Научная статья на тему 'Использование компьютера для контроля и оценки приобретаемых знаний. Pro ет contra'

Использование компьютера для контроля и оценки приобретаемых знаний. Pro ет contra Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / информационные технологии / компьютерное тестирование / требования к тестам / возможности применения / musical education / information technologies / computer testing / test requirements / possibilities of application

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косяченко Борис Васильевич

В статье рассматриваются современные информационные технологии, разработанные для сферы образования, проблемы компьютерного тестирования, его достоинства и недостатки, характеристики программного обеспечения, требования к созданию тестов, специфика и возможности компьютерного тестирования в музыкальном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of computer to control and check the acquired knowledge. Pro et contra

The article studies the modern information technologies developed for the sphere of education, the issues of computer testing, its merits and demerits, the characteristics of software, the requirements to the tests creation, specifics and possibilities of computer testing in musical higher education institution.

Текст научной работы на тему «Использование компьютера для контроля и оценки приобретаемых знаний. Pro ет contra»

УДК 004

Б. В. Косяченко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ЗНАНИЙ.

PRO ЕТ CONTRA

овременные информационные технологии активно внедряются в сферу образования. Даже поверхност-обзор этого процесса впечатляет стремительностью появления самых разных инноваций. Кажется, совсем недавно для учебных заведений были актуальными задачи создания компьютерных классов, доступа в Интернет, оптимизации этого доступа беспроводным подключением Wi-Fi, использования в обучении локальных сетей. В настоящее время предлагаемые учебным заведениям информационно-коммуникационные технологии поражают не только возможностями, но и многообразием. Вот лишь небольшой перечень инновационных инструментов для современного образования, представленных компаниями Polymedia и Promethean на VII международном форуме информационных технологий ITFORUM 2020 / Эволюция (Н. Новгород, апрель 2014 г.):

- Облачная система с web-интерфей-сом для автоматизации процесса оценки качества образования. Позволяет осуществлять мониторинг качества обучения на всем протяжении образовательного процесса.

- Универсальная система опроса и тестирования учащихся, выполненная в виде персональных пультов. Позволяет не только выбирать фиксированные ответы, но и вводить произвольный текст, выражающий понимание учащимся того, что он вкладывает в свой ответ.

- Программное решение, позволяющее использовать для проведения опроса и тестирования компьютерные ресурсы учебного заведения, включая мобильные устройства. Дает возможность осуществ-

© Б. В. Косяченко, 2015

лять централизованный сбор информации по результатам тестирования не только в пределах учебной аудитории, но и учебного заведения в целом или нескольких учебных заведений (города, района, округа).

- Разнообразные модели современных интерактивных досок с мультисенсор-ным экраном, работой с пером, управлением пальцем. Несмотря на солидный для информационных технологий возраст (более 15 лет) интерактивные доски остаются желанным приобретением для многих учебных заведений.

- Электронный флипчарт - мультимедийный блокнот, который может хранить в себе текст, графику, таблицы и диаграммы, аудио и видео.

Из других инноваций:

- Цифровые учебные лаборатории.

- Системы дистанционного обучения, ориентированные на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, на обучение людей с ограниченными возможностями, из удаленных географических районов, на работу с одаренными детьми.

- Системы для организации и проведения вебинаров и веб-конференций.

Как видим, интересных предложений много. Перспективы развития и распространения информационных образовательных технологий очевидны. Спрос на них, безусловно, возрастает. Однако сфера образования настолько многообразна и сложна, что любые попытки формализации требуют не только тщательной продуманности, но и большой осторожности.

Следует заметить, что большинство из перечисленных выше инструментов предназначено школе. Это вполне зако-

С

ный

номерно. Внимание производящих компаний сосредоточено, прежде всего, на общеобразовательных дисциплинах. За рамками процесса, естественно, остаются предметы узкоспециального характера (как правило, гуманитарные). Однако и здесь информационные технологии не ограничиваются организацией доступа к информации. Они смело внедряются в содержание учебного процесса. Рассмотрим лишь один аспект, связанный с формализацией контроля и оценки знаний в музыкальном вузе.

Для начала стоит определить круг учебных дисциплин, для которых такая формализация может быть актуальной. Сразу и естественным образом отпадает ряд специальных дисциплин исполнительских факультетов. Фактически самая большая и значимая часть консерваторского образования. Остаются дисциплины гуманитарного и общепрофессионального циклов, в которых элементы формализации оценки и контроля вполне возможны.

