8. Rusinovich A.A., Ugol'nikova O.A. Pedagogicheskie osnovy realizacii idej zdorov'esberezhenija v sisteme zanjatij ritmoplastikoj [Pedagogical foundations for the realization of health-saving ideas in the system of rhythmoplasty classes]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumani-tarnye i obshhestvennye nauki [Bulletin of Kemerovo State University: Series Sociological and Humanitarian Sciences], 2018, no. 4, pp. 33-40.
9. Chashhina A.E., Makarova O.V. Ritmoplastika kak sredstvo fizicheskogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta [Rhythmoplasty as a means of physical development of preschool children]. Tradicii i novacii v doshkol'nom obrazovanii [Traditions and innovations in preschool education], 2019, no. 2 (10), pp. 50-52.
10. Harchenko T.E. Teatr vsevozmozhnogo. Vyp. 1. Ot igry do spektaklja: ucheb.-metod. posobie [Theater of all kinds. Vol. 1. From the game to the play]. Saint-Petersburg: Piter, 2002. 114 p.
11. Harchenko T.E. Bodrjashhaja gimnastika dlja doshkol'nikov [Invigorating gymnastics for preschoolers]. Saint-Petersburg: Detstvo-Press, 2017. 96 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ю.А. Каляева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2228-5345.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Y.A. Kalyaeva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogics, South Ural Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2228-5345.
УДК 378.016
Елена Юрьевна Камышева
г. Москва
Использование когнитивного инструментария как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых направлений подготовки
В статье рассматривается необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых направлений как необходимого компонента их профессиональной подготовки. Описаны методологические подходы формирования иноязычной коммуникативной компетенции: системный, когнитивный, компе-тентностно-деятельснтный. Представлено теоретическое описание когнитивного инструментария как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Рассмотрены сущность когнитивного инструментария, определены его структурные графические элементы в виде интеллект карт, выделены основные общедидактические принципы реализации в образовательном процессе (принцип визуализации, активности, управления знаниями, интерактивности, соревновательности, контекстной обусловленности), позволяющие эффективно организовывать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, описаны этапы применения данного инструментария в образовательной среде в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции (диагностический, теоретико-когнитивный, процессуальный, рефлексивный), выявлен преимущества использования интеллект карт в образовательном процессе.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, когнитивный инструментарий, интеллект-карта, графическая схема, знания.
Elena Yurjevna Kamysheva
Moscow
Cognitive learning toolkit in the formation of a foreign language competence of students
studying non-linguistic courses
The article discusses the significance of the foreign language communicative competence formation of students studying non-linguistic courses. The theoretical approaches to the formation of a foreign language communicative competence (system approach, cognitive approach, competence and activity oriented approach) as a necessary component of the students' professional training have been described in detail. The cognitive learning toolkit as a means of the foreign language communicative competence formation has been theoretically interpreted. The essence of cognitive learning toolkit has been clarified. Moreover, the author has focused on the mind maps as a structural component of the cognitive learning toolkit and the core pedagogical principles of the cognitive learning toolkit implementation in the educational process. The principles of visualization, interactivity, competition, knowledge management, the activity and issue oriented principles allow the teacher to form the foreign language communicative competence in effective way. In addition, the main stages of using the learning toolkit in the educational environment such as the diagnostic, cognitive, activity-oriented and reflexive stages aimed at forming the foreign language communicative competence of the students have been shown. As a result, the theoretical and practical advantages of the cognitive learning toolkit in the educational process were emphasized.
Key words: foreign language communicative competence, cognitive learning toolkit, mind map, graphic scheme, knowledge.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования выпускник вуза должен владеть комплексом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формирование которых осуществляется на всех уровнях образования и совершенствуется в процессе не только профильно-ориентированной предметной подготовки, а также в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. Большое значение в этом направлении отводится дисциплине «Иностранный язык», одна из задач которой заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Понимание необходимости формирования иноязычной коммуникативной компетенции является существенным фактором успешного осуществления взаимодействия будущего выпускника с представителями других культур, обогащения и совершенствования его социально-культурных и профессиональных знаний, умений и навыков в условиях глобализации, мобильности и открытости современного общества.
