Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе
Лали Отаровна Афанасьева,
директор техникума «Академия танца Бориса Эйфмана» Елена Анатольевна Поречная,
заместитель директора по учебно-методической работе техникума «Академия танца Бориса Эйфмана»
• метапредметные результаты обучения • квест-технологии • интеграция учебных предметов •
Достижение высоких личностных, метапред-метных и предметных результатов освоения образовательной программы начальной школы, заявленных в новых федеральных государственных образовательных стандартах, невозможно без использования современных образовательных технологий. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является квест-технология. В её рамках, применяя метод деловой игры и создавая на уроке ситуацию творческого поиска, учитель может решать следующие задачи:
• образовательные — обобщение знаний;
• развивающие — формирование навыков поиска и отбора информации в Интернете; её анализ и оценка; развитие связной речи и коммуникации, умения работать в группе;
• воспитательные — привитие интереса к приобретению новых знаний, поиску информации; создание ситуации успеха; умение слушать своих товарищей.
Использование квест-технологии наряду с интеграцией учебных предметов («Информатика и ИКТ», «Литературное чтение», «ИЗО» и «Окружающий мир»), является инновационной формой организации учебного процесса, одной из составляющих формирования информационной культуры личности и целостной картины мира учащихся, без которых невозможно достижение результатов, прописанных в стандартах.
Итак, в чём же суть квест-технологии?
«Образовательный веб-квест — (web-quest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде вебстраниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)»1.
Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:
• Пересказ — демонстрация понимания темы на основе представления
1 Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы Международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». ИИрУ/Ио.ЬИрго. ги/1999
материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
• Планирование и проектирование — разработка плана или проекта на основе заданных условий.
• Самопознание — любые аспекты исследования личности.
• Компиляция — трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
• Творческое задание — творческая работа в определённом жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
• Аналитическая задача — поиск и систематизация информации.
• Детектив, головоломка, таинственная история — выводы на основе противоречивых фактов.
• Достижение консенсуса — выработка решения по острой проблеме.
• Оценка — обоснование определённой точки зрения.
• Журналистское расследование — объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
• Убеждение — склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
• Научные исследования — изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников.
Требования к отдельным элементам квест-урока:
• Вступление, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
• Центральное задание, где чётко определён итоговый результат самостоятельной работы
• Список информационных ресурсов
(в электронном виде — на компакт-дисках, видео- и аудионосителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса вебсайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
• Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от двух и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
• Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
• Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
• Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
• Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Этапы работы над квестом
• Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
• Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи: поиск информации по конкретной теме; разработка структуры сайта; создание материалов для сайта; доработка материалов для сайта.
• Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответс-
твенность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, её отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определённость позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путём обсуждения или интерактивного голосования.
О критериях оценки веб-квеста
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/ rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от четырех до восьми критериев, которые могут включать оценку:
• исследовательской и творческой работы;
• качества аргументации, оригинальности работы;
• навыков работы в микрогруппе;
• устного выступления;
• мультимедийной презентации;
• письменного текста и т.п.
Типы веб-квестов
Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трёх сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долго-
срочным web-квестом ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
Некоторые дополнения:
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, учёный, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединённых Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Формы web-квеста также могут быть различными. Приведём наиболее популярные:
• Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
• Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
• Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот приём напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
• Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
• Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются
учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный учёный, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
мету) — возможно, это будет интегрированный веб-квест по нескольким предметам.
Определитесь с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети). Если Вы работаете с маленькими детьми (учителя начальных классов), то возможно привлечение к работе над квестом родителей (совместное выполнение заданий детей и родителей — это тоже очень интересный вариант). Тема должна быть увлекательна не только для Вас, но и для учащихся.
• достижение заявленной цели;
• качество выполнения работы;
• качество процесса выполнения работы;
• содержание;
• сложность задания.
2. Определить шкалу оценки — например, трёх-, четырёх-, пятибалльную.
3. Подготовить описание параметров оценки.
Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию. Требования к описанию параметров:
• язык описания должен быть понятен учащимся;
• описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого;
• разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, четыре балла ставится при наличии одной-двух орфографических ошибок, три балла — при наличии трёх-че-тырёх ошибок и т.д.)
4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).
Несколько рекомендаций
для разработки визитной карточки
веб-квеста
Подумайте, по какому направлению Вы бы хотели создать свой веб-квест (учебная деятельность или внеклассная работа по пред-
Когда Вы определитесь с темой, необходимо выделить направления работы — каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой необходимо дать интересное название (всё-таки «квест» — это своеобразная игра, головоломкка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы даже в названии ролей, например:следователи, журналисты, следопыты, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть больше одной, но не увлекайтесь, для начала не будем выходить за число «пять».
Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами — инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
Необходимо подумать над критериями оценки вашего веб-квеста. Автор предлагает варианты критериев, которые можно взять за основу, переделать под свой квест (см. ссылки на критерии ниже).
Самое главное в квесте — это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов — очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.
Визитная карточка веб-квеста:
• Предмет.
• Возрастная категория учащихся.
• Центральное задание.
• Количество ролей.
• Название ролей.
• Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли).
• Список интернет-источников (запишите хотя бы два интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернет-ресурсу).
• Критерии оценки веб-квеста.
• Предполагаемый результат.
• Определение результата работы каждой группы.
Описанную выше технологию, мы предлагаем применять на уроках в системе, которая рассчитана на три года обучения, учитывая возрастные и психологические особенности детей 2-4-х классов по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. Данная система включает в себя обучение детей:
• рациональным приёмам работы с информацией;
• оформлению слайдов компьютерной презентации и веб-страниц, созданию видеофильмов и буклетов по заданной теме;
• выступлению перед аудиторией, умению осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлению текстов в устной и письменной формах.
У детей будут сформированы умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и внеучебной деятельности. Проведение данной системы занятий позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение учебных заданий и при решении конкретных учебных и жизненных проблем.
В качестве примера использования квест-технологии в образовательном процессе мы предлагаем сценарий урока «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра», по которому можно судить о процессе обучения детей с использованием современных интерактивных технологий.
Тема урока: «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра».
Класс: 2.
Тип урока — интегрированный урок по квест-технологии.
Используемые методы, формы и приёмы учебной деятельности:
• форма — урок с элементами практического занятия;
• методы — метод создания ситуации творческого поиска, деловая игра;
• приёмы обучения — поиск информации, обработка информации, подготовка устных сообщений, подготовка компьютерных презентаций, выступления учащихся по результатам работы.
Учебные предметы — «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ».
Цель урока: Использование возможностей квест-технологии на примере интеграции знаний из учебных предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ» для формирования информационной культуры и целостной картины мира у учащихся начальной школы.
Задачи:
• образовательные:
^ обобщение и представление знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися в процессе работы над проектами с использованием информационно-коммуникационных технологий;
• развивающие:
^ развитие навыков поиска и отбора информации в сети Интернет; ^ анализ и оценка информации с точки зрения полезности и достоверности; ^ сохранение информации с использованием информационно-компьютерных технологий;
^ развитие связной речи; ^ развитие активности и самостоятельности; ^ развитие коммуникативных навыков; ^ развитие умения работать в группе; ^ развитие воображения и фантазии в процессе создания рисунков и презентаций;
• воспитательные:
^ привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков; ^ привитие интереса к поиску информации по различным источникам, в том числе с целью удовлетворения личностно-ориен-тированных потребностей учащихся; ^ воспитание трудолюбия и усидчивости; ^ создание ситуации успеха при совместной деятельности учителей, учащихся и родителей над учебными проектами; ^ воспитание умения выслушать мнение своих товарищей;
^ воспитание патриотических чувств на примере изучения природных объектов родного края;
^ воспитание чувства прекрасного; ^ воспитание экологической культуры.
Планируемые результаты
Учащиеся после проведения урока должны:
• знать значение и основные свойства воды и уметь применять эти знания на практике;
• на примере воды в целом и водных объектов Выборгского района (Суздальских озёр) в частности научиться раскрывать многообразие природы через научные сведения из учебных предметов — «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ», живопись, фотографию и художественное слово.
• У учащихся должен продолжиться процесс формирования информационной культуры, что выразится:
^ в умении ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе работать с поисковыми системами сети Интернет;
^ в умении работать с различными средствами информатизации, в том числе с интерактивным оборудованием; ^ в получении навыков представления учебных проектных работ.
Формы работы: индивидуальная и в малых группах.
Оборудование урока
• ПК учителя, медиапроектор и интерактивная доска, подключённые к сети Интер-
нет (во время урока демонстрируется презентация, подготовленная учителем ИКТ);
• четыре ПК учащихся, подключённые к сети Интернет.
Этапы проведения урока:
1-й этап. Учащиеся получают первичную информацию о проекте и начинают с ней работать.
2-й этап. Процесс сбора, анализа и интерпретации информации и подготовки к презентации.
3-й этап. Демонстрация результатов работы и подведение итогов.
