Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплин направлений "Экономика" и "финансы и кредит"'

Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплин направлений "Экономика" и "финансы и кредит" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Татьяна Петровна

В статье обоснована необходимость широкого использования информационных технологий в преподавании экономических дисциплин по направлениям «Экономика» и «Финансы и кредит». Раскрыта роль образования в общественном развитии, его позитивное влияние на адаптацию людей к современным условиям жизни, определено значение информации для человеческой деятельности. Освещены возможности использования информационных компьютерных технологий в образовании, преимущества и недостатки их широкого внедрения в учебный процесс. Рассмотрены особенности электронного образования и его правового регулирования, оценен вклад Министерства образования и науки РФ в реализацию государственной политики в области образования. Уделено внимание организации образования в РФ в рамках Болонского процесса для формирования у студентов необходимых компетенций. Отмечено большое значение для получения актуальной экономической информации, используемой в учебном процессе, таких электронных ресурсов как официальные сайты органов государственной власти и Банка России. На основании изучения проблемы использования информационных технологий в преподавании экономических дисциплин сделан вывод о необходимости их дальнейшего развития и применения в образовании для повышения роли России в системе единого образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING OF DISCIPLINES OF "ECONOMICS" AND "FINANCE AND CREDIT"

The article substantiates the need for extensive use of information technology in teaching economic disciplines in the directions «Economics» and «Finance and credit». Reveals the role of education in social development, its positive impact on the adaptation of people to the modern conditions of life, determined the value of information for human activities. Possibilities of using information computer technology in education, advantages and disadvantages of their widespread introduction in the educational process are lit. The peculiarities of e-learning and its legal regulation are considered, the contribution of the Ministry of education and science of the Russian Federation in implementation of state policy in the field of education is estimated. The attention is paid to the organization of education in Russia in the framework of the Bologna process for the formation of students the necessary competencies. Its importance for current economic information used in the educational process, such electronic resources as the official sites of public authorities and Bank of Russia. Based on the study of the problems of using information technology in teaching economic disciplines, the conclusion about the necessity of their further development and application in education to enhance the role of Russia in the unified educational space.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплин направлений "Экономика" и "финансы и кредит"»

5.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЙ «ЭКОНОМИКА» И «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Николаева Татьяна Петровна, канд. экон. наук, доцент. Доцент кафедры «Финансы и цены». Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

ntp1950@yandex.ru

Аннотация: В статье обоснована необходимость широкого использования информационных технологий в преподавании экономических дисциплин по направлениям «Экономика» и «Финансы и кредит».

Раскрыта роль образования в общественном развитии, его позитивное влияние на адаптацию людей к современным условиям жизни, определено значение информации для человеческой деятельности. Освещены возможности использования информационных компьютерных технологий в образовании, преимущества и недостатки их широкого внедрения в учебный процесс. Рассмотрены особенности электронного образования и его правового регулирования, оценен вклад Министерства образования и науки РФ в реализацию государственной политики в области образования.

Уделено внимание организации образования в РФ в рамках Болонского процесса для формирования у студентов необходимых компетенций. Отмечено большое значение для получения актуальной экономической информации, используемой в учебном процессе, таких электронных ресурсов как официальные сайты органов государственной власти и Банка России.

На основании изучения проблемы использования информационных технологий в преподавании экономических дисциплин сделан вывод о необходимости их дальнейшего развития и применения в образовании для повышения роли России в системе единого образовательного пространства. Ключевые слова: знания, открытое образование, экономические дисциплины, образовательные стандарты, Болонский процесс, информационные компьютерные технологии, электронное образование.

THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING OF DISCIPLINES OF «ECONOMICS» AND «FINANCE AND CREDIT»

Nikolaeva Tatiana P., PhD, associate Professor. Associate Professor of Department «Finance and prices»

Work place: Russian economic University named after. G. V. Plekhanov

ntp1950@yandex.ru

Annotation: the article substantiates the need for extensive use of information technology in teaching economic disciplines in the directions «Economics» and «Finance and credit». Reveals the role of education in social development, its positive impact on the adaptation of people to the modern conditions of life, determined the value of information for human activities. Possibilities of using information computer technology in education, advantages and disadvantages of their widespread introduction in the educational process are lit. The peculiarities of e-learning and its legal regulation are considered, the contribution of the Ministry of education and science of the Russian Federation in implementation of state policy in the field of education is estimated. The attention is paid to the organization of education in Russia in the framework of the Bologna process for the formation of students the necessary competencies. Its importance for current economic information used in the educational process, such electronic resources as the official sites of public authorities and Bank of Russia. Based on the study of the problems of using information technology in teaching economic disciplines, the conclusion about the necessity of their further development and application in education to enhance the role of Russia in the unified educational space. Keywords: knowledge, open education, economic disciplines, educational standards, Bologna process, computer information technology, electronic education.