Рассмотрим некоторые особенности компьютерного тестирования (КТ), выявленные практикой его осуществления на кафедре музыкально-информационных технологий. КТ проводились по всему циклу дисциплин. Он включает музыкальную информатику, современные информационные технологии, компьютерный набор нот, электронные музыкальные инструменты, электронную и компьютерную музыку.

Очевидно, что проверка и оценка приобретаемых знаний - один из самых важных и эмоционально напряженных этапов обучения. Каковы на этом этапе возможности, преимущества и проблемы у КТ? Его достоинства и недостатки описаны довольно подробно. К достоинствам обычно относят:

1) Объективность. Одинаковые условия для всех испытуемых. Надежность контроля процедуры тестирования. Исключение субъективного фактора при обработке результатов и оценке.

2) Быстроту тестирования и обработки ответов. Оперативность получения результатов.

3) Легкость и простоту архивации материалов тестирования. Возможность накопления и сохранения электронной базы данных за любой период.

4) Вариативность организации и условий тестирования. Возможность использования сетевых технологий.

Среди недостатков отмечают:

1) Необходимость помещения, оснащенного компьютерами со специальным программным обеспечением.

2) Необходимость специальной подготовки испытуемых.

3) Сложность разработки программ тестирования и создания тестов.

4) Отсутствие индивидуального подхода и речевой компоненты. Возникновение трудностей психологического характера.

С первых же попыток применения КТ становится очевидной необходимость четкого представления его цели и знания границ, в пределах которых эта цель может быть реализована. Важно с самого начала ответить на два вопроса: что конкретно мы хотим оценить и насколько это возможно с помощью компьютера. Тестовые задания, как правило, ограничены вариантами готовых ответов. Как правильные, так и неправильные ответы испытуемых ничего не говорят о способе решения, о мыслительных операциях, которые использовались при выборе ответа. Выявить приобретенные знания как некую целостную систему они не могут. Даже высокий тестовый балл вовсе не свидетельствует о способности самостоятельно и творчески мыслить. КТ наиболее целесообразно для оценки знания понятий, терминов, фактов, оно способно контролировать качество усвоения учебного материала лишь на уровне узнавания, воспроизведения и общего понимания. Такое тестирование имеет значение для дистанционных образовательных технологий. Однако было бы ошибкой ограничиваться им. КТ следует в обязательном порядке сочетать с другими формами контроля.

Одна из первых задач для внедрения КТ - выбор подходящего программного обеспечения. Ориентирами здесь служи-

ли: многообразие форм вопросов и ответов, разнообразие форматов данных (текст, формулы, графика, аудио, видео). Одно из преимуществ, которое следовало учесть - возможность работы с небольшими группами студентов. Из большого числа программ тестирования наиболее подходящими оказались две -easyQuizzy (© NetCrate Software) и Конструктор тестов Павла Козловского (© Keepsoft Inc.). В easyQuizzy можно задавать вопросы шести разных типов: альтернативный выбор, выбор одного правильного ответа, выбор нескольких правильных ответов, установление правильной последовательности, установление соответствия и свободный ответ. Одно из достоинств программы - независимость тестов, которая позволяет их копировать и запускать на любом компьютере. Конструктор тестов Павла Козловского поддерживает вопросы пяти типов: выбор одного и нескольких правильных ответов, установление правильной последовательности и соответствия, свободный ответ. К числу достоинств этого конструктора следует отнести возможность сопровождать вопросы музыкой, звуками, вводить графику и видео. Тесты не могут существовать независимо от программы, но имеется возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями. При этом для каждого пользователя заводится персональная карточка с полями для настройки.

Гораздо более сложной оказалась другая задача - составление тестов. Любым тестам, в том числе и компьютерным, предъявляются определенные требования. Они должны соответствовать критериям, разработанным в тестологии. Важнейшие из них - валидность и надежность. Под валидностью теста понимают его соответствие цели тестирования, полноту проверки, четкость и ясность постановки вопросов, сбалансированность трудных и легких заданий, оптимальность их количества, способ расположения и сочетания. Надежность теста - это устойчивость его результатов при многократном повторном тестировании. Соот-

ветствие теста этим критериям можно установить только практикой. Впрочем, заметную роль играет опыт составителя, помогающий рассчитать это соответствие в процессе разработки теста.

В каждой из учебных дисциплин, которые предполагали проведение КТ, обнаружились свои трудности. Приведу наиболее характерные из них.

