Научная статья на тему 'Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе'

Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2360
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ / META-SUBJECT LEARNING RESULTS / QUEST-TECHNOLOGIES / INTEGRATION OF SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Лали Отаровна, Поречная Елена Анатольевна

В статье описываются основные принципы применения квест-технологий на уроках в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the Quest technology during lessons in primary school

The article describes the basic principles of Quest Technologies at the lessons in primary school

Текст научной работы на тему «Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе»

Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе

Лали Отаровна Афанасьева,

директор техникума «Академия танца Бориса Эйфмана» Елена Анатольевна Поречная,

заместитель директора по учебно-методической работе техникума «Академия танца Бориса Эйфмана»

• метапредметные результаты обучения • квест-технологии • интеграция учебных предметов •

Достижение высоких личностных, метапред-метных и предметных результатов освоения образовательной программы начальной школы, заявленных в новых федеральных государственных образовательных стандартах, невозможно без использования современных образовательных технологий. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является квест-технология. В её рамках, применяя метод деловой игры и создавая на уроке ситуацию творческого поиска, учитель может решать следующие задачи:

• образовательные — обобщение знаний;

• развивающие — формирование навыков поиска и отбора информации в Интернете; её анализ и оценка; развитие связной речи и коммуникации, умения работать в группе;

• воспитательные — привитие интереса к приобретению новых знаний, поиску информации; создание ситуации успеха; умение слушать своих товарищей.

Использование квест-технологии наряду с интеграцией учебных предметов («Информатика и ИКТ», «Литературное чтение», «ИЗО» и «Окружающий мир»), является инновационной формой организации учебного процесса, одной из составляющих формирования информационной культуры личности и целостной картины мира учащихся, без которых невозможно достижение результатов, прописанных в стандартах.

Итак, в чём же суть квест-технологии?

«Образовательный веб-квест — (web-quest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде вебстраниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)»1.

Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:

• Пересказ — демонстрация понимания темы на основе представления

1 Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы Международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». ИИрУ/Ио.ЬИрго. ги/1999

материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

• Планирование и проектирование — разработка плана или проекта на основе заданных условий.

• Самопознание — любые аспекты исследования личности.

• Компиляция — трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

• Творческое задание — творческая работа в определённом жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

• Аналитическая задача — поиск и систематизация информации.

• Детектив, головоломка, таинственная история — выводы на основе противоречивых фактов.

• Достижение консенсуса — выработка решения по острой проблеме.

• Оценка — обоснование определённой точки зрения.

• Журналистское расследование — объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

• Убеждение — склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

• Научные исследования — изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников.

Требования к отдельным элементам квест-урока:

• Вступление, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

• Центральное задание, где чётко определён итоговый результат самостоятельной работы

• Список информационных ресурсов

(в электронном виде — на компакт-дисках, видео- и аудионосителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса вебсайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

• Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от двух и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.

• Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

• Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

• Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.

• Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Этапы работы над квестом

• Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

• Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи: поиск информации по конкретной теме; разработка структуры сайта; создание материалов для сайта; доработка материалов для сайта.

• Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответс-

твенность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, её отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определённость позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путём обсуждения или интерактивного голосования.

О критериях оценки веб-квеста

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/ rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от четырех до восьми критериев, которые могут включать оценку:

• исследовательской и творческой работы;

• качества аргументации, оригинальности работы;

• навыков работы в микрогруппе;

• устного выступления;

• мультимедийной презентации;

• письменного текста и т.п.

Типы веб-квестов

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трёх сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долго-

срочным web-квестом ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Некоторые дополнения:

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.

Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, учёный, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединённых Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Формы web-квеста также могут быть различными. Приведём наиболее популярные:

• Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.

• Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.

• Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот приём напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

• Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.

• Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются

учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный учёный, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.

Для создания бланка оценки необходимо:

1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:

мету) — возможно, это будет интегрированный веб-квест по нескольким предметам.

Определитесь с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети). Если Вы работаете с маленькими детьми (учителя начальных классов), то возможно привлечение к работе над квестом родителей (совместное выполнение заданий детей и родителей — это тоже очень интересный вариант). Тема должна быть увлекательна не только для Вас, но и для учащихся.

• достижение заявленной цели;

• качество выполнения работы;

• качество процесса выполнения работы;

• содержание;

• сложность задания.

2. Определить шкалу оценки — например, трёх-, четырёх-, пятибалльную.

3. Подготовить описание параметров оценки.

Необходимо начинать с описания идеального варианта выполнения задания, а затем переходить к описанию возможных недостатков выполнения работы по каждому критерию. Требования к описанию параметров:

• язык описания должен быть понятен учащимся;

• описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого;

• разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, четыре балла ставится при наличии одной-двух орфографических ошибок, три балла — при наличии трёх-че-тырёх ошибок и т.д.)

