УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО
ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Г.Р. Еремеева, Д.Ф. Хакимзянова
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития навыков говорения при изучении английского языка. Раскрыта необходимость использования конструктивистского подхода для развития данного навыка. Показаны эффективные методы и приемы технологии развития критического мышления на занятиях английского языка и важность диалогического обучения. В статье указаны личностные характеристики, формирующиеся при развитии навыков говорения.
Ключевые слова: английский язык, говорение, конструктивистский подход, навык, критическое мышление, студент, обучение.
THE USE THE CONSTRUCTIVIST APPROACH FOR DEVELOPING
SPEAKING SKILLS OF THE ENGLISH LANGUAGE
G. Eremeeva, D. Khakimzyanova
Abstract. This article discusses the development of speaking skills in the process of the English language learning. The necessity to use the constructivist approach to develop these skills is revealed. Effective methods and techniques for developing critical thinking in English classes and the importance of dialogic learning are presented. The article shows personal characteristics that are formed when developing speaking skills.
Keywords: language, English, speaking, constructivist approach, skills, critical thinking, student, learning.
Одним из ключевых навыков при изучении английского языка является говорение (speaking). Формирование данного навыка характеризуется креативным мышлением, мотивацией, способностью к обучению, выбором решений и действий, общественным лидерством, решительностью.
Для развития навыка говорения на английском языке у студентов нами используется конструктивистский подход в обучении. Преподавателю необходимо установить навыки говорения, выявить потенциальные достижения в развитии умения применять данные навыки. Важным является определение зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому [2, с.391]. Для этого студентам предоставляются задания, по которым определяется уровень их развития: актуальный уровень (студенты способны выполнить предложенные задания на английском языке самостоятельно) или уровень возможного развития (студенты способны выполнить предложенные задания на английском языке лишь при помощи преподавателя или в сотрудничестве с более способными сверстниками). Зона ближайшего развития позволяет скорректировать действия
преподавателя по улучшению качества приобретаемых знаний в развитии навыков говорения на английском языке.
Конструктивистский подход выбран потому, что развитие мышления у студентов может происходить за счет сочетания уже имеющихся
знаний с приобретаемыми. Знания приобретаются от преподавателя, сверстников, информационных сайтов и т.д. При использовании данного подхода у студента должно развиться понимание изучаемого материала, должны сформироваться навыки дальнейшего применения полученных знаний.
Студентов при помощи слушания необходимо научить искать доказательства по тому или иному вопросу, принимать самостоятельные решения. Преподаватель должен дать студентам возможность для развития навыков говорения (по таксономии Блума) [4], предоставляя задания высокого порядка. А именно задания на анализ, синтез и оценивание.
При помощи заданий на анализ можно научить обучающихся проверять и классифицировать предоставленную
информацию на составляющие, что поможет делать формулировки выводов, определения доказательств. Так, на занятиях по английскому языку студенты изучают источник (текст) и говорят о точке зрения автора.
Задания на синтез помогут систематизировать информации при помощи соединения различных компонентов в новую информацию или предоставления альтернативного решения. Студентам предоставляются англоязычные тексты или аудио материалы и они делают выводы из нескольких источников. При помощи подобных заданий студенты смогут установить связи между различными процессами, законами,
разработать план действий, набор операций, сделать выводы и т.д.
Важно научить студентов высказывать и аргументировать свое мнение. На это нацелены задания на оценивание. При этом студенты не должны на поставленные вопросы давать односложные ответы «да» или «нет». Это не приводит к развитию навыка говорения. Поэтому вопросы должны составлять таким образом, чтобы студенты могли формулировать выводы, делать обоснования, анализировать,
синтезировать, предполагать, оценивать.
У студентов постоянно должно развиваться критическое мышление. Характеристиками, по которым можно судить о наличии критического мышления у студентов, являются рациональность, суждение, самосознание, непредубежденность, дисциплина. Для этого преподавателю необходимо разрабатывать или использовать готовые задания, в которых используются следующие глаголы: realize..., analyze..., explain., compare..., synthesize., judge., use., argue. .
Остановимся более подробно на некоторых приемах технологии развития критического мышления, которые, на наш взгляд, эффективны для развития навыков говорения при изучении английского языка. Известно, что технология развития критического мышления включает в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексия [3]. На стадии вызова для развития устной речи мы используем прием ассоциации (Associations), который способствует развитию навыков аудирования и говорения. Для организации взаимоопроса или проверки домашнего задания студенты пользуются приёмом «тонких» и «толстых» вопросов (Thin or Thick Questions), причем вопросы могут быть заданы друг другу самими студентами. Перед началом изучения новой темы большим успехом у студентов пользуется приём «верные и неверные утверждения» (True or False Statements). Студентам предлагаются предложения или высказывания, в ходе прочтения которых они определяют верные, на их взгляд, утверждения и стараются обосновать ответы. После изучения темы можно вернуться к этим же утверждениям, для того, чтобы определить, правы ли они были. Данные приемы позволяют мотивировать студентов на изучении учебного материала, осуществить целеполагание, быстро включиться в работу.
