргызских подвижных игр на физическую подготовленность учащейся молодежи. В данном исследовании мы ставили перед собой задачи: выявить состояние вопроса по литературным источникам; отобрать кыргызские подвижные игры, которые могут реально повлиять на физическую подготовленность учащейся молодежи; рекомендовать учителям физкультуры шире использовать народные игры в учебно- воспитательном процессе.

Методы научного исследования: изучение материалов устного народного творчества кыргызов; изучение литературных источников; обобщение опыта практики по использованию народных подвижных игр на занятиях по физической культуре; педагогический эксперимент, тестирование.

Результаты исследования: «Подвижная игра- разновидность игровой деятельности. Основу ее составляют творчески разнообразные активные двигательные действия, мотивированные сюжетом (темой, идеей) игры, частично ограниченные правилами и направленные в условиях изменяющейся игровой обстановки на преодоление различных трудностей и препятствий на пути к достижению поставленной цели. В наиболее сложных подвижных играх играющие совершенствуются в искусстве движения с целью достижения высокого уровня физической подготовленности и спортивного мастерства»[5,с.287].

Многочисленные и многообразные подвижные игры кыргызов в науке и практике делятся на разновидности по следующей классификации:

• по содержанию основных движений и действий;

• по полу и возрасту участвующих;

• по воздействию на физическую подготовленность и развитие физических качеств;

• по влиянию на воспитание детей и молодежи [1,с. 15-17].

Возникнув в глубокой древности, народные подвижные игры отбирались самые интересные и очень

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

полезные, развивались в течение всей истории кыргызов и более 500 их разновидностей сохранились до наших дней. Подвижные игры широко используются в процессе решения различных социальных и педагогических задач. Они явились предметом исследования целого ряда ученых Кыргызстана. Доктор педагогических наук, профессор Х.Ф.Анаркулов дал научную классификацию кыргызских подвижных игр, описал до 298 игр, отразил их содержание, правила, особенности функционирования, влияние на развитие навыков и умений, дал рекомендации по их использованию в процессе учебных занятий в школе и во время досуга детей.

Надо подчеркнуть, что после принятия Жогорку Кенешом Закона Кыргызской Республики «О национальных видах спорта» (2003г) произошли определенные изменения в развитии национальных видов спорта и народных подвижных игр. На основе именно этого закона в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта были созданы факультет национальной физической культуры и кафедры «национальных видов борьбы» и «народных спортивных и подвижных игр».

Надо подчеркнуть,что кыргызские народные подвижные игры являются простыми, многообразными, не требуют особенного инвентаря и оборудования, легко организуются. Игры также развивают быстроту мышления, коллективизм, целеустремленность, честность и другие положительные качества детей и подростков. Одной из особенностей подвижных игр кыргызского народа является не сложность их организации и проведения. Надо особо подчеркнуть, что в содержании и особенностях кыргызских народных подвижных игр имеются черты и современного спорта. Именно поэтому некоторые из них приобрели характер спортивных состязаний- «ордо», «ак чолмок». Значительная часть этих игр вполне может быть использована в качестве подготовительных упражнений для легкоатлетических, гимнастических и игровых видов спорта и некоторые видов единоборств (тяжелая атлетика, бокс, борьба) .

Благодаря тому, что количество народных подвижных игр великое множество и они очень разнообразны, всегда можно подобрать такие которые влияют на те или иные стороны двигательной или поведенческой деятельности детей. Чем чаще участвуют дети в подвижных играх, тем лучше развиваются у них способности, пригодные для спортивной деятельности и имеющие значение для развития творчества и профессиональных навыков. У детей происходит развитие также физических качеств, нравственных и эстетических способностей. По своему характеру и темпераменту некоторые дети бывают замкнутыми, а под воздействием подвижных игр они постепенно становятся более общительными и не закомплексованными. [ 4,с.75-78].

Исходя из данных литературных источников и обобщения опыта практики использования кыргызских подвижных игр, мы пришли к заключению что необходимо проведение педагогического эксперимента по изучению их влияния на физическую подготовленность учащихся.

По нашему мнению, для эффективного развития физической подготовленности детей школьного возраста нужно использовать следующие кыргызские подвижные игры: «качмай топ» -лапта, «уйчу-пастух», «жоолук таштамай- подбросить платок», «оромпой тебуу-выталкивание, прыгая на одной ноге», «урмай топ-игра с мячиком», «ак чолмок-белая кость, командная игра в борьбе за овладением реквизитом» [4, c.53-54 ].

Для использования в педагогическом эксперименте именно этих подвижных игр натолкнуло то, что эти игры являются общеизвестными, используются естественный движения (бег, прыжки, метания) и в процессе их проведения они очень эмоциональны.

В сравнении с спортивными играми овладеть техникой народных подвижных игр не требуется много времени и усилий. Они очень простые по содержанию и их правила также являются не сложными, известными с раннего.

В начале эксперимента и в конце была проверена физическая подготовленность учащихся -испытуемых по Чехословацкому тесту (12 минутный бег, прыжки в длину с мести, отжимание и упражнение «лечь встать»). Оценка показателей оценивалось по специально разработанной таблице [3,с.4-5].

Таблица №1

Методика определения физической подготовленности человека по Чехословацкому тесту.

