УДК 37.037.1
Степанова Ольга Николаевна
доктор педагогических наук Московский педагогический государственный университет
Осокина Елена Александровна
Шуйский государственный педагогический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФИТНЕС-ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК
В статье рассматриваются возможности, сдерживающие факторы и перспективы использования комплексных фитнес-программ в системе физического воспитания студенток вузов. Приводятся результаты опросов (интервьюирования и анкетирования) 57 преподавателей физической культуры и 114 студенток вузов Ивановской области.
Ключевые слова: студенческая молодежь, физическое воспитание, фитнес-технологии, комплексные фитнес-программы.
Специалисты отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации продолжают усиливаться такие негативные тенденции, как:
- возрастание темпов смертности, ухудшение состояния здоровья и ослабление физического развития молодежи;
- снижение уровня физической подготовленности учащихся;
- ухудшение морально-нравственных кондиций молодежи, процветание подростковых алкоголизма, наркомании и токсикомании;
- снижение объема двигательной активности студентов;
- низкий уровень физкультурной образованности учащихся и выпускников высшей школы;
- пассивное отношение студенчества к учебным занятиям по физической культуре [1; 2; 4].
В этой связи становится очевидной потребность в модернизации системы физического воспитания студентов, одним из перспективных направлений которой специалисты называют использование средств наиболее популярных и востребованных учащимися видов физической активности и спорта [2; 3; 5]. К числу таких видов следует отнести фитнес-программы, неуклонный рост популярности которых среди студенчества приводит к тому, что все большее число вузов России применяет фитнес-технологии в бюджете учебного и внеучебного времени учащихся. Однако, несмотря на всю свою перспективность, проблема использования фитнес-программ в системе физического воспитания студентов вузов пока не получила своего обстоятельного научно-практического анализа.
Для решения указанной проблемы нами было проведено анкетирование 114 студенток 1-2 курсов вузов Ивановской области (Ивановского государственного химико-технологического университета, Ивановской государственной сельскохозяйственной академии, Шуйского государственного педагогического университета). Целью опросов явилось выявление предпочтений учащихся в выборе фитнес-программ для учебных и секционных занятий.
Результаты анкетирования показали, что наиболее популярными являются следующие виды фитнес-программ (табл. 1): танцевальная аэробика, силовая аэробика, степ-аэробика, аквааэробика, фитбол, занятия в тренажерном зале, классическая аэробика, пилатес, фитнес-йога, кала-нетика, тай-бо, капоэйро, босу-тренинг, силовые упражнения с мини-штангой.
При обработке результатов анкетирования также выяснилось, что подавляющее большинство девушек выбрало не одну, а одновременно несколько фитнес-программ, высказавшись тем самым за комплексное применение средств аэробики и фитнеса (табл. 2).
Более трети респонденток (38,6%) хотели бы заниматься танцевальной аэробикой (включающей в себя восточные танцы, латину, ривер-данс, фанк-аэробику, хип-хоп и др.) в сочетании с силовой аэробикой и аэробикой на степ-платформах.
29,8% девушек хотели бы совместить танцевальную аэробику с упражнениями на фитбо-лах (больших мягко пружинящих мячах, главная функция которых - разгрузить позвоночник и суставы).
Таблица1
Рейтинг популярности фитнес-программ: результаты опроса студенток вузов Ивановской области
19,7% студенток высказались за оригинальное сочетание двух фитнес-программ: танцевальной аэробики, которая проводится в спортивном зале, и аквааэробики, требующей выполнения упражнений в бассейне (как в неглубокой воде, так и на глубине с использованием специального инвентаря).
10,5% студенток, принявших участие в анкетировании, выбрали танцевальную аэробику в комплексе с занятиями в тренажерном зале, подразумевающими выполнение силовых упражнений.
Классическую аэробику в сочетании с оздоровительными методиками (боди-флекс, пилатес,
йога, каланетика, в основе которых лежит выполнение дыхательных и координационно несложных упражнений с акцентом на развитие силы и гибкости) предпочли 9,7% студенток.
8,8% девушек остановили свой выбор на комплексной программе «классическая аэробика + аэробика с использованием элементов техники восточных единоборств (позволяющая освоить приемы рукопашного боя и самообороны)». При этом в пользу тай-бо высказались 5,3% студенток, а 3,5% опрошенных выбрали капоэйро.
