УДК 796.6
СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАМГИФК
Кандидат педагогических наук, доцент Болгов В.Н.
Камская государственная инженерно-экономическая академия,
г. Набережные Челны
ELECTRONIC EDUCATION DEVELOPMENT AT KAMA STATE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE,
V.N. Bolgov, Ph.D., Associate professor Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, образовательная система, смешанная модель обучения, система дистанционного обучения, система тестирования, средства информационных технологий, электронная почта, электронная конференция, интернет
Аннотация. В статье рассматривается и описывается процесс внедрения смешанной модели обучения в Камском государственном институте физической культуры (КамГИФК) с применением системы дистанционного обучения (СДО). Также, оценивается важность использования информационных технологий в современной системе образования. Рассматриваются дидактические характеристики некоторых средств, которые находят применение в дистанционном обучении, таких, как электронная почта, электронная конференция, интернет. В заключении предлагаются этапы организации проведения учебного процесса с использованием СДО «Прометей» в КамГИФК.
Key words: information, informational technology, educational system, mixed teaching model, distance education system, testing system, informational technologies, e-mail, electronic conference, internet
Summary: This article tells and describes the involving mixed educational model process at Kama State Institute Of Physical Culture, with distance education usage. There is also shown the value of informational technologies usage at nowadays system. There are also didactic characteristics in the modern system of education. The didactic characteristics of some devices at distance education as e-mail, electronic conference of teaching process, internet. At the end of the article author offers the steps of educational process with SDO "Prometey " usage at Kama State Institute Of Physical Culture.
В процессе информатизации общества одно из центральных мест занимает информатизация образования. Однако, использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической - и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. То есть, развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы.
В учебной работе КамГИФК внедряет новую модель обучения - смешанную. Ее суть заключается в том, что электронные образовательные технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО) института, в которой находится весь учебный материал, встроена система тестирования и система общения. Появляется возможность «учебы на расстоянии». Стратегический план информатизации образовательного процесса в КамГИФК основан на внедрении новых компьютерных технологий и ориентирован на оптимальное управление этим процессом во всех его направлениях. Какие методы и средства относятся к информационным образовательным технологиям? Прежде всего, дадим определение термина «информационные технологии». Информационные технологии - это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами (М.И. Жолдак).
Важность использования информационных и коммуникационных технологий в образовании обусловлено двумя обстоятельствами:
1. Современный рынок труда требует умений в использовании средств информационных и коммуникационных технологий, знания основ информационной и коммуникационной культуры. Эти навыки и умения формируются при полноценной интеграции этих средств в образовательный процесс.
2. Особенность большинства новых технологий, призванных решать задачи современного образования, базируются на персональных компьютерах (ПК) и Интернете. При этом и ПК и Интернет уверенно вошли в систему дидактических средств и стали эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения.
Таким образом, на первый план выходят педагогические цели использования средств информационных и коммуникационных технологий:
• интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса;
• многоаспектное развитие обучаемого;
• подготовка выпускников к жизни в условиях информационного общества;
• реализация социального заказа, обусловленного процессами информатизации современного общества (А. А. Андреев).
Что представляют собой средства информационных и коммуникационных технологий? Традиционно, под ними понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке и передачи информации. Средства информационных и коммуникационных технологий по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют решать значительно более сложные задачи педагогики.
Слушателям для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий необходимо знать общие принципы функционирования этих средств.
Рассмотрим дидактические характеристики некоторых средств, которые находят применение в дистанционном обучении (ДО), особенно при использовании компьютерных сетей.
Электронная почта. Электронная почта относится к средствам дистанционного доступа. Она позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Для реализации режима электронной почты рабочее место пользователей должно быть оснащено аппаратно-программными средствами: компьютером, принтером, модемом, монитором, клавиатурой, манипулятором мышь соответствующим программным обеспечением.
Следует обратить внимание на то, что время доставки сообщения состоит из времени, которое требуется для пересылки и времени, через которое получатель обратится к своему «почтовому ящику», прочтет или распечатает пришедшее сообщение. Это позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для себя времени. Дидактические свойства этого средства можно отразить в следующих возможностях:
• передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее хранящихся в памяти в виде файлов или компьютерных программ;
• хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере,
• демонстрация текстов и графики на экране дисплея;
• подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;
• применение и пересылка компьютерных обучающих программ.
С помощью электронной почты можно дидактически организовать. «виртуальные учебные классы». используя режим «список рассылки», при котором установленное на сервере программное обеспечение дает возможность совместного общения групп пользователей. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается всем участникам. Основным участником обсуждения, при этом, является преподаватель.
Студенты могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом. Возможно применение электронной почты при проведении семинара по схеме: «семинар — взаимообучение», «семинар — дискуссия», а также электронной лекции, когда обучающимся пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т. п., а затем проводятся консультации по электронной почте.
Электронная конференция. Электронная конференция или компьютерные конференции позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции», находящимися на различных расстояниях друг от друга. Особенностью режима электронная конференция является то, что сообщение, посланное абонентом, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик.
Видеоконференции могут дать студентам возможность наблюдать за работой тренера в мастер-классах, присутствовать на заседаниях методических советов и т. п.
Телеконференцсвязь. Это средство обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и студентом. При этом происходит одновременная двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов (преподавателей и студентов). При групповых занятиях в большой аудитории имеется
возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иного проекционного устройства. Аппаратно-программное оборудование одного рабочего места включает в себя: компьютер, монитор, принтер, видеокамеру, соответствующее программное оборудование, клавиатуру, манипулятор мышь, модем.
Интернет. Все виды деятельности студентов в Интернете, можно условно разделить на три группы:
1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;
2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;
3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности студентов. Поиск информации:
а) поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• написание рефератов,
• составление аннотированных ссылок,
• рецензия на сайт по теме,
• сбор материала к теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
• консультации экспертов. Общение:
• виртуальные встречи,
• переписка,
• обсуждение,
• ролевые игры. Публикация в сети:
• создание тематических веб-страниц,
• публикация курсовых, дипломных работ, статей,
• создание тематических банков данных,
• создание фотосериалов и других мультимедийных ресурсов.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что применение средств информационных технологий обучения:
• оживляет материал и позволяет студенту "общаться" с ним
• даёт больше интерактивности и стимулирует активное обучение
• наглядно демонстрирует некоторые идеи, которые трудно объяснить на лекциях или просто в тексте
• позволяет заглянуть внутрь изучаемых процессов посредством различных симуляций
• развивает навыки самостоятельного обучения и самоконтроля
• позволяет студентам попробовать невозможные, опасные или дорогие сценарии и ситуации, такие как параллельные миры, радиационное оборудование и проч.
Другим важнейшим этапом в подготовке к внедрению электронного обучения является этап обучения участников образовательного процесса. На этом этапе необходимо обучить администраторов, сотрудников деканатов, преподавателей.
Обучение сотрудников является основой успешного внедрения технологий электронного обучения в образовательный процесс.
Очень важно грамотная разработка программ обучения. Эти программы разрабатываются с учетом необходимости владения всеми сотрудниками вуза общей информацией об электронном обучении, общих принципах функционирования СДО «Прометей», а так же с учетом специфики работы каждой из групп участников процесса обучения слушателей. Актуальным для педагогического состава становится обучение не только навыкам работы в СДО «Прометей» но и владение принципиально новыми педагогическими технологиями и приемами. Именно эти технологии призваны обеспечить высокое качество обучения слушателей посредством технологий электронное обучение. Необходимость обучения ППС определяется тем, что реализация принципов современного образования (открытости, активности обучаемых) при обучении значительных потоков слушателей не возможна без использования современных информационных технологий. Мы предложили 72 часовой курс «Информационные технологии в образовании», который организован с использованием СДО «Прометей», что обеспечит дополнительные знания.
В заключении о организации проведения учебного процесса с использованием СДО «Прометей» в КамГИФК. Предполагается три этапа: подготовительный этап, основной этап (этап обучения), заключительный.
I. Подготовительный этап
1. Кафедры подают в ЦЭО (центр электронного обучения):
1) Список дисциплин, по которым будет проводиться обучение с использованием СДО
2) Список учебных групп по каждой дисциплине
3) ФИО преподавателя по каждой дисциплине
2. Преподаватель подает в ЦЭО в электронном виде:
1) Календарный план
2) Материалы для выкладывания в библиотеку СДО (учебник, учебное пособие, руководство по прохождению дисциплины, практикумы и т.д.)
3) Тесты (для самоподготовки, для итогового тестирования)
3. Работа ЦЭО:
1) Создать в СДО курсы по заявленным дисциплинам
2) Ввести в систему преподавателей с выдачей логинов и паролей
3) Ввести в систему студентов с выдачей логинов и паролей
4) Ввести в систему учебные материалы
5) Ввести в систему тесты
II. Основной этап (этап обучения)
1. Преподаватель проводит обучение с использованием СДО согласно календарному плану.
2. ЦЭО обеспечивает:
1) доступ преподавателей и студентов к локальной сети с СДО «Прометей» согласно графику работы компьютерных классов
2) бесперебойную работу СДО «Прометей»
3) Методические и технические консультации для преподавателей и студентов по работе в СДО «Прометей»
3. Менеджер ЦЭО ежемесячно подает сведения заведующим кафедр о состоянии учебного процесса по дисциплинам кафедры
4. Зав. кафедрой следит за состоянием учебного процесса в дисциплинах использующих СДО «Прометей»
III. Заключительный этап
1. По окончанию обучения по дисциплине, преподаватель подает отчет на кафедру
2. По окончанию обучения по дисциплине, Менеджер ЦЭО подает отчет на кафедру о работе в СДО
Литература:
1. Основы открытого образования / под ред. В.И.Солдаткина - Т. 1. - М.: НИИЦ РАО, 2002. — 680 с.
2. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв.ред. В.И.Солдаткин.-М.: Высшая школа, 2003. - 792 с.
3. Репьев, Ю.Г. Очно-дистанционное внутривузовское обучение // Открытое образование. - 2006. -№2. - С.66-70.
Glossary:
1. The base of the open education / Under ad. V.I.Soldatkin-B.l.-M.: NIITS RAO, 2002. - 680p.
2. Teaching via the net: St.Book / Editor V.I.Soldatkin. - M.: High school, 2003. - 792p.
3. Repiev, U.G. Part time high education / U.G.Repiev // Open education. - 2006. - №2. - P. 66-70.