Научная статья на тему 'Использование компьютерной графики в создании эстетического образа в ивент-индустрии'

Использование компьютерной графики в создании эстетического образа в ивент-индустрии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
620
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ИМИДЖ / КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / БРЕНДИНГ / ИВЕНТ-БИЗНЕС / ARTISTIC IMAGE / COMPUTER GRAPHICS / INTEGRITY / IMAGE / THE CULTURE OF ORANIZATION / BRANDING / EVENT-BUSINESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амансахатов Сердар Бердикулыевич

В статье рассматривается роль дизайнерского оформления в современной ивент-индустрии, а также анализ восприятия художественных приемов для создания эффектных и успешных мероприятий. Предлагается проследить степень участия компьютерной графики в ивент-индустрии в настоящее время и ее эстетическую направленность при организации различных ивентов. Приводится анализ виртуальности в различных жанрах искусства, формулируется вывод о связанных с ней существенных трансформаций эстетических восприятий в контексте современного развития визуализации эстетического продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the role of design in modern event-industry and the perception of artistic methods for the effective and successful events creation. The author proposes to follow the nowadays degree of computer graphics using in the event-industry and its aesthetic orientation in different events organizing. The author provides the analysis of virtuality in different genres of art.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерной графики в создании эстетического образа в ивент-индустрии»

стр. 82 из 185

УДК 681.3.06

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В СОЗДАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА В ИВЕНТ-ИНДУСТРИИ

Амансахатов Сердар Бердикулыевич, аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных знаний,

[email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва,

Российская Федерация

The article analyzes the role of design in modern event-industry and the perception of artistic methods for the effective and successful events creation. The author proposes to follow the nowadays degree of computer graphics using in the event-industry and its aesthetic orientation in different events organizing. The author provides the analysis of virtuality in different genres of art.

В статье рассматривается роль дизайнерского оформления в современной ивент-индустрии, а также анализ восприятия художественных приемов для создания эффектных и успешных мероприятий. Предлагается проследить степень участия компьютерной графики в ивент-индустрии в настоящее время и ее эстетическую направленность при организации различных ивентов. Приводится анализ виртуальности в различных жанрах искусства, формулируется вывод о связанных с ней существенных трансформаций эстетических восприятий в контексте современного развития визуализации эстетического продукта.

Keywords: artistic image, computer graphics, integrity, image, the culture of oranization, branding, event-business

Ключевые слова: художественный образ, компьютерная графика, целостность, имидж, культура организации, брендинг, ивент-бизнес

«Основная тайна искусства есть, конечно, художественный образ...», - писал в прошлом столетии А.В.Луначарский. Изучению вопроса было посвящено немало научных исследований, благодаря чему мы многое знаем о художественном образе [1].

В философской литературе проблема художественного образа рассматривается как на общеэстетическом уровне, так и на уровне теории искусства. Философским основанием

стр. 83 из 185

этой проблемы является диалектико-материалистический подход, философская теория отражения, суть которой заключается в том, что единственным источником образов сознания является исключительно и только бесконечно богатый, сложный и меняющийся объективный мир. Подчеркивается, что Человеческое познание открывает в объективной действительности все новые и новые стороны, все глубже постигает ее многообразие. «Для материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны. Для материалиста наши ощущения суть образы единственной и последней объективной реальности, - последней не в том смысле, что она уже познана до конца, а в том, что кроме нее нет и не может быть другой» [2].

Философия раскрывает социально-обусловленный характер отражения

действительности. Способность верного, истинного отражения является результатом общественно-исторической практики человечества, его трудовой деятельности. Субъект творчества - создатель образов несет на себе отпечаток качественного многообразия объективных условий, сформировавших его, и способен в определенной степени влиять на изменение этих условий.

Художественный образ принадлежит к сложнейшим формам духовной деятельности человека, представляет собой результат активной переработки действительности.

В работах российских эстетиков утверждаются и обосновываются следующие основные характеристики категории художественного образа: чувственная конкретность; обобщенность; целостность; многозначность; диалектическое единство объективного и субъективного, общего и единичного, отражения и творчества, рационального и эмоционального, подобного и условного [3].

Категория целостности (цельности) разрабатывалась, начиная с античных времен. Платон трактовал цельность как «то, что не имеет недостатка ни в одной части». Цельность есть нечто определенное, объемлющее собой все различенные свои части, но какие бы части ни усматривались в ней, она продолжает быть неделимой [4]. Осознание целостности требует усмотрения в ней самой некоторого множества составляющих ее частей, установления их различий, усмотрения множественного в едином. И у Платона же мы впервые находим уподобление продукта духовной деятельности живому организму.

