Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ТУРИЗМЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / СОТРУДНИЧЕСТВО / TOURISM / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / TOURIST CLUSTER / COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Осипова О.В.

В статье говорится о роли кластерного подхода на современном этапе развития туризма. Рассматривается сущность кластера и кластерного подхода в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CLUSTER APPROACH IN TOURISM

The article describes the role of the cluster approach at the present stage of tourism development. The essence of the cluster and the cluster approach in tourism is considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ТУРИЗМЕ»

общественного питания влияет на взаимодействие их с потенциальными потребителями. Соответствие высокого уровня гигиены, несомненно, привлекает новых потребителей.

Использованные источники:

1. Физиология питания: учебник для вузов / Т. М. Дроздова, П. Е. Влощинский, В. М. Позняковский // ДеЛи плюс, 2012, 351 с.

2. Сидорова К.А., Козлова С.В., Череменина Н.А., Дорн Г.А. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИТАНИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2013. - № 11-1

3. Физиология питания: учеб. пособие для вузов / В. И. Теплов, В. Е. Боряев // М. : Дашков и К, 2017, 456 с.

4. Санитария и гигиена питания: учеб. пособие для вузов/ Т. А. Джум, М. Ю. Тамова, М. В. Букалова // М. : Магистр, 2018, 543 с.

5. Электронный ресурс, URL: http://fb.ru/article/238792/fiziologiya-pitaniya-osnovyi-fiziologii-pitaniya (дата обращения 13.10.2018)

УДК: 338.26

Осипова О.В. студент магистратуры кафедра международного туризма и гостиничного бизнеса

НИУ «БелГУ»

научный руководитель: Слинкова О.К., доктор экономических наук

Россия, г. Белгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ТУРИЗМЕ

Аннотация. В статье говорится о роли кластерного подхода на современном этапе развития туризма. Рассматривается сущность кластера и кластерного подхода в туризме.

Ключевые слова: туризм, кластер, кластерный подход, туристский кластер, сотрудничество.

Osipova O.V.

Master student, department of international tourism and hotel business

National Research University «BSU», Belgorod Scientific adviser: Slinkova O.K., Doctor of Economics

Russia, Belgorod USE OF CLUSTER APPROACH IN TOURISM Annotation. The article describes the role of the cluster approach at the present stage of tourism development. The essence of the cluster and the cluster approach in tourism is considered.

Key words: tourism, cluster, cluster approach, tourist cluster, cooperation.

Туризм является чрезвычайно важной экономической деятельностью, которая может играть решающую роль в определенных областях развития, где

иногда нет других альтернатив для достижения этой цели, и может даже повысить природный и историко-культурный потенциал большинства депрессивных регионов. Сектор туризма также представляет собой деятельность, которая характеризуется огромными возможностями, которые должны давать прямые, косвенные и индуцированные эффекты в экономике. Зарубежные авторы, такие как Кампос, Мендес и Альбино считают, что туризм является сектором деятельности, который все больше выражается и ценится для национальной и региональной экономики [3, с. 171].

Региональное развитие является результатом интеграции пространственной переменной в предмет развития; таким образом, это связано с определенной пространственной привязкой - регионом. Кластеры стали одной из самых популярных концепций местного и регионального развития для исследований и практики.

Кластер - это широкое понятие, которое существует во многих областях, и огромный интерес к нему проявляют ученые, политики и предприниматели. Концепция промышленного кластера впервые была описана А. Маршаллом, который отождествил ее с экономией от масштаба за счет присутствия производственных компаний в промышленных районах [3, с. 170].

В настоящее время кластер был определен американским экономистом М. Э. Портером. Портер описал кластер как группу компаний и связанных с ними учреждений, находящихся в географической близости, разделяющих одни и те же возможности, технологии и инфраструктуру, которые остаются друг с другом как в кооперативных, так и в конкурентных отношениях [4].

Кластеры представляют собой инновационную форму так называемого сотрудничества, что означает, что конкуренция между деловыми партнерами в целях частичной конвергенции рассматривается как игра, которая приносит пользу всем участникам, не исключая ни одного из них.

Наиболее важные особенности кластеров могут включать в себя:

- системную связь, сеть формальных и неофициальных связей кластера;

- концентрацию в определенной области и в данный момент времени ресурсов (материальных, финансовых и человеческих), что вызывает увеличение производительности внеоборотных активов;

- сотрудничество и взаимопомощь многих автономных бизнес-структур;

- способность генерировать и сохранять конкурентное преимущество;

- снижение риска, что позволяет снизить затраты на управление;

- достижение синергетического эффекта.