Исследование проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых направлений в современных реалиях обусловлено противоречием между существующими практиками подготовки будущих выпускников, способных применять полученные знания, умения, навыки в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современного рынка труда и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов реализации педагогических технологий формирования данной компетенции в условиях современной образовательной среды.
При всей значимости существующих образовательных технологий формирования иноязычной коммуникативной компетенции, представленных в научных разработках ученых и практиков, попытка устранить данное противоречие связана с теоретическим обоснованием внедрения в образовательный процесс когнитивного лингводидактического инструментария, способного оказать положительное влияние на эффективность данного явления в рамках языковой подготовки.
Исследование проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции опирается на такие методологические подходы как системный, когнитивный, компетентностно-деятельностный. Данные подходы играют ведущую роль при теоретическом обосновании содержательных характеристик когнитивного лингводи-дактического инструментария.
Системный подход предполагает исследование проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции на основе когнитивного инструментария с точки зрения выявления ее внутренних и внешних свойств и связей, т. е. основных компонентов, причастных к достижению главной
цели его функционирования. Содержание данного подхода отражает совокупность принципов, которым необходимо следовать при разработке теоретических основ использования данного инструментария. Принцип функционально-структурного строения целого позволяет анализировать и определять функциональное назначение каждого структурного элемента когнитивного инструментария во взаимосвязи с целостным образовательным процессом. Принцип иерархичности предполагает расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему. Принцип управляемости состоит в мониторинге, контроле и регулировании во времени и пространстве внешних и внутренних факторов, воздействующих на процесс формирования компетенции на основе когнитивного инструментария. Системный подход позволяет изучить каждый структурный элемент когнитивного инструментария в отдельности, проанализировать и сопоставить друг с другом, учитывая воздействие внутренних и внешних условий образовательной среды.
Когнитивный подход основывается на таких психических процессах, как восприятие, запоминание, мышление, решение задач и принятие решений. Когнитивная активность связана с приобретением, пониманием, оценкой, организацией, переработкой и использованием знания. Каждый человек воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее при помощи четких моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Разные люди по-разному видят, интерпретируют события по-разному, поэтому поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Когнитивный подход в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обеспечивает получение, осмысление, переработку и применение обучающимися знаний.
Компетентностно-деятельностный подход акцентирует внимание на процессуальной стороне использования когнитивного инструментария в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Данный подход ориентирован на привитие ценности и раскрытие цели познания, овладение современными способами получения знаний и приобретения умений их реализации в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях реального иноязычного межкультурного взаимодействия. Главным аспектом в этом процессе является образовательный продукт, в качестве которого рассматривается не объем усвоенных знаний, а умения находить, накапливать, осмысливать, преобразовывать и пользоваться интегрированными знаниями в репродуктивных и продуктивных видах деятельности.
Вышеуказанные методологические подходы и анализ теоретических аспектов когнитивной технологии, представленных в трудах Бершадско-го М.Е. [1], Igor M. Arievitch [5], Mey Jacob L. [7] и др. послужили основой для разработки когнитивного инструментария формирования иноязычной компетенции обучающихся неязыковых направлений подготовки.
В нашем исследовании когнитивный инструментарий представляет собой индивидуально-ориентированный лингводидактический алгоритмический комплекс, интегрирующий совокупность средств (схемы, диаграммы, таблицы) и приемов обучения (идентификация, выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, обмен вопросами и ответами и т.д.), реализация которых в образовательном процессе обеспечивает усвоение социокультурных, общепрофессиональных и профессиональных знаний на основе графической визуализации процесса системного мышления. Структурные элементы данного инструментария позволяют сосредоточить внимание на сути рассматриваемого объекта, выделить причинно--следственные связи, систематизировать информацию и создать целостную картину изучаемого явления.