4. При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).

Несколько рекомендаций

для разработки визитной карточки

веб-квеста

Подумайте, по какому направлению Вы бы хотели создать свой веб-квест (учебная деятельность или внеклассная работа по пред-

Когда Вы определитесь с темой, необходимо выделить направления работы — каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой необходимо дать интересное название (всё-таки «квест» — это своеобразная игра, головоломкка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы даже в названии ролей, например:следователи, журналисты, следопыты, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть больше одной, но не увлекайтесь, для начала не будем выходить за число «пять».

Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами — инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.

Необходимо подумать над критериями оценки вашего веб-квеста. Автор предлагает варианты критериев, которые можно взять за основу, переделать под свой квест (см. ссылки на критерии ниже).

Самое главное в квесте — это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов — очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.

Визитная карточка веб-квеста:

• Предмет.

• Возрастная категория учащихся.

• Центральное задание.

• Количество ролей.

• Название ролей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли).

• Список интернет-источников (запишите хотя бы два интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернет-ресурсу).

• Критерии оценки веб-квеста.

• Предполагаемый результат.

• Определение результата работы каждой группы.

Описанную выше технологию, мы предлагаем применять на уроках в системе, которая рассчитана на три года обучения, учитывая возрастные и психологические особенности детей 2-4-х классов по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. Данная система включает в себя обучение детей:

• рациональным приёмам работы с информацией;

• оформлению слайдов компьютерной презентации и веб-страниц, созданию видеофильмов и буклетов по заданной теме;

• выступлению перед аудиторией, умению осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлению текстов в устной и письменной формах.

У детей будут сформированы умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и внеучебной деятельности. Проведение данной системы занятий позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение учебных заданий и при решении конкретных учебных и жизненных проблем.

В качестве примера использования квест-технологии в образовательном процессе мы предлагаем сценарий урока «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра», по которому можно судить о процессе обучения детей с использованием современных интерактивных технологий.

Тема урока: «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра».

Класс: 2.

Тип урока — интегрированный урок по квест-технологии.

Используемые методы, формы и приёмы учебной деятельности:

• форма — урок с элементами практического занятия;

• методы — метод создания ситуации творческого поиска, деловая игра;

• приёмы обучения — поиск информации, обработка информации, подготовка устных сообщений, подготовка компьютерных презентаций, выступления учащихся по результатам работы.

Учебные предметы — «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ».

Цель урока: Использование возможностей квест-технологии на примере интеграции знаний из учебных предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ» для формирования информационной культуры и целостной картины мира у учащихся начальной школы.

Задачи:

• образовательные:

^ обобщение и представление знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися в процессе работы над проектами с использованием информационно-коммуникационных технологий;

• развивающие:

^ развитие навыков поиска и отбора информации в сети Интернет; ^ анализ и оценка информации с точки зрения полезности и достоверности; ^ сохранение информации с использованием информационно-компьютерных технологий;

^ развитие связной речи; ^ развитие активности и самостоятельности; ^ развитие коммуникативных навыков; ^ развитие умения работать в группе; ^ развитие воображения и фантазии в процессе создания рисунков и презентаций;

• воспитательные:

^ привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков; ^ привитие интереса к поиску информации по различным источникам, в том числе с целью удовлетворения личностно-ориен-тированных потребностей учащихся; ^ воспитание трудолюбия и усидчивости; ^ создание ситуации успеха при совместной деятельности учителей, учащихся и родителей над учебными проектами; ^ воспитание умения выслушать мнение своих товарищей;

^ воспитание патриотических чувств на примере изучения природных объектов родного края;

^ воспитание чувства прекрасного; ^ воспитание экологической культуры.

Планируемые результаты

Учащиеся после проведения урока должны:

• знать значение и основные свойства воды и уметь применять эти знания на практике;

• на примере воды в целом и водных объектов Выборгского района (Суздальских озёр) в частности научиться раскрывать многообразие природы через научные сведения из учебных предметов — «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ», живопись, фотографию и художественное слово.

• У учащихся должен продолжиться процесс формирования информационной культуры, что выразится:

^ в умении ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе работать с поисковыми системами сети Интернет;

^ в умении работать с различными средствами информатизации, в том числе с интерактивным оборудованием; ^ в получении навыков представления учебных проектных работ.

Формы работы: индивидуальная и в малых группах.

Оборудование урока

• ПК учителя, медиапроектор и интерактивная доска, подключённые к сети Интер-

нет (во время урока демонстрируется презентация, подготовленная учителем ИКТ);

• четыре ПК учащихся, подключённые к сети Интернет.

Этапы проведения урока:

1-й этап. Учащиеся получают первичную информацию о проекте и начинают с ней работать.