Комплексные фитнес-программы, предусматривающие сочетание средств танцевальной аэробики, босу-тренинга (занятий с использованием специальной платформы-полусферы, позволяющей тренировать баланс и координацию движений в сочетании с развитием силы мышц) и силовых упражнений с мини-штангой, заинтересовали 2,6% опрошенных.
С целью уточнения полученных данных и выявления иных комбинаций фитнес-программ нами было проведено анкетирование на том же контингенте студенток. Учащимся было предложено проранжировать по степени возрастания предпочтительности (желания заниматься именно этим видом упражнений) от 1 до 15 (1 - самая предпочтительная) все перечисленные в таблице 1 фитнес-программы. Полученные данные были сведены в единую матрицу и подвергнуты факторному анализу (использовался метод ротации референтных осей по Varimax-критерию). Результаты факторизации, включающие в себя количество, удельный вес и наполнение выделенных факторов приведены в таблице 3.
№ Вид Кол-во ответов
п/п фитнес-программы (п=114), %
1 Т анцевальная аэробика 81,6
2 Степ-аэробика 30,7
3 Аквааэробика 28,1
4 Силовая аэробика 26,3
5 Фитбол 24,6
6 Классическая аэробика 18,4
7 Занятия в тренажерном зале 10,5
8 Фитнес-йога 7,0
9 Тай-бо 5,3
10 Пилатес 5,3
11 Каланетика 4,4
12 Капоэйро 3,5
13 Силовые упражнения 1,6
с мини-штангои
14 Босу-тренинг 0,9
15 Боди-флекс 0,9
Таблица2
Предпочтения студенток вузов Ивановской области в выборе комбинированных фитнес-программ
№ п/п Комбинации фитнес-программ Кол-во ответов (п=114), %
1 Танцевальная аэробика + силовая аэробика + аэробика на степ-платформах 38,6
2 Танцевальная аэробика + упражнения на фитболах 29,8
3 Танцевальная аэробика + аквааэробика 19,7
4 Танцевальная аэробика + занятия в тренажерном зале 10,5
5 Классическая аэробика + оздоровительные фитнес-программы (пилатес, йога, каланетика, боди-флекс) 9,7
6 Классическая аэробика + аэробика с использованием элементов техники восточных единоборств (тай-бо) 5,3
7 Классическая аэробика + аэробика с использованием элементов техники восточных единоборств (капоэйро) 3,5
8 Танцевальная аэробика + босу-тренинг + силовые упражнения с мини-штангой 2,6
Таблица3
Факторная структура предпочтений студенток вузов Ивановской области в выборе комплексных фитнес-программ (п=114)
№ п/п Наполнение фактора Удельный вес, %
1 Тай-бо (0,787) + капоэйро (0,777) + босу-тренинг (0,542) + упражнения на тренажерах (0,473) 15,2
2 Аэробика с мини-штангой (0,795) + фитнес-йога (0,779) + силовая аэробика (0,427) 11,6
3 Каланетика (0,824) + боди-флекс (0,695) 10,7
4 Танцевальная аэробика (0,733) + классическая аэробика (0,692) + пилатес (0,552) 10,2
5 Фитбол (0,554) + аквааэробика (0,529) 9,3
6 Степ-аэробика (0,837) + упражнения на тренажерах (0,584) 9,1
Итого: 66,1
Примечание: в скобках приведены статистически значимые факторные нагрузки.
Как видно из таблицы 3, в результате факторного анализа были выделены еще 6 (в дополнение к восьми перечисленным в таблице 2) комбинаций фитнес-программ.
Первый фактор с удельным весом 15,2% может быть идентифицирован как «боевой фитнес в сочетании с силовыми упражнениями на тренажерах и упражнениями на баланс».
Вторую позицию (11,6%) занимает комплексная программа «силовая аэробика (с предметами и без предметов) в сочетании с фитнес-йогой -дыхательными и статическими упражнениями на гибкость и силу».
Удельный вес третьего компонента равен 10,7%; он обозначен как «программа занятий статическими упражнениями на силу и гибкость (ка-ланетика) в сочетании с дыхательной гимнастикой (боди-флекс)».