Опираясь на теорию ассоциативного радиантно-го мышления, предложенную Т.Т. Бьюзеном [6] был разработан когнитивный инструментарий на основе графических схем. В качестве графических схем мы используем в образовательном процессе интеллект карты как средство визуального графического представления взаимосвязей между понятиями, полученными путем восприятия, обработки, запоминания информации и как инструмент развития логического, ассоциативного и критического мышления.
Интеллект карта позволяет представить образ в форме переживаний, сенсорных впечатлений, слов, словосочетаний. Представленный в виде разнообразных изображений образ становится ментальной репрезентацией познаваемой ситуации, опорой для обработки, понимания, принятия решений, оценки и выводов. C помощью графических схем обучающийся приближается к содержанию образа, вскрывает его структуру и точно рефлексирует его отдельные элементы, что позволяет сделать образ четким, насыщенным и целостным. Концепт интеллект карты отражает значимое для обучающегося предметное поле, позволяют всесторонне рассмотреть предмет или вопрос, представляющий интерес для обучающегося. Именно концепт и выступает в качестве ключевой опоры для формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетенции (что является знанием, как, с какой целью и где применять знание).
Целью реализации данного инструментария является создание условий для понимания обучающимися ценности воспринимаемой информации. Когнитивный инструментарий имеет алгоритмический характер и основывается, как отмечает М.Е.
Бершадский, на «психологических теориях управления когнитивным развитием учащихся в процессе обучения, результаты которого могут быть объективно диагностированы» [1].
Ключевым моментом в реализации когнитивного инструментария является соблюдение исходных дидактических положений, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей образовательного процесса и определяют его направленность на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Знание общедидактических принципов дает возможность обоснованно определять цели и осуществлять отбор содержания учебного материала, выбирать адекватные целям формы и средства обучения.
Принцип визуализации является основой реализации когнитивного инструментария, «вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность процесса усвоения знаний увеличивается, если в обучении используются когнитивные графические учебные элементы» [2, С.71]. Данный принцип предполагает использование наглядности как средства обучения и как средства познания. Принцип когнитивной визуализации трактуется как специально организованная демонстрация материала с целью его лучшего восприятия, понимания, систематизации, упорядочивания, осознания, усвоения и практического использования.
Принцип активности предполагает осознанно усвоения знаний в процессе активной когнитивной и практической деятельности. Данный принцип предполагает мобилизацию интеллектуальных, волевых и физических сил обучаемых, направленных на самостоятельный поиск идей, мыслей, необходимых фактов, сравнение, сопоставление известного и неизвестным, ориентация обучающих на практическую деятельность по применению знаний в различных ситуациях профессионального общения.
Принцип управления знаниями основывается на «систематическом формировании (генерации), обновлении, передаче и применении знаний» [4, С. 34] с целью удовлетворения возникающих потребностей и реализации новых возможностей участников образовательного процесса. Важно определить какие знания имеют решающее значение для достижения успеха, выбрать знания, упорядочить, оценить их полезность, усвоить, применить при решении проблемы, принятии решения, создать новые знания путем преодоления трудностей, эмоционального переживания при решении проблемных ситуаций.
Принцип интерактивности, как указывает Ж.Б. Манкевич, означает «диалоговый характер взаимодействия студента и предлагаемого средства обучения, возможность некоторого воздействия на него со стороны участников образовательного процесса. Следование принципу интерактивности способствует сознательности и активности обучения, действенного отношения к поставленным задачам, продуцирование собственных задач и це-
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291
лей» [3, С.101]. Интерактивность позволяет участникам образовательного процесса быть вовлеченным в парные и групповые формы работы, что обеспечивает развитие таких soft skills как:
- коммуникативных (связное, грамотное содержательное изложение мыслей, активное слушание, презентация подготовленного материала и т.д);
- межличностных (способность работать в команде, выбирать стратегии общения с разными типами коммуникантов, управлять конфликтами);
- навыков self-менеджмента (контроль и управление своими эмоциональными и интеллектуальными процессами, личностным развитием, временем);
- навыков критического мышления (системность, креативность, логика, выбор и принятие решений).