Компании в кластере могут достичь ощутимых выгод. Наиболее важные из них включают:

- снижение операционных издержек;

- диффузионное ноу-хау и ротация персонала;

- открытость к инновациям;

- легкий доступ к ключевым ресурсам;

- высокий уровень производительности и рентабельности;

- более простой доступ к рынкам [2].

Формирование кластеров может осуществляться снизу вверх или сверху

вниз.

Туристический кластер - это активная сеть, в которую входят:

- туроператоры;

- контрагенты;

- туристические организации;

- местные органы власти и самоуправления;

- институты деловой среды;

- образовательные организации (колледжи, институты).

Отдельные элементы кластера взаимодействуют друг с другом в рамках

одного бренда (туристического продукта) и одновременно соревнуются друг с другом в качестве, уникальности и инновациях. Основные атрибуты этого кластера включают в себя:

- пространство (определенная область, в рамках которой объекты являются функциональными);

- экономико-социальные отношения, возникающие между участниками;

- сеть (организации стремятся к достижению индивидуальных и общих целей);

- услуги (потребление туристских продуктов, происходит в месте их производства) [2].

Кластер будет эффективным при условии, что он не будет вести конкурентную борьбу за устранение с рынка, но будет способствовать получению прибыли субъектами, участвующими в этой структуре, и, кроме того, он приведет к улучшению качества жизни жителей внутри кластера.

В случае туристических кластеров факторы, способствующие концентрации определенной группы компаний и учреждений, связанных с их деятельностью, являются, несомненно, эндогенными факторами.

Туристические кластеры постоянно развиваются благодаря объединению субъектов. В Европе можно встретить многочисленные инициативы, способствующие развитию кластеров, которых на Старом континенте было выявлено более двух тысяч. Синергетический эффект действия, который невозможно получить индивидуально, является важной причиной их функционирования и развития [2].

Программы Европейского Союза, ряд других нормативно-правовых актов международного и национального уровней на протяжении более полувека рассматривают развитие приграничных территорий как одно из ключевых направлений западноевропейской региональной политики. В качестве основной цели данная политика декларирует преодоление негативных последствий былой барьерной функции границ, относительной изолированности и периферийности приграничных территорий, развитие и укрепление экономических и культурных связей между регионами и

странами, более полное использование социально-экономического потенциала приграничных территорий. В отличие от зарубежного опыта, политика Российской Федерации на протяжении долгого периода времени не способствовала развитию приграничных территорий, что негативно сказывалось на их социально-экономическом развитии. Только в настоящее время разрабатываются программы развития приграничных территорий, где одну из важнейших ролей играет туризм.

Растущее влияние туризма на социально-экономическое развитие приграничных регионов рационализирует проблемы исследования процессов мобильности, туризма и миграции граждан в мировом сообществе. В последние годы растет число работ российских ученых, в которых представлены многочисленные аспекты сотрудничества приграничных регионов России с соседними странами в контексте туристической мобильности. Учитывая ключевую роль развития туристической инфраструктуры в функционировании региональной туристической индустрии, ученые накопили значительный исследовательский потенциал для понимания текущего состояния, особенностей и проблем развития туристической инфраструктуры в некоторых приграничных регионах России. Особый интерес представляют исследования вопросов развития туристско-рекреационного комплекса приграничных регионов, вопросов приграничного и трансграничного сотрудничества в сфере туризма. Однако накопленный исследовательский потенциал, ввиду регионального характера существующих разработок, не позволяет в полной мере моделировать всестороннее понимание общих тенденций и особенностей развития туризма в трансграничном поясе России [1, а 49].

В случае трансграничного объединения регионов стоит выделить два аспекта - препятствия и возможности. Первыми являются отсутствие специализированных структур внутри администраций в области сотрудничества, нехватка местных ресурсов в регионах-партнерах, несоответствия между ритмами экономического развития, отсутствие прямых трансграничных отношений между социально-экономическими субъектами, слабые торговые отношения и трудности при пересечении границы. Последняя важная сторона касается экономической взаимодополняемости областей, организованных отношений и потоков, необходимости улучшения и развития новых коммуникационных инфраструктур в трансграничных районах. Эта область отличается сложностью и гистерезисом, которые следует учитывать при любых будущих прогнозах. Страны-партнеры могут извлечь уроки из прошлой истории и соответствующим образом изменить свой статус, поскольку на трансграничную экономическую жизнь влияют такие факторы, как проницаемость границ, степень межкультурности, количество и глубина исторических конфликтов, расстояние от главного экономического центра и т. д., а также факторы, возникающие в результате недавних разработок в области информационных технологий и связи. Трансграничные программы ориентированы в основном на партнерство и

сотрудничество, где первая тема - это экономические проблемы развития. Приоритет отдается построению партнерства, что означает хороший шаг, который должен облегчить будущее сотрудничество и помочь заинтересованным сторонам сосредоточиться на экономических стратегиях и проектах [5, с. 97].