2-й этап. Процесс сбора, анализа и интерпретации информации и подготовки к презентации.

3-й этап. Демонстрация результатов работы и подведение итогов.

На первом этапе дети разбиваются на группы, ищут информацию в Интернете: «Художники» должны найти изображения озёр в сети Интернет, репродукции картин известных художников. «Фотокорреспонденты» ищут фотографии озёр Выборгского района. «Журналисты» — пословицы, поговорки и загадки, посвящённые воде. «Учёные» — информацию о свойствах воды.

Учащиеся с помощью сети Интернет в избранных ссылках находят необходимую для каждой группы информацию (интернет-ресурсы урока — в Приложении 1). Так как дети маленькие, учитель заранее заносит нужные интернет-ресурсы в Избранное. После выполнения работы на компьютере один представитель от каждой группы рассказывает о достигнутом результате.

Дети получают домашнее задание: «Найти дополнительную информацию о воде на следующих сайтах — «Солнышко», «Теремок». Художники, журналисты и учёные представят полученную информацию в виде рисунков и подготовят описание своих рисунков для последующей работы с презентациями. Фотокорреспонденты сделают фотографии озёр Выборгского района и приготовят описание фотографий для последующей работы с презентациями. Урок идёт с использованием презентации, демонстрирующейся на интерактивной доске. В процессе урока доска используется также и для выполнения интерактивных заданий.

На втором этапе урока дети рассказывают http://project.457spb.ru о проделанной работе на уроке и дома.

В Приложении 3 представлена система К третьему этапу дети готовят простейшие проектно-исследовательских занятий презентации с результатами своей деятель- с использованием квест-технологии. Пред-ности, выступают с ними. В конце урока полагается проведение двух занятий в год обязательно проводится рефлексия. (В При- в каждой параллели со 2 по 4 класс (по од-ложении 2 — методика оценки). ному уроку в полугодии).

Приложение 1

Интернет-ресурсы урока «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра»

Для работы учащимся предлагаются следующие семь ссылок на интернет-ресурсы (они занесены под указанными названиями в папку «Избранное» на ПК учащихся):

1) Для группы «Художники»:

— http://artnow.rU/ru/gallery/3/12283/picture/0/284139.html (Шуваловский парк. Картины художников);

— http://ruslandscape.ru/gal16/photo78.htm. (Картинная галерея Левитана).

2) Для группы «Фотокорреспонденты»:

— http://shuvalovo-ozerki.narod.ru/photos1.htm (Фотографии озёр Выборгского района).

3) Для группы «Журналисты»:

— http://www.websib.ru/fio/works/077/group3/poslovic.htm (Пословицы и поговорки о воде);

— http://allforchildren.ru/kidfun/riddles water.php (Загадки о воде).

4) Для группы «Учёные»:

— http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e740d4-0a01-022a-0001-ff837053525d/ %5BEST5 03-21%5Р %5ВМА 03%5Р^ (Круговорот воды в природе);

— http://www.websib.ru/fio/works/077/group3/fiz svoistva.htm (Физические свойства воды).

Методика оценки урока

Критерии

Понимание задания

Полнота раскрытия темы

Изложение аспектов темы

Логика изложения информации

Слаженная работа в группе

Распределение ролей в группе

Авторская оригинальность

Степень самостоятельности работы группы

Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток

Обоснование критериев Содержание

• Работа демонстрирует точное понимание задания.

• Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней.

• Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме. Собранная информация не анализируется

и не оценивается

Полно. Частично. Не раскрыта

Изложены полно. Частично. Не изложено

Логичное изложение материала Нарушение логики Отсутствие логики

Стиль презентации

Самостоятельная работа группы

• Чётко спланированная работа группы

• Работа группы частично спланирована

• Не спланирована работа в группе

• Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

• Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

• Несколько членов группы отвечают за работу всей команды.

• Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров.

• В работе присутствуют авторские находки.

• Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

• Полная самостоятельность при выполнении работы.

• Частичная самостоятельность работы группы.

• Несамостоятельная работа группы

Оформление работы (презентация)

• Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии.

• Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

• Соблюдён единый стиль.

• Наблюдаются некоторые нарушения соблюдения стиля.

• Не соблюдён стиль

Баллы

10 5

10 5 0

10 5 0

10 5 0

5 3 0

0

Расположение информации на слайде

Защита работы Качество выступления

Объём и глубина знаний по теме

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

Ответы на вопросы

Оценка «5» — 90-115 баллов. Оценка «4» — 60-89 баллов. Оценка «3» — 30-59 баллов. Оценка «2» — 0-29 баллов.

• Оптимальное расположение информации на слайде.

• Некоторые нарушения в расположении информации на слайде.

• Нарушения в расположении информации на слайде.