Принцип автономности означает, что отдельные средства, приемы когнитивного инструментария могут использоваться самостоятельно. Данный принцип позволяет организовать образовательный процесс для участников с разным уровнем языковой и профессиональной подготовки независимо от изучаемого тематического блока.
Принцип соревновательности заключается в том, что соревнование повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения, а введение перекрестного оппонирования по экспертизе принятых решений позволяет создать обстановку взаимного критического анализа, что повышает эффективность реализации когнитивного инструментария, стимулирует активность участников, повышает мотивацию, развивает интерес к изучению профессионально-ориентированного материала на иностранном языке.
Принцип контекстуальной обусловленности содержательного наполнения когнитивного инструментария отражает соответствие изучаемого тематического материала коммуникативным ситуациям профессионально-ориентированного общения. Данный принцип реализуется на основе системного использования общекультурного, общепрофессионального контекста, включения в образовательный процесс элементов профессиональной деятельности: определение проблем и их обсуждения, анализ и обобщение накопленного опыта и решения учебно-познавательных задач профессионально-ориентированной тематики. Усвоение знаний и формирование умений и навыков их применения осуществляется эффективнее при условии имитации в образовательном процессе атмосферы реальных профессионально-ориентированных ситуаций общения.
Использование когнитивного инструментария в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся представляет собой многоступенчатый процесс, включающий диагно-
стический, теоретико-когнитивный, процессуальный, рефлексивный этапы.
Диагностический этап предполагает создание положительной мотивации к овладению социокультурными, общепрофессиональными и профессиональными знаниями; выявление аксиологиче-ски значимого смысла этих знаний, точек соприкосновения изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью.
Теоретико-когнитивный этап связан с формированием умений восприятия информации (фактов, понятий, определений, дат и т. д.), запоминания, конспектирования, аннотирования, сбора информации по заданной проблематике, анализа, обобщения, сравнения, выявления причинно-следственных связей при работе с дидактическим материалом.
Деятельностный этап ориентирован на овладение разными способами деятельности и включает наличие умений работать с разными источниками информации, умение воспринимать, усваивать, критически осмысливать полученные знания, способности генерировать новые знания, идеи, представления, моделировать их в виде графических интеллект карт и публично представлять в различных творческих проектах профессионально-ориентированного содержания.
Рефлексивный этап имеет своей целью развитие способности обучающегося к осмыслению и самоанализу, самооценке собственных способностей и возможностей, формирование умения выбирать на основе приобретенного опыта оптимальные методы и приемы работы с дидактическими материалами, содержащими межкультурные знания.
Алгоритм работы с интеллект картой соотносится с вышеуказанными этапами (диагностическим, когнитивным, процессуальным, рефлексивным).
На диагностическом этапе задается тема, проблема, определяется ее значимость для формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Началом работы с интеллект картой является определение центрального понятия. Каждое последующее слово, словосочетание или графическое изображение становятся центром следующей ассоциации, количество ответвляющихся возможных ассоциаций может быть бесконечным.
На когнитивном этапе предлагается построить интеллект-карту, генерируя всевозможные образы, понятия, идеи, сосредоточенные вокруг одной проблемы. Построение карты может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы работы зависит от цели деятельности и степени трудности задания. Главное, на схеме зафиксировать все идеи, отражающие сущность и содержание концепта значимого для участников. В процессе работы определяется цветовая гамма, символы, коды, которые будут использованы на графической схеме. Результатом работы на данном этапе являет-
ся создание интеллект карты, транслирующей целостную картину изучаемой проблемы.