В настоящее время в отечественной практике уже широко известны региональные кластеры, функционирующие в пределах одного субъекта Российской Федерации, создаются проекты межрегиональных кластеров, располагающихся на территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Наряду с ними, как было сказано выше, возникает потенциал создания приграничных (трансграничных) туристских кластеров, т.е. туристских кластеров, размещенных в приграничных территориях двух и более государств. Такая практика уже существует на территории бывшего СССР, так, разработан совместный украинско-белорусский проект развития сельского туризма. Проект под названием «Организация трансграничного кластера сельского туризма «Днепр» будет реализован в смежных пограничных районах Черниговской и Гомельской областей и охватит 300 природных, археологических и историко-культурных

достопримечательностей, 450 км. зеленых маршрутов, в т.ч. пешеходные, велосипедные, конные и водные маршруты, туры выходного дня для байкеров и поклонников экстремального вида отдыха. Другой пример -международный проект «Карпатский регион как привлекательная туристическая дестинация», который реализуется в Украине, Словакии, Венгрии и Румынии. В задачах проекта не только разработка общей стратегии менеджмента туристических дестинаций, но и маркетинговая деятельность, включая брендинг и формирование имиджа развития. Стоит отметить, что здесь приведены примеры развития приграничных туристских кластеров зарубежных стран. На сегодняшний день в Российской Федерации туристские кластеры создаются как национальные объекты. Вместе с тем, нельзя не отметить, что потенциал и возможности создания востребованных приграничных туристских кластеров в России велики [5, с. 101].

Вне всякого сомнения, туристические регионы, а также хозяйствующие субъекты, функционирующие в их районе, и особенно ориентированные на туризм, должны сосредоточиться на повышении своей конкурентоспособности и способности внедрять инновационные продукты. Такой процесс должен проявляться в постоянной диверсификации туристического предложения, предоставляемого конкретными организациями и конкретным туристическим направлением. Обсуждение, представленное в настоящем исследовании, указывает на полезность туристических кластеров в повышении конкурентоспособности туристических направлений. Однако следует указать несколько важных вопросов, касающихся способа их функционирования.

Накопленный к настоящему времени опыт создания кластеров

свидетельствует о полезности этой формы сотрудничества не только в интересах развитых регионов, но и в случае экономически неразвитых районов.

Серьезным препятствием для функционирования такого кластера является сравнительно слабое совпадение практики и исследований в сфере туризма по сравнению с отраслевым сектором. Особая роль инноваций в функционировании кластера оправдывает присутствие в нем научно-исследовательских организаций (школ, университетов, исследовательских центров).

Развитие сотрудничества в сфере туризма и внедрение концепции туристического кластера, к сожалению, не улучшилось из-за слабых отношений между отраслью туризма и исследовательскими центрами в результате незначительной инициативы, представленной субъектами для налаживания такого сотрудничества, и их нежелания воспользоваться научными достижения технического прогресса в своей деятельности.

Инициатива строительства туристического кластера может оказаться успешной, если предпринять усилия для развития партнерства между государственным и частным сектором. Местное самоуправление должно предоставить условия для развития предпринимательства и стимулировать новых инвесторов осуществлять инвестиции в регионе. С другой стороны, территориальное самоуправление должно не только создавать кластер, но и стимулировать развитие сотрудничества на уровне туристического направления. Кроме того, местные и региональные туристические организации не должны отождествляться с кластером, но должны играть роль таких участников кластера.

Следует также напомнить, что местоположения и регионы характеризуются различными условиями с точки зрения создания кластеров. Это больше похоже на туристические направления, у них есть свой жизненный цикл. Участники каждого туристического кластера должны осознать это и подготовиться к проведению надлежащих мероприятий на каждом этапе этого цикла.

Использованные источники:

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учебник / А.Ю. Александрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016. - 460 с.

2. Глоова, А. В. Кластерный подход как ключевой инструмент развития туризма в регионе // Туризм сегодня. 2013. - №2.

3. Куркудинова, Е. В. Кластерный подход как технология управления экономическим развитием региона // Экономика и управление. 2013. -№10 (71). - а 170-172.

4. Портер, М. Конкуренция Спб. : Изд.д. «Вильямс». 2006.

5. Ширихина, Е. Ю. Кластерный подход в туризме // Проблемы современной экономики. 2014. - №1. - С. 100-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.