ше внимания уделять передачам на местных языках, но продолжает развиваться быстрыми темпами. Телевидение и компьютерные технологии продолжают оставаться элитарными.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: средства массовой информации африканских стран; новый информационный порядок; независимые массмедиа; постколониальность и политическая свобода; информационный процесс; информационный обмен; конкуренция; правовая база.
Keywords: Media in Africa; new information order, independent mass media, post-colonial and political freedom, the information process, information exchange, competition, legal framework.
Литература
1. Виноградова С.М. Современные западные теории журналистики и проблемы массовой информации в Тропической Африке/Учебное пособие. Часть I. - Л., 1991.
2. Эйнсли Р. Пресса в Африке. - М., 1971.
3. Высоцкая Н.И. Идейные течения в Тропической Африке. - М., 1971.
4. Ерасов Б.С. Тропическая Африка. Идеология и проблемы культуры. - М., 1972.
5. Лебедева Т.Ю. На волне тамтамов. Мифы и традиции в африканском эфире. - М., 1993.
6. Mylton G. Mass Communicatioin Africa. - London. 1983
7. Ochola F. W. Aspects of Mass Communicatioin and Journalism Research in Africa. -Nairobi, 1983.
8. Курьер, Август, 1988.
9. Шилов В.Н. Демократизация в зеркале африканской прессы.//Журналистика. История и современность. - М.:1993.
10. Нечаева И.Ю. Африканские телекоммуникации накануне XXI века./От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М. :2000.
11. World bank Report summary. Internet Ecjnjmic Toolkit for African Policy market, 1999.
12. Ньянгенон А. Пресса Бенина: правовые, этнолингвистические и экономические аспекты развития (начато 90-х годов): Автореферат диссертации кандидата филологических наук. - М.:1994.
13. Раджаб А.Ш. Пресса и власть в странах Восточной Африки (проблемы взаимодействия): Автореферат диссертации кандидата политических наук. - СПб., 2001.
Луткова Наталья Викторовна, средняя общеобразовательная школа №12 г. Соликамска Пермского края, учитель английского языка
Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, поможет учителю разнообразить учебный процесс и сделать его живым и интересным.
Веб-квест - это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего, с применением новых информационно-коммуникационных средств, - цитирует энциклопедия «Академия».
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и
межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся рассчитаны на длительный срок, может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах». [1]
Использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких задач [3, 5]:
• повышение мотивации к самообучению;
• реализация креативного потенциала;
• повышение личностной самооценки;
• развитие самостоятельности, коммуникативных умений и умений работы в группе, навыка публичных выступлений.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции [4, 15].
Американские ученые-методисты во главе с Берни Доджем выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение и научное исследование [6].
Веб-квест имеет свою структуру [2]:
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
3. Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания: в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях; в бумажном виде - в виде ссылок на ресурсы в Интернете, адресов веб-сайтов по теме. Этот список должен быть аннотированным.
4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
6. Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.
Для создания веб-квестов разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты.
Но организовать работу с веб-квестом без знания определенных критериев отбора информации и критериев оценивания квеста невозможно. Следует уделить внимание следующему: источнику информации, полноте и достоверности информации, новизне материала, информационной и культуроведческой ценности, альтернативным источникам (в том числе и печатным), мультимедийным возможностям, дизайну сайта, посещаемости и прочему. Все это поможет учащимся оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования [3, 15].
Обычно работа над веб-квестом начинается с постановки проблемного вопроса или с создания проблемной ситуации - они должны мотивировать ученика, побудить у него интерес к данной проблеме, чтобы он смог начать свою поисковую деятельность.
После введения темы учащимся предлагаются задания, которые составляются преподавателем в зависимости от темы и с учетом уровня подготовки учащихся. Все задания выполняются, как правило, в рамках групповой работы.
Для организации работы по выполнению заданий преподаватель должен сделать ссылки на печатные источники, а также ссылки на источники в Интернете. Все это обеспечивает целенаправленный поиск необходимой информации.
Веб-квест включает презентацию результатов поисковой работы в виде слайдов, Интернет-страницы, документа Microsoft Word или в любой другой форме.
В конце выполнения Веб-квеста ученики получают возможность критически проанализировать свою работу и дать ей оценку, а также оценить работу других. А преподаватель
может оценить поисковую работу всех учащихся [6]. Таким образом, процесс работы над Веб-квестом направлен на достижения знаний учеником. Преподаватель перестает быть основным источником знаний для учащихся, он выполняет консультативную роль.
Применение этой технологии в работе с учащимися способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению художественной, публицистической и специальной литературы, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала.
Литература
1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". http://ito.bitpro.ru/1999.
2. Додж Берни. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.
3. Задорожная Н.В. Повышение качества подготовки студентов в педвузах // Иностранные языки в школе, 2007. № 4.
4. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования, 2002. № 7.
5. Портал Teachnology http://teach-nology.com/web tools/rubrics/web-quest/
6. Ресурсный центр «Информационные технологии в обучении языку»: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php
Сафронова Нина Петровна, средняя общеобразовательная школа №4 г. Новокубанска, учитель русского языка и литературы
Проблема восприятия православной мысли на уроках литературы
Высокая значимость литературы как предмета, имеющего большое значение в духовно-нравственном воспитании школьников, несомненна.
Русская классическая литература несет тот духовно-нравственный идеал, который является верным ориентиром в жизни человека, выдвигая на первый план не материальные, а духовные ценности, непреходящие и не зависящие от наших вкусов, взглядов, пристрастий.
Классическая литература способствует осмысленно относиться к окружающему миру и правильно оценивать себя в нем, так как ставит в позицию духовного поиска, задавая главные вопросы. Что такое истина? Зачем я живу на свете? Есть ли у этой жизни цель? Что самое главное в мире?
Связь с православием - основная черта русской литературы. Необходимо помнить, что создавалась она изначально ориентированной на православного читателя. И создавали ее люди крещеные, верующие, православные. И даже в советское атеистическое время, несмотря на то, что литература подвергалась идеологической обработке, она сохраняла проповедническое значение именно благодаря православно-христианской духовности, заложенной в ней.
Книгами, на наш взгляд, дающими огромный воспитательный материал, основанный на православной традиции, являются произведения И. Шмелева [7], Б. Зайцева [2], А. Платонова [5], В. Распутина [6].
Решая проблемные вопросы на уроках литературы нравственного характера, например, проблему выбора, долга, чести, любви, семейных отношений, мы ищем с детьми ответы -эти ответы основаны на христианском миропонимании.