Четвертый фактор, обладающий удельным весом 10,2%, интерпретирован как «аэробика (танцевальная + классическая) в сочетании с упражнениями на гибкость, силовую выносливость и дыхание (пилатес)».
Пятый компонент с факторной нагрузкой 9,3% может быть идентифицирован как «разгрузочная гимнастика на суше (фитбол) и в воде (аквааэробика)».
Шестую позицию занимает компонент с удельным весом 9,1%. Трактуем его как «сочетание силовых упражнений танцевального характера (степ-аэробика) и упражнений, выполняемых на тренажерах».
В продолжение предпринятого исследования нами было проведено интервьюирование 57 преподавателей физической культуры, работающих в вузах Ивановской области. Педагогов ознако-
мили с результатами изучения мнений студенток (табл. 1-3) и попросили прокомментировать полученные данные.
В пользу использования фитнес-программ в системе физического воспитания студенток высказались все 57 (100%) опрошенных.
За принципиальную возможность и перспективность применения комбинированных фитнес-программ высказались также 100% респондентов, мотивировав это тем, что комплексирование средств аэробики и фитнеса, во-первых, позволит сделать учебные и секционные занятия более разнообразными, эмоционально насыщенными и, следовательно, более востребованными учащимися и, во-вторых, будет способствовать более эффективному решению задачи гармоничного развития (как телесной, так и духовной составляющих) личности.
Оценивая данные таблиц 2 и 3, преподаватели указали, что подавляющее большинство комбинаций фитнес-программ имеет право на существование. Сомнение у педагогов вызвали лишь две сочетания: «танцевальная аэробика + аквааэробика» (87,7% ответов) и «аквааэробика + фитбол» (47,4% ответов). По мнению педагогов, выявить наиболее удачные комбинации фитнес-программ позволит серия специально организованных педагогических экспериментов; две трети (66,7%) опрошенных изъявили желание принять участие в экспериментальной работе.
В числе препятствий, которые могут возникнуть на пути использования в вузе комплексных фитнес-программ, педагоги указали:
- отсутствие семинаров и мастер-классов по обмену опытом (33,3% ответов);
- недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий фитнесом: отсутствие специальной литературы и учебной программы по дисциплине «Физическая культура (на предметной основе фитнеса)» (29,8% ответов);
- недостаточную разработанность теории и методики фитнеса, в том числе отсутствие научно обоснованной и практически апробированной технологии проектирования занятий фитнесом с учащимися высшей школы (28,1% опрошенных);
- низкое качество материально-технической базы вуза, отсутствие в вузе физкультурно-спортивных сооружений, специального оборудования, инвентаря, приспособлений для тренинга, необходимых для качественной реализации комплексных фитнес-программ (26,3% преподавателей);
- отсутствие возможности формирования студенческих учебных групп по спортивным интересам (24,6% ответов);
- смешанный состав групп по половой принадлежности (юноши и девушки) (21,1% респондентов);
- излишне высокую наполняемость учебных групп (15,8% ответов);
- низкий уровень исходной подготовленности абитуриентов и студентов по физической культуре, не позволяющий преподавателям в полной мере реализовывать свои профессиональные качества (12,3% педагогов).
При этом все 100% опрошенных указали, что для них не является препятствием необходимость освоения новых фитнес-технологий, проектирования и реализации фитнес-программ комбинированного содержания.
Завершая изложение результатов исследования, приведем следующие выводы:
1. Занятия фитнесом приобретают в нашей стране все большую массовость и становятся одним из наиболее популярных видов двигательной активности, в том числе в среде учащейся молодежи. В этой связи все больше вузов России применяет фитнес-технологии в бюджете учебного и внеучебного времени учащихся. Однако несмотря на всю свою перспективность, проблема использования фитнес-программ в системе физического воспитания студентов до сих пор не получила своего обстоятельного научно-практического анализа.
2. Наиболее популярными среди студенток являются следующие виды фитнес-программ: танцевальная аэробика, силовая аэробика, степ-
аэробика, аквааэробика, фитбол, занятия в тренажерном зале, классическая аэробика, пилатес, фитнес-йога, каланетика, тай-бо, капоэйро, силовые упражнения с мини штангой, босу-тренинг и боди-флекс.