На стадии осмысления при проведении практических занятий по английскому языку нами используется метод «Jigsaw». Академическая группа делится на три подгруппы. Преподаватель предоставляет каждой подгруппе
одинаковое задание. Например, прочитать свой текст на английском языке, понять его смысл, пересказать и составить вопросы на понимание содержания текста. После работы с текстом путем простого жребия образуются новые три подгруппы при обязательном условии, что в каждой из них будут участники из каждой предыдущей подгруппы. Затем студенты обмениваются информацией. После обсуждения все расходятся в свои первоначальные подгруппы, делятся приобретенной информацией друг с другом, анализируя ее. Данный метод позволяет студентам помогать друг другу в совместной деятельности, быть внимательными, слушать других.
На стадии рефлексии студенты с интересом составляют синквейны (Cinquain) - пятистишья, в которых они с повышенной мотивацией могут проявить свои творческие способности, заинтересовать и вовлечь в этот процесс остальных студентов. Для студентов с пониженной мотивацией интереснее и легче составлять предложения в логической последовательности с опорой на текст. Не менее интересным приемом является составление мини-проектов по пройденному материалу (Mini Projects). Особенно хорошо они удаются в групповой работе. Все это позволяет систематизировать полученную на занятии по английскому языку информацию, дает возможность выразить своё отношение к изученному материалу.
Таким образом, благодаря разнообразным приемам критического мышления, используемых в процессе изучения английского языка, студенты стараются подходить к решению определенных задач творчески, задумываются над проблемами и находят пути их решения, многие раскрывают свои таланты, о которых и сами раньше не подозревали.
Для развития навыков говорения при изучении английского языка мы также используем такие формы работы как диалог, исследовательская беседа, диспут. Подобные формы стали эффективным способом мотивации в развитии студентов. Они смогли развить способность понимать, контролировать и отслеживать свои результаты, свой опыт обучения через процессы метапознания. В результате деятельности, интеллектуальных процессов осуществляется контроль за собственным мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями. У студентов развивается саморегуляция. Преподаватель в процессе обучения должен помочь обучающимся понять, как проходит обучение, осознать необходимость применения тех или иных методов для
самообучения на протяжении всей жизни. Необходимо предоставлять задания, в которых приходится размышлять. Обучающийся должен понять необходимость высокой компетентности в области информационно-коммуникационных технологий, грамотного владения речью, владения пространственным мышлением. Необходимо проводить исследования и осознавать собственные способности, оптимально их используя. Успешность всего вышеперечисленного зависит от степени понимания обучающихся как учиться. Именно когнитивные процессы должны способствовать этому. Данные процессы осуществимы благодаря метакогнитивными стратегиями (по Флэвеллу (J. Flavell) [6]) и метакогнитивным навыкам (по Брауну (A. Brown) [5]). И все это приводит к появлению у обучающихся метапознания.
Как правильно отмечено в работе Р.Р. Бикбулатова, «если от преподавателя будет идти сильный вызов, а обучающийся со слабыми навыками, то у обучающегося будет страх невыполнения заданий, переживание за то, что он не справится с поставленной перед ним задачей; если от преподавателя будет идти слабый вызов, а обучающийся с сильными навыками, то у обучающегося наступает скука, ему неинтересно находиться на занятиях; если от преподавателя будет идти слабый вызов, а обучающийся со
Литература:
слабыми навыками, то у обучающегося наступает апатия. Для того, чтобы происходило планирование деятельности и имелся успешный результат от обучающихся должен идти сильный навык, а от преподавателя сильный вызов. В этом случае обучающийся будет мотивирован, иметь стремление к получению новых знаний, достигать успеха» [1, с.52].
Используемый нами конструктивистский подход позволяет сформировать и развить:
- практические знания и навыки говорения;
- критическое мышление при изучении английского языка;
- умение справляться с новыми информационно-коммуникационными технологиями;
- уверенность при изложении информации и общении на английском языке;
- навык приобретения новых знаний и применения их на практике;
- самостоятельность при обучении;
- сотрудничество при работе в команде;
- конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Данные сформированные характеристики способствуют использованию приобретаемых знаний в течение всей жизни, что обеспечивает непрерывное образование.
1. Бикбулатов Р.Р., Иванов В.Г., Еремеева Г.Р. Реализация конструктивистского подхода в развитии одаренности обучающихся / Р.Р. Бикбулатов, В.Г. Иванов, Г.Р. Еремеева // «Казанский педагогический журнал». Научный психо лого-педагогический журнал. - Казань. - 2016. - № 2(115). - Ч. 1. - С. 50-53.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
3. Ершова Т.Н. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]
/ Т.Н. Ершова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522G7G/
4. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования / Л.М. Фридман // Завуч. - 2000. - № 8. - С. 77.
5. Фридман М.Ф. Подготовка педагогических работников в условиях модернизации профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Фридман Михаил Феликсович. -Москва. - 2012. - 201 с.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высших уч. заведений / А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия»,
2008. - 256 с.
Сведения об авторе:
Еремеева Гузель Ринатовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий Казанского (Приволжского) Федерального Университета, е-mail: gizeliksanova@rambler.ru
Хакимзянова Диана Фаридовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий Казанского (Приволжского) Федерального Университета
Data about the author:
G. Eremeeva (Kazan, Russia), Candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of Foreign Languages for Physics, Mathematics and Information Technologies, Kazan (Volga Region) Federal University, е-mail: gizeliksanova@rambler.ru
D. Khakimzyanova (Kazan, Russia), Candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of Foreign Languages for Physics, Mathematics and Information Technologies, Kazan (Volga Region) Federal University