• Аргументированность основных позиций, композиция выступающего логична, полнота представления в выступлении результатов работы.

• Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации.

• Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования.

• Выступающие демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи.

• Выступающие грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний.

• Выступающие обнаруживают полное невладение материалом.

• Выступающие уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории.

• Выступающие допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории.

• Выступающие теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории.

• Выступающие убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы

для успешного раскрытия темы.

• Выступающий не на все вопросы может найти убедительные ответы.

• Выступающий не может ответить на вопросы или при ответах ведёт себя агрессивно, некорректно.

10

5 0

10 5 0

10

10

5 0

5

0

Класс Темы занятий Планируемые результаты

Личностные Метапредметные Предметные

2-й класс «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра» Формирование опыта самопознания и личностной самооценки; формирование основ гражданской идентичности; начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины; адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отно- Овладение практическими способами действий и приёмами мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение); Формирование знаний, умений и навыков по теме водных объектов в целом и Суздальских озёр в частности, свойствах воды и применении воды человеком

«Правила вежливости» овладение различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном про- Работа над понятием социальных норм и правил вежливости как их разновидности

3-й класс «Дорожные знаки» шения к миру (интересы, склонности, предпочтения); выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение навыками смыслового чтения текс- ЗУН по правилам дорожного движения, их роли в жизни людей и ответственности детей при нахождении на улицах города

«Полезные ископаемые» тов различных стилей и жанров; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах; формирование собственного информационного мировоззрения Понятие полезных ископаемых с примерами, их роль в экономической жизни страны

«Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга» Знакомство с современными экологическими проблемами Санкт-Петербурга и роли людей и государства в их решении

4-й класс «Основной закон России и права человека» Знакомство с конституцией как основным законом страны и правами человека и гражданина, закреплёнными в данном нормативно-правовом акте

Также можно представить динамику изменений в формах представления результатов деятельности учащихся и времени, необходимого на подготовку и проведение квест-уроков во 2-4-х классах, а также в уровне самостоятельности учащихся при поиске информации по теме урока.

Задания для учащихся и критерии оценивания результатов постепенно усложняют-

ся по ступенчатому принципу, при этом обеспечивая преемственность в обучении и учитывая возрастные особенности детей. Также от класса к классу изменяется время для подготовки и проведения занятий, в сторону уменьшения. Изменяется и уровень самостоятельности учащихся при поиске информации: от её подборки учителем до самостоятельной работы детей.

Класс Самостоятельность поиска информации Время, необходимое для подготовки и проведения занятий Требования к результату квест-урока Критерии оценки

2-й класс Учитель делает подборку сайтов по теме урока в папке «Избранное». При выполнении домашнего задания дети имеют возможность самостоятельного поиска информации 2 урока — поиск и обработка информации, 1 урок — подготовка презентации, 1 урок — представление результатов и подведение итогов Учащиеся выступают с докладами о результатах поиска необходимой информации в соответствии с полученными заданиями и выполняют простейшие презентации Требования к докладу: Качество доклада. Объём и глубина знаний по теме. Культура речи, манера держаться перед аудиторией. Ответы на вопросы. Требования к презентации: Полнота освещения необходимой информации в презентации

3-й класс Учитель делает подборку сайтов по теме урока в папке «Избранное». Часть информации дети ищут самостоятельно в поисковых системах 1 урок — поиск и обработка информации, 1 урок — подготовка презентации, 1 урок — представление результатов и подведение итогов Учащиеся выступают с подготовленной по результатам работы компьютерной презентацией Требования к докладу: Качество доклада. Объём и глубина знаний по теме. Культура речи, манера держаться перед аудиторией. Ответы на вопросы. • Деловые и волевые качества докладчика. Требования к презентации: Грамматика, отсутствие ошибок правописания и опечаток в презентации. Стиль презентации. Расположение информации на слайде. Разнообразие видов слайдов. Включение фото и отсканированных рисунков учащихся в презентацию

4-й класс Дети самостоятельно ищут информацию 1 урок — поиск, обработка информации и начало подготовки презентации или вебстраниц, 1 урок — завершение работы над презентацией или веб-страницами, представление результатов и подведение итогов Учащиеся выступают с подготовленной по результатам работы компьютерной презентацией или веб-страницами Требования к докладу: Качество доклада. Объём и глубина знаний по теме. Культура речи, манера держаться перед аудиторией. Ответы на вопросы. Деловые и волевые качества докладчика. Требования к презентации: Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток в презентации. Стиль презентации. Использование цвета в презентации. Расположение информации на слайде. Разнообразие видов слайдов. Включение фото, графики, видео, музыки. Требования к веб-страницам: ' Общность идеи и содержания веб-страниц. ' Гоамотность оформления. ' Внешний вид

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.