На первом этапе дети разбиваются на группы, ищут информацию в Интернете: «Художники» должны найти изображения озёр в сети Интернет, репродукции картин известных художников. «Фотокорреспонденты» ищут фотографии озёр Выборгского района. «Журналисты» — пословицы, поговорки и загадки, посвящённые воде. «Учёные» — информацию о свойствах воды.
Учащиеся с помощью сети Интернет в избранных ссылках находят необходимую для каждой группы информацию (интернет-ресурсы урока — в Приложении 1). Так как дети маленькие, учитель заранее заносит нужные интернет-ресурсы в Избранное. После выполнения работы на компьютере один представитель от каждой группы рассказывает о достигнутом результате.
Дети получают домашнее задание: «Найти дополнительную информацию о воде на следующих сайтах — «Солнышко», «Теремок». Художники, журналисты и учёные представят полученную информацию в виде рисунков и подготовят описание своих рисунков для последующей работы с презентациями. Фотокорреспонденты сделают фотографии озёр Выборгского района и приготовят описание фотографий для последующей работы с презентациями. Урок идёт с использованием презентации, демонстрирующейся на интерактивной доске. В процессе урока доска используется также и для выполнения интерактивных заданий.
На втором этапе урока дети рассказывают http://project.457spb.ru о проделанной работе на уроке и дома.
В Приложении 3 представлена система К третьему этапу дети готовят простейшие проектно-исследовательских занятий презентации с результатами своей деятель- с использованием квест-технологии. Пред-ности, выступают с ними. В конце урока полагается проведение двух занятий в год обязательно проводится рефлексия. (В При- в каждой параллели со 2 по 4 класс (по од-ложении 2 — методика оценки). ному уроку в полугодии).
Приложение 1
Интернет-ресурсы урока «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра»
Для работы учащимся предлагаются следующие семь ссылок на интернет-ресурсы (они занесены под указанными названиями в папку «Избранное» на ПК учащихся):
1) Для группы «Художники»:
— http://artnow.rU/ru/gallery/3/12283/picture/0/284139.html (Шуваловский парк. Картины художников);
— http://ruslandscape.ru/gal16/photo78.htm. (Картинная галерея Левитана).
2) Для группы «Фотокорреспонденты»:
— http://shuvalovo-ozerki.narod.ru/photos1.htm (Фотографии озёр Выборгского района).
3) Для группы «Журналисты»:
— http://www.websib.ru/fio/works/077/group3/poslovic.htm (Пословицы и поговорки о воде);
— http://allforchildren.ru/kidfun/riddles water.php (Загадки о воде).
4) Для группы «Учёные»:
— http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e740d4-0a01-022a-0001-ff837053525d/ %5BEST5 03-21%5Р %5ВМА 03%5Р^ (Круговорот воды в природе);
— http://www.websib.ru/fio/works/077/group3/fiz svoistva.htm (Физические свойства воды).
Методика оценки урока
Критерии
Понимание задания
Полнота раскрытия темы
Изложение аспектов темы
Логика изложения информации
Слаженная работа в группе
Распределение ролей в группе
Авторская оригинальность
Степень самостоятельности работы группы
Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток
Обоснование критериев Содержание
• Работа демонстрирует точное понимание задания.
• Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней.
• Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме. Собранная информация не анализируется
и не оценивается
Полно. Частично. Не раскрыта
Изложены полно. Частично. Не изложено
Логичное изложение материала Нарушение логики Отсутствие логики
Стиль презентации
Самостоятельная работа группы
• Чётко спланированная работа группы
• Работа группы частично спланирована
• Не спланирована работа в группе
• Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.
• Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.
• Несколько членов группы отвечают за работу всей команды.
• Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров.
• В работе присутствуют авторские находки.
• Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности
• Полная самостоятельность при выполнении работы.
• Частичная самостоятельность работы группы.
• Несамостоятельная работа группы
Оформление работы (презентация)
• Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии.
• Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии.
• Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии
• Соблюдён единый стиль.
• Наблюдаются некоторые нарушения соблюдения стиля.
• Не соблюдён стиль
Баллы
10 5
10 5 0
10 5 0
10 5 0
5 3 0
0
Расположение информации на слайде
Защита работы Качество выступления
Объём и глубина знаний по теме
Культура речи, манера держаться перед аудиторией
Ответы на вопросы
Оценка «5» — 90-115 баллов. Оценка «4» — 60-89 баллов. Оценка «3» — 30-59 баллов. Оценка «2» — 0-29 баллов.
• Оптимальное расположение информации на слайде.
• Некоторые нарушения в расположении информации на слайде.
• Нарушения в расположении информации на слайде.
• Аргументированность основных позиций, композиция выступающего логична, полнота представления в выступлении результатов работы.
• Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации.
• Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования.
• Выступающие демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи.
• Выступающие грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний.
• Выступающие обнаруживают полное невладение материалом.
• Выступающие уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории.
• Выступающие допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории.
• Выступающие теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории.
• Выступающие убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы
для успешного раскрытия темы.
• Выступающий не на все вопросы может найти убедительные ответы.
• Выступающий не может ответить на вопросы или при ответах ведёт себя агрессивно, некорректно.
10
5 0
10 5 0
10
10
5 0
5
0
Класс Темы занятий Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
2-й класс «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра» Формирование опыта самопознания и личностной самооценки; формирование основ гражданской идентичности; начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины; адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отно- Овладение практическими способами действий и приёмами мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение); Формирование знаний, умений и навыков по теме водных объектов в целом и Суздальских озёр в частности, свойствах воды и применении воды человеком
«Правила вежливости» овладение различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном про- Работа над понятием социальных норм и правил вежливости как их разновидности
3-й класс «Дорожные знаки» шения к миру (интересы, склонности, предпочтения); выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение навыками смыслового чтения текс- ЗУН по правилам дорожного движения, их роли в жизни людей и ответственности детей при нахождении на улицах города
«Полезные ископаемые» тов различных стилей и жанров; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах; формирование собственного информационного мировоззрения Понятие полезных ископаемых с примерами, их роль в экономической жизни страны
«Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга» Знакомство с современными экологическими проблемами Санкт-Петербурга и роли людей и государства в их решении
4-й класс «Основной закон России и права человека» Знакомство с конституцией как основным законом страны и правами человека и гражданина, закреплёнными в данном нормативно-правовом акте
Также можно представить динамику изменений в формах представления результатов деятельности учащихся и времени, необходимого на подготовку и проведение квест-уроков во 2-4-х классах, а также в уровне самостоятельности учащихся при поиске информации по теме урока.
Задания для учащихся и критерии оценивания результатов постепенно усложняют-
ся по ступенчатому принципу, при этом обеспечивая преемственность в обучении и учитывая возрастные особенности детей. Также от класса к классу изменяется время для подготовки и проведения занятий, в сторону уменьшения. Изменяется и уровень самостоятельности учащихся при поиске информации: от её подборки учителем до самостоятельной работы детей.
Класс Самостоятельность поиска информации Время, необходимое для подготовки и проведения занятий Требования к результату квест-урока Критерии оценки
2-й класс Учитель делает подборку сайтов по теме урока в папке «Избранное». При выполнении домашнего задания дети имеют возможность самостоятельного поиска информации 2 урока — поиск и обработка информации, 1 урок — подготовка презентации, 1 урок — представление результатов и подведение итогов Учащиеся выступают с докладами о результатах поиска необходимой информации в соответствии с полученными заданиями и выполняют простейшие презентации Требования к докладу: Качество доклада. Объём и глубина знаний по теме. Культура речи, манера держаться перед аудиторией. Ответы на вопросы. Требования к презентации: Полнота освещения необходимой информации в презентации
3-й класс Учитель делает подборку сайтов по теме урока в папке «Избранное». Часть информации дети ищут самостоятельно в поисковых системах 1 урок — поиск и обработка информации, 1 урок — подготовка презентации, 1 урок — представление результатов и подведение итогов Учащиеся выступают с подготовленной по результатам работы компьютерной презентацией Требования к докладу: Качество доклада. Объём и глубина знаний по теме. Культура речи, манера держаться перед аудиторией. Ответы на вопросы. • Деловые и волевые качества докладчика. Требования к презентации: Грамматика, отсутствие ошибок правописания и опечаток в презентации. Стиль презентации. Расположение информации на слайде. Разнообразие видов слайдов. Включение фото и отсканированных рисунков учащихся в презентацию
4-й класс Дети самостоятельно ищут информацию 1 урок — поиск, обработка информации и начало подготовки презентации или вебстраниц, 1 урок — завершение работы над презентацией или веб-страницами, представление результатов и подведение итогов Учащиеся выступают с подготовленной по результатам работы компьютерной презентацией или веб-страницами Требования к докладу: Качество доклада. Объём и глубина знаний по теме. Культура речи, манера держаться перед аудиторией. Ответы на вопросы. Деловые и волевые качества докладчика. Требования к презентации: Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток в презентации. Стиль презентации. Использование цвета в презентации. Расположение информации на слайде. Разнообразие видов слайдов. Включение фото, графики, видео, музыки. Требования к веб-страницам: ' Общность идеи и содержания веб-страниц. ' Гоамотность оформления. ' Внешний вид