Вопрос из теста по современным информационным технологиям «Вершиной иерархической системы папок графического интерфейса Windows является...» предполагал ответ «рабочий стол». Но с появлением Windows 8 такой ответ стал неверным. Возникла необходимость корректировки вопроса. Стремительность развития информационных технологий заставила внимательно отслеживать все новации и своевременно уточнять, изменять вопросы и ответы тестов.

В одном из тестов по музыкальной информатике обнаружился вопрос, на который ни разу не был получен правильный ответ. Интересно, что при устном опросе знания, необходимые для верного ответа, обнаруживались у большинства студентов. Вопрос был таким: «Расположите указанные физические среды в порядке уменьшения характерной для них скорости звука. 1) Горячий воздух 2) Нагретая жидкость 3) Холодный воздух 4) Охлажденная жидкость 5) Дерево». Причина была в неудачном сочетании с другими вопросами. Они были значительно проще и ближе друг другу по типу. В результате возникал стереотип поиска ответа, который затруднял переход на другой уровень размышлений, требующий одновременного учета четырех факторов: плотности, температуры, скорости и порядка расположения.

Довольно часто объективность оценки нарушалась при вводе свободных ответов с клавиатуры. Компьютерная оценка ответа требует абсолютной точности. Любая, даже незначительная ошибка (орфографическая, замена прописной буквы строчной, замена цифры словом, лишний пробел, пропуск буквы или описка) делает ответ неправильным. И хотя требования к ответу на такие вопросы подробно

описываются, ошибки такого рода совершаются непроизвольно от волнения, недостаточного внимания и сосредоточенности. При автоматической обработке результатов объективность оценки будет нарушена.

Стоит упомянуть о необходимости защиты тестов и результатов тестирования. Разнообразие средств защиты достаточно велико, выбрать подходящие не составляет труда.

Компьютерный контроль и оценка имеют свою специфику. Для многих гу-

манитарных и общепрофессиональных дисциплин большое значение имеет способность студента четко и ясно сформулировать свою мысль, убедительно ее высказать, логично выстроить цепочку рассуждений, найти оригинальное решение задачи, творчески переосмыслить известные факты. Все это остается за пределами компьютерного тестирования. Оно дает оценку лишь определенному срезу знаний, отстраненному от творческого начала, и потому не может играть роль судьи в последней инстанции.

Литература

1.Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М., 2000. - 164 с.

2. Ефремова Н. Ф. Современные тестовые технологии в образовании. - М., 2003. - 176 с.

3. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2008. - 224 с.

4.Поддубная Л. М. Компьютерная технология разработки тестовых заданий. - М., 2003. -56 с.

5. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М., 2002. -432 с.

References

1.Balykhina T. M. Slovar terminov i ponyatiy testologii [Dictionary of terms and concepts of Test Studies]. Moscow, 2000, 164 p.

2. Efremova N. F. Sovremennye testovye tehnologii v obrazovanii [Modern test technologies in education], Moscow, 2003, 176 p.

3.Zvonnikov V. I. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezultatov obucheniya [Modern means of estimation of training results]. Moscow, 2008, 224 p.

4. Poddubnaya L. M. Kompiuternaya tehnologiya razrabotki testovyh zadaniy [Computer technology of test tasks development]. Moscow, 2003, 56 p.

5. Chelyshkova M. B. Teoriya I praktika konstruirovaniya pedagogicheskih testov [Theory and practice of pedagogical tests design]. Moscow, 2002, 432 p.

Использование компьютера для контроля и оценки приобретаемых знаний. Fro et contra

В статье рассматриваются современные информационные технологии, разработанные для сферы образования, проблемы компьютерного тестирования, его достоинства и недостатки, характеристики программного обеспечения, требования к созданию тестов, специфика и возможности компьютерного тестирования в музыкальном вузе.

Ключевые слова: музыкальное образование, информационные технологии, компьютерное тестирование, требования к тестам, возможности применения

Use of computer to control and check the acquired knowledge. Pro et contra

The article studies the modern information technologies developed for the sphere of education, the issues of computer testing, its merits and demerits, the characteristics of software, the requirements to the tests creation, specifics and possibilities of computer testing in musical higher education institution.

Keywords: musical education, information technologies, computer testing, test requirements, possibilities of application

Косяченко Борис Васильевич - заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий, доцент; Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки.

E-mail: borvaskos@mail.ru

Boris Kosyachenko - Associate Professor, Head of the Musical and Information Technologies Department at the Nizhny Novgorod State Glinka Conservatory E-mail: borvaskos@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.