На деятельностном этапе осуществляется обобщение, интерпретация, трансформация и презентация представленной на карте информации в личностно-значимый продукт речемыслительной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, личностных качеств и предыдущего опыта творческой деятельности обучающегося. Актуализация знаний осуществляется на основе Case-study или в формате PowerPoint презентации.
На рефлексивном этапе проводится самоанализ и самооценка деятельности и ее результатов с трех позиций. С практической позиции оценивается цель деятельности, полученный результат. С технологической анализируются способы, средства, этапы достижения результата. С аксиологической позиции рассматривается соответствие результата поставленной цели, роль обучающегося в достижении результата, его изменения, постановка цели для дальнейшей работы. На данном этапе обучающийся осмысливает результаты собственной когнитивной, творческой деятельности по освоению учебного материала, в ходе которой осуществляется оценка его интеллектуальных и творческих способностей.
Теоретический анализ проблемы позволил установить, что интеллект карты обладают значительным лингводидактическим потенциалом:
- Интеллект карты делают возможным расширять коммуникативное пространство, позволяя усваивать новую информацию интегрированным, способом, поэтому восприятие новых знаний происходит легче и в большем объеме; материал мож-
но легко менять, дополнять, упорядочивать, тем самым приспосабливать к постоянно меняющимся образовательным условиям;
- Интеллект карты наглядно отображают связи между изучаемыми понятиями, что способствует достижению более основательного понимания дидактического материала обучающимися;
- Интеллект карты дают возможность мониторинга и анализа информации о результатах деятельности обучающегося для оценки качества выполненных операций; своевременно выявлять и ликвидировать возникающие проблемы в процессе обучения;
- Интеллект карты предполагают использование как индивидуальных, так и коллективных форм работы: индивидуальные карты становятся частью коллективной карты мыслей, если внутри группы достигается графическое воплощение консенсуса.
Таким образом, лингводидактический потенциал интеллект карт создает основу для моделирования образовательного пространства, в котором обучающийся проявляет готовность накапливать, обновлять и применять знания, навыки, умения, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности на иностранном языке. Включение интеллект карт в образовательное пространство обучающегося как когнитивного инструментария формирования иноязычной коммуникативной компетенции дает возможность обучающемуся неязыковых направлений подготовки вуза реализовать его интеллектуальный, творческий потенциал в процессе профессиональной подготовки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бершадский, М.Е. Когнитивная образовательная технология [Электронный ресурс] / М.Е. Бершадский. - Режим доступа: http://bershadskiy.ru/index/kognitivnaja_obrazovatelnaja_tekhnologija/0-27. - 24.01.2020.
2. Изотова, Н.В. Система средств визуализации в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Н.В. Изотова, Е.Ю. Бугласова // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 70-73. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sistema-sredstv-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer. - 24.01.2020.
3. Манкевич, Ж.Б. Психолого-педагогические особенности организации управляемой самостоятельной работы студентов первокурсников [Текст] / Ж.Б. Манкевич // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (44). - С. 101-104.
4. Паникарова, С.В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом [Текст] / С.В. Паникарова, М.В. Власов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 140 с.
5. Arievitch, I.M. The Quality of Cognitive Tools and Development of the Mind [Electronic resource] / I.M. Arievitch // Beyond the Brain: An Agentive Activity Perspective on Mind, Development, and Learning. - Sense Publishers, 2017. - Pp. 115-145. - Mode of access: https://www.springer.com/us/book/9789463511049. - 24.01.2020.
6. Buzan, Т. The mind map book: How to use radiant thinking to maximize your brain's untapped potential [Text] / Т. Buzan, B. Buzan. - Pengun Group, 1994. - Pp. 35-36.
7. Mey Jacob, L. Cognitive Technology - Technological Cognition [Electronic resource] / L. Mey Jacob // Cognition, Communication and Interaction Transdisciplinary Perspectives on Interactive Technology. - London : Springer-Verlag, 2008. - Pp. 31-37. - Mode of access: https://www.springer.com/gp/book/9781846289262-. - 24.01.2020.