Аристотель, который понимал целое как то, «что имеет начало, середину и конец», сравнивает с «единым и цельным живым существом» действие в трагедии, которое должно быть «целым и законченным», то есть применяет понятие живой органической целостности непосредственно к произведению искусства [5].

стр. 84 из 185

Понятие «органическая целостность» было одним из центральных понятий гегелевской эстетики. Подлинно поэтическое произведение Гегель определял как «бесконечный внутри себя организм, полный смысла и развертывающий это содержание в соответственном явлении; полный единства, достигающегося не тем, что форма и целесообразность абстрактно подчиняют себе особенное, но тем, что все отдельное сохраняет такую же живую самостоятельность, как и целое, которое с кажущейся непреднамеренностью смыкается в нечто совершенно закругленное...» [6].

Возвращаясь к начальному определению Луначарского о художественном образе, можно сказать, что «тайна» сохраняется, поскольку вопрос о способе бытия (онтологическом статусе) художественного образа стал предметом специального рассмотрения не так давно. В работах прежних лет понятие художественного образа выступало как синоним художественного произведения [7]. Сегодня установлено, что художественный образ не тождественен произведению искусства; он явление идеальное, субъективное, первоначально принадлежит сфере сознания художника, зарождается и формируется в ней, затем получает свое «вещественно-предметное бытие» в структуре произведения искусства, чтобы через него перейти во вторую стадию своего идеального бытия - в сознание воспринимающего произведение человека [8]. Без этого перехода, без возврата в идеальную форму художественный образ не является реализованным, не становится фактом общественного сознания.

Упомянутое выше вполне применимо и к созданию образа средствами компьютерной графики для различной продукции, будь то реклама, или наружное оформление улиц, плакат, анимационное искусство и др. Сюда же относится зарождающийся в наши дни новый вид производства, его сленговое название «ивент-бизнес» (от английского event - событие, мероприятие), использующий многие художественные и рекламные приемы, а также компьютерную графику.

С древних времен культурно-увеселительные, теперь бы сказали, мероприятия проводились в соответствующей им декоративно-торжественной атмосфере. В государственных и общественных приемах, балах и народных гуляниях на природе использовалась декоративно-художественная утварь, которая придавала неповторимую атмосферу данному процессу, вовлекая зрителя или участника торжества в деловую или праздничную атмосферу, тем самым оказывая художественное и эстетическое влияние на мировоззрение человека.

С развитием искусства, декоративного ремесла и архитектурных форм многие государственные, деловые либо торжественные мероприятия приобретали свою образную структуру, некие правила оформления и декорирования. В культурно-историческом

стр. 85 из 185

процессе проведения различных праздничных и деловых собраний, балов, презентаций, форумов, конференций и выставок у человека начинала работать художественная потребность в эстетическом оформлении окружающего его действа.

В эпоху средневековья это были естественные источники декоративного и архитектурного ремесла, украшение цветами и растениями, изысканными тканями и кружевами, все зависело от формата и информационного посыла мероприятия. Многое изменилось с появлением технических средств оформления и декорирования. Технические средства общения людей все время совершенствовались, с развитием индустриализации во все сферы художественной деятельности человека вошел компьютер, расширяя кругозор человека и делая его участником новых событий. Возросло перемещение людей по странам, вызванное развитием туризма, культурных и научно-технических, международных связей, и прежде всего расширением политических и экономических отношений между государствами.

В производстве появились новые материалы, что, естественно, изменило представление о красоте вещей. Прочно и широко вошли в обиход предметы и товары из пластмасс, синтетических материалов, отличающиеся хорошими внешними и структурными качествами.

В оформлении, декорировании, рекламе складывается новый стиль - стиль благородной простоты, целесообразности и строгости.

Важным средством, с помощью которого можно сознательно и планомерно влиять на изменение потребностей человека и его отношения к окружающей действительности, является продукция, создаваемая средствами компьютерной графики, в частности реклама. Сегодня графические редакторы (имеются в виду компьютерные программы) позволяют отображать и создавать образность во всех аспектах художественной деятельности человека.

Новые перспективы для художественной деятельности открывают крупные всемирные выставки и ярмарки, различные форумы, особенно широко практикуемые в наше время. Визуальная коммуникация, в том числе реклама, - это неделимый синтетический художественный организм. Этот организм полновластно функционирует при условии цельности художественного образа, создаваемого дизайнером средствами компьютерной графики.