1. ВВЕДЕНИЕ

Образование как специфическая деятельность людей, направленная на получение, усвоение и передачу совокупности знаний, путем специального обучения формирует человека как личность и гражданина, позволяет идентифицировать его в социальном пространстве. Уровень образования обусловлен требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Образования, является важным условием адаптации людей к решению широкого спектра задач, формированию их способностей к анализу и синтезу.

В современных условиях, обеспечение высокого уровня общего и специального образования, его совершенствование неразрывно связаны с новыми информационными технологиями.

Информационные технологии начали активно развиваться в ХХ веке, тем самым создали условия для появления новой информации, ее распространения и ведения всех видов человеческой деятельности. Информация стала важным фактором производства и социально-экономического развития общества. Ее хранение и передача раньше осуществлялась в печатной (рукописной) форме, но с развитием информационных технологий стала преобладать электронная форма.

Растет доля телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в структуре экспорта и импорта России. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в I квартале 2016 года по сравнению с I кварталом 2015 г. она увеличилась в экспорте с 7,6% до 8% и в импорте с 6,7% до 7,8%1.

Право граждан на образование регулируется национальными и международными нормативными актами, такими как Европейская конвенция о защите прав человека и основных

1 Социально-экономическое положение России / Федеральная служба государственной статистики. М.: Январь-июнь 2016.

Николаева Т. П.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЙ «ЭКОНОМИКА» И «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятых ООН в 1966 г. и др.

2. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА К ЭЛЕКТРОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Появление и распространение информационных компьютерных технологий (ИКТ) открыло широкие возможности их использования в области образования как средства общения и воспитания. Они способствуют повышению мотивации к обучению, стимулируют познавательный интерес учащихся и повышение эффективности самостоятельной работы.

Очевидно, что в современных условиях «классическое» образование не способно обеспечить высокий уровень подготовки студентов и преподавательского состава, поэтому разработка новой концепции образования стала проблемой первостепенной важности. В последнее время образование рассматривается как социально значимая услуга, которая включает образовательные блага определенного качества и ассортимента, а также усилия сторон по их последовательному освоению в фиксированные сроки, в определенном месте (в том числе и в виртуальной среде). [11, с. 25-26]. Кроме того, недостаточное финансирование образования, отток квалифицированных кадров, быстрое устаревание знаний, территориальная отдаленность преподавателей и обучающихся, стремление людей получить образование в лучших учебных заведениях и снизить расходы на него обусловили появление новой концепции образования.

Развитие электронного (дистанционного) образования (E-learning)2, основанного на информационных и телекоммуникационных технологиях, стало объективной необходимостью, продиктованной требованиями развития Smart общества через Smart образование. Эта новая концепция воплощена в ряде принятых большой «восьмеркой» документах3.

Цель электронного (дистанционного) обучения - предоставить человеку возможность получить знания, умения, в том числе и профессиональные, на таком уровне, чтобы он мог самостоятельно и творчески совершенствоваться на протяжении всей жизни. Для этого наполнение индивидуального информационного пространства должно быть гибким, продолжительным и постоянным. Принципы дистанционного обучения состоят в предоставлении определенных свобод индивиду в его образовательной деятельности - выбора информации, места и времени обучения, качества усвоения. Технологической поддержкой выступают информационно-коммуникационные технологии, в частности, Интернет. [1, с. 105]. Преподаватели и обучающиеся взаимодействуют между собой на расстоянии, при этом используются все компоненты присущие учебному процессу (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Средой передачи информации является почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети.

Именно в странах, добившихся значительных экономических и социальных успехов, одним из ключевых направлений развития является электронное образование, внедрение и развитие которого контролируется государством. Очевидно, что высокий уровень и качество образования дают преимущества в конкурентной борьбе в разных сферах деятельности. Образование является ведущим фактором экономического роста и

2 Электронное обучение в переводе с английского означает систему обучения при помощи информационных и электронных технологий.

3 Кельнская хартия, декларация «Образование в изменяющемся обществе», программа «Образование для всех» и др.

геополитической стабильности. В ряде крупных учебных заведений как зарубежных, так и отечественных, виртуальное образование, будучи идеологическим наследником, заочного обучения, входит в повседневную практику.

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РФ был принят новый федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым регулируется реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В соответствии с законом под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Приоритетные направления государственной политики в области образования определены также Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. Цель программы - создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

В государственной образовательной политике большинства стран с рыночно ориентированной экономикой практика использования рыночных механизмов (разнообразие организационно правовых форм образовательных организаций, поощрение рыночной активности вузов, стимулирование экспорта образования, поддержание конкурентной среды в области аудита гарантий качества образования и др.) является очевидной. Государство при этом остается самой заинтересованной стороной в формировании и развитии конкурентоспособной национальной системы образования. [11, с. 24].

В последние годы высшее образование в России развивается в рамках Болонского процесса, поскольку современный мир имеет тенденцию к глобализации и интеграции в данной сфере. Основой завершения процесса обучения является формирование у студентов необходимых компетенций. Компетенция формулируется как способность и готовность отдельной личности к определенному виду деятельности на основе имеющихся знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Компетентностная модель выпускника вуза включает как общекультурные компетенции, отражающие возможности в познании и применении своих способностей по общим вопросам его деятельности, так и профессиональные, отражающие его качества как работника в определенной сфере профессиональной деятельности. Компетентностный подход в рамках Болонского процесса позволяет выработать единые принципы оценки результатов образования и используется для сопоставления образовательных систем разных стран. [2, с. 26, 33].

Согласно Болонскому процессу система высшего профессионального образования в России включает квалификационные уровни: бакалавриат; специалитет, магистратуру; подготовку научно-педагогических кадров и повышение квалификации, аспирантуру и докторантуру.

Министерством образования и науки РФ утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по различным направлениям подготовки обучающихся. В них указывается, что каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, которая должна предоставлять возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин4.

4. РОЛЬ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Опыт преподавательской деятельности автора и осознание ответственности за результаты своего труда подтверждают, что в современных условиях подготовка студентов по направлениям «Экономика» и «Финансы и кредит» немыслима без использования информационных технологий.

Современным студентам важно получать не просто знания, но и развивать свои способности. Потребности студентов к саморазвитию, развитию рефлексивных способностей взяты за основу построения Smart образования. В эпоху информатизации важен не сам объем информации, а способность ее систематизации и осмысления, поэтому обучение должно основываться не на «зубрежке» информации, а на способности логично мыслить. [10, с. 127, 130, 131].

Профессиональная деятельность выпускников требует широкого кругозора, культуры мышления, компетентности. Несомненно, что этим требованиям могут соответствовать только люди, использующие в своей деятельности современные информационные технологии, постоянно отслеживающие оперативную информацию, поток которой все увеличивается, умело создающие и использующие информационные ресурсы5.

Использование российскими вузами e-Learninq в системе дистанционного образования (СДО) дает положительные результаты. По прогнозам специалистов e-Learninq станет неотъемлемой частью процесса обучения, передачи знаний и управления ими. Как известно, e-Learninq представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих хранение и передачу данных, способствующих оформлению учебных материалов в соответствии с требованиями и организацию системы тестирования. Необходимые для глубокого изучения экономических дисциплин материалы в электронной

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 747 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»).

5 Под информационными ресурсами понимается вся совокупность

знаний, подготовленных специалистами и зафиксированных на информационных носителях.

форме размещены в соответствующей среде (СДО «Прометей», СДО «Виртуальный кампус» и др.), и каждый студент имеет к ним доступ. Комплекс учебно-методических материалов включает: программу курса, руководство по его изучению, учебное пособие, практикум и др.

Преимуществами обучения с использованием информационных технологий являются:

- доступность преподавателей и студентов;

- возможность работать вне зависимости от места и времени, своевременно не зависимо от расписания занятий, послать необходимое сообщение;

- возможность контролировать работу студентов и их успеваемость;

- возможность применять такие формы обучения, как аудио или видео-лекции, презентации и пр.

Применение в образовательном процессе новых компьютерных технологий вызывает и ряд проблем. Во-первых, это необходимость адаптации учебных материалов для использования в режиме онлайн, что требует значительных затрат времени и сил. Во-вторых, отсутствие для удаленных студентов возможности «живого» общения с преподавателем. В-третьих, большие расходы по приобретению и эксплуатации необходимого и дорогостоящего оборудования. Кроме того, возникла необходимость соответствующего обучения сотрудников и студентов и др.

Несомненно, работа в СДО приносит удовлетворение, и, как считают пользователи, им нет альтернативы. Студенты благосклонно воспринимают преподавателя, владеющего современными информационными компьютерными технологиями. Установление во всех аудиториях образовательного учреждения компьютеров, подключенных к Интернету, и проекторов способствует использованию в учебном процессе большего количества источников информации, что позволяет иллюстрировать важные положения курсов статистическими данными, нормативными документами и другими материалами.

Преподавание экономических дисциплин требует высокого уровня подготовки профессорско-преподавательского состава, понимания миссии своего образовательного учреждения, использования в учебном процессе инновационных технологий, обеспечения соответствия учебных курсов установленным Государственным общеобразовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к подготовке инициативных, творчески мыслящих работников для деятельности в финансово-кредитной сфере.

Разработка и преподавание таких информационно насыщенных дисциплин как «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики» и др. нуждаются в освоении большого количества источников информации, которые порой составляют сотни страниц. Такой объем информации легко и удобно помещается на современных информационных носителях.

Предметом изучения этих курсов являются теоретические и практические особенности построения и функционирования денежной, финансовой и кредитной систем РФ, а целью -формирование у студентов знаний теоретических основ и практических навыков в области организации финансовых и денежно-кредитных отношений, складывающихся в рыночной экономике.

Интернет дает возможность заходить на официальные сайты Президента России и Правительства РФ. Большой интерес вызывают сайты Банка России, Министерства Финансов, Феде-

Николаева Т. П.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЙ «ЭКОНОМИКА» И «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

ральной службы государственной статистики и др. На этих сайтах размещена достоверная, актуальная и достаточно полная информация, необходимая для проведения учебных занятий со студентами по экономическим дисциплинам. Доступ к источникам информации о денежно-кредитной политике, состоянии финансовых рынков и банковского сектора, о налоговой и бюджетной политике осуществляется по мере необходимости в режиме опПпе.

Качество учебного материала играет важную роль в образовательном процессе. Написание учебников и учебных пособий требует использования теоретических и практических материалов, источниками которых выступают учебники других авторов, научные публикации, нормативные акты, статистические данные. Большой популярностью у студентов и преподавателей вузов в последние годы пользуются электронные учебники, используемые в системе дистанционного образования в ВУЗах.

Теории и практике организации дистанционного образования в России посвящены научные конференции, выступления, статьи и др. публикации. Так, доценты кафедры Банковского дела ФГБОУ ВО Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Т.Г. Бондаренко и Е.А. Исаева в сборнике статей Международной научно-практической конференции, посвященной новым информационным технологиям в науке, поделились своим опытом создания электронного учебника по курсу «Деньги. Кредит. Банки». Эта публикация интересна тем, что авторы раскрыли особенности создания электронного учебника, описали этапы его разработки с использованием редактора CourseLab6. [1, с.105-109].

Следует также отметить публикацию Ю.Б. Рубина и Э.Ю. Соболевой, «Оценка качества применения ИКТ в образовании: мировой опыт и российские реалии», опубликованную в № 1 журнала «Открытое образование» 2015 г. Она посвящена оценке качества применения ИКТ в образовании. Авторы рассмотрели мировой опыт и российские реалии формирования качественной системы электронного обучения в России. Они отметили, что оно должно быть обеспечено разработкой и правильным применением моделей и показателей независимого внешнего аудита и созданием механизмов гарантии качества электронного образования. [12, с. 12-18].

Во многих вузах создаются отдельные структурные подразделения - отделы (факультеты) дистанционного обучения, устанавливаются их цели, задачи, виды работ, права и ответственность. В своей работе они руководствуются действующим законодательством и уставом учебного заведения, взаимодействуют со всеми его подразделениями. Их деятельность дает возможность студентам самостоятельно и успешно освоить выбранные образовательные программы, с целью получения качественного профессионального образования.

Например, в РЭУ им. Г.В. Плеханова в 1998 г. создан Факультет дистанционного обучения. Его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов. Основываясь на вековых традициях Университета и современных информационных технологиях, он готовит бакалавров и магистров, отвечающих потребностям рынка, поэтому идет непрерывный процесс совершенствования старых и создание новых про-

6 CourseLab® - это средство для создания интерактивных учебных материалов (электронных курсов), предназначенных для использования в сети Интернет, в системах дистанционного обучения, на компакт-диске или любом другом носителе.

грамм. Университет располагает необходимой учебно-методической базой и материально-техническими средствами.

В образовательном процессе используются как традиционные (печатные), так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций. Обучение проводится с использованием информационных технологий, что предполагает:

- наличие учебно-методических материалов, размещенных на сайте ФДО;

- работу с интерактивными компьютерными учебниками;

- online тестирование;

- общение с преподавателем посредством электронной почты.

РЭУ им. Г.В. Плеханова стал первым российским вузом, получившим «4 звезды» в международном рейтинге QS Stars University Ratings и «5 звезд» в категории «дистанционное/онлайн обучение». Он является членом Европейской сети электронного и дистанционного обучения (EDEN).

Выпускники факультета дистанционного обучения востребованы на рынке труда, многие из них сделали блестящую профессиональную карьеру, занимают ведущие позиции на государственной службе и в бизнесе7. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании исторического прошлого, зарубежного опыта и современных тенденций можно смело утверждать, что информационные технологии прочно вошли в жизнь и игнорировать их бессмысленно. В России создана модель информационно-инновационных технологий вузовского образования. Широкое использование в нем информационных технологий обусловливает необходимость теоретического и правового осмысления данного явления, согласования действий всех заинтересованных сторон на основе стандартов содержания, технологий и организации обучения.

Технический прогресс формирует новую образовательную культуру, философию, политику и правовое обеспечение. От того насколько глубоко это осознает образовательное сообщество зависит место и роль России в системе единого образовательного пространства.

Список литературы:

1. Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Использование принципов дистанционного образования при подготовке учебно-методических материалов по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»: разработка электронного курса. / Новые информационные технологии в науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции (1 ноября 2015 г., г. Уфа). / в 2 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 105-109.

2. Введение в профессию финансиста : учебное пособие / под ред. проф. В. А. Слепова. - Москва : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. -136 с.

3. Деньги, кредит, банки [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.П. Николаева. - М.: ФЛИНТА, 2015.

4. Николаева Т.П. Организация финансовых отношений в экономике. // Экономика, статистика и информатика. - М.: Вестник УМО. 2013. №

4. С. 97-101.

5. Николаева Т.П. Роль финансов в экономике // В сборнике: «Инновации и российская экономика в контексте глобальных экономических процессов». Материалы II научно-практической конференции. -М.: МЭСИ, 2012. С. 204-208.

6. Николаева Т.П. Финансы и кредит. Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. Цент ЕАОИ, 2011. - 388 с.

7. Николаева Т.П. Финансы предприятий. Учебно-методический комплекс. - М.: МЭСИ, 2014. - 289 с.

7 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова: http://www.rea.ru/ru/org/faculties/Pages/distfak.aspx

8. Николаева Т.П. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ, 2015. - 407 с.

9. Николаева, Т.Е., Степанова, Д.И. Вопросы оценки и регулирования предпринимательской деятельности торговых посредников // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 3. - С. 45-49.

10. Россия на пути к Smart обществу: монография / под ред. проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. - М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий». 2012. - 280 с.

11. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 1) / Высшее образование в России, № 3, 2011. - С. 23-39.

12. Рубин Ю.Б, Соболева Э.Ю. Оценка качества применения ИКТ в образовании: мировой опыт и российские реалии. / Открытое образование, № 1, 2015. - С. 12-18.

13. Степанова Д.И., Николаева Т.Е. Проблемы и эффективность применения регулируемых цен в России // Экономика и предпринима-тел ьство. 2016. № 7 (72). - С. 909-913.

14. Степанова Д.И., Николаева Т.Е., Иволгина Н.В. Особенности организации и направления развития криптовалютных платежных систем. // Финансы и кредит. 2016. № 10 (682). - С. 33-45.

15. Чибисова Е.И., Чибисов О.В. Правовое регулирование взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования // Транспортное дело России. Выпуск № 3 / 2014. - С. 105-108.

РЕЦЕНЗИЯ

Отзыв научного консультанта на статью Николаевой Т.П. «Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплин направлениям «Экономика» и «Финансы и кредит» Настоящая публикация посвящена актуальной проблеме повышения качества преподавания дисциплин направлений «Экономика» и «Финансы и кредит» путем широкого использования в процессе обучения информационных компьютерных технологий.

Автор, являясь преподавателем высшей школы с большим стажем работы и значительным числом научных публикаций, обосновала необходимость совершенствования образовательной деятельности в России, адаптации ее к современным реалиям. Она определила роль компьютерных технологий в преподавании таких дисциплин как «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики» и др. в подготовке инициативных, творчески мыслящих работников финансово-кредитной сферы, обладающих разносторонними знаниями, высоким уровнем компетентности и профессионализма в своей области.

В статье освещены теоретические и практические аспекты организации образовательной деятельности в России на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова, отмечена роль университета в использовании информационных технологий в преподаваний экономических дисциплин.

Содержание и оформление статьи соответствует предъявляемым требованиям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный консультант д-р экон. наук, проф. Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Ягодкина И. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.