REFERENCES
1. Bershadskij M.E. Kognitivnaya obrasovatelnaya technologiya [Cognitive educational technology]. URL: http://bershadskiy.ru/index/kognitivnaja_obrazovatelnaja_tekhnologija/0-27 (Accessed 24.01.2020).
2. Isotova N.V., Buglasova E.Yu. Sistema sredstv vizualizazii v obuchenii inostrannomu yazyku [The Bryansk State University Herald]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 2015, no. 2, pp.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-U291
70-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sredstv-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer (Accessed 24.01.2020).
3. Mankevich Zh.B. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti organizacii upravlyaemoj samostoyatel'noj rabotoj studen-tov pervokursnikov [Psychological and pedagogical features of the organization of controlled independent work of first-year students]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2019, no 4 (44), pp. 101-104.
4. Pankratov S.V., Vlasov M.V. Upravlenie znaniyami i intellektual'nym kapitalom [Management of knowledge and intellectual capital]. Ekaterinburg, 2015. 140 p.
5. Arievitch I.M. The Quality of Cognitive Tools and Development of the Mind [Elektronnyi resurs]. Beyond the Brain: An Agentive Activity Perspective on Mind, Development, and Learning. Sense Publishers, 2017, Pp. 115-145. URL: https://www.springer.com/us/book/9789463511049 (Accessed 24.01.2020).
6. Buzan Т., Buzan B. The mind map book: How to use radiant thinking to maximize your brain's untapped potential. Pengun Group, 1994, pp. 35-36.
7. Mey J.L. Cognitive Technology - Technological Cognition [Elektronnyi resurs]. Cognition, Communication and Interaction Transdisciplinary Perspectives on Interactive Technology. London: Springer-Verlag, 2008, pp. 31-37. URL: https://www.springer.com/gp/book/9781846289262- (Accessed 24.01.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Е.Ю. Камышева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета международных отношений историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0798-7154.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
E.Yu. Kamysheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department of Division for International Relations and Foreign Area Studies, Institute for History and Archives, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0798-7154.
УДК 371:6
Олеся Владимировна Котлованова
г. Челябинск
Современное состояние проблемы формирования безопасного поведения чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста
В статье проанализированы тематические занятия, акции, мероприятия, беседы и другие методы и формы педагогической деятельности по вопросам антитеррористической безопасности детей. Рассмотрены как отечественные, так и зарубежные подходы к информированию детей о проблеме терроризма. Материалы статьи доказывают то, что в настоящее время проблема формирования безопасного поведения при терроризме у детей дошкольного возраста актуальна и нуждается в новых исследованиях со стороны учёных и педагогов, а практические рекомендации по данному вопросу фрагментарны и не носят системного характера. В рамках диссертационного исследования авторами предложена программа по антитеррористической безопасности, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста, которая благодаря научному подходу и выработки авторских принципов носит системных характер формирования безопасного поведения при терроризме у детей на протяжении одного учебного года.
Ключевые слова: антитеррористическая безопасность, дети старшего дошкольного возраста, безопасное поведение, мероприятия по безопасности, образовательные программы.
Olesya Vladimirovna Kotlovanova
Chelyabinsk
The current state of the problem of safe behavior formation in terrorism in preschool
children
The article analyzes thematic classes, actions, events, discussions and other methods and forms of pedagogical activity on the issues of anti-terrorist safety of children. Both domestic and foreign approaches to informing children about the problem of terrorism are considered. The materials of the article prove that at present the problem of the formation of safe behavior in terrorism in children of preschool age is urgent and needs new research by scientists and educators, and practical recommendations on this issue are fragmentary and not systemic. As part of the dissertation research, the authors proposed a program on anti-terrorism security designed for children of preschool age which has a systemic nature of the formation of safe behavior in terrorism in children during one academic year due to the scientific approach and the development of copyright principles.
Keywords: anti-terrorism security, children of preschool age, safe behavior, safety measures, educational programmes.