Нам бы хотелось здесь рассмотреть вопрос о влиянии компьютерной графики на формирование духовной культуры, включающей образцы, эталоны, правила, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, традиции, художественный язык в области культуры производственной деятельности. В наше время культура производственной

стр. 86 из 185

деятельности как часть экономической культуры невозможна без творческого подхода развитой культуры в системе управления организацией, которая включает в себя навыки подбора и расстановки кадров, культуру общения руководителей с подчиненными (стиль руководства), освоение конкретных технологий управления, культуру принятия, реализации и контроля управленческих решений, искусство выступления и ведения дискуссии, владение навыками разрешения конфликтных ситуаций.

Одна из наиболее важных задач современного управления - формирование корпоративной культуры, то есть объединение работников вокруг общих целей организации, создание сплоченного созидательного коллектива. В связи с этим в

последнее время становится все более употребительным такой термин, как культура организации: специфическая система связей и отношений, осуществляющаяся в рамках конкретной предпринимательской деятельности; система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми членами коллектива, работающими на достижение цели эстетического переживания.

Руководство современных корпораций формирует ключевые ценности предприятия (постоянный заказчик, максимальная экономическая эффективность, прибыль, важность социальной политики, дисциплина, исполнительность, стабильность поведения, инициативность, креативность, личная преданность, послушание и т. д.) и главную цель, которая провозглашается, как правило, в форме лозунга или слогана. Культура организации включает также формирование имиджа компании. Создается и пропагандируется история организации (заводские музеи, газеты, стенды и т.п.). Складываются общие традиции. Большую роль приобретает знаково-символическая составляющая: обряды и ритуалы, стиль одежды, знаки отличия, статус, награды.

Вот эту знаково-символическую составляющую формирует дизайнер, творчески осмысливая производственную деятельность предприятия для создания его имиджа. Специфическая задача дизайнера заключается в том, чтобы уметь разработать стилевое оформление любого проекта от локальной выставки, конференции, форума до масштабного международного мероприятия, в том числе для проведения мероприятия -выставки, конференции, форума и др.

Экономическая культура зависит от своеобразия культурно-исторической эпохи и национальной культуры, которую необходимо знать и учитывать дизайнеру. В процессе поиска творческого решения ему приходится осмыслять новые понятия и явления. На современном этапе ивент-индустрия включает в себя жанры, варьирующиеся в зависимости от типа применяемых технологий и формы позиционирования. Ими могут быть: видео-арт, медиаинсталляция, медиаперформанс, медиаландшафт и медиасреда,

стр. 87 из 185

сетевое искусство или интернет-арт. Современная интерпретация жанров и форм, в которой может проводиться тот или иной ивент, совсем не ограничивается этим предлагаемым списком, потому что это чрезвычайно смешанный в технологическом и методологическом отношении вид художественной деятельности, постоянно развивающийся вместе с эволюцией технологий.

Зарождающаяся в наше время ивент-индустрия имеет дело с таким понятием, как брендинг. Автор статьи полагает, что собственно формирование данной индустрии вызвано потребностью создания брендинга. И современная культура организации все чаще употребляет термин брендинг. Что это такое? Для маркетологов брендинг - это основной способ дифференциации продуктов и инструмент продвижения товаров на рынок. Одни заявляют, что брендинг - это новый культурный язык современного общества, базирующегося на рыночных отношениях. Другие считают брендинг наукой и искусством создания и продвижения торговой марки с целью формирования долгосрочного предпочтения к ней.

В рамках разработки концепции бренда требуется выделить целевую аудиторию выводимого на рынок продукта, оценить предполагаемый характер воздействия создаваемого бренда на потенциальных потребителей.

Концепция бренда формируется с учетом конкурентной обстановки. В процессе работы выявляются дружественные и конкурирующие бренды, определяется текущее позиционирование и стратегия развития ключевых позиций конкурентов. Такой подход позволяет создать бренд, обладающий максимальным потенциалом в рамках сложившейся конкурентной среды.

Популярность бренда складывается из двух составляющих: правильного

позиционирования и эффективного продвижения. После правильного позиционирования бренда требуется проведение эффективных маркетинговых акций для его продвижения. Бренд и реклама возникают в индустриальном обществе и получают доминирующее значение в информационном обществе, сохраняя свои связи с искусством.