3. Подавляющее большинство студенток высказалось в пользу занятий не одним, а одновременно несколькими видами фитнеса. Идею реализации комплексных фитнес-программ поддержали и преподаватели физического воспитания, мотивируя это тем, что комплексирование средств аэробики и фитнеса позволит сделать физкультурные занятия более разнообразными, эмоционально насыщенными, способствующими эффективному решению задачи гармоничного развития (как телесной, так и духовной составляющих) личности.
4. По мнению преподавателей, основными факторами, сдерживающими использование в вузе фитнес-программ комбинированного содержания, являются: отсутствие семинаров и мастер-классов по обмену опытом, недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий фитнесом, отсутствие научно обоснованной технологии проектирования комплексных фитнес-программ, низкое качество материальнотехнической базы вуза, отсутствие возможности формирования студенческих учебных групп по спортивным интересам, смешанный состав групп по половой принадлежности (юноши и девушки), излишне высокая наполняемость учебных групп. В то же время педагоги заявляют о своей готовности к освоению новых фитнес-технологий, проектированию и реализации комплексных фитнес-программ.
5. К числу наиболее востребованных студентками и одобренных преподавателями фитнес-программ комбинированного содержания относятся: «танцевальная аэробика + силовая аэробика + аэробика на степ-платформах», «танцевальная аэробика + упражнения на фитболах», «танцевальная аэробика + занятия в тренажерном зале», «классическая и танцевальная аэробика + оздоровительные фитнес-программы (пилатес, йога, каланетика, боди-флекс)», «классическая аэробика + аэробика с использованием элементов техники восточных единоборств (тайбо и капоэйро)», «танцевальная аэробика + босу-тренинг + силовые упражнения с мини-штангой», «аэробика с использованием элементов техники восточных единоборств (тай-бо и капоэйро) +
босу-тренинг + упражнения на тренажерах», «фитнес-йога + силовая аэробика (в том числе, с мини-штангой)», «каланетика + боди-флекс», «степ-аэробика + упражнения на тренажерах».
Выявление наиболее эффективных комплексных (комбинированных, поливалентных) фитнес-программ является предметом наших дальнейших научных изысканий.
Библиографический список
1. Базилевич М.В. Организация спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного ими вида спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - №5. - С. 27.
2. Степанова О.Н. Современное состояние и проблемы развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации // Научные труды МПГУ Серия: естественные науки. - М.: Прометей, 2004. - С. 449-456.
3. Черняев В.В. Проектирование и конструирование гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 47 с.
4. Шинкаренко О.В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов (на примере технического вуза): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2009. - 23 с.
5. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях: Монография. - Волгоград: ВолгГАСА, 2002. - 136 с.
УДК 159.9.07
Уварова Светлана Яковлевна
Дубовицкая Татьяна Дмитриевна
доктор психологических наук Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРИНЯТИИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ
В статье рассмотрена проблема принятия решений в юношеском возрасте; предложено понятие «умение принимать решения»; осуществлена психометрическая проверка методики диагностики умения принимать решения; дана характеристика взаимосвязи умения принимать решения и других особенностей личности старшеклассников; представлены результаты формирующего эксперимента по развитию у старшеклассников умения принимать решения.
Ключевые слова: психологическая поддержка, умение принимать решение, психометрическая проверка методики.
На современном этапе развития общества школа по-прежнему остается важнейшим фактором формирования жизненных установок и качеств личности, которые помогут вчерашнему школьнику определиться в своем жизненном пути и нести ответственность за происходящее с ним. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать соответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству» [3]. И если в детском и подростковом возрасте активность и самостоятельность человека ограничены как его интеллектуальными ресурсами, так и зависимостью от взрослых, то
в юношеском возрасте необходимость принятия самостоятельных решений признается не только самими юношами и девушками, но и окружающими их людьми, а также обществом в целом.
Юноши и девушки находятся на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь, в ходе которой им придется постоянно принимать решения, касающиеся самых различных проблем и жизненных ситуаций. Более того, в силу уменьшения своей зависимости от взрослых, снижения контроля с их стороны, у старшеклассников значительно расширяется поле свободных действий, в пределах которого они не видят необходимости советоваться с окружающими, и сами принимают решения по совершению тех или иных действий и поступков, в которых они впоследствии могут раскаиваться. Как