Юноши Девушки

Возраст Показатели физ.под Очки 12мин бег Прыжки в длин с место Отжимание на руках Лечь. встать Возраст Показатели физ.под Очки 12мин бег Прыжки в длин с Отжимание на руках Лечь. встать

18-29-летние отлично 10 3000м 275 43 66 18-29-летние отлично 10 2600м 215 см 36 56

9 2500 205 34 50

9 2900 262 40 61

8 2400 195 32 44

8 2800 247 36 55

хорошо 7 2700 234 32 49 хорошо 7 2300 185 28 38

6 2600 222 28 43 6 2200 175 24 32

5 2400 210 22 37

Удовл. 4 2200 200 16 31 Удов. 5 2100 165 20 26

3 2000 190 12 25 4 2000 155 17 20

2 1800 180 9 21

Слабая 1 1700 170 7 19 слабая 3 1900 145 15 16

2 1800 135 13 14

1 1600 129 11 12

Таблица №2

Оценка физической подготовленности по количеству набранных баллов

Показатель физической подготовленности Количество набранных баллов

Отлично 32 и больше

Хорошо 24-31

Удовлетворительно 16-23

Слабый 15 и меньше

В эксперименте участвовали 96 учащихся финансово -экономического техникума г.Бишкека (48 юношей и 48 девушек). Все учащиеся имели возраст 18-19лет, не имеющие спортивные разряды (безразрядники). В группах было равное количество юношей и девушек 48-48.

В экспериментальной группе в течение 6 месяцев занятия проводились с использованием на уроках по физической культуре (в неделю 2 раза по 90мин) отборные игры «жоолук таштамай», «оромпой», «урмай топ», «качмай топ», «уйчу», «ак чолмок». В контрольной группе -занятие по старому плану -волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Проверка физической подготовленности осуществлялось дважды в начале и конце эксперимента. В экспериментальной группе учащиеся набрали 1213 балла, а в контрольной группы набрали 1201балл. Физическая подготовленность в обоих группах была почти одинаковой.

В конце эксперимента общие показатели физической подготовленности были таковыми 1441 (экс.гр) 1261 (конр.гр.)= 180, т.е. учащиеся экспериментальной группы на 180 балла превысили свою физическую подготовленность, по сравнению с контрольной группой.

Этот результат доказывает в пользу отборных физических упражнений (подвижных игр), которые оказали существенное влияние на повышение физической подготовленности учащихся экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой.

Выводы:

1. Благодаря многочисленности кыргызских народных подвижных игр имеется реальная возможность отобрать те из них, которые реально могут воздействовать на физическую подготовленность учащихся.

2. Экспериментально доказано, что использование специально отобранных подвижных игр кыргызов вполне можно воздействовать на ускоренное развитие физической подготовленности учащихся;

3. Рекомендуем преподавателям физического воспитания и учителям по физической культуре шире

использовать богатое наследие кыргызского народа - подвижные игры. Список использованной литературы:

1. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. -Бишкек,2003-284с.

2. Арык Д. Влияние специально подобранных кыргызских подвижных игр на развитие физической подготовленности учащейся молодежи. (текст).Д.Арык // Теория и методика физической культуры . Алматы.2012№3.с.52-57.

3. Выносливость-показатель крепкого здоровья. "Спорт за рубежом", август, №16.1984г. с.4-5.

4. Наралиев А.М. Использование на уроках физкультуры подвижных и спортивных игр.В книге: "Совершенствование физического воспитания в школе". (На кыргызском языке) .-Фрунзе:"Мектеп". 1988. с.74-109.

5. Подвижные игры.В'кн.: "Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту". Т.2.-Москва: "Физкультура и спорта". 1962. c.387.

© Арык Дениз, 2016

УДК: 372.879.6

Арык Дениз

Аспирант физического воспитания Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта,

г.Бишкек, Кыргызская Республика

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭТНИЧЕСКИХ ИГР КОЧЕВЫХ КЫРГЫЗОВ ПО МАТЕРИАЛАМ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аннотация

В статье дается аналитический обзор этнических игр кыргызского народа, которые рассматриваются в тесной связи с историческими событиями, скотоводческой деятельностью и воспитанием молодежи. Особо подчеркиваются: эмоциональность, простота в их организации, развитые физических, интеллектуальных, нравственных качеств детей и молодежи. В ней дана определенная классификация этнических игр кыргызского народа. Подчеркивается их многочисленность и возможность отбора и использования с конкретной целью. В статье Дениз Арык показано использование этнических игр кыргызов в современных условиях школы, ДЮСШ и в досуге учащейся молодежи.

Подвижные игры, традиционные состязания, этнические игры, ролевые игры.

«Игра есть добровольное поведение или занятие, которое происходит внутри некоторых установленных границ, места и времени согласно добровольно взятым на себя, но безусловно обусловленным правилам с целью, заключающейся в нем самом; сопровождаемое чувствами напряжения и радости, а так же ощущением «инобытия» в сравнение с «обыденной жизнью». [7,^10 ].

Этнические игры - это многообразие различных игр имевших место в жизни какого-либо этноса.

Возникнув в глубокой древности, народные подвижные игры отбирались самые интересные и очень полезные, развивались в течение всей истории кыргызов и лучшие из них сохранились до наших дней. Подвижные игры широко используются в процессе решения различных социальных и педагогических задач. Они являлись предметом исследования целого ряда ученых Кыргызстана. Доктор педагогических наук, профессор Х.Ф. Анаркулов дал научную классификацию кыргызских подвижных игр, описал до 298 игр, отразил их содержание, правила, особенности функционирования, влияние на развитие навыков и умений, дал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.