Эстетика рекламы основана на примате (примат - от лат. рпша1:ш - первое место -старшинство), первичность, главенство, преобладание сообщения над событием), образа над реальностью, отсюда следует метафоричность и гиперболичность содержания и формы создаваемого рекламного продукта.

В данном контексте феномен рекламы выступает как часть социокультурного пространства, аудиовизуальной среды и обладает рядом значительных, на наш взгляд, признаков. Например, реклама является носителем выразительной формы представления чего-то потенциальному потребителю. Реклама благодаря эстетической выразительности

стр. 88 из 185

может способствовать созданию, распространению, закреплению в массовом сознании неких социальных штампов и образов, которые в свою очередь могут формировать социальные установки, взгляды, систему ценностей современного человека.

В условиях конкурентной борьбы российские производители в большинстве своем пришли к пониманию, что их товар хоть каким-то образом должен отличаться от товара соседа по отрасли, чтобы покупатель легче и быстрее находил его на полках.

Для тех производителей, чьи продукты имеют множество аналогов, но не имеют собственного ресурса, чтобы выделиться или дистанцироваться от товара конкурентов, актуально иметь свой знак отличия или бренд.

На первом этапе, как уже говорилось, производитель товара или услуги приобретает защищенное законом отличие своей продукции от аналогичной - это товарный знак.

Затем решается задача «привязки» знака к товару, то есть создаются различные носители товарного знака (ТЗ) - упаковка, фирменный стиль, рекламные материалы. Это этап знакомства потребителя с товарным знаком и переход на уровень создания торговой марки. Именно в этот момент в сознании потребителя начинается процесс наделения достаточно абстрактного понятия, каким является торговая марка, конкретными свойствами товара. При встрече с маркой создается определенный эмоциональный фон. Следовательно, задача брендинга и ключевой фигуры процесса - бренд-менеджера: -подчинить любое присутствие марки на рынке укреплению у потребителя положительных эмоций. В этом случае выстраивается стройная система создания и распространения любых рекламных материалов и прочих носителей марки, когда все они вместе и каждый по отдельности действуют в одном направлении.

Таким образом, брендинг позволяет обеспечить стабильность объемов продаж и значительно облегчить процесс освоения новых рынков. Ведь при подходе к продвижению товара с позиций брендинга, выход компании на новые территории - это не беспорядочное «рекламометание» своего предложения в потребительские массы, а четкий ответ на реальные потребности.

Разработка бренда - один из важнейших шагов формирования собственной аудитории будущего продукта, товара или услуги. Бренд - это не только торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов компании или товара. Понятие бренда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят: сам товар или услуга со всеми его/ее характеристиками; набор ожиданий и ассоциаций, воспринимаемых и приписываемых пользователем товару;

стр. 89 из 185

информация о потребителе; обещания каких-либо преимуществ, данные автором бренда потребителям.

Создание бренда включает в себя целый комплекс мероприятий: разработка текстового названия для бренда; выборка альтернативных названий для бренда; разработка слоганов; разработка бренд-имиджа торговой марки; логотип и визуальные составляющие; разработка персонажа бренда, имидж-герой; дизайн упаковки; дизайн рекламных материалов; То есть создание бренда - это ответственная работа, которую лучше поручить профессионалам.

Итак, брендинг - это просто идея, концепция продавать не просто товар, а товар под именем и/или картинкой (брендом, т.е. маркой), чтобы выделить этот самый товар из огромной массы ему подобных, облегчить покупателю его выбор. Другое дело, что популярность бренда может быть разной, зависящей от успешности «бренд-строительства» («brand-building», а не «branding»!). Цель такого «строительства» -сильный бренд, обладающий определенной ценностью, марочным капиталом [10].

Ивент-индустрия, которая упоминалась выше, служит этому бренд-строительству. Ивент или мероприятие как часть брендинга должно оставить след в мыслях человека, в его памяти, мотивировать его к достижению высоких результатов производства, а также удовлетворять его художественную потребность. Для достижения этой цели дизайнер выстраивает мероприятие по единой системе. Сегодня любое мероприятие начинается с разработки образа, его логотипа, интерьеров, экстерьера, единой графической системы, должно быть единство графического подхода к оформлению мероприятия. Это графическое оформление должно присутствовать во всех разделах программы мероприятия.

