22. Parr C. Futurelearn's boss on breaking into Moocs [Электронный ресурс] // Times Higher Education. - 21.03.2013. - Режим доступа: http://www.ti-meshighereducation.co.uk/news/futurelearns-boss-on-breaking-into-moocs/ 2002636.article (дата обращения: 30.03.2013).
23. Protalinski E. Coursera adds 29 new universities to bring total to 62, offers first courses in Chinese, Italian, and Spanish [Электронный ресурс] // The Next Web. - 21.02.2013. - Режим доступа: http://thenextweb.com/insider/2013/ 02/21/coursera-adds-29-new-universities-to-bring-total-to-62-offers-first-courses-in-chinese-italian-and-spanish (дата обращения: 2.03.2013).
24. Reflections on open courses [Электронный ресурс] // Connectivism. -August, 2010. - Режим доступа: http://www.connectivism.ca/?p=267 (дата обращения: 30.09.2012).
25. Siemens G Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age [Электронный ресурс]. - 12.12.2004. - Режим доступа: http://www.elearnspace.org/ Articles/connectivism.htm (дата обращения: 30.09.2012).
26. Udacity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.udacity. com/ (дата обращения: 5.05.2013).
27. Vassiliou welcomes launch of first pan-European university MOOCs (massive open online courses) [Электронный ресурс] // European Commission, Press release, Brussels/Heerlen (Netherlands), 23 April 2013. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-349_en.htm (дата обращения: 5.05.13).
28. Young J. Coursera hits 1 million students, with Udacity close behind [Электронный ресурс] // Chronicle of Higher Education. - 10.08.012. - Режим доступа: http://chronicle.com/blogs/wiredcampus/coursera-hits-1-million-students-with-udacity-close-behind/38801 (дата обращения: 2.10.2012).
29. Zhu A. Massive Open Online Courses - A Threat or Opportunity to Universities? [Электронный ресурс] // Forbes. - 9.06.2012. - Режим доступа: http://www.forbes.com/sites/sap/2012/09/06/massive-open-online-course-a-threat-or-opportunity-to-universities/ (дата обращения: 1.10.2012).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
© Люльчак С.Ю.*
Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, Украина, г. Винница
В статье рассмотрены возможности применения проектных технологий в процессе формирования профессиональных знаний и умений будущих квалифицированных рабочих. В процессе работы над квестами
* Ассистент кафедры Инновационных и информационных технологий в образовании.
будущие квалифицированные рабочие обрабатывают значительные объемы информации, анализируют ее, создают программные приложения на основе проведенного обобщения полученных знаний.
Ключевые слова проект, веб-квест, профессиональные знания и умения, анализ, синтез, рефлексия.
Постановка проблемы. На современном этапе развития образования в Украине, происходит поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из путей решения этой актуальной проблемы является использование эвристической педагогической технологии - метода проектов.
Анализ предыдущих исследований. Е.С. Полат толкует проект как объединенную учебно-познавательную творческую деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, цель, способы деятельности, согласованные методы, направленные на достижение результата совместной деятельности, а метод проектов является тем методом, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать свое критическое мышление. Метод проектов всегда предполагает для решения проблемы, с одной стороны, использование различных методов, с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки [5, с. 12].
Как отмечает О. Рыбина: «Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их использование и получение новых (иногда и путем самообразования)» [6, с. 47].
Большинство исследователей склонны рассматривать метод проектов, как технологическую деятельность (О. Рыбина [6], Н. Пахомова [4], Е. Иль-яшева [1], В. Копылова [2], И. Соловьева [7] и др.).
Анализ литературы показывает, что ценность метода проектов заключается в том, что он способствует развитию инициативы, самостоятельности, умению планировать свою деятельность, учитывает интересы субъекта обучения, развивает сознательное отношение к его деятельности. Левин Л. считал проектный метод универсальным «жизненным методом исследования», который подготовит воспитание в жизни [3, с. 47].
Основной целью проектной работы для учащихся являются:
- получение и накопление опыта осуществления исследовательской деятельности;
- работы с источниками информации;
- получение навыков использования Интернет для поиска и обработки информации;
- получение консультаций руководителя (куратора) проекта;
- использование ИКТ для подготовки материалов в электронном виде;
- получение опыта использования возможностей Интернет с целью обмена мнениями и опытом участников проекта;
- получение опыта работы «в команде» (планирование, распределение функций, взаимопомощь и взаимоконтроль).
В профессиональной подготовке проектирование следует рассматривать как один из основных видов познавательной деятельности учащихся. Оценка рефлексии планируемых и достигнутых результатов помогают осознать, что знание - это необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, самореализовываться как личность. Другими словами проектная технология становится ядром профессионального образования, поскольку формирует ключевые компетенции ученика: трудовые, коммуникативные, социальные.
Изложение основного материала. Анализ предыдущих исследований показывает, что интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, активное внедрение Интернет в учебный процесс привели к появлению новой технологии его использования для решения учебных задач - веб-квеста.
Веб-квест (webquest) в педагогике - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернета [8, с. 134].
Веб-квесты, организованные средствами Веб-технологий в среде WWW, по своей организации очень сложные. Они направлены на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления. Преподаватель должен обладать высоким уровнем предметной, методической и информационно-коммуникационной компетентности.
Таким образом, веб-квест сочетает в себе идеи проектного метода и игровых технологий в среде WWW средствами веб-технологий.
Впервые термин «веб-квест» (webquest) был предложен в 1995 году Бер-ни Доджем, профессором Университета Сан-Диего (США). Автор разработал инновационные приложения Интернета с целью интеграции в учебный процесс для различных предметов и уровней обучения.
Рассмотрим структуру веб-квеста «Безопасный интернет» которая, по мнению Е.С. Полат, должна быть такой:
- вступление (формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или осмотр устного квеста);
- центральная задача (задачи, вопросы, на которые учащиеся должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования, какой итоговый результат должен быть достигнут);
- список информационных ресурсов, которые можно использовать во время исследований, в том числе ресурсы Интернет;
- описание основных этапов работы, руководство к действию;
- заключение (итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы).
На первом этапе проведена подготовительная работа, ознакомление учащихся с темой, сформулирована основная проблема.
Задачи Веб-квеста представлены отдельными блоками вопросов и перечнями адресов в Интернете, по которым можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы после обработки материалов сайта ученик понимал принципы для отбора материала, выделял основную из всей информации, которую он находит. Эта стадия веб-квеста имеет наибольший развивающий потенциал при поиске ответов на поставленные вопросы совершенствуется критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Видимое управление процессом со стороны преподавателя может производиться путем предоставления списка вопросов, распространения примеров, схем.
Следующим является этап оформления результатов, в рамках которого происходит осмысление проведенного исследования. Работа предусматривает отбор значимой информации и представление ее в виде слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. Обсуждение результатов работы над веб-квестами проводится в виде конференции, чтобы ученики имели возможность продемонстрировать собственный практический вклад. Результаты веб-квеста для отчета могут иметь разнообразные формы: база данных; диалог, история или пример для изучения; онлайн документ. На этом этапе развиваются такие качества личности как ответственность за выполненную работу, самокритика, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.
Практикуется размещение результатов работы над веб-квестом в сети Интернет на специализированных сайтах, таким образом достигаются три цели:
- ученики понимают, что задача является материальной и высокотехнологичной;
- они получают аудиторию, заинтересованную в результатах их работы;
- у них появляется возможность обратной связи - связи с аудиторией.
Завершающим этапом является оценка, однако обязательным для Веб-
квеста является предварительное (до начала работы) объявления его принципов. Критерии оценки бывают разными (по времени презентации, оригинальности, новаторству и прочее). В оценке суммируется опыт, который был получен учеником при выполнении самостоятельной работы с помощью технологии веб-квест. В задачах по некоторым темам логично включение в заключительную часть риторических вопросов, которые стимулируют активность поисковой работы.
Обучение с веб-квестами является активным, самостоятельным, конструктивным, ситуативным, автономным, социальным процессом. Автономное обучение способствует тому, что учащиеся усваивают технологии и стратегии обучения, самостоятельно подходят к решению проблем, а также переносят приобретенные знания и умения на другие сферы деятельности. Автономное обучение является основой осознанного самостоятельного непрерывного обучения и формирует гибкую реакцию на возможные профессиональные изменения.
Определим этапы работы над веб-квестом и представим результат в виде таблицы.
Таблица 1
Этапы работы над веб-квестом Содержание работы
Начальный этап (командный) Ученики знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Поскольку цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - создания сайта.
Задания 1. поиск информации по конкретной теме; 2. разработка структуры сайта; 3. создание материалов для сайта; 4. доработка материалов для сайта.
Заключительный этап Команда работает сообща, под руководством преподавателя, каждый участник чувствует свою ответственность за опубликованные в Интернете результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задачи, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Веб-квесты могут быть и урочные, т.е. содержать программный материал.
Определим подходы к внедрению проектных технологий в профессиональную подготовку будущих квалифицированных рабочих:
- проектная технология обучения используется на уроке;
- работа над проектом объединяет урочную и внеурочную деятельность учащихся.
Применяя проектную технологию обучения на уроке, преподаватели специальных дисциплин имеют возможность оптимизировать процесс изучения учебного материала. В этом случае педагогом избирается отдельная тема или раздел, на материале которых можно развернуть проектную работу. Ученики мотивируются к работе над проектом, актуализируется выбранная тема. Работа над проектом продолжается 3-4 занятия, на которых преподаватель выступает в роли координатора, консультанта. При таком подходе в
процессе моделирования учебного занятия сочетаются структурные компоненты урока (или системы урочных занятий) с этапами работы над проектом.
Выводы. Итак, проектная деятельность, организованная с использованием средств интерактивного обучения в профессионально-технических учебных заведениях является одним из основных способов формирования профессиональных знаний и умений будущих квалифицированных рабочих. Выполнение проектов, работа в квестах способствуют формированию умений высокого уровня: анализа, синтеза, обобщения. В процессе работы над проектами будущие квалифицированные рабочие обрабатывают значительные объемы информации, анализируют ее, создают программные приложения на основе проведенного обобщения полученных знаний.
Список литературы:
1. Ильяшева Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности: автореф. дисс. .. .канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. - 23 с.
2. Копылова В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. -22 с.
3. Левин Л. Новые пути школьной работы. Метод проектов. - М., 1925. -С. 45-51.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. -№ 1. - С. 39-46.
5. Полат Е. Что такое проект: Типология проектов / Е. Полат // Вщкритий урок. Розробки, технологи, досввд. - 2004. - № 5-6. - С. 10-17.
6. Рыбина О. Проектная деятельность // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2004. - № 1. - С. 46-49.
7. Соловьева И.Ю. Методические основы создания курса «Страноведение Британии» с использованием метода проектов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 23 с.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. - Питер, 2001. - 544 с.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
© Назарова М.М.*
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г. Казань
В данной статье рассматриваются основные особенности использования информационно-коммуникационных технологий при обучении
* Магистрант кафедры Теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств.