Научная статья на тему 'Результаты эффективности методики обучения студентов вуза с применением системы дистанционного обучения «Прометей»'

Результаты эффективности методики обучения студентов вуза с применением системы дистанционного обучения «Прометей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков М. К., Глазистов Ан В.

В статье рассматриваются результаты эффективности методики обучения студентов вуза с применением системы дистанционного обучения «Prometey».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты эффективности методики обучения студентов вуза с применением системы дистанционного обучения «Прометей»»

УДК 378.1

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПРОМЕТЕЙ»

М.К. Казаков - доктор технических наук, профессор Ан.В. Глазистов - преподаватель кафедры биомеханики и естественнонаучных дисциплин Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

RESULTS OF EFFICIENCY OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS TRAINING TECHNIQUE WITH APPLICATION OF SYSTEM OF DISTANCE LEARNING «PROMETEY»

M.K. Kazakov - Doctor of technical sciences, professor An.V. Glazistov - lecturer of biomechanics and science department The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: and g@land. ru

Ключевые слова: экспериментальная методика, дистанционное обучение, студенты, оценка эффективности.

Аннотация. В статье рассматриваются результаты эффективности методики обучения студентов вуза с применением системы дистанционного обучения ««Prometey».

Keywords: the experimental technique, the distance learning, students, efficiency estimation.

Summary. The article deals with the results of efficiency of the high school students training technique with application of system of distance learning «Prometey».

С целью моделирования элементов экспериментальной методики обучения с применением СДО «Прометей» был проведен формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент был проведен в рамках государственной образовательной программы лекций и семинарских занятий по курсу «Информатика» у студентов 2, 3 курса. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 20 человек и контрольной группы (КГ) из 22 человек. Цель педагогического эксперимента состояла в ознакомлении студентов с новой информационной технологией - системой дистанционного обучения «Прометей», выявлении интереса к этой системе, оценке влияния предложенной методики на познавательный интерес, самоорганизацию, инициативу, понимание важности знаний.

В контрольной группе использовались традиционные методы обучения: репродуктивный, информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный. В экспериментальной группе, наряду с основными методами, использовалась методика, включающая совокупность новых методов: метода информационного ресурса и метода демонстрационных примеров. В формирующем эксперименте был также использован исследовательский метод, как основной метод обучения опыту творческой деятельности. Для того чтобы выявить подготовленность студентов к использованию дистанционных технологий в учебном процессе, мы провели устный опрос в ЭГ, который показал, что домашнее подключение к Интернет имеют всего

26% студентов, пользуются Интернет вне дома 39%, остальные 35% имеют понятие об Интернет лишь в общем виде.

С целью исследования эффективности использования в учебном процессе методики обучения с применением СДО «Прометей» был проведен контрольный эксперимент.

Задачами контрольного эксперимента являлись:

1. Уточнение психолого-педагогических аспектов внедрения экспериментальной методики обучения с применением системы дистанционного обучения «Прометей».

2. Исследование эффективности использования экспериментальной методики обучения с применением системы дистанционного обучения «Прометей».

В эксперименте участвовало 268 студентов 2 и 3 курсов дневного отделения. Студенты в группах были разделены на две подгруппы, которые параллельно изучали курс «Информатика».

Для качественной оценки эффективности методики (табл. 1) нами были предложены проверочные вопросы, направленные на воспроизведение полученной информации:

1. За что отвечает микропроцессор?

2. Для чего служат системные программы?

3. Что такое компьютер?

4. В каком виде представляется информация в компьютере?

5. Что является единицей информации, к которой можно применить команды обработки WORD?

6. Что называется относительной ссылкой в электронной таблице?

7. Что является основным элементом электронной таблицы?

8. Как называется последовательность действий, записанная на специальном языке и предназначенная для выполнения компьютером?

9. Где (в каком устройстве) находится программа во время исполнения?

10. Какой тип файлов позволяет запустить программу на исполнение?

Таблица 1

Качественная оценка эффективности методики (в баллах)_

Контрольная Эксперимен- Значение двухвыбо- Р (уровень зна-

Вопросы группа (n=14 чел) тальная группа (n=13 чел) рочного критерия Вилкоксона (Манна- чимости)

x+Sx x+Sx Уитни), |Т|

1 0,42+0,13 0,61+0,14 0,10 < 0,05

2 0,28+0,12 0,38+0,14 4,35 > 0,05

3 0,64+0,13 0,77+0,12 0,6 < 0,05

4 0,50+0,13 0,61+0,14 0,55 < 0,05

5 0,28+0,12 0,38+0,14 0,47 < 0,05

6 0,57+0,13 0,69+0,13 0,58 < 0,05

7 0,42+0,13 0,76+0,12 1,62 < 0,05

8 0,64+0,13 0,84+0,10 0,63 < 0,05

9 0,28+0,12 0,38+0,14 0,63 < 0,05

10 0,71+0,12 0,84+0,10 0,63 < 0,05

Уровень значимости в 9 из 10 ответов оказался достоверным, что показывало эффективность применения экспериментальной методики.

Литература

1. Баева, Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании : учеб.-метод. пособие для студ. и аспирантов ин-тов физ. культуры / Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков; под общ. ред. М.В. Прохоровой; НИИХ Санкт-Петербургского ун-та. - СПб. , 2001. - 82 с.

2. Болгов, В. Н. Становление электронного обучения в КамГИФК [Электронный ресурс] / В.Н. Болгов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. -№ 1. - Режим доступа : http: //kamgifk. ru/magazin/j ournal. htm.

3. Большев, Л.Н. Таблицы математической статистики / Л.Н. Большев, Н.В. Смирнов. - М. : ВЦ АН СССР, 1968. - 474 с.

4. Гаек, Я. Теория ранговых критериев / Я. Гаек, З. Шидак. - М. : Наука, 1971. - 376 с.

5. Глазистов, А.В. Анализ систем дистанционного обучения в вузах физической культуры [Электронный ресурс] / А.В. Глазистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - № 5. - Режим доступа : http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

6. Демкин, В.П. Технологии дистанционного обучения / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. - Томск, 2003. -

104 с.

Literature

1. Bayeva, T.E. Application of statistical methods in pedagogical research : text edition for students and postgraduate students of institutes of physical culture / T.E. Bayeva, S.N. Bekasova, V.A. Chistyakov; under the total editorship of M.V. Prokhorova; St.Peterbourgh university. - SPb., 2001. - 82 p.

2. Bolgov, V.N. Standing up of electronic education in KamGIFK[internet resource] / V.N. Bolgov // Psychological-pedagogical and medico-biological problems of physical culture and sport - 2006. - No. 1. - Access mode : http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

3. Bolshev, L.N. The tables of mathematical statistics / L.N. Bolshev, N.V. Smirnov. - M. : VTS AN USSR, 1968 . - 474 p.

4. Gayek, Ya. The theory of the rank criteria / Ya. Gayek, Z. Shidak. - М. : Nauka, 1971. - 376 p.

5. Glazistov, An.V. Analysis of distance learning systems in high schools of physical culture / An.V. Glazis-tov [Electronic resource] // Psychological-pedagogical and medico-biological problems of physical culture and sport. -2007. - No. 5. - Access mode : http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

6. Demkin, V.P. Technologies of distance learning / V.P. Demkin, G.V. Mozhayeva. - Tomsk, 2003. - 104 p.

Статья поступила в редакцию 19.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.