Мероприятия бывают разные: праздничные, рабочие встречи, государственные, корпоративные, деловые и др. От цели мероприятия, его идейной направленности зависит создаваемый дизайнером образ. Сейчас наблюдается новый подход к оформлению мероприятия. Можно сказать, зарождается искусство оформления мероприятий. Графический дизайн является средством оформления, вернее создания зрелищности мероприятия. Графика присутствует везде. Она должна быть ярко выраженной, настоящей концентрацией символа события и бренда, представлять образ мероприятия.

Дизайнер изучает корпоративный имидж, исходит от цели мероприятия и работает в сотрудничестве с арт-директором, который придумывает концепцию мероприятия. В целом оно делится на рабочую составляющую и, можно сказать, развлекательно-бытовую. Если это рабочая встреча, то придумывается, какие будут галстуки, бейджи и другие детали, все должно быть в единой цветовой гамме, в единой графической манере. В

стр. 90 из 185

перерывах на кофе и чай посуда (чашки, блюдца, десертные тарелки) также несут на себе общую идею, маркируются логотипом мероприятия. Если в программу включена концертная часть, она также должна быть в едином ключе с графическим образом. Обычно делается инсталляция на тему графической поддержки артиста, всех выступающих. Видеоинсталляция должна нести основные черты образа, графические признаки, цвет и пр., а номера артистов - нести смысловой посыл (например, черножелтые полосы компании Билайн). Вообще концертная программа должна быть смысловым продолжением мероприятия. По завершении мероприятия участникам обычно презентуют сувенирную продукцию, памятные подарки. Дизайнер помнит, что сувенир - олицетворение эмблемы, образа мероприятия.

Создаются агентства, занимающиеся этим, они пользуются всей продукцией, технологиями дизайна, декоративных студий, различных ветвей жизнедеятельности человека. Эстетическую составляющую обеспечивает графический дизайн. Все зависит от заказчика, например, если создается зоопарк, значит, придумывается образ, включающий живой природный уголок. При этом важно найти образ. Тот, который включает в себя приемы бренда, дизайн должен отражать деятельность этого бренда, организации. Эстетически все должно быть сделано и подчиняться законам графики. Созданный образ не должен существовать сам по себе, а являться гармоничной поддержкой мероприятия.

В этом случае выстраивается стройная система создания и распространения любых рекламных материалов и прочих носителей марки, когда все они вместе, и каждый по отдельности оказывают влияние на эмоционально-чувственное восприятие посетителя, его художественное впечатление.

Способ существования человека состоит, прежде всего, в предметно-практической деятельности, в результате которой создано два продукта - мир культуры, в котором протекает жизнь человека, и раскрытое богатство творческих возможностей и потребностей индивида. Общественно-историческая практика послужила, таким образом, основой возникновения и развития способности человека преобразовывать мир по законам красоты, а тем самым формировать в себе собственные эстетические чувства и переживания, вкусы и идеалы. Поэтому, очевидно, что в жизни человека нет такой области или сферы, где бы ни присутствовала эстетическая деятельность.

Сегодня говорят о революции различных художественных областей деятельности человека. Компьютерная графика как средство создания образа становится своеобразным воспитателем вкусов различных сообществ, характерной чертой жизни и быта людей. В будущем можно воссоздавать нереальные геометрические формы по своей изящности и красоте, которые ранее были невозможны посредством другого промышленного

стр. 91 из 185

производства. Можно смоделировать природу с ее тончайшими изгибами, в полном соответствии с природой, повторять пластику природы в промышленном производстве, что ранее было невозможно. Человек постоянно ищет пути развития, решение проблем, которые перед ним ставит собственное бытие, отношение к миру и исторический процесс. Эти поиски порождают разные теории и направления в науке, разные типы мышления и вносят изменения в миропонимание человека.

Литература

1. Луначарский А.В. Расшифровка фонограммы опубликована в сборнике «О политике партии в области литературы и искусства». М., 1958. с. 330.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 18. С. 130.

3. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1995.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики (Софисты, Сократ, Платон). М., 1969. С. 330-334.

5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 118.

6. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 3 томах. Т. 3. М., 1971. С. 379-380.

7. Михайлова А. А. О художественной условности. М., 1966.

8. Марксистско-ленинская эстетика. Под ред. проф. М.Ф. Овсянникова. Гл. 5 «Эстетическое восприятие произведений искусства». М., 1973. С. 197.

9. Зотов В.В. Ценность бренда: Монография. М., 2005.

10. Михайлова А. А. Образ спектакля. М., 2002.

11. Музыкант В.Л. Реклама и рг-технологии. М